Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ НАБЕРЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЁМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА'

АРХИТЕКТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ НАБЕРЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЁМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городская набережная / прибрежные зоны / благоустройство / рекреационное пространство / общественное пространство / дизайн архитектурной среды / благоустройство / тенденции / Центрально-Чернозёмный экономический район / a waterfront promenade / coastal zones / improvements / a recreational space / a public space / a design of the architectural environment / improvements / trends / the Central Black Earth economic region

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барбарин Сергей Владимирович, Иванова Екатерина Викторовна Иванова

Авторы статьи обращаются к проблеме низкого уровня благоустройства набережных зон, не соответствующих запросам современной социокультурной реальности. Проведён анализ реализованных проектов практики архитектурно-пространственной организации прибрежных территорий в Центрально-Чернозёмном экономическом районе. В результате исследования выявлены успешные моменты в реализованных проектах, а также проблемы, на которых следует сфокусировать внимание при проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Барбарин Сергей Владимирович, Иванова Екатерина Викторовна Иванова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL COMPARISON OF THE EMBANKMENTS OF THE CENTRAL BLACK EARTH ECONOMIC REGION

The article deals with the issue of the low level of improvement of embankment areas that are not in compliance with the demands of modern sociocultural reality. The authors carry out an analysis of implemented projects for the practice of architectural and spatial organization of coastal territories in the Central Black Earth economic region. As a result of the study, they identified successful moments in implemented projects, as well as problems on which attention should be focused during design.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ НАБЕРЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЁМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

УДК 721.011 ГРНТИ 67.25.21

АРХИТЕКТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ НАБЕРЕЖНЫХ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЁМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА

С.В. Барбарин, Е.В. Иванова

Воронежский государственный технический университет Россия, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

Авторы статьи обращаются к проблеме низкого уровня благоустройства набережных зон, не соответствующих запросам современной социокультурной реальности. Проведён анализ реализованных проектов практики архитектурно-пространственной организации прибрежных территорий в Центрально-Чернозёмном экономическом районе. В результате исследования выявлены успешные моменты в реализованных проектах, а также проблемы, на которых следует сфокусировать внимание при проектировании.

Ключевые слова: городская набережная, прибрежные зоны, благоустройство, рекреационное пространство, общественное пространство, дизайн архитектурной среды, благоустройство, тенденции, ЦентральноЧернозёмный экономический район.

ARCHITECTURAL COMPARISON OF THE EMBANKMENTS OF THE CENTRAL BLACK EARTH ECONOMIC REGION

S. V. Barbarin, E.V. Ivanova

Voronezh State Technical University

Russia, 394006, Voronezh, ul. 20-letiya Oktyabrya, 84

The article deals with the issue of the low level of improvement of embankment areas that are not in compliance with the demands of modern sociocultural reality. The authors carry out an analysis of implemented projects for the practice of architectural and spatial organization of coastal territories in the Central Black Earth economic region. As a result of the study, they identified successful moments in implemented projects, as well as problems on which attention should be focused during design.

Keywords: a waterfront promenade, coastal zones, improvements, a recreational space, a public space, a design of the architectural environment, improvements, trends, the Central Black Earth economic region.

Издревле люди селились вдоль рек — и оздоровительной точек зрения и приковыва-

самых привлекательных мест для жизни. Сей- ют внимание проектировщиков [2]. Набереж-

час, когда опыт человечества в проектирова- ная города при соблюдении всех правил гра-

нии жизненных пространств значительно вы- достроительной организации и формирования

рос, а сами пространства стали разнообразны в визуального образа может стать яркой визит-

своих видах, прибрежные территории притя- ной карточкой города, местом, где горожане и

гивают людей с эстетической, развлекательной туристы стремятся провести свой досуг.

© Барбарин С.В., Иванова Е.В., 2024

Сравнительный анализ набережных региональных центров Центрально-Чернозёмного экономического района (далее — ЦЧЭР): Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова — произведён с позиции оценки их архитектурной выразительности. Показано, какие исторические факторы развития городов сформировали именно тот облик набережных, который мы имеем. Выявлены основные сходства и различия набережных городов ЦЧЭР. Цель исследования — определение уровня развития в проектировании набережных, выявление проблем и учёт положительного опыта региональных центров в создании целостного ансамбля набережной.

Историческая справка по городам

История формирования городов и конкретных пространств помогает понять, как люди приходили к определённым решениям.

Например, в Курске протекает несколько рек: Сейм, Тускарь, Кур, Моква. Ни одна из них не обустроена комплексной набережной. Уделено внимание только территории у реки Тускарь. Первые публикации о том, что неплохо бы в Курске обустроить набережную в районе Барнышевки (ныне площади Добролюбова), можно встретить в газетах первой половины XIX в., после удачного строительства Каменного моста на реке Кур. Это место привлекало внимание людей тем, что было единственным, где Тускарь легкодоступна в черте города и соседствует с активно используемыми площадями. В XX в. Тускарь была гораздо шире и полноводнее. В 1939 г. по рекам Тус-карь и Сейм от старого кожзавода до урочища Солянка курсировали речные трамвайчики, быстро ставшие популярными среди курян.

Территория у слияния рек Кур и Тус-карь получила интересное название — «Утиный остров» — из-за обитающих там диких уток, на которых куряне приходят посмотреть. Осуществлению архитектурного проекта устройства там Музейного городка с набережной на левом берегу помешала война.

Первый генплан Курска 1946-1947 гг. предусматривал коренное изменение Барны-шевской площади, и эта задумка продолжала довоенную идею Музейного городка. В первые годы после войны воплотить её не удалось — акцент делался тогда на главные улицы города, а затем в многочисленных последующих генпланах про Барнышевку просто забыли.

Без внимания со стороны управления города отношение курян к площади Добролю-

бова в послевоенные годы стало трудно назвать уважительным. Шумная толкучка, приезжие зверинцы, цирки-шапито, а несколько позже — заправка бензина, малопрезентабельные магазины стройматериалов, склады. Всё это не соответствовало образу исторической площади в самом центре города [5].

Инициатором работы по благоустройству места отдыха стал депутат фракции «Единая Россия» в Курском горсобрании Олег Лифинцев.

Протяжённость уже существующей набережной 140 метров. Место открытое, состоит из прогулочной территории, лавочек, спуска к реке, чтобы покормить уток, оставшихся на зимовку. Набережная унаследовала название «Утиный остров» [7].

Рис. 1. План набережной в Курске [Яндекс-карты]

В Воронеже главными водными объектами являются река Воронеж и Воронежское водохранилище. Река является одним из основных градостроительных факторов формирования города, так как делит его на две части. Исторически правый берег получил большее градостроительное развитие.

На рубеже XVII-XVШ вв. в Воронеже, в районе нынешней Адмиралтейской площади, происходило строительство первого российского регулярного Военно-морского флота, было сооружено Адмиралтейство. Именно отсюда спускались на воду первые российские военные корабли.

Каменная церковь Успения была построена в 1690-1695 гг. Здесь не раз бывал Петр I, службы в ней совершал Святитель Митрофан, в ней проходили освящение корабли. Сам Петр I окрестил эту церковь главным собором Адмиралтейства. В этом же храме был освящён и символ Российского Военно-морского флота — Андреевский флаг, который также называют «победоносным». В 1808 г. построена трехъярусная колокольня. Церковь стоит на площади и по сей день.

Рис. 2. Вид на набережную со спутника. Курск [Яндекс-карты]

Рис. 3, 4. Как выглядит набережная в Курске [6]

Рис. 7, 8. Адмиралтейская площадь, Петровская набережная. Воронеж

Основные же постройки Адмиралтейства были размещены на острове, оказавшемся после создания в 1972 г. водохранилища под водой (нынешний Петровский остров был намыт тогда же в память о прежнем). В сентябре 1996 г. во время празднования 300-летия строительства Военно-морского флота здесь была торжественно открыта Адмиралтейская площадь, в центре которой воздвигли ростральную колонну — 28-метровую круглую колонну, украшенную носовыми частями кораблей. На Адмиралтейской площади состоялись важнейшие мероприятия юбилея. С тех пор она является одним из основных мест празднований Дня города, а также различных значимых событий в истории Воронежа и страны [8].

Петровская набережная, которая является продолжением Адмиралтейской площади, находится в реконструкции с 2022 г. [15].

Спортивная набережная — улица на левом берегу Воронежского водохранилища, начинается у Чернавского моста, пересекает улицу Димитрова около Висячего моста. Заканчивается недалеко от Северного моста. Её протяжённость — 1,5 км.

Липецк, через который протекает также река Воронеж, обзавёлся первой в городе набережной только в 2006 г. Побережье рек Воронеж и Липовка даже и не думали очищать ни городские структуры, ни волонтёры. Со временем горожане всё больше требовали изменения ситуации. Длительное время обсуждалось, как именно будет выглядеть главная рекреационная зона металлургической столицы Черноземья.

Активное строительство привело к очень интересному открытию. Когда строители вскрыли почву, то оказалось, что городской мусор много десятков лет складывался прямо на древний археологический памятник.

Современная набережная Липецка стоит на самом настоящем древнем поселении времен V-!! вв. до н. э. Учёные успели провести незначительные исследования и спасти часть археологических артефактов, но большая часть поселения была уничтожена строителями в процессе работы. В 2017 г. городские власти анонсировали начало работ по увеличению набережной до Петровского моста [9].

Белгород изрезан реками Северный Донец, Везёлка, Гостянка и Нижегородка, но ситуация та же, что и в Курске, — в городе практически отсутствуют набережные.

Белгород славился содержанием и аккуратностью улиц ещё полтора века назад, но берега рек представляли собой свалки, вода — грязную муть. О регулировании русел никто не думал до середины ХХ в., из-за чего каждую весну случались разливы и затопления, а летом — эпидемии малярии.

Водная сеть до недавнего времени совершенно не осваивалась при строительстве и транспортных коммуникациях. Проведённые в разное время мелиоративные мероприятия кроме прикладного назначения должны были в перспективе улучшить условия рекреации, но этот заложенный потенциал до сих пор недостаточно реализован [11]. Первая променадная набережная реализована в 2018 г. [10].

В Тамбове самая развитая и протяжённая набережная среди остальных городов из выборки. Набережная улица раскинулась на 2635 метров.

Город был основан на берегу Цны в 1636 г. Первоначально здесь находились огороды. Улица начала застраиваться с конца 20-х гг. XIX в. после переселения жителей Покровской слободы, занимавших правую часть Большой и Астраханской улиц до Варварин-ской площади. После переселения участки стали захватывать купцы, городские обыватели, которые строили дома-коттеджи дачного типа.

В ходе реконструкции с 50-х гг. до сегодняшних дней Набережная преобразилась. Дворец пионеров — Академия детства — построен в конце 50-х гг. XX в. По берегу до Интернациональной (Дворянской) находится сквер, посаженный в 50-х гг. XIX в. Дума в 1915 г. присвоила ему название Нарышкинского. Все его строения были деревянными, большинство из них было уничтожено пожаром 1749 г. В 1791 г. был построен архиерейский двухэтажный дом с церковью во имя Всех Святых, затем достроен третий этаж. В 1796 г. окончено строительство Казанского пятиглавого собора, напоминает по виду собор Киево-Печерской лавры. В 1794 г. была построена и освящена церковь во имя Иоанна Предтечи, около монастыря находятся фамильные склепы.

После революции размещалась дивизия Киквидзе. Здесь работала комиссия ВЧК (сейчас стоит часовня в память об убогих, невинных). Церкви действуют. На Набережной расположен памятник С.Н. Сергееву-Ценскому (1875-1958) — создателю эпопеи «Севастопольская страда». Благоустраивать набережную Тамбова начали в 2014 г. [12; 13].

Рис. 11. План Липецкой набережной [Яндекс-карты] Рис. 12, 13. Вид на обустройство

набережной в Липецке [9]

Рис. 15. План благоустройства. Генплан. Белгород [10]

Рис. 16, 17. Фото территории набережной в Белгороде [10]

Рис. 18. План Набережной улицы. Тамбов Рис. 19, 2(1 Виды на Набережную улицу в Тамбове

[Яндекс-карты]

Сравнительный анализ архитектурного образа набережных

Качественно спроектированную набережную характеризуют [14]: безопасность, комфорт (климатический, акустический, комфорт передвижения, визуальный), экологич-ность, идентичность, разнообразие.

Основным критерием любого общественного пространства является обеспечение безопасности, создание комфорта граждан и доступной среды. Функциональность набережных должна удовлетворять интересам всех социальных и возрастных групп населения.

Главное достоинство Курской набережной среди выборки — соблюдение безопасности и комфорта. Для каждой лестницы на тер-

ритории Курской набережной имеется альтернативный спуск в виде дорожки с уклоном. К платформе у воды отсутствует пандус, однако покормить уточек можно и на протяжении всей береговой линии.

Речной уклон оставлен нетронутым, и чтобы ни люди, ни растения, ни животные не подвергали себя опасности, ограждения здесь целесообразны. Зонирование набережной осуществлено при помощи озеленения — ярусы, дорога и парковочная зона отделены газонами и буферной зоной деревьев.

Освещение Курской набережной расположено невысоко, на уровне двух-трёх метров, и это успешный выбор: в его пользу играют небольшой масштаб набережной, необходимость сохранить спокойствие обитающих

здесь птиц, избегание светового загрязнения, создание спокойной атмосферы.

Название «Утиный остров» пронесено через десятилетия, однако почти не отражено в архитектурном образе. Разнообразием функционала эта набережная также не может похвастаться, но это простительно для малой территории и соответствует основной задаче — создать спокойное место отдыха, прогулок и кормления уток.

Липецкая набережная имеет в плане две основные зоны: прогулочную и пляжную. Большие вопросы вызывает прежде всего то, как вышло, что только после открытия пляжа выяснилась опасность купания в загрязнённой реке, и почему этот фактор не был учтён ещё на этапе проектирования при условии, что Липецк является промышленным городом долгие годы.

Обширная прогулочная зона имеет чёткую регулярную планировку, художественный образ которой не содержит в себе каких-либо символов, заключающих в себе идентичность города. Набережная не имеет сильно выраженного уклона, является одноуровневой. На территории разбиты клумбы, само пространство отделено от проходящей рядом автомобильной дороги широким участком с многочисленными деревьями и стрижеными кустами. По планировочному решению можно понять, что в проекте заложено следование стандарту максимального расположения между местами отдыха в 50 метров, однако на деле места и вовсе много где отсутствуют, не говоря уже о дополнительных приспособлениях для МГН. Выходы к пляжу организованы при помощи лестниц без альтернативы в виде пандуса.

Но будучи единственной с оформленным прибрежным пространством, даже со всеми своими изъянами набережная Липецка стала привлекательной площадкой для городских мероприятий, певцов, аниматоров и даже локальных аттракционов, а также для регулярного ежедневного отдыха горожан.

В Воронеже самая популярная площадь-набережная — Адмиралтейская. Она не набита под завязку арт-объектами, смотровыми площадками и террасами, но является самой привлекательной из всех существующих в городе. С большим масштабом, широкой открытой местностью практически без насаждений и

высоко расположенным освещением, площадь набережной хорошо подходит для широких событий, празднований, для больших собраний людей. Площадь имеет в себе читаемый архитектурный образ: ростральная колонна, входная группа, церковь и корабль-музей раскрывают историческую тематику кораблестроения.

Однако для обычных прогулок люди выбирают её реже — по указанным выше планировочным причинам здесь просто неуютно буднично гулять. Кроме того, ещё одним крупным препятствующим фактором становится слабая связь с городом. Выходы на набережную плохо организованы: устаревшие спуски — лестницы из плит — находятся под большим уклоном и постоянно пересекаются проезжей частью в нескольких местах, что делает их не только недоступными для МГН, но и опасными для всех групп населения.

Входная группа, которая должна приглашать войти на территорию, функционально совершенно не работает: она выходит почти на проезжую часть, без перехода, и упирается в склон. Набережную Воронежа невозможно увидеть из города — пространство заслонено многоэтажными жилыми и промышленными строениями. Так, до территории практически невозможно случайно забрести гостю города, да и многие горожане предпочитают не посещать набережную.

Во всех городах, кроме Белгорода, проектировщики или застройщики несильно заботились о выборе разнообразного или качественного материала, преимущественно делая выбор в пользу не самой дорогой плитки-брусчатки, а в случае Тамбова ещё и асфальта.

Белгород является примером хорошего использования деревянных покрытий. Организация нескольких каскадных платформ — выигрышное решение по нескольким параметрам: вдоль платформ удобно прогуливаться вдоль берега, платформы подчёркивают интересную форму береговой линии и создают простой, но узнаваемый архитектурный образ, а расположение платформ на небольшой высоте позволяет использовать их края как места для сидения и отдыха. Это также хороший пример современных решений, где малые архитектурные формы не выглядят как самостоятельные объекты, а могут включаться в сценарий пространств, сливаясь с природой.

Променад объединяет всю набережную в единую зону отдыха, а кроме этого пространство выполняет ещё немало функций: здесь оборудованы детские и спортивные площадки, вынесенные на открытую местность, амфитеатр у реки с экраном для просмотра фильмов и матчей, устроены подходы к воде, организованы площадки для тренировки собак, скворечники и плавающие домики для птиц для сохранения и повышения биоразнообразия на набережной. Для лестничных спусков по ярусам есть альтернатива в виде пандусов.

В результате поведённых работ по комплексному благоустройству набережная приобрела новый вид и стала комфортной для жителей, что подтверждается большим количеством посетителей не только в выходные дни, но и в будни.

Среди приведённых выше объектов наибольшее функциональное и планировочное разнообразие может предложить набережная Тамбова. Улица является связующей для нескольких комплексов — паркового, храмового, мемориальных. Тенистые террасы, множество аллей и смотровых площадок, роскошные клумбы, зелёные скульптуры, многочисленные арт-объекты, памятники, лестницы и мосты — всё это делает набережную Цны любимым местом прогулок и отдыха. Комплексное благоустройство затронуло всё пространство набережной в Тамбове: сформирована пешеходная сеть, высажены деревья, размещены малые архитектурные формы. Любая лестница имеет свою альтернативу в виде дорожки под наклоном, достаточным для комфортного спуска людей, принадлежащих к маломобильным группам населения (МГН).

Сравнительный анализ набережных

Характеристики Курск Липецк Воронеж Белгород Тамбов

Планировочная организация Условно регулярная Строго регулярная Регулярная, асси-метричная Пейзажная Комбинированная

Сезон эксплуатации Круглогодично Круглогодично Круглогодично Круглогодично Круглогодично

Функции Променад, развлечение-традиция (кормление уток) Променад, отдых у воды (только солнечные ванны), городская площадь Туристическая достопримечательность, городская площадь, променад Променад, рыбалка, спорт, тренировка собак Связь нескольких знаковых мест, променад, развлекательная

Озеленение Зонированное: ряд деревьев отделяет от шума города и парковки Регулярное, с обширными клумбами. Деревья обрамляют набережную Недостаточное: деревья почти не участвуют в композиции набережных Набережная находится на территории парка. Многочисленные деревья сохранены Множество клумб, парковых зон с деревьями, цветочных скульптур на протяжении всей улицы

Доступность для МГН Присутствует Отсутствует Слабая доступность даже для пешеходов Присутствует Отсутствует

Малые архитектурные формы Недостаточное разнообразие (только лавки) Недостаточное Недостаточное (лавки) Достаточное разнообразие (места для отдыха, спорта) Достаточное количество

Покрытие Бетонные укрепления, плитка на лестницах, дорожки из гравия Разноцветная плитка-брусчатка Адмиралтейская, Петровская -плитка-брусчатка; Спортивная - асфальтобетонное Дерево, плитка-брусчатка Плитка-брусчатка

Освещение Достаточное Достаточное Недостаточное Достаточное Достаточное, кроме участка от Рассказовского ш. до первого синего моста

Выводы

На приведённых примерах набережных Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова хорошо видно состояние по вопросу проектирования. На фоне того, что города чаще всего имеют свой водный объект, управления городов с неохотой берутся за организацию прибрежных пространств.

Да, создание набережной — это сложный процесс, в котором необходимы работа с экологической ситуацией, учёт водного режима, укрепление берегов, включение пространства в городскую сеть, создание комфортной и доступной среды и формирование архитектурного образа, учитывающего историю места или города в целом. Это компромисс властей, проектировщиков, инженеров и горожан. Такой диалог выстроить непросто, но избегать его — ещё более худшее решение. Как показывает практика, даже спроектированные не самым удачным способом набережные всё равно притягивают внимание жителей и гостей

города и так или иначе используются для городских мероприятий. Люди тянутся к природе, и один вид воды и природная панорама завоёвывают сердца людей.

Отдельные элементы каждой из набережных показывают, что отечественные проектировщики могут добиваться успехов — создавать безопасные, комфортные и доступные для всех групп населения пространства, применять новые технологии, разнообразные материалы, сохранять экологию и внедрять в композицию озеленение и игру света, организовывать пространства с самым разнообразным функционалом и узнаваемым архитектурным образом. Каждый из критериев достижим, но почему-то редко удаётся совместить их все в одном проекте.

Результаты даже небольшого анализа могут быть использованы в проектах дальнейшего развития участков водного фронта больших и малых российских городов. Потенциал развития набережных огромен. Стоит обратить на это внимание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

REFERENCES

1. Генисаретский О.И. Дизайн, городская среда и проектная культура. Текст : электронный // Дизайн и город. Труды ВНИИТЭ. М. : ВНИИТЭ, 1988. № 57. С. 18-30. URL: https://user-12616383899.cld.bz/Trudy-VNIITE-57-Dizain-i-gorod (дата обращения: 12.05.2024).

2. Благоустройство набережных // Бережное отношение к набережным [Электронный ресурс]. URL : https://www.sibdom.ru/journal/1153/ (дата обращения: 12.05.2024).

3. Дизайн архитектурной среды : учебник для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов [и др.]. М. : Архитектура-С, 2006. 504 с.

4. Белов А., Левицкая А. Альбом типовых решений по комплексному благоустройству набережных Москвы-реки. М. : Типография «АВТ Груп», 2016. С. 29-30.

5. Городские известия // Набережная в Курске: история вопроса [Электронный ресурс]. URL: https://gi-kursk.ru/news/novye/26623/ (дата обращения: 12.05.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Городские известия // В Курске привели в порядок территорию набережной «Утиный остров» [Электронный ресурс]. URL: https://gi-kursk.ru/news/city/64943/?sphrase_id=9675 (дата обращения: 12.05.2024).

7. Единая Россия // При содействии депутата «Единой России» в центре Курска завершается благоустройство набережной [Электронный ресурс]. URL: https://kursk.er.ru/activity/news/pri-sodejstvii-deputata-edinoj-rossii-v-centre-kurska-zavershaetsya-blagoust-rojstvo-naberezhnoj (дата обращения: 12.05.2024).

8. Петровская набережная (история) // Мой Воронеж [Электронный ресурс]. URL:

1. Genisaretskiy O.I. Dizayn, gorodskaya sreda i proektnaya kul'tura. Tekst : elektronny // Dizayn i gorod. Trudy VNIITE. M. : VNIITE, 1988. № 57. S. 18-30. URL: https://user-12616383899.cld.bz/Trudy-VNIITE-57-Dizain-i-gorod (data obrascheniya: 12.05.2024).

2. Blagoustroystvo naberezhnykh // Berezhnoe otnoshenie k naberezhnym [Elektronny resurs]. URL : https://www.sibdom.ru/journal/1153/ (data obrascheniya: 12.05.2024).

3. Dizayn arkhitekturnoy sredy : uchebnik dlya vuzov / G.B. Minervin, A.P. Ermolaev, V.T. Shimko, A.V. Efimov [i dr.]. M. : Arkhitektura-S, 2006. 504 s.

4. Belov A., Levitskaya A. Al'bom tipovykh resheniy po kompleksnomu blagoustroystvu naberezh-nykh Moskvy-reki. M. : Tipografiya «AVT Grup», 2016. S. 29-30.

5. Gorodskie izvestiya // Naberezhnaya v Kurske: istoriya voprosa [Elektronny resurs]. URL: https://gi-kursk.ru/news/novye/26623/ (data obrascheniya: 12.05.2024).

6. Gorodskie izvestiya // V Kurske priveli v por-yadok territoriyu naberezhnoy «Utinyy ostrov» [Elektronny resurs]. URL: https://gi-kursk.ru/news/city/64943/?sphrase_id=9675 (data obrascheniya: 12.05.2024).

7. Edinaya Rossiya // Pri sodeystvii deputata «Edinoy Rossii» v tsentre Kurska zavershaetsya blagou-stroystvo naberezhnoy [Elektronny resurs]. URL: https://kursk.er.ru/activity/news/pri-sodejstvii-deputata-edinoj-rossii-v-centre-kurska-zavershaetsya-blagoust-rojstvo-naberezhnoj (data obrascheniya: 12.05.2024).

8. Petrovskaya naberezhnaya (istoriya) // Moy Voronezh [Elektronny resurs]. URL:

https://mv.vrnlib.ru/info/petrovskaya-naberezhnaya-2/ (дата обращения: 12.05.2024).

9. Набережная Липецка: как добраться, где находится, что было раньше // FB.RU [Электронный ресурс]. URL: https://fb-ru.turbopages.org/turbo/fb.ru/ s/article/384208/naberejnaya-lipetska-kak-dobratsya-gde-nahoditsya-chto-byilo-ranshe (дата обращения: 12.05.2024).

10. Набережная реки Везёлка в Белгороде // Проект Россия [Электронный ресурс]. URL: https://prorus.ru/projects/naberezhnaya-reki-vezelka-v-belgorode/ (дата обращения: 12.05.2024).

11. «Лицо города». Какой хотят сделать набережную в Белгороде? // Белпресса [Электронный ресурс]. URL: https://www.belpressa.ru/society/ drugoe/17097.html# (дата обращения: 12.05.2024).

12. Прогулка по набережной в Тамбове. Интересная история, красивые виды и не только... // Dzen.ru [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/ZNxxNSqLdgq66j38 (дата обращения: 12.05.2024).

13. Набережная улица // Администрация города Тамбова Тамбовской области : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://city.tambov. gov.ru/nash-gorod/tambov-vchera-i-segodnja/naberezh-naja-ulica (дата обращения: 12.05.2024).

14. Как понять, что перед вами хорошее общественное пространство? // Архитекторы.рф [Электронный ресурс]. URL: https://архитекторы.рф/ courses/spaces?lesson=kak-ponyat-chto-pered-vami-horoshee-obschestvennoe-prostranstvo (дата обращения: 12.05.2024).

15. За два года на реконструкцию Петровской набережной в Воронеже направят 1,1 млрд рублей // Горком 36 [Электронный ресурс]. URL: https://gorcom36.ru/content/za-dva-goda-na-rekonstruk-tsiyu-petrovskoy-naberezhnoy-v-voronezhe-napravyat-1 -1-mlrd-rubley/ (дата обращения: 12.05.2024).

Сергей Владимирович Барбарин — доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров; bar-barin.sergei@yandex.ru; Екатерина Викторовна

Иванова — студентка; Воронежский государственный технический университет.

https://mv.vrnlib.ru/info/petrovskaya-naberezhnaya-2/ (data obrascheniya: 12.05.2024).

9. Naberezhnaya Lipetska: kak dobrat'sya, gde nakhoditsya, chto bylo ran'she // FB.RU [Elektronny resurs]. URL: https://fb-ru.turbopages.org/turbo/ fb.ru/s/article/384208/naberejnaya-lipetska-kak-dobrat-sya-gde-nahoditsya-chto-byilo-ranshe (data obrasche-niya: 12.05.2024).

10. Naberezhnaya reki Vezelka v Belgorode // Proekt Rossiya [Elektronny resurs]. URL: https://prorus.ru/projects/naberezhnaya-reki-vezelka-v-belgorode/ (data obrascheniya: 12.05.2024).

11. «Litso goroda». Kakoy khotyat sdelat' na-berezhnuyu v Belgorode? // Belpressa [Elektronny resurs]. URL: https://www.belpressa.ru/society/ drugoe/17097.html# (data obrascheniya: 12.05.2024).

12. Progulka po naberezhnoy v Tambove. Interesnaya istoriya, krasivye vidy i ne tol'ko... // Dzen.ru [Elektronny resurs]. URL: https://dzen.ru/a/ZNxxNSqLdgq66j38 (data obrasche-niya: 12.05.2024).

13. Naberezhnaya ulitsa // Administratsiya goroda Tambova Tambovskoy oblasti : ofitsial'nyy sayt [Elektronny resurs]. URL: https://city.tambov.gov.ru/ nash-gorod/tambov-vchera-i-segodnja/naberezhnaja-ulica (data obrascheniya: 12.05.2024).

14. Kak pony at', chto pered vami khoroshee ob-schestvennoe prostranstvo? // Arkhitektory.rf [Elektron-ny resurs]. URL: https://arkhitektory.rf/courses/ spaces?lesson=kak-ponyat-chto-pered-vami-horoshee-obschestvennoe-prostranstvo (data obrascheniya: 12.05.2024).

15. Za dva goda na rekonstruktsiyu Petrovskoy naberezhnoy v Voronezhe napravyat 1,1 mlrd rubley // Gorkom 36 [Elektronny resurs]. URL: https://gorcom36.ru/content/za-dva-goda-na-rekonstruk-tsiyu-petrovskoy-naberezhnoy-v-voronezhe-napravyat-1-1-mlrd-rubley/ (data obrascheniya: 12.05.2024).

Sergey Vladimirovich Barbarin — Associate Professor of the Department of Design; Ekaterina Viktorovna Ivanova — Student; Voronezh State Technical University.

Статья поступила в редакцию 14.05.2024 г.

-^ Цитаты

Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке.

Российский и советский архитектор, художник и педагог И.В. Жолтовский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.