Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ ФУТБОЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ В СТРУКТУРУ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ'

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ ФУТБОЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ В СТРУКТУРУ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ФУТБОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ / ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА / КРУПНЕЙШИЙ ГОРОД / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕРНАТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Скоблицкая Юлия Александровна, Шеремет Анастасия Анатольевна

В статье описаны принципы территориального размещения детско-юношеских футбольных академий в структуре крупнейших городов, особенности архитектурно-планировочной организации футбольных академий, являющихся важнейшей составляющей профессиональной подготовки футболистов для действующих футбольных клубов. Отмечены особенности формирования структуры академии как многофункционального центра с широким спектром возможностей развития и полного погружения обучающихся в учебный процесс. Рассмотрена актуальность и потребность появления таких футбольных академий в крупнейших городах России. Выявлена специфика включения футбольных академий в структуру крупнейших городов, определены основные типы обучения на основе анализа подобных объектов в России, странах Европы и Южной Америки. Определено, что наиболее приемлемым является размещение детско-юношеских футбольных академий на периферии города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Скоблицкая Юлия Александровна, Шеремет Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AND PLANNING OF SPORTS CENTERS OF FOOTBALL ACADEMIES IN THE LARGEST CITIES

Purpose: The article describes the principles of territorial placement of children's and youth football academies in the largest cities. Design/methodology/approach: The architectural and planning organization of football academies, which are the most important component of the professional training of football players in football clubs. The principles of the academy formation as a multifunctional center with a full immersion of students in the educational process. The relevance and need for the appearance of such football academies in the largest cities of Russia. Research findings: The inclusion of football academies in the largest cities is identified, the main types of training are determined, based on the analysis of such facilities in Russia, Europe and South America. Practical implications: The youth football academies can be arranged on the city periphery.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ ФУТБОЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ В СТРУКТУРУ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ»

УДК 725.85 DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-29-36

Ю.А. СКОБЛИЦКАЯ, А.А. ШЕРЕМЕТ,

Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ ФУТБОЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ В СТРУКТУРУ КРУПНЕЙШИХ ГОРОДОВ

В статье описаны принципы территориального размещения детско-юношеских футбольных академий в структуре крупнейших городов, особенности архитектурно-планировочной организации футбольных академий, являющихся важнейшей составляющей профессиональной подготовки футболистов для действующих футбольных клубов. Отмечены особенности формирования структуры академии как многофункционального центра с широким спектром возможностей развития и полного погружения обучающихся в учебный процесс. Рассмотрена актуальность и потребность появления таких футбольных академий в крупнейших городах России.

Выявлена специфика включения футбольных академий в структуру крупнейших городов, определены основные типы обучения на основе анализа подобных объектов в России, странах Европы и Южной Америки. Определено, что наиболее приемлемым является размещение детско-юношеских футбольных академий на периферии города.

Ключевые слова: футбольная академия; детско-юношеская футбольная академия; футбольная школа; крупнейший город; архитектурно-планировочная организация; инфраструктура; интернат.

Для цитирования: Скоблицкая Ю.А., Шеремет А.А. Архитектурно-планировочные особенности включения многофункциональных спортивных комплексов футбольных академий в структуру крупнейших городов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 2. С. 29-36.

DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-29-36

Y.A. SKOBLITSKA YA, A.A. SHEREMET, South Federal University

ARCHITECTURE AND PLANNING OF SPORTS CENTERS OF FOOTBALL ACADEMIES IN THE LARGEST CITIES

Purpose: The article describes the principles of territorial placement of children's and youth football academies in the largest cities. Design/methodology/approach: The architectural and planning organization of football academies, which are the most important component of the professional training of football players in football clubs. The principles of the academy formation as a multifunctional center with a full immersion of students in the educational process. The relevance and need for the appearance of such football academies in the largest cities of Russia. Research findings: The inclusion of football academies in the largest cities is identified, the main types of training are determined, based on the analysis of such facilities in Russia, Europe and South America. Practical implications: The youth football academies can be arranged on the city periphery.

Keywords: football academy; football school; large city; architectural and planning organization; infrastructure; boarding school.

© Скоблицкая Ю.А., Шеремет А.А., 2021

For citation: Skoblitskaya Yu.A., Sheremet A.A. Arkhitekturno-planirovochnye osobennosti vklyucheniya mnogofunktsional'nykh sportivnykh kompleksov futbol'-nykh akademii v strukturu krupneishikh gorodov [Architecture and planning of sports centers of football academies in the largest cities]. Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2021. V. 23. No. 3. Pp. 29-36. DOI: 10.31675/1607-1859-2021-23-3-29-36

Футбол является одним из наиболее популярных видов спорта в мире. В последние годы появляется всё больше желающих серьезно заниматься футболом с раннего возраста. Футбольные академии являются важнейшей частью технологии профессиональной подготовки спортсменов [1]. Ведущие мировые клубы, обладающие мощной финансовой базой, рассматривают программы развития детско-юношеского футбола как залог своего долгосрочного и успешного существования [2].

В настоящее время в России активно строятся футбольные академии, выделяются инвестиции на развитие детско-юношеского футбола [3]. Однако актуальной проблемой остается количественный дефицит специализированных школ, представляющих собой многофункциональный спортивный комплекс с развитым набором функций. Также в России отсутствует нормативная база в сфере архитектурно-планировочной организации детско-юношеских футбольных школ при профессиональных футбольных клубах.

Перед Российской футбольной федерацией стоит задача войти в число лидирующих футбольных держав, что обеспечивается как поддержкой государства, так и частными инвестициями [4]. Например, разработанная Министерством спорта стратегия развития футбола в Российской Федерации [5] одним из основных приоритетов своей реализации определяет именно развитие детско-юношеского футбола. Многие ведущие клубы страны открывают собственные футбольные академии, соответствующие современным стандартам. По данным детской футбольной лиги [6], в настоящее время в России существует около 130 футбольных школ, из них лишь 12 обладают современной многофункциональной инфраструктурой и имеют сеть региональных филиалов.

Если обратиться к примерам стран, в которых уже сформировались эффективные системы подготовки профессиональных футболистов с самого раннего возраста, то можно отметить наличие селекционной сети.

Детско-юношеские команды являются учебно-спортивным подразделением профессионального клуба; большинство зарубежных футбольных академий работают с тремя-четырьмя возрастными категориями [1]. Многолетняя подготовка включает в себя: предварительную и начальную специализацию (6-12 лет); углубленную специализацию (13-15 лет); спортивное совершенствование (16-18 лет). В общую организационную структуру входят помимо центральной футбольной академии ее филиалы - футбольные школы, которые находятся в разных районах города и даже в других населенных пунктах. Как правило, к 10-11 годам воспитанников формируется состав, проживающий непосредственно на территории основной школы.

В соответствии с данными European Club Association (ECA) и анализом футбольных академий мира, можно выделить следующие показатели: средняя

вместимость академий - 200-300 обучающихся 7-18 лет, разделенных на 8-14 команд по возрастным категориям; большинство футбольных академий тесно сотрудничают со школами и университетами, обеспечивая образование своих воспитанников [7-9]. На базе стационарных школ работают летние футбольные лагеря, которые обеспечивают круглогодичное функционирование школ и привлекают дополнительные доходы [10].

В футбольных академиях зарубежных стран существуют разные формы обучения - с проживанием и без проживания воспитанников. Большинство академий обеспечивают возможность проживания и обучения внутри академии по принципу интерната. Комнаты для проживания воспитанников, учебные аудитории, конференц-залы, офисы, специализированные библиотеки обычно расположены в образовательно-административном корпусе. В зарубежной практике есть примеры, где предоставляется возможность временного пребывания родителей в специальном гостевом корпусе.

Функционально-планировочная структура футбольной академии включает в себя обязательное наличие развитого медико-реабилитационного центра. Отличительной особенностью является многофункциональный спортивный комплекс, объединяющий залы различного назначения, а также плавательный бассейн [11].

Наиболее распространены следующие объемно-планировочные решения: рациональное объединение функциональных блоков в единый комплекс с целью экономии площади участка или отдельное расположение зданий комплекса в подчинении живописному ландшафту, использование исторической застройки под жилую функцию. В большинстве случае архитектурно-художественным решением является функциональный минимализм, геометричность форм; использование в оформлении фасадных плоскостей и интерьерных пространств эмблем клубов-кураторов, командных цветов (таблица).

Сравнительный анализ ведущих футбольных академий мира

Название футбольной академии

Количество учащихся, возрастной диапазон/ возможность проживания

Номенклатура полноразмерных тренировочных полей/наличие стадиона на территории/ площадь участка

Принципиальная планировочная схема территории академии

Фото комплекса академии

San Paulo Futebol Clube Academy (Бразилия)

280 чел., от 6 до 18 лет/ есть, с 14 лет

6 футбольных полей с натуральным покрытием/ нет/ £ = 11 га

Окончание таблицы

Название футбольной академии

Количество учащихся, возрастной диапазон/ возможность проживания

Номенклатура полноразмерных тренировочных полей/наличие стадиона на территории/ площадь участка

Принципиальная планировочная схема территории академии

Фото комплекса академии

Amsterdam-sche Football Club Ajax Academy (Нидерланды)

200 чел., от 7 до 1S лет/ нет

5 футбольных полей с натуральным покрытием, 4 - с искусственным/есть/ £ = 25 га

Sporting Clube de Portugal Academy (Португалия)

1S0 чел., от 7 до 1S лет/ есть, с 10 лет

4 футбольных поля с натуральным покрытием, 3 - с искусственным/нет/ £ = 28 га

Real Madrid Club de Fútbol Academy (Испания)

300 чел., от 7 до 17-18 лет/ есть, с 14 лет ограниченное (40 уч.) с 10 лет

8 футбольных полей с натуральным покрытием, 4 - с искусственным/ есть/ £ = 120 га

i BS

The Arsenal Football Club Academy (Aнглия)

420 чел., от 9 до 21 года/ нет

9 футбольных полей с натуральным покрытием, 2 - с подогревом/ нет/ £ = 58 га

FC Bayern München Academy (Германия)

220 чел., от 7 до 17 лет/ есть

5 футбольных полей с натуральным покрытием (из них 2 с подогревом), 2 - с искусственным покрытием/ есть/ £ = 15 га

Объекты футбольной академии могут размещаться в различных частях городской структуры: центральной, срединной, а также на периферии [12] (рис. 1).

Рис. 1. Градостроительное размещение футбольных академий

В крупнейших городах центр считается наиболее застроенной, ценной и дорогостоящей территорией, характеризующейся дефицитом свободных земельных участков. Срединная часть города, как правило, является деловым центром, стоимость земли здесь значительно ниже, чем в центре города, но при этом также практически отсутствуют свободные территории. Площадь территории футбольной академии, расположенной в центральной и срединной частях города, обычно не превышает 2-8 га.

В мировой практике преобладает вынесение объектов футбольной академии на периферию крупного города или даже в пригород, что связано с функциональной потребностью в открытой территории значительной площади для размещения требуемой инфраструктуры (рис. 2). В среднем площадь такой территории составляет 25-30 га. При отсутствии собственного стадиона (вместимостью 2500-3000 чел.) футбольные академии стремятся размещать в непосредственной близости от клубного [13].

Для качественной подготовки будущих футболистов большое значение имеет непрерывность процесса, т. е. круглогодичные тренировки в одинаковых или максимально схожих условиях [14, 15]. Таким образом, климатические особенности местности влияют на планировочную структуру школы, наличие крытых полей (манежей), тренировочных полей с искусственным покрытием, а также полей, оснащенных климат-контролем [16].

Рис. 2. Планировочная организация территории футбольной академии, расположенной на периферии города

Детско-юношеские футбольные академии оснащаются тренировочными полями различных видов: помимо полноценных футбольных полей по стандартам FIFA, в состав инфраструктуры входят уменьшенные поля для игры в сокращенном составе и совершенствования технико-тактических взаимодействий, а также специальные тренировочные поля для вратарей [17].

В качестве примера отечественной ДЮФШ, соответствующей всем современным требованиям, можно выделить Академию ФК «Краснодар», которая функционирует с 2010 г. [18]. Вместимость - 340 учащихся. Планировочное решение территории организовано следующим образом: главный корпус объединяет две функциональные группы помещений (образовательная и спортивная); проживание воспитанников - в отдельных корпусах, учитывающих командно-возрастную градацию; в отдельном четырехэтажном здании размещается столовая. Инфраструктура академии позволяет обеспечить полноценное круглогодичное функционирование детско-юношеской футбольной подготовки.

Таким образом, проведенное исследование архитектурно-планировочной и образовательной деятельности ведущих футбольных академий мира позволяет сделать вывод, что оптимальной моделью детско-юношеской футбольной академии является интернат, расположенный на периферии города, что дает максимальную погруженность в процесс подготовки юных футболистов.

Потребности современного футбольного обучения требуют формирования актуальной модели полифункционального комплекса, важной особенностью которого является наличие технически оснащенной инфраструктуры.

Библиографический список

1. Колесов И.В. Анализ опыта работы международных профессиональных спортивных академий для эффективной реализации проектов создания и развития спортивных академий в России // Вестник университета. 2018. № 6. С. 165-170.

2. Иванов А.В., Мыленко В.А.,Франков А.В. Лучшие футбольные клубы Европы. Харьков : Фактор, 2010. 192 с.

3. Узнародов Д.И. Развитие футбола в постсоветской России: актуальные проблемы и пути их решения, журнал // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 3 (24). С. 100-106.

4. Макаров Д.С. Тенденции развития современного футбола в России // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 531-535.

5. Стратегия развития футбола в Российской Федерации (Стратегия «Футбол 2020») // Российский футбольный союз. URL: www.prlib.ru/item/682644 (дата обращения: 15.11.2020).

6. Футбольные школы России // Детская футбольная лига. URL: www.dfl.org.ru/dfl/schools/ (дата обращения: 23.11.2020).

7. Youth Academy. URL: english.ajax.nl/youth-academy.htm (дата обращения: 24.11.2020).

8. FC Bayern - Campus. URL: fcbayern.com/de/teams/fc-bayern-campus (дата обращения: 07.12.2020).

9. Barca Academy. URL: barcaacademy.ru/ (дата обращения: 07.12.2020).

10. Hudec M., Rollova L. Sports Facilities - Analyses and New Trends // Advanced Engineering Forum. 2014. № 12. P. 44-47. URL: www.scientific.net/AEF.12.44.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

11. Geraint J., Campbell К. Handbook of sports and recreational building design. V. 1: Outdoor sports. United Kingdom : Architectural Press, 2003. 281 p.

12. Scoblickaya Y., Sheremet A. Features of the Architectural and Planning Organization of Children and Youthful Football Schools in the Largest Cities // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). 2018. V. 9. P. 1810-1818. URL: www.iaeme.com/ MasterAdmin/Journal_uploads/IJCIET/VOLUME_9_ISSUE_10/IJCIET_09_10_180.pdf

13. Rosenblum Ch., HillD. Broncos and Steelers open new football-only stadiums // HNTB Sports Architecture. 2001. V. 10. Р. 189-193.

14. Post Е., Thein-Nissenbaum J., Stiffler M., Brooks А. High school Sport Specialization Patterns of Current Division I Athletes // Sports Health. 2016. V. 9. P. 148-153.

15. Губа В.П., Квашук П.В., Краснощеков В.В., Ежов П.Ф. Футбол: примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Москва : Советский спорт, 2010. 128 с.

16. Бурлаков И.Р. Специализированные сооружения для игровых видов спорта. Москва : СпортАкадемПресс, 2001. 116 с.

17. Chen X.J. Sports Venues and Outdoor Landscape Design // Advanced Materials Research. 2013. V. 726-731. P. 3600-3603.

18. Академия // ФК «Краснодар» : официальный сайт. URL: fckrasnodar.ru/academy/ (дата обращения: 24.12.2020).

REFERENCES

1. Kolesov I. V. Analiz opyta raboty mezhdunarodnykh professional'nykh sportivnykh akademii dlya effektivnoi realizatsii proektov sozdaniya i razvitiya sportivnykh akademii v Rossii [Analysis of the experience of international professional sports academies to effectively establish and develop sports academies in Russia]. Vestnikuniversiteta. 2018. No. 6. Pp. 165-170. (rus)

2. Ivanov A.V., Mylenko V.A., Frankov A.V. Luchshie futbol'nye kluby Evropy [Europe's best football clubs]. Kharkiv: Faktor, 2010. 192 p. (rus)

3. Uznarodov D.I. Razvitie futbola v postsovetskoi Rossii: aktual'nye problemy i puti ikh resh-eniya [Football development in post-Soviet Russia: Current problems and solutions]. Akad-emicheskii vestnik Rostovskogo filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2016. No. 3 (24). Pp. 100-106. (rus)

4. Makarov D.S. Tendentsii razvitiya sovremennogo futbola v Rossii [Trends in modern football in Russia]. Molodoi uchenyi. 2015. No. 21. Pp. 531-535. (rus)

5. Strategiya razvitiya futbola v Rossiiskoi Federatsii (Strategiya "Futbol 2020") [Strategy for football development in the Russian Federation (Football Strategy 2020)]. Available: www.prlib.ru/item/682644 (accessed November 15, 2020). (rus)

6. Futbol'nye shkoly Rossii. Detskaya futbol'naya liga [Football schools in Russia. Children's Football League]. Available: www.dfl.org.ru/dfl/schools/ (accessed November 15, 2020).

7. Youth Academy. Available: english.ajax.nl/youth-academy.htm (accessed November 15, 2020).

8. FC Bayern - Campus. Available: fcbayern.com/de/teams/fc-bayern-campus (accessed December 07, 2020).

9. Barca Academy. Available: barcaacademy.ru/ (accessed December 07, 2020). (rus)

10. Hudec M., Rollova L. Sports Facilities - Analyses and New Trends. Advanced Engineering Forum. 2014. No. 12. Pp. 44-47. Available: www.scientific.net/AEF.12.44.pdf (accessed November 12, 2020).

11. Geraint J., Campbell K. Handbook of sports and recreational building design. Vol. 1: Outdoor sports. United Kingdom: Architectural Press, 2003. 281 p.

12. Scoblickaya Y., Sheremet A. Features of the architectural and planning organization of children and youthful football schools in the largest cities. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. V. 9. Pp. 1810-1818. Available: www.iaeme.com/MasterAdmin/ Journal_uploads/IJCIET/V OLUME_9_ISSUE_10/IJCIET_09_10_180.pdf

13. Rosenblum Ch., Hill D. Broncos and Steelers open new football-only stadiums. HNTB Sports Architecture. 2001. V. 10. Pp. 189-193.

14. Post E., Thein-Nissenbaum J., Stiffler M., Brooks A. High school sport specialization patterns of Current Division I Athletes. Sports Health. 2016. V. 9. Pp. 148-153.

15. Guba V.P., Kvashuk P.V., Krasnoshchekov V.V., Ezhov P.F. Futbol: Primernaya programma dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiiskogo rezerva [Football: model program for children and youth sports schools, specialized children and youth Olympic reserve schools]. Moscow: Sovetskii sport, 2010. 128 p. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Burlakov I.R. Spetsializirovannye sooruzheniya dlya igrovykh vidov sporta [Specialized facilities for play sports]. Moscow: SportAkademPress, 2001. 116 p. (rus)

17. Chen X.J. Sports venues and outdoor landscape design. Advanced Materials Research. 2013. V. 726-731. Pp. 3600-3603.

18. Akademiya. FK "Krasnodar" [Football club "Krasnodar"]. Available: fckrasnodar.ru/academy/ (accessed December 24, 2020). (rus)

Сведения об авторах

Скоблицкая Юлия Александровна, канд. архитектуры, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденнов-ский, 39, yskoblickaya@sfedu.ru

Шеремет Анастасия Анатольевна, преподаватель, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 39, aash_cher@inbox.ru

Authors Details

Yulia A. Skoblickaya, PhD, Southern Federal University, 39, Budennovskii Ave., 344082, Rostov-on-Don, Russia, yskoblickaya@sfedu.ru

Anastasia A. Sheremet, Lecturer, Southern Federal University, 39, Budennovskii Ave., 344082, Rostov-on-Don, Russia, aash_cher@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.