Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА «ВТОРОЙ ПРИРОДЫ»'

АРХИТЕКТУРА «ВТОРОЙ ПРИРОДЫ» Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА ОБИТАНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОСИСТЕМА / ДИГИТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ткачев В.Н., Сарвут Т.О.

В статье рассматривается архитектура как продукт сознательной деятельности человека, охватывающий закономерности внутреннего свойства, углубляющиеся от усложнения ортодоксальных функциональных агрегатов к социальным системам трансцендентального свойства, направленным на создание психологически и эмоционально окрашенной атмосферы эстетических переживаний. Современная средовая организация исследуется методами теоретико-мыслительного анализа и формообразования дигитальной среды. Актуальные формы научно-технического прогресса представляют собой гибрид человеческого и машинного мышления. Оценивая его последствия, можно наблюдать разрушительный характер архитектуры зданий и городов, проектируемых в отрыве от природы человека. Оцениваются возможности осуществления и формы переноса результатов своей интеллектуальной эволюции на техно-электронные креатуры, техноэтры, способные продолжить независимо от возможностей органики совершенствование цивилизации в поддержании процесса. Среда обитания рассматривается как блок паттернов, действующих в разных масштабах цивилизации. При сохранении условий обеспечивают глобальную непрерывность существования человечества. Пространственные локации паттернов определяются уровнем фрактализации среды. Активизация информационного паттерна, рождающего дигитальную среду, может иметь непредсказуемые последствия как для жилой ячейки, так и региона. Выпадение одного из них недопустимо и грозит распадом цивилизации. А до и для этого предстоит преодолеть свои органолептические несовершенства и успеть приобрести новые качества, выйти из экологического тупика, возместить ущерб, нанесенный планете, созидательными средствами масштабной планетарной архитектуры, формирующей новый мир, устойчивый к космическим случайностям. Сделана попытка представления мира без красочных фантазий, основанный на научных гипотезах и отображенный в предметности архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE OF THE “SECOND NATURE”

The article considers architecture as a product of human conscious activity, covering patterns of internal properties, deepening from the complication of orthodox functional units to social systems of a transcendental nature, aimed at creating a psychologically and emotionally colored atmosphere of aesthetic experiences. The modern environmental organization is studied by the methods of theoretical and mental analysis and shaping of the digital environment. Current forms of scientific and technological progress are a hybrid of human and machine thinking. Assessing its consequences, one can observe the destructive nature of the architecture of buildings and cities designed in isolation from human nature.The possibilities of implementation and forms of transferring the results of their intellectual evolution to techno-electronic creatures, technoetres, capable of continuing, regardless of the possibilities of organics, the improvement of civilization in supporting the process are assessed. Habitat is seen as a block of patterns operating at different scales of civilization. While maintaining the conditions, they ensure the global continuity of the existence of mankind. Spatial locations of patterns are determined by the level of fractalization of the environment. The activation of the information pattern that gives rise to the digital environment can have unpredictable consequences for both the residential cell and the region.The loss of one of them is unacceptable and threatens the collapse of civilization. And before that, you have to overcome your organoleptic imperfections and have time to acquire new qualities, get out of the ecological impasse, repair the damage caused to the planet by creative means of large-scale planetary architecture that forms a new world that is resistant to cosmic accidents. An attempt was made to represent the world without colorful fantasies, based on scientific hypotheses and reflected in the objectivity of architecture.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА «ВТОРОЙ ПРИРОДЫ»»

Архитектура «второй природы»

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Ткачев Валентин Никитович,

доктор архитектуры, профессор, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), valentintn@mail.ru

Сарвут Татьяна Олеговна,

старший преподаватель, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), astragal67@mail.ru

В статье рассматривается архитектура как продукт сознательной деятельности человека, охватывающий закономерности внутреннего свойства, углубляющиеся от усложнения ортодоксальных функциональных агрегатов к социальным системам трансцендентального свойства, направленным на создание психологически и эмоционально окрашенной атмосферы эстетических переживаний. Современная средовая организация исследуется методами теоретико-мыслительного анализа и формообразования дигитальной среды. Актуальные формы научно-технического прогресса представляют собой гибрид человеческого и машинного мышления. Оценивая его последствия, можно наблюдать разрушительный характер архитектуры зданий и городов, проектируемых в отрыве от природы человека. Оцениваются возможности осуществления и формы переноса результатов своей интеллектуальной эволюции на техно-электронные креатуры, техноэтры, способные продолжить независимо от возможностей органики совершенствование цивилизации в поддержании процесса. Среда обитания рассматривается как блок паттернов, действующих в разных масштабах цивилизации. При сохранении условий обеспечивают глобальную непрерывность существования человечества. Пространственные локации паттернов определяются уровнем фрактализации среды. Активизация информационного паттерна, рождающего дигитальную среду, может иметь непредсказуемые последствия как для жилой ячейки, так и региона. Выпадение одного из них недопустимо и грозит распадом цивилизации. А до и для этого предстоит преодолеть свои органолептические несовершенства и успеть приобрести новые качества, выйти из экологического тупика, возместить ущерб, нанесенный планете, созидательными средствами масштабной планетарной архитектуры, формирующей новый мир, устойчивый к космическим случайностям. Сделана попытка представления мира без красочных фантазий, основанный на научных гипотезах и отображенный в предметности архитектуры.

Ключевые слова: среда обитания; устойчивость, экосистема, дигитальная архитектура.

Введение

Современный этап развития цивилизации ознаменован осознанием ее критического воздействия на потенциал окружающего мира. Отчуждение искусственной среды обитания от естественной природы совсем не означает отказа от пользования дарами последней, сначала в натуральном виде, затем преобразованной [1] и искаженной до порога уничтожения. Эта опасность вызвала к жизни теорию устойчивости с ее формализацией качества применяемых материалов, конструкций, технологий и энергосбережения. Разрабатываются предложения о минимизации воздействий стихийных и экологических бедствий [2]. Но про архитектуру ли это? Какие усилия нужны для преобразования техносреды в дружественную не только людям, но и природе - их источнику жизни? Ответы на этот вопрос частично можно найти в расширении влияния политических и социальных институтов [3]. Э. Геккель вербализовал отношения общества и окружающей среды в термине "экология", давшего начало многочисленным отраслям природоохранной идеологии, но до сих пор не реализованного в действиях реконституции природно-экологического иммунитета. Идея платы за отторгнутые от природы ресурсы приходит только тогда, когда пользователю выгодно возмещение изъятого. Возможно найти средства устойчивости ландшафтов, предоставляющих экосистемные услуги, когда искусственный и природный капитал дополняют друг друга.

Исследователи процессов расширения общественного производства, эксплуатирующего природные ресурсы, солидарны в оценке необратимости процесса опустошения запасов планеты и ее превращения в разрытую каменную пустыню, заваленную мусором. С точки зрения условного постороннего ценителя человечество, достигшее высокого уровня интеллекта и технического развития, неминуемо накапливало качества, которые в конечном итоге могут привести его к гибели [4].

Исследователи закономерностей сроков существования организованных систем пришли к выводу о цикличности их жизни в этапах рождения, процветания, гибели [5; 6]. Только развитие устойчивых систем управления рисками имеет позитивные перспективы. [7]. В истории закрепились этапы размежевания, визуально и материально отраженные в архитектурных феноменах. На начальных этапах цивилизации среда обитания формировалась освоением логики естественной гравитационной тектоники, заложенной в различные природные материалы, представлявшие конструктивный интерес. Но архитектура как созидательная деятельность — это превышение освоения утилитарных возможностей материала. Пафос победы над мегалитической кладкой постепенно замещался поиском более тонкой и емкой выразительности сооружения другого характера эмоционального воздействия: изяществом, новизной компоновки, применением декора, вводом цвета ... Эта фаза эстетического осмысления форм строения, близких природе — мимесис — заложила основы образности архитектуры, создания гармонии форм и функции, убедительности художественного осмысления работы. Накопление опыта предъявления "лица" сооружения, его ху-

дожественного облика становится главным в архитектуре, залогом длительности существования эталонного приема как признанного архетипа.

"Деловая" история архитектуры складывалась циклами тектонических находок; художественное решение усиливало эмоциональное воздействие, причем художественный эффект мог достигаться подсознательно — ритмичностью, единством пространственных решений. До тех пор, пока привлекательность образа не тускнела, и он не становился самодостаточным и утомляющим, исчерпанным в своих средствах эстетического воздей-ствия.Тогда возникало новое архитектурное направление и процесс повторялся.

Ортодоксальный мимесис в натуралистичной или абстрагированной форме постоянно оставался источником архитектурной образности, координированной с визуальным материалом существующей среды, черпая в ней серьезные или манерные импульсы архитектурного замысла. Такими источниками долгое время оставались растительные формы, брутальность или изящество каменной кладки, неортогональные формы строительных элементов. Венцом художественной интерпретации живой природы стала готика, апеллированная к растительным формам.

Промышленное производство, непроизвольно предоставило архитектуре новые импульсы формообразования — металлоконструкции мостов, заводов, двигателей, технических сооружений. Знаком эпохи металла в архитектуре стала Эйфелева башня, появление которой вызвало бурю возмущения художественной интеллигенции. В начале XIX века архитектор К.Н. Леду проектирует промышленный комплекс солеварни, намеренно подчеркивая индустриальную брутальность новой эстетики.

Новая парадигма общественного мировоззрения начала XX века после катарсиса Первой мировой войны вызвала к жизни концепцию "Стеклянной цепи" Б. Таута, поддержанную манифестами новой архитектуры и талантливыми архитекторами-трибунами Ле Корбюзье, В. Гропиусом, Л. Мис ван дер Роэ ...

Прокатилась волна конкурсов на промышленные сооружения, дворцы труда, жилища для рабочих. Когда ресурс внешних источников образности был исчерпан, архитектура обратилась к собственным, имманентным ремеслу стимулам художественного осмысления архитектурного объекта уже как целостного объема, оперируя скульптурными приемами. Крупные масштабы сооружений индустриальной технологии освобождали архитектора от деталировки фасадов, привычной для "ручной" работы прошлого. Объемы зданий стали "лепить", покушаясь на законы тектоники, создававшиеся столетиями.

Здесь-то и пригодилась обновленческая теория Ж. Деррида, трактующая разрушительность как необходимый этап эволюции, предшествующий рождению новой парадигмы бытия, смены устаревших форм во всем. Понятие генерального архитектурного кода, привычно заложенного в основу целостной образности объекта, уступает идее деконструкции, смысл которой — разъять целое для выявления взаимодействия его элементов [8]. Эта идея подвергается острой критике как признак декаданса.

Фактор трансцендентальности в формировании архитектурного образа привлек многих архитекторов Запада свежестью трактовки материальных форм. Вопрос о том, нужна ли человечеству такая потусторонность в обновлении "второй природы", задают деконструктивистам. Идею разъятия как разрушительную не только в архитектуре

оспаривают представители культуры, видящие в декон-структивизме иллюстрацию попыток суицида человеческой расы [9]. И еще одно характерное свойство современной архитектуры: перевод системы эмоционального воздействия с продуманной композиции и деталировки на независимую рекламу, наложенную на фасады и экспериментирующую с различными приемами воздействия на визуальные и слуховые рецепторы людей.

Методы

Охватить всю сложность и неоднозначность современной архитектуры в контексте устойчивости удалось, привлекая методы теоретико-мыслительного анализа. Пространственная взаимосвязь между манифестной архитектурой и возможностью сохранения и реабилитации среды обитания выявляет нечто позитивное среди детерминированного хаоса. Эффект более глубокого проникновения в суть природных явлений представлен исследованиями бионики, экспериментально извлекающими из природных материалов свойства, превышающими природные, а также теориями хаоса, фракталов, небесной механики.

Как объект научного исследования "вторая природа", техномир, рассматривается в широком диапазоне циви-лизационных явлений. Но все они проходят в архитектурной среде и поэтому являются ее неотъемлемой частью. «Метод архитектора» сегодня - это проектирование среды обитания на разных циклах ее существования: дигитальная архитектура базируется на цифровом моделировании и формируется в разных масштабах. Спектр рассмотрения: от ландшафтных преобразований до явлений, где этим термином обобщается сфера культурологических исследований, в том числе этика контактов общества и природы.Методика ассоциативных цепей отслеживается на исторической развертке базового качества архитектуры — комфорта и требований жизнеобеспечения и их реализация в архитектурной системе каждой эпохи.

Красота архитектуры в прежнем понимании как результат композиционной работы над обликом здания или ансамбля приобретает черты простой целесообразности. Современная архитектурная теория по глубине вскрываемых проблем становится источником наиболее общих методологических инструментов структурного анализа [10]. Структурные аспекты архитектуры прочитываются в упомянутых теориях фракталов, хаоса, проблем творческого синтеза человека и компьютера, социально-этических мотивов морфогенеза и т.п. [11].

Результаты

"Вторая природа", осознанная и отделенная от живой природы, действительно, существовала как знак победы технической цивилизации над безгласной природой. Порядок вносит дигитальная среда проектирования: она позволяет построить модели, лежащие в основе современной типологии. Современная цивилизация вместе с прогрессивными достижениями накопила и много негативных качеств, сопровождающих полезные. Идеология владения родовым замком, династийным гнездом, сменилась тенденцией временного обитания, повлиявшего на мобильность многих бытовых функций и обновляемость пространства. Отрицательные явления можно расценивать как предшествующие позитивным изменениям. А хаос- как сигнал начала формирования новой парадигмы мировоззрения, проявляемый в

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

деконструктивизме, эстетических диверсиях в искусстве, пространственной перекройке жилья, производства, рекреации, совершенствовании технологии строительства и строительных материалов.

Архитектура утратила признаки монументальности, в ней появляются признаки бутафорности. Очаговая концентрация обслуживающих систем вместе с необходимостью дистанцирования способствует взаимному изоляционизму, под которым прячется серьезная проблема безработицы или прекариатизации.

Неизвестно, к каким социальным последствиям может привести сокращение людских контактов, особенно для молодого поколения. Сокращение числа производств и промышленных территорий, с другой стороны, способствует очищению атмосферы и водоемов. Изоляционизм провоцирует сегрегацию населения города по разным показателям (уровню достатка, национальной идентичности.), что отражается в структуре городов возникновением закрытых автономных кварталов-анклавов, не отвечающих нормальному городскому климату контактов населения. Разлад системы снабжения, которая регулировалась в свое время муниципалитетом, сопровождается и нарушением сферы метаболизма, связанной с эвакуацией отходов, включая тару и красивые упаковки. Картины апокалипсиса неизменно изображаются с антуражем из свалок мусора.Обезлюдевшие улицы, подавленные супермногоэтажными домами и, напротив, проспекты с оживленным движением, яркой, раздражающей рекламой медиа-фасадов [12], равным образом вытесняют горожанина в личное место обитания и делают его равнодушным к внешней архитектуре зданий, да и к городу как организованному ансамблю.

Это и понятно: зачем архитектору заниматься композиционной разработкой художественного образа небоскреба, верхние этажи которого можно увидеть только на расстоянии в километр. А на нижних этажах, доступных наблюдению, ценится удобство форм, стерильность металлоконструкций, композитов и стекла. Горожанин любит свой город не за просторную главную площадь с собором, парком с вековыми деревьями, а его потребительские качества, физиологический комфорт, информативность и безопасность. Фасады домов как лица города утратили сакральную неприкосновенность и стали вешалками для рекламы.

Театрализация архитектуры, ее превращение в гигантские скульптурные объемы, лишь номинально соответствующие функциональному содержанию, а просто возведенные как "знак места", становятся признаком современного архитектурного творчества, о котором трудно сказать определенно: это прогресс или глубокий упадок, свидетельствующий об общей деградации искусства, исчерпанности традиционных визуальных ресурсов мира. Если живая природа в процессе эволюции сбалансировала все формы биоты в естественных пропорциях геобиоценоза, то искусственно создаваемая среда формировалась человеком наощупь и поддерживалась исключительно в потребительских интересах, пока не была хотя бы декларативно осознана необходимость поддержания гомеостазиса планеты [13].

За это время была создана система жизнеобеспечения, основу которой составлял блок паттернов, охватывающий формирование ассоциативно связанных служб, поддерживающих полноценный жизненный комфорт. В этот блок вошли:

1. Здания и сооружения - как ресурсы функционального и пространственного развития внутренней среды за

счет повышения мобильности архитектурно освоенного пространства — его перекомпоновки, увеличения, перемещения места обитания. В этом аспекте архитектура представляет агрегат, объединяющий единицы обитания и коммуникационные сети. Города, вмещающие здания и сооружения, - объекты обеспечения физиологических условий обитания и изоляции от внешней среды. Исторически — это объекты архитектуры, испытывавшей зональные модели пространственной организации среды в ее конструктивном и эстетическом исполнении. Сегодня люди в городах уходят с улиц в замкнутые пространства, нередко превращая и сами улицы в пассажи или общественные зоны. Пространственное освоение литосферы - наземное, подземное, надземное. Сегодня надземный "нулевой" уровня обитания акцентируется переносом с уровня земли на верхние ярусы части транспортных коммуникаций и зон общения.

2. Коммуникации, эквивалентные по функциям возможностям перемещения движущейся биоте и растениям с вегетативными системами перемещения. Дистанция коррелируется со средствами перемещения — автономно или с использованием транспортных средств различной скорости и уровня комфорта.

3. Ресурсы - паттерны обеспечения продуктами питания и предметами быта, сырья (для предприятий) и техники обработки, уравновешиваемые системой эвакуации отходов или промежуточных объектов производства. На бытовом уровне — жизнеобеспечение населения — объем грузопотоков в последнее время стандартизирован за счет увеличения контейнерных перевозок. Выбрасываемые отходы жизнедеятельности превратились в экологический бич городов. Проблема метаболизма в человеческой деятельности была осознана полностью и частично решается предприятиями по утилизации отходов. Но свалки вокруг городов и острова пластикового мусора в океане существуют.

4. Связь - информационный паттерн, включающий образовательную систему, оповещение о событиях в мире, обмен мнениями и способ усреднения общественного мнения — получил в последнее время статус некоего инструмента, управляющего человеческим мышлением, не всегда с позитивными результатами (и намерениями).

Перечисленные паттерны (к ним, возможно, добавятся и другие) имеют собственные пространственные локации, связаны ассоциативной цепью взаимозависимости и существуют как элементы единой системы жизнеобеспечения людей. Выпадение одного из них недопустимо и грозит распадом цивилизации. Паттерны приобретают качественные коррективы в применении к разным масштабам среды: от жилой микроячейки до групповой застройки, города, региона. Меняется и внутренняя структура каждого из элементов блока паттернов.

Обсуждение

Предлагаемая система жизнеобеспечения работает на разных масштабах и отвечает задачам устойчивости. Если на каждом уровне (квартира, здание, город) формируется полный состав обеспеченности безопасности, поддержания здоровых условий существования, включенный в разумный обмен с внешней средой, то система работает.

Устойчивая система проходит сквозь адаптивные циклы накопления, эксплуатации, обновления и реализации. Цифровое информационное сопровождение каждой системы позволяет максимально долго поддерживать заданный ритм жизни. Современное состояние первой и второй природы находится на пороге деградации, за которым

начинается безвозвратное разрушение до уровня ремон-тонепригодности. Придется изменить ракурс рассмотрения обеих сред не в направлении поиска обратного синтеза размежеванных миров, а в оценке естественно-исторического процесса наследования двух фаз эволюции земной биоты, предустановленного Универсумом в целях культивации осознающей себя материи и ее дальнейшего саморазвития до состояния разума, не зависящего от планетарной дислокации, воплощенного в космических просторах и, скорее всего, организованного в некие сверхсистемы. Действуют только законы мироздания. И если условия остаются неизменными (или развиваются в благоприятном направлении) эксперимент воспитания мыслящей материи не прерывается.

Заключение

1. Архитектура антропогенного этапа существования мыслящей материи на Земле — следствие активности цепи ассоциаций в системе самоорганизующейся биоты. Эволюция биожизни выработала два типа живых организмов: растений и животных. Движущиеся существа обладают большим числом степеней свободы для своего развития, в частности, создания автономной среды обитания. И человек овладел этими возможностями и создал свой мир, вторую природу, предъявляя к ней все большие требования, удовлетворяя которые и добиваясь максимального жизненного комфорта, утратил многие органические качества, попутно причинил немало вреда планете.

2. Вторая природа, существующая техническая цивилизация, доведена до критической фазы угрозы самоуничтожения безответственной деятельностью человека, не преодолевшего до сих алчность по отношению к первой природе, источнику своего благополучия. Человечество еще может решить две задачи: отодвинуть сроки своего конца и подготовить мост для передачи следующему этапу цивилизации бесценного потенциала человеческого мозга.

3.Антропное мышление до сих пор мешает человеку воспринимать свой и окружающий мир объективно, а не с позиций царя природы. Но уже усвоено, что человек есть часть живой природы, на ресурсах которой он построил свой искусственный мир, неразумно угнетая фундамент существующего и будущего благоденствия [14; 15].

И многие действия нужно срочно переосмыслить для осуществления «программ» по сохранению непрерывности жизни.

Литература

1. Marx, K. 1993. Foundations of the Critique of Political Economy. Penguin Classics: pp 912.

2. Bruzzone, M., Dameri, R. R. and Demartini, P., 2021. Resilience Reporting for Sustainable Development in Cities. Sustainability, 13 (14): 7824. doi.org/10.3390/su13147824

3. Jianguo, Wu, 2013. Landscape sustainability science: ecosystem services and human well-being in changing landscapes Landscape Ecology 28 : 999-1023.

4. Назаретян,А.П.Нелинейное будущее. М.: Арга-мак-медиа,2017, 508 с.

5. Хайтун С.Д. Социум против человека. Законы социальной эволюции. М.: URSS, КомКнига, 2006, 336 с.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991, 271 с.

7. Zevenbergen, C., Gersonius, B. and Radhakrishan, M. 2020. Flood resiliencePhilosophical Transactions of The

Royal Society A Mathematical Physical and Engineering Sciences 378(2168):20190212 doi:10.1098/rsta.2019.0212

8. Айзенман П. Суперкритика. М.: Strelka Press, 2017, 218 c.

9. Салингарос Н.А. Антиархитектура и деконструкция. Триумф нигилизма. М.-Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017, 295 с.

10. Добрицына И.А. Нейронаука как методологическая трансгрессия в пространство архитектурного мышления //АСР, №1[237] 2021.

11. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Ин-т компьютерных исследований, 2002, 656 с.

12. Маевская М.Е. Медиафасад как инструмент художественного отображения концепции «умного города» в высотной архитектуре // АСР, №1[ 237] 2021.

13. Моисеев Н . Экология человечества глазами математика ( человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая Гвардия, 1988, 25 с.

14. Рагон М. Города будущего. М.: МИР, 1969, 296с.

15. Метленков Н.Ф. Парадигмальная динамика архитектурного метода. М.: АСРОС, 2018, 428 с.

Architecture of the "second nature" Tkachev V.N., Sarvut T.O.

Moscow state university of civil engineering (National research university) JEL classification: L61, L74, R53

The article considers architecture as a product of human conscious activity, covering patterns of internal properties, deepening from the complication of orthodox functional units to social systems of a transcendental nature, aimed at creating a psychologically and emotionally colored atmosphere of aesthetic experiences. The modern environmental organization is studied by the methods of theoretical and mental analysis and shaping of the digital environment. Current forms of scientific and technological progress are a hybrid of human and machine thinking. Assessing its consequences, one can observe the destructive nature of the architecture of buildings and cities designed in isolation from human nature.The possibilities of implementation and forms of transferring the results of their intellectual evolution to techno-electronic creatures, technoetres, capable of continuing, regardless of the possibilities of organics, the improvement of civilization in supporting the process are assessed. Habitat is seen as a block of patterns operating at different scales of civilization. While maintaining the conditions, they ensure the global continuity of the existence of mankind. Spatial locations of patterns are determined by the level of fractalization of the environment. The activation of the information pattern that gives rise to the digital environment can have unpredictable consequences for both the residential cell and the region.The loss of one of them is unacceptable and threatens the collapse of civilization. And before that, you have to overcome your organoleptic imperfections and have time to acquire new qualities, get out of the ecological impasse, repair the damage caused to the planet by creative means of large-scale planetary architecture that forms a new world that is resistant to cosmic accidents. An attempt was made to represent the world without colorful fantasies, based on scientific hypotheses and reflected in the objectivity of architecture. Keywords: habitat; sustainability, ecosystem, digital architecture. References

1. Marx, K. 1993. Foundations of the Critique of Political Economy. Penguin

Classics: pp 912.

2. Bruzzone, M., Dameri, R. R. and Demartini, P., 2021. Resilience Reporting

for Sustainable Development in Cities. Sustainability, 13 (14): 7824. doi.org/10.3390/su13147824

3. Jianguo, Wu, 2013. Landscape sustainability science: ecosystem services and

human well-being in changing landscapes Landscape Ecology 28: 999-1023.

4. Nazaretyan, A.P. Non-linear future. M.: Argamak-media, 2017, 508 p.

5. Khaitun S.D. Society against man. Laws of social evolution. M.: URSS,

KomKniga, 2006, 336 p.

6. Vernadsky V.I. Scientific thought as a planetary phenomenon. M.: Nauka,

1991, 271 p.

7. Zevenbergen, C., Gersonius, B. and Radhakrishan, M. 2020. Flood

resiliencePhilosophical Transactions of The Royal Society A Mathematical Physical and Engineering Sciences 378(2168):20190212 doi:10.1098/rsta.2019.0212

8. Aizenman P. Supercritika. Moscow: Strelka Press, 2017, 218 p.

9. Salingaros N.A. Anti-architecture and deconstruction. The triumph of

nihilism. M.-Ekaterinburg: Armchair scientist, 2017, 295 p.

10. Dobrytsina I.A. Neuroscience as a methodological transgression into the space of architectural thinking //ACP, No. 1 [237] 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Mandelbrot B. Fractal geometry of nature. Moscow: Institute of Computer

Research, 2002, 656 p.

12. Maevskaya M.E. Media facade as a tool for artistic display of the concept

of "smart city" in high-rise architecture // ASR, No. 1[ 237] 2021.

13. Moiseev N . Ecology of humanity through the eyes of a mathematician (man,

nature and the future of civilization). Moscow: Young Guard, 1988, 25 p.

14. Ragon M. Cities of the future. M.: MIR, 1969, 296s.

X X

о

го А с.

X

го m

о

to о to to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.