Научная статья на тему 'Архитектурная магистратура в университетах США'

Архитектурная магистратура в университетах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / США / МАГИСТРАТУРА / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / ARCHITECTURAL EDUCATION / USA / MASTER DEGREE PROGRAMS / CURRICULAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кияненко Константин Васильевич

Master degree programs in the US universities are presented and characterized as a result of the Fulbright sponsored research into American architectural education conducted by the author. Data are presented on the graduate architectural education, its present day status, its goals, the graduate degrees awarded, the basic variations of master programs their contents and prospects. As it is shown the vast majority of collegiate schools of architecture awards M. Arch, degrees. There are many other graduate non accredited degrees in architecture apart from Master of Architecture itself. Their list is open and widely diversified with both design and research oriented programs presented in it both are often ended up with «design theses». Graduate curricular of various duration are given, some of them are intended to be used by baccalaureate undergraduates from academic fields Jarfrom architecture. Conclusion is drawn that Master degrees in architecture have become a backbone not only for research and pedagogy but for design field as well

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. Arch. Degree Programs in the US Universities

Master degree programs in the US universities are presented and characterized as a result of the Fulbright sponsored research into American architectural education conducted by the author. Data are presented on the graduate architectural education, its present day status, its goals, the graduate degrees awarded, the basic variations of master programs their contents and prospects. As it is shown the vast majority of collegiate schools of architecture awards M. Arch, degrees. There are many other graduate non accredited degrees in architecture apart from Master of Architecture itself. Their list is open and widely diversified with both design and research oriented programs presented in it both are often ended up with «design theses». Graduate curricular of various duration are given, some of them are intended to be used by baccalaureate undergraduates from academic fields Jarfrom architecture. Conclusion is drawn that Master degrees in architecture have become a backbone not only for research and pedagogy but for design field as well

Текст научной работы на тему «Архитектурная магистратура в университетах США»

Архитектурная магистратура в университетах США

К.В.Кияненко

С 1990-х годов в архитектурных вузах России ведется магистерская подготовка. Однако многие фундаментальные вопросы ее организации до сих пор остаются без убедительных ответов, что снижает общую эффективность образовательной деятельности, ее профессиональные и академические результаты. Уже добрых два десятка лет спорят о научном содержании магистерской подготовки по сравнению с аспирантской, о правомерности и целесообразной доле проектно-ориентированной и педагогической специализаций в магистратуре на фоне научно-исследовательской, о творческом и научном компонентах в магистерских диссертациях, о минимальных сроках реализации магистерских программ. В связи с внедрением стандартов третьего поколения актуализируется вопрос о том, должна ли степень магистра по-прежнему быть эксклюзивной или следует добиваться ее превращения в основную.

Размышляя об очерченных темах, автор обращается к американскому опыту в надежде, что некоторые его аспекты окажутся интересны и полезны российским коллегам, несмотря на все различия культурного, социального и экономического контекстов двух стран1. Что же представляет собой архитектурная магистратура в США?

Во-первых, магистерские программы предлагает абсолютное большинство школ архитектуры. В начале 2010 года из 126 аккредитованных архитектурных вузов, факультетов и кафедр США магистратуру имели 120. Для сравнения: пятилетних (профессиональных) бакалавров архитектуры (В.Arch.) выпускают 54 школы, а докторскими программами (Ph.D., D.Arch.), по-нашему - аспирантурами, могут похвастать лишь 22. Важна и динамика цифр. Еще четверть века назад почти все архитектурные школы выпускали профессиональных пятилетних бакалавров архитектуры и лишь немногие -магистров. Поданным на конец 2002 года, соотношение было уже в пользу магистратур (69 аккредитованных программ на степень пятилетнего бакалавра архитектуры против 81 программы на степень магистра).

Во-вторых, предваряя дальнейший разговор о разновидностях магистерских степеней и программ, скажем сразу, что подавляющая их часть имеет практическую, проектную направленность и готовит выпускников к профессиональному

1В данном материале используются результаты исследования архитектурного образова-ния США, проведенного автором при финансовой поддержке программы Фулбрайта в 2005-2006 годах, включившего посещение

11 школ архитектуры, участие в процедурах защиты магистерских работ и ознакомление методом случайной выборки со 130 магистерскими диссертациями из 15 университетов.

лицензированию. Автору не встретились магистерские программы, специально нацеленные на подготовку педагогов. Но именно магистры составляют 74% педагогического корпуса архитектурных школ (17% состава кафедр - бакалавры, 9% - доктора философии в архитектуре, то есть «наши» кандидаты).

В-третьих, решения относительно длительности обучения, его содержания, структуры, трудоемкости, а также присуждаемых степеней каждая школа принимает самостоятельно. Видение существа магистерских программ можно извлечь из текстов, излагающих образовательную «миссию», которую школа архитектуры обязана предъявить общественности. Так, университет штата Висконсин в Милуоки заявляет: «Программа обучает и готовит студентов к тому, чтобы стать лицензированными архитекторами, более того - проектировщиками-новаторами, мыслителями и лидерами в сфере архитектуры». Выпускная школа архитектуры, планировки и реставрации Колумбийского университета ставит иные акценты: «Программа магистра архитектуры стремится позиционировать себя по отношению к другим подобным программам, акцентируя важность развития понимания и умения применять архитектурные концепции к обширному кругу исторических и современных проблем. Цель программы в том, чтобы помочь студентам в выработке теоретического фундамента принятия проектных решений, сохраняя при этом связь со всем спектром философских и культурных установок». Колледж средового проектирования Университета Калифорнии в Беркли декларирует нацеленность магистерской программы «на развитие в /.../ студентах способности замыслить и точно описать подходящие рукотворные пространства на нескольких уровнях; на содействие в распознавании процессов, с помощью которых здания занимают свое место; на создание предпосылок понимания последствий для обитателей, общества и среды, которые порождаются комплексами зданий и открытых пространств». Как видим, во всех случаях при очевидных различиях проступает один и тот же сюжет - проектная сущность магистерских программ. По имеющимся данным,49% всех магистерских программ США заканчиваются выполнением проектной диссертации, то есть дипломного проекта с научным обоснованием, и рекомендуется завершать этим видом квалификационной работы всякую магистратуру2.

Научно-ориентированные программы в американской магистратуре тоже существуют. Если будущий профессионал-

2 Boyer, E. Building community: a new future for architecture education and practice: a special report/ Ernest L. Boyer and Lee D. Mitgang. - Princeton, N J.: Carnegie Foundation for the Ad-vancement of Teaching, 1996.172 p.

проектировщик получает степень магистра архитектуры (Master of Architecture - М. Arch.), то молодой ученый именуется магистром наук в архитектуре (Master of Science in Architecture - MS Arch.) (рис.1). Первая степень дает право на сдачу в дальнейшем лицензионного экзамена и архитектурную регистрацию. Вторая - нет. Поступающий в магистратуру должен сразу выбирать между профессиональной или академической карьерами. Наряду с этими двумя присуждается бесконечное множество других научных магистерских степеней, отражающих профиль или специализацию подготовки, ни одна из них не дает права на получение профессиональной лицензии. Упомянем некоторые: магистр наук в сохранении исторического наследия, магистр наук в строительных технологиях, магистр наук в продвинутом архитектурном проектировании, магистр наук в критической, кураторской и концептуальной практике в архитектуре, магистр наук в визуальных исследованиях. Школы абсолютно свободны в изобретении новых профилизаций и соответствующих им ярлыков. Кроме того, существуют так называемые «двойные» степени (dual degrees). Они присуждаются совместно двумя или несколькими подразделениями университетов по итогам освоения студентами комбинированных программ. Например, магистр архитектуры и градостроительства (М.Arch./МUP), магистр архитектуры и проектирования городской среды (M.Arch./MUD), магистр администрирования бизнеса и архитектуры (MBA/M.Arch.), магистр социальной работы и архитектуры (MSW/ M.Arch.). О такого рода программах в буклете Колумбийского универси-

тета пишется, что «они исходят из признания архитектурного производства многоплановой деятельностью, того, что карьерные траектории в архитектуре часто выходят за пределы традиционных представлений о профессиональной практике и академической науке,хотя и отражают их, и строятся на них».

Все научно ориентированные магистерские диссертации, с которыми знакомился автор статьи, также заканчивались проектными разработками или моделями, лишь доля и вес научных обоснований в них были большими. Выполнение магистерской диссертации как «чисто» научной работы даже при получении исследовательской степени - редкость. Подобный пример мы встретим в славящемся своими научными традициями Университете Калифорнии в Беркли. Но и здесь исследовател ьская диссертация возможна л и ш ь с одобрен ия академической комиссии, для отдельных студентов и в порядке исключения. Во всех остальных случаях речь идет о тех же «проектных диссертациях» (design theses).

Если присуждаемые степени варьируются в очень широких пределах, то типология магистерских программ обучения вполне определенна, три основные их разновидности существуют уже несколько десятилетий (рис. 2).

Самая массовая программа, длительностью от двух до трех лет, предназначена студентам, окончившим так называемые «непрофессиональные» четырехлетние бакалавриаты с про-филизацией (major) в архитектуре и получившим степени бакалавров искусств, наук или средового проектирования (B.A./B.Sc./BED). Подобного рода непрофессиональные.

Магистерские степени, присуждаемые в школе архитектуры

Неаккредитуемые

магистерские

степени

Магистр наук в архитектуре (MS Arch)

Магистр наук в архитектурных исследованиях (SM Arch S)

Магистр наук в сохранении исторического наследия (MSHP)

Магистр наук в продвинутом архитектурном проектировании (MSAAD)

Магистр наук в сохранении исторического наследия (MSHP)

Магистр наук в продвинутом архитектурном проектировании (MSAAD)

и мн. др..

Двойные степени (dual degrees)

Другие школы, кафедры и факультеты

Магистр архитектуры и градостроительства (М. Arch/ MUP)

Магистр дизайна городской среды и архитектуры (MUD/ М. Arch)

Магистр администрирования бизнеса и архитектуры (MB А/ M.Arch.)

Магистр социального обеспечения и архитектуры (MSW / M.Arch.)

и мн. др....

Рис. 1. Академические степени, присуждаемые в магистратуре США

4 2010 31

«довыпускные» (undergraduate) степени не дают права на архитектурную практику и лицензирование, предполагая для этого дальнейшее обучение в магистратуре. В литературе данная программа обозначается как «4+2 (3)».

Вторая программа, длительностью от трех до трех с половиной лет, предназначена для таких же непрофессиональных бакалавров искусств или наук, но пришедших в архитектуру извне, практически из любых отраслей знания. То, что повергнет в шок российского архитектурного педагога - отсутствие у поступающего в магистратуру базовой архитектурной подготовки, американскими педагогами расценивается как достоинство, разнообразие опыта и знаний, обогащающее академическую среду и профессию. Данная программа, «4+3 (3,5)» строится как концентрированное обучение архитектуре «с нуля».

Третья из числа основных - магистерская программа для выпускников профессионального архитектурного пятилетнего бакалавриата (обычная длительность - от одного до полутора лет «5+1(1,5)». Согласно положению Национального совета по архитектурной регистрации США, бакалавры архитектуры (В. Arch.) имеют право на лицензирование и самостоятельную архитектурную практику. Что в таком случае заставляет многих из них, иногда после долгих лет успешной профессиональной карьеры, возвращаться в университет для обучения в магистратуре? До недавнего времени основной мотив такого странного, сточки зрения многих отечественных собратьев по архитектурному цеху, поступка был в намерении преподавать или заниматься научными исследованиями. Сегодня появляется новый стимул: проектная практика все чаще предпочитает профессиональному бакалавру - магистра, не только лучше подготовленного теоретически, но также владеющего методами решения сложных, междисциплинарных и специальных проектных задач (от экологического проектирования до работы в особых климатических, геологических, градостроительных, социокультурных условиях). По данным школы архитектуры

университета штата Монтана, «выпускники со степенями бакалавра архитектуры теряют работу в проектных фирмах, так как не могут конкурировать с претендующими на их места проектными магистрами»3. Многие возрастные магистранты объясняют свое возвращение в университет необходимостью получить новый импульс к творческому развитию, преодолеть болезнь «самовоспроизведения», когда человек начинает бесконечно повторяться в решении творческих задач.

Отчетливая тенденция превращения магистров в основную проектную степень фактически означает увеличение сроков академической подготовки практикующих архитекторов в США до 6-7,5 лет, а с учетом времени обязательной интернатуры - до 8-9,5 лет4. Это разительно контрастирует с «болонскими» тенденциями в Европе, где чиновники и политики сокращают длительность профессиональных архитектурных программ обучения до трех-четырех лет5.

Содержание магистерской подготовки соответствует программе каждого типа. Трехлетнее обучение «неархитекторов» строится как очень сжатая программа профессионального бакалавриата плюс необходимые архитектору общеуниверситетские курсы, плюс магистерская специализация (табл. 1).

Двухлетний курс для непрофессиональных бакалавров архитектуры сначала доводит до нужных кондиций базовую профессиональную подготовку, а затем реализует продвинутую магистерскую (табл. 2).

Годичная магистратура для профессиональных бакалавров сразу окунает студента в глубины продвинутой выпускной (graduate) программы (табл. 3).

3 http://vww.arch.montana.edu/Shared%20Files/retromasterplan.pdf

* 0 программе интернатуры см.: Степанов А.В., Кияненко К.В. Лицензирование архитектурной деятельности в США// Архитектурный вестник. 2007, №2.

* «Болонской» тенденции решительно противостоит Международный союз архитекторов (UIA), который настаивает не менее чем на пятилетнем теоретическом обучении и двух годах практики прежде, чем выпускник вуза обратится за архитектурной лицензией.

годы обучения:

поступающие на программы магистратуры:

программы

магистратуры

основное

содержание

этапов:

выпускники четырёхлетних бакалавриатов из неархитектурных сфер знания -бакалавры искусств (гуманитарных наук) и бакалавры наук (BA, BSc)

базовая

архитектурная

подготовка

выпускники четырехлетних бакалавриатов -допрофессиональных архитектурных программ -бакалавры искусств и наук в архитектуре, бакалавры средовопо проектирования (BA in Arch.,

BSc inArcti., BED)

выпускники пятилетию бакалавриатов -профессиональных архитектурных программ • бакалавры архитектуры (В Arch)

профессиональная

архитектурная

подготовка

продвинутая

магистерская

подготовка

Рис. 2. Три основных типа магистерских программ в архитектурных школах США

32 4 2010

Таблица 1

Учебный план магистерской архитектурной подготовки -1 (4+3,5) (Университет штата Вашингтон в Сент-Луисе)

Зачетных единиц Наименование учебных курсов Зачетных єдиний Наименование учебных курсов

Осенний семестр Весенний семестр

Гоя I

3 История архитектуры -1 3 История архитектуры - 2

3 Архитектурные подачи 3 Архитектурные подачи

3 Концепции и принципы архитектуры 3 Строительные системы -1

б Базовая проектная студия 6 Базовая проектная студия

Рая 2

6 Базовая проектная студия б Продвинутая проектная студия

3 История/теория (по выбору} 3 Климат и свет

3 Планировка участка 3 Дисциплина по выбору

3 Конструкции -1 3 Конструкции - 2

ГодЗ

3 Акустика и освещение б Продвинутая проектная студия

6 Продвинутая проектная студия 3 Проеістное мышление

3 Строительные системы - 2 3 Профессиональная практика -1

3 История/ теория (по выбору) 3 Городские проблемы (по выбору)

Год 4

6 Дипломный проект

3 Дисциплина по выбору

3 Дисциплина по выбору

3 Дисциплина по выбору

Таблица 2

Учебный план магистерской архитектурной подготовки - 2 (4+2) (Технический университет штата Вирджиния в Блэксбурге)

Зачетных единиц Наименование учебных курсов Зачетных единиц Наименование учебных курсов

Осенний семестр Весенний семестр

Годі

6 Архитектура и урбанизм (лаб.) б Архитектура и урбанизм (лаб.)

3 Тенденции развития архитектуры и западной мысли 3 Тенденции развития архитектуры и западной мысли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Строительная наука 3 Строительная наука

3 Дисциплина по выбору 3 Темы архитектурной истории (идеалы американской архитектуры)

Гад 2

6 Исследование и диссертация 3 Продвинутая проектная студия

3 Архитектура и урбанизм (семинар) 3 Темы архитектурной истории и теории (по выбору)

3 Профессиональная практика 3 Архитектура и урбанизм (семинар)

3 Дисциплина по выбору

Таблица 3

Учебный план магистерской архитектурной подготовки - 3 (5+1,5) (Университет штата Вашингтон в Спокане)

Зачетных единиц Наименование учебных курсов Зачетных единиц Наименование учебных курсов

Осенний семестр Весенний семестр

Годі

3 Проектная студия 3 История и теория

3 Территория и ландшафтный дизайн б Студия дипломного проектирования

3 Продвинутый курс тектоники 3 Этика и профессиональная практика

3 Методы и программы исследования

Летний семестр

4 Интернатура/Поездка/Независимое исследование

Год 2

3 Проблемы архитектуры

б Студия дипломного проектирования

3 Дисциплины по выбору

Ядром обучения во всех случаях провозглашается проектная студия и дисциплина «архитектурное проектирование». Исключений из этого правила автор не встречал. Общими для большинства программ являются, помимо проектирования, наличие курсов по строительным наукам (сюда относят и строительную физику, и технологии, и экономику, и конструкции), архитектурной истории и теории и профессиональной практике (включая профессиональный менеджмент, этику и строительную документацию). А различия определяются множеством факторов. Одни университеты склоняются к историко-культурной и теоретико-архитектурной подготовке, другие развивают социально-поведенческие исследования, третьи акцентируют инженерно-технический аспект, а четвертые - композиционно-художественный. Направления специализации определяются ресурсами школ и неповторимы. Скажем, в Массачусетском технологическом институте на выбор предлагаются: программа Ага Хана по исламской архитектуре; архитектура и урбанизм; строительные технологии, проектирование и компьютеризация; история, теория и критика в архитектуре и искусстве. А в Иллинойском технологическом институте магистры специализируются в проектировании высотных и большепролетных сооружений, в «экологически осмысленном» проектировании, в продвинутых информационных системах, в инновационных проектных методологиях, в разработке программ проектирования жилища, «устойчивых» новых городов и аэропортов, в критических и теоретических проблемах архитектуры.

В русле обозначенной выше тенденции повышения роли магистратуры Национальный совет по архитектурной аккредитации США (NAAB) еще в 1998 году принял решение более не аккредитовать вновь открываемые программы бакалавриата и обсуждает план не возобновлять аккредитацию существующих после 2010 года6. Кроме академических и профессиональных преимуществ, магистры после 6-7,5-летнего обучения лучше подготовлены к динамичной и сложной профессиональной практике. Отмечаются и конъюнктурные причины дрейфа в сторону магистров как массовой проектной степени: длительные сроки магистратуры выгоднее школам, так как этот уровень финансируется более щедро, чем бакалавриат. Но есть у него и противники, особенно - у последовательности «4+2». Они отмечают, что получать качественных магистров на базе четырехлетних бакалавров трудно, поскольку эти неаккредитуемые и потому гораздо хуже контролируемые по уровню подготовки степени требуют зачастую серьезной доводки в магистратуре.

Итак, не только в Европе, но и в США - хотя и по разным причинам - роль основной, профессиональной степени переходит к магистру7. Также повсеместно магистр начинает трактоваться как продвинутый,теоретически образованный, лег-

6 http://capd.ksu.edu/news-artjcle/410/bachelors-degrees-phasecl-out http://www.aia.org/aiarchited/thismonth/0801stories/0801s6aias.htm

7 8 Европе - из-за понижения статуса бакалавра, а в США - по причине повышения требований к лицензируемой степени.

34 4 2010

че адаптирующийся к изменяющимся социокультурным условиям, более фундаментально и более специально подготовленный, но - проектировщик. Сохраняющиеся за ним научная и педагогическая роли четче демаркированы с доктором философии в архитектуре («нашим» кандидатом), поскольку в обеих непроектных ипостасях магистра отчетливо просматривается его прикладная природа. Теорий американские магистры не изобретают. А проблемы разграничения сфер компетенции магистра со степенью, равной отечественному доктору архитектуры, там нет, как нет и подобных докторов.

Возможно из двух, сравнительно непривычных для российского проектного рынка фигур - бакалавра и магистра - именно ко второй следует присматриваться внимательнее как к более желательной перспективе. А архитектурному образованию стоит готовиться к вытекающим из этого обстоятельства последствиям. Не забудем также, что помимо рассмотренных программ в США существуют развитые сферы подготовки магистров по градостроительству, ландшафтной архитектуре, сохранению исторического наследия, проектированию городской среды и интерьеров. И только все вместе они обеспечивают здоровье и устойчивость американской архитектурной науке, образованию и профессии.

М.Arch. Degree Programs in the US Universities.

By ICV.Kiyanenko

Master degree programs in the US universities are presented and characterized as a result of the Fulbright sponsored research into American architectural education conducted by the author. Data are presented on the graduate architectural education, its present day status, its goals, the graduate degrees awarded, the bask variations of master programs their contents and prospects. As it is shown the vast majority of collegiate schools of architecture awards M. Arch, degrees. There are many other graduate non accredited degrees in architecture apart from Master of Architecture itself. Their list is open and widely diversified with both design and research oriented programs presented in it both are often ended up with «design theses». Graduate curricular of various duration are given, some of them are intended to be used by baccalaureate undergraduates from academicfields far from architecture. Conclusion is drawn that Master degrees in architecture have become a backbone not only for research and pedagogy but for design field as well.

Ключевые слова: ахитектурное образование, США, магистратура, учебные планы

Key words: architectural education, USA, Master degree programs, curricular

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.