УДК 008:001.8
АРХИТЕКТУРНАЯ ФОРМА В КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Надежда Владимировна КОЗОДАЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент, кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства, e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию влияния архитектурной формы на окружающее пространство и человека в нем, раскрываются понятия «форма», «стерезис», описываются основные концепции архитектурной формы.
Ключевые слова: культурно-антропологическое пространство; архитектурная форма; культура; гармония.
Культурно-антропологическое пространство - это естественная среда, созданная человеком для своей жизнедеятельности. Формируя пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь, культурно-антропологическое пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаковых форм, таких как архитектура, интерьер, костюм, но и через изменение образа жизни, конструирование его нового облика.
Основная цель исследования - определить и обосновать условия и средства влияния архитектурной формы на окружающее пространство и человека. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- определить природу и сущность влияния архитектурной формы на пространство и человека;
- выявить основные законы влияния формы на пространство и человека;
- проследить процесс изучения формы в истории, в науке;
- раскрыть и обосновать условия оптимальной архитектурной формы для человека.
Архитектура представляет собой совокупность зданий и сооружений. Эта искусственная среда, воздвигнутая человеческими руками, является непременным условием существования и развития общества.
Главная особенность архитектуры в том, что во времени она неизменна. Но подвижен человек, и, перемещаясь, он воспринимает архитектуру динамично. Меняя свое положение в архитектурной среде, глядя на памятник архитектуры с разных точек зрения, человек по-разному воспринимает его пластические формы. Архитектура динамична даже тогда, когда воспринимающий ее человек неподвижен. Меняется положение солнца, и изменяется светотеневая пластика архитектурных форм. Архитектура составляет необходимую часть существования человека -непосредственную среду обитания. Объекты архитектуры выражаются в объемно-пространственной форме. Архитектура воспринимается через зрительное восприятие субъекта, ее художественными характеристиками выступают свойства, воспринимаемые внешне, визуально. Для создания художественной образности формы используется прием усиления и выявления ее различными средствами достижения предельной выразительности через пропорции, размеры, тектонику, цвет, динамику. Средства создания объектов переходят в свойства формы и становятся ее качественными характеристиками. При этом под формой нужно понимать как материальную структуру - оболочку, так и само пространство - интерьерное или экстерьерное, организуемое этой оболочкой для необходимой функции. Именно пространство нужно человеку, в пространстве существует человек, в то время как воспринимается именно внешняя организующая это пространство форма.
Изучение свойств архитектурных объектов в истории народов на современном этапе развивает новый подход в развитии теории и практики культурологии.
В заимствовании исторически сложившихся форм и в придании им новых символических значений и состоит роль архитектуры как пространственно-символического посредника и действенного инструмента в диалоге различных исторических и регио-
нальных культур. Так как мы существуем в огромном количестве архитектурных форм, живем в них, просто необходимо определить степень их влияния на пространство и человека в нем, попытаться найти законы восприятия архитектурных форм и вывести «идеальные» архитектурные формы. Сделать это необходимо, переосмыслив весь исторический опыт зодчества и воссоздав для себя всю историю архитектурной мысли. Здесь следует обратить внимание на способы понимания и переживания реальности, ставшие за сотни лет основой профессиональной традиции и интуиции.
Архитектурная форма абстрактна, поэтому в ней яснее, нежели в других искусствах, проявляются такие законы построения формы, как симметрия, пропорциональность, гармония, равенство, повторы частей и т. д. Лишенные внутренних законов построения, эти абстрактные формы будут лишены и тех внешних ориентиров, которые так необходимы при их восприятии. Именно объективным системным характером внутренних законов построения архитектурной формы объясняется то, что архитектура вызывает сходные мысли у различных людей в различные временные периоды.
Принцип соответствия пропорций архитектуры и человека находит свое развитие на более тонком уровне отражения пространства человеком, в механизмах зрительного восприятия. С логарифмическими механизмами восприятия зрительной информации естественно связываются отношения «золотого сечения», сочетающего в себе как арифметическую, так и геометрическую прогрессии и обладающего универсальными логарифмическими особенностями.
Поиски ответов на вопросы об идеальных архитектурных формах уходят в глубокую древность. «Сорок веков смотрят на Вас с высоты этих пирамид» - это красивые слова генерала Бонапарта. Разговор о египетских пирамидах приводит нас к важнейшей проблеме архитектурной теории: проблеме соотношения конструкции и архитектурной формы. Только единство конструкции и наружной формы придает строению качество архитектурной истины. Диалектическое единство внутренней конструкции и внешней формы есть главное правило образования архитектурных форм.
На протяжении всей истории храмовые сооружения были спутниками человека во всех культурах. Об эффекте храма проведено огромное количество исследований. Простой пример - церковь Покрова Богородицы на Нерли 1165 г. Вот слова академика А.В. Щусева: «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщили бы им необходимую гармонию». Те же вопросы затрагивали в своих трудах французский зодчий Франсуа Блондель, французский архитектор и теоретик Виоле-ле-Дюк. Огромнейший труд по вопросам гармоничной архитектурной формы разработан Платоном. «Десять книг» Витрувия в архитектуре, как и «Начала» Евклида в математике - это энциклопедия античных знаний. Над этим вопросом работали Тирш, Цейзинг, Жолтовский, Борисовский, Гримм, Хэмбридж, Мессель, Шевелев, Вошинов, такие гении своего времени, как Леонардо да Винчи, Альберхт Дюрер, А. Эйнштейн, среди современных исследователей проблемы можно выделить А.Г. Раппапорта, А.Е. Емельянова, М. Гика, А. Мостепаненко, Г. Покровского, Г. Тамма-ра, В. Тростникова.
Необходимо отметить, что форма и содержание являются философскими категориями: содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма -способ существования и выражения содержания [1]. В произведениях искусства и архитектуры содержание и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.
Для каждой культуры и цивилизации характерны свои архитектурные формы.
Традиционность образа и облика не предполагает механического перенесения форм и их символической сущности от одного здания к другому, из одной эпохи в другую [2]. Каждая эпоха, каждое время создает свои образы благодаря изменениям прежних черт одного и того же содержания (утилитарного и идейно-социального), формированию новых элементов содержания, поворотам в идеологии общества, изменениям эстетических взглядов, появлению новых материалов и способов производства.
Каждая культура оставляет в истории свой след в виде архитектурных памятников, где-то простых и наивных, а где-то смелых и креативных. Но во всех них строго прослеживается закономерность: красоте зодчие придают особое значение, ибо без красоты, без искусства архитектуры вообще нет, остаются только серые безликие строения. Памятник архитектуры может стать непрочным и бесполезным, но он не может быть некрасивым, т. к. в таком случае он из памятника превращается в строение [3].
Морфология как учение о форме определенного типа реализует морфологический подход методическими средствами.
Форма может опознаваться по фигуре, за которой она проглядывается (по портрету). Фигура может сильно деформироваться (вплоть до смены формы геометрической фигуры), но оставаться узнаваемой [4]. Художник, как и морфолог, внося в облик одной формы фигуру другой геометрической формы, частично лишает облик портретируемого стерезиса. Художественный образ - форма фигуры, графическое начертание, распределение пятен краски, объема и масс - фигура формы. Поэтому рисунок морфолога полнее, чем фотография, воспроизводящая фигуру воплощения, передает форму, лишая изображение части стерезиса. Так, один стерезис может частично компенсировать другой.
Стерезис - не просто отсутствие чего-либо; это важная морфологическая черта явления, лишенного обычного для сходных явлений компонента. При сравнении одних только культовых сооружений различных культур можно проследить цепочку превращений от кромлеха (Стоунхендж) до базилик и соборов с их сложнейшими решениями в плане, по массе и по форме [5, 6].
Совершенная форма, сопротивляясь сте-резису, может актуализироваться в большом числе различных фигур. Она устойчива к деформации фигур. Художник отыскивает облики таких форм. Даже грубые нарушения таких форм не лишают их совершенства (Венера Милосская) [7].
В морфологическом подходе разная способность форм сопротивляться стерезису воспринимается как разная степень полиморфизма ее воплощений.
Под морфологическим описанием архитектурной формы понимается описание, ко-
торое фиксирует конфигурацию и параметры архитектурных объектов и их деталей (рисунки и чертежи, фиксирующие конфигурации, планы, разрезы, размеры и пропорции) [8].
Выделяют следующие морфологические концепции:
- непосредственное знание о морфологии архитектурной формы есть некий образец, модель, вещь - данная как для созерцания, так и для копирования. Это может быть чертеж или фотография. Морфология архитектурной формы определяет норму ее строения, может быть, словесного или числового характера;
- морфология выступает функцией внешнего по отношению к ней аргумента. Здесь можно выделить алгоритм или мотивированный вариант морфологического описания. Это может быть иная параметрическая характеристика формы, символическое или функциональное свойства;
- рефлексивное знание о морфологии опирается на обобщенные представления, типологию и известные классификации. Примером может служить конфигурация формы на основе предварительных геометрических построений [8].
Понятие архитектурной формы включает архитектуру в контекст и систему культуры. При сопоставлении проектов и сооружений с ценностями разного рода складывается система «концепций» архитектурной формы:
- непосредственное переживание архитектурных форм - это переживание архитектуры, пространства и среды в живописи, рисунке, фотографии, кинематографе, литературе, театральных постановках, когда передаются непосредственно архитектурные впечатления;
- мотивированные описания переживаний архитектурных форм, которые чаще всего опираются на естественность жеста человека;
- рассмотрение феноменологических характеристик в архитектурных сооружениях можно рассматривать не только как опознание их в данных сооружениях, но и как уяснение априорных свойств формы, т. к. учение о феноменах не может быть эмпирическим, ибо в таком случае эмпирически устанавливались бы основы самого опытного знания [8].
Сложились следующие символические концепции архитектурной формы:
- метафора - непосредственное символическое значение формы. Всякое значение формы, будучи воспринимаемым, становится символическим, в т. ч. функция и конструкция. Функция, выраженная в материале, становится одним из символических значений формы. Простейшие символические значения строятся на основе изобразительных ассоциаций. С этой линией связана традиция Ренессанса и позднейших «ривайвализмов» XX в. Морфологическая основа этих заимствований обычно поставляется археологией, а символический смысл - историей;
- мотивировка архитектурной символики;
- функционалистская концепция «Форма следует функции»;
- рефлексивная концепция. Художественные и архитектурные формы выступают как символы культурных организмов даже тогда, когда одна культура использует формы другой, их символическое значение полностью меняется [8].
Абстрактная символика «вечных форм» достаточно распространена и в современной архитектуре. Подтверждением правильности формы служат лаконизм и симметричность построения [9].
Исходной фигурой для построения классических произведений архитектуры со сложными гармоническими рядами часто выступал прямоугольник, составленный из двух квадратов, прямоугольный треугольник со сторонами 3; 4; 5. Правильные фигуры облегчали разбивку плана здания в натуре, и все другие измерения делались производными от базовых фигур и отношений.
Интересно отметить, что симметрия неживой природы строится на основе ортогональных (четырехугольных) решеток, а симметрия живых структур - на пятиугольной сетке, связанной с делением круга. Отношение стороны пятиугольника к радиусу окружности описывается иррациональным числом. Жизнь как бы стремится избежать «окаменелости» и регулярности квадрата [9].
Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы. Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы [10].
Архитектура постоянно импортирует образ гармонии из других областей - из математики, живописи, скульптуры, археологии, абстрактного искусства. Каждая из названных областей духовной деятельности являлась в момент импорта господствующей формой познания мира [11].
Математическая характеристика физиологического механизма (органов чувств) является подосновой гармонизации формы [12]. Однако восприятие гармонии произведения искусства отнюдь не ограничено физиологическим процессом, оно сопричастно творчеству.
1. Философский словарь. иКЬ: Шр://шіге1оуагеі. сот/соп1еп1_А1/80ВЕК2НА№Е-1-РОКМА-5604.html. Загл. с экрана.
2. Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Культурное наследие: архив 1998-1999 гг. иКЬ: www.zaimka.ru/cu1ture/maynich8.shtm1. Загл. с экрана.
3. Игумнова Е. Между нормой и формой. иКЬ: http://www.stengazeta.net/artic1e.for.printing.ht m1?id=3718. Загл. с экрана.
4. Кренке Н.И. Феногенетическая изменчивость. М., 1933-1934.
5. Культурология для технических вузов. Ростов н/Д, 2001.
6. История средневековой культуры. Дороман-ское искусство. иКЬ: http://www.countries.ru/ 1ibrary/midd1e_ages/srvartdorom.htm. Загл. с экрана.
7. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
8. Раппапорт А.Г. К пониманию архитектурной формы: автореф. дис. ... д-ра иск. М., 2000.
9. GardenWeb [http://gardenweb.ru/simvo1ika-йту] / Символика формы. иКЬ: http://www. rs1.ru. Загл. с экрана.
10. Лебедев Ю. Архитектурная бионика. М., 1990.
11. Ревзин Г. О гармонии в архитектуре XXIV-ММУШ. иКЬ: http://www.projectc1assica.ru/ v_o/24_2008/24_2008_o_01.htm. Загл. с экрана.
12. Афанасьев К.Н. Об архитектуре и математике, о соразмерности и пропорции // Опыт пропорционального анализа. М., 1998. иКЬ: http://www.archi.ru/fi1es/pub1ications/virtua1/afa nasZ1.htm. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 23.04.2012 г.
UDC 008:001.8
ARCHITECTURAL FORM IN CULTURAL-ANTHROPOLOGICAL SPACE
Nadezhda Vladimirovna KOZODAYEVA, The Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of Design and Decorative Arts Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the research of influence of the architectural form on environmental space and person in it, concept “form”, “sterezis” is uncovered, the main concepts of the architectural form are described.
Key words: cultural-anthropological space; architectural form; culture; harmony.