Научная статья на тему 'Архитектурно-планировочные особенности городских набережных Украины по реке Днепр'

Архитектурно-планировочные особенности городских набережных Украины по реке Днепр Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
288
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ НАБЕРЕЖНЫЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАБЕРЕЖНЫХ / РЕКА ДНЕПР

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Боборыкин А.С.

В статье рассматриваются градостроительные структуры крупных приднепровских городов Украины; анализируются архитектурно-планировочные особенности их набережных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-планировочные особенности городских набережных Украины по реке Днепр»

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ НАБЕРЕЖНЫХ УКРАИНЫ ПО РЕКЕ ДНЕПР

© Боборыкин А.С.*

Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры,

Украина, г. Киев

В статье рассматриваются градостроительные структуры крупных приднепровских городов Украины; анализируются архитектурно-планировочные особенности их набережных.

Ключевые слова городские набережные, градостроительная структура, архитектурно-планировочные особенности набережных, река Днепр.

Актуальность исследования набережных обусловлена современными проблемами градостроительной практики освоения приречных территорий в городах Украины. Вопрос существования набережных нуждается в решении в связи с существующими проблемами, ведь сбалансированное развитие небережных на городских приречных территориях является необходимым залогом их полноценного функционирования. В городах вдоль Днепра застройка набережных достаточно разнообразна (рис. 3). В некоторых случаях она является визитной карточкой города, общественным пространством общегородского значения. Другие примеры иллюстрируют территориальные и эколого-функциональные конфликты, порожденные стремительным ростом населения, развитием транспорта, антропогенным влиянием на прибрежную территорию. Третьи находятся только в начале пути развития современной архитектурно-пространственной структуры набережной в городской среде. К реке Днепр выходят лишь пять областных центров Украины - Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье и Херсон (рис. 1). Эти города, объединенные Днепром имеют различные планировочные схемы (рис. 2). Все города, кроме Черкасс и Херсона расположены по обоим берегам Днепра. Связано это с историко-экономическими а также с эколого-гео-графическими факторами. После создания цепи ГЭС по Днепру в ХХ в., каскад водохранилищ изменил ширину реки у городов. Например г. Черкассы, расположенный на правом берегу Кременчугского водохранилища, удален от левого берега на 8-9 км. Киев, Запорожье и Херсон имеют крупные острова на Днепре а пределах города. На них в основном находятся парки отдыха и заповедники (например о. Гидропарк, о. Труханов в Киеве; о. Хорти-ца в Запорожье). Центральные части всех городов, кроме Запорожья расположены на правом берегу Днепра. Днепропетровск и Херсон имеют еще одну реку на территории города. Так, впадающая в Днепр река Самара делит

* Аспирант кафедры Теории, истории архитектуры и синтеза искусств.

город Днепропетровск на три части; второй рукав р. Днепр в Херсоне отделяет от города Комсомольский район. Также следует отметить зеркальную схожесть Киева и Запорожья в расположении города относительно Днепра (рис. 2); совпадает рельеф берегов, наличие острова посредине реки в городских границах. Центры городов, как правило, приближенны к приречным набережным. Во многих случаях транспортные магистрали проходят непосредственно вдоль берега, отделяя жилые районы от Днепра, осуществляя неблагоприятное экологическое влияние как на приречную территорию, так и на реку, как например Набережное шоссе в Киеве (рис. 4-1с, рис. 5-1с). Особенностью планировочной структуры приречных городов является наличие зон отдыха, парков и т.п., непосредственно приближенных к жилой застройке. В городах с динамичным развитием застройки наблюдается размещение приречной частной застройки и дачных поселений, окруженных жилыми районами. Эти зоны, которые исторически сформировались ранее на околицах городов, оказались в центре городской застройки, отрезав жителям жилых районов выход к воде (Русановские сады в Киеве пр.) Характерной чертой для некоторых приднепровских городов является также наличие не намытых территорий около Днепра, которое делает невозможным освоение территории угрожает подтоплением. (Осокорки, Горбачиха в Киеве и пр.). Набережная - главная структурная еденица прибрежного города. От особенностей составляющих набережную элементов зависят и ее абсолютные размеры. Большое значение при этом наряду с гидрологическими характеристиками водоема имеют и природно-климатические и почвенно-геологические условия местности [3, с. 4-5]. Поэтому расположение набережных в архитектурно-планировочной среде каждого исследуемого города различно (рис 4).

Киев - столица и крупнейший город Украины с населением 2 845 023 чел. (2013 г). расположен на обоих берегах Днепра и характерен интересной планировочной схемой. Центр города расположен на холмах правого берега Днепра, имеющего очень сложный рельеф. Холмы и овраги стали определяющими в извилистом геометрическом направлении улиц. Местность Подол и Оболонь не имеют возвышенностей и их уличная система иная. Общее же пятно улиц правого берега напоминает полукольцо, перерезанное Днепром. Верхний город на киевских холмах отделен от Днепра системой парков на склонах. Левобережье не имеет существенного рельефа и сеть его улиц имеет в основном прямую форму - как продолжение мостов через Днепр. На правобережье расположены основные набережные Киева. Это Оболонская набережная, Набережно-Луговая, Набережно-Крещатицкая, Набережное шоссе. В 2011 году в связи с открытием Гаванского моста, появилась новая набережная - ул. Набережно-Рыбальская, выполняющая коммуникационную функцию между Оболонью и Подолом. В столице Украины набережные присутствуют также на левобережье - Днепровкая и Русановская набережные. Киевское Набережное шоссе (рис. 4-1с, 5-1с) в виде улицы появилось в середине XIX века. Вдоль начального отрезка шоссе присутствует незна-

чительная по площади застройка XIX - начала ХХ в. Благодаря интенсис-ному развитию транспорта с середины ХХ в. за несколько реконструкций улица в полтора раза расширила свою ширину и, превратившись в транзитную автомагистраль,полностью отрезала парковую зону центра города от воды (рис. 4-1с). Особенностью Набережного шоссе является наличие пешеходной связи в перпендикулярном направлении - парковая зона города связана Пешеходным мостом с парком на о. Труханов. Спуски к мосту с холмов в виде террасс образуют верхние «набережные», которые имеют хорошую визуальную связь с Днепром. Ниже следует шестиполосная автодорога с разделительным бетонным отбойником и узкий тротуар, еще ниже - пешеходная часть набережной, которая отделена от дороги гранитной подпорной стеной. Пешеходная часть включает ступени к воде,а также лестничные марши к дороге каждые 300-500 м. Главными особенностями набережной в этом месте являются характерный рельеф, соседство с парковой зоной, практически отсутствующая застройка, наличие транзитной автодороги, недостаточно развитые пешеходные связи между городскими парками центра Киева и узкой прибрежной пешеходной зоной. Улица Набережно-Крещатиц-кая (рис. 4-1Ь) расположена под углом к сетке подольских улиц. Примыкающие к ней кварталы имеют в основном треугольную форму. Улица На-бережно-Крещатицкая, как и Набережное шоссе выполняет важную транзитную роль. Застройка на Подоле весьма плотная, местами даже переходящая через эту транспортную артерию. Доказательство этому - церковь Николая Набережного, которую воздвигли в начале ХХ1 в. прямо на воде (рис. 5-1Ь). Искусственный островок с церковью соединен с пешеходной частью набережной небольшим мостом. Набережная в этом месте имеет две главные части-автомобильную и пешеходную. Автомобильная часть представляет собой шестиполосную дорогу, на одном из участков улицы -двухъярусную с эстакадой в центральной части. Пешеходная часть уже автомобильной. Она имеет два уровня: верхний - в створе с автодорогой, второй - ниже на 5-6 м (используется также как причал для судов). В местах причаливания поперечный профиль окончания набережной прямой вертикальный, в остальных - грнитные ступени, спускающиеся к воде. В 2015 году в южной части Набережно-Крещатицкой улицы на Почтовой площади над магистралью возводиться эксплуатируемое покрытие, тем самым предоставляя пешеходной площади города выход к воде. Однако остальная часть древнего Подола пока остается отрезанной от воды улицей Набереж-но-Крещатицкой. Массив Оболонь расположен в северной части правобережья. Основная жилая застройка выполнена в 1974-1980 по особому плану -микрорайоны напоминают соты по форме. Во время второго периода застройки в начале двухтысячных годов на Оболони появились новые, более высотные (22-25 этажей) комфортабельные жилые дома, построенные в основном ближе к Днепру. Оболонь стала считаться привлекательным жилым районом. Оболонская набережная благодаря удачному архитектурному

замыслу и отсутствию автотранспорта и полифункциональной инфраструктуре создала прекрасные условия для отдыха киевлян около воды. В XXI ст. она стала первой пешеходной набережной в г. Киеве и одной из самых посещаемых (рис. 4-1а, 5-1а). Массив в этом месте застроен высотными домами, а также коттеджами. Автодорога расположена с противоположной от Днепра относительно застройки части территории. Все автомобильные дворовые заезды находятся только со стороны проспекта в виде тупиков. Пешеходная зона набережной достаточно широкая, она имеет два яруса, отделенные между собой склоном из бетонных плит. Далее к воде спускается пляжно-рекреационная зона. Ярусная конструкция набережной обусловлена необходимостью препятствовать полному затоплению в случае наводнения (рис. 5-1а). Переходы между ярусами осуществляются посредством лестниц. В южной части верхний ярус набережной заблокирован частной застройкой; там обустроен специальный широкий пандус перехода на нижний уровень набережной. Вся Оболонская набережная удачно благоустроена, имеет цветное мощение, смотровые площадки, зоны отдыха, скульптурные композиции. В нижних этажах жилых зданий в сторону набережной расположены разнообразные кафе и рестораны с открытыми летними площадками. Руса-новский остров появился в Киеве в начале 60-х годов XX ст. в связи с началом освоения левого берега Днепра под новые жилые районы с использованием технологии намыва песка на пойменных территориях. Массив-остров окружен современной набережной - улицей Энтузиастов, ориентированной на обводной канал полукруглой формы и Русановской набережной вдоль Днепра (рис. 4-Ы). Застройка набережной - жилые девятиэтажные здания и сооружения с общественной функцией в разрывах между ними. Следует отметить продуманность речного фасада Русановской набережной, характерного горизонтальным силуэтом застройки и высотными акцентами. Сама набережная представляет собой транспортную часть и парковую пешеходную зону, которая примыкает к реке (рис. 5-1ф. На ней очень комфортно находиться за счет удачных транспортно-пешеходных пропорций. Ширина пешеходной зоны более чем в три раза превышает ширину проезжей части. Со стороны застройки на набережной широкий тротуар в виде озеленеенного бульвара, визуально соединенного с парковой зоной. Прибрежная часть Русановской набережной представляет собой различный по ширине сквер, с грамотным благоустройством и богатым озеленением. Имеются несколько параллельных Днепру аллей, которые перебиваются перпендикулярными, идущими к реке. На пересечениях устроены зоны отдыха, смотровые площадки, спуски к воде. Ниже расположен склон из бетонных плит, спускающихся на самый нижний ярус набережной, совмещенный в некоторых местах с зоной пляжа. В 2012 году проводились работы по реконструкции набережного парка, что повысило популярность этой набережной среди жителей левобережья.

Город Черкассы с населением 285605 чел. (2013) расположен на возвышенном правом берегу Кременчугского водохранилища. Генеральный

план застройки города был составлен известным русским архитектором В.И. Гесте в 1815 р. и почти полностью был реализован. Большое значение для развития приднепровской территории города имело строительство Кре-менчужской ГЭС в 1960 г., а также появление моста, соединившего город с левобережьем. Изменения геометрии нижней, приречной теритрории Черкасс происходили постоянно. Нестабильность русла Днепра а также активный намыв территории для строительства новых жилых массивов - факторы, характеризующие исторические изменения набережной территории Черкасс. Градостроительный интерес представляет прибрежный район Мытни-ца, который построен на намытом земснарядами песке. Лишь сегодня, когда застройка опять вплотную приблизилась к воде, можно говорить о начале формирования набережных улиц Черкасс. Улицы Гагарина, Героев Днепра и Козацкая (район Мытница),а также ул.Береговая и ул.Портовая проходят вдоль Днепра и находятся в зоне его влияния. Однако лишь участок улицы Козацкой представляет собой организованную набережную (рис. 4.2).

Набережная-пирс находится в районе ул. Козацкой, на северо-запад от речного порта. Длина обустроенной части набережной - около четырехсот метров (рис. 5.2). Застройка выполнена секционными жилыми домами 9-16 этажей. Ширина пешеходной части набережной от проезжей части до Днепра составляет около 60 метров. Половину участка автодорога проходит вместе с пешеходной частью, далее ул. Козацкая резко поворачивает на запад,а пешеходная набережная продолжается вдоль Днепра. Следует отметить,что ширина Днепра в этом месте составляет около девяти километров и в архитектурно-пространственном решении учтена эта составляющая,так как набережная запроектированна очень просторной. Она имеет два уровня, верхний -парковый, выполнен в виде бульвара. Две аллеи разделены множеством прямоугольных клумб - 20 х 10 м. На набережной выполнено благоустройство, вдоль бульвара установлены оригинальные фонари, возле клумб - лавочки и места для отдыха. Далее к воде спускается зеленый склон,а нижний уровень набережной совмещен с пляжной зоной. Просторная набережная на фоне выразительного силуета жилой застройки, и широкая река выглядят вполне гармонично (рис. 3Ь).

Днепропетровск - четвертый по численности населения город в Украине с населением 997754 чел. (2013), один из наибольших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины. На протяжении всей истории предусматривалось, что город будет «открытым к реке». В действительности на берегу Днепра долгое время был склад лесоматериалов, промышленные помещения, составы и т.п. Появлению нормальной набережной также препятствовали разливы реки во время весеннего паводка. Набережная Днепропетровская -наибольшая реализованная прибрежная улица в городах нашего исследования считается самой длинной в Европе (ее длина больше 20 км). Набережная, хоть и является одной магистралью, состоит из 3 частей: Набережная

Заводская, Набережная им. Ленина и Набережная Победы. Она находится в центре города и наиболее оборудована для прогулок и отдыха (рис. 3о). Другие улицы, проходящие вдоль Днепра находятся на левом берегу (ул. Малиновского, ул. Лебяжая, ул. Томская, ул. Гаванская). На Набережной им. Ленина хорошо развита и организована широкая пешеходная парковая часть, причем каждая часть этой длинной набережной имеет свою специфику. Достаточно интересно организован участок набережной в районе улицы Литейной (рис. 4.2). Набережная состоит из автомобильной части (2 ряда в каждом направлении)и широкой пятидесятиметровой пешеходной части у воды (рис. 5.2). Застройка набережной в этом месте - жилые и общественные здания. Широкая тротуарная часть у зданий (не менее ширины автодороги) позволяет пешеходам комфортно чувствовать себя при движении вдоль набережной. Противоположная, парковая часть набережной, помимо удачного благоустройства имеет еще одну интересную особенность. Парковая зона соединяется с нижней частью набережной у самой воды с помощью широких ступеней-каскадов. Четыре ступени, шириной около полутора метров проходят по всей двухсотметровой длине участка набережной (рис. 3с). Данное архитектурно-пространственное решение перепада ярусов позволяет организовать более тесную визуальную связь паркового уровня набережной с водоемом. Не менее эффектно выглядит этот участок с реки.

Город Запорожье по количеству населения Запорожье занимает шестое место в Украине - 770672 чел. (2013). Город пересекается транспортно-ком-муникационными коридорами, которые соединяют юг Украины с центром России, Донбасс с Криворожьем и Закарпатьем. Левый и правый берега города связаны между собой плотиной ДнепроГЭСа и мостами Преображенского. В перспективу развития города заложено освоение существующих прибрежных зон, а также создание новых. Уникальный историко-культурный ареал - Национальный парк Хортица, как ядро города способствует развитию береговых набережных по обе стороны от острова,так как лучшее внешнее визуальное восприятие острова возможно именно с береговой кромки Днепра. Центральная часть города расположена на высоком левом берегу Днепра. Основные набережные расположены там же - улица Портовая севернее ДнепроГЭСа, ул.Луначаского - на территории Южного района, Прибрежная автомагистраль - у подножья всего запорожского Левобережья (рис. 3ф. Она проходит ниже отметок центра города и не по самой кромке берега,а с отступом (рис. 4.4, рис. 5.4). В этом состоит ее главная особенность. Глубина «буфера» колеблется от 50 до 250 м. В этом нем сосредоточились прибрежные скверы, общественные здания, городские пляжи. Бульвар Шевченко, спускающийся перпендикулярно Днепру соединен с причалом в районе центрального пляжа посредством небольшого пешеходного мостика над Прибрежной магистралью. Трехполосная в каждом направлении, она имеет разделение ввиде клумбы. Далее в сторону реки находится пешеходная часть набережной, шириной около 4 м. От проезжей части она отделена

широкой полосой озеленения, тем не менее не обеспечивающей полную защиту пешеходной части от магистрали. Ниже расположена пляжная зона. Развитие транспортной части магистрали может полностью заблоки-коровать центральную часть города от прилегающего берега. В то же время из-за ширины ландшафтного буфера в будущем возможно развитие в нем пешеходных набережных зон общегородского значения даже при таком соседстве.

Современный Херсон - административный, индустриальный и культурный центр области с населением 229052 чел. (2013). Город расположен на правом берегу Днепра в 25 км от Днепровского лимана Черного моря. Херсон проектировался именно как город на реке, поэтому был ориентирован на р. Днепр, несмотря на сезонные разливы реки. Улицы проходили вдоль Днепра и перпендикулярно ему, образовывая прямые кварталы. Вдоль линии берега улицы проложены террасами с учетом естественных условий местности. Факт существования набережной улицы сразу при создании города в ХУШ ст. отличает город от других приречных городов по р. Днепр. Однако сегодня город-порт Херсон имеет обустроенные для жителей прогулочные набережные лишь в некоторых местах. Например, район парка Славы и гостиницы «Фрегат». Связь с рекой Улиц Причальной и Днепропетровской, проходящих вдоль Днепра перекрыта объектами портово-промышлен-ной либо частной застройки. Небольшая набережная «Фрегат» расположена неподалеку одноименной гостиницы. Открытый участок набережной длиной около 400 метров расположен на северо-восток от проспекта Ушакова (рис. 4.5, рис. 5.5). Участок отличается хорошим благоустройством, освещением и озеленением, на территории набережной расположен фонтан а также памятник первым корабелам (1972). В сторону гостиницы от набережной поднимается парковая зона, в начале сквера находится православная часовня; подъезд автотранспорта осуществляется с проспекта Ушакова. Полностью пешеходный участок набережной зажатый территориями Херсонского КХП с одной и торгового морского порта с другой стороны стал местом отдыха жителей города (рис. 3e).

В статье расмотрены наиболее интересные и характерные приднепровские набережные. В некоторых случаях архитектурно-пространственная структура набережных устойчивая и развитая, в других - только складывается. Наиболее развитые набережные находятся в Киеве и Днепропетровске. В остальных городах набережных меньше, однако есть все предпосылки для их дальнейшего формирования. Рассмотренные набережные характеризует разнообразие в формировании их композиционой, функциональной, эколо-го-градостроительной и архитектектурно-планировочной структуры. Дальнейшее их исследование позволит заложить принципы развития набережных на современном этапе, разнообразить тенденции застройки набережной, как главного элемента прибрежного города.

5 Р-Днепр

1 - Киев (основан в 482 г.); 2 - Черкассы (основан в 1284 г.); 3 - Днепропетровск (основан в 1776 г.); 4 - Запорожье (основан в 1770 г.); 5 - Херсон(основан в 1778 г.)

Рис. 1. Схема расположения городов - обласных центров по реке Днепр

РАЗМЕЩЕНИЕ ГОРОДА ОТНОСИТЕЛЬНО РЕКИ ДНЕПР

река с направлением течения

Рис. 2. Планировочные модели

а - г. Киев: панорама долины р. Днепр, набережное шоссе, Оболонская набережная, ул. Набережно-Крещатицкая; Ь - г. Черкассы: панорама застройки р-на Мытница, пешеходная набережная в р-не ул. Козацкой; с - г. Днепропетровск: панорама настройки правого берега р. Днепр,набережная им. Ленина в р-не ул. Литейной; с1 - г. Запорожье: панорама настройки левого берега р. Днепр, Набережная автомапстраль; е - г. Херсон: панорама прибрежной застройки, набережная «Фрегат» в р-не пр. Ушакова

Рис. 3. Современная застройка набережных приднепровских городов

Оболонская набережная ул. Набережно-Крещатицкая (1Ь), Набережное шоссе (1с), Русановская набережная (Ы) в Киеве. Набережная им. Ленина в Днепропетровске (2), Набережная в районе ул. Козацкой в Черкассах (3), Набережная автомагистраль в Запорожье (4), Набережная «Фрегат» в районе пр. Ушакова в Херсоне (5)

Рис. 4. Расположение набережных в структуре городов вдоль р. Днепр

Оболонская набережная (1а), ул. Набережно-Крещатицкая (1Ь), Набережное шоссе (1с), Русановская набережная(М) в Киеве. Набережная в районе ул. Козацкой в Черкассах (2). Набережная им. Ленина в Днепропетровске (3). Набережная автомагистраль в Запорожье (4). Набережная «Фрегат» в районе пр. Ушакова в Херсоне (5)

Рис. 5. Планировочные особенности набережных городов вдоль р. Днепр

Список литературы:

1. Бобориюн О.С. Передумови виникнення набережних (на прикладi м. Киева) / О.С. Бобориюн // Сучаснi проблеми арх1тектури та мютобудуван-ння. - Кив: КНУБА, 2013. - Вип. 32. - С. 219-223.

2. Боборик1н О.С. Тенденци розвитку набережних (на прикладi м. Киева) / О.С. Бобориюн // Сучаст проблеми архггекгури та мiстобудуванння. -Кшв: КНУБА, 2013. - Вип. 33. - С. 217-220.

3. Денисов М.Ф. Набережные. - М.: Стройиздат, 1982. - 148 с.: ил. -(Архитектору-проектировщику).

4. Вадимов В.М. Город и река (планировочные аспекты). - К.: Полтава: Археология, 2000. - 214 с.

5. Вулищ Киева. Довщник / За ред. А.В. Кудрицького. - К.: «Украшська енциклопедiя» iм. М.П. Бажана, 1995.

6. Генеральний план м. Киева на перюд до 2020 року [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genplan.kiev.ua/gp.htm.

7. Баранов Н.В. Градостроительство. - М.: Госстройиздат, 1963. - 143 с.

8. История Киева. Том Третий Киевсоциалистический. Книга вторая. -К.: Наукова думка, 1984.

9. Справочник архитектора. Том II / Под ред. К.С. Алябина. - М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.