Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственный мем в городской среде г. Бишкек'

Архитектурно-пространственный мем в городской среде г. Бишкек Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
179
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / МИМЕСИС / ГОРОДСКОЙ ИНТЕРЬЕР

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Халмурзаева Г. Б., Муксинов Р. М.

В статье рассматривается пространственная организация фрагментов городской среды г. Бишкек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственный мем в городской среде г. Бишкек»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 711.58, 711.01/.09

Г.Б. Халмурзаева

и.о. доцента

Кыргызский Государственный Университет Строительства, Транспорта и Архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан Р.М. Муксинов доктор архитектуры, профессор, Кыргызско-Российский (Славянский) Университет им.Б.Н.Ельцина

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ МЕМ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Г. БИШКЕК

Аннотация

В статье рассматривается пространственная организация фрагментов городской среды г. Бишкек.

Ключевые слова

типология пространственной организации городской среды, мимесис, городской интерьер.

Современный образ жизни существенно модернизировал облик городской среды Бишкека, выделив основные тенденции развития:

■ Постепенное трансформирование функционального назначения городской среды за счет создания дополнительных условий для бизнес-структур, индустрии отдыха, развлечений и т.д.;

■ Использование современных решений пространственной организации городских интерьеров (появление линейных специализированных общественных пространств, возникновение мини-рынков и других мест специфической кратковременной деятельности вблизи напряженных площадей, проспектов и магистралей, появление стихийных мест торговли и т.д.);

■ Строительство многоэтажных жилых комплексов с минимальной организацией прилегающей территории ради максимального увеличения площади застройки.

Исследование городской ткани г. Бишкек выявило несколько ярко выраженных существующих типов пространственной организации:

■ Классический тип организации внешних границ квартала и внутреннего пространства характерный для исторической части города, застроенной зданиями «сталинского»;

■ Универсальный тип организации пространства новых жилых районов, характеризующийся свободными, взаимоперетекающими пространствами между зданиями;

■ Энтропийный тип организации пространства, встречающийся в районах старой частной жилой застройки, характеризуется хаотичной застройкой внутриквартального пространства.

Анализируя основные типы пространственной организации г. Бишкека, следует упомянуть о работе А.Г. Раппапорта, Башня и лабиринт, «ТА 137 Мимесис и пойэсис», опубликованной в 2013 г. В данной работе рассматривается тема мимесиса и пойэсиса как подражания и творчества.

Мимесис как подражание трактуется как воспроизведение предмета в ином материале, с сохранением свойств, присущих его образу или некой системе описания. Пойэсисом является создание предмета, исключающее какую-либо имитацию восприятия иного предмета.

Отдельно в статье затрагивался вопрос анализа и синтеза в архитектуре, при котором результирующая составляющая относится не к самим вещам, а к знаниям о них. По мнению А.Г. Раппапорта, в генной инженерии синтез многих организмов есть итоговая успешная реализация научных исследований, а не проявление искусства воспроизведения внешних впечатлений об организме. В архитектурной среде и дизайне городского интерьера воспроизводство объемных образов и средовых фрагментов сродни театральной технике имитации или декорации, и каждая последующая производная теряет часть свойств объекта (к примеру: функциональное назначение арочного проема остается, но меняются пропорциональные характеристики в угоду плановости сцены). Косвенное знание потенциального пользователя об объекте

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

используется автором проекта как манипулируемая адресация к его восприятию. Подобное воздействие на психику и сознание стороннего наблюдателя можно расценивать как насильственное вторжение, что неоднократно использовалось как художественный прием в культовых сооружениях прошлых эпох. Как следствие, в городской среде появляется проблема психологической устойчивости восприятия и ее временное видоизменение.

В исследованиях доктора филологических наук М. Кронгауза («Наука и жизнь» №11, 2012г.) дается краткий исторический экскурс по происхождению термина meme. Впервые данный термин был использован в 1976г. Ричардом Докинзом в книге «The Selfish Gene» (в русском переводе книга была опубликована в 1993г. как «Эгоистичный ген»).

Мем является единицей хранения и передачи информации в культуре, фактически это объект, который копирует и воспроизводит сам себя в трехмерном пространстве. Горизонтальный вектор развития для мема определен цепочкой от носителя к носителю, вертикальный вектор развития развивается уже во временном диапазоне, от поколения к поколению. К примеру, так создавались архитектурные стили.

Исследования городской среды современного Бишкека выявили возникновение нового явления -архитектурно-пространственный мем, которое выражается в неограниченном количестве повторов подобных в архитектурно-пространственном решении фрагментов городской среды. При этом речь не идет о типовых объектах, изначально рассчитанных на клонирование. Речь идет о создании дублирующих фрагментов городской среды или зрительных видовых коридоров, в которых объект и окружающая его среда полностью разрушают идентификацию места рассматриваемых объектов. Например, пространственно -планировочные копии пропорционально схожих объемов с одинаковой функцией и подобной организацией прилегающей территории, с одинаковым предложением отделочных решений унифицируют городской облик, уничтожая само понятие чувства места.

В отношении архитектурно-пространственного мема можно выделить несколько характерных стадий развития, присущих и его электронному предшественнику:

• Создание мема и первоначальный этап эксплуатации, степень его актуальности и востребованности горожанами;

• Распространение мема в городской ткани;

• Угасание мема или изменение статуса популярности.

В качестве примера архитектурно-пространственного мема можно привести развитие стихийного торгового «пятачка» в микрорайоне Асанбай в г. Бишкек.

Городская среда Бишкека изобилует наличием подобных стихийных линейных рынков, простирающихся вдоль улиц районного значения. Такие объекты возникают спонтанно как реакция на спрос населения на торговые точки в шаговой доступности. Постепенно мем разрастается, плотно окуппируя захваченный отрезок пешеходной зоны, превращая ее в торговый коридор. Угасание архитектурно-пространственного мема происходит в основном из-за снижения популярности и, как следствие, востребованности объекта.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что специфика архитектурного облика городской среды и степень ее комфортности зависят во многом от качества системы городских пространств многофункционального назначения, которая организуется в зависимости от комплекса сложившихся градостроительных и природных условий. При этом особое значение имеют форма городской структуры и основные ее элементы (архитектурно-планировочная структура, транспортная инфраструктура, система аттракторов города, система световой среды города, озеленения, обводнения и т.д.).

В современном дизайне городской среды особое внимание уделяется комплексному формированию открытых средовых ситуаций, отличающихся особыми способами организации функции и художественного облика объекта.

Одной из базовых формирующих составляющих средового образа является новое осознание масштабности, продиктованное в основном условиями восприятия пространства. Особое значение имеют и условность границ, и плановость перспектив, поскольку фрагменты городской среды воспринимаются зрителем постепенно по мере приближения к объекту. Первоначально сторонним наблюдателем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

распознаются такие общие параметры как размер, цвет, силуэтное построение, после приходит детальное различение элементов дизайна архитектурной среды. Особое значение имеет экологическая составляющая городской среды, ее ландшафтные компоненты: озеленение и небосклон, формирующие облик средового объекта.

Список использованной литературы:

1. А. Раппапорт, Башня и лабиринт, ТА 137 Мимесис и пойэсис, 2013, электронный ресурс: http://papardes.blogspot.com/2013/04/137.html

2. М. Кронгауз, Мемы в интернете: опыт деконструкции, «Наука и жизнь» №11, 2012;

3. Ричард Докинз (Richard Dawkins), «The Selfish Gene /«Эгоистичный ген», Мир, 1993.

© Халмурзаева Г.Б. , Муксинов Р.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.