Научная статья на тему 'Архитектурно-художественные возможности фасадных конструкций и элементов'

Архитектурно-художественные возможности фасадных конструкций и элементов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фасад / поверхность / форма / формообразование / фасадные конструкции / архитектурно-художественные свойства

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — И.И. Чикаев

В статье рассматривается архитектурные и художественные возможности фасадных конструкций и элементов. Выявляются основные архитектурно-художественные свойства и компоненты фасадных конструкций и элементов, с помощью которых создается форма фасадной поверхности. В результате исследования выявлено, что художественные возможности фасадных конструкций и элементов представлены разнообразием типов декоративных элементов, геометрическими способами разработки их поверхностей, специфическими визуальными свойствами, а также различными вариантами отделки фасадными материалами, деталировки поверхности и формы, а архитектурные возможности их использования заключаются в значительном композиционном разнообразии пространственных и объемных характеристик, типологическом разнообразии конструкций, способе монтажа и крепления к фасадной плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-художественные возможности фасадных конструкций и элементов»

Архитектурно-художественные возможности фасадных конструкций и элементов

И. И. Чикаев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматривается архитектурные и художественные возможности фасадных конструкций и элементов. Выявляются основные архитектурно-художественные свойства и компоненты фасадных конструкций и элементов, с помощью которых создается форма фасадной поверхности. В результате исследования выявлено, что художественные возможности фасадных конструкций и элементов представлены разнообразием типов декоративных элементов, геометрическими способами разработки их поверхностей, специфическими визуальными свойствами, а также различными вариантами отделки фасадными материалами, деталировки поверхности и формы, а архитектурные возможности их использования заключаются в значительном композиционном разнообразии пространственных и объемных характеристик, типологическом разнообразии конструкций, способе монтажа и крепления к фасадной плоскости.

Ключевые слова: фасад, поверхность, форма, формообразование, фасадные конструкции, архитектурно-художественные свойства.

Целью исследования является выявление архитектурно-художественных возможностей фасадных конструкций и элементов посредством графического анализа фасадных решений зданий и сооружений. Определение указанных свойств позволят в дальнейшем формулировать приемы деталировки фасадных решений, манипулируя определенными художественными и композиционными закономерностями связи между выявленным свойствами.

Сегодня интенсификация развития строительных технологий и проектного процесса предлагает множество разнообразных фасадных конструкций и способов их проектирования при конкретном фасадном решении. Некоторую классификацию фасадных конструкций по морфологическим признакам и геометрическому способу формообразования предложил А.В. Коротич [1]. В ходе определения типологических групп им установлены геометрические способы и средства оформления фасадной плоскости современных высотных зданий разнообразными деталями.

Вместе с тем в его работе не определены архитектурные и художественные возможности фасадных конструкций и деталей, не представлены практические приемы решения фасадов. Также в выводах подчеркивается актуальность необходимости дальнейшего исследования формирования художественно-выразительных приемов использования фасадной деталировки на научно-методической основе.

Таким образом, в целях дальнейшего формирования научно-методической базы для разработки приемов фасадной деталировки необходимо рассмотреть архитектурные и художественные возможности фасадных конструкций и элементов, определить их типологические свойства и компоненты, с помощью которых можно получать варианты фасадных решений.

Для этой цели, основываясь на классификации конструкций по морфологическим признакам и геометрическому способу формообразования, предложенной А.В. Коротичем, целесообразно расширить классификацию конструкций с учетом их архитектурно-художественных возможностей.

Классификация подразумевает четыре основные группы в зависимости от базового композиционного и геометрического признака, характеризующего расположение (монтаж) конкретной конструкции на фасадной плоскости:

точечные конструкции - конструкции, которые располагаются на фасадной плоскости, закрепляя свой объем в одной точке;

линейные конструкции - конструкции, которые имеют преобладание длины над высотой и развиваются по фасадной плоскости вдоль направления, заданного линией;

плоскостные конструкции - конструкции, очерченные линиями, образующими по контуру плоскую форму;

объемные конструкции - конструкции, образованные поверхностями, расположенные в любом направлении (по длине, ширине или глубине) формируя объем.

Для определения архитектурно-художественных возможностей фасадных конструкций необходимо рассмотреть каждую композиционную группу с акцентом на те свойства, которые определяют визуальный компонент, формирующий зрительный образ фасадной плоскости. С этой целью, и опираясь на предложенное разделение по геометрическим признакам, проведен анализ фасадных решений ряда архитектурных объектов.

Точечная композиционная группа фасадных конструкций и элементов. В композиционном смысле точка фиксирует положение в пространстве, при этом она лишена пространственных характеристик: не имеет ширины, длины, глубины, и статична в своем положении без определенного вектора движения. Точечные фасадные элементы располагаются, как правило, в месте схождения, пересечения (кажущего пресечения) и в начале или конце движения линией.

Одними из первых точечных фасадных элементов были классические декоративные и конструктивные элементы, используемые как в строгом аутентичном виде, так и стилизованном. Таким элементом выступает лепной декор из разнообразных материалов (розетка, медальон, фестон и консоль) [2].

Художественное и архитектурное разнообразие достигалось путем использования различных материалов, свойств их поверхности и формы, а также типами и видами самих декоративных элементов.

Современные фасады невозможно представить без наружного освещения, светодизайн искусственного освещения позволяет раскрыть композиционно-художественные характеристики фасадных решений и

дополнить эстетическую ценность визуального образа [3]. Точечные наружные осветительные приборы способны подчеркнуть пластику, обозначить контраст или акцент элементов формы и ее членения [4]. Светильники имеют свойства и компоненты, которыми можно вариативно манипулировать: направление потока и его ширина, цвет излучения, форма и материал покрытия корпуса.

К точечным элементам также можно отнести разнообразные информационные вывески и символы, брендированные знаки и надписи, или иные точечные узоры, малые архитектурные формы (вазоны, скульптурные элементы и единичное озеленение).

Линейная композиционная группа фасадных конструкций и элементов. Линия является универсальным композиционным средством моделирования любой визуальной конструкции [5]. В композиционном смысле линейные фасадные конструкции и элементы могут окружать, соединять и пересекать другие визуальные элементы, очерчивать контур и образовывать форму плоскости, а также разрабатывать ее поверхность.

Базовыми линейными элементами, которые украшают фасад, являются карнизы, пояски и орнаменты. Как правило они опоясывают здание по всему периметру фасада, иногда прерываясь на оконные, дверные и технологические проемы [6]. Архитектурно-художественные возможности заключаются в широком спектре вариантов формы профиля и рисунков орнаментов (рис. 1).

Современные технологичные фасады декорируются разнообразными ламелями, трубами и решетками, вариативность которых зависит от протяженности по периметру фасада, толщины, формы профиля и характеристик материалов, из которых они исполнены (рис. 2).

Интересным примером служит ритмическое чередование металлическими профилями разного размера по поверхности панели на фасаде здания спортивного комплекса в Роттердаме (рис. 3).

Рис. 1. Торговый центр Рис. 2. Кампус института Рис. 3. Спортивный

(Италия, Рим, 2022 г.) (Франция, Сакле, 2022 г.) комплекс (Нидерланды, [7] [8] Роттердам, 2022 г.) [9]

Искусственная подсветка также может быть выполнена с линейным расположением. Светодиодные ленты для наружного освещения эффектно подчеркивают горизонтальные и вертикальные линии фасадного членения, или границы объемов и материалов.

Стоит отметить вертикальное озеленение фасадной плоскости, выполненное в линейном направлении вдоль натянутых тросов или закрепленных между наружными конструкциями. Здесь архитектурные возможности заключаются в способе натяжения и размещения направления роста растений, а художественные возможности определяются типовым разнообразием растений, со всеми присущими им визуальными характеристиками

Плоскостная композиционная группа фасадных конструкций и элементов. Плоскость выступает в роли основной геометрической структуры, благодаря которой формируются фасады. Центральная характеристика плоскости — это ее форма, очерченная линиями. В классической архитектуре плоскостными элементами были фриз, рельеф, наличники, фронтон. Благодаря гибкости материла из которого они изготавливались, удавалось добиться большой художественной вариативности в рисунках и узорах.

В современной архитектуре, где смелые архитектурные решения превалируют, плоскость может изгибаться (превращаясь в поверхность), преломляться и сопрягаться с соседними элементами. Основными конструктивными элементами, которыми декорируется фасад, являются разнообразные навесные панели и плоские конструкции, выполненные также по технологии двойного фасада.

Например, фронтальный фасад здания центра искусств Джима Томпсона (Банкок) оформлен разноцветными плоскими сетчатыми конструкциями, которые изгибаются в вертикальном направлении. Плоские панели также могут быть перфорированы и навешаны вторым слоем по технологии двойного фасада, или быть глухими, закрепленными под разными углами (рис. 4).

Панели могут исполняться в виде одной массивной плоской конструкции, детализированной геометрическими или художественными узорами (рис. 5), а также изготавливаться в виде ритмически оформленных штучных элементов (рис. 6).

Таким образом, архитектурные возможности использования плоскостных панелей заключаются в гибкости пространственного размещения, конструктивной свободе монтажа и разнообразии форм, а художественная вариативность достигается путем использования

разнообразных материалов, визуальных качеств их поверхности и разработки формы от мелкой перфорации и узоров до ритмической организации штучных фасадных элементов.

Рис. 4. Центр современного Рис. 5. Жилой дом Рис. 6. Центр

искусства—FRAC (Бразилия, Сеара, 2017 общественной жизни в (Франция, Марсель, 2013 г) г.) [12] Тринитат-Велья

[11] (Испания, Барселона,

2021 г.) [13]

Вместе с тем, в плоскостном исполнении вертикальное озеленение приобретает внушительный вид и привносит элементы природы в глубь мегаполиса, активизируя контраст природы с технологиями. Использование плоскостного вертикального озеленения позволяет освежить строгий и лаконичный дизайн, привнести воздуха в стеклянные фасадные поверхности [10].

Плоскостные конструкции также представлены и световыми элементами [14]. Элементы искусственного освещения могут размещаться за свето-пропускающей конструкцией, создавая сплошные светящееся панели,

при этом художественно разнообразить такое оформление возможно за счет изменения цветовых характеристик, в том числе, и динамическим образом (рис. 7) или быть массивными сплошными светодиодными плоскостями (медиафасадами) (рис. 8).

Рис. 7. Башни Декси (Бельгия, Рис. 8. Грин Пикс (Китай, Пекин,

Брюссель, 2010) [15] 2008) [16]

Объемная композиционная группа фасадных конструкций и элементов. Объемные композиционные конструкции и элементы позволяют создавать разнообразные пространственные формы, которые могут являться центральным композиционным средством решения фасадов или дополнять сложившейся базовый архитектурный объем. Объем можно рассматривать как совокупность точек, где соединяются две и более плоскости, линии по граням которых сходятся или плоскости, которые очерчивают границы объема [17]. Таким образом, две и более плоскости, сопряженные общими точками или линиями, в результате взаимодействия образуют объем.

Концептуально, объемные элементы способны трансформировать базовую форму различными геометрическими итерациями на основе

и

дефрагментации, присоединения, проецирования, сопряжения или вычитания.

Первичными объемными конструктивными элементами являются оконные и дверные проемы, выступающие или западающие простенки, которые вычитают или добавляют объем архитектурной массы. На фасаде многофункционального здания Айсверк ритмически чередуются проемы и простенки, где проемы имеют западающий объем (оконные), а простенки выступающий (рис. 9), также простенки и проемы могут исполняться в сложном криволинейном объеме или необычной форме (рис. 10).

Рис. 10. Офисное здание «Модульное» (Нидерланды, Амстердам, 2020 г.) [19]

Рис. 9. Многофункциональное здание Айсверк (Германия, Берлин, 2022 г.) [18]

Простейшим вариантом объемной конструкции является сопряжение двух или нескольких плоскостей в один объемный элемент. Такая конструкция может оформляться объемными панелями разнообразной формы, образованная несколькими элементами, сопряженными по боковым граням.

Кроме того, в настоящее время, благодаря развитому компьютерному моделированию, формируются пространственные объемные элементы самых невероятных форм. Используются большие распорные конструктивные элементы, которые придают массивность конструкции в стиле хай-тек и выступают в роли декоративных и несущих элементов. Вместе с тем такие конструкции могут удерживать большие плоскостные консольные элементы (рис. 11) или оформлять входные группы и играть на контрасте с разработанной плоскостью.

Сложные объемные формы могут сопрягаться между собой или криволинейно деконструироваться, вырывая кусок объема из фасадной плоскости (рис. 12).

Рис. 11. Цифровой финансовый Рис. 12. Административное здание

центр (Китай, Шаосин, 2021 г.) [20] (Канада, Вилле Мари, 2019 г.) [21]

Добиться объемной подсветки фасада возможно также путем подсветки светопрозрачного материала изнутри объема здания, так, чтобы лучи

искусственного света испускались из нескольких источников освещения в разных местах объема внутри здания.

Многоаспектный визуальный анализ рассмотренных архитектурных и художественных компонент, а также свойств каждой композиционной группы, позволили сделать вывод о том, что в каждой группе есть как общие компоненты и свойства: размещение относительно плоскости фасадов, разработка формы, тип материала и обработка материала; так и специфические, присущие определенному типу конструкций: компоненты и свойства светового потока светильников или типы растений.

Заключение

Результаты проведенного графического анализа показали, что композиционная палитра архитектурно-художественных возможностей фасадных конструкций и элементов складывается из различного сочетания следующих характеристик:

- разнообразие пространственного размещения (точечное, линейное, плоскостное и объемное), как по плоскости фасада, так и вглубь и снаружи его, способа монтажа и конструктивной системы;

- вариативность образования формы от точечного элемента через одноплоскостную форму до комбинированных многоплоскостных и криволинейных объемных конструкций;

- трансформация формы, путем сопряжения и дефрагментации объемов;

- разработка поверхностей объема путем изменения характеристик материала поверхности и способов его укладки;

- разнообразие типов и видов фасадных конструктивных и декоративных элементов и их характеристик, которыми можно разнообразить фасадные решения.

Таким образом, архитектурные возможности фасадных конструкций и элементов выражаются в композиционном богатстве пространственных и объемных характеристик, типологическом разнообразии конструкций, способах монтажа и крепления к фасадной плоскости, а художественные возможности представлены разнообразием типов декоративных элементов, геометрическими способами разработки их поверхностей, специфическими визуальными свойствами, а также вариативностью отделки фасадными материалами с возможностью деталировки поверхности и формы.

Литература

1. Коротич, А. В. Фасадная деталировка как важнейший компонент художественного имиджа современной высотной архитектуры // Архитектон: известия вузов, 2019, № 1. URL: archvuz.ru/2019_1/1/.

2. Jestaz Bertrand. Discoveries: Architecture of the Renaissance New York City: H arry N. Abrams, 1996. 159 p.

3. Орлова Л. Н., Бутыревская И. Н. Эволюция развития искусственного освещения архитектурных пространств // Приволжский научный журнал. 2016. № 1(37). С. 155-157.

4. Орлова Л. Н., Бутыревская И. Н. Принципы моделирования архитектурного светопространства // Приволжский научный журнал. 2013. № 4 (28). С. 110-115.

5. Чикаев И.И. Формообразующая роль линии при формировании фасадных решений зданий // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2023, № 2. С.77-84.

6. Hopkins O. Architectural Styles: A Visual Guide. London: Laurence King Publishing Ltd, 2014. 240 p.

7. 2050+. Реконструкция универмага La Rinascente. Archdaily.com. URL: archdaily.com/993845/la-rinascente-in-piazza-fiume-2050-

plus/639bd0394cd066017050183c-la-rinascente-in-piazza-fiume-2050-plus-photo.

8. Марк Мимрам. Технологический кампус Agro Paris. Archdaily.com. URL: archdaily.com/993771/agro-paris-tech-campus-marc-mimram-architecture-ingenierie/639a0f9e0c900847ecf3fd3a-agro-paris-tech-campus-marc-mimram-architecture-ingenierie-photo?next_project=no.

9. VenhoevenCS. Спортивное здание Университета Эразма Роттердамского. Archdaily.com. URL: archdaily.com/994130/sports-building-erasmus-university-rotterdam-venhoevencs/63a3e7ee890f1d0170994ed5-sports-building-erasmus-university-rotterdam-venhoevencs-photo.

10. Пасько Е. А., Шеина С. Г. Технологии зеленых фасадов и зеленых кровель при строительстве школ // Инженерный вестник Дона, 2023, № 6. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_49__5_Pasko.pdf_2d42c2a89c.pdf.

11. Кенго Кума и партнеры. Центр современного искусства - FRAC. Archdaily.com. URL : archdaily.com/425028/contemporary-art-center-frac-kengo-kuma-and-associates/5227f757e8e44e5fdf000027-contemporary-art-center-frac-kengo-kuma-and-associates-photo?next_project=no.

12. Lins Arquitetos Associados. С Дом. Archdaily.com. URL: archdaily.com/931702/c-house-lins-arquitetos-associados/5e153fbf3312fd5f85000049-c-house-lins-arquitetos-associados-photo.

13. Haz arquitectura. Центр общественной жизни в Тринитат-Велья. Archdaily.com. URL : archdaily.com/982580/center-for-community-life-in-trinitat-vella-haz-arquitectura/628eb7bc09ed15016581 dafd-center-for-community-life-in-trinitat-vella-haz-arquitectura-photo.

14. Евтушенко А. И., Колотиенко М. А., Ковалев В. В., Турянская В. А. Внедрение медиафасадов в городское пространство: конструктивные и архитектурные решения // Инженерный вестник Дона, 2018, № 4. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf7IVD_167_Evtushenko_N.pdf_49cfa7a737.pdf.

15. Lab-au. Радужные светодиоды Dexia Towers. Archdaily.com. URL:

archdaily.com/70264/dexia-towers-rainbow-leds-lab-au/weathertowers-7-4?next_proj ect=no.

16. Simone Giostra & Partners and ARUP. GreenPix: Медиа-стена с нулевым потреблением энергии. Archdaily.com. URL: archdaily.com/245/greenpix-zero-energy-media-

wall/500ebb6628ba0d0cc7000098-greenpix-zero-energy-media-wall-image.

17. Чинь, Франсис Д.К. Архитектура: форма, пространство, композиция, пер. с англ. Е. Нетесовой. Москва: АСТ, 2005. 399 с.

18. GRAFT. Эйсверк. Archdaily.com. URL: archdaily.com/993717/eiswerk-graft/6398d0390c90080170810c94-eiswerk-graft-photo.

19. Бюро Fraai. Модульный. Archdaily.com. URL: archdaily.com/988186/the-modular-bureau-fraai/630ecec78a3d7b016ecac43c-the-modular-bureau-fraai-photo.

20. UUA (United Units Architects). Центр цифровых финансов Exo Towers Ruifeng. Archdaily.com. URL: archdaily.com/986023/the-exo-towers-ruifeng-digital-finance-center-uua-united-units-

architects/62e013cb3e0913017d930d10-the-exo-towers-ruifeng-digital-finance-center-uua-united-units-architects-photo.

21. Provencher_Roy. Ило Балморал. Architizer.com. URL: architizer.com/idea/3312293/.

References

1. Korotich, A. V. Arhitekton: izvestiya vuzov, 2019, № 1, URL: archvuz.ru/2019_1/1/.

2. Jestaz Bertrand. Discoveries: Architecture of the Renaissance New York City: H arry N. Abrams, 1996. 159 p.

3. Orlova L. N., Butyrevskaya I. N. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2016.

№ 1(37). pp. 155-157.

4. Orlova L. N., Butyrevskaya I. N. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2013. № 4(28). P. 110-115.

5. Chikaev I.I. Vestnik BGTU im. V.G. SHuhova, 2023, № 2. pp.77-84.

6. Hopkins O. Architectural Styles: A Visual Guide. London: Laurence King Publishing Ltd, 2014. 240 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. 2050+. La Rinascente Department Store Refurbishment. Archdaily.com. URL: archdaily.com/993 845/la-rinascente-in-piazza-fiume-2050-plus/639bd0394cd066017050183c-la-rinascente-in-piazza-fiume-2050-plus-photo.

8. Marc Mimram. Agro Paris Tech Campus. Archdaily.com. URL: archdaily.com/993771/agro-paris-tech-campus-marc-mimram-architecture-ingenierie/639a0f9e0c900847ecf3fd3a-agro-paris-tech-campus-marc-mimram-architecture-ingenierie-photo?next_project=no.

9. VenhoevenCS. Sports Building Erasmus University Rotterdam. Archdaily.com. URL: archdaily.com/994130/sports-building-erasmus-university-rotterdam-venhoevencs/63a3e7ee890f1d0170994ed5-sports-building-erasmus-university-rotterdam-venhoevencs-photo.

10. Pas'ko E. A., SHeina S. G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2023, № 6 URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_49__5_Pasko.pdf_2d42c2a89c.pdf.

11. Kengo Kuma & Associates. Contemporary Art Center - FRAC. Archdaily.com. URL: archdaily.com/425028/contemporary-art-center-frac-kengo-kuma-and-associates/5227f757e8e44e5fdf000027-contemporary-art-center-frac-kengo-kuma-and-associates-photo?next_project=no.

12. Lins Arquitetos Associados. C House. Archdaily.com. URL: archdaily.com/931702/c-house-lins-arquitetos-associados/5e153fbf3312fd5f85000049-c-house-lins-arquitetos-associados-photo.

13. Haz arquitectura. Center for Community Life in Trinitat Vella. Archdaily.com. URL: archdaily.com/982580/center-for-community-life-in-trinitat-

vella-haz-arquitectura/628eb7bc09ed15016581dafd-center-for-community-life-in-trinitat-vella-haz-arquitectura-photo.

14. Evtushenko A. I., Kolotienko M. A., Kovalev V. V., Turyanskaya V. A. Inzhenemyj vestnik Dona, 2018, № 4 URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_167_Evtushenko_N.pdf_49cfa7a737.pdf.

15. Lab-au. Dexia Towers Rainbow LEDs. Archdaily.com. URL: archdaily.com/70264/dexia-towers-rainbow-leds-lab-au/weathertowers-7-4?next_proj ect=no.

16. Simone Giostra & Partners and ARUP. GreenPix: Zero Energy Media Wall. Archdaily.com. URL: archdaily.com/245/greenpix-zero-energy-media-wall/500ebb6628ba0d0cc7000098-greenpix-zero-energy-media-wall-image.

17. Chin', Fransis D.K. Arhitektura: forma, prostranstvo, kompoziciya [Architecture: Form, Space & Order], per. s angl. E. Netesovoj. Moskva: AST, 2005. 399 p.

18. GRAFT. Eiswerk. Archdaily.com. URL: archdaily.com/993717/eiswerk-graft/6398d0390c90080170810c94-eiswerk-graft-photo.

19. Bureau Fraai. The Modular. Archdaily.com. URL: archdaily.com/988186/the-modular-bureau-fraai/630ecec78a3d7b016ecac43c-the-modular-bureau-fraai-photo.

20. UUA (United Units Architects). Exo Towers Ruifeng Digital Finance Center. Archdaily.com. URL: archdaily.com/986023/the-exo-towers-ruifeng-digital-finance-center-uua-united-units-architects/62e013cb3e0913017d930d10-the-exo-towers-ruifeng-digital-finance-center-uua-united-units-architects-photo.

21. Provencher_Roy. Îlot Balmoral. Architizer.com. URL: architizer.com/idea/3312293/.

Дата поступления: 21.12.2023

Дата публикации: 29.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.