Научная статья на тему 'Архитектура современных зарубежных интеллектуальных транспортных систем'

Архитектура современных зарубежных интеллектуальных транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1299
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Нестеров Валерий Иванович, Косолапов Андрей Валентинович

Приводится анализ законодательного, терминологического и функционального и финансового обеспечения и состояния программ развития интеллектуальных транспортных систем в различных странах. Описывается набор стандартов, которым должна удовлетворять любая архитектура таких систем. Приводится пример физической интеграции различных компонентов американской национальной интеллектуальной транспортной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Нестеров Валерий Иванович, Косолапов Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура современных зарубежных интеллектуальных транспортных систем»

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

УДК 656.13.08

В.И. Нестеров, А.В. Косолапов

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

В США Федеральная программа Интеллектуальных транспортных систем (ИТС -Intelligent Transportation Systems (ITS)) возникла в результате принятия Закона об эффективности интермодального наземного транспорта ISTEA (Intermodal Surface Transportation Efficiency Act) в 1991 г.

Десятилетие исследований, испытаний, попыток применений различных вариантов систем на различных уровнях управления привело к созданию, в частности, следующих проектов:

- усовершенствованные системы информации для участников дорожного движения (Advanced Traveler Information Systems (ATIS)),

- усовершенствованные системы управления дорожным движением (Advanced Traffic Management Systems (ATMS)),

- усовершенствованные системы управления движением общественного транспорта (Advanced Public Transportation Systems (APTS)),

- усовершенствованные системы управления движением на загородных автомобильных дорогах (Advanced Rural Transportation Systems (ARTS)),

- эксплуатация коммерческих транспортных средств (Commercial Vehicle Operations (CVO)),

- усовершенствованные системы управления и безопасности автомобиля (Advanced Vehicle Control and Safety Systems (AVCSS)),

- автоматизированные системы загородных автомобильных дорог (Automated Highway Systems (AHS)),

- система предотвращения столкновения (Collision Avoidance System (CAS)).

В 2003 г. администрация США обнародовала план под названием SAFETEA (Safe, Accountable, Flexible and Efficient Transportation Equity Act - Закон о безопасных, ответственных, гибких и эффективных перевозках), по которому за 6 лет должно быть потрачено 247 миллиардов долларов на поддержание существующей

транспортной инфраструктуры и финансирование новых проектов.

Прошлый план - Закон о перевозках в 21 веке (Transportation Equity Act for the 21st Century, сокращенно TEA-21) - был принят в 1998 году. Основной целью его было объединить разрозненные программы государственного финансирования перевозок в единый пакет. Бюджет TEA-21 составлял 218 миллиардов долларов.

SAFETEA продолжает традиции TEA-21, увеличивая государственные расходы еще почти на 30 миллиардов в течение 6 лет.

Министерство транспорта США опубликовало в мае 2003 года “Отчет по выгодам и затратам в ИТС”, в котором подытожило всю имеющуюся на данный момент информацию по этому вопросу. В нем собраны не только различные инициативы по улучшению управления движением на автомобильных дорогах, но и детальные затраты по специально разработанной классификации.

Современные проекты ИТС в США наиболее часто делятся на категории именно в соответствии с финансированием, вы-

деленным в рамках бюджета TEA-21:

• “Умная” инфраструктура:

- городская,

- загородная,

- коммерческих автомобилей (грузовиков и рейсовых автобусов);

• “Умные” типы транспортных средств:

- легковые автомобили,

- городские автобусы для перевозки пассажиров,

- грузовики,

- спецтранспорт (скорая помощь, полиция, коммунальные службы);

• Исследования и обеспечивающие технологии.

Ведущими организациями мира, которые разрабатывают разные подходы к архитектурам автомобильных ИТС, можно назвать:

- ITS America - Общество “умных” перевозок Америки (Intelligent Transportation Society of America). Единая национальная архитектура ИТС США, которая де-факто становится и стандартом для стран NAFTA;

- ERTICO - Европейский альянс по созданию и координации системы дорожной телематики (European Road Telematics Implementation Coordination Organization). Международная частно-государственная некоммерческая организация по “умной” транспортной системе и сервисам (International public-private partnership for Intelligent Transport System and Services). Европейская модель ИТС, сразу предусматривающая различия в архитектурах ИТС разных стран;

- ITS Japan - аналогичная ITS America и ERTICO частногосударственная организация Японии;

- ряд других сходных национальных организаций (ITS

Taiwan, ITS Australia, ITS China, ITS Argentina, ITS Germany и т.д.), устроенных по похожему принципу частно-государственной кооперации.

Деньги в этой кооперации

государства выделяют на:

- разработку стандартов;

- продвижение стандартов и идеологии ;

- реализацию пробных

проектов, постепенно перехо-

дящую в реализацию типовых проектов.

Важно отметить, что вся структура управления движением в ИТС создается как набор стандартов - архитектур ИТС, позволяющих транспортным средствам, центрам управления движением, дорожной инфраструктуре и т.д. объединяться в единую систему несмотря на то, что все отдельные части этой системы поставляют различные рыночные организации, конкурирующие между собой.

Весь прогресс в области управления и организации дорожного движения на сегодня отражается именно в совокупности архитектур ИТС. Процесс их разработки крайне сложен и вовлекает тысячи людей, а также значительные частные и государственные средства.

Поскольку ИТС, по сути, являются программно-аппаратными комплексами, при их создании используются самые современные методы создания больших аппаратных комплексов. Для обеспечения интеграции этих программно-

аппаратных комплексов и разрабатываются так называемые архитектуры ИТС - набор стандартов, которым должна удовлетворять любая реализация на любой местности. Эти национальные и региональные архитектуры ИТС существуют сейчас во всех странах (в США появилась уже пятая версия такой архитектуры) и обязательность их соблюдения утверждается нормативно. Без наличия такой архитектуры просто нельзя ожидать, что различные подсистемы системы управления движением (например, подсистема видеонаблюдения за перекрестками, подсистема обеспечения безопасности железнодорожных переездов и подсистема обеспечения регулирования выездов на магистрали) будут работать согласованно.

При разработке и внедрению архитектур ИТС чаще всего возникают следующие трудности:

- их чрезвычайно трудно

разработать, а после разработки они понятны только разработчикам. Поскольку разработчики архитектур не могут принять участие во всех реализациях этих архитектур, возникают большие проблемы;

- чиновников различных рангов трудно убедить в необходимости соблюдения стандартов архитектур: они рассматривают каждый отдельный проект по автоматизации как отдельный акт финансирования и занижают реальную цену ровно на возможность последующей интеграции с другими проектами;

- архитектуры ИТС используют различные механизмы своей собственной разработки и зачастую не только современные, но и сильно устаревшие, обеспечивающие более низкую степень интеграции и сложность в разработке.

Учитывая формальный характер архитектур ИТС, их создание и сопровождение требует специальных программных средств, которые делаются доступными разработчиками. Архитектуры ИТС носят довольно общий характер и могут уточняться в районах внедрения ИТС. Такие районные уточнения интегрируются в архитектуру ИТС при помощи этих специальных программных средств.

Архитектуры ИТС в Европе уже начали разрабатываться отдельно для каждого вида транспорта, вместо того чтобы разрабатывать общую архитектуру всей транспортной системы. Предполагается, что системы ИТС разных видов транспорта будут объединяться с использованием специальных интерфейсов, а не путем общих принципов разработки.

Архитектуры ИТС являются сейчас главным механизмом интеграции национальных усилий по созданию ИТС и экономии денег и времени на интеграционных усилиях.

Архитектуры ИТС основываются на изучении “сценариев использования” сервисов ИТС и

поэтому всегда можно сказать, какие качественные выгоды будут получены от внедрения тех или иных подсистем.

Главным в реализации архитектур ИТС считается сейчас применение таких инфокумму-никационных технологий, которые позволят повысить пропускную способность на существующих автомобильных дорогах, а именно, увеличить среднюю скорость движения и сократить дистанции между транспортными средствами без роста аварийности за счет систем предотвращения столкновений и совершенствования средств инфраструктурной поддержки видов транспорта (такие системы должны быть готовы к массовому производству для автомобилей уже к 2007 году).

Шесть целей, сформулированных министерством транспорта США для программы национальной ИТС, представлены ниже.

1. Повышение эффективности транспортной системы. Относится к движению большого количества автомобилей по транспортной сети без экстенсивного расширения физической инфраструктуры. При этом увеличивается эффективная пропускная способность существующих дорог, избегая необходимости нового строительства.

2. Повышение подвижности

и мобильности: повышение

подвижности водителей обеспечивается за счет возросшей надежности во время движения и/или уменьшения задержек при движении, испытываемых пользователями системы. Известные заранее более точные временные затраты на поездки приводят к возможности повышения числа более длительных поездок. Эта цель относится к тем переполненным транспортом регионам, органы управления транспортом которых желают влиять и на спрос, и на возможность роста подвижности индивидуумов и ускорения перемещения товаров за счет более эффективного использования

единых транспортных систем.

3. Уменьшение потребления

топлива и снижение загрязнения окружающей среды. Относится к сокращению вредных выбросов транспортных

средств.

4. Повышение безопасно-

сти. Относится к повышению безопасности, которую водители испытали бы при движении по транспортной сети из-за усовершенствований оборудова-

ния, обеспечивающего безопасность, и более быстрого обнаружения мест ДТП и уменьшения времени реагирования и оказания помощи в них. Технологии ИТС, которые обеспечат преимущества от повышения безопасности, включают в себя регулирование движения на железнодорожных переездах,

безопасность движения транзитного транспорта и обеспечение своевременного получения информации о ДТП.

5. Увеличение производительности при выполнении транспортной работы: это -универсальная цель, которая может быть особенно привлекательна для индивидуумов, общественных организаций и частных компаний, которые ставят в прямую зависимость эффективность транспортировки с успехом в бизнесе.

6. Создание окружающей среды для рынка ИТС. Эта цель непосредственно затрагивает характеристики архитектуры системы и ее развертывания. Новые товары и услуги, вероятно, приведут к росту индустрии ИТС. Ожидается, что рынок для развертывания систем ATIS и AVСSS, является большим, чем рынок для ATMS и APTS. Успех новых обеспечивающих отраслей промышленности для этих систем зависит от степени открытости архитектуры, не ограничивает стратегию развертывания и поощряет новации.

ITS America, как ведущая в отношении мировых стандартов организация, в своей национальной архитектуре ИТС для автомобильного транспорта определяет компоненты интег-

рированной системы и их взаимосвязи (рис. 1).

Основу физической архитектуры в настоящее время определяют четыре системы, которые включают в себя 22 подсистемы.

Система "центров” имеет дело с функциями, которые обычно приписываются администрациям общественных / частных компаний, управлениям или планирующим органам. Например, подсистема управления движением обрабатывает данные о дорожном движении и обеспечивает основное движение и сопутствующие услуги управления через дорожную сеть и другие подсистемы. Центры обеспечивают управление, административные функции. а также обеспечивающие функции для транспортных систем. Каждый центр связывается с другими подобными центрами для обеспечения координации способов и направлений работы.

Система “участников дорожного движения” разработана так, чтобы обеспечить доступность для населения необходимой информации, которая может помочь в выборе оптимальных маршрутов. Например, при перемещении по городу на общественном транспорте можно получить информацию о времени прибытия или отправления следующего рейсового автобуса. Житель пригорода может получить информацию о наличии свободных мест в транзитных автобусах. Эти системы получают информацию из центров управления движением как общественным, так и транзитным транспортом. Причем оборудование позволяет получать информацию как до, так и во время поездки от разных поставщиков.

Элементы системы “автомобиль” установлены непосредственно в транспортных средствах. Например, подсистема

коммерческих транспортных средств хранит данные о безопасности движения, количестве и состоянии парка подвижного

состава и другой регулирующей информации, чтобы ускорить оборот коммерческого транспортного средства. При взаимодействии с дорожной сетью коммерческое транспортное средство контролируется в пунктах погрузки-разгрузки или других контрольных точках.

Система “дорожной сети”, являясь интеллектуальная инфраструктурой, распределенной по всей транспортной сети, обеспечивает функции, которые требуют удобного доступа к локальным объектам на дорожной сети для монтажа и обеспечения работы датчиков, светофоров, управляемых знаков или других технических средств регулирования для управления водителями и транспортными средствами всех типов. Например, подсистема сбора платежей, взаимодействуя с электронными признаками, которыми обладает транспортное средство, кроме сбора оплаты проезда еще и позволяет опознавать нарушителей. Выполняя наблюдение за движением, дорожная сеть обеспечивает информационное условие функции управления движением. Функционирование дорожной сети управляется системами центра.

Внутренние информационные связи и стандарты в системе разрабатываются на следующих уровнях.

Центр управления - Дорога: обеспечение связи между центром управления перевозками или движением и дорожным оборудованием, регулирующим дорожное движение. Области применения этих интерфейсов -мониторинг и накопление данных о дорожном движении, дорожные знаки с изменяющимися сообщениями, экологический мониторинг, управление въездами на шоссе, светофоры, датчики на транспортной сети, видеонаблюдение.

Центр - Центр: включает стандарты обеспечения связи между центрами управления перевозками и движением. Сюда также относятся коммуникации, необходимые для общест-

венного транспорта. Области применения этих стандартов -архивирование данных, реагирование на ДТП, координация с железными дорогами, управление движением, управление движением общественного транспорта, информация для участников дорожного движения.

Центр - Автомобиль (водитель): обеспечение связи между центрами управления перевозками и движением и водителями автомобилей или путешественниками, планирующими поездки. Эта категория стандартов также включает коммуникации, необходимые для координации между центрами управления движением общественного транспорта и их подвижными единицами. Области применения этих стандартов - сигналы бедствия, коммуникации общественного транспорта, информация для путешественников.

Дорога - Автомобиль: стандарты обеспечения беспроводной связи между оборудованием автомобильной дороги и автомобилями на дороге. Области применения этих стандартов -сбор оплаты, сигналы приоритетов проезда и т.д.

Дорога - Дорога: обеспечение связи между, например, железнодорожным оборудованием и оборудованием автомобильных дорог. Область применения этих стандартов - пересечение автомобильных и железных дорог.

Проект по разработке этих стандартов непосредственно финансировался в 2002 г. в объеме $11,5 млн., не считая многих других источников финансирования в силу специфики работы по стандартизации.

Важно отметить, что архитектуры ИТС даже на одном автомобильном транспорте в каждой стране имеют свои особенности - поэтому, несмотря на преимущественно государственное финансирование подобных проектов, в них наблюдается существенное разнообразие. Это во многом определяется и тем, что формальных связей

между организациями ИТС разных стран почти нет, если не считать нескольких комиссий и ежегодного мирового конгресса по ИТС (проводится с 1994 г. под патронажем ERTICO, ITS America и ITS Japan), где участники обмениваются международным опытом.

Вот классификация продуктов и сервисов, используемых для создания ИТС (из бизнес-плана рабочей группы 204 ISO по разработке “межбортовых” стандартов для автомобильного транспорта):

1. Информационные и ин-формационно-советующие системы для путешественников. Беспроводные продукты и услуги для транспортных средств (Traveler information and advisory systems; Wireless vehicle products and services)

Оборудование поддержки функций внутри транспортных средств (для обнаружения и передачи состояния окружающей среды и дороги, плотности движения и тому подобной информации для использования бортовыми устройствами безопасности и управления (Support equipment for in-vehicle functions (for detection and transmission of environmental, road condition, traffic, etc. information for use by on-board safety and control devices))

Оборудование надзора и мониторинга (Surveillance and monitoring equipment)

2. Организация и управление движением. Инфраструктура дороги. (Traffic management and control systems; Roadside Infrastructure)

Электронные знаки, сигналы и управление ими (Electronic signs, signals, and their controllers)

Оборудование надзора и мониторинга (Surveillance and monitoring equipment)

Коммерческие устройства считывания признаков автомобилей (Commercial vehicle credentials readers)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборудование поддержки функций внутри транспортных средств (для обнаружения и

передачи состояния окружающей среды и дороги, плотности движения и тому подобной информации для использования бортовыми устройствами безопасности и управления (Support equipment for in-vehicle functions (for detection and transmission of environmental, road condition, traffic, etc. information for use by on-board safety and control devices))

3. Продукты внутри транспортного средства [примечание: стандарты для технологий, полностью сосредоточенных внутри транспортного средства в целом в ответственности рабочей группы 22 ISO] (In-vehicle products [Note: standards for

technology completely selfcontained in the vehicle is generally the responsibility of ISO/TC 22.])

Продукты внутри транспортных средств, обеспечивающие безопасность, эффективность и управление (предупреждение и недопущение столкновений, адаптивный круиз-контроль, оптимизация связи дроссельной заслонки и включенной передачи, базирующаяся на геометрии и состоянии дороги, улучшения видимости, уведомления об опасности и системы помощи на дороге) (Invehicle safety, efficiency, and control products (collision warning and avoidance, adaptive cruise control, throttle/transmission optimization based on road geometry and conditions, vision enhancement, emergency notification and roadside assistance systems))

Продукты внутри транспортных систем и мобильные/ переносные мультимедийные продукты (навигационные и маршрутные системы, показ состояния интенсивности движения, “офис в машине”, развлечения на заднем сиденье и т.д.) (In-vehicle and mobile/portable multimedia products (navigation and route guidance, traffic displays, office-in-the-car, backseat entertainment, etc.))

Транспондеры и другие коммуникационные устройства для отслеживания коммерче-

ских транспортных средств, автоматизированного пересечения границ и проверки признаков, а также других операций коммерческих транспортных средств (Transponders and other communications devices for commercial vehicle tracking, automated border crossing and credential checking, and other commercial vehicle operations).

4. Системы управления грузовым и пассажирским парком, включая, где возможно, железную дорогу, автобусы, паромы и т.д. (Freight and passenger fleet management systems including, as applicable, rail, bus, ferry, etc.)

Управление загрузкой (Load management)

Логистика (Logistics) Маршрутизация, включая

интермодальные взаимодействия (Routing, including intermodal connections)

Диспетчеризация и надзор (Dispatch and surveillance)

Управление чрезвычайными ситуациями (Emergency management)

Интерфейсы с органами регулирования (Interfaces with regulatory authorities)

5. Системы управления общественным транспортом (Public Transport ma-nagement systems)

Специфические функции общественного транспорта: соблюдение расписания, надзор за водителями и пассажирами и средства оповещения, система сбора платы и т.д. (Specific Public Transport functions: schedule adherence, driver and passenger

safety surveillance and alert, fare collection systems, etc.).

6. Системы ответного реагирования на аварии и катастрофы (Emergency response systems).

7. Электронные платежи (Electronic Payment)

Транспондеры для электронного сбора платежей и оплаты за пользование дорогой (“платежные бирки”) (Transponders for electronic toll collection and road use charging (“toll tags”))

Устройства считывания для электронного сбора платежей/платы за пользование дорогой (Readers for electronic toll collection/ road use charge)

8. Системная интеграция

транспортного хозяйства

(управление движением, управление общественным транспортом, системы реагирования на опасность и т.д.) (System integration of transportation facilities (traffic management, public transport management, emergency response, etc.))

9. Базы данных электронных карт (Map databases)

Таким образом, ИТС - это применение новых и находящихся на стадии становления технологий к транспортной системе. Они включают в себя широкий массив технологий, включая электронику, компьютерное оборудование, программное обеспечение, управление и связь. Они состоят из пяти функциональных областей, в которых эти технологии применяются. Все пять областей

координируются и могут применяться на загородных автомобильных дорогах, а также в городе.

Отдельные подсистемы ИТС должны быть интегрированы в единое целое для достижения общей цели. Появление ИТС позволяет ставить вопрос о решении проблем организации перевозок и дорожного движения на качественно новом более высоком уровне. Основные направления развития ИТС состоят в улучшении социальноэкономических условий, повышении мобильности и транспортной доступности, а также эффективности использования транспортной сети и безопасности дорожного движения.

Все развитые страны с высоким уровнем автомобилизации интенсивно разрабатывают и внедряют системы управления дорожным движением, городским пассажирским транспортом и отдельными видами грузовых перевозок на основе технологий ИТС. Наиболее актуальными задачами таких систем в нашей стране и в других странах являются эффективное использование имеющийся сети дорог для компенсации все возрастающего роста автомобильного парка, числа ДТП и загрязнения окружающей среды. В г. Кемерово перспективной задачей является внедрение и использование автоматизированной радионавигационной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочерга В.Г., Зырянов В.В. Оценка и прогнозирование параметров дорожного движения в интеллектуальных транспортных системах. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2001. - 130 с.

2. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Коноплянко В.И. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2001. - 108 с.

3. Intelligent Transportation Systems (ITS). Architecture proceedings of a TRL international workshop. 89 May 1996

4. ITS Benefits: Continuing Successes and Operational Test Results. October 1997

5. National ITS program plan. Vol. I. First edition, March 1995

□ Авторы статьи:

Нестеров Косолапов

Валерий Иванович Андрей Валентинович

- докт. техн.наук, проф. , зав. каф. - канд.техн. наук, доц. каф. «Авто-

горных машин и комплексов мобильные перевозки»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.