Вольская Лариса Николаевна, Бежанова Марина Викторовна
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КРУПНЫХ ГОРОДОВ СИБИРИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ
В статье представлена дефиниция архитектурно-художественных систем, рассматривается эволюция этих систем во взаимосвязи с культурологическими, природно-климатическими, социоэкономическими и другими факторами в крупных городах Сибири. Предлагаются основные принципы создания архитектурно-художественной системы, базирующиеся на главных особенностях ее возникновения и развития. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/1 /19.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 1(75) C. 73-75. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
STALINIST CONCEPT "SLAVES' REVOLUTION" AND COGNITIVE SITUATION IN THE NATIONAL HISTORICAL SCIENCE IN 1933-1934
Voloshin Dmitrii Alekseevich, Ph. D. in History Armavir State Pedagogical University [email protected]
The article provides a description of the cognitive situation in the environment of the professional community of Soviet historians in the light of Stalin's statements about the "slaves' revolution" that crushed Rome. The paper highlights factors that determined the position and functions of Soviet historians of ancient times of that period, who provided consistent entering of the Stalinist conception into scientific environment. The author gives a characteristic of Soviet historians' research tasks, who were puzzled with the need to reveal the mechanics of historical transition from antiquity to the Middle Ages in the course of the ideas expressed by Stalin in 1933-1934.
Key words and phrases: Stalinism in historical science; The Roman Empire; slaves; barbarians; "theory of slaves' revolution"; historiography; cognitive situation.
УДК 7; 72.03 Искусствоведение
В статье представлена дефиниция архитектурно-художественных систем, рассматривается эволюция этих систем во взаимосвязи с культурологическими, природно-климатическими, социоэкономическими и другими факторами в крупных городах Сибири. Предлагаются основные принципы создания архитектурно-художественной системы, базирующиеся на главных особенностях ее возникновения и развития.
Ключевые слова и фразы: архитектурно-художественная система; панорама; силуэт города; природный ландшафт; архитектурные стили; колористика; гармоничность.
Вольская Лариса Николаевна, д. архитектуры, профессор Бежанова Марина Викторовна
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств [email protected]
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА КРУПНЫХ ГОРОДОВ СИБИРИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ
Архитектурно-художественная система города - многокомпонентное понятие (явление), связанное с эстетикой системы застройки, образованием привлекательных внешних и внутренних панорам, выразительного и запоминающегося силуэта города, системой озеленения и малых декоративных форм. Эта система всегда связана с историческими периодами и этапами развития города и его среды, оставляющими свои следы во времени и пространстве. Архитектурно-художественная система города всегда скоррелирована с такими системами, как планировочная, озеленения, гидро- и геосистемы и др. В городской архитектурно-художественной системе образуется система застройки каждой магистрали, площади, в свой исторический период отвечающая социоэкономическим условиям, точнее, подчиняющаяся им в архитектурно-стилевом аспекте, соответствующая запросам эпохи, мировоззрению и мировосприятию.
Анализ архитектурно-художественных систем крупных городов Сибири является своевременным и актуальным, так как появляющаяся в настоящее время точечная застройка в исторических центрах городов ведет к разрушению гармоничности и ансамблевой целостности и системности, часто предполагая снос памятников архитектуры. Сохранение же традиций и преемственности в архитектурно-художественной системе является необходимым.
Оценивая сложившуюся ситуацию в современной среде крупных городов, необходимо обратиться к:
- анализу формирования архитектурно-художественных систем;
- выявлению факторов, влияющих на сложение этой системы;
- формулированию основных принципов, влияющих на создание архитектурно-художественной системы.
Крупные сибирские города прошли относительно короткий исторический путь развития. Образование
архитектурно-художественных систем их относится к концу XVI - началу XVII века, когда русские первопроходцы начали осваивать территорию Сибири, возводя деревянные города-крепости в очень красивых природных местах, на берегах мощнейших водных магистралей (Тюмень, Томск, Омск и др.). Эстетика природного ландшафта в этот период гармонично сочеталась с эстетикой застройки как в пропорциональном, так и колористическом аспектах. Панорамы городов хорошо смотрелись с водных предполий, так как ширина рек Оби, Иртыша и других была значительной - несколько километров, - вид городов с водных магистралей был очень эффектным, образовывался своеобразный «речной» фасад.
74
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Неординарность природного ландшафта каждого из исторических городов Сибири придавала неповторимость и художественному облику [1]. Главным элементом в архитектурно-пространственной композиции сибирского города ХУП-ХУШ веков была крепость, размещаемая на самом сложном равнинном участке рельефа - плато или крутом обрыве у реки, а затем уже возводились монастыри, также на возвышенностях, и потом другие функциональные зоны - посады и слободы. В крепостях и монастырях, прежде всего, визуально воспринимались вертикали элементов (первого, второго и т.д.) на фоне распластанных горизонтальных элементов - малоэтажной застройки. Этот контраст хорошо читался на фоне неба и был также связан с элементами природного ландшафта - горизонталью реки, вертикальными массивами леса, что придавало определенную модульность и взаимосвязь элементов архитектуры и природного ландшафта, образующих природно-антропогенную среду. Хотя эти архитектурно-художественные системы и не сохранились до сего времени, мы можем оценивать их по рисункам художников ХУШ-Х1Х веков (М. Махаева, Люрсениуса и др.) [6].
Архитектурно-пространственной среде того времени были свойственны: модульность, пропорциональность, ритмичность, гармоничность. Вертикали архитектурных элементов, подчеркнутые еще и природным рельефом, придавали особенную выразительность архитектурно-художественной системе, отраженной в силуэте и панораме сибирского города.
Вся застройка городов велась из дерева [4], а пожары уничтожали ее в считанные часы. Только в конце первой трети ХУШ века началось строительство из камня. Первыми каменными сооружениями стали православные храмы, строящиеся вместо деревянных на «намоленных местах», а также малочисленные «палаты» купцов.
Ко второй половине ХУШ века относится строительство в городах по утвержденным в Санкт-Петербурге регулярным планам, т.е. складывается системность застройки. С введением регулярной планировки, созданием каменных зданий изменились и архитектурно-художественные системы сибирских городов. Если ранее в художественном облике деревянных строений господствовал стиль народного деревянного зодчества, отраженный как в церквях и соборах, так и в жилых, административных зданиях, то на смену ему пришел стиль «сибирского барокко» с характерными для него неповторимостью форм храмов, имевших купольное завершение [3, с. 173], особенностями в пластике и колористике фасадов зданий. Отметим, что соборы, церкви и монастыри со своими архитектурными доминантами активно участвовали в формировании вертикальной композиции города, сложении высокохудожественной панорамы и многопланового силуэта, придающего неповторимость всему облику города [Там же]. В Х1Х веке храмы строились уже в стиле «классицизма». Большие по объемно-пространственному решению, они требовали больших по территории площадей, которые решались также в классицистических традициях. Архитектурно-художественная система крупных городов этого периода претерпела изменения в застройке как площадей, так и магистралей.
Укрепление капиталистической формации способствовало в Х1Х веке активному строительству в городах Сибири ансамблей, отражающих господствующий стиль «классицизм»; к концу века появляются постройки и целые ансамбли в следующих стилях: «эклектика», «неорусский», «неоклассический» и др. В этот период создается новый тип транспортной инфраструктуры - железнодорожная магистраль, строительство которой государство взяло на себя. В связи с этим возникли новые города, связанные с ее трассировкой (Новониколаевск), произошел рост уже существующих (Омск и др.) [1]. Этот период конца Х1Х века характерен образованием системы застройки с включением антропогенных систем озеленения (бульваров, скверов и пр.). Эта система обладала гармоничностью и масштабностью, хотя санитарно-гигиенические требования не всегда соблюдались. Иногда железнодорожная магистраль отрезала набережные рек Оби, Иртыша от селитебной зоны, а прибрежная территория отводилась под склады, мастерские и т.д., что явилось негативным для ранее сложившихся композиций городов. Тем не менее отметим, что к концу ХХ века в крупных городах Сибири (Тюмени, Томске, Омске, Новосибирске и др.) сохранились ансамбли, обладающие ценной архитектурно-художественной системой и средой, позволяющие отнести их к сохранившимся ценным памятникам архитектурно-градостроительного искусства прошедших веков.
Таким образом, в ХУШ-ХХ веках менялись социоэкономические, культурологические и другие факторы, воздействующие на архитектурно-художественную систему, оставляя свой след в виде памятников архитектурно-градостроительного наследия, дошедшего до нашего времени со значительными утратами. Наибольший урон системе был нанесен, когда в городской среде (центрах и зонах) появились высотные здания, искажающие исторически сложившийся силуэт, панораму и всю среду. В связи с этим возникает необходимость охраны культурного наследия, выявления традиций и преемственности в городской среде при создании современной застройки.
Анализ градоформирования сибирских городов указывает на следующие основные принципы в создании архитектурно-художественных систем:
• Взаимосвязь и соразмерность природных и антропогенных элементов.
• Гармоничность, масштабность элементов застройки.
• Колористическую сочетаемость систем застройки и отдельных зданий и сооружений.
• Взаимодействие и корреляцию архитектурных стилей в элементах застройки площадей, ансамблей улиц и пр.
С конца ХХ - начала ХХ1 века в исторических центрах городов Сибири в сохранившихся архитектурно-художественных системах происходит строительство точечной застройки (20-25 этажей), разрушающей архитектурно-пространственную композицию, созданную последовательно в различные исторические периоды, с памятниками историко-градостроительной культуры («классицизма», «модерна», «кирпичного стиля» и др.),
подлежащих охране. Введение ее вносит дисгармонию, противоречащую сложившейся исторической застройке, что приводит к искажению закономерностей сложения архитектурно-художественной системы и среды; особенностей, столь характерных для крупных городов Сибири:
1) Взаимосвязь архитектурно-художественной системы с планировочной; с рельефом, элементами природного ландшафта (зелеными массивами, реками и т.д.).
2) Создание выразительного силуэта (особенно ярко в конце XVIII века с внедрением «барокко») при использовании природного и искусственного рельефа.
3) Отражение в архитектурно-художественной системе архитектурных стилей, присущих каждой исторической эпохе.
Необходимость сохранения архитектурно-градостроительного наследия заставляет негативно относиться к внедрению высотной застройки в историческую ткань города, способствующей уничтожению отдельных памятников архитектуры, обладающих определенными стилевыми признаками, к утрате гармоничности среды, которую необходимо сохранить для потомков, пролонгированию традиций и преемственности в русской культуре.
Список литературы
1. Баландин С. Н. Памятники истории архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986. 86 с.
2. Владимиров В. В., Микулина Е. М., Яргина З. Н. Город и ландшафт (проблемы, конструктивные задачи и решения). М.: Мысль, 1986. 238 с.
3. Вольская Л. Н. Архитектурно-градостроительная культура Сибири. Новосибирск: НГУАДИ, 2015. 234 с.
4. Вольская Л. H. Архитектурно-градостроительное наследие Сибири. Новосибирск: НГАХА, 2008. 240 с.
5. Заварихин С. П. Ворота в Сибирь. М.: Искусство, 1981. 161 с.
6. Романова Л. С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее. Томск: Издательство Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2004. 218 с.
ARCHITECTURAL-ARTISTIC SYSTEM OF SIBERIA CITIES AND ITS CREATION PRINCIPLES
Vol'skaya Larisa Nikolaevna, Doctor in Architecture, Professor Bezhanova Marina Viktorovna
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts marina_bej@mail. ru
The article presents a definition of architectural-artistic systems, considers evolution of these systems in relation to cultural, climatic, socioeconomic and other factors in the cities of Siberia. The authors propose the basic principles of the architectural-artistic system creation based on the main features of its emergence and development.
Key words and phrases: architectural-artistic system; panorama; city silhouette; natural landscape; architectural styles; colouris-tics; harmony.
УДК 72.03(571.56) Искусствоведение
В статье рассматриваются развитие и особенности деревянного зодчества в Якутии, являющегося составной частью материальной культуры этноса Саха, переселившегося в XIII веке на территорию Восточной Сибири. На развитие этого зодчества повлияли многие факторы в Сибири, в том числе взаимосвязь с культурой коренных народов, а с конца XVI века - с русской, оказавшей влияние на создание нового типа деревянного жилища - избы (пятистенки и шестистенки) у якутов, справедливости ради отметим, что строительство из дерева, но в ограниченном количестве, появилось у якутов еще до прихода русских, когда в результате родоплеменных распрей строились оборонительные деревянные башни.
Ключевые слова и фразы: этнос Саха; Восточная Сибирь; традиционные и новые типы жилища; методы строительства; декоративно-прикладное искусство; резьба пропильная и объемная; типы орнаментики.
Вольская Лариса Николаевна, д. архитектуры, профессор
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств riran@ngaha. ги
Дьяконова Саргылана Антоновна
Северо-Восточной федеральный университет имени М. К. Аммосова sargyland@yandex. ги
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЯКУТИИ
В XXI веке на территории Восточной Сибири проживают этносы, испытавшие в культуре в процессе эволюции взаимовлияния, но сохранившие свои национальные традиции. К одному из таких этносов относятся