Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧАСТНЫХ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ'

АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧАСТНЫХ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМ-ИНТЕРНАТ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ПОЖИЛЫЕ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРАЖДАНЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНО ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Мельников Ф. Д.

В статье исследованы основные подходы к организации архитектурной типологии домов-интернатов для пожилых людей и инвалидов небольшой численности (до 50 человек) в свете предстоящего до 2025 года лицензирования частных домов-интернатов. Рассмотрены основные требования к организации архитектурной среды и пожарной безопасности, которые, на наш взгляд, следует учесть при лицензировании. Даны предложения по введению налоговых льгот по налогу на доход физических лиц и налогообложению организаций, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания. Авторы анализируют различные типологии частных домов-интернатов, сосредотачивая внимание на объемно-планировочных решениях, специально адаптированных для удобства и безопасности своих обитателей. Статья предоставляет обширные исследования реализованных архитектурных решений в частных домах-интернатах, а также предлагает рекомендации и современные практики для создания комфортных условий для престарелых и инвалидов. Это исследование имеет важное значение для архитектурной общественности, где забота о нашей стареющей популяции становится все более актуальной. Авторы обращают внимание на значимость удовлетворения потребностей и особенностей этой категории граждан при проектировании и строительстве домов-интернатов, что способствует повышению качества их жизни и улучшению общего благосостояния общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL TYPOLOGY AND SPACE-PLANNING ELEMENTS OF PRIVATE BOARDING HOUSES FOR THE ELDERLY AND DISABLED

The article examines the main approaches to the organization of the architectural typology of boarding houses for the elderly and disabled of a small number (up to 50 people) in the light of the upcoming licensing of private boarding houses until 2025. The basic requirements for the organization of the architectural environment and fire safety, which, in our opinion, should be taken into account when licensing, are considered. Proposals are given for the introduction of tax benefits for the income tax of individuals and the taxation of organizations providing social services with accommodation. The authors analyze various typologies of private boarding houses, focusing on space-planning solutions specially adapted for the convenience and safety of their inhabitants. The article provides extensive research of implemented architectural solutions in private boarding schools, as well as offers recommendations and modern practices for creating comfortable conditions for the elderly and disabled. This research is important for the architectural community, where caring for our aging population is becoming increasingly relevant. The authors draw attention to the importance of meeting the needs and characteristics of this category of citizens in the design and construction of boarding houses, which contributes to improving their quality of life and improving the general welfare of society.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ И ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧАСТНЫХ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ»

Архитектурная типология и объемно-планировочные

элементы частных домов-интернатов

для престарелых и инвалидов_

Мельников Федор Дмитриевич

магистрант, АНО ВО "Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт" (МИТУ-МАСИ), melnikov@masi.ru

В статье исследованы основные подходы к организации архитектурной типологии домов-интернатов для пожилых людей и инвалидов небольшой численности (до 50 человек) в свете предстоящего до 2025 года лицензирования частных домов-интернатов. Рассмотрены основные требования к организации архитектурной среды и пожарной безопасности, которые, на наш взгляд, следует учесть при лицензировании. Даны предложения по введению налоговых льгот по налогу на доход физических лиц и налогообложению организаций, оказывающих социальные услуги с обеспечением проживания. Авторы анализируют различные типологии частных домов-интернатов, сосредотачивая внимание на объемно-планировочных решениях, специально адаптированных для удобства и безопасности своих обитателей. Статья предоставляет обширные исследования реализованных архитектурных решений в частных домах-интернатах, а также предлагает рекомендации и современные практики для создания комфортных условий для престарелых и инвалидов. Это исследование имеет важное значение для архитектурной общественности, где забота о нашей стареющей популяции становится все более актуальной. Авторы обращают внимание на значимость удовлетворения потребностей и особенностей этой категории граждан при проектировании и строительстве домов-интернатов, что способствует повышению качества их жизни и улучшению общего благосостояния общества.

Ключевые слова: дом-интернат, лицензирование, пожилые, маломобильные граждане, строительные правила, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, объемно-планировочное решение, функционально планировочная структура.

п

сч

о

сч

N

Ol

Z

58

В Правительство РФ отправлен законопроект о получении лицензий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые занимаются уходом за престарелыми и инвалидами в пансионатах до 1 января 2025 года либо прекратить эту деятельность.

Этот проект является положительным моментом для наведения порядка работы частных домов престарелых. Изменения будут вноситься в Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в закон номер 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В настоящее время нет статистики, сколько всего частных домов престарелых в нашей стране. По данным МЧС в России работают 689 не зарегистрированных домов престарелых, которые находятся в частном жилье. По информации Р. Ахметели, Председателя Совета Национальной ассоциации социального обслуживания (НАСО) в этих домах-интернатах проживает примерно 50 -70 тыс. пожилых, нуждающихся в стационарном уходе.

Грубые нарушения требований пожарной безопасности и отсутствие контроля за такими учреждениями приводит к гибели людей. В то же время, потребность в уходе испытывает намного больше человек, чем открыто мест в официальных социальных учреждениях

В 2020 году в селе Ишбулдино республики Башкортостан погибли 11 человек, в Московской области 12 человек, в 2021 году в посёлке Боровский Тюменской области погибло семь человек , а в 2022 втором году в Кемерово 22 человека [1].

Лишь небольшое число домов престарелых входит в реестр поставщиков социальных услуг[2]. Реестр поставщиков социальных услуг создан исключительно для перераспределения бюджетных средств и сформирован для ГБУ и незначительной прослойки частных компаний, которые месяцами ждут получения компенсации за свою деятельность в рамках Федерального закона № 442- ФЗ.

В то же время, введение лицензирования может привести к закрытию домов престарелых, что негативно скажется на положении пожилых людей, в том силе, бездомных, нуждающихся в постоянном уходе.

Новые нормативы должны быть выполнимыми, иначе лицензирование негативно отразится на бизнесе и престарелым гражданам.

Основной трудностью лицензирования является то, что не разработаны критерии лицензирования частных домов по уходу за пожилыми гражданами.

Требования должны базироваться на существующих строительных правилах (СП), не противоречить им. В то же время, необходимо сделать требования, понятные для бизнеса, оказывающие такие услуги.

Основными нормативными документами строительства интернатов для инвалидов и престарелых являются:

1. СП 146.13330.2012 Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы [3].

2. СП 145.13330.2012 Дома-интернаты. Правила проектирования [4].

3. СП 35-112-2005 Дома-интернаты [5].

4. СП 145.13330.2020 Дома-интернаты. Правила проектирования, который начнет применяться с 24.06.2021г.[ 6].

Рассматриваемые в [1,2,3] нормативных акта по структуре схожи: в них приведены область применения нормативного документа, основные положения, требования, предъявляемые по площади к месту возведения домов-интернатов, объемно-планировочные решения и основные функциональные требования которые должны быть положены в основу проектирования помещений, инженерно-техническому обеспечению и инженерному оборудованию, а так же пожарной безопасности.

Рассмотрим некоторые пункты подробнее в связи с началом действия 24.06.2021 г. СП 145.13330.2020 Дома-интернаты. Правила проектирования [6].

Область применения нового СП распространяется на проектирование новых объектов, на реконструкцию действующих зданий интернатов как общего типа, а также специальных и психоневрологических. Эти здания предназначены для нуждающихся в постоянной помощи женщин и мужчин, являющимися пенсионерами, а также инвалидов I и II группы, которые являются совершеннолетними по законодательству РФ. [п.1.1, 6].

В СП расширили область применения, а именно, впервые добавлен раздел, о включении в СП жилых помещений сопровождаемого проживания (п.1.1).

Понятие «сопровождаемое проживание» появилось впервые в 2017 году. Суть понятия сводится к тому, что рассматривается проживание небольшими группами в отдельно выделенных помещениях. Таким людям помогают социальные и медицинские работники, волонтеры. Люди живут не на больничной койке, а посильно занимаются уходом за собой, домашними делами, а при возможности даже работают и получают зарплату.

В новом СП [6] площадь земельного участка, в отличие от привязки к нормативам численности, как было ранее, будет зависеть от задания на проектирование с учетом требований РНГП (региональных нормативов градостроительного проектирования), а если их нет - по п.5.2 СП [6].

Снято ограничение по этажности (2-3 этажа). Теперь этажность определяется в задании на проектирование [п.6.2, 6].

На наш взгляд, это может привести к снижению комфортности пребывания пациентов в таких до-

мах, так как частный бизнес заинтересован в строительстве многоэтажных домов, потому что их рентабельность выше и их удобно бизнесу будет строить в городской черте.

Вместимость тоже не ограничена нормами, а определяется заданием на проектирование (п.4.1,7 6].

Высота помещений осталась 3 м. Количество человек в комнате 1-3 человека.

Снято ограничение минимальной площади на одного человека было (7 м2) [п.6.4,6]. Это является положительным моментом, особенно для помещений с сопровождаемого проживанием.

Процент численности инвалидов к общей численности осталась неизменной- 12% от общей численности.

Балконы, лоджии для I, II климатической зоны разрешены, как и ранее.

В названии раздела в новом СП появилось слово «Требование к обеспечению пожарной безопасности», в отличие от «Обеспечение пожарной безопасности» как было ранее. Следовательно, требования к пожарной безопасности таких объектов усиливается.

Объемно-планировочные решения устанавливают общие правила проектирования таких зданий. На путях пожарного выхода ничего не должно мешать - винтовые лестницы, дверные пороги, перепады высот у пола.

Необходимо предусматривать транспортную доступность, чтобы родственникам было удобно добираться на общественном транспорте.

Это прямо указано в п.5.1.[6], что при выборе площадки строительства следует учитывать ее близость к больницам и обеспечение общественным пассажирским транспортом. Для уже построенных частных домов этот фактор также необходимо учитывать при лицензировании.

Анализ частных домов интернатов показывает. что в домах, находящихся в частном секторе (и не только) постояльцам предлагают комнаты более 5 человек. На такие условия цена проживания гораздо ниже.

Это является недопустимым, так как не выполняются нормы проживания на одного человека (не менее 7 кв.м. на человека).

Кроме того, необходимо предусматривать обязательные поручни, пандусы, комнаты для хранения колясок.

В настоящее время «существующие стационарные организации социального обслуживания не могут полностью обеспечить всех нуждающихся граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании. В этой связи необходимо проведение мероприятий по развитию инфраструктуры организаций социального обслуживания, созданию новых современных организаций социального обслуживания, активному привлечению к предоставлению социальных услуг бизнеса и некоммерческих организаций» [7].

На наш взгляд, основные требования к размещению, устройству, оборудованию домов-интернатов в

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

сч

0 сч

N

01

частных домах должны базироваться на общих требованиях, содержащихся в СП 118.13330.2012 [8] и в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности [9].

В состав объектов должны входить все необходимые для жизни группы помещений [10]:

- помещения проживания;

- помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание больных и персонала);

- помещения приема

- карантинное отделение и изолятор;

- хозяйственные помещения;

- помещения проживания персонала.

Основными функциональными требованиями к

планировочной организации здания и к зонированию территории являются требования обособления, изоляции и одновременно удобных технологических связей между отдельными группами помещений.

В частных домах престарелых эта взаимосвязь будет иметь свои особенности, с учетом уже спроектированного частного дома.

Функциональная взаимосвязь различных групп помещений может осуществляться через вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты.

Поскольку на практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно, то некоторые группы помещений, исключая спальные, предусматриваются проходными, не создавая препятствий для нормального функционирования учреждения.

Проходными могут быть административно-бытовые, медицинские помещения, помещения учебно-профессиональной подготовки и культурно-массового и оздоровительного назначения.

Вместимость жилого отделения в домах-интернатах рекомендуется организовывать в пределах от 100 до 150 коек. Вместимость отделения милосердия - от 25 до 50 коек.

Возможно так же в стационарных домах для престарелых жилые отделения обьединить в универсальные жилые группы: для постоянного проживания, для временного пребывания (от 30 дней до 6 месяцев), для пятидневного пребывания.

Примеры планировочных решений жилых групп для людей способных к самостоятельному обслуживанию и людей обездвиженных - прикованных к постели, подробно рассмотрены в работах архитектора Б.Л. Крундышева [11].

Жилые помещения должны быть специализированы по физическому состоянию проживающих:

- для лиц, свободно передвигающихся;

- передвигающихся с трудом;

- способных к частичному самообслуживанию;

- нуждающихся в посторонней помощи;

- передвигающихся на креслах-колясках;

- нуждающихся в постельном режиме.

В зависимости от специализации частного дома для престарелых должны формироваться требования к количеству помещений и их размеру.

Предлагаемая экспликация дома-интерната для пожилых и инвалидов представлена на рис.1

Корпус -А Медицинско-спальный корпус Корпус -Б Административный корпус Корпус -В Культурно-спортивный корпус Корпус -Г Столовая Корпус -Д Спальный корпус

Корпус -Е Хозяйственное помещение для хранения инвентаря Корпус -Ж Зимний сад Рисунок 1. Экспликация здания.

МДС 35-3.2000 [12] рекомендует для лиц, способных к частичному самообслуживанию, проектировать не менее 80 % комнат одноместных, не более 20 % двухместных; для нуждающихся в уходе -по соображениям удобства эксплуатации - не менее 10 % комнат одноместных и не более 90 % двухместных. Для нуждающихся в уходе предусматриваются также жилые комнаты на четырех человек (не более 20 % мест).

Лежачих престарелых следует располагать не выше 2-го этажа, но при этом не в тупиковых коридорах [13]. Престарелых граждан, передвигающихся на креслах-колясках, согласно [14], также следует располагать не выше 2-го этажа.

При проектировании жилых комнат следует учитывать функциональные требования, обусловленные потребностями однородного (по возрасту и физическому состоянию) контингента. Жилая площадь в домах для престарелых принимается из расчета не менее 7 м2/чел. Площадь, занимаемая мебелью и оборудованием, должна составлять не более 3033 % общей площади жилого помещения [15].

Ширина жилых комнат для людей, нуждающихся в постоянном уходе, и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, а также процедурных кабинетов, должна быть не менее 3,3 м. Глубина жилых комнат, комнат отдыха, кабинетов врачей и медсестер не должна быть более 6 м, а кабинетов врачей-консультантов - не менее 6 м. Отношение глубины к ширине в жилых комнатах следует принимать не более 2:1.

В социальном учреждении, как и в любом другом объекте, эвакуационные пути и выходы представляют собой систему коммуникационных связей между помещениями, которая обеспечивает в случае чрезвычайной ситуации безопасное перемещение людей наружу или в безопасную зону. Размеры эвакуационных путей и выходов в домах для престарелых регламентируются требованиями нормативных документов. Весь процесс движения людей по путям эвакуации следует подразделять на несколько этапов: 1 этап - эвакуация в пределах помещения и выход из него, 2 - от эвакуационных выходов из помещений до эвакуационных выходов наружу или в лестничные клетки, 3 - по лестничным клеткам. В ряде случаев следует учитывать и 4 этап эвакуации - по территории объекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стационарах домов для престарелых жилые комнаты будут являться первым этапом процесса эвакуации людей.

Для обеспечения свободного передвижения людей в пределах помещения, ширину проходов к различному оборудованию и мебели (например, расстояние между длинными сторонами рядом стоящих коек), следует принимать не менее 0,9 м. Для передвижения с возможностью поворота кресла-коляски на 90°, ширину проходов между оборудованием и мебелью, необходимо обеспечить не менее 1,2 м. Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 180° человека на кресле-коляске следует принимать не менее 1,4 м. Ширина выхода из помещений, с числом пребывающих в них людей не более 15, должна быть не менее 0,9 м. Ширина дверного проема в жилых помещениях предусматривается не менее 1,1 м.

Маршрут движения людских потоков в них необходимо отражать эвакуационными расчетным схемами, которые необходимо утвердить в компетентных органах.

Так, в соответствии с таблицей А1 СП 5.13130.2009 [16], специализированные дома для престарелых и инвалидов следует оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) независимо от площади здания.

С 01.01.2021 г. введены в действия СП 2.1.367820 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" [17].

В главе IX данного документа рассматриваются санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания, но требования настоящего раздела не распространяются на деятельность организаций социального обслуживания в жилых помещениях многоквартирных домов и в жилых домах, используемых для предоставления социальных услуг. До введения лицензирования необходима доработка данного документа, в т.ч. и нормативов численности персонала.

Необходимо предусмотреть поэтапный переход на лицензирование.

На первом этапе альтернативой может стать обязательное включение частных негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг. Тогда мы будем знать, где эти частные дома интернаты и пансионаты находятся в России.

В настоящее время такой реестр существует, но это добровольный вариант.

Рынок частных домов престарелых является востребованным настоящее время. Наличие лицензирования отсечёт чёрных игроков с данного рынка.

Далее, опираясь на строительные правила, необходимо четко прописать требования к типологии жилых помещений для проживания постояльцев.

Создание норм и требований проводить с учётом ранжирования в зависимости от объёма услуг и числа постояльцев. Необходимо создать дифференцированные требования к планировочной типологии домов интернатов до 10 человек.

До введения лицензирования необходима доработка СП 2.1.3678-20 [17], в т.ч. и нормативов численности персонала.

Для экономического стимулирования родственников, размещающих пожилых граждан в интернат и организаций, оказывающих социальные услуги, предлагаем внести в Налоговый кодекс РФ [18]:

- социальные налоговые вычеты в 13% по аналогии с налоговыми вычетами затрат на образование и лечение. Тогда человеку, который размещает своего пожилого родственника в частный пансионат, потребуется официальный договор. Внесение в список социальных налоговых вычетов услуг по уходу и присмотру в стационарном учреждения позволит вывести из тени частный бизнес, по крайней мере легализовать какую-то часть теневого сектора, где налоговую льготу для получателя посчитают конкретным стимулом;

- сохранить льготу по налогу на прибыль (0% ставку) для организаций с ОКВЭД 85.31. (Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания). В настоящее время эта льгота применяется, если организация включена в реестр услуг поставщиков социальных услуг (пп.1 п.6 ст. 284.5 НК РФ). Таким образом, в настоящее время практически частные организации не могут ей воспользоваться.

Предлагаем убрать из НК РФ условие вхождения в реестр поставщиков. Организации, которые смогут воспользоваться данной льготой должны будут подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление в письменной форме в соответствии с п.5 ст. 284.5 Налогового Кодекса.

Литература

1. Пожар произошел в частном приюте в башкирском селе Ишбулдино https://www.ntv.ru/novosti/2491921/ (дата обращения: 18/03/2023)

2. Приказ Минтруда России от 05.08.2021 N 551 "Об утверждении рекомендаций по формированию

О *

О X

о

3 *

8)

с т ■и о

5

т о а г

о т

09 8)

сч о сч

и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.

3. СП 146.13330.2012 Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы

4. СП 145.13330.2012 Дома-интернаты. Правила проектирования

5. СП 35-112-2005 Дома-интернаты

6. СП 145.13330.2020 Дома-интернаты. Правила проектирования

7. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года

8. СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. Приказом Минреги-она России от 29.12.2011 № 635/10) (ред. от 03.12.2016)

9. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

10.СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы (утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 № 71) (в ред. от 17.02.2014)

11. Крундышев Б.Л. Архитектурное проектирование комплексных центров социального обслуживания людей старшей возрастной группы: учеб. пособие. - СПб.: СПбГАСУ, 2011. - 108 с. СПбГАСУ, 2011. - 108 с.

12. МДС 35-3.2000. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 3. Жилые здания и комплексы (утв. Приказом Минстроя РФ от 04.06.1992 № 135)

13.СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы (утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 № 71) (в ред. от 17.02.2014)

14.СП 35-113-2004. Геронтологические центры. Дома сестринского ухода. Хосписы (утв. Приказом ОАО «Институт общественных зданий» от 24.12.2007 № 21)

15.СП 35-115-2004. Обустройство помещений в учреждениях социального и медицинского обслуживания пожилых людей (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 22.02.2003 № 17)

16.СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175

17.СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

18. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [url=https ://www.za konrf.info/nk/]

Architectural typology and space-planning elements of private boarding

houses for the elderly and disabled Melnikov F.D.

Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture

and Civil Engineering The article examines the main approaches to the organization of the architectural typology of boarding houses for the elderly and disabled of a small number (up to 50 people) in the light of the upcoming licensing of private boarding houses until 2025. The basic requirements for the organization of the architectural environment and fire safety, which, in our opinion, should be taken into account when licensing, are considered. Proposals are given for the introduction of tax benefits for the income tax of individuals and the taxation of organizations providing social services with accommodation. The authors analyze various typologies of private boarding houses, focusing on space-planning solutions specially adapted for the convenience and safety of their inhabitants. The article provides extensive research of implemented architectural solutions in private boarding schools, as well as offers recommendations and modern practices for creating comfortable conditions for the elderly and disabled. This research is important for the architectural community, where caring for our aging population is becoming increasingly relevant. The authors draw attention to the importance of meeting the needs and characteristics of this category of citizens in the design and construction of boarding houses, which contributes to improving their quality of life and improving the general welfare of society.

Keywords: boarding house, licensing, elderly, disabled citizens, building regulations, personal income tax, income tax, spatial planning solution, functional planning structure. References

1. The fire occurred in a private shelter in the Bashkir village of Ishbuldino

https://www.ntv.ru/novosti/2491921 / (accessed: 18/03/2023)

2. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 05.08.2021 N

551 "On approval of recommendations on the formation and maintenance of the register of social service providers and the register of recipients of social services.

3. SP 146.13330.2012 Gerontological centers, nursing homes, hospices

4. SP 145.13330.2012 Boarding schools. Design rules

5. SP 35-112-2005 Boarding schools

6. SP 145.13330.2020 Boarding schools. Design rules

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.02.2016 No.

164-r "On approval of the Strategy of Actions in the Interests of Older Citizens in the Russian Federation until 2025

8. SP 118.13330.2012*. A set of rules. Public buildings and structures. Updated

version of SNiP 31-06-2009 (approved by the Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated 29.12.2011 No. 635/10) (ed. dated 03.12.2016)

9. Federal Law No. 123-FZ dated 22.07.2008 (ed. dated 29.07.2017) "Technical

Regulations on fire safety requirements"

10. SanPiN 2.1.2.2564-09. Hygienic requirements for the placement, arrangement, equipment, maintenance of facilities of healthcare and social service organizations intended for permanent residence of the elderly and disabled, sanitary-hygienic and anti-epidemic regime of their work (approved by the Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 71 dated 11/23/2009) (as amended. from 17.02.2014)

11. Krundyshev B.L. Architectural design of integrated social service centers for older age groups: studies. stipend. - St. Petersburg: SPbGASU, 2011. -108 p. SPbGASU, 2011. - 108 p.

12. MDS 35-3.2000. Recommendations for the design of the environment, buildings and structures taking into account the needs of disabled people and other low-mobility groups of the population. Issue 3. Residential buildings and complexes (approved by the Order of the Ministry of Construction of the Russian Federation dated 04.06.1992 No. 135)

13. SanPiN 2.1.2.2564-09. Hygienic requirements for the placement, arrangement, equipment, maintenance of facilities of healthcare and social service organizations intended for permanent residence of the elderly and disabled, sanitary-hygienic and anti-epidemic regime of their work (approved by the Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 71 dated 11/23/2009) (as amended. dated 17.02.2014)

14. SP 35-113-2004. Gerontological centers. Nursing homes. Hospices (approved by the Order of JSC "Institute of Public Buildings" dated 12/24/2007 No. 21)

15. SP 35-115-2004. Arrangement of premises in institutions of social and medical care for the elderly (approved by the Decree of the State

Construction Committee of the Russian Federation No. 17 dated 22.02.2003)

16. SP 5.13130.2009. Fire protection systems. Fire alarm and fire extinguishing installations are automatic. Norms and rules of design (approved by the Order of the Ministry of Emergency Situations of Russia dated 25.03.2009 No. 175

17. SP 2.1.3678-20 "Sanitary and epidemiological requirements for the operation of premises, buildings, structures, equipment and transport, as well as the conditions of activity of economic entities engaged in the sale of goods, performance of works or provision of services"

18. The Tax Code of the Russian Federation. Parts one and Two [url=https://www.zakonrf.info/nk/]

Q *

O X 0

3

s *

8)

O T

■u o s

T

<D

a r

o

T

a

8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.