АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКИЕ ПРИНЦИПЫ
СОЗДАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРКОВ
РАЗВЛЕЧЕНИЙ
1 2 Шаповалова Н.М. , Черешнев И.В.
1Шаповалова Наталья Михайловна - студент;
Черешнев Игорь Владимирович - кандидат архитектурных
наук, профессор, кафедра дизайна и монументально-декоративного искусства, Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет,
г. Волгоград
Аннотация: в данной статье рассматриваются архитектурно-дизайнерские принципы создания проекта тематического парка развлечений на основе анализа аналогов парковых пространств такого типа. Помимо этого, выявляются особенности проектирования парковых территорий в городе Волгограде.
Ключевые слова: парк, парковые пространства, территория, зона, тематический парк, парк развлечений.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших сторон повседневной жизни человека являются досуг и развлечения. Качество организации своего досуга, доступность тех или иных развлечений и форм отдыха являются для человека не только индикатором его социального положения, но и показателем развития экономики страны в целом и социальной сферы в частности.
Парковые зоны и места отдыха являются неотъемлемой частью города и играют значительную роль в жизни не только крупных мегаполисов, но и небольших провинциальных городков [2]. Однако на сегодняшний день формат традиционного парка культуры и отдыха во многом устарел и не отвечает потребностям современного посетителя. Исходя из возможностей и особенностей парка, как субъекта
53
социально-культурной сферы, в настоящее время он должен представлять собой уникальный развлекательный комплекс с широким набором рекреационных и культурно-досуговых услуг [5]. Таким требованиям соответствуют тематические парки развлечений.
Тематические парки развлечений - это современные парки отдыха, посвященные одной конкретной теме, либо разбитые на регионы, каждый из которых посвящен своей тематике. Рассмотрим некоторые из них.
СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Леголенд (Legoland) в Дании.
7 июня 1968 года, неподалеку от фабрики LEGO и аэропорта Биллунда, открылся первый в мире парк Legoland Billund Resort, на постройку которого ушли миллионы кирпичиков LEGO. Со временем территория парка все больше разрасталась, и сегодня он занимает около 100 000 квадратных метров.
Основной и отличительный принцип парка состоит в масштабности: Леголенд представляет собой удивительный сказочный мир в миниатюре, где все - машины, корабли, рыцари, индейцы и пираты, птицы и животные и многое другое - полностью сделаны из конструктора LEGO (рис. 1). Это около 65 млн. маленьких пластмассовых кубиков. При этом, парк разбит на восемь зон, каждая из которых имеет свою специфику и оборудована в соответствии с тематической направленностью.
Мир миниатюр представляет собой миниатюры таких стран, как Дания, Германия, Япония и США. Строительство парка началось именно с этого блока, который частенько называют сердцем Леголенда [1]. Всю панораму известнейших произведений архитектуры и искусства, знаменитых зданий и уголков разных стран можно увидеть разом с 30-метровой башни LEGOTOP, что создает ощущение, будто посетитель смотрит на реальный мир с высоты 600 метров.
Рис. 1. Миниатюры Леголенда
Еще два практически неразрывных принципа создания данного парка заключаются в использовании высоких технологий и интерактивности. В мире воображения находится большой 4D кинотеатр, который оборудован современной аудио- и видеотехникой [1]. На входе в кинотеатр посетителям выдают специальные очки, через которые, смотря фильм, невольно погружаешься во всю гущу происходящих в нем событий. За счет специальных техник зритель чувствует порывы ветра, большую скорость, от которой вибрирует пол, снежную бурю, дым и многое другое.
В LEGO MINDSTORMS Center можно создать свою игрушку. В этом центре компьютерные технологии соединены с системой конструктора LEGO. Дети здесь могут программировать всевозможных роботов, пройдя при желании предварительное обучение, тогда как в мире Дупло можно построить что-то свое из кубиков DUPLO.
При проектировании парка также была использована стилизация. Например, город Легоредо воссоздан в стиле города Дикого Запада. Архитекторы точно воссоздали атмосферу и устройство быта американского города времен индейцев и ковбоев. А в земле пиратов находится большой сказочный корабль, построенный из конструктора (рис. 2). Он является копией морского судна XVII века.
55
В королевстве рыцарей царит эпоха Средневековья. Из кирпичиков LEGO здесь сложен величественный замок, в окнах которых видны силуэты прекрасных принцесс. Это самая большая постройка во всем Леголенде. Королевский замок занимает площадь равную двум футбольным полям, это более 2500 кв. м. А самая большая башня позволяет оглядеть весь парк с высоты шестиэтажного здания.
Рис. 2. Земля пиратов
Парк Астерикс во Франции.
Парк Астерикс во Франции - тематический парк аттракционов, тема которого полностью посвящена племени галлов, героем которого является вымышленный персонаж-галл Астерикс. Расположен в Плайи, департамент Уаза, около автострады А1 «Париж-Лиль». Открыт с весны 1989 года [3].
Парк Астерикс интересен, прежде всего, своей тематикой. Все знают серию мультфильмов и фильмов, снятых по комиксам, об Астериксе в крылатом шлеме и его лучшем друге - здоровяке Обеликсе, которые защищают свое поселение от вторжения римлян и путешествуют по миру. Данная тематика паркового пространства предполагает его архитектурно-ландшафтную стилизацию: парк поделен на
исторические зоны, стилизованные соответственно своему названию (рис. 3).
Первой исторической зоной, в которую попадают при входе посетители парка Астерикс, является Римская Империя [4]. Здесь посетителей пригласят побывать в замке, прокатят на колеснице, позволят принять участие в театрализованной постановке и даже на время превратят в шпиона, который наблюдает за деревней противника с 5-метровой высоты. В этом прослеживается принцип интерактивности пространства.
Если выйти из Римской империи, можно попасть прямо в Древнюю Грецию, вход в которую украшают две гигантские колонны. Все аттракционы этой части парка так или иначе связаны с греческой мифологией.
Рис. 3. Тематическое зонирование парка Астерикс
Древняя Греция граничит через Большое Озеро с исторической зоной Викинги. Поскольку викинги были знатными мореплавателями, переплывавшими моря вдоль и поперек, в их порту немало плавсредств. Одно из них -большое гребное судно в виде качелей. Также имеется крепость со спортивной площадкой. Тут есть горки, лестницы и другие конструкции, стилизованные под морскую тематику.
Все дороги парка непременно ведут в его центральную зону - страну Галлию. Территория этой зоны похожа на
деревню: каждый домик - магазинчик или кафе с традиционными французскими лакомствами - выполнен из камня с деревянной или соломенной крышей, точь-в-точь повторяющий жилища галлов из комикса.
В исторической зоне Сквозь время представлена Франция от эпохи Средневековья до XIX века. Прямо на парижских улицах можно встретить кузнецов, гончаров, стеклодувов, художников, с которыми можно взаимодействовать, или понаблюдать за казнью узников на главной городской площади [4]. От посторонних глаз скрыты темные пещеры, где обитают древние как мир драконы, а в застенках замка висят на цепях скелеты, бродят привидения и ужасные создания ночи.
ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Создание проекта интерактивного парка инновационных игровых технологий "Пиксель-Лэнд" в Кировском районе г. Волгограда.
Волгоград - крупный город численностью около 1 млн человек. При этом он сильно обделен парковыми территориями, что сказывается как на удовлетворенности качеством жизни жителей города, так и на экологических показателях данной области. При этом, в Волгограде крайне засушливое жаркое лето, но небольшое количество деревьев, которые могли бы укрыть людей от солнца, поэтому парковые пространства крайне актуальны в данном регионе.
В качестве объекта проектирования был выбран парк "Дружба" в Кировском районе г. Волгограда, расположенный на берегу реки Волга.
Основная идея проекта - создание тематического игрового паркового пространства, рассчитанного на развлечения в зонах активного и пассивного отдыха разных групп населения. Тема этого пространства - настольные и видеоигры - выбрана не случайно: огромное количество молодежи в наши дни задействовано именно в виртуальной реальности, в особенности в сфере игр и развлечений. Разработка игрового парка с такой тематикой является попыткой перенести виртуальный мир в реальный, давая
людям ощутить себя главными героями не только игры, но и собственной жизни.
В основе концепции паркового пространства лежит принцип модульности. Это проявляется как в планировке, так и в отдельных элементах благоустройства парка. Такой принцип отражает выбранную тематику парковой территории, ведь основной единицей цифрового изображения или матрицы дисплеев является пиксель, который и представляет собой некоторый модуль. Помимо этого модульную систему имеют различные логические игры, такие как, например, шахматы. Для создания компьютерных игр разработчики также используют модульную сетку.
Помимо модульности в концепции парка лежит динамичность, ведь игра - это, в первую очередь, динамика, некое развитие событий. Динамичность проявляется непосредственно в планировке паркового пространства: основная пешеходная аллея спроектирована в виде "импульса" - волнообразной линии, проходящей через всю территорию парка.
Еще одна динамическая составляющая парка - надземная пешеходная тропа в виде ломанной линии. Кроме того в парке предусмотрен надземный пешеходный переход через линии путей электропоезда. Свое начало он берет в точке расположения станции "Бекетовская" и пролегает вплоть до входа в парк. По пути следования перехода располагаются лестницы и подъемники для спуска и подъема пешеходов.
Немаловажно при проектировании планировочной структуры парка было учесть располагающийся рядом с парком Дворец Культуры имени Кирова. Это повлияло на функциональное зонирование парковой территории: ось, на которую поставлен Дворец Культуры, была продлена, тем самым разделив пространство на две части - зону активного и зону тихого отдыха.
В зоне активного отдыха всецело проявляется принцип интерактивности пространства, где происходит взаимодействие среды и человека. В этой зоне посетителю
представляется возможность ощутить себя отважным воином или метким стрелком, испытав свои навыки стрельбы в лазертаге, прокатиться на гоночной машине по картреку или поучаствовать в командных спортивных играх. А для любителей высоких технологий и робототехники в парке спроектирована кибер-арена, где можно принять участие в кибер-боях.
ВЫВОД
Изучив мировой опыт создания тематических парков развлечений, можно выявить несколько основных принципов архитектурно-дизайнерских решений для парков такого типа:
1. Стилизация. Принцип стилизации используется во многих тематических парках, т.к. позволяет в полной мере погрузиться в атмосферу главной темы паркового пространства или же одной из его зон.
2. Интерактивность. Взаимодействие пространства с посетителем дает человеку почувствовать себя главным героем происходящих событий и парковых мероприятий, вызывает у него более насыщенный спектр эмоций, ощущений и чувств.
3. Внедрение современных технологий в дизайн парковых пространств. Использование инновационных технологий в парках развлечений расширяет границы возможных дизайнерских средств и приемов при проектировании, дает большую глубину и полноту ощущений при взаимодействии посетителя со средой.
4. Отличительная черта (она же "фишка") парка. Именно этот принцип является определяющим при создании тематического парка: он помогает отличить, выделить проектируемый парк среди множества других парковых пространств этого типа. "Фишка" может заключаться в неповторимой оригинальной стилистике сооружений и конструкций, необычной планировке территории, зонировании и др.
Список литературы
1. Леголенд // Википедия. [Электронный ресурс] 2020. URL: https: //ru.wikipedia. org/ wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3 %D 0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4 (дата обращения: 15.02.2020).
2. Нагибина И.Ю., Журова Е.Ю. Значение парковых зон для жителей городской среды // Молодой ученый. [Электронный ресурс] 2014. №20. С. 84-85. URL: https://moluch.ru/archive/79/14035/ (дата обращения: 22.12.2019).
3. Парк Астерикс // Википедия. [Электронный ресурс] 2019. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D 1 %8 0%D0%BA_%D0%90%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D 1 %80 %D0%B8%D0%BA%D1%81 (дата обращения: 17.01.2020).
4. Парк Астерикс // Париж, Франция: электронный журнал. [Электронный ресурс] 2018. URL: https://frenchparis.ru/park-asteriks/ (дата обращения: 22.12.2019).
5. Родионов И.М. Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой деятельности // Молодой ученый. [Электронный ресурс] 2010. №5. Т.2. С. 231-234. URL: https://moluch.ru/archive/16/1528/ (дата обращения: 22.12.2019).