АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗРАБОТКИ БЕЗБАРЬЕРНЫХ МАРШРУТОВ НА ПРИМЕРЕ Г. САМАРА
А.Н. Терягова
СГАСУ
В статью включены материалы диссертационного исследования автора посвященного разработке архитектурной концепции формирования безбарьерной городской среды для пожилых людей.
This article includes material the author's dissertation research on the development of the architectural concept of the formation of barrier-free urban environment for the elderly.
В контексте создания гуманной городской среды перед проектировщиками ставится ряд задач, связанных с формированием безбарьерных пространств. Безбарьерная городская среда - это среда, доступная всем членам городского сообщества, независимо от их возраста, состояния здоровья, степени социальной и физической активности, среда, не содержащая в себе физических или моральных преград, препятствующих активной жизнедеятельности людей, пребывающих в ней. Это многофункциональная среда, приспособленная для всех представителей городского сообщества и, в особенности, для нужд людей с ограниченными возможностями, позволяющая экономить ограниченные силы пожилых людей, давая им возможность проявить свою трудоспособность в течение более длительного срока.
Концепция формирования безбарьерной городской среды подразумевает решение трех основных задач. Среди них:
- изучение каркаса городской среды с целью создания безбарьерных маршрутов;
- задача расчёта и размещения объектов городской инфраструктуры во взаимосвязи с сетью учреждений обслуживания людей с ограниченными возможностями;
- вопросы транспортного обслуживания.
Решение перечисленных задач должно быть комплексным и учитывать требование непрерывности доступной среды на всех градостроительных уровнях.
С решением первой из перечисленных задач было связано проведенное на примере г. Самара исследование. Оно велось, опираясь на изученный международный и отечественный опыт реконструкции участков городской ткани с целью обеспечения большего комфорта для маломобильных граждан. В аспекте проблемы демографического старения населения, наше исследование опиралось на старшую возрастную группу.
В процессе изучения потребностей пожилых горожан было опрошено 400 респондентов, из них около 35% - в возрасте от 60 до 65 лет, 43% - в возрасте от 65 до70 лет, около 22% - в возрасте от 70лет и старше. Исследование состояло из двух этапов - предварительного опроса-беседы и собственно анкетного опроса. Анкетирование проводилось во всех районах города, на базе учреждений медицинского обслуживания - поликлиник и стационаров с различной специализацией, обслуживающих, в том числе, престарелых граждан; на базе территориальных центров социальной помощи престарелым; в процессе личного общения с пожилыми и людьми их обслуживающими. В результате обобщен-
ной и комплексной оценок состояния каждого респондента, пожилому человеку, являющемуся объектом опроса, присваивалась та или иная категория мобильности[1].
Мобильность - это критерий адаптации человека к архитектурной среде, степень ин-тегрированости рассматриваемой социальной группы в жизнь городского сообщества.
Необходимо было выяснить места точечной концентрации мест проживания престарелых в различных районах города, сложившихся в результате различных исторических и демографических процессов, характерных для такого крупного промышленного города, как Самара.
Большинство таких городов получило толчок к активному росту только под влиянием развития производства, научно-технического прогресса. Рост производства обеспечил приток в регионы трудоспособного населения. Определяющее значение на город с такой историей, как Самара оказало то, что максимальный охват занимаемых в настоящее время территорий, произошёл в годы второй мировой войны. В то время произошло перемещение многих жизненно важных производств из западных частей страны в тыл, на восток. Таким образом, начала формироваться территория, получившая в дальнейшем статус промышленного центра города Самары. Сейчас это городские пространства, занимаемые Промышленным и Кировским административными районами. Разумеется, такой мощный фактор влияния как война не мог не отразиться на демографической ситуации сложившейся в этих районах. По прошествии времени эти районы характеризуются наличием максимального процента людей старшей возрастной группы в соотношении с трудоспособным населением. В связи с упадком производства, развалом оборонных предприятий естественный прирост населения в этих районах достигается за счет пространств, прилегающих к берегу реки Волги, то есть наиболее репрезентативным территориям.
Разумеется, иначе обстоят дела в районах, составляющих историческое ядро города Самары. В настоящее время эти районы считаются наиболее комфортными и престижными для проживания, за счет хорошо развитой инфраструктуры и благоприятного географического расположения.
Проведенное социолого-демографическое исследование маршрутизации городской среды можно разделить на несколько этапов.
Обзорно - статистическая часть исследования включала сбор анкетных данных, проведение социологического опроса, определение основных направлений сотрудничества с административными и исполнительными структурами, занимающимися проблемами пожилых людей. Анализ анкетных данных позволил выделить в городской ткани осевые направления пешеходных маршрутов пожилых, используемых для удовлетворения основных потребностей. При графической обработке данных обнаружены места концентрации таких пешеходных маршрутов.
Основные моменты в сотрудничестве с административными органами позволили соотнести выявленные маршруты с пространственным расположением объектов медицинского, социального и других видов обслуживания пожилых.
Важным моментом стала работа в группах по методу Design Sharet [2], где задавались вопросы и выслушивались пожелания относительно организации городского пространства от самих престарелых граждан, и людей участвующих в их жизни - родственников, соседей, социальных работников, медработников, а также непосредственно архитекторов - градостроителей. Работа с картой города позволила выявить основные проблемные ситуации на пешеходных маршрутах следования к многофункциональным тер-
риториям в исследуемых районах. К многофункциональным были отнесены территории крупных транспортно-пересадочных узлов, торговых, деловых, рекреационных зон, где наблюдается социальная активность и пересечение различных видов деятельности.
Среди прочих проблемных ситуаций респонденты отмечали высокую скорость движения транспорта в местах пешеходных переходов, трудности преодоления спусков в подземные переходы по крутым лестницам. Также, по их мнению, усложняет передвижение отсутствие поручней и перил при входе в общественные и жилые здания, недостаточное количество площадок кратковременного отдыха.
Расчетно-аналитическая часть включала анализ и классификацию, полученных в результате работы в группах и анкетного опроса, данных. Эта часть исследования, практически самая объемная, позволила выявить основные направления в исследовании маршрутизации городской среды с точки зрения представителей различных категорий престарелых по мобильности. С помощью планов обобщенной оценки, людям пожилого и старческого возраста выставлялись оценки по двум параметрам. При этом выставляемые баллы хорошо, удовлетворительно и плохо соответствовали категориям мобильности, соответственно город, участок, дом..
Графоаналитическая часть исследования рассматривала территориальные характеристики в ответах на вопросы анкеты. Отобранные по группам мобильности респонденты называли основные используемые ими маршруты, городские пространства.
Ставился вопрос об оптимизации и размещении учреждений первой необходимости относительно места проживания опрашиваемого, о периодичности посещения этих объектов. В данном конкретном случае интересовала пространственная составляющая оценки социальной активности.
Графический анализ позволил структурно проявить основные маршруты, ведущие к вышеназванным объектам городской инфраструктуры. На карту каждого из исследуемых районов города первоначально были нанесены все учреждения первой необходимости для старшей возрастной группы, среди них медицинские учреждения - поликлиники, городские и областные больницы, медико-санитарные части, диспансеры, гериатрические стационары, госпитали ветеранов войн; учреждения социальной защиты - отделения надомного обслуживания, дневного пребывания и др. Затем очерчивались их радиусы обслуживания, отдельно для медицинских учреждений, отдельно для социальных. Обозначались "белые пятна" - территории, не охваченные каким-либо из видов обслуживания [3].
Следующим этапом графического анализа было исследование и выявление рекреационных потребностей пожилых горожан. Исследовалась типология учреждений и мест рекреации и отдыха с одновременным нанесением их на карту города. Анализировалась существующая проработка пешеходных и транспортных связей, с учетом потребностей маломобильных групп, на пути к объектам рекреации и отдыха. В работе с респондентами выяснялось, достаточна ли на их взгляд емкость рекреационных территорий. Выявлялась степень привлекательности различных форм отдыха для каждой из категорий мобильности. Целью графоаналитического метода исследования рекреационных объектов, отвечающих потребностям старшей возрастной группы, стало изыскание градостроительных резервов для возможной организации новых объектов рекреации для пожилых. Вторая важная цель - это обозначение недостатков транспортной и пешеходной доступности объектов рекреации.
Резюмирующей частью исследования стала комплексная методика при решении маршрутизации городской среды в целом и рассматриваемых районов в частности.
В заключение хотелось бы отметить, что этап проекта - это синтез концепции и влияния местных условий. На этом этапе осуществляется принятие конкретных мер применимо к индивидуальным условиям рассматриваемой среды.
Методика трансформации городской среды в безбарьерное пространство циклична. После этапов разработки проекта следует этап реализации проекта.
После этого начинается эксплуатация конкретных участков созданной условно безбарьерной среды. Параллельно должен происходить анализ эксплуатации этой среды пожилыми людьми, при помощи адресных опросов пользователей, фотофиксаций состояния безбарьерных маршрутов (после введения рассматриваемого участка в эксплуатацию). Анализ эксплуатационных характеристик дает начало для нового цикла преобразований. На этом этапе необходимо оценивать качество созданной среды, с применением квалиметрического метода[4]. Целесообразно поводить сравнительный анализ полученных результатов оценки территории после её ввода в эксплуатацию, с показателями имевшими место до реконструкции.
Литература
1. Коган Л.Б. Социальная жизнь города и формирование планировочных структурных единиц: дисс. ... канд. арх; МАРХИ. М. 1968.
2. Ещина Е.В. Социально-демократические методы соучастия в градорегулирующей деятельности архитектора. (на примере города Пензы): дисс. .канд. арх; Самарская государственная архит.- строит. академия.- Нижний Новгород.-2004.
3. Elizabeth Burton & Linn Mitchell. Inclusive urban design. Streets for life: Elesever, USA, 2006. 176 pp
4. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании М.: Строй-издат, 1989. 264 с.
Ключевые слова: Городская среда, пространства для людей с ограниченными возможностями, безбарьерная городская среда, архитектура для пожилых людей, доступность. Key words: Urban environment, disabled facilities, barrier-free urban environment, architecture for the elderly, outdoor accessibility
Рецензент: кандидат архитектуры, ведущий специалист сотрудник архитектурного бюро ТМ "Территория" Смоленская Елена Олеговна.