ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. CЕРИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»
УДК 72.036
АРХИТЕКТУРА - ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА Бабаджанова Анна Ильясовна
студент
Бурцева Елизавета Николаевна
студент
Сибирский федеральный университет, Красноярск
Аннотация. Сравнение архитектурных средств с музыкальными приемами.
Ключевые слова: архитектура, музыка, ритм, звук, здание.
ARCHITECTURE IS FROZEN MUSIC Babadzhanova Anna Ilyasovna
student
Burtceva Elizaveta Nikolaevna
student
Siberian Federal University, Krasnoyarsk
Abstract. Comparison of architectural means with musical receptions. Key words: architecture, music, rhythm, sound, building.
«Архитектура и музыка - сестры, и та, и другая создают пропорции во времени и пространстве, обеим присуще материальное и духовное начала: в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре - музыку» - с этим известным высказыванием французского архитектора Ле Корбюзье невозможно не согласиться. Ведь архитектура и музыка создают схожие выразительные средства - они существуют одновременно в пространстве и во времени, - только их достижение происходит различными способами: в одном случае используется звук, в другом - осязаемая масса. Допустим, ритм, который присутствует во всем, в зодчестве проявляется в повторяемости окон, колонн, барельефов и балконов, а в музыке, чередуя длительности нот и пауз, создается музыкальное произведение. Фасады зданий состоят из множества упорядоченных элементов в пространстве, которые находятся на поверхности, это то, что первым видит человек, если бросит взгляд на сооружение, а музыкальные шедевры рождаются из закономерных звуков и это первое, что воспринимается ухом в самом начале прослушивания.
Архитектура - это красота организованности. Если говорить о формальном аспекте, то это есть внешний и элементарный уровень сопоставлений. Архитектура - это не набор кубиков, а музыка не сводится к пьесам для ударных инструментов, в архитектуре присутствует рисунок, многообразие контуров, пластика, светотень, а в музыке есть великое множество мелодий, нюансов, полифоний, динамик и фактур.
Архитектурную и музыкальную гармонии можно увидеть невооруженным взглядом. Такая же мысль прослеживается у Иоганна Вольфганга Гёте в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура - это застывшая музыка».
Один из самых ярких примеров - строение музыкального дома «Piano House» в провинции Аньхой (Китай). Его конструкция представлена в виде изящной экстравагантной композиции из двух застеклённых зданий, по форме копирующих фортепиано и скрипки гигантских разме-
ров (см. рис. 1). Внутри прозрачной скрипки функционирует эскалатор, а фортепиано из тонированного стекла вмещает выставочные залы. Ночью роскошное здание высвечивается неоном, привлекая внимание туристов. Данное сооружение является воплощением студенческого проекта. На данном примере видно, что студенты поняли крылатую фразу буквально.
«
Рис. 1. Piano House в Хуайнан (Аньхой, Китай)
Рис. 2. Магазин музыкальных инструментов Grand Guitar в Бристоле (штат Теннесси, США)
Еще одним буквальным восприятием является магазин Grand Guitar, находящийся в Бристоле и считается «Единственным в мире магазином музыки и сувениров, сделанным в форме гитары» (см. рис. 2).
3
Расположенный в районе славящимся своей музыкой в стиле кантри и блюграсс 21-метровый магазин в форме гитары также функционирует как музей, где люди могут просматривать видеозаписи на экране и полюбоваться на памятные вещи популярных исполнителей. Само здание было построено в 1983 году и в нём насчитывается 3 этажа. Отверстия для звука в гитаре также служат его окнами.
После победы азербайджанских исполнителей на музыкальном конкурсе «Евровидение 2011» строится центр культуры Гейдара Алиева, возведённый в форме волны, устремившейся ввысь и плавно снизошедшей до земли. Его очертания можно сравнить с музыкальными терминами «крещендо» (постепенное усиление звучания) и «диминуэндо» (постепенное ослабление): оболочка здания, словно крещендо, взмыва-ется в небо, и, подобно диминуэндо, плавно уходит вниз (см. рис. 3).
Рис. 3. Культурный центр Гейдара Алиева в Баку (Азербайджан)
В 2016 году бывшая промзона датского города преобразилась, и во многом - благодаря бросающейся в глаза, кричащей, нетрадиционной архитектуре яркого тетрисоподобного здания-музея под названием Кадпагок (см. рис. 4). Оболочка призвана отображать содержание: грубый, мощный, провокационный рок-н-ролл, каким мы увидели его в свое время благодаря Дэвиду Боуи, Джимми Хендриксу и Мику Джаггеру.
4
Именно эти рок-иконы вдохновляли архитекторов бюро СОВЕ. Посетителей всячески мотивируют быть не только наблюдателями, но и участниками креативного процесса - этому способствуют библиотека, студия звукозаписи, пространства для мастер-классов и открытая музыкальная площадка для выступлений. На данном примере можно проследить как проектировщики преобразовали характерные звуки рок-музыки в архитектуру.
Рис. 4. Музей молодежной культуры Радпагок в Роскилле (Дания)
Музыкант упорядочивает звуки во времени, а архитектор согласует различные формы друг с другом и окружающим миром в пространстве. Такие эмоции как грусть, или веселье, возвышенность или загадочность, которые приносит нам музыка, можно испытать и любуясь на архитектурные шедевры.
Сравнения этих двух видов искусств не нуждается в строгом научном анализе. Оно стало итогом интуитивного восприятия связи между
и и I и и | ■
гармонией архитектурной формы и музыкальной гармонией. И выражение «архитектура - застывшая музыка» стало крылатым, потому что эту связь ощущают все.
Список использованных источников
1. Застывшая музыка: знаменитые здания музыкальных школ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.berlogos.ru/article/ zastyvshaya-muzyka-znamenitye-zdaniya-muzykalnyh-shkol
2. 5 самых интересных музеев рок-музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rockcult.ru/rock-museums
3. Здания, которые по форме напоминают продукцию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bugaga.ru/pictures/geo/114674 1233-10-pгikolпyh-zdaпiy.html#sel=