Научная статья на тему 'Архитектура монастырей Мексики периода колонизации (xvi век)'

Архитектура монастырей Мексики периода колонизации (xvi век) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА МЕКСИКИ / МОНАСТЫРИ / КОЛОНИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ / РЕНЕССАНС / MEXICAN ARCHITECTURE / MONASTERIES / LATIN AMERICA COLONIES / RENAISSANCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гарсия Солано Анна Милена Альваровна

Важным этапом в развитии архитектуры Латинской Америки является период колонизации XVI в. В данной статье рассматривается архитектура монастырей этого времени. Особый интерес представляет формирование типологии ранних монастырских комплексов, а также проникновение в Мексику европейских архитектурных форм. Данная проблема раннее не привлекала внимания отечественных искусствоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An important stage in the development of the american architecture is the colonisation period of the 16th century. This article examines monastic architecture of that period. The author focuses on the formation of a typology of the early monastic complexes, as well as on the infiltration of the european architectural forms in Mexico. This issue has not attracted the attention of Russian art historians.

Текст научной работы на тему «Архитектура монастырей Мексики периода колонизации (xvi век)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 4

А.М.А. Гарсия Солано

(аспирантка кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова)*

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЕЙ МЕКСИКИ ПЕРИОДА

КОЛОНИЗАЦИИ (XVI ВЕК)

Важным этапом в развитии архитектуры Латинской Америки является период колонизации XVI в. В данной статье рассматривается архитектура монастырей этого времени. Особый интерес представляет формирование типологии ранних монастырских комплексов, а также проникновение в Мексику европейских архитектурных форм. Данная проблема раннее не привлекала внимания отечественных искусствоведов.

Ключевые слова: архитектура Мексики, монастыри, колонии в Латинской Америке, Ренессанс.

An important stage in the development of the american architecture is the colonisation period of the 16th century. This article examines monastic architecture of that period. The author focuses on the formation of a typology of the early monastic complexes, as well as on the infiltration of the european architectural forms in Mexico. This issue has not attracted the attention of Russian art historians.

Key words: Mexican architecture, monasteries, Latin America colonies, Renaissance.

* * *

Мексика, находящаяся на юге североамериканского континента, в силу своего географического положения и обширности территории значительно отличается масштабом, количеством и качеством культовых сооружений XVI в. от других стран Латинской Америки.

Особым, уникальным порождением ибероамериканского искусства1 стали мексиканские монастыри-крепости — религиозные сооружения, построенные для евангелизации региона. Стилистически они соответствуют поздней готике, а также привносят черты Ренессанса (посредством использования декоративных элементов платереско2). Появление подобной архитектурной формы было

* Гарсия Солано Анна Милена Альваровна, тел.: 8-903-190-31-46; e-mail: anna. mile.garcia@gmail.com

1 Ибероамериканское искусство — искусство стран Латинской Америки.

2 Платереско (от исп. "platero") — ювелирный, филигранный. На начало XVI в. приходится необыкновенный подъем строительства культовых и светских сооружений. На ранних этапах было заметно сильное влияние поздней готики, однако со временем готические элементы изживаются. Интерес к классической итальян-

обусловлено внешними факторами. С самого начала колонизации (конец XV в.) враждебно настроенное коренное население представляло для колонизаторов опасность, что вынуждало монастыри, помимо религиозной функции, выполнять и роль убежищ, оборонительных сооружений как для самих переселенцев из метрополии, так и для новообращенных христиан. Стоит заметить, что тип монастыря-убежища, храма-крепости в Новом Свете уходит корнями в прошлое Испании, где в Средние века строились подобные сооружения для защиты христианского населения от арабских захватчиков.

Сразу после открытия Америки Колумбом в 1492 г. в Новый Свет направились паломники разных монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, августинцы, иезуиты и т.д. Первыми вместе с конкистадорами прибыли монахи ордена Святого Франциска3. С самого начала своего присутствия в регионе они вели миссионерскую деятельность, но активным освоением территории занялись лишь после завершения конкистьг в 1524 г. Францисканцев отличало стремление подражать Христу, они видели «в нищете добродетель, считая ее отличительной чертой ранней церкви, в то время как пост-константиновская церковь вызывала у них подозрения, поскольку многие фраеры4, священники и иерархи стали жертвами искушения богатством и роскошью. Они видели возможность обновления церкви и создания нового христианского общества, построенного вместе, индейцами и францисканцами, в Новом Свете»5.

Вслед за францисканцами в 1526 г. в Америку приходят монахи Доминиканского ордена6. Однако первые 50 лет были для них очень сложными, ведь лучшие территории были уже заняты францисканцами. Доминиканцам пришлось осваивать труднодоступ-

ской культуре помогает отказаться от средневековых пережитков в архитектуре. Но для Испании все равно остается характерна повышенная декоративность форм. В платереско проникает всё больше орнаментальных мотивов итальянского ренессанса: гирлянды, медальоны, маскароны, а также ордерные элементы, вносящие известную упорядоченность (см.: RosenthalE. Image of Roman Architecture in Renaissance Spain // Gazette des Beaux Arts. LII. 1958; Nieto V., Morales A.J., Checa F. Arquitectura Del Renacimiento en España, 1488—1599. Madrid, 1989; Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения. Т. 5. М., 1967).

3 Лапандин И. Мексика // Католическая Энциклопедия. Т. 3. М., 2007. С. 291.

4 Фраер — член Нищенствующего ордена (Францисканского, Доминиканского, Августинского, Иезуитского и т.д.). Они отличались от монахов тем, что жили не в монастырях, а при церковной общине среди мирян, полагаясь на подаяния.

5 López S.S. Summa Artis: Historia General Del Arte: Arte Iberoamericano desde la Colonización a la Independencia. Pt 2. Vol. 28. Madrid, 1985. P. 114-115.

6 Лапандин И. Указ. соч. С. 291.

ные районы центральной части страны, а также суровое в климатическом отношении побережье Тихого океана, многие монахи погибли в результате тягот и эпидемий. Таким образом, единственным местом, где доминиканцы смогли установить свое влияние на раннем этапе, был город Мехико. Надо признать, что подобная картина характерна только для вице-королевства Новая Испания7 (Мексика). В остальной Америке, Центральной и Южной, доминиканцы были успешнее.

Несколько позже францисканцев и доминиканцев, в 1533 г., в регион приходят августинцы8, которые вскоре занимают территорию Мичиокан9.

Последними в Новый Свет прибыли иезуиты — во второй половине XVI в.10 Они приходят на уже завоеванные территории, которые стабильно находились под испанским контролем.

Итак, в 1524 г. завершается конкиста Ацтекской империи Эрна-ном Кортесом. Сразу же после этого испанцы начинают обращать коренное население в католицизм, проводником которого служат монашеские ордена. В течение всего 40 лет в Новом Свете было возведено огромное количество монастырских комплексов, причем почти все они отличались большими масштабами.

Такие факторы, как сложные условия жизни, огромное число новообращенных индейцев, не могли не сказаться на планировке ранних монастырских комплексов. Несмотря на то что монастыри разбросаны по всей территории современной Мексики, все они схожи типологически.

Обычно строительство монастыря начиналось с огораживания большого двора массивной стеной, имеющей высоту до 5 метров. Такой двор назывался атрио, в его центре устанавливали большой каменный крест, а по углам возводили небольшие капеллы, называемые посас. В ранних монастырских комплексах атрио играл важную роль: в то время как монахов было немного, а новообращенных индейцев — сотни, такие дворы служили местом проведения месс. Существует мнение, что использование открытого пространства для богослужения было обусловлено тем, что прежде индейцы отправляли свои языческие ритуалы именно под открытым небом11 (рис. 1).

7 К 30-м гг. XVI в. весь континент был под властью европейцев. Он был разделен на несколько вице-королевств. Вице-королевство Новая Испания составляли современные Мексика, Гватемала, юго-западные штаты США, Никарагуа, Сальвадор и др.

8 Лапандин И. Указ. соч. С. 291.

9 Мичиокан — мексиканский штат, расположенный в центральной части страны.

10 Лапандин И. Указ. соч. С. 291.

11 Boy A., Monroy Ma. E. Conventos: Rutas evangélicas. Reforma. Mexico City, 1999. P. 1.

Рис. 1. Капелла-посас

Угловые капеллы посас в плане представляют небольшое квадратное сооружение, часто перекрытое куполом. О предназначении посас существует множество предположений. Одно из них гласит, что они использовались для отдельной индоктринации мужчин

и женщин, мальчиков и девочек12. В любом случае они являлись сакральным местом, так как в них располагались алтари и христианские символы. Подобная практика имеет свой прототип в Испании, где алтари часто ставили по ходу движения церковной процессии (крестного пути), на площадях и улицах. Ретабло могли возводить в углах клуатров с той же целью, для остановок во время процессий13.

На противоположенной от входа стене, лицом к атрио, располагалась еще одна часовня — открытая капелла, также известная как «капелла индейцев» — она могла использоваться в качестве алтаря во время богослужений. Джон МакАндрю классифицирует весь комплекс — атрио, посас, крест в центре атрио и «капеллу индейцев» — как церковь под открытым небом, где «капелла индейцев» выполняет роль алтаря, а атрио — нефа14.

Строительство монастыря начиналось именно с атрио. Затем к нему пристраивался однонефный зальный храм. В период колонизации все соборы ранних монастырей были однонефными и зальными — это и была их отличительная особенность. Подобный тип храма встречался и в Испании, Дж. Кублер указывает на церкви в пригороде Гранады, спроектированные Дьего де Силое в 1540-х гг.15 Однако кроме упомянутых Кублером, можно привести примеры других испанских однонефных церквей XVI в.: церковь Св. Мартина в Трухильо (1564), церковь Бернардинок в Саламанке (1552) архитектора Родриго Гиль де Онтаньона. Однако Сантьяго Себастьян Лопез считает, что всё же существует разница между испанскими и мексиканскими памятниками, полагая, что прототипы могли существовать за пределами Пиренейского полуострова16. Проекты однонефных церквей вице-королевства Новой Испании отличаются единообразием не только в решении пространства, но и объема. Следуя готическому стилю, подобные церкви зачастую перекрывались крещатыми сводами, однако в более бедных районах, а также в регионах с повышенной сейсмической активностью церковные своды были намного проще, и перекрытия выполнялись из дерева.

12 Fray Diego Valadés. Retórica cristiana. Mexico, D.F., 1989.

13 Подобного рода процессии проходят по сей день в католических странах (Испании и Италии) как на улицах, так и внутри храмов (см. об этом: Escriva de Balaguer J. Via Crucis. Trigesimoprimera edición. Madrid, 1981; Ratzinger J., Von Bal-thasarH.U., GiussaniL., Newman J.H. Via Crucis. Madrid, 1999).

14 McAndrew J. The open-air churches of sixteen-century Mexico. Atrios, posas, open chapels and other studies. Cambridge, Mass., 1965.

15 Kubler G, Soria M. Art and Architecture in Spain and Portugal and Their American Dominions, 1500 to 1800. Baltimore, Maryland, 1959. P. 71.

16 López S.S. Op. cit. P. 139.

Фасад подобных храмов соответствовал всему монастырскому комплексу, внешне напоминая замок с зубцами или мерлонами и башнями, хотя подобные элементы были зачастую декоративными и не несли военно-оборонительной функции. Кроме сурового внешнего вида и декоративных оборонительных элементов, фасад монастырских церквей мог украшаться розеткой, также характерной готической формой (рис. 2).

Рис. 2. Фасад церкви монастыря в Екапистла

С южной стороны к храму прилегал клуатр, на который были ориентированы уже непосредственно монастырские служебные помещения: кельи, библиотека и прочее. В истории испанского искусства монастырский клуатр нашел свое продолжение в искусстве Мексики в XVI в., с роскошным убранством и разнообразием иконографического решения. Для лучшего понимания стоит обратиться к истокам клуатра в восточном монашестве, так как в той или иной мере в регулярной форме он существовал в сирийской архитектуре V в., из которой переходит в византийскую, где монастыри имели кельи, расположенные вокруг патио, в которое они открывались посредством портиков. Бенедиктинцы переняли подобные закрытые пространства в качестве ядра при организации своих монастырей, однако регулярно использоваться клуатр начинает с эпохи каролингов, когда бенедиктинский устав был распространен по всей империи. В XI в. клюнийцы подтолкнули развитие монументальной скульптуры, что стало истоком для формирования обширных иконографических программ, которые нашли в клуатре идеальное архитектурное обрамление, что в свою очередь подчеркнуло латентное иконологическое значение клуатра17. Центр клуатра являет собой пересечение всех координат, воспринимается как своего рода «центр мира» и отмечается колодцем, деревом, фонтаном или колонной. Клуатры также могли расписываться — обычно использовались сюжеты священной истории.

В плане художественного решения ранних монастырских комплексов прежде всего обращают на себя внимание строгость и аскетизм фасадов и стен. Стены некоторых монастырей завершают мер-лоны, характерные для крепостного строительства. Если говорить сугубо о конструкции стен мексиканских монастырей XVI в., то очевидно, что большое влияние на нее оказал романский стиль: они широкие, плотные, сплошные, декоративных элементов почти не имеют. Встречаются некоторые памятники, где стены были раскрашены (к примеру, францисканский монастырь св. Архангела Гавриила (1549—1552) в Сан Педро Чолула, штат Пуэбла), однако, это исключение лишь подтверждает правило: чаще фасады комплексов оставляют без художественного оформления, кроме редких декоративных элементов — порталов и окон. Надпортальные окна могут решаться в готическом стиле в виде розеток (к примеру, монастырь Св. Иоана Крестителя (1535—1540) в Екапистла, штат Морелос). Таким образом, декоративно выделяются только тектонические части фасада.

17 !Ы(± Р. 133-134.

Убранство атрио отличалось от внешнего облика сооружений — посас, открытая капелла («капелла индейцев») и храм расписывались сценами на религиозные сюжеты, в росписи чаще всего встречаются праздничные циклы и сцены из истории евангелизации Новой Испании. Таким способом в монастыри привлекалось в массе своей неграмотное коренной население, знакомившееся с христианской религией по изображениям.

Вероятнее всего, именно монастырские комплексы были первыми сооружениями на континенте, которые в плане и декорации соответствовали европейским стилям. Несмотря на то что хронологически период колонизации в Америке приходится на эпоху Возрождения в Европе, с самого его начала монастырская архитектура перенимает романские и готические формы, а также формы стиля мудехар, и лишь позднее адаптирует Ренессансный стиль. Культурные и социальные особенности региона не позволяли перенести ренессансные формы в чистом виде, поэтому в Новом Свете испанцы обращаются к уже проверенным архитектурным формам, устоявшимся типологиям. В архитектуре монастырских комплексов ренессансные черты встречаются крайне редко — в виде декоративных элементов порталов и/или открытой капеллы и т.д. (к примеру, августинский монастырь Св. Марии Магдалены (сер. XVI в.) в Куитезко, штат Мичоакон и приход Св. Михаила (XVI в.) в Актопан, штат Идальго).

Готический стиль куда больше подходил для сложившейся социокультурной ситуации. Не говоря уже о том, что для самих испанских конкистадоров этот стиль ассоциировался с победой христиан над мусульманскими захватчиками. Не стоит забывать, что Испания сумела полностью победить последний арабский эмират на территории Пиренейского полуострова в тот же год, когда Колумб совершил свое первое плавание. В Конкисте Америки могли участвовать сыновья воинов, освобождавших Андалусию в 1492 г. Для этих людей католические готические соборы и монастыри севера Испании противостояли мавританским алькасарам и мечетям Юга и символизировали победу христианства над исламом. Таким образом, испанским конкистадорам снова пришлось столкнуться с противником-иноверцем — в лице язычников индейцев. И в архитектуре они снова обращаются к стилю, который олицетворял для них победу истинной веры, благодаря чему в колониях происходит возрождение угасающего на континенте готического стиля. Итак, именно готический стиль доминирует в ранних сооружениях.

Наибольшее влияние готика оказала на конструкцию сводов монастырей Новой Испании. Францисканцы отдавали предпочтение крестовым сводам (к примеру, монастырь Св. архангела Михаила

(1526—1570) в Уэхоцинго, штат Пуэбла), в то время как августинцы и доминиканцы предпочитали цилиндрические, зачастую при помощи росписи имитируя нервюры (доминиканский монастырь Санто Доминго де Гузман (1535—1540) в Оакстепек, штат Морелос).

В клуатрах монастырей Нового Света чаще использовали колонны нежели пилоны для поддержки сводов галереи. Колонны могли ставиться на парапет, подобного рода размещение колонн характерно и для испанского монастырского строительства. Своды галерей клуатров значительно варьируются от памятника к памятнику — от нервюрных и цилиндрических (монастырь Св. Августина (1540—1580) в Малиналько, штат Мехико; монастырь Св. Иоана Крестителя (1535—1540) в Екапистла, штат Морелос) до полностью деревянных (монастырь Св. Августина (1524/1529—1560) в Аколь-ман, штат Мехико).

В то же время, в большинстве монастырских комплексов XVI в. готический стиль дополняется испанским стилем мудехар. Больше всего он проявился в декорации, никак не отразившись на конструкции. Черты мудехара видны в декоративном решении мерлонов, обрамлении порталов, в использовании кирпича и стука — типичных для него материалов (францисканский монастырь (около 1530) в Текамачалько, штат Пуэбла).

В ранних памятниках сложно говорить о каком-либо значимом влиянии индейского стиля, несмотря на то что над возведением подобных комплексов трудились в большинстве своем коренные жители. Все же в XVI в. индейские мотивы могли изредка встречаться в декоративных элементах в виде растительных орнаментов, в основном это изображения кактусов, агавы (росписи монастыря Св. Августина (1540—1580) в Малиналько, штат Мехико). То есть, изображаются растения, встречающиеся в природе окружающей как коренных, так и новоприбывших жителей региона (рис. 3). Встает вопрос, можно ли считать эти изображения влиянием индейцев или все же это была попытка передать реальный мир Новой Испании? Однако если индейское происхождение растительных орнаментов можно поставить под сомнение, то есть и очевидно местные мотивы в виде ацтекских символов — изображения солнца, цветка четырехлистника, орла и т.д.

К концу периода колонизации необходимость в монастырях-крепостях потеряла актуальность. В ибероамериканском искусстве начался новый этап, где готический стиль уступил свои позиции Ренессансу18.

18 Подобное произошло и во французской архитектуре. Об этом см.: Ефимова Е.А. Альбом рисунков античных памятников во французской архитектурной практике эпохи Ренессанса: типология и классификация // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. М., 2008. С. 316.

Рис. 3. Роспись в индейском стиле

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Вслед за конкистой в период колонизации на территории Нового света и Новой Испании в частности укореняется новая для этого региона европейская культура. Наиболее яркое проявление она получила в архитектуре, в которой на раннем этапе доминировали монастырские сооружения, необходимые для евангелизации коренного населения, защиты новообращенных и переселенцев из Старого Света, а также как зримый знак присутствия испанской короны.

В колониальный период складывается определенный тип культовых сооружений, который отличался аскетизмом и сухостью декорации. Комплекс обносился стеной, образующей большой двор — атрио, на который выходила открытая капелла, изначально служившая алтарем. Затем пристраивался однонефный храм и непосредственно монастырская часть с клуатром, кельями и служебными помещениями. Стоит отметить, что в самой метрополии подобных монастырей в этот период не возводилось. Поскольку подобные монастырские комплексы были созданы в период колонизации и борьбы с местным населением, они часто походят на крепости и имеют много общего с романской архитектурой. Религиозная архитектура Нового Света была удивительно многофункциональна, являла собой религиозные и гуманитарные центры, где монахи, кроме обращения в христианство индейцев, занимались лечением и просвещением коренного населения. Конечно же, образовательная и лечебная функции были и у большинства евро-

пейских монастырей XVI—XVII вв. Но монастыри Нового Света кроме важных социальных функций выполняли еще и защитную роль. Для большого числа местных жителей монастыри зачастую были единственной надеждой на спасение.

Сложно говорить о едином, выдержанном стилистическом решении ранних мексиканских монастырей19. В декоративном отношение это эклектичные сооружения, отражающие вкусы и финансовые возможности заказчика, масштабы, функции и значение комплекса в регионе, а также учитывающие особенности окружающей среды. Mексиканские памятники XVI в. заимствуют множество типологических и декоративных элементов не только у монастырских комплексов, но и у замковой архитектуры Пиренейского полуострова. Эти памятники стали колыбелью европейской культуры в Новом Свете. Ранняя архитектура Новой Испании играет важную роль в типологическом сложении и развитии сакральной архитектуры не только Mексики, но и всей Латинской Америки.

Список литературы

1. Ефимова Е.А. Альбом рисунков античных памятников во французской архитектурной практике эпохи Ренессанса: типология и классификация // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, западной Европы. M., 2008.

2. Лапандин И. Mексика // Католическая Энциклопедия. Т. 3. M., 2007.

3. Тананаева Л.И. О понятии стиля в колониальном искусстве Латинской Америки XVI—XVIII веков // Искусствознание. M., 2012.

4. Boy A., Monroy Ma. E. Conventos: Rutas evangelicas. Reforma. Mexico City, 1999.

5. Kubler G., Soria M. Art and Architecture in Spain and Portugal and Their American Dominions, 1500 to 1800. Baltimore, Maryland, 1959.

6. López, S.S. Summa Artis: Historia General Del Arte: Arte Iberoamericano desde la Colonización a la Independencia. Pt 2. Vol. 28. Madrid, 1985.

7. McAndrew J. The open-air churches of sixteen-century Mexico. Atrios, posas, open chapels and other studies. Cambridge, Mass., 1965.

8. Nieto V., Morales A.J., Checa F. Arquitectura Del Renacimiento en España, 1488-1599. Madrid, 1989.

9. Ratzinger J., Von Balthasar H.U., Giussani L, Newman J.H. Via Crucis. Madrid, 1999.

10. Rosenthal E. Image of Roman Architecture in Renaissance Spain // Gazette des Beaux Arts. LII. 1958.

Поступила в редакцию 25 мая 2016 г.

19 Подробнее см.: Тананаева Л.И. О понятии стиля в колониальном искусстве Латинской Америки Х\Г—Х\ТП веков // Искусствознание. М., 2012. С. 57—91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.