УДК 005.3: 338.2: 65 (075.8)
И.С. КОСТЮК, канд. техн. наук, доцент, докторант кафедры «Экономика и маркетинг», e-mail: [email protected]
ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР
АРХИТЕКТУРА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПОНЕНТА
Рассмотрена эволюция понятия «архитектура предприятия». Проанализированы компоненты архитектуры предприятия. Выявлена компонента, которая осуществляет стратегическую деятельность на предприятии. Выделены элементы архитектуры стратегической деятельности. Предложена модель архитектуры стратегической деятельности предприятия.
Ключевые слова: архитектура предприятия, человеческая деятельность, управленческая деятельность, стратегическая деятельность, стратегический менеджмент, архитектура стратегической деятельности, элементы стратегической деятельности
Kostyuk I.S. Architecture of strategic enterprise activity and strategic management as its component.
The article investigates the evolution of concept of «enterprise architecture», analyzes the components of the enterprise architecture, educes a component that carries out the strategic activity at an enterprise, distinguishes the elements of the architecture of strategic activity. The model of the architecture of enterprise's strategic activity has been suggested.
Keywords: enterprise architecture, human activity, management activity, strategic activity, strategic management, architecture of strategic activity, elements of strategic activity.
Новейшие тенденции развития процессов управления современным промышленным предприятием, с одной стороны, базируются на концепции архитектуры предприятия, однако в этом вопросе до сих пор еще не сформировалось четкое понимание, какой компонент в архитектуре создает условия для развития и наращивания стратегического потенциала предприятия, способного генерировать и создавать его устойчивые конкурентные преимущества.
С другой стороны, современное промышленное предприятие стремится интенсивнее использовать человеческие ресурсы, которые на нем должны осуществлять множество разновидностей своей человеческой деятельности различной направленности. В связи с этим человечество постоянно перестраивает свою деятельность и должно осваивать её новые виды. При этом в научной литературе, посвященной проблемам управления предприятием, чаще всего описываются результаты исследований таких разно© И.С. Костюк, 2018
видностей человеческой деятельности, как: хозяйственная, производственная, финансовая, инвестиционная, маркетинговая, но упоминания о стратегической деятельности встречаются относительно редко. В тоже время в этом контексте чаще всего используются понятия «стратегический менеджмент» и «стратегическое управление», которые на постсоветском пространстве впервые стали известными из работ И. Ансофа, Г. Минцберга, М.Х. Мескона и с тех пор традиционно укоренились в теории и практике управления развитием предприятия как основы его будущей перспективы.
В условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды любое предприятие стремится выжить в долгосрочной перспективе и обеспечить себе в будущем привилегированную позицию в конкурентной борьбе на рынке. В связи с этим предприятие вынуждено часть своих ресурсов использовать для осуществления стратегической деятельности, т.е. той, которая обеспечит не только выживаемость предприятия в будущем, но и обеспечит ему широкий охват рынка продукции. Таким образом, актуальным вопросом является выявление компоненты архитектуры предприятия, которая задействована в этом процессе, и разработка инструментов ее использования [1, с. 171]. Это обуславливается тем, что правильное понимание сути, выполняемых функций и важности стратегической деятельности позволит целенаправленно и эффективно ею управлять и в первую очередь обеспечить её ресурсами, играющими решающую роль в выборе верной и оптимальной стратегии.
Проблемы совершенствования стратегической деятельности предприятия, в том числе стандартной модели архитектуры крупного промышленного предприятия исследовали Е.А. Штейн-гарт и А.Н. Бурмистров [1-4]; С.В. Крас-
нов разработал систему поддержки архитектуры предприятия [5]; А.В. Данилин,
A.И. Слюсаренко [6]; Ю.Б. Гриценко [7]; Т.Ю. Грубич [8]; Д А. Новиков [9];
B. Акулов [10, 11]; И.В. Ильин [12] рассматривали компоненты архитектуры предприятия, его стратегический менеджмент, модели бизнес-архитектуры, а также особенности принятия решений субъектами стратегического менеджмента.
Цель статьи исследование архитектуры современного промышленного предприятия и выявление в ней компоненты, которая генерирует и способствует развитию и наращиванию стратегического потенциала предприятия, способного и достаточного, чтобы одержать победу в конкурентной борьбе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить направление эволюции архитектуры предприятия.
Выполнить анализ существующих определений архитектуры предприятия и дополнить их своим авторским пониманием.
Произвести анализ компонентов архитектуры предприятия.
Выявить компоненту, формирующую, осуществляющую и управляющую развитием предприятия.
Выполнить сравнительный анализ стратегической деятельности и стратегического управления.
Исследовать архитектуру компоненты, которая осуществляет стратегическую деятельность.
Разработать модель архитектуры стратегической деятельности.
В настоящее время концепция «архитектура предприятия» используется в качестве инструмента стратегического управления [2, с. 70] и роль ее будет только возрастать [2, с. 78]. Она объединяет множество методологий, которые за последние три десятилетия прошли колоссальный эволюционный путь: от ме-
тодологии Дж.Захмана (1987) до методологий GERAM (1999) и Gartner (2005), а затем были закреплены в стандартах ISO 15704:2000 и ГОСТ Р ИСО 15704: 2008. Предпосылки возникновения данной концепции и её эволюционный путь достаточно подробно рассмотрены в работах [3, 4], при этом сделан вывод, что эволюция концепции не завершена и она продолжается в плане адаптации промышленных предприятий постсоветского пространства к зарубежным методологиям и стандартам. Таким образом, целесообразность наличия архитектуры предприятия в современных условиях для совершенствования его работы и эффективного управления им достаточно обоснована и пока еще не подвергается сомнению. Доказательством этого является разработка и использование данного понятия как в международном [13], так и в российском национальном стандартах [14, 15]. Однако, как показывает опыт общения с производственниками промышленных предприятий, для многих практиков управленческой деятельности, которые получали базовое образование технологической направленности несколько десятилетий тому назад, сложилось ошибочное мнение, что архитектура предприятия - это синоним оргструктуры предприятия, т.е. новый и современный подход к ней, поэтому, на наш взгляд, понятие «архитектура предприятия» еще не нашло широкого распространения в производственной среде и требует широкой просветительской деятельности в этом направлении. Убедительным доказательством данного утверждения является вывод, приведенный в работе [16, с. 87] «Архитектура предприятия - это мудреная теория, оторванная от жизни и не применимая на практике», поэтому автор упомянутой работы также делает попытку доказать обратное.
В рамках концепции архитектуры предприятия многие ученые либо каж-
дый индивидуально, либо группы экспертов, представляющие отдельное учреждение, предпринимали попытки сформулировать понятие «архитектура предприятия». При этом каждый из исследователей или хотел в самом определении выделить свою особую сторону (функцию) данного понятия, которую, по его мнению, он считал самой главной, или делал попытку ранее известные определения понятия сформулировать более доходчиво или объединить несколько определений в одно, чтобы отразить основной смысл понятия «архитектура предприятия».
Проанализируем известные дефиниции «архитектура предприятия» с целью выявления в них основных отличительных характеристик и сгруппируем их в отдельные классы и подклассы. Результаты анализа представлены в табл. 1.
Из всех проанализированных определений приведем для примера одно из свежеопубликованных в работе [3], в соответствии с которым архитектура предприятия - совокупность моделей, отражающих основополагающие компоненты предприятия (составные части, выделяемые в рамках разных структур предприятия) и основные связи между этими компонентами, а также связи между компонентами предприятия и внешней средой.
Разделяем точку зрения автора работы [16] по поводу существования множества определений понятия «архитектура предприятия», да их действительно может быть очень много, но и этого будет недостаточно, чтобы полностью охарактеризовать данное понятие и описать его истинное значение, потому что оно масштабное и имеет философскую основу, поэтому со временем, по мере обобщения и анализа новых знаний теории и практики управления, исследователи познают и открывают все новые и новые его стороны и свойства.
Таблица 1
Результаты обобщения основных отличительных характеристик понятия «архитектура предприятия»
№ Основные отличительные характеристики Авторы характеристик и ссылка на
п/п Класс Подкласс источник
1. Статические модели Свойство системы Международный стандарт ISO/IEC/IEEE 42010 [13]
2. Описание и устройство системы Национальный российский стандарт ГОСТ Р ИСО 15704-2008 [б], Васильев Р.Б. [17, с. 45]
3. Набор терминов, описывающих деятельность предприятия Финансово-контрольное управление США [18]
4. Способ отражения видения структуры Всемирная организация корпоративной архитектуры (GEAO) [5]
5. Основополагающие компоненты предприятия и основные связи между ними Штейнгарт Е.А., Бурмистров А.Н. [3]
б. Способ понимания элементов предприятия и их взаимосвязи Компания The Open Group [5], Краснов С.В., Диязитдинова А.Р. [5]
7. Структурированное описание технологий предприятия Компания META Group [5]
8. Руководящий регламент Корпорация Gartner [б]
9. Организационная логика для ключевых бизнес процессов и ИТ-решений Массачусетский Технологический институт CISR MIT [1б]
10. Представление предприятия в статическом аспекте Гриценко Ю.Б. [7, с. 1б]
11. Управленческая практика, максимизирующая отдачу от ресурсов Правительство США для FEA [1б]
12. Общая структура и функции системы Данилин А.В., Слюсаренко А.И. [б]
13. Динамические модели Принципы проектирования и развития системы Международный стандарт ISO/IEC/IEEE 42010 [13], Марк Ланхорст [19]
14. Процесс перевода видения и стратегии бизнеса в эффективное изменение компании Корпорация Gartner [б]
После обобщения приведенных в таблице понятий, по нашему мнению, архитектура предприятия - это абстрактная модель, в которой в плоском, а в некоторых случаях, в объемном виде [15, 8] исследователи стараются обобщить и взаимоувязать вычлененные отдельные функциональные элементы предприятия и отдельные виды связей между ними. Такая модель необходима, чтобы идентифицировать, конкретизировать и актуализировать производственные, управ-
ленческие, экономические, инвестиционные и другие им подобные виды человеческой деятельности. Рассмотрение предприятия в этом аспекте позволяет получить новые знания и на основе их генерировать видение новой более совершенной модели, к которой надо будет стремиться в будущем и в которой все разновидности деятельности людей в любой социальной среде будут гармонично организованы. Это в свою очередь будет способствовать более эффективно-
му функционированию и развитию предприятия в будущем. Таким образом, в современном видении предприятие можно рассматривать как совокупность компонент, каждая из которых выполняет свою функцию благодаря осуществлению соответствующей человеческой деятельности. Набор этих компонент и связи между ними представляют собой архитектуру предприятия, которая не случайная, а целенаправленно запроектирована при создании предприятия. При этом каждая отдельная компонента также может проектироваться либо сформироваться в ходе реорганизации действующего предприятия и соответственно иметь свою внутреннюю архитектуру.
С учетом данного подхода из всех компонент архитектуры предприятия нас дальше будет интересовать компонента, которая включает в себя управленческую деятельность [9] и которую, в свою очередь, можно разделить на операционную и стратегическую деятельность (рис. 1). Для подтверждения этих доводов можно обратиться к публикации [10], авторы которой утверждают, что стратегический менеджмент - это особый вид управленческой деятельности.
Вместе с тем обеспечение выживаемости предприятия в долгосрочной перспективе в большинстве случаев связывают со стратегическим менеджментом [12], и очень редко долголетнее существование предприятия на рынке рассматривают как успешный результат его стратегической деятельности, который также свидетельствует, что на данном предприятии эта деятельность его руководством осуществляется на высоком уровне. В данный момент времени проблема состоит в том, что нет четкого понимания, в каком контексте уместно употреблять понятие «стратегическое управление», а в каком случае использование понятия «стратегическая деятельность» более целесообразно по смыслу. В
этой связи необходимо установить, правомерно или нет связывать успешное позиционирование предприятия на рынке как итог его умелой стратегической деятельности. Так, например, В. Акулов и М. Рудаков в своей статье [10] ставят знак равенства между понятиями «стратегический менеджмент» и «управленческая деятельность».
По нашему мнению, стратегический менеджмент является инструментом, который используется для управления всеми организационными процессами стратегической направленности, за счет которых обеспечивается выживаемость предприятия в будущем и широкий охват им рынка продукции.
В этой связи стратегический менеджмент осуществляет управление определенными организационными процессами, которые все вместе могут быть объединены только в одну конкретную, строго ориентированную и целенаправленную человеческую деятельность -стратегическую. Она существенным образом отличается от других разновидностей человеческой деятельности, поэтому важной и актуальной проблемой является правильное понимание сути, специфики и направленности стратегической деятельности и ее архитектуры. Знание и понимание сути архитектуры стратегической деятельности позволяет ее изначально грамотно спроектировать под соответствующую цель и доступные стратегические ресурсы, чтобы можно было максимально использовать возможности стратегической деятельности.
Первым шагом, который, по нашему мнению, смог бы решить эту задачу, будет поиск обоснования, почему эта деятельность должна быть объектом управления, выяснить, какие функции она выполняет, ее характеристики и элементы, а также, в чем собственно заключается ее предназначение. Это позволило бы описать последовательность протека-
Рис. 1. Разновидности человеческой деятельности на предприятии
ния стратегической деятельности и причины возможных отклонений организационных процессов от запланированных намерений, также понять, когда возникает и в чем, по сути, состоит необходимость корректирования процесса протекания этой деятельности.
Современная парадигма управления рассматривает управление как специфический вид деятельности человека [9, с. 220-234]. Впервые научную базу о полезности и выгоде такого разделения труда сформулировал А. Смит. Он с точки зрения науки доказал, что с такой организацией труда человеческая деятельность осуществляется производительнее.
Управленческая деятельность возникла, выделилась и обособилась в процессе вертикального разделения труда и дальнейшего развития промышленных предприятий. В ходе этого капитал отделился от функций управления, а они обособились от технологических процессов [11]. Само понятие «деятельность» озна-
чает систематические действия членов общества, их объединений, направленные на достижение определенного результата. Речь идет о человеческой активности, которая регулируется его сознанием, порождается осознанием нужды человека в определенном результате и направлена на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества. Это активный и регулируемый сознательно человеком процесс его взаимодействия с окружающим миром. Человек в любой деятельности осознает цель своих действий, предвосхищает и воображает в своих представлениях ожидаемый результат, обдумывает последовательность операций и наблюдает за ходом деятельности, направленной на достижение запланированного конечного результата.
Любая человеческая деятельность имеет свои характерные черты, которые
ее отличают от всего другого, а именно: сознательность, предметность, социальная значимость, целенаправленность, ресурсообеспеченность, трансформатив-ность, продуктивность, т.е. эти характеристики свойственны всем видам деятельности человека, но для каждой конкретной ее разновидности они имеют свои индивидуальные особенности, поэтому их необходимо и полезно конкретизировать применительно к стратегической деятельности.
Помимо характеристик любая человеческая деятельность имеет одинаковую для всех разновидностей структуру, элементы которой являются индивидуальными для каждой конкретной разновидности. Структура человеческой деятельности состоит из следующих элементов: нужда, потребности, мотивы, стимул, цель, ресурсы, действия, результат.
Установлено, что применительно к стратегической деятельности отмеченные элементы все в ней задействованы, но дополнительно используются еще новые элементы, такие как миссия и стратегия, которые одновременно являются компонентами архитектуры предприятия [3, с. 117]. Они характерны только для стратегической деятельности и поэтому являются ее отличительной особенностью. Отмеченные элементы стратегической деятельности нуждаются в более подробном описании и разъяснении.
Аналитические исследования позволят выяснить, какие систематические действия коллективом предприятия выполняются в рамках стратегической деятельности, т.е. состав и последовательность организационных процессов, которые необходимо осуществить для достижения конкретной стратегической цели и которые приведут к получению стратегического результата.
Такой подход создаст условия, чтобы можно было всесторонне охарактеризовать и сформулировать понятие «стра-
тегическая деятельность» и затем с осознанием этого употреблять его в правильном контексте. Это важно и необходимо, поскольку стратегическая деятельность на самом деле является стратегическим обслуживанием предприятия, подобно как техническое обслуживание для любой машины, т.е., если стратегическое обслуживание вовремя и качественно не произвести, то предприятие в какой-то момент времени может перестать работать (функционировать) под натиском конкурентной борьбы (подобно машине сломаться).
Произведем сравнительный анализ понятий «стратегическая деятельность» и «стратегическое управление», результаты которого представлены в табл. 2.
Результаты сравнительного анализа показывают, что стратегическое управление является частью стратегической деятельности и между ними изначально принципиальная и функциональная разница. Осознание и видение этого позволило выявить новые знания и сделать новые умозаключения о стратегической деятельности и воплотить их в графическую модель ее последовательных этапов, представленной на рис. 2. Она помогает визуализировать связи между элементами стратегической деятельности и таким образом понять ее архитектуру. Также модель показывает последовательность вовлечения элементов деятельности в процесс, направленный на создание стратегического результата в виде различных форм стратегических изменений.
Выводы
Стратегическая деятельность - это часть управленческой деятельности. Стратегическая деятельность представляет собой целенаправленный процесс по созданию стратегических изменений, которые являются основой для развития предприятия. Архитектура стратегической деятельности взаимоувязывает ее
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа понятий «стратегическая деятельность» и «стратегическое управление»
№ п/п Наименование отличительного признака Характеристика отличительного признака для
стратегической деятельности стратегического управления
1. Цель применения Обеспечить возможность достижения стратегических изменений, которые создадут условия для: перспективы существования предприятия в будущем и его будущей эффективной производственной деятельности; устойчивого развития предприятия [20]; наращивания стратегического потенциала; формирования высокого ранга конкурентных преимуществ Ресурсообеспечивающая: целенаправленное осуществление стратегической деятельности, своевременное определение качественного и количественного состава необходимых ресурсов, обеспечение ими стратегической деятельности, координировать и направлять достижение стратегической цели. Корректирующая: не допустить отклонения от намеченного стратегического результата
2. Конечный результат Достижение стратегических изменений на предприятии Эффективная и своевременная реализация стратегического плана
3. Причины использования Стратегический потенциал предприятия не соответствует возможностям и угрозам внешней среды Вертикальное разделение труда, поэтому высокая вероятность возникновения отклонений (разрывов) от стратегического плана
4. Условия использования Нестабильность внешней среды, обострение конкуренции на рынке, сильные сигналы об изменениях факторов внешней среды Недоступность и скрытность стратегической информации, слабые сигналы внешней среды, непредсказуемые и неожиданные изменения внешней среды
5. Время использования Постоянное, плановое использование, поскольку замедление этой деятельности автоматически приводит к преждевременному возникновению точки бифуркации [20] и последующему движению предприятия по траектории деградации Постоянно для поддержания функционирования стратегической деятельности и эпизодически, по мере возникновения отклонений от плановых действий
6. Применяемые методы Стратегический анализ, прогнозирование, предвидение Методы разработки и принятия стратегических управленческих решений
7. Кто занимается Все уровни власти Высший уровень руководства
8. Функциональное назначение процессов Технологическое, оно заключается в последовательном выполнении операций процесса, поскольку их полное выполнение позволяет получить конечный результат - стратегические изменения Организационное, оно заключается в своевременном обеспечении технологического процесса необходимыми ресурсами в предупреждении непредвиденных отклонений от запланированных результатов
9. Состав процессов Мониторинг внешней среды, декодирование слабых и сильных сигналов, осознание стратегической нужды, выявление стратегических потребностей, мотивов деятельности, формулирование стратегической цели, разработка и реализация стратегии, контроль и анализ достигнутых стратегических изменений Планировать, организовывать, координировать, мотивировать и контролировать стратегическую деятельность
10. Взаимосвязь Включает в себя стратегическое управление Является составной частью стратегической деятельности
/ \ f Миссия ■
^предприятия^'
—<
* Стратеги- \ " чески й !-потенциал /
ч_____<
Дистабилизация работы (состояние
щ
НУЖДА
в стабильной и долгосрочной работе
ЧСТ7/
У х
[ Стратегические I » проблемы ^
/-т\
/----ч
V------N
/ Стра- \
• тегическая *,
• позиция на /
V рынке / ---------''
------Ч'
/ Осознание %
» СВОИХ
I стратегических * «.возможностей /
ч_____Л,
\ ресурсы /
Ч____
Желание выжить
ПОТРЕБНОСТЬ
в стратегической деятельности
\ I / V "V
/ Раз- \ ■ работка 1 \стратегии /
-* X
Осознание возможности выжить I
МОТИВ
на стратегические изменения
X—Т—7'
\ Т
> Реа- \ ■ лизация \ стратегии /
Ч(___,»''
\
' Стимул: \ н видение ■ ' будущих /
ч результатов,' >------
V
/ \ н' Стратеги- | • чески й план !
>
Рис. 2. Модель архитектуры стратегической деятельности предприятия:
компоненты и их взаимосвязь
компоненты, которые задействованы в реализации стратегии, а последовательность и темп этого технологического процесса планово организуется и выполняется, благодаря слаженной координации, подбору убедительных и неоспоримых мотивов деятельности и своевременному и всеобъемлющему стратегическому контролю. Возможность осуществления стратегической деятельности базируется на целепологании и ресурсо-обеспечении.
Список использованной литературы
1. Штейнгарт, Е.А. Функциональное представление архитектуры предприятия и подходы к его разработке / Е.А. Штейнгарт // Стратегическое управление организациями в XXI веке: сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2016. - С. 155-172.
2. Штейнгарт, Е.А. Разработка обобщенной стандартной модели архитектуры крупного промышленного предприятия / Е.А. Штейнгарт // Стратегическое управление организациями: методы повышения конкурентоспособности: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2014. - С. 69-78.
3. Штейнгарт, Е.А. Обзор и сравнительная характеристика методологий разработки архитектуры предприятий / Е.А. Штейнгарт, А.Н. Бурмистров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2016. - № 3 (345). - С. 111129.
4. Штейнгарт, Е.А. Сущность и эволюция концепции архитектуры предприятия как организационного фактора повышения конкурентоспособности хозяйственных субъектов / Е.А. Штейнгарт, А.Н. Бурмистров // Экономика и управление народным хозяйством. Экономиче-
ские науки. - 2016. - № 6 (139). - С. 5866.
5. Краснов, С.В. Концепция системы поддержки архитектуры предприятия / С.В. Краснов, А.Р. Диязитдинова // Вестник Волжского университета им. В Н. Татищева. - 2012. - № 2. -C. 60-65.
6. Данилин, А.В. Архитектура и стратегия [Электронный ресурс] / А.В. Данилин, А.И. Слюсаренко // «Инь» и «Янь» информ. технологий: учебный курс. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУ-ИТ.ру [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/995/152 /info.
7. Грищенко, Ю.Б. Архитектура предприятия / Ю.Б. Грищенко. - Томск: Изд-во ТУСУР, 2010. - 300 с.
8. Грубич, Т.Ю. Анализ архитектуры предприятия / Т.Ю. Грубич,
A.В. Шролик // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 104. -С. 1-13.
9. Новиков, Д.А. Структура теории управления социально-экономическими системами / Д.А. Новиков // Сборник трудов: Управление большими системами. Выпуск 24. - М.: ИПУ РАН, 2009. -С.220-257.
10. Акулов, В. К характеристике субъекта стратегического менеджмента /
B. Акулов, М. Рудаков // Проблемы теории и практики управления. - 1998. -№ 4. - С. 112-115.
11. Акулов, В. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента / В. Акулов, М. Рудаков // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 3. - С. 88-90.
12. Ильин, И.В. Интеграция проектного подхода в модель бизнес-архитектуры предприятия / И.В. Ильин,
А.И. Лёвина // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 62 (185). - С. 74-82.
13. Международный стандарт ISO/IEC/ IEEE 42010 Systems and software engineering - Architecture description.
14. ГОСТ Р ИСО 15704-2008. «Промышленные автоматизированные системы. Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия».
15. ГОСТ Р ИСО 19439-2008. «Интеграция предприятий. Основа моделирования предприятий».
16. Коротков, А. Архитектура предприятия. Как заставить ИТ работать на вашу компанию? [Электронный ресурс] / А. Коротков. - 2013. - URL: http:// www.andrey-korotkov.ru.
17. Васильев, Р.Б. Управление развитием информационных систем: учеб. пособие / Р.Б. Васильев, Г.Н. Калянов, Г.А. Левочкина; под ред. Г.Н. Калянова. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. -376 с.
18. The Chief Information Officers Council (1999). Federal Enterprise Architecture Framework Version 1.1 [Электронный ресурс] September 1999. - URL: http://www.enterprise-architecture.info/Ima ges/Documents/Federal%20EA%20Frame work.pdf.
19. Lankhorst, Marc Enterprise Architecture at Work: Modelling, Communication and Analysis.
20. Надтока, Т.Б. Устойчивость социально-экономического развития - определяющее свойство предприятия как системы / Т.Б. Надтока, А.Г. Виноградов // Вестник Института экономических исследований. - 2017. - № 1. - С. 76-81.
21. Костюк, И.С. Стратегическая деятельность предприятия: понятие и отличительные признаки / И.С. Костюк // Материалы XIV-й Международной научно-практической конференции «Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы», (23-24 ноября 2017 г., г. Донецк), ДонНТУ: редкол.: А.А. Кравченко [и др.]. - Донецк: Изд-во ДонНТУ, 2017. - С. 65-70.
Статья поступила в редакцию 20.02.2018