УДК 72.04
АРХИТЕКТУРНОЕ РЕМЕСЛО МАРОККО
С. эль Алауй, Ф. Аббад, С. Халаби, Т. Жукова Российский университет дружбы народов
Аннотация
Традиционная архитектура занимает важное место в истории развития архитектурных стилей. В современном мире вырос интерес к истокам
Ключевые слова:
Марокканская архитектура, мавританская архитектура, исламское искусство, берберское искусство, вер-накулярная архитектура История статьи:
Дата поступления в редакцию 16.02.18 Дата принятия к печати 18.02.18
культуры. Марокканская архитектура является культурным всплеском в арабском мире как наследница традиций испанской и арабской, мавританской и берберской культуры. Эта архитектура породила новое понимание архитектуры за счет простейших элементов и их оригинальности. Мы
рассматриваем проблемы сохранения традиций архитектурных мастеров
Марокко. В статье описываются характерные особенности создания «южного» типа жилища, в котором соблюдаются местные традиции, позволяющие комфортно проживать в жарком засушливом климате
Марокканская архитектура представляет собой архитектурное разнообразие, которое уходит своими корнями в испано-мавританское искусство. Она охватывает формы исламского искусства на Иберийском полуострове между восьмым и четырнадцатым столетиями под властью халифов Омейядов Сирии, затем под властью берберских цивилизаций Альморавидов и Альмохадов.
Все согласны с тем, что Марокко является перекрестком арабского Востока и Западного Средиземноморья, представленного Андалусией, и, что различные художественные формы арабо-мусульманского искусства находят свое полное развитие в традиционной архитектуре. Действительно, архитектура позволяет художникам и мастерам создавать великолепные шедевры. Если модели города склонны вторгаться в архитектуру сельской местности, сельский мир имеет свое художественное выражение (синие дома Шефшауэн).
Архитектура изысканная и очень декоративная, она изначально характеризует искусство Марокко. В имперских городах это также отражение истории, богатой событиями. Мир искусств способствует знанию марокканской художественной истории. Укрепление Тарудант, Мекнес, Фес и Марракеш, марокканское искусство и архитектура возникли как результат соперничества и конфликтов в мединах и базарах, в касбах, мечетях и за стенами.
Андалузцам также приписывают украшение дверей, усыпанных марокканским кованым железом. Кованые железные ворота украшают окна и вентиляционные отверстия. Их переплетающийся металлический ломтик с трезвостью побеленных фасадов. Эти решетки, предназначенные для украшения домов и сохранения уединения жителей, напоминают мучарабихи (резные деревянные панели, которые позволяют женщинам смотреть на улицу, не обнаруживая себя).
Однородность и простота архитектурных форм свидетельствуют о вторичном интересе, который им дали строители. Марокканские памятники никогда не являются результатом искусных комбинаций или технического мастерства, как в готических соборах или некоторых восточных мечетях.
В этой архитектуре пространство почти отсутствует. Купол, широко распространённый на Востоке, в Марокко ограничен в использовании — используется в мечетях, где он обозначает основные органы здания (медианный неф, стенка дна или ниша, указывающая направление Мекки), часто сводится к куполу, замаскированному пирамидальной крышей (ложному своду). Общий вид памятников никогда не бывает очень заметным.
Минареты, которые доминируют над религиозными зданиями и простыми домами, пронизывают городские стены — здание всегда производит впечатление величия, силы и баланса. Вскоре после этого использовался фрест под влиянием Востока, кирпича, а затем в двенадцатом веке, своего рода бетона. Таким образом, мечеть Хасана II Касабланки, отдает дань таланту тысячам ремесленникам и обеспечивает признание предков. Дешевые материалы часто скрываются под оболочкой.
Традиционное архитектурное искусство, не уступающее стандартизации, сохранило свою идентичность.
Расположение «zelliges», штукатурка и древесина придает городу очарование, внешний вид изобильного богатства. С другой стороны, они дают «kasbahs» и другим сельским жильцам жизнерадостность, которая контрастирует с жесткостью и простотой используемых материалов.
Риад
«Всестороннее знакомство с историей необходимо потому что архитекторы часто намечают в своих произведениях многочисленные украшения» [1]. Марокко есть сокровище: его традиционная среда обитания и особенно риады, эти старые дома, настоящие драгоценности, скрытые за строгими стенами медины. Эти традиционные дома полностью закрыты снаружи и организованы вокруг центрального внутреннего дворика по образцу традиционной арабо-мусульманской среды обитания. Они часто огораживаются и имеют фонтан.
Этимологически, «риад» означает в арабском «сад» то же самое слово, что и столица Саудовской Аравии — Эр-Рияд. Их происхождение уходит далеко назад во времени, но в их нынешнем виде они являются временным представлением восточного рая.
Эти прекрасные и обширные особняки иногда многовековые и отличаются своим характерным планом, его типичными архитектурными украшениями и особенностью быть открытыми только в интерьере. Первоначально эти сады (риады) должны были принести свежесть и беззаботность в обыденную жизнь. Эти композиции украшают как величественные дворцы, так и скромные частное резиденции.
Чтобы компенсировать эту архитектурную «автаркию», которая отвечает менталитету, свойственному арабо-исламской культуре, благоприятствующему изоляции и близости, арабские дома задуманы в нескольких разных, но взаимодополняющих пространствах.
Выстроенные фасады с видом на сад обычно украшены деревянными и цветными стеклами; это хороший переход между внутренним пространством и садом.
Кованые железные окна имеют южно-испанское влияние. В Медине богатая входная дверь — редкое внешнее украшение марокканского дома. Внешние фасады, напоминающие валы, контрастируют с богатством интерьера.
Типичный дом организован вокруг Вауш-Эд-Дар (в середине дома), Здесь заложен квадратный двор, выполненный в мраморе, в котором обычно есть бассейн с водой. В качестве озеленения используются апельсиновые или лимонные деревья.
«Прежде, чем начать строить, необходимо тщательно обдумать каждую часть плана и фасада того здания, которое предстоит строить» [2]. На трех или четырех сторонах двора комнаты строятся на двух, а иногда и трех уровнях. Столбы поддерживают потолки, чтобы составить ряд открытых галерей во внутреннем дворике, из которого они отделены деревянной балюстрадой. Комнаты широкие и без большой глубины. Они освещены и вентилируются двойной дверью и редкими низкими окнами. На первом этаже обычно есть гостиная, одна или две спальни, ванная и кухня. «Благообразие есть безупречный вид сооружения, построенного по испытанным и признанным образцам» [3].
Первый этаж предназначен для хозяина дома. Есть главная спальня, а иногда и библиотека. Через лестницу у входа вы достигнете большой гостиной, предназначенной для приема ужинов. Эта особенность подчеркивает желание марокканцев скромно закрыть свое семейное пространство от общественной жизни. Независимо от того, насколько благородны или скромны, каждый дом живет вокруг внутреннего двора.
Рост новых городов привел к недовольству и деградации традиционных мест обитания. Только в 1960-х и 1970-х годах художники, дипломаты или известные личности восстанавливали старые дома в Танжере или Марракеше, соблазненные этими заброшенными драгоценными камнями.
Хотя большинство из них были полностью отремонтированы, чтобы воспользоваться всеми современными удобствами (ванная комната в Таделакте, камин на зиму ...), другие, более традиционные, почти ничего не изменили, открыв для себя разные культуры.
Вследствие злоупотребления и коммерческого использования термин «риад» был связан с другими видами жилья в Марокко. Они могут быть расположены за пределами старых городов (медина) и не имеют внутреннего патио с садом.
Под угрозой гибели из-за ухода богатых людей в новые современные кварталы эти риады с 1990-х годов возрождали интерес из-за желания сохранить наследие и развитие туризма. Именно по этой причине многие из них были преобразованы в гостевые дома или рестораны.
Наконец, растущее число риадов покупают жители Запада, которые делают его вторым домом. Однако качество восстановления риада может быть проблематичным из-за отсутствия традиционных материалов и технологий, часто в пользу бетона.
Медитативная штукатурка
Техника, заимствованная маврами в Испании. Этот вездесущий элемент украшения на арках и потолках с XIII века остается очень употребительным в последних конструкциях. Старый рецепт содержит мраморную пыль и яичный белок. [6] Сегодня мы используем штукатурку и воду. Посетитель недвижимости удивлен богатством мотивов, часто в кружевах или сталактитах. Некоторые мандалы достигают диаметра 200 см. Штукатуры лепят свежую штукатурку с долотом с потрясающей скоростью. Чтобы обрабатывать сложные поверхности, они применяют трафареты. Чтобы в полной мере оценить эту работу как элемент архитектуры, созерцания и благополучия дома, необходимо укрепить позицию, удлиненную — очевидно, на адаптированной мебели. В этом контексте сокращение длинных марокканских салонов и их расположение находит свое назначение. Абстрактный характер лепных мотивов, продиктованных религией, которая запрещает изображение людей и животных, очаровывает глаз, не фиксируя его и не поощряет медитацию и мир сам по себе.
Марокканская плитка (зеллиж)
Гладиаторы, глазурованные керамические плитки, составляют мозаику с геометрическими узорами и арабесками, которые украшают королевские дворцы, медресе, такие как ряды и традиционные дома. Согласно родовому ноу-хау, глина из Феса считается лучшей — замачивается в воде целый день, замешивается, очищается, а затем наливается в формы из дерева или железа. Плитки сушат на солнце и проводят первый раз в кирпичной печи. Затем они получают свои цвета и проходят второй этап обработки. Традиционная печь нагревается с остатками давления оливок — фейтура, которые позволяют получить температуру 900 градусов. Как только кусочки готовят и охлаждают, мастер рисует части, которые он хочет получить, и режет их очень острым специальным молотком. Окончательная головоломка будет сделана с ног на голову, чтобы вылить цемент, который свяжет части. Это мастерство, которое, следуя его дотошности, может стать искусством, также можно найти также в посуде.
Саман
Смешанная глина — древняя техника, известная уже финикийцам. Саман является неотъемлемой частью архитектурного ландшафта Марокканского королевства. По-видимому, рудиментарная, утрамбованная земля на самом деле очень сложная. Он состоит в том, чтобы строить дома с землей, не поддерживая их ни одним куском дерева (колонны или столбы) и не смешивая его соломой или стайкой. Для этого каждый слой земли последовательно утрамбовывался в опалубке и увеличивался в высоте - что приводило конструкцию к высокой прочности. Таким образом, уплотненная земля поднималась в высоту глиняных, кирпичных, каменных и деревянных домов.[4] Этот материал также защищает от жары. Укрепленные ограждения, подобные Марра-кешу, пронизаны дырками, которые являются следами форм, в которых вылили глину, смешанную с соломой, которая ее укрепила. Сегодня стены отеля часто построены из утрамбованной земли, и многие архитекторы и градостроители заинтересованы в этом процессе. В странах, которые чрезвычайно чувствительны к экологическим проблемам (Дания, Швеция и т. д.), методы, подобные уплотненной земле, используются в современном строительстве. Глина и земля считаются антиаллергической, обеспечивая свежесть летом и тепло зимой.
Таделак
Таделак — это техника покрытия стен, которая традиционно находится в Хаммаме. Известь, отполированная маалемом (мастером), защищает стены от влаги (идеально подходит для ванных комнат) и придает яркость вашему интерьеру. Как только известь готова, маалем плавно проходит галькой, которая придает ей плавный и светлый вид.[7] Полученное покрытие идеально гладкое и водонепроницаемое. Бежмат
Бежмат — это напольное покрытие, состоящее из прямоугольной керамической плитки, геометрически собранной.
Сегодня марокканские ремесла объединяют около 70 различных профессий и предлагают разнообразные творения и используемые материалы: дерево, медь, камень, железо, кожа, ткань.
В заключение стоит сказать, насколько важно сохранить традиционное архитектурное наследие Марокко, которое является частью истории и культуры страны. Для того, чтобы взглянуть на изысканную воздушную, будто всплывшую из сказок традиционную архитектуру Марокко, тысячи туристов устремляются в страну. Если не поддерживать традиционные сооружения в надлежащем состоянии, можно потерять значительный пласт культуры, что обязательно скажется и на туристических потоках. А это, в свою очередь приведет к снижению общего материального благосостояния страны. Поэтому, кроме необходимого ухода за существующими зданиями, требуется создавать ремесленные школы, которые не позволять уйти в небытие уникальному строительному искусству.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Альберти Леон Баттиста «Десять книг о зодчестве» -Москва «Архитектура - С» 2015.
2. Виолле ле Дюк «Беседы об архитектуре» Москва- «Архитектура - С» 2015.
3. Витрувий «Десять книг об архитектуре» Москва -«Архитектура - С» 2015.
4. Деян Суджич «В как BAUHAUS»- Москва «Курс Инфа - М» 2016 142 стр.
5. Нильс Луис Пранг «Язык архитектуры» — Москва «Курс Инфа - М» 2014.
6. Огюст Шуази «История архитектуры» — Москва «Архитектура - С» 2015.
7. Татьяна Стародуб — Еникеева «Сокровища Исламской архитектуры» -Курск «Родник» 2014.
8. John Summerson «The classical language of architecture» — GmbH, TASCHEN, 2003.
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
С. эль Алауй, Ф. Аббад, С. Халаби, Т. Жукова. Архитектурное ремесло Марокко. — Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 233—236.
ARCHITECTURAL CRAFT OF MOROCCO
S. el Alaoui, F. Abbad, S. Khalabi, T. Zhukova Peoples' Friendship University of Russia
Abstract
Traditional architecture occupies an important place in the history of the development of architectural styles. In the modern world, interest in the origins of culture has grown. Moroccan architecture is a cultural surge in the Arab world as an heir to the traditions of the Spanish and Arab, Moorish and Berber cultures. This architecture gave rise to a new understanding of architecture due to the simplest elements and their originality. We are considering the problems of preserving the traditions of the architectural masters of Morocco. The article describes the characteristic features of creating a «southern» type of dwelling, in which local traditions are observed that allow one to live comfortably in hot arid climates
Keywords:
Moroccan architecture, Mauritanian architecture, Islamic art, Berberian art, vernacular architecture Date of receipt in edition: 11.03.18 Date of acceptance for printing: 18.03.18