АРХИТЕКТУРА
Алберто Бурри родился в 1915 году в городе Перуджи. Медик,хирург по образованию,он начал рисовать втридцать лет. В1948 году Бурри окончательно переквалифицировался в художника, примкнув к кругу итальянских модернистов. Считается, что особенное влияние на Бурри оказали группа Zero, ПьетроМанцони,Лучано Фонтана. Наследие Бурри часто сравнивают с творчеством последнего, его близкого друга. Даже на международной выставке «Арт Темпо»5 (Art Tempo), проходившей в венецианском Палаццо Фортуни, белые минималистские холсты Бурри и Фонтаны были вывешены точно напротив друг друга.
«Открытие космоса указало на принципиально иное измерение пространства - бесконечность. Рассекая холст, который есть основа искусств, я создаю вечный инфинитив, переменную, являющуюся для меня основой современных художественных практик»6, - писал в 1963 году в пояснительной записке к одной из своих работ Фонтана. Для Бурри этим «выходом в космос», первоосновой стала трещина красочного слоя, щель во времени, память. При видимой схожести приемов Бурри и Фонтана - отмены традиционных границ живописного поля - их скорость проникновения за пределы холста различна. Если Фонтана рассекает холст, совершая акт насилия над поверхностью, редуцируя творчество до мгновения физиологического жеста,то Бурри доводит процесс появления трещин до максимально приближенного к реальному времени. Здесь все происходит как бы само собой, помимо воли автора, без видимого влияния извне, силою вещей. Основными «действующими лицами» становятся химическая реакция и время, подобно технологии проявки фотографической пленки или фотосинтеза. Художник намеренноустраняет себя, оставаясь за кадром, вне игры, предоставляя возможность случаю, сообщая своим произведениям степень нерукотворности.
Альберто Бурри. Склоны Кретто. Снимок Франческо Бенелли
Созерцание поверхности, обнажение ее слоистости стало основным принципом работы Альберто Бурри и в пространственных экспериментах. В середине 1970-х годов Бурри, наподобие художника Кристо,устраивал плотины, задерживал ветер, выращивал мхи, плесень и накапливал пыль. Даже при изменении масштаба эксперимента, при перенесении его из-под лупы микроскопа на холст, с холста - на поверхность земли фокус внимания автора оставался в буквальном смысле на поверхности. Именно ей автор сообщает мудрость, способную балансировать между проекцией в будущее и памятью. В палаццо Albezzini, отданном после смерти художника под Фонд Альберто Бури в Перуджи, сохранилось несколько различных моделей рассматриваемого проекта склона «Кретто»7. В ряд последовательного анализа помещены: кракелюры старинной живописи, пластические рельефы земной поверхности и карты потенциальной сейсмической активности местности вокруг разрушенного города.
Проект «Cretto Grande» не был закончен. Сочетая академическую направленность со стилистикой концептуального объекта, Бурри разработал целую систему так называемой географической памяти. Здесь должен был располагаться выставочный зал под открытым небом и театр. По экономическим причинам этого не случилось. Из всех задуманных интерактивных аттракционов в проекте остались лишь компоненты, присущие болыиомужанру- эхо, ветер и светотень, и, надо сказать, этого достаточно.
7 В 1976-1977 годах Бурри создал прототип «Cretto Grande», монумент
«Cretto Nero», материалом для которого послужила обожженная керамика;
«Черное Кретто» Бурри пожертвовал в сад скульптур Franklin D.Murphy. См,
каталог «Alberto Burn. A Retrospective view 1948-1977», а также Frederick
S. Wright art Gallery, «The Fabric of the Cosmos», New York, Vintage Books,
2007. P. 127.
Альберто Бурри. «Белые Кретти». 1975 год. Холст, глина. Музей Альберто Бурри, Палаццо Альбезини, Перужда
5 См. Каталог венецианской выставки Art Tempo «Where time becomes Art». Musei Civici ViniZiani, 2007. P. 56.
6 Whitfield S., в каталоге Lucia Fontana, Hayword Gallery, London, 2000. P. 104.
3 2011
43
АРХИТЕКТУРА
Сейчас «Кретто» - заброшенная территория. На восьми гектарах - полная формальная тишина, несуществование. В трещинах прорастают кустарники, некоторые бетонные блоки почти полностью покрыты растительностью. Время обнажает природу «Сгейо» как почвы, предоставляя возможность реализации дублированного ландшафта «над», ландшафта «после». Как и живопись, покрывающаяся кракелюрами, теряющая со временем отточенность силуэтов и насыщенность красок, архитектура смертна и уязвима, и в процессе своего распада она становится только более величественной.
Во второй половине XX века, потрясенного жестокими войнами и разрушительными стихийными бедствиями, внимание к стирающейся памяти, историческому, культурному и общечеловеческому наследию было максимально обострено. Разбомбленныеландшафты, едва различимые линии бывших урбанистических центров, руинированные силуэты зданий и выбоины от пуль на фасадах зданий приобрели статус особенной ценности. Жанр мемориала оказался крайне востребованным в архитектурной практике данного периода, задействовав морфологию и синтаксис различных дисциплин. Памятник «Кретто» Альберто Бурри можетявиться примером
подобного взаимовлияния. В итальянском надгробии погибшего города Альберто Бурри объединил архитектурный дискурс, ландшафтный проект и стилистику современного искусства, доведя диалог места и памяти, пространства и времени до границы точных наук - картографии и археологии.
Литература:
1. Cusumano A. La Strada Maestra. Метопа di Gibellina. Skira, 2003.
2. Van Uffelen Ch., Re-Use Architecture, L., 2008.
3. Blazques A.J. «Sculpture Parks in Europe». Birkhauser, 2004.
4. Каталог венецианской выставки Art Tempo. «Where time becomes Art». Musei Civici ViniZiani, 2007. P. 56-58.
5. Whitfield S., Lucia Fontana, Hayword Gallery, London, 2000.
6. Frederick S. Alberto Burn. A Retrospective view 1948-1977, Wright art Gallery Catalogue, N.Y., 1996.
7. Green B. The Fabric of the Cosmos The Fabric of the Cosmos: Space, Time, and the Texture of Reality, N. Y., 2007.
8. Celant G., Alberto Burri, PresteL 2008.
Architecture, landscape or Radical Art. The Principle of
«Re-Use». By X.O.Vytuleva
The article describes a case of a historical preservation - a transformation of an architectural ruin into an artistic gesture. Demolished by the earthquake in 1968, the medieval town in the South of Italy, in 1984 was cast in white concrete and became a pure abstraction, an idea of a town per se. Cretto is a rare monument that does not have any direct analogues in the European cultural tradition when a model of a town is represented at a scale of 1:1. The author traces the lines how being a typical example of Land Art of the mid-1980-s the giant tomb can be equally taken for a sculpture, an installation, an architectural structure or archaeological excavation site. At the same time such a characteristic feature of postmodernism - as interdisciplinarity acquires in this context the qualities of academic precision, the fixation of a historic moment and preservation of geographic coordinates.
Ключевые слова: Принцип «ре-использования», историческое наследие,ландшафтная архитектура,урбанизм, мемориал, Кретто, Альберто Бурри, Питер Айзенман, Палимпсест.
Key v/ords: architectural conservation and preservation, landscape architecture, «Re-Use» Architecture, Memorial, Cretto, historical heritage, Alberto Burri, Peter Eisenman, Palimpsest.
Питер Айзенман. Вид на площадь памятника жертвам Холокоста в Берлине. 2004 год
44 3 2011