Научная статья на тему 'Архитектура в художественно-эстетическом воспитании'

Архитектура в художественно-эстетическом воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ МИР / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ / ARCHITECTURE / RATIONALITY / SPIRITUAL WORLD / AESTHETIC EDUCATION / METHODS OF COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огуречникова Д.С., Огуречникова И.А.

В статье раскрывается мировоззренческая значимость архитектуры в художественно-эстетическом воспитании, а также способы познания архитектурных объемов и пространств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE IN THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION

The article reveals the ideological significance of architecture in the artistic and aesthetic education, as well as the ways of knowledge of architectural volumes and spaces.

Текст научной работы на тему «Архитектура в художественно-эстетическом воспитании»



№3(3)-2017

УДК 72.01

Огуречникова Д.С.

Архитектурно-строительный институт Самарского Государственного технического университета, г. Самара, Россия

Огуречникова И.А.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская художественная школа, Димитровград, Россия

Ogurechnikovа D.S.

Institute of architecture and construction, Samara State technical University, Samara, Russia

Ogurechnikovа I.A.

Municipal budget institution of additional education for Children art school, Dimitrovgrad, Russia

E-mail: ogurec22@yandex.ru

АРХИТЕКТУРА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ

ARCHITECTURE IN THE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION

Аннотация: в статье раскрывается мировоззренческая значимость архитектуры в художественно-эстетическом воспитании, а также способы познания архитектурных объемов и пространств.

Abstract: the article reveals the ideological significance of architecture in the artistic and aesthetic education, as well as the ways of knowledge of architectural volumes and spaces.

Ключевые слова: архитектура, рациональность, духовный мир, эстетическое воспитание, способы познания.

Key words: architecture, rationality, spiritual world, aesthetic education, methods of cognition.

№3(3)-2017

Архитектура - это неотъемлемый атрибут жизни любого человека. В архитектуре зафиксирована история и культура каждого народа и человечества в целом. В современном образовательном пространстве в качестве эстетического воспитания используются различные виды искусств: музыка, живопись, хореография. Однако уникальный потенциал архитектуры использован не в полную силу. Архитектурные формы и образы являются эффективными средствами влияния на мировоззрение подрастающего поколения.

Специфика художественных средств архитектуры должна быть положена в разработку и в применении образовательных технологий в эстетическом воспитании.

Архитектура утверждает определенные эстетические идеалы, отражая в художественно-образной форме отношение людей к жизни, природе. Достигая в архитектурных сооружениях сочетания рациональной и функциональной формы с ее художественно-образной интерпретацией, архитектор утверждает свое эстетическое миропонимание.

Идейно-образное содержание архитектуры и ее мировоззренческая значимость пропорционально растет в зависимости от охвата ее объемов: от архитектурного сооружения до города, государства, пространственной территориальной принадлежности (Европа, Азия и т.д.). В величайших памятниках архитектуры нашли выражение ведущие идеи, духовные поиски, художественные вкусы своего времени: историческая застройка старинных городов, народная жилая и культовая архитектура, дворцы, замки, парковые комплексы, современные сооружения, имеющие художественно-эстетическую ценность.

Посредством архитектуры раскрывается становление общественных отношений, история человечества, развития материального, научных и технических достижений человечества, особенности национальной культуры, художественные вкусы и многое другое. Это познание одновременно является сред-

№3(3)-2017

ством воспитания, которое адаптирует личность к жизненным нормам и духовным идеалам общества.

Познание средствами архитектуры реализуется двумя путями. Первый -поверхностный (визуальный- информация об отдельных архитектурных сооружениях или ансамблях, заложенная в их внешнем облике, художественном и декоративном оформлении, масштабах, планировке, назначении и т.д.). Второй путь, не всегда сполна осознаваемый человеком - глубинный. Под ним, мы подразумеваем чувственное восприятие идейно-образного содержания, зашифрованное в формах архитектурных произведений [1]. Архитектурная среда, в которой человек, в силу жизненных ситуаций, преимущественно проводит своё время, неизбежно влияет на его психическое и эмоциональное состояние, на его духовный мир, поведение, самочувствие и настроение, на мировоззренческие ориентиры. Архитектура, как любое другое искусство, обращается к сфере чувств. Она призвана их углублять и развивать, таким образом, способствуя самосознанию и самосовершенствованию человека. В процессе восприятия произведений искусства, в том числе памятников архитектуры, активизируются рациональная и эмоциональная сферы человеческой психики. Ценностный характер эстетического восприятия определяет и ценностный характер эстетического воспитания.

Воспитательная и познавательная, гносеологическая, функции архитектуры неразрывно связаны между собой. В основу технологии эстетического воспитания средствами искусства архитектуры должен быть положен его мировоззренческий аспект [2].

Россия - государство с многовековой историей и культурой, которое обрело своё материально-художественное выражение в многочисленных памятниках зодчества. До настоящего времени дошли до нас величественные архитектурные ансамбли Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Суздаля, Пскова и

№3(3)-2017

т.д. Уникальные образцы народной архитектуры, сооружения общественного назначения далёкого и близкого прошлого. Страна обладает богатым архитектурно-художественным ресурсом, который необходимо с максимальной эффективностью использовать в воспитании школьников.

Среди форм воспитательной работы наиболее подходящими для использования средствами являются тематические занятия, экскурсии, выставки. Их могут дополнять обсуждения, конкурсы, викторины, лекции и другие формы и меры, которые открывают перед преподавателями широкие перспективы для педагогической самореализации. Они должны охватывать различные направления деятельности: исследовательский, поисковый, учебный, творческий. Формы эстетико- воспитательной работы в наилучшем варианте связаны между собой, вытекают друг из друга и дополняют друг друга, образуя непрерывный цепочку эстетического развития школьника.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Гутнов, А. Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры / А. Э. Гутнов. - М. : Молодая гвардия, 1985. -351 с.2.

2. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. - М. : Искусство, 1985. -175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.