М Инженерный вестник Дона, №10 (2023) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl0y2023/8760
Архитектурно-композиционные особенности курортной архитектуры
города Сочи
К.А. Стороженко, А.В. Бергман
Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный
университет
Аннотация: В статье проведен анализ архитектурно-композиционных особенностей курортной архитектуры города Сочи на примере трех санаториев, являющихся уникальными объектами, представляющими высокую историческую и архитектурную ценность для городской историко-культурной среды. Авторами рассматриваются объемно-пространственные особенности и композиционные решения зданий, созданных в 1930-е годы. Анализ представлен на примере следующих санаториев: санатории имени К.Е. Ворошилова, «Горный воздух» и Ленгорздрава (имени С.М. Кирова). В заключительной части статьи сделаны выводы об архитектурно-композиционных особенностях курортной архитектуры 1930-х годов в городе Сочи. Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы «Объемно-пространственные особенности периода конструктивизма в г. Сочи на примере санаторно-курортных объектов», в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ обучающимися СПбГАСУ в 2023 году.
Ключевые слова: курортная архитектура Сочи, архитектурно-композиционные особенности, санаторий, конструктивизм, морской фасад, объемно-пространственная структура.
Введение
В современном мире город Сочи становится центром притяжения не только для россиян, но и для туристов со всего мира [1, 2]. Развитие города теперь происходит не только в курортной сфере, но и в образовательной и спортивной, и является приоритетным направлением для России [3, 4].
Важным событием для освоения черноморского побережья стал визит Николая I на Кавказ в 1837 г., который отдал приказ о строительстве укреплений Черноморской береговой линии [5]. Это событие стало началом формирования масштабной курортной структуры в районе Сочи. Грандиозное продолжение эта концепция получила в 1926 г. после принятия правительственного постановления об образовании Сочи-Мацестинского курорта [6]. Позднее в 1933 г. был разработан генеральный план
строительства курорта, а в 1934 г. реализация этого плана включена в число ударных строек СССР [6].
Целью данной работы является обращение к истокам развития курорта города Сочи на примере трех санаторно-курортных объектов, созданных в период 1930-х годов, и выявление их архитектурно-композиционных особенностей.
Архитектурно-композиционные особенности санатория
им. К.Е. Ворошилова
Санаторий им. К.Е. Ворошилова (рис. 1) в г. Сочи был построен по проекту архитектора М.И. Мержанова в период с 1930 г. по 1934 г. Сегодня это Сочинский центральный военный санаторий (является ОКН федерального значения). Строительство началось в 1932 г. и окончилось в конце мая 1934 г. За создание данного шедевра М.И. Мержанов получил Гран-при на парижской выставке 1937 г. [7]. На конкурсе Мержанов представил проект, в котором корпуса санатория свободно располагаются по склону горы и вместе составляют многоплановую подковообразную композицию, по центральной оси которой проходит трасса фуникулёра (к морю). Основные функциональные блоки комплекса - лечебный, спальный, клубный, административный и жилой.
Рис. 1. - Санаторий им. К.Е. Ворошилова общий вид [8]. Строительство санаториев как зданий нового типа потребовало поиска современного функционального и пространственного решения. Объемы
основных корпусов здания представляют собой лаконичные формы, без мелких пластических деталей и декора. Стилистически здание тяготеет к эстетике конструктивизма за счет функционального планировочного решения. Архитектурный образ всего комплекса получает выразительные черты при помощи сложного объемно-пространственного решения композиции каждого здания. Спальные корпуса спроектированы ступенчатыми, с таким расчетом, чтобы вышележащему этажу служила в качестве балкона плоская крыша нижележащего этажа. В целях безопасности и для обеспечения сейсмоустойчивости объекта применяли железобетонную каркасную конструкцию здания с плотным заполнением кирпичом [9]. Направление боковых стен санатория было выбрано таким образом, чтобы соответствовать направлению ожидаемого движения грунта в случае оползня. Именно по этой причине в плане конструкция имела г-образную форму [9]. С точки зрения градостроительного решения санаторий простирается по склону горы Бытхи. С главного Курортного проспекта, пересекающего территорию здравницы, заметно не больше половины верхней части санатория. Архитектору Мержанову удалось почти невозможное: комплекс санатория деликатно вписан в окружающий ландшафт и создает с ним целостную структуру. В морской фасад Сочи была внедрена многоплановая подковообразная композиция с широко раскрытым к морю курдонером, организующим началом которой является центральная ось - линия фуникулера, фланкированная лестницами. Относительно этой оси симметрично развиваются кулисно прикрывающие друг друга отдельные корпуса. Малые архитектурные формы, размещенные по всей территории ансамбля, подчеркивают единство и лаконичность всей композиции.
Несмотря на то, что многие исследователи [5, 9, 10] не сходятся в едином мнении относительно стилистического решения данного объекта, атрибутируя его как к конструктивизму, так и к другим направлениям [9],
неизменным остаются базовые композиционные приемы, которые применял архитектор М.И. Мержанов в данном объекте. Эти традиционные приемы встречаются в классической архитектуре, которую он изучал в годы своего профессионального становления в Институте гражданских инженеров, также прочитываются и в архитектуре санаторного комплекса: симметричное развитие композиции с центральной осью, многоплановость восприятия корпусов при интеграции объекта с морским фасадом Сочи, связь с окружающим средовым контекстом и ландшафтом, и целостность -безусловно, санаторий им. К.Е. Ворошилова можно назвать градостроительным ансамблем.
Архитектурно-композиционные особенности санатория
«Горный воздух» До начала реконструкции курортов в Сочи-Мацестинском районе был построен санаторий №8, в будущем «Горный воздух» (рис. 2). Проект был разработан архитекторами Весниными - Леонидом Александровичем и Александром Александровичем в 1927 г. Объемно-пространственное решение здания выдержано в стилистике конструктивизма. Свободная внутренняя планировка санатория является примером планировочного решения, выполненного в данной стилистике. Благодаря применению такого типа планировки создаются оптимальные условия для комплексного процесса санаторного лечения. Г-образный в плане корпус выстроен уступами, нарастающими по мере обращения к морю. Пергола, подчёркивающая активный угол корпуса, является композиционным акцентом, задающим общую динамику всей композиции. Дополнительную динамику всему объему здания придают открытые балконы, являющиеся продолжением лоджий, которые образуют открытые площадки, врезанные в основной объем корпуса.
Рис. 2. - Санаторий «Горный воздух», общий вид [11]. На четвертом уровне располагается остекленный зимний солярий. Энергичная балконная угловая часть имеет обильное остекление, что отражает назначение здания и является ярким архитектурным приёмом -братья Веснины хотели создать визуальную связь внутреннего объема с внешним природным окружением. Удачное размещение здания на территории позволило максимально использовать прекрасные видовые качества участка, открыв с плоской крыши и балконов широкие панорамы моря и живописных берегов. После существенных изменений санаторий «Горный воздух» присоединяется к санаторию «Заря», а в 1990-х годах становится центром армейской подготовки, являющимся им и сейчас [12].
Архитектурно-композиционные особенности санатория Ленгорздрава (им. С.М. Кирова) Санаторий Ленинградского горисполкома (Ленгорисполкома), позже Ленинградского горзравотдела (Ленгорздрава) (рис.3) в Сочи был спроектирован в 1936 г. архитекторами Д. П. Бурышкиным и Н. Ф. Рыбиным [6]. Через некоторое время на его территории установили памятник С.М. Кирову и он стал носить его имя. В наше время многие горожане и гости курорта знаю этот санаторий под названием «Красмашевский». Благодаря уникальному объемно-пространственному решению санаторий Ленгорздрава в течений долгого периода являлся архитектурно-композиционной доминантой морского фасада и городской среды Сочи. Архитекторы Д. П.
Бурышкин и Н. Ф. Рыбин создали многоплановую композицию санаторного комплекса, у которой существует несколько осей восприятия. Первая ось -основная функциональная транспортная магистраль, связывающая санаторий с городской структурой. При движении по этой оси зрителю открывается классическая по своей организации композиция, имеющая ось симметрии и расположенные относительно нее элементы здания и террасы с подпорными стенами. Вторая ось восприятия- «морская» - ось, соединяющая высокую отметку рельефа, на которой расположен санаторий, и уровень берега моря.
Рис. 3. - Санаторий им. Кирова («Красмашевский») общий вид [13].
С нижней отметки динамичная композиция санатория раскрывается при помощи системы симметричных лестниц и партерных площадок. За счет контрастного сочетания вертикального цилиндрического объема столовой и динамичных лестниц возникает невероятно сложная объемно-пространственная композиция. Именно такие композиции - сложные, сочетающие в себе плеяду композиционных приемов, использовали в своём творчестве архитекторы-конструктивисты. В данном случае можно отметить, что функциональное и объемно-пространственное решения здания тяготеют к стилистике конструктивизма, а в декоре фасада (на примере столовой) есть элементы авторского стиля - прочтения тектоники классических ордерных мотивов. В фасадном решении первого этажа цилиндрического объема столовой используются сдвоенные рустованные колонны, несущие на себе
открытую террасу, во втором уровне используются сдвоенные полуколонны, несущие горизонтальный пояс с карнизом [6]. Завершает здание легкая балюстрада с балками, в которой сдвоенные полуколонны трансформируются в плоские опоры наподобие пилястр. Такое авторское прочтение ордерной тектоники в цилиндрическом объеме столовой создает ощущение «легкости», характерной для курортной архитектуры [6]. Все корпуса решены очень лаконично с точки зрения декора, поэтому важную роль в формировании визуально разнообразной среды санаторного комплекса играют малые архитектурные формы и озеленение - цветочные композиции, элементы освещения, скульптура и так далее. Сочетание лестниц и центрального цилиндрического корпуса формирует интересную объемно-пространственную композицию. Структура генерального плана комплекса представляет собой сложную многофигурную композицию, в ней корпуса образуют курдонер, внутри которого формируется аванплощадь -пространство-накопитель, где посетители могут выбрать направление движения по комплексу [6]. За счет ряда композиционных приемов создается многоплановая композиция - ансамбль, восприятие которой динамически меняется в зависимости от точки наблюдения. Именно в этом проявляется конструктивистское влияние - единое архитектурное решение в зависимости от точки зрения рождает ряд объемно-пространственных композиций, каждая из которых выглядит эффектно и создает эмоциональный отклик у зрителя. Санаторный комплекс очень деликатно вписан в природный ландшафт и морской фасад Сочи, а правильно выбранная ориентация здания обеспечивает прекрасный вид на морскую набережную. С 2009 года владельцем санатория становится некий бизнесмен и с этого момента санаторий «Крамашевский» (ныне сан. им. Кирова) больше не принимает отдыхающих. В настоящее время бывшая здравница используется в качестве апартаментов и не имеет охранного статуса [14].
Заключение и выводы
После рассмотрения трех санаториев, созданных в 1930-е годы в Сочи, можно отметить некоторые архитектурно-композиционные особенности
объемно-пространственной композиции каждого санаторно-курортного комплекса учитывались основные оси восприятия объекта и высокая степень интеграции с природным ландшафтом. Иными словами, каждое композиционное решение было обогащено за счет расположения объекте на сложном горном рельефе. То есть архитекторы не игнорировали сложившуюся природную ситуацию, а использовали ее в качестве одного из приемов для создания выразительного художественного образа. Также эта топографическая ситуация задала условия для создания уникальных видовых раскрытий объёмно-пространственной композиции ансамбля каждого санатория при восприятии с точки зрения посетителя (зрителя). Более того, этот фактор оказал влияние на формирование морского фасада Сочи -сочетания таких приемов как разноуровневое расположение корпусов на рельефе и активное террасирование сформировало необычайно многоплановую композицию, которая воспринимается со стороны моря (по «морской оси»).
2. В объемно-пространственной композиции каждого санаторно-курортного комплекса было четко выявлено функциональное зонирование -общественная часть и жилые корпуса. Это было достигнуто с помощью следующих приемов: жилые корпуса представляли собой ячеистую структуру, а общественные и коммуникационные пространства были представлены массивными, цельными объемами, чаще всего контрастными по форме к остальным корпусам (например, цилиндрическая столовая в санатории Ленгорздрава).
курортной архитектуры указанного периода:
1. При формировании
3. Характерная архитектурно-композиционная особенность для санаторных объектов, выполненных в эстетике конструктивизма в Сочи -ориентация основных функциональных блоков здания преимущественно с раскрытием к береговой линии (в сторону моря). При создании архитектурно-планировочного решения учитывалось расположение здания относительно береговой линии, видовые раскрытия через ленточное остекление или панорамные окна.
4. При строительстве санаториев в эстетике конструктивизма в г. Сочи разные по геометрии секции соединялись в единый ансамбль: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный архитектурный образ. Такую характеристику, как «цельность ансамбля», подчеркивали лаконичность фасадных решений объектов и материалы отделки. Основные материалы - бетон, стекло, металл. Стоит отметить, что климатические условия г. Сочи позволяют варьировать соотношения остекленных и монументальных плоскостей в сторону первых. Основная цветовая палитра: нюансная, приглушенно-пастельная гамма, создающая ощущение легкости. Сочетание шероховатых отштукатуренных поверхностей и больших плоскостей остекления - являются основным художественным приемом, характерным для архитектуры 1930-х годов.
5. Даже в современном городе Сочи рассмотренные санаторно-курортные комплексы являются настоящими градостроительными ансамблями, формирующими городскую архитектурную среду. Отчасти это связано с нарождающейся в тот период тенденцией к формированию масштабных, комплексных архитектурно-градостроительных решений, которая имела продолжение в эстетике послевоенной архитектуры. Все рассмотренные санатории производят впечатление масштабных объектов за счет членения фасада на крупные части и объединения функциональных блоков в отдельные объемы (фигуры и секции).
В заключение следует отметить, что все объекты, проанализированные в данной статье, в настоящее время являются объектами-аттракторами в городской среде Сочи. Каждый из этих санаторно-курортных комплексов так же, как и прежде, обладает высокой архитектурной ценностью и является уникальным историческим объектом.
Финансовая поддержка исследования Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы «Объемно-пространственные особенности периода конструктивизма в г. Сочи на примере санаторно-курортных объектов», в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ обучающимися СПбГАСУ в 2023 году.
Литература
1. Diala Atiyat. The role of cultural heritage in smart city context. 5th International Conference on New Trends in Architecture and Interior Design. Istanbul: ICNTAD Secretariat, 2019. Pp. 156-161.
2. Denizhan Cansu. Experince of space, place and identity as concentric organization: the island city Famagusta. 5th International Conference on New Trends in Architecture and Interior Design. Istanbul: ICNTAD Secretariat, 2019. Pp. 69-75.
3. Лутченко С.И. Планировочный и природный каркасы региона, как основа для формирования туристско-рекреационных зон // Инженерный вестник Дона, 2021, №10. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2021/7241/.
4. Россинская М.В., Бугаева М.В. Проблемы реализации концепции устойчивого развития на региональном уровне // Инженерный вестник Дона, 2010, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/271/.
5. Есаулов Г.В. Архитектура юга России: от истории к современности. М.: Издательство «Архитектура-С», 2016. 568 с., илл.
6. Золотарева М.В. Давид Петрович Бурышкин: монография. // Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2023. - 184 с.
7. Захарова Н. Санаторий им. Ворошилова // Архитектура Сочи: architecture Sochi - 2010. - № 2. - URL: arch-sochi.ru/2010/03/san-im-voroshilova/
8. Захарова Н. Ударная стройка 1930-х: что сделано. URL: arch-sochi.ru/2009/11/stroyka1930-e/
9. Токарев А. Г. Санаторий им. К. Е. Ворошилова в Сочи -особенности формальной системы и пространственной организации // Вестник ТГАСУ. 2017. №1 (60). URL: cyberleninka.ru/article/n/sanatoriy-im-k-e-voroshilova-v-sochi-osobennosti-formalnoy-sistemy-i-prostranstvennoy-organizatsii (дата обращения: 20.09.2023).
10. Субботин О. С. Архитектурно-градостроительное развитие исторических населенных мест Юга России: Монография / науч. ред. С.Б. Чистякова - М.: Издательство АСВ, 2012. - 132-146 с. - ISBN 978-5-93093837-1.
11. Панов И.Н. Архив PastVu.com. URL: pastvu.com/p/1459299
12. Захарова Н. Санаторий «Горный воздух» братьев Весниных // Архитектура Сочи: architecture Sochi - 2011. - № 1. - URL: arch-sochi.ru/2011/05/sanatoriy-gornyiy-vozduh-bratev-vesninyih/
13. Панов И.Н. Архив PastVu.com. URL: pastvu.com/p/ 502832
14. Захарова Н. Санаторий им. Кирова // Архитектура Сочи: architecture Sochi - 2012. - № 3. - URL: arch-sochi.ru/2012/02/sanatoriy-im-kirova/
References
1. Diala Atiyat. The role of cultural heritage in smart city context. 5th International Conference on New Trends in Architecture and Interior Design. Istanbul: ICNTAD Secretariat, 2019. Pp. 156-161.
2. Denizhan Cansu. Experince of space, place and identity as concentric organization: the island city Famagusta. 5th International Conference on New Trends in Architecture and Interior Design. Istanbul: ICNTAD Secretariat, 2019. Pp. 69-75.
3. Lutchenko S.I. Inzhenernyj vestnik Dona, 2021, № 10. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n10y2021/7241/.
4. Rossinskaya M.V., Bugaeva M.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2010, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/271/.
5. Esaulov G.V. Arhitektura juga Rossii: ot istorii k sovremennosti [Architecture of the south of Russia: from history to modernity]. M.: Izdatel'stvo «Arhitektura-S», 2016. 568 pp.,
6. Zolotareva M.V. David Petrovich Buryshkin: monografija [David Petrovich Buryshkin: monograph]; St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering. St. Petersburg: SPbGASU, 2023. 184 p.
7. Zakharova N. Sanatorij im. Voroshilova. Arhitektura Sochi: architecture Sochi - 2010. [Sanatorium named after Voroshilova. Architecture of Sochi: architecture Sochi- 2010]. №. 2. URL: arch-sochi.ru/2010/03/san-im-voroshilova/
8. Zaharova N. Udarnaya strojka 1930-h: chto sdelano. [Shock construction of the 1930s: what has been done]. URL: arch-sochi.ru/2009/11/stroyka1930-e/
9. Tokarev A. G. Sanatorij im. K. E. Vestnik TGASU. 2017. № 1 (60). URL: cyberleninka.ru/article/n/sanatoriy-im-k-e-voroshilova-v-sochi-osobennosti-formalnoy-sistemy-i-prostranstvennoy-organizatsii (access date: 09/20/2023).
10. Subbotin O. S. Arhitekturno-gradostroitel'noe razvitie istoricheskih naselennyh mest Juga Rossii: Monografija [Architectural and urban development of historical settlements in the South of Russia: Monograph]. scientific Ed. S.B. Chistyakova. M.: Izdatel'stvo ASV, 2012. pp. 132-146.
11. Panov I.N. Arhiv PastVu.com. URL: pastvu.com/p/1459299
12. Zakharova N. architecture Sochi. 2011. № 1. URL: arch-sochi.ru/2011/05/ sanatoriy-gornyiy-vozduh-bratev-vesninyih/
13. Panov I.N. Arhiv PastVu.com. URL: pastvu.com/p/ 502832
14. Zakharova N. architecture Sochi. 2012. No. 3. URL: arch-sochi.ru/2012/02/sanatoriy-im-kirova/