УДК 624.21/.8
Черемисин Д.Г.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи, Мкртчян В.Р.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ МОСТОВ
Аннотация
Современным мостам принадлежит ключевая роль, связанная с организацией движения автомобильных и железнодорожных дорог. На сегодняшний день актуализируется вопрос относительно проектных решений новых и более надежных мостовых сооружений. Цель текущей статьи состоит в анализе архитектуры транспортных сооружений на примере малых и средних мостов. Автором предпринимается попытка систематизации знаний относительно вопроса архитектуры малых и средних мостов. Научная ценность работы состоит в возможности использования представленных материалов в качестве теоретической базы при разработке новых конструкций на основе учета особенностей существующих решений.
Ключевые слова
Архитектура, строительство, малый мост, средний мост, транспортное сооружение.
Мосты помимо основного предназначения, состоящего в пропуске транспортного потока через препятствие, выполняют градообразующую функцию. Помимо, мостам принадлежит функция формирования архитектурно-планировочных решений окружающего ландшафта и местности. Особенную актуальность приобретают вопросы архитектурного проектирования малых и средних мостов, преимущественно используемых в рамках городской среды. Малые (до 25 метров) и средние (до 100 метров) мосты представляют собой одним из наиболее распространенных видов искусственных сооружений на автомобильных дорогах [1].
Проблема архитектурного проектирования малых и средних мостов получает широкое внимание не только за рубежом, но также и в нашей стране. При этом основная проблема данных видов мостов в России связана с тем, что в нашей стране особое внимание уделяется именно архитектуре данных транспортных сооружений, в то время, как эстетические вопросы остаются без должной проработки. Так, свое наибольшее распространение в архитектуре малых и средних мостов получает использование балочных и консольно-балочных систем мостов, состоящих из железобетона. Данные системы монтируются из отдельных блоков, стягиваемых посредством пред-напряженной арматуры. Также наблюдается активное использование металлических балочных пролетных мостовых строений. Результатом развития данных решений является использование вантовых систем в композиции с железобетонной проезжей частью. В результате применения таких архитектурных решений достигается общая строгость системы пролетного строения со значительной экономией используемого металла [2].
Архитектурно-художественный облик рассматриваемых мостов зависит не только особенностями самого сооружения, но также и характером его композиционной взаимосвязи с окружающей средой. Исходя из этого, на сегодняшний день наблюдается многообразие в архитектуре малых и средних мостов. При этом конструкция мостов является открытой и доступной, находясь в поле зрения человека. Исходя
из этого, можно сделать ввод о том, что красота моста зависит именно от архитектурно-композиционной структуры сооружения, которая должна соответствовать окружающему ландшафту или городской застройке. На рис. 1 представлены некоторые из примеров архитектурных решений малых и средних мостов, вписывающихся в композицию окружающей среды [3].
Крестовый мост Мост Луп-Филиппа
Рисунок 1 - Архитектурные решения малых и средних мостов
Важно отметить, что архитектура моста напрямую зависит относительно своего прямого назначения и места нахождения. Строительство малых и средних мостов включает в себя целое множество комплексных проблем. Так, мосты должны быть рациональны с технической и экономической точки зрения, находиться в удобном месте, не стеснять режим рек или других препятствий, соответствовать требованиям геологии, а также являться одним из красочных элементов архитектурно-пространственной среды. Важно подчеркнуть, что архитектурное проектирование малых и средних вопросов включает в себя решение ряда ключевых вопросов, отражающих композицию, архитектурную форму, стиль и другие аспекты (рис. 2) [4].
Рисунок 2 - Вопросы архитектурного проектирования малых и средних мостов
Таким образом, основной целью представленной статьи являлось выполнение анализа особенностей архитектурного проектирования малых и средних мостов. В заключение необходимо отметить, что для создания наиболее полноценных в художественном отношении мостов, необходимо тесное сотрудничество инженеров-конструкторов и архитекторов. Именно в данном случае может быть творчески использован накопленный отечественной и мировой практикой художественный опыт в строительстве малых и средних мостов.
Список использованной литературы:
1. Горбачева И. А. Исследование применимости постулатов мостовой эстетики к задаче проектирования мостов // Транспортные сооружения. 2017.
2. Горлушко О. В. К вопросу проектирования мостов с архитектурно улучшенными свойствами // Вестник ТГАСУ. 2004.
3. Стругач А.Г., Трифонов А.Г. Архитектура мостов с металлическими гофрированными стенками: средства выразительности // Вестник евразийской науки. 2019.
4. Астафьева Н.С., Фомина Ю.А. Влияние мостовых городских сооружений на систему городской застройки // Региональное развитие. 2015.
© Черемисин Д.Г., Мкртчян В.Р., 2022