УДК: 72.03 ДолговА. В.
Архитектура исповеданий. Двадцать лет после тысячелетия
Сегодня профессиональной и самодеятельной архитектуре требуется не только описательная история храмостроительства, но, в первую очередь, объяснительная, аналитическая, дающая правдивые сведения о ней. Восстановить эту культуру гораздо сложнее, чем уничтожить. Однако делать это необходимо, иначе архитектуре в целом грозит бездуховность, ведь многие столетия именно архитектура исповеданий была источником гармонического воздействия на окружающую среду и людей. Каждый может попытаться внести свою лепту в столь сложное и многогранное дело.
Настоящий выпуск журнала представляется нам первым шагом данного периодического издания на этом пути.
Ключевые слова: культурный пласт, церковное зодчество, источник воздействия, отечественная архитектурная школа, возрождение.
DOLGOVA. V.
ARCHITECTURE OF CONFESSIONS.
TWENTY YEARS AFTER THE MILLENNIUM
Today professional and amateur architecture requires not only a narrative history of church-building, but an explanatory, analytic, giving truthful information about it. This culture is harder to restore than to destroy. However this should be done, otherwise the architecture in general threatens to lack cf spirituality. Everyone can try to contribute to such a complex and multifaceted business. This issue - the first step on this path.
Keywords: cultural stratum, church architecture, the source of exposure, the national school cf architecture, a revived.
Долгов
Александр
Владимирович
директор института
«УралНИИпроект
РААСН»,
советник РААСН, канд. архитектуры, профессор, Заслуженный архитектор РФ E-mail: [email protected]
Огромный культурный пласт, именуемый архитектурой исповеданий, всегда привлекал исследователей и архитекторов, несмотря на десятилетия атеистической зачистки его сакральных смыслов и образов, которые пришлось пережить России. Идеологическая реакция не позволяла изучать содержательную и образную стороны церковного зодчества в их взаимосвязи, поскольку изучение теологических основ не приветствовалось
На фоне вандализма и уничтожения огромного количества бесценных произведений церковного искусства, достигшего своего апогея в конце 1920-х - начале 1930-х гг., в обществе, как реакция на происходящее, все-таки возникло культурное сопротивление, сумевшее убедить власти в непреходящей художественной ценности церковной архитектуры прошлого. От окончательного разрушения мир церковного зодчества спасла его красота, а исследование ее гармонии и лада стали главными направлениями научного творчества в данной сфере. Основу их составили работы К. Н. Афанасьева, И. Э. Грабаря, П. Н. Максимова, В. А. Ополовникова, Л. М. Лисенко, В. П. Орфинского, С. С. Подъяпольского
и многих других блестящих исследователей отечественной церковной архитектуры.
Однако была и когорта в большей степени теоретиков, нежели практиков - носителей премудростей архитектуры исповеданий, таких как В. А. Щусев, В. А. Покровский, Ф. О. Шехтель, Н. К. Рерих, В. М. Васенецов, творчество которых, изобилующее новизной и нестандартностью, неотделимо от национальной православной традиции. Они творили церковную архитектуру, не видя надобности в описании методики процесса для последующих поколений, словно считая, что само произведение уже и есть открытая книга и откровение мастера.
Увы, мир отечественной архитектуры послереволюционной поры поспешил отказаться от классического языка архитектурной теории и практики в угоду новейшим формалистическим подходам. Заповеди остались непрочтенными. Из профессиональной среды на семьдесят лет исчез и заказ на церковную архитектуру, а когда он возник вновь, то вызвал брожение умов и колоссальный разброс точек зрения на то, какой должна быть современная православная архитектура.
Наглядно это проявилось в беспрецедентном во многих отношениях (в том числе и по коли-
честву участников, более двух тысяч) конкурсе на проектирование храма в ознаменование 1000-летия Крещения Руси во имя Троицы Живоначальной на Борисовских прудах в Москве в 1988 г.
Чего здесь только не было, но не оказалось самого главного - проекта, который бы безоговорочно занял
I место, продемонстрировав уверенное знание предмета и традиций отечественной школы церковной архитектуры. Метания от проекта К. Т. Полянского к проекту И. А. Покровского, так и не выявившие лидера, в конечном итоге привели Патриархию и общество к мысли о необходимости воссоздания Храма Христа Спасителя, выполненного в свое время по проекту Константина Тона. Правильность такого решения подтвердила последующая история строительства храма, но для архитекторов оно было приговором в неспособности решить столь серьезную задачу, используя арсенал средств, прошедших основательную 70-летнюю модернизацию.
Упреки Патриархии в косности и ретроспективизме были явно не к месту, поскольку они выглядели как попытка оправдания проигравшей стороны, имя которой - профессиональная архитектура 80-х гг. XX в.
Впрочем, можно ли было тогда назвать ее профессиональной по отношению к церковной архитектуре? Скорее всего, нельзя, ведь любой профессионализм базируется на нормах, а применительно к церковной архитектуре их к тому времени основательно подзабыли, а может быть, и не знали вовсе. В этом отношении профессионала от любителя, рискнувшего попробовать спроектировать храм, отличало большее знание технологической стороны вопроса и владение художественными навыками, однако каждый из них был вправе предлагать собственное понимание канона и традиции русского православного храмостроительства, что и происходило. Все оказались любителями, только одни более информированными и искушенными, а другие - менее.
Последующее десятилетие 1990- х гг. ознаменовалось атмосферой ожидания от Патриархии неких нормативов, определенного свода канонов. Такой свод появился в 2000 г. под названием «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», СП 31-103-99. Вопреки ожиданиям, в нем не постулировалась каноническая основа архитектурного формообразования. Свод сформировался как сборник сведений, безусловно по-
лезных, затрагивающих некоторые типологические характеристики, расчетные показатели и функциональнотехнологические схемы. Однако через какие формы-символы храм являет тело Христово или как он становится образоподобен Горному Иерусалиму, мы не узнали.
Тем не менее, в скором времени к «Своду правил...» были изданы приложения, разработанные Архитектурно-художественным проектнореставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам». В них содержится весьма поучительный и полезный материал в помощь проектировщику, решившему создать храм или часовню.
Для практических целей приобщения к процессу проектирования и строительства церковных зданий проектировщиков во всех концах России значение данных изданий трудно переоценить. Они сделали свое дело, что подтверждается повсеместным бумом по проектированию и строительству храмов, соответствующих требованиям «Свода правил...», но крайне редко приближающихся к художественному уровню дореволюционных образцов.
Тем не менее, в логическом и графическом видах возник новый базис архитектуры исповеданий, ставший основой многоликого творчества проектировщиков храмов 1990-х гг. и начала XXI в. Стал набирать силу практический процесс, использующий хорошо забытые старые и создающий новые нормы, либо утверждающий право на самовыражение архитектора в столь деликатной сфере. Определенные приемы становились общепринятыми, даже тиражировались, другие, наоборот, не выходили за рамки творчества создавшего их автора или мастерской. Постепенно из самодеятельного движения стал формироваться новый профессионализм в сфере храмостроительства. Этому состоянию соответствует сегодняшний день церковной архитектуры, крайне нуждающейся в фундаментальных научных знаниях не только исторического, но и церковно-археологичес-кого и морфологического характера. Их малое количество либо отсутствие к ним интереса со стороны практикующих архитекторов приводят к профанации, проявляющейся всякий раз в примитивной и плоской по содержанию форме.
По существу, все эти негативные проявления - результат исторического распада отечественной архитектурной школы, которую, если мы ждем от церковного зодчества высокого професси-
онального уровня, следует создавать заново.
Думаю, что общество, как светское, так и религиозное, мало информировано о состоянии дел в профессиональной сфере и находится в недоумении. По каким причинам даже рядовые произведения церковной архитектуры прошлого гораздо выразительнее и цельнее большинства помпезных сооружений нового времени? Всеми ощущается, что пропало что-то главное. Тем большая ответственность ложится на тех представителей профессиональной архитектуры, в частности, в Российской академии архитектуры и строительных наук, кто понимает или должен это понимать.
Сегодня профессиональной и самодеятельной архитектуре, как воздух, требуется не только описательная история храмостроительства, но, в первую очередь, объяснительная, аналитическая, позволяющая погрузиться в мир сущностей и причин церковной архитектуры, дающая правдивые сведения о ней. Эту культуру очень трудно восстановить, гораздо сложнее, чем уничтожить. Однако делать это необходимо, иначе архитектуре в целом грозит бездуховность, ведь многие столетия именно архитектура исповеданий была источником гармонического воздействия на окружающую среду и людей. Это факт, прошедший испытание временем.
Каждый может попытаться внести свою лепту в столь сложное и многогранное дело, особенно те, кто уже встал на путь непосредственной работы в данной сфере. Проектирование и строительство храмов, возрождение утраченных ремесленных промыслов изготовления церковной утвари, рассуждения на теоретические и исторические темы церковного зодчества в конечном итоге, в своей совокупности, и создадут перенасыщенный раствор, в котором начнет формироваться кристалл сущности архитектуры исповеданий.
Настоящий выпуск журнала представляется нам первым шагом данного периодического издания на этом пути. Пусть он будет добрым и пусть каждый призванный творит храмы в полную меру своего таланта, ведь талант - от Бога. Пусть теория сделает этот путь яснее.
В этом номере мы обращаемся к уже 20-летнему опыту возрождения храмостроительства на Урале.