Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКИХ СТРОЕК ПАРИЖА'

АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКИХ СТРОЕК ПАРИЖА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСЬ" / ПРОЕКТ ЛАДЕФАНС / ПОСТМОДЕРНИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерина А.П.

в статье анализируются ключевые моменты и этапы развития архитектуры Парижа, на примере застройки «Исторической оси» иллюстрируются особенности и детали этой застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКИХ СТРОЕК ПАРИЖА»

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКИХ СТРОЕК ПАРИЖА

Ерина А.П.

Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируются ключевые моменты и

этапы развития архитектуры Парижа, на примере

застройки «Исторической оси» иллюстрируются

особенности и детали этой застройки.

Ключевые слова: «историческая ось», проект Ла-Дефанс,

постмодернизм.

Послевоенная Франция столкнулась со множеством проблем в экономической и социальной сфере. Президент Шарль де Голль проводил полную модернизацию политических и экономических систем. За время своего правления Шарль де Голль коснулся буквально всех систем, начиная экономикой и заканчивая архитектурой. Именно он положил начало «Большим стройкам Парижа», приуроченные к празднованию двухсотлетия Великой Французской революции. Благодаря этим стройкам архитектура Парижа приобрела новые выдающиеся строения и претерпела значительные перемены [1].

Однако, именно правление президента Франции Франсуа Миттеррана в области архитектуры ассоциируется с серией его «Больших проектов», среди которых - многие сооружения Парижа: новый комплекс Национальной библиотеки, Опера Бастилии, Большая Арка Дефанса, Пирамида Лувра. Создание парка Ла Вилетт.

В 1950-е годы начались работы по благоустройству города: его расширение, расчистка центральных кварталов. Так, в 1955 году началось обустройство прямого променада в северо-западной части Парижа на месте существующей

50

«Исторической оси», которая вела от Лувра на запад к Елисейским полям. Ось расширили за пределы Сены, и на этом участке начался проект возведения нового квартала, который стал бы завершением парадной магистрали Парижа. Основной целью проекта была разгрузка центра города от бесконечных пробок на перегруженных деловых кварталах вокруг Триумфальной арки и стремление упорядочить развитие пригородов. Там же планировалось возводить новый район города с жилыми домами и офисами [2]. Главной достопримечательностью старого района была большая круглая площадь, в центре которой находился памятник, посвященный защите Парижа во время франко-прусской войны 1870—1871 годов. Именно название монумента послужило основой создания названия нового квартала Парижа.

;*ЛСГРОЕКА КВАРТАЛ Л ДЭДЛНС. Ш1АЫ

I ■ гктрихцы: ? — городами •бдИммльм (амн; ^ - иношл ико-

_■ ■ ■ пексфатприыА йСНУйет*: ¿ — Ристал ¿фХи^ОДВД.аяя п™оп»; ?—Дом ny.li.'

туры; 7 — "[нЧк'кГу-цП: пари; •> — Д'*м мотмцш к^эыШтпк; о: к к

........|П|1|Ц[* ; И — IIIРГП.ПЕ|11 №)ШЛС|{Г ИЧ \Г, ГОрМ:0Г4; ■ дом Гфи-

старельи-; г и ц?итр прпйыимгншо^и л тацшн*; п — Фвруч* »йрЫ 1

Рис. 1. Проект квартала Ла-Дефаис.

Рис. 2. Центр современной промышленности и технологий

На архитектурный рост новых строений на окраинах города повлиял закон, запрещающий проживание в «охраняемых секторах»- в исторических районах города, изданный министром культуры де Голля Андре Мальро в 1960 году. Район Марэ был первым реконструированным районом, реновация которого закончилась в 1980 году. В 1958 г. было организовано "Общественное учреждение по планированию района Дефанс", разработавшее проект застройки. Архитекторами, входившие в состав ЕРЛО, были: П. Эрбе, Б. Зерфюсс, Р. Камело, Ж. Ж. де Майи, Р. Озель. Проект представлял собой два разновременных сектора «А» и «Б». Сектор «А» застраивался согласно проекту в 1860 е годы, второй сектор- позже [3].

Первое здание было возведено на участке в 1955 году-Центр современной промышленности и технологий [4]. Выставочный зал в футуристичном стиле, возведенный архитекторами Пьер Луиджи Нерви, Р. Камело стал

52

инженерным шедевром. Здания являлось самым большим объектом с шириной пролета в 218 метров.

По генеральному плану района подразумевалось строительство одинаковых, симметрично расположенных объектов вдоль «Исторической оси», создававших ритмику застройки, но от идеи возведения идентичных зданий отказались и в 1967 году был представлен проект с неповторяемыми, отличными друг от друга зданиями. По проекту, движение транспорта и пешеходов разделилось на разные уровни. Пешеходная зона стала продолжением «Исторической оси» и служила променадой. Автомагистрали находились на специальных эстакадах и только в периферийных районах остались обычные транспортные связи [5].

Новый район Ла-Дефанс начали возводить в 1958 году, и уже в 1964 году было закончено строительство первого здания. В 1970 году построили первые пять небоскребов: Esso, Nobel, Aquitaine, Europe и Aurore, высотой не превышающие 100 метров; была открыта станция метро с одноименным названием. В 1973 году проект заморозили из-за нефтяного кризиса и, и возродился проект только в 1978 году.

В 1980 годы начался новый этап застройки квартала. Бетонная архитектура сменилась стеклянной, высотность зданий понизилась. В 1981 году открылся торговый центр. В 1983 году начались работы по возведению нового объекта -«Большая арка Братства», являющаяся третей аркой на «Исторической оси».Для создания нового объекта был объявлен конкурс «Лицо Дефанса» по всему миру. Проект выполнил датский архитектор Иохан Отто Фон Шпрехельсен. Арка высотой 110 метров, длиной 108 метров и шириной 112 метров была возведена за 7 лет. Торжественное открытие было приурочено к празднованию двухсотлетней революции в 1989 году. Внутри арки установлен стеклянный лифт, благодаря которому можно подняться смотровую площадку [6].

Застройка квартала Дефанс, включающая в себя деловые, выставочные, торговые, культурно-развлекательные и жилые функции, невзирая на художественную неоднозначность отдельных зданий, можно считать значительным явлением во французской архитектуре.

Конец XX века приносит новую волну в архитектуру города Парижа. Этот дух новизны проявляет себя в стремлении к постмодернистской оригинальности, в гибких формах, в применении новых материалов, смелых технологических решениях.

Список литературы

1. Белочкина Ю.В. Все о Париже. Харьков: Фолио, 2011. С. 21-2.

2. Лукаш О.К., Соловьев К.А. История архитектуры и строительства. Учебник для вузов. Санкт Петербург: Лань, 2020. С. 566-569.

3. Маркузон В.Ф., Габричевский А.Г., Каплун А.Г., Максимов А.И. Всеобщая история архитектуры. Москва. Стройиздат, 1967. С. 348.

4. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. Москва: Архитектура-С, 2004. С. 205-208.

5. Перро Доминик. Открытая книга: Национальная библиотека Франции в Париже. Реконструкция городов и геотехническое строительство, 2005. С. 173-180.

6. Соловьев Н.К., Турчин В.С. Современная архитектура Франции. Москва: Стройиздат, 1981. С. 302.

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ФРЭНКА ЛЛОЙД РАЙТА И ПРИМЕРЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Ерина А.П.

Ерина Анна Павловна - студент; кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия,

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.