11. РГВИА. Ф. 349. Оп. 39. Д. 21.
12. РГВИА. Ф. 349. Оп. 39. Д. 2180.
13. РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 22.
14. РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 22.
15. РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 792. Л. 1.
16. Служебная чертежная книга. Семен Ремезов и сыновья: текст рукоп. Рос. нац. б-ки (С.-Петерб.), коммент. / Елена Дергачева-Скоп, Владимир Алексеев. — Тобольск: обществ. благ. фонд «Возрождение Тобольска», 2006.
17. Сухорукова Н.В., Рахимов В.Г. История строительства и реставрации Тобольского кремля. Проблемы новейших реконструкций // Кремли России. — М., 1999.
18. Хорографическая чертежная книга Сибири Семена Ульяновича Ремезова / ред. В.М. Гумин-ский; вступ. ст. В.Э. Булатов. — Тобольск: Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2011.
УДК 72.007.
ББК 85.113
Латышева К.Г., г. Красноярск Научный руководитель: В.И. Царев
Архитектурно-планировочное формирование Троицкого солеваренного завода Центральной Сибири в XVII-XIX вв.
Аннотация
В статье рассмотрены этапы создания и архитектурно-планировочного формирования Троицкого солеваренного завода — одного из первых производственных предприятий в Центральной Сибири. Представлен сохранившийся в архиве план казенного Троицкого солеваренного завода и проведен анализ его архитектурно-планировочных особенностей, относящихся к началу XIX в. Освещены преобразования заводского хозяйства в XIX в. Отмечена ведущая роль первых промышленных предприятий в освоении Сибири.
Ключевые слова: Центральная Сибирь, промышленность, Троицкий солеваренный завод, производственные строения, план; церковь, архитектурно-планировочное развитие.
Период возникновения и становления первых русских заводских производств в Сибири охватывает XVII-XIX вв., которые характеризуются процессами присоединения к Российскому государству новых восточных территорий и их освоением. Особенности архитектурно-планировочного формирования сибирских предприятий прошедших веков являются важной составляющей истории отечественного зодчества, однако до сих пор остаются мало изученными. В данной статье автор попытался восполнить некоторые пробелы исследований.
В первой половине XVII в., вскоре после выхода русских землепроходцев на территории в бассейне реки Енисей и постройки там укрепленных пунктов-острогов, начинаются поиски полезных ископаемых, необходимых в домашнем обиходе, таких как соль, железо, медь, слюда. Старейшим сибирским производством является Троицкий солеваренный завод, основание которого относится к 1641 г. В «Исторической записке о Троицком солеваренном и железоделаемом заводе», составленной управителем Пылковым в 1830-х гг., сказано, что «первые соляные ключи открыты были живущими здесь Тунгусами, кои в начале 17 столетия объявили о том единственным тогда в здешнем краю торговым людям, мещанам города Енисейска Хромовым (Жилиным), сие уже разработав сколько имели возможности нынешний средний колодезь, в коем рассол 6 градусов, сначала варили соль в котлах, а потом устроили и варницу» [1].
Первая варница была расположена на берегу речки Усолки, притока реки Тасеевой, в 193 верстах от города Канска. В 1652 г. недалеко от варницы Хромовых (Жилиных) монахи Енисейского Спасского монастыря также открыли соляные источники и устроили собственную варницу. В конце XVII в. варница Хромовых (Жилиных), по-видимому, за долги отошла к Туруханскому Троицкому монастырю, продолжившему выварку соли. Профессор И. Г. Гмелин, посетивший Тасеевский район в 1740 г., нашел там две варницы: на Спасском и Троицком усольях, принадлежавших монастырям.
После секуляризации в 1764 г. варницы обоих монастырей перешли в казну, в ведение главной соляной конторы. Впоследствии Спасское усолье превратилось в деревню с одноименным названием, а Троицкое усолье стало называться казенным Троицким солеваренным заводом. Заводские рабочие состояли из ссыльно-каторжан, количество которых достигало 230-250 человек в год.
Технологический процесс производства соли на заводе заключался в выкачивании деревянными помпами рассола из колодцев, глубина которых составляла 4,8 саженей, и подачи его по открытым деревянным желобам в лари варниц. В начале XIX в. на Троицком заводе имелись две деревянные варницы (цырена), называвшиеся Троицкая и Никольская, а в 1820-х гг. к ним добавилась третья варница — Иннокентьевская, в которых вываривалось соли более 400 пудов в сутки.
Сохранившийся в архиве План казенного Троицкого соловаренного завода с состоящим при нем Троицкого селения обывательским строением [2], составленный в начале XIX в., дает представление о размещении и составе производственных строений, типах построек для хранения соли и материальных принадлежностей, а также о планировочных особенностях заводского селения. На плане объединяющим центром между заводскими строениями и селом является участок, на котором обозначена деревянная церковь во имя Иоанна Крестителя (рис. 1).
После учреждения Енисейской губернии (1822 г.) в Троицком заводе вместо ветхих строений были возведены новые казенные и экономические постройки (мастерские, амбары для хранения соли и прочих запасов). Общее количество жителей в заводском селении превышало 600 человек.
В 1827 г. Троицкий завод перешел в горное ведомство, так как кроме выварки соли на предприятии вырабатывались железо и сталь «из руды, состоящей от завода в 53 верстах при деревне Лешаковке Тасеевской волости», для чего была устроена в конце 1830 г. «молотовая машина» [3]. Губернские власти стремились всесторонне контролировать производственную деятельность казенного Троицкого солеваренного завода, а также регламентировать его обустройство в соответствии с активно внедрявшимися регулярными принципами планировки и застройки селений.
В 1830 г. на месте деревянной церкви, находившейся в селении при Троицком солеваренном заводе, началось строительство каменного храма «по прекрасному рисунку правильной архитектуры из высочайше апробированных планов и фасадов» [4]. Прежняя деревянная церковь во имя Пророка и Крестителя Иоанна, построенная в 1692 г., была признана «светшавшей».
С 1876 г., после отмены казенной деятельности по добыче соли в Сибири, Троицкий завод сдавался горным ведомством в арендное содержание частным предпринимателям.
В настоящее время значение Троицкого завода определяется прежде всего его уникальностью, так как таких заводов-патриархов сохранилось в Сибири не много. Следует отметить, что во многом благодаря становлению первых заводских производств начался процесс заселения окраинных сибирских территорий. Рассмотренный пример возникновения и формирования Троицкого солеваренного завода, представляющего яркий образец сибирской промышленной архитектуры XVП-XIX вв., позволяет приоткрыть новые страницы истории отечественного зодчества.
о
-.-i íS ту I. MJÇ ïft
í»4f ffcí ''"У
"Г/' />
¿/¿m.fe/tMtts-ff 7T'Ofí/fKjWO са,€0в/уге///rereif ict&oaa, ce C0CfirwFittMM£& /уем жжй .у'/Суео-
Список использованных источников
1. Историческая записка о Троицком солеваренном и железоделаемом заводе, составленная гиттенфервальтером Пылковым. — Томск, 1911.
2. РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 281. Карты и планы соляного атласа, составленного в чертежной Департамента Горных и Соляных дел. 1835 г. Л. 39.
3. Пестов И. С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 года, составленные Статским советником И. Пестовым. — М., 1833. — С. 105.
4. РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 281. Карты и планы соляного атласа, составленного в чертежной Департамента Горных и Соляных дел. 1835 г. Л. 42.
УДК 94(47).046/053. ББК 63.5
А.А. Люцидарская, г. Новосибирск
Строительно-восстановительные работы в городах Западной Сибири (период начала освоения территории колонистами)
Аннотация
На начальном этапе колонизации Сибири достаточно быстрыми темпами возводились города и остроги. Ускоренное строительство и неудачно выбранное место для города приводили к необходимости переноса городов на более удобные территории. Немаловажными являлись и природные факторы, такие как наводнения. Многие деревянные города Сибири переживали неизбежные пожары. Восстановление городской среды происходило быстро, причем всегда новые постройки были удобнее и качественнее предыдущих. В результате происходило расширение пространства города и улучшение жизнеобеспечения жителей.
Ключевые слова: Сибирь, XVII век, острог, город, колонизация, строительство.
Освоение сибирской территории началось с постройки укреплений и населенных пунктов, также несших оборонительные функции. Все это происходило в сложнейшей внутриполитической обстановке. Далеко не все сибирские коренные народы без осложнений приняли русское подданство. Принимать русское подданство с его налоговой системой в форме ясака коренное население сибирского региона повсеместно не было готово. Сибирские этносы, достигшие уровня военно-по-тестарных объединений, представляли наибольшую угрозу в случае их откровенно агрессивных позиций по отношению к царской власти. Определенная опасность таилась и в нападении отдельных родоплеменных анклавов, отстаивающих свою территорию. Поэтому в процессе возведения крепостей-острогов, будущих городов возникали трудности, связанные с минимальными сроками, отведенными для объектов строительства, и явной нехваткой рабочей силы. Людей, обладающих строительными специальностями, плотников-горододелов в Сибири на начальном этапе колонизации было крайне мало. В этих условиях городовые стены укреплений и первые постройки изготавливались «на скорую руку».
В городах и острогах восточных территорий происходили те же процессы, началом которых служили новостройки Западной Сибири. Показательна для примера челобитная 1646 г., свидетельствующая о становлении Верхнеленского острога: «избрав место, где быть острогу, почали делать острог наспех днем и ночью, потому что стала осень...» [6, с. 75].
Лес для деревянных построек не готовился заранее и не проходил соответствующей подго-