1. Тишков А.А., Павленок А.М. Разработка системы контроля состояния изоляции в системах электроснабжения с изолированной нейтралью. // Сборник научных проблем ВИ(ИТ). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та., 2013.
2. Тишков А.А., Парахин Ю.Н. Пофидерный контроль состояния изоляции в системах электроснабжения напряжением до 1000 В с изолированной нейтралью. // Электрические аппараты и электротехнические комплексы и системы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ульяновск: УлГТУ, 2012.
Военная педагогика
УДК 355.232.6:378.09:378.147
Алпеева Л. С.
Alpeeva L.S.
Архитектура современного электронного учебника и возможности использования SMART-технологий
Modern electronic textbook architecture and possibilities of SMART-technologies usage
Аннотация: В статье рассматриваются типы электронных учебников, взаимосвязь современного типа молодежного мышления с возможностями SMART-образования и авторский опыт создания электронного учебника на основе креативной среды «Русский язык. Базовый уровень».
Abstract: The article deals with different types of electronic textbooks, interaction of modern young people type of thinking with the possibilities of SMART-education. It also touches upon the author's experience of creating electronic e-book «The Russian language. Basic Level» based on the «creative environment».
Ключевые слова: инновационное образование, интерактивные методы, SMART-образование, клиповое мышление, приложение Meitu.
Keywords: innovative education, interactive methods, mosaic thinking, Meitu application.
Несмотря на относительную открытость и определённую консервативность военного образовательного пространства, техногенность и технологичность, как общие характеристики образовательного пространства [1], требуют от современного военного вуза внедрения инновационных интерактивных технологий обучения. Обсуждаемые ранее в теоретических работах педагогические методы пассивного, активного обучения (или по другой терминологии В.А. Гузеева: экстраактивные, интраактивные, интерактивные методы [2], на наш взгляд, окончательно уступили место интерактивным методам обучения. Такие изменения диктуют структура и содержание
38
субъектно-субъектного образования, изменение типа мышления современного обучающегося, в том числе курсанта военного вуза, технологические прорывы в науке в целом и в педагогике в частности, а также зарождение и укрепление нового типа общества - SMART-общества. Такое общество активно использует различные «умные» (от англ. smart - «умный», «интеллектуальный») технологии, различные гаджеты, мобильные приложения, электронные ресурсы. Кроме того, данное слово является также акронимом, который расшифровывается по первым буквам английских слов: Specific (конкретность) - Measurable (измеримость) - Attainable (достижимость) - Relevant (релевантность) - Time-bounded (определенность во времени). Появилось новое направление в философии - коннективизм, формулируются принципы построения нового SMART-общества, а значит и образование должно отвечать на потребность изменения в обществе.
Таким образом, современные интерактивные методы формируют личность выпускника, который может показать свои компетенции в действии и взаимодействии, сформированные навыки овладения новыми технологиями и умения совершенствовать свою профессиональную компетенцию. В.П. Тихомиров считает: «Старая система образования ни по каким параметрам не подготавливает людей для работы и жизни в SMART-обществе. Без SMART-технологий инновационная деятельность невозможна. Если система образования отстает от этих направлений развития, то она переходит в тормоз». [3] Все это требуется как современному работодателю, так и кадровым органам силовых структур: мобильность, быстрое обучение, владение несколькими базовыми компетенциями, в том числе и коммуникативной компетенцией, вне зависимости от специальности. Наконец, наиболее востребованными профессионалами являются те, кто способен на инновацию, умение мыслить быстро, красиво, нестандартно.
Но это не только касается развития информационно-коммуникационных технологий, вместе с «машинами» меняется и человек. Все больше современных ученых говорит о том, что сформировался новый тип мышления - «клиповое или лайковое» мышление [4]. Некоторые журналисты говорят о том, что клиповое мышление - «чума 21 века» [5], однако, на наш взгляд, это совершенно неправильная точка зрения, если опираться на проведенные современными учеными исследования в области нейрофизиологии, психологии, педагогики [6,7]. Большинство исследователей утверждает, что человеческий мозг чрезвычайно пластичен, способен быстро адаптироваться к выполнению новых задач, восстанавливать нейронные связи, утраченные вследствие каких-либо механических или органических поражений, даже способен эволюционировать, т.е. развиваться в более сложную структуру под воздействием, например, нейронных сетей, встроенных инвазивными или неинвазивными методами [ 8]. Одним словом, все эти ученые экспериментально доказывают, что человеческое мышление пластично, изменчиво, адаптивно, заместительно и т.п. [9,10]. Важно и то, что сейчас функциональные и операционные изменения человеческого мозга с развитием технологий происходят с раннего детского возраста. Именно поэтому ребенок-Маугли и современных технопользующийся ребенок будут развивать совершенно разные навыки освоения окружающего мира. Пятый технологический уклад, ядром которого являлись информационные технологии, изменил структуру человеческого общества, и как следствие произошло изменение в формировании образовательного пространства, а также действующих в нем агентов [11,12,13]. Необходимо рассматривать феномен клипового мышления как уже существующую данность, которая должна быть использована во благо педагогического процесса: нужно приспособить процесс обучения к современным реалиям, заставить служить особенности нового «клипового мышления» вечному процессу обучения.
Создание обучающих электронных ресурсов произошло одновременно с распространением компьютеров, однако появление сети Интернет в корне поменяло подходы к структурированию содержания образовательного электронного ресурса. Собственно, разветвленная в настоящее время
сеть Интернет, как источник информации, может быть рассмотрена в виде гигантского электронного учебника, который может предложить обучающую среду различной степени сложности. Специалисты-практики уже говорят, что современный человек с детства формирует индивидуальное информационное пространство, которое представляет собой динамический набор электронных ресурсов интернета (новостные, программные, социальные сети), - это и есть отражение порожденного Интернетом «клипового»/«лайкового» мышления, при котором огромный массив информации распадается на части, сегментируется, меняется в режиме реального времени. При этом вырабатываются навыки поиска, привычка к восприятию не линейной, а интертекстуальной информации, с упором на насыщенное смыслом и аллюзиями визуальное содержание, приобретаются высокая скорость переработки информации, быстрая ее оценка с точки зрения необходимости и бессознательное формирование навигационной информационной карты собственного индивидуального информационного пространства. В связи с ранним приобретением, а затем и автоматизацией этих навыков, необходимо выстраивать инструментарий, процесс обучения, в самом широком смысле - деятельность в целях получения новых знаний с тем, чтобы предоставить обучающемуся возможность широкого использования бессознательно приобретенных навыков освоения информации. Бессознательно усвоенные навыки получения, переработки, освоения информации, очевидно, позволят ускорить процесс обучения, если вводимая на занятиях информация правильно структурирована, подана в контексте и прагматически обоснована. Следуя этой логике, современный электронный учебник должен по структуре и содержанию напоминать структуру и содержание образовательных порталов, платформ, сайтов, успешно применяемых в дистанционном обучении, например, английскому языку.
Еще одной особенностью современного типа мышления является сериальность. Об этом также много говорится в публицистической среде, настоящих научных исследований этого феномена, насколько нам известно, нет. Киноведы сейчас пишут о том, что сейчас наиболее талантливые актеры, сценаристы, режиссеры «перешли» на работу над сериалами, которые уже не воспринимаются как низкопробное дешевое «мыло» для домохозяек. Современные сериалы канала «Netflix», «Fox» и других телевизионных каналов созданы на высоком режиссерском и актерском уровне, сериалы популярны у разных возрастных групп, в том числе очень популярны в молодежной среде. Мы предполагаем, что эту характеристику мышления можно было бы использовать при создании креативной среды электронного обучающего ресурса: учебного пособия, учебника.
Выше мы уже писали о том, что военная образовательная среда является относительно открытой, консервативной и т.п., но, как пишет А.А. Лаптев: «Информационное общество предъявляет жесткие требования к организациям различного профиля и отраслей, заставляя адаптироваться к предлагаемым условиям» [14]. Инновационные информационно-коммуникационные технологии могут быть с некоторыми оговорками реализованы в военном образовательном пространстве, в том числе и с использованием локальных сетей.
В настоящее время в военном вузе успешно применяется множество инструментов и методик, связанных с цифровыми технологиями. Прежде всего, создана электронная библиотека Министерства обороны, в которой размещаются электронные учебники и учебные пособия. Кроме того, в военном вузе используются различные электронные тренажеры (например, электронный тир), симуляторы (кабины самолета, машины), тренировочные компьютерные тесты для тренинга логики, внимания, концентрации и мелкой моторики, скорости реакции, при этом, есть программы, которые тренируют способность к многофункциональности, стрессоустойчивости. Для развития тактического и стратегического мышления используются игры, квесты с заложенными заданиями, от выполнения которых зависит разветвленная сюжетная линия. Вышеперечисленные программы, тесты, тренажеры, симуляторы и т.п. - централизованные и стандартизированные разработки по заказу
Министерства обороны, а учебники создают по своим специальностям коллективы профильных вузов.
Задача по созданию электронных учебников по всем специальностям и дисциплинам в сфере военного образования была поставлена в 2015 г. Министром обороны Российской Федерации с одновременным утверждением «Единого стандарта электронного учебника». Некоторые проблемы как теоретического, так и практического характера уже на начальном этапе реализации данной задачи были обозначены в статье Ю.И. Малашенко «подходы к созданию электронных библиотек в интересах подготовки специалистов войск связи». В своей статье автор справедливо указывает, что необходимо решение о единой программе для создания электронного учебника, чтобы предотвратить конфликт программного обеспечения при использовании учебника в другом вузе, также важно «Подготовить набор типовых шаблонов оформления электронных учебников, разработанных профессиональными дизайнерами и учитывающих требования по эргономике. Это позволит преподавательскому составу сократить время разработки электронных учебников и сосредоточить усилия на формировании обучающего контента, а не тратить время на создание пользовательских интерфейсов и оформление электронных изданий» [15].
Научный подход к разработке шаблонов и дизайна учебников требует обращаться к опыту работы над образовательными ресурсами в интернете и научным исследованиям. Так, например, существуют общие рекомендации по созданию презентаций, т.е. электронного продукта, который воспринимается визуально, например, рекомендуется не использовать слишком много разных цветов, а выбирать двух-трехцветные контрастные комбинации. Важно также создать динамику демонстрации учебного материала с помощью анимации или звукового сопровождения и т.п. в целях привлечения внимания, выделения важной информации, интерактивного взаимодействия и др.
Наконец, важно определить, какую архитектурную форму электронного учебника решено создать: энциклопедию, тест, задачник или же это будет креативная или авторская среда; с использованием невербальных элементов или без них. Каждая из этих форм электронных учебников преследует разные методические цели: энциклопедии - это многофайловые или многостраничные учебники, которые содержат, как правило, большой объем теоретической информации, задачники или сборники текстов направлены на формирование и автоматизацию практических навыков и умений, тесты применяются как инструмент контроля овладением необходимыми знаниями, умениями, навыками. На практике, как правило, авторы электронных учебников совмещают несколько архитектурных форм электронных учебников, в результате это можно назвать смешанной архитектурной формой электронного учебника или электронный учебник смешанного стиля. Такой учебник построен по типовому принципу общепринятого базового учебника по дисциплине, который включает в себя большой (иногда даже избыточный) объем учебного материала, вопросы и задания для различных форм контроля, приложения, часто ответы на задания. Принято считать, что учебник смешанной формы будет многофункционален и универсален, преподаватель при изучении дисциплины будет направлять обучающегося в соответствии с текущей рабочей учебной программой.
Однако с учетом формирования нового типа мышления, тяготеющего к SMART-образованию, необходимо творчески подходить к структуре электронного учебника, чтобы он не превращался в просто ненапечатанную копию учебников предыдущего поколения. Ведь механическое соединение по принципу ветвления не делает учебник интерактивным, автоматический переход со страницы на страницу не добавляет интереса к обучению, а выдача проверенного теста (даже с гиперссылкой на правило или правильный ответ) мало, чем отличается от традиционных педагогических взаимоотношений преподавателя-ученика: просто вместо ручки и лектора перед собой, обучающийся использует в процессе обучения компьютерную мышь. Чем отличается клик на
правильном ответе от «галочки» ручкой на распечатанном тесте? Или что нового несет гиперссылка на правило по сравнению с традиционным разбором ошибок в контрольной работе под руководством преподавателя? Такие образовательные ресурсы можно назвать «образовательными ресурсами первого поколения» или ОР 1.0 по аналогии с интернетом первого поколения. Сейчас уже более десяти лет мы используем Интернет 2.0 [16] и электронные образовательные ресурсы должны соответствовать ОР 2.0.
Современный электронный учебник, по нашему мнению, должен строиться по типу креативной или авторской среды. Под креативной средой понимается такая форма электронного учебника, которая позволяет изменять внутри среды существенные фреймы, надстраивать и усложнять данную среду, взаимодействуя с объектами среды и создавая на их основе собственный продукт. Это наиболее сложная часть электронного продукта, которая требует усилий как специалистов в области программирования, так и специалистов-предметников, требуется также глубокое понимание педагогических задач и методических приемов.
Авторская среда, как известно, предполагает возможность подстройки процесса обучения под индивидуальные и конкретные задачи текущей учебной программы. Однако, на наш взгляд, данное определение не совсем точно, т.к. кроме того, что такая среда дает возможность корректировки выстроенного материала, самое важное в ее характеристике то, что эта среда, которая последовательно реализует авторскую методику преподавания того или иного предмета. Для создания авторской среды необходима концепция обучения, четкая формулировка технологии, методики обучения, последовательная реализация авторской концепции в череде комбинаций приемов обучения. Если такая авторская среда хорошо продумана и создана, то после успешной апробации подобного типа электронного учебника, использование авторской среды в процессе преподавания не подлежит сомнению.
Итак, рассмотрев несколько архитектурных форм электронных учебников и основываясь на собственном опыте создания электронных пособий и электронного учебника, мы склонны считать, что наиболее успешной будет смешанная архитектурная форма на основе креативной и авторской среды. Авторская среда позволит преподавателю выстроить концепцию, методы, приемы, технологии, оперативно приспособить учебник к конкретной группе, отобрать темы, упражнения, задания на самостоятельную работу, а обучающему - использовать свои навыки поиска, отбора информации, при необходимости сформировать индивидуальный пакет выполненных заданий, например, заданий повышенной сложности. Креативная среда позволит применить навыки опытного пользователя компьютера, виртуальной среды. Такая креативная среда может использовать различные оболочки, программы, мобильные приложения, что согласуется с упомянутой выше концепцией SMART-образования.
Например, внутри креативной среды учебника «Русский язык. Базовый уровень» мы использовали ряд программных продуктов, которые являются бесплатными, популярными у молодежи, применимыми в мобильном обучении. Рассмотрим подробнее использование программы Meitu. На первом этапе работы с помощью данного мобильного приложения, с использованием различных фильтров обучаемые могли отредактировать свою собственную фотографию так, что получается анимированный персонаж, только похожий на свой источник. Уровень корректировки собственного изображения при апробации учебника контролировался так, чтобы изображение было узнаваемо и этически выдержано. Как правило, на этом этапе обучающиеся получают положительные эмоции, им интересна эта работа. Мобильное приложение легко в пользовании, поэтому все члены учебной группы, независимо от успеха в изучении русского языка, получают положительный эмоциональный опыт, что очень важно: «Эмоции человека влияют на познавательные процессы, зависящие от мотивации. Например, курсанты, которые испытывают
положительные эмоции, такие как самореализация и удовлетворение, готовы предпринимать большие умственные усилия для решения поставленных задач, чем те курсанты, которые испытывают отрицательные эмоции. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и творческого подхода, которые могут стать мотивационными факторами в процессе обучения» [17, с. 162]. На втором этапе изображение переносится на электронный носитель, а затем помещается в креативную среду учебника. Технология работы между приложением Meitu и Power Point позволяет одним кликом ввести анимэ-аватар обучающегося в креативную среду, заменив аватар нужного героя.
Автор электронного образовательного ресурса, учитывая все вышеперечисленные характеристики мышления современного обучающегося, создает креативную среду: продумывает ряд персонажей интересной сериальной сюжетной истории, которая может иметь разветвления в зависимости от того, как историю будут придумывать обучающиеся. В роли действующих героев используются анимированные изображения членов учебной группы. Если при этом совместить креативную среду с возможностями SMART Boards (умной интерактивной доски), то все изменения будут не только транслироваться в реальном времени, но и записываться автоматически на встроенный видеорекордер и затем могут быть многократно воспроизведены.
Таким образом, обучающиеся как бы попадают в виртуальную реальность, становятся соавторами сюжета, озвучивая своих персонажей. В этом случае мы достигаем сразу нескольких целей:
- обучающийся использует свои навыки опытного пользователя виртуальной среды;
- является соавтором креативной среды, как это и реализуется в сети Интернет;
- наконец, самое важное - учится коммуницировать с другими участниками виртуальной среды на русском языке, выполняя не условно-коммуникативные упражнения под чуждыми именами героев диалога, а творчески развивая общение от собственного имени внутри креативной среды.
Создание собственного виртуального персонажа для общения на русском языке внутри креативной обучающей среды с педагогической точки зрения в значительной степени снимает комплекс проблем адаптации иностранного военнослужащего - курсанта российского военного вуза. Это происходит, во-первых, потому, что общая работа в программе консолидирует учебную группу. Во-вторых, отдельные курсанты (иностранные военнослужащие), которые испытывают трудности, подсознательно перекладывают свои ошибки на ошибки своего виртуального персонажа, снимая сложный эмоциональный фон. Наконец, в-третьих, виртуальный герой может обладать большей внутренней свободой, т.к. это только проекция обучаемого, и сам обучаемый может больше раскрыться в процессе работы в коллективе в креативной образовательной среде.
В данной статье, ограниченной по объему, мы рассмотрели лишь несколько архитектурных форм учебников, а также программ и приложение Meitu. Указанные дидактические средства обучения нами использовались в рамках педагогического эксперимента для формирования и овладения иностранными военнослужащими коммуникативной компетенцией, в полной мере близкой к естественной. Список таких приложений можно продолжить, например, навыки повествования на иностранном языке могут быть отработаны с помощью панорамных фотографий (описание своей комнаты, места экскурсии), приложение «Слово дня» расширяет лексический запас иностранных курсантов. Существуют также широко известные приложения для изучения отдельных предметов, например, общепринятые приложения для изучения химии «Chemist», «Molecules» и множество других приложений, корректное применение которых в условиях военного вуза помогают совершенствовать учебный процесс.
Скорость информационно-коммуникационных потоков в современном обществе изменяет и само общество, и каждого из его членов. Новое поколение должно получать такое образование,
которое даст возможность любому профессионалу достойно и конкурентоспособно развиваться согласно принципам образования XXI века, утвержденных программой ЮНЕСКО: «образование для всех», «образование через всю жизнь», «образование всегда, везде и в любое время».
Список литературы:
1. Алпеева Л.С. Сущность понятия «инновационное образовательное пространство» в его связи с общей теорией инновации // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам в военно-техническом вузе. - Коллективная монография / [под редакцией Е. И. Чирковой; отв. за выпуск Л. С. Алпеева]. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2017. - С. 926.
2. Елманова И.В. Интерактивное обучение как инновация в современном образовательном процессе. / И.В. Елманова // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 40-46.
3. Smart-технологии изменят систему образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.trainings.ru/library/education_experience/?id=14024 (дата обращения 12.07.2017 ).
4. Чиркова Е.И., Зорина Е.М. Система визуальных образов в образовательном пространстве. // Е.И. Чиркова Е.М. Зорина // Евразийский союз ученых. - № 3 (36). -ч. 2. - С. 21-25.
5. Власов П. Как бороться с клиповым мышлением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://tradelikeapro.ru/klipovyim-myishleniem (дата обращения 12.07.2017).
6. Верстинен Т. Мозг зомби. Научный подход к поведению ходячих мертвецов / Тимати Верстинен, Брэдли Войтек; Пер. с англ. - М.: Алпина Паблишер, 2016. - 262 с.
7. Рамчандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Вилейнур Рамачандран / Пер. с англ. Елены Чапель / Под научной редакцией к. психол. н. Каринэ Шишковой. М.: Карьера Пресс, 2016. - 422 с.
8. Каплан А. Мифы и реалии мозга человека: нейроинтерфейсы, искусственный интеллект, киборги и симбионты. - Открытая лекция 3 мая 2017 г. СПб национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.
9. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 448 с.
10. Арден Джон. Укрощение амигдалы и другие инструменты тренировки мозга / Джон Арден: пер. с англ. Ю. Константиновой [науч. Ред. Н. Никольская]. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2016. - 304 с.
11. Нанотехнологии как ключевой фактор технологического уклада в экономике / Под ред. С.Ю. Глазьева и В.В. Харитонова. - М.: Тровант, 2009. - 304 с.
12. Василенко В. Технологические уклады в контексте стремления экономических систем к идеальности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://sepd.tntu.edu.ua/images/stories/pdf/2013/13vvoski.pdf. (дата обращения 25.05.2017).
13.. Садовничий В.А, Акаев А.А, Коротаев А.В., Малков С.Ю. Моделирование и прогнозирование мировой динамики / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». - М.: ИСПИ РАН, 2012. - (Экономика и социология знания). - 359 с
14. Лаптев А.А. Особенности военного образования: конкурентноустойчивость военного вуза на российском рынке образовательных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: www.rucont.ru/efd/526864 (дата обращения (20.05.2017).
15. Малашенко Ю.И. Подходы к созданию электронных библиотек в интересах подготовки специалистов войск связи / Ю.И. Малашенко // Связь в Вооруженных силах Российской Федерации-2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.army.informost.ru/2016/sod.php (дата обращения 12.07.2017).
16. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков / С.В. Титова, А.В. Филатова; Мос. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова, Факультет иностран. яз. и регионоведения. - М.: ЗАО «Издательство ИКАР», 2014. - 100 с.
17. Чиркова Е.И. Эмоциональная составляющая занятия по иностранному языку в военно-техническом вузе / Е.И. Чиркова // Молодежь. Образование. Наука: сборник статей Х Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и ученых (Пенза, 15 марта 2015 года) / под общ. ред. О.В. Варнаковой, И.И. Грачева, О.Н. Пономаревой, В.А. Худякова. -Пенза: ПАИИ, 2015. - С.161-167.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Алпеева Лада Сергеевна, кандидат педагогических наук, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения
имени генерала армии А.В. Хрулева (ВИ(ИТ) ВАМТО), доцент кафедры иностранных и русского языков, e-mail: [email protected] Бакевич Алексей Михайлович, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, соискатель степени кандидата технических наук, e-mail: [email protected] Ваучский Михаил Николаевич, доктор технических наук профессор, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, профессор кафедры «Технология, организация и экономика строительства», e-mail:wow_2@ mail.ru
Гайнуллин Марат Мансурович, кандидат технических наук доцент, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, заместитель начальника кафедры
«Гидротехнические сооружения,
строительные конструкции и механика твердого тела», e-mail: [email protected] Колесник Иван Владимирович, ВИ(ИТ) ВАМТО имени генерала армии А. В. Хрулёва, преподаватель кафедры
«Электроснабжение, электрооборудование и автоматика», e-mail: [email protected] Кондратьев Владислав Сергеевич,
NFORMATION ABOUT THE AUTHORS Alpeeva Lada S., candidate of pedagogical Sciences, Military Institute of engineering of the Military Academy of logistics named after army General A.V. Khrulev MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, associate professor of the Language Department, e-mail: [email protected]
Bakevich Aleksey M., MI(E) MAL behalf of the army General A. V. Khrulev, the competitor of a scientific degree of candidate of technical Sciences, e-mail: [email protected]
Vauchskii Mihail N., doctor of technical Sciences Professor, Military Institute of the Military Academy of logistics named after army General A.V. Khrulev (MI(E) MAL), Professor of the Department "Technology, organization and Economics of construction", e-mail: wow_2@ mail.ru Gaynullin Marat M., candidate of technical Sciences associate Professor, Military Institute of engineering of the Military Academy of logistics named after army General A.V. Khrulev, Deputy head of the Department, e-mail: [email protected]
Kolesnik Ivan V., MI(E) MAL behalf of the army General A.V. Khrulev, teacher of the Department "Power Supply, Electric and Automatic Equipment", e-mail: [email protected]
Kondratiev Vladislav S., candidate of technical 45