Научная статья на тему 'Архитектурно-стилевой анализ здания бывшего епархиального женского училища в г. Томске'

Архитектурно-стилевой анализ здания бывшего епархиального женского училища в г. Томске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1124
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ТОМСКА / НАЧАЛО ХХ ВЕКА / АРХИТЕКТОР К.К. ЛЫГИН / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Климович Дарья Алексеевна, Герасимов Александр Петрович

В статье проводится стилистический анализ здания бывшего епархиального женского училища построенного в г. Томске, выполненного по проекту архитектора К.К. Лыгина в 1903-1907 гг. Методом анализа архитектурно-художественных элементов здания устанавливается принадлежность его к архитектурному стилевому направлению эклектика с элементами, присущими стилю модерн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and Stylistic Analysis of Building of Former Parochial Secondary School for Girls in the City of Tomsk

The article deals with the stylistic analysis of building of former parochial secondary school for girls in Tomsk executed upon the project of the architect K.K. Lygin in 1903-1907. The analysis method of architectural and artistic elements of building determines its belonging to the architectural and stylistic direction eclecticism with modernistic elements.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-стилевой анализ здания бывшего епархиального женского училища в г. Томске»

УДК 721.001

Д.А. Климович, А.П. Герасимов, г. Томск

Архитектурно-стилевой анализ здания бывшего епархиального женского училища в г. Томске

Аннотация

В статье проводится стилистический анализ здания бывшего епархиального женского училища построенного в г. Томске, выполненного по проекту архитектора К.К. Лыгина в 1903—1907 гг. Методом анализа архитектурно-художественных элементов здания устанавливается принадлежность его к архитектурному стилевому направлению эклектика с элементами, присущими стилю модерн.

Ключевые слова: архитектура Томска, начало ХХ века, архитектор К.К. Лыгин, архитектурный стиль, декоративный элемент, реставрация архитектурного наследия

Архитектура является отражением культурных, духовных и материальных ценностей общества. Стиль как направление в искусстве является логическим продолжением культурно-духовных изменений в обществе, способствует возникновению новых общественных идей и технических возможностей. Проявивший себя в определенных архитектурно-декоративных приемах и конструктивных элементах стиль выявляет функциональный образ здания.

С увеличением с середины XIX в. объема архитектурных заказов от частных лиц, связанным с ростом промышленного производства и капитала, архитекторам предоставляется большая свобода в разработке архитектурных приемов и конструктивных решений. С этого времени в отечественной архитектуре появляется новое направление — эклектика, которое формируется пожеланиями заказчика и индивидуальными эстетическими восприятиями архитектора. Архитектура частного заказа, как правило, отражает субъективный подход к определению образности здания. Несмотря на свободу, архитекторам необходимо было учитывать экономические возможности проекта и особенности местности при проектировании. Во многом благодаря решению данных задач создавались своеобразные, отличные друг от друга здания и комплексы.

Здание бывшего Томского епархиального женского училища расположено в историческом районе города «Верхняя Елань». Территория объекта ограничена пересечением ул. Киевская, Усова, Тверская и пр-том Кирова. Здание, построенное по проекту архитектора К.К. Лыгина в 1903—1907 гг., является объектом культурного наследия регионального значения (решение облисполкома № 109 от 28.04.1980 г.). В настоящее время объект не эксплуатируется. После ликвидации Томского военно-медицинского института, занимавшего объект в 1965—2010 гг., здание пустовало, что привело к ухудшению его технического состояния. Здание Томского военно-медицинского института являлось собственностью Министерства обороны Российской Федерации. Вопрос о реставрации и реконструкции объекта возник после передачи его на баланс городской администрации (закон РФ от 8.12.2011г. № 423-Ф3 в 2013 г.) [5].

По результатам архитектурно-библиографических изысканий установлено, что тему стилевой принадлежности объекта рассматривал ряд исследователей, выдвигавших различные версии. Так, в исторической записке, составленной Ю.И Шепеле-

вым, было сказано, что объект выполнен в формах «поздней эклектики» с преобладанием «классицистического направления» [7]. К вопросу определения стилевой принадлежности объекта обращался и В.Г. Залесов, который в своей статье «Архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске» говорит, что архитектура училища тяготеет к «кирпичному стилю» с использованием архитектурных приемов, свойственных русскому стилю [1]. В работах исследователей отсутствует четкая аргументация стиля, не раскрыты его особенности на конкретных архитектурных приемах объекта. К тому же, среди исследователей нет единого мнения о стилевой принадлежности.

При разработке проекта в 1901 г. архитектором К.К. Лыгиным были определены архитектурно-конструктивные приемы, тяготеющие к модерну, но за время строительства с 1903 по 1907 г. проект по разным причинам неоднократно дорабатывался. Основной остов здания и конструктивная схема не претерпели особых изменений, они коснулись только количества пристроек к объекту и архитектурно-декоративных приемов. В результате в 1907 г., когда большая часть работ была завершена и объект был введен в эксплуатацию, фасады здания получили иную трактовку.

В 2015 г. объект вошел в программу «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов образования» муниципальной программы «Развитие образования» на 2015—2017 гг., в связи с чем появилась необходимость уточнения стилистики здания.

То обстоятельство, что в здании училища неразрывно соединены две функции — общественная (основной объем здания, училищная часть) и культовая (встроенная домовая церковь) — позволило архитектору сочетать в одном объеме совершенно разные стили. Членение основного объема здания происходит за счет выноса трех ризалитов — центрального и двух боковых. Архитектурно-планировочный и эмоционально-художественный акцент сделан на центральной части здания — домовой церкви (рис. 1), которая имеет симметричную композицию фасадного и объемно-планировочного решения. Основной объем трехэтажный, с купольным завершением на световом барабане. Апсида трехгранная, с полуциркульным завершением. По центральной оси главного фасада, увенчанного фронтоном со звонницей, имеется обилие декоративных элементов различных стилей и направлений. Дроб-

ность членения фасада, вытянутосгь и угловатость завершений характерны для храмовой архитектуры Руси XVII в. [2] Кирпичный орнамент — гирьки, наборные колонки, наличники на окнах второго этажа, порталы входов — присущи русскому стилю [6]. Полуциркульное завершение апсиды, возвышающийся купол на световом барабане, вытянутость арочных окон, полуциркульное завершение проемов первого этажа также отражают основные приемы русского стиля, появившегося в храмовой архитектуре во второй половине XIX в. Как писал Е.И. Кириченко, «...из антиакадемических течений наибольшее распространение получил «русский» стиль. «Готика» утратила значение с победой эклектики. Третье течение — рационалистическое — оформилось сравнительно поздно, когда «готика» сошла на нет, в 1850-е гг.; в архитектурной практике «внестилевое» (не подражающее ни одному стилю) рационалистическое течение дает о себе знать и того позднее — в 1870-е гг.» [3]. Одна из особенностей фасада — его облицовка неоштукатуренным кирпичом, еще один из признаков «кирпичного стиля» в рационалистическом его направлении [4].

Здание училища трехэтажное, главный фасад симметричен и имеет боковые ризалиты (рис. 2). Всем фасадам присуща симметрия с четкими горизонтальными и вертикальными членениями, где оконные и дверные проемы расположены по одной оси. В тектонике фасадного решения ярко выражено сочетание ритма и метра. Четкое горизонтальное и вертикальное членение фасадов сочетается с ритмичными объемами ризалитов и расположением оконных проемов на дворовых фасадах. Архитектуре присущ строгий и лаконичный вид с минимальными декоративными элементами (аркатурный пояс, пилястры, пояски, сухарики, руст, замковые камни). Стилистически основной объем относится к «кирпичному стилю», за исключением оконных проемов лестничных клеток (рис. 3), где использован конструктивный прием, присущий модерну — специфические переплеты оконных проемов. Аналогичные особенности созвучны с элементами здания «Вто-ровского пассажа» в Томске (пр-т Ленина, д. 111, 1905 г.), выполненного в стиле модерн (авторство не установлено) (рис. 4).

Планировочное решение объекта имеет коридорный тип с четкой ориентацией помещений на восточную и южную стороны. В сдержанных, выполненных в рациональных формах интерьерах декорирование присутствует только в металлических элементах (решетки над проемами дверей домовой церкви и вентиляционными каналами, ограждения хор, лестниц, балконов) (рис. 5). В орнаменте этих элементов применены мотивы русского фольклора (цветы, буквицы и пр.) [6].

Подводя итоги проведенному анализу, необходимо сделать вывод, что здание епархиального училища в Томске построено в рационалистических

тенденциях «кирпичного стиля», в общем объеме здания применены элементы русского стиля и модерна. Домовая церковь, являющаяся архитектурно-конструктивной доминантой училищного здания и неотрывной частью главного фасада, выполнена в русском стиле. Здание, возведенное в историческом районе Верхней Елани, являясь архитектурной доминантой среди окружающей деревянной и каменной двухэтажной застройки, и на сегодняшний день выделяется своим архитектурно-художественным и объемно-планировочным решением.

Являясь объектом культурного наследия регионального значения, здание бывшего епархиального женского училища архитектора К.К. Лыгина, построенное в начале XX столетия, несет в себе черты разных архитектурных стилей, от эклектики до модерна. Благодаря архитектурным решениям, подчеркивающим функциональную направленность объекта, удалось создать интересный, запоминающийся облик здания. При разработке проекта его реставрации необходимо обратить более пристальное внимание на восстановление первозданного вида как здания в целом, так и отдельных его декоративных элементов.

Список использованных источников

1. Залесов В.Г. Архитектура учебного комплекса епархиального женского училища в Томске // Вестник ТГАСУ. - 2012. - № 1. - С. 41-49.

2. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. — М.: Искусство, 1990. — 386 с.

3. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830—1910-х годов — М.: Изд-во «Искусство», 1997. — С. 159.

4. Кирпичный стиль. Википедия. — URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Кирпичный_стиль.html (дата обращения: 5.03.2016).

5. Климович Д.А. Восстановление первоначальной функции как способ сохранения объекта культурного наследия на примере здания бывшего епархиального женского училища по адресу пр. Кирова, 49 в г. Томске // Материалы II Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - Томск: Изд-во ТГАСУ, 2015. — С. 879—882.

6. Словарь архитектурных терминов. — URL: http:// www.vernak.narod.ru/proekts/moscow/terms.html. (дата посещения 10.03.2016).

7. Шепелев Ю.В. Историческая записка // Проект реставрации памятника архитектуры н. ХХ века. Раздел III. Комплексные научные изыскания. Истори-ко-архивные и библиографические исследования. Историческая записка. Шифр 118/86. / Архив ОАО ПИ «Сибспецпроектреставрация». — 1986. — Том I.

8. Словарь архитектурных терминов. — URL: http:// www.vernak.narod.ru/proekts/moscow/terms.html. (дата обращения: 10.03.2016).

I

Рис. 1. Здание Епархиального училища в г. Томске, пр-т Кирова, д. 49. Центральная часть восточного фасада, домовая церковь. Снимок Д.А. Климович. 2015 г.

Рис. 2. Здание Епархиального училища в г. Томске. Общий вид здания. Снимок Д.А. Климович. 2015 г.

Рис. 3. Здание Епархиального училища в г. Томске. Фрагмент южного фасада, лестничная клетка. Снимок Д.А. Климович. 2015 г.

Рис.4. Здание «Второвского пассажа», пр-т Ленина, д. 111, г. Томск. URL: http://obzor.westsib.ru/_upload/

image/news_2011/09/magazini/1000/1000_1.jpg

Рис. 5. Здание Епархиального училища в г. Томске. Интерьер, ограждение парадной лестницы.

Снимок Д.А. Климович. 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.