УДК 725
Шинкаренко Д.А.
магистрант 2 курса СКФУ, г. Ставрополь, РФ
АРХИТЕКТУРА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ В МЕГАПОЛИСАХ
Аннотация
В настоящее время основные проблемы развития архитектуры высотных зданий в мегаполисах сосредоточены отнюдь не в технической и имиджевой сфере, а в внешнем виде здания и сооружения.
Одной из таких проблем является исчезновение народной архитектуры многих стран, уступая в основном модернизму и другим стилям архитектуры. Решение данной проблемы, это проанализировать многовековые национальные архитектурные традиции стран и использовать их с целью придания высотным объектам регионального своеобразия, художественной специфики и привлекательности.
Ключевые слова
Модернизм, постмодернизм, народная архитектура, архитектура, здание и сооружение.
Shinkarenko D. A.
2 st-year master's student of NCFU, Stavropol, Russia
ARCHITECTURE OF HIGH-RISE BUILDINGS IN MEGACITIES
Annotation
Currently, the main problems of the development of architecture of high-rise buildings in megacities are concentrated not in the technical and image sphere, but in the appearance of buildings and structures. One of such problems is the disappearance of folk architecture in many countries, yielding mainly to modernism and other styles of architecture. The solution to this problem is to analyze the centuries-old national architectural traditions of the countries and use them in order to give high-rise objects regional originality, artistic specificity and attractiveness.
Keywords
Modernism, postmodernism, folk architecture, architecture, building and structure.
Большинство построенных, строящиеся и проектируемых зданий имеют современную архитектуру, одним из этих стилей называется «Модернизм».
Модернизм означает создание чего-то нового, не имеющего связь с предшествующим историческим опытом. Сущность модернизма заложена в самом его наименовании, то есть, использование новизны как в конструктивных и планировочных идеях, так и внешней формы, которая должна олицетворять всю новизну используемых материалов и технологий.
Со временем возник «Постмодернизм» на основе модернизма, который отрицает все прошлое. Архитектура постмодерна тесно связана с историей, тем самым вызывая у людей чувства ностальгии о прошлом и забытом. Для сторонников данного стиля, важно то, чтобы здание или сооружение вписывались в ландшафт и имели общий стиль с городом. Таким образом, постмодернисты выбирают цвет здания, который преобладает в данном ландшафте, а также архитектурный стиль, имеющий традиционный корень данной местности.
Главной задачей постмодернистов является объединение элементов современной и народной архитектуры. В целом архитекторы постмодерна двигаются в направлении гармонии между повседневной жизнью с ее многочисленными стереотипами и быстро меняющимися искусством, а также технологиями и модой.
Народная архитектура - это архитектура, которая представляет собой большинство зданий и
сооружений, созданных доиндустриальных обществах, включающая широкий диапазон функциональных зданий и традиционных методов строительства.
Образ жизни людей влияет на форму здания, то как они используют его в качестве укрытия, готовки еды и взаимодействия друг с другом. Отсюда влияние идет и на размер, и форму комнаты.
Культура также оказывает огромное влияние на внешний вид здания или сооружения, потому что многие народы свои дома украшают в соответствии с праздником.
Все выше перечисленные факторы, влияющие на здания и сооружения, формируют народную архитектуру. Этот процесс многовековой, который длится уже несколько тысяч лет, продолжая свою эволюцию.
Со временем, строительство эволюционировало, люди начали строить все выше здания, менялась архитектура, и таким образом появились высотные здания.
Высотные здания проектируют преимущественно в виде башни, при этом соблюдают требования по ограничению инсоляции окружающей застройки. В первую очередь нужно учитывать ветровые воздействия, которые могут вызвать резонансное вихревое колебания. Поэтому, проектируемое здание имеет допустимое отношение высоты к его наименьшему поперечному размеру в плане.
Рассмотрим здание, построенное в третьем веке до нашей эры в Древнем городе Ольвия (рис. 1). Дома данного города имеют достаточную сохранность для исследований и выявлений четких представлений о былом строительстве, а также планировка помещений и размещений зданий. Такого типа дома имели открытый и квадрантный двор, по периметру которого располагались колонны круглого сечения, диаметр не менее 0,5 метра и длина 3,5 метра.
Элемент здания, который будет преобразован в современную архитектуру, расположен в центральной части дома, а именно парадная. Высота парадной небольшая, примерно десять метров, но специально для высотного здания необходимо изменить высоту. Проектируемое сооружение будет, предположительно, двести метров (рис. 2). Колонны, капители, архитрав, карниз и фронтон будут сохранены, чтобы не потерять внешний вид здания и саму конструкцию.
Рисунок 1 - Перистильный дворик дома г. Ольвия Рисунок 2 - Проектное решение
Источник: разработано автором Источник: разработано автором
Чтобы придать зданиям и сооружениям, стран ближнего востока, современную архитектуру, нужно привести пример и проанализировать. Это великая мечеть Аль-Фатех (рис. 3).
Данная мечеть имеет культовое место в городе Бахрейн. Привлекаемая часть мечети является купол, сделанный из стеклопластика, масса которого более шестидесяти тонн, так же купол имеет призвание, как крупнейшая крыша из такого материала. Стены расписаны каллиграфией, мраморные полы, материал которых привезенный из Италии. Библиотека Аль-Фатеха насчитывает около семи тысяч
книг, большинство из них имеет возраст более ста лет.
Рисунок 3 - Великая мечеть Аль-Фатех Источник: разработано автором
Рисунок 4 - Проектируемое здание Источник: разработано автором
Элементы, к котором будет применим принцип, как и с греческой архитектурой, расположены в левой части сооружения, это небольшая башня с входом и второстепенный фасад главной части мечети.
Во-первых, из фасада будут взяты практически все архитектурные решения и самое главное, это контур здания. Он будет являться основанием для будущего многоэтажного здания. Принимаемые материалы для строительства будут позаимствованы с выше представленного проекта греческой архитектуры, это железобетон и витражное отселение. В проекте первый этаж будет выглядеть следующим образом:
1. Практически все элемента фасада будет состоять из бетона;
2. Поверхность бетонных элементов, соответственно, будут гладкими;
3. Присутствуют порталы из бетона;
4. Отверстия для витражного остекления;
5. Выступающие элементы из фасада, так называемые башни;
Во-вторых, другая основная часть здания, это башня. Элементы башни не исчезнут, они будут применимы в новом стиле и способствуют отличному виду. Витражное остекление, это материал, который будет использоваться на этом этапе. Также останутся порталы, которые будут использованы для конструкции. На крыше здания будет располагаться большой купол с небольшим шпилем (рис. 4).
Таким образом, использование многовековых национальных архитектурных традиций, формирует неповторимый, выразительный и уникальный силуэт, каждого известного высотного мегаполиса. Стимулирует активного и независимого развития профессионального слоя, служащего, как питательной базы для возникновения и реализации шедевров современной архитектуры.
Изучены проекты и сформирована архитектурна современного высотного здания. В работе рассмотрены особенности архитектуры некоторых высотных сооружений и при этом не рассматриваются особенности формирования интерьерных пространств высотных объектов. Список использованной литературы:
1. Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М.В. Адамчик. Минск, «Харвест», 2004 г.
2. Всеобщая история архитектуры. Гл. ред. Баранов Н.В. В 12 томах. Москва, «Стройиздат», 1970 г.
3. Джелал Эссад, Константинополь. 1919, под редакцией С. Сабашников, М. Сабашников.
© Шинкаренко Д.А., 2022