Научная статья на тему 'Архитектурная структура первых вокзалов Великобритании (1830–1840-е)'

Архитектурная структура первых вокзалов Великобритании (1830–1840-е) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокзал / железнодорожный вокзальный комплекс / станция / railway station / railway station complex / station

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронов Василий Александрович

В докладе рассматриваются первые построенные в Великобритании железнодорожные вокзалы и станции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The architectural structure of the first train stations in Great Britain (1830-1840)

The report examines the first railway stations built in the UK.

Текст научной работы на тему «Архитектурная структура первых вокзалов Великобритании (1830–1840-е)»

Практика

191

В. А. Воронов 10.24412/cl-35672-2022-1-0042

V. A. Voronov

Архитектурная структура первых вокзалов Великобритании (1830-1840-е) The architectural structure of the first train stations in Great Britain (1830-1840)

Ключевые слова: вокзал, железнодорожный вокзальный комплекс, станция. Keywords: railway station, railway station complex, station.

Аннотация: В докладе рассматриваются первые построенные в Великобритании железнодорожные вокзалы и станции.

Abstract: The report examines the first railway stations built in the UK.

После появления в начале XIX века нового вида транспорта, а именно железнодорожного, спустя некоторое время появляется и новый тип зданий - вокзалы. Самые первые вокзалы появляются в Великобритании в 1830 году, и со стремительной скоростью количество вокзалов и станций начинает расти. Но для архитекторов и инженеров подобные сооружения являлись новыми, и поэтому архитектурно-планировочные решения того времени зачастую были весьма разнообразны. Проектировщики находились на этапе поиска передовых решений, некоторые из них выглядят на сегодняшний день весьма спорными, другие, наоборот, имеют современные тенденции и на тот момент опережали свое время.

В 1830 году была построена первая междугородняя железная дорога, соединявшая Ливерпуль и Манчестер. В этих же городах появляются первые железнодорожные станции и вокзалы. Самым первым вокзалом считается Crown Street в Ливерпуле, открывшийся в сентябре того же года. Он представлял собой небольшое двухэтажное здание с административными помещениями и пристроенную деревянную кровлю, перекрывающую пути. С самого начала уже прослеживается структура будущих железнодорожных комплексов, а именно явное разделение на две части: здание и перекрытие дебаркадера. Кроме того, Crown Street стала первой станцией с вокзалом, который не совмещал в себе товарные перевозки и пассажирские. На станции была только одна платформа, которая примыкала к пассажирскому зданию и использовалась для отправления, два других пути не имели платформ. На Crown Street не было локомотивов, составы спускались по наклону до следующей станции Edge Hill за счет силы тяжести, при этом в них находился тормозной мастер, который контролировал скорость спуска. Для прибытия на втором пути использовался специальный трос, за счет которого поднимались составы.

В этом же году в Манчестере была построена станция Liverpool Road. На данный момент она является старейшей сохранившейся станцией. Станция в первую очередь выполняла функции транспортного узла для перевозки товаров и в ее состав входило большое количество складов. Однако специально для пассажирских нужд было построено двухэтажное здание. На первом этаже находились кассы, на втором залы ожидания. Первый и второй классы были разделены. Примечательно, что платформа находилась на втором по высоте уровне относительно улицы и изначально предназначалась только для отправления. Прибывающий состав

останавливался раньше, где находилась открытая рампа, которая позволяла спуститься прибывающим пассажирам в город. В 1831 году вдоль платформы была пристроена крыша, защищающая от непогоды.

В 1833 году становится ясно, что станция Crown Street в Ливерпуле находится слишком далеко от центра города, и принимается решение построить новый вокзал. К 1836 году в городе появляется станция Lime Street. Она находится уже в центре города, а пути к ней были проложены в туннеле под землей. Здание вокзала было спроектировано с четырьмя большими воротами, двое из которых намеренно не функционировали, однако вместе арки (с проходами и без) на фасаде имели симметричную композицию. На вокзале находилось две платформы - одна для отправления, другая для прибытия, а также 5 путей. Помещения вокзала примыкали к платформе для отправления, а у платформы прибытия была расположена площадь для омнибусов и другого транспорта. Тем самым происходило разделение потоков прибывающих и отправляющихся пассажиров. Через несколько лет платформы и пути станции перекрыли двускатной кровлей из дерева, которая уже в 1849 была заменена на металлическую. Что примечательно, до 1870 года на станции, так же, как и у Crown Street, не использовались поезда. На ней так же, за счет силы тяжести, вплоть до станции Edge Hill, спускались составы, однако для подъема был разработан специальный паровой двигатель.

Эти и другие первые проекты железнодорожных вокзалов и станций обладают различными подходами и решениями. Например, первая пассажирская станция в Лондоне Spa Road, построенная в 1836 году, находилась на двупутном виадуке, высоко над уровнем земли, и изначально не имела пассажирского здания. Доступ к платформам осуществлялся по деревянным лестницам снаружи виадука, а на южной стороне была небольшая деревянная будка внизу для выдачи билетов. Как правило, большинство пассажиров ожидало поезда вдоль путей и на лестнице. Только к 1845 году было принято решение о переносе станции и расширении виадука. Была построена островная платформа, а помещение для продажи билетов и зоны ожидания находились под арками. Немного позже на платформе была сооружена кровля для защиты пассажиров от осадков.

В 1837 году в Лондоне был построен первый вокзал -Euston. Это была первая станция, соединяющая столицу с другим городом. Он уже был похож на многие вокзалы, которые видим сейчас. Вокзал был тупиковым,

192

Практика

Т-образным, и при этом имел с одной стороны 4 направления путей. Впоследствии левое крыло было оборудовано для почтовых поездов. Вокзал имел одну платформу для отправления и одну для прибытия, при этом обслуживалось 4 пути. Это был первый вокзал, у которого пассажирские платформы были перекрыты кровлей с металлическими фермами. Главный въезд на станцию был украшен античным портиком с дорическими массивными колоннами. Впоследствии в структуре вокзалов часто будет встречаться мотив портала, ворот в город.

К 1840 году в Лондоне была открыта станция Shoreditch, однако в 1846-м она была переименована в Bishopsgate. Пассажирский вокзал имел 3 уровня, при этом пути и платформы находились на втором уровне по высоте, относительно городских улиц. Вокзал был тупиковым и П-образным. Одной из характерных особенностей является наличие крупных рамп, ведущих как к платформам отправления, так и к платформам прибытия, которые обеспечивали доступ к ним посредством городского транспорта. Пути между платформами были перекрыты металлической кровлей.

Изучив различные примеры первых вокзалов и станций в Великобритании, можно обратить внимание на большое разнообразие подходов к размещению платформ и зданий, обслуживающих пассажиров. В течение небольшого промежутка времени (около 10 лет) формируются значимые для всего последующего развития железнодорожных вокзалов архитектурно-структурные особенности. На примере Crown Street в Ливерпуле - становится очевидным, что необходимо отдельное здание для обслуживания пассажиров, а для создания комфортных условий необходима кровля, перекрывающая пути. Станция Liverpool Road в Манчестере становится первым примером многоуровневого вокзала,

когда пути с платформами находятся на уровень выше улиц. Вокзал Lime Street в Ливерпуле характерен тем, что указывает центральное положение вокзала внутри города как наиболее перспективное и удобное. При этом железнодорожные пути к данному вокзалу проводились под землей и не пересекались с дорожной городской сетью. Станция Spa Road в Лондоне одна из первых располагается на виадуке, и в последующем будет изменяться в сторону комфортного использования. Первый вокзал Лондона Euston один из первых имеет Т-образную структуру, а также в его архитектуре формируется символ портала. На станции Bishopsgate используются рампы, ведущие к платформам. Эти и другие особенности демонстрируют, насколько разнообразные подходы и решения находили архитекторы и инженеры XIX века.

Список цитируемой литературы:

1. Батырев, В. М. Вокзалы / В. М. Батыев. - Москва : Стройиздат, 1998. - 216 с. - ISBN: 5-274-00181-5.

2. Мурунов, А. Ю. Принципы архитектурной модернизации железнодорожных вокзальных комплексов на современном этапе: специальность 18.00.02 «Архитектура зданий и сооружений» : дис. ... кандидата архитектуры / Марунов Андрей Юрьевич ; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2005. - 184 с.

3. Явейн, И. Г. Архитектура железнодорожных вокзалов / И. Г. Явейн. - Москва : Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1938. - 304 с.

4. Beeston, E. Spaces of Industrial Heritage: a history of uses, perceptions and the re-making of Liverpool Road Station, Manchester : A thesis for the degree of Doctor of Philosophy in the Faculty of Biology, Medicine and Health / Erin Beeston ; The University of Manchester. - Manchester, 2020. - URL: https://www.research.manchester.ac.uk/portal/en/theses/spaces-of-industrial-heritage-a-history-of-uses-perceptions-and-the-remaking-of-liverpool-road-station-manchester(ea452d4c-ae59-4617-af5e-c3721929e54a).html (date of access: 05.07.2021).

5. Fitzgerald, R. S. Liverpool Road Station, Manchester: An Historical and Architectural Survey / R. S. Fitzgerald. - Liverpool, 1980. - 64p.

М. А. Герасимов 10.24412/cl-35672-2022-1-0043

M. A. Gerasimov

Современные направления в архитектуре комплексов переработки и утилизации ТКО Modern trends in the architecture of MSW utilization and recycling complexes

Ключевые слова: сжигание отходов, переработка отходов, сортировка, ТКО, завод, отходы в энергию, утилизация, архитектура предприятий работы с отходами

Keywords: waste incineration, waste processing, sorting, MSW, waste-to-energy plant, recycling, architecture of waste management enterprises.

Аннотация: В статье рассмотрены современные тенденции и направления архитектурного проектирования комплексов переработки и утилизации отходов. В перечень комплексов входят: мусоросжигательные заводы, мусороперерабатывающие заводы, мусор сортирующие комплексы, полигоны захоронения отходов, ТЭЦ на отходах. Использованы рисунки для раскрытия темы статьи.

Abstract: The article discusses current trends and directions of architectural design of waste recycling and disposal complexes. The list of complexes includes incineration plants, waste recycling plants, garbage sorting complexes, landfills, waste disposal, and waste thermal power plants. The article will use drawings to reveal the topic of the article.

Современный город уже невозможно представить без водит от 300 до 600 кг отходов. Тенденция накопления площадок для сбора ТКО, каждый год человек произ- постепенно увеличивается, с каждым годом человече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.