Научная статья на тему 'Архитектура и внешний облик старообрядческих поселений Стародубья и Ветки во второй половине XVIII - начале XX в'

Архитектура и внешний облик старообрядческих поселений Стародубья и Ветки во второй половине XVIII - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
795
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ВНЕШНИЙ ОБЛИК ПОСЕЛЕНИЙ / СТАРООБРЯДЦЫ / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочергина М. В., Дзюбан В. В.

Статья посвящена особенностям архитектуры и внешнему облику старообрядческих поселений Стародубья и Ветки крупных духовных центров русского старообрядчества, расположенных на сопредельных территориях Черниговской и Могилевской губерний Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кочергина М. В., Дзюбан В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура и внешний облик старообрядческих поселений Стародубья и Ветки во второй половине XVIII - начале XX в»

УДК 281.93

АРХИТЕКТУРА И ВНЕШНИЙ ОБЛИК

СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СТАРОДУБЬЯ И ВЕТКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX В.

© 2017 М. В. Кочергина1, В. В. Дзюбан2

1 канд. ист. наук, доцент e-mail: kochergina_mv@mail.ru 2докт. ист. наук, профессор e-mail: bryanskstudzuban@mail.ru

Брянский институт управления и бизнеса

Статья посвящена особенностям архитектуры и внешнему облику старообрядческих поселений Стародубья и Ветки - крупных духовных центров русского старообрядчества, расположенных на сопредельных территориях Черниговской и Могилевской губерний Российской империи.

Ключевые слова: архитектура, внешний облик поселений, старообрядцы, сохранение культурного наследия.

Культурологические исследования дореволюционных авторов дают возможность представления внешнего облика старообрядческих поселений, в том числе и старообрядческих поселений крупных духовных центров русского старообрядчества -Стародубья и Ветки. Например, историк архитектуры Г.Г. Павлуцкий впервые дал описание старообрядческих храмов северных уездов Черниговской губернии в комплексном исследовании «История русского искусства» И.Э. Грабаря [Грабарь 1913: 358].

Однако полноценного культурологического анализа архитектурно-художественных комплексов старообрядческих поселений дореволюционные исследователи не дали. Заслуженный архитектор России В.Н. Городков в своем исследовании «Памятники деревянного зодчества Брянского края» показал своеобразие памятников архитектуры старообрядческих поселений Стародубья [Городков 2015: 39]. Но он не занимался изучением внешнего облика старообрядческих поселений Ветки. На основании изучения архивных документов, работ дореволюционных этнографов, исследований архитекторов советского периода, материалов экспедиционных поездок авторы данного исследования ставят задачу воссоздания архитектурно-художественного облика старообрядческих поселений, а также доказывают необходимость его сохранения в настоящее время.

Старообрядцы отличались более высоким уровнем материально-бытовой культуры, чем окружающее население. Об этом свидетельствуют дореволюционные исследователи. Так, характеризуя внешний облик старообрядческих поселений Ветки, дореволюционные исследователи отмечали, что в домашнем быту - в жилищах, пище и одежде - старообрядцы удержали великорусские порядки. Устройство старообрядческих дворов, как в городах, так и в местечках и в деревенских поселениях, напоминают такие же постройки великорусов. В городах и местечках у богатых купцов и мещан дома большие, в пять-восемь и более комнат, в русском купеческом вкусе, крытые железом, гонтом или тесом, с резными карнизами у крыши и окон, иногда снаружи выкрашенными. Для входа в дом устраивается стеклянная галерея, где летом пьют чай и отдыхают, при доме крытые ворота во двор с калиткой; над воротами и

калиткой, под крышей восьмиконечный крест; во дворе вокруг амбары и сарай, и вдали, в саду или огороде, баня [Кочергина 2011: 299]. Эти же факты приводит «Полное географическое описание нашего отечества...» в т. IX. «Верхнее Поднепровье и Белоруссия»: «Подъезжая с взгорья к какому-нибудь белорусскому местечку или уездному городку, путник видит одну и ту же картину: куча разбросанных по кривым улицам, а иногда и вовсе без улиц жалких домишек, покосившихся, грязных, без хозяйственных строений. Это дома еврейской бедноты. На фоне этих хатенок вырисовывается небольшое количество лучших и более хозяйственным образом построенных домов, представляющих собою контраст с преобладающим типом построек. Большая деревянная изба с окнами, украшенными резьбой великорусских образцов, высокий тесовый забор окружает весь двор; ворота и калитка облицованы затейливой резьбой, на воротах восьмиконечный крест. За забором виднеются хозяйственные постройки, амбары, сараи, столь же основательно сделанные. Неизменная принадлежность двора - колодезь. Двор усыпан песком, кругом чистота, необычная для коренных жителей края; за двором имеется фруктовый сад. Это жилище великоруса-старообрядца» [Полное географическое описание нашего отечества. 1905: 203].

В сельских поселениях дворы старообрядцев более подходили к крестьянским, однако выделялись своим великорусским типом, размерами, резными карнизами, разделением дома на две половины - жилую и чистую. В жилой половине проживала семья, занимаясь хозяйственными работами. В чистой половине был крашеный пол, стол, столы, голландская печь и в углу двуспальная кровать, завешенная коленкоровым или ситцевым пологом. Здесь проживали хозяин и хозяйка. Эта же комната служила для приема гостей. Везде была чистота и опрятность.

В 1907 г. в местечке Ветка насчитывалось 11 тысяч человек. Старообрядцев было около 2 тысяч человек, то есть 1,8 %. Большинство же населения составляли евреи. Старообрядцы проживали на главной улице - Монастырской, а также на Средней, Палеевке, Ивановке, Худояровке и Косецкой. Дореволюционные исследователи утверждали, что лучшие улицы те, на которых живут старообрядцы. Город Гомель являлся одним из наиболее благоустроенных городов Могилевской губернии. В 1873 г. через него прошла Либаво-Роменская железная дорога. Это способствовало увеличению числа жителей и улучшению благоустройства. В городе насчитывалось 161 каменных, 2494 деревянных дома, которые принадлежали как христианам (1101 домов), так и еврейскому населению (1154 домов). В 1872 г. в городе было введено освещение городских улиц. 212 фонарей освещали большую часть Гомеля. В 1874-1877 гг. были заменены соломенные крыши домов деревянными. В 1876 г. в городе были проложены тротуары. За счет городских сумм и частных пожертвований сделали поперечные мостки через улицы. При этом все улицы были выровнены и проведены канавы для стока воды [Кочергина 2011: 300].

Воздействие старообрядчества на общественный, семейный быт и культуру было значительно. Лучшие черты культурно-бытового уклада старообрядцев -хозяйственность, чистота, отсутствие пьянства, грамотность женщин и детей. Селения, которые по преобладанию в них старообрядческих семей можно было назвать старообрядческими, отличались от поселений с преобладанием населения, придерживающегося официального православия. Историк архитектуры Г.Г. Павлуцкий считал, что архитектурные формы, принесенные с севера старообрядцами, оказали влияние на архитектуру украинских церквей Черниговской и Полтавской губерний [Свод памятников. 1998: 372]. В центре каждого посада или слободы старообрядцы возводили храм или несколько храмов. Объёмные, монументальные в своей пластике, деревянные церкви старообрядческих слобод и посадов Стародубья украшались

иконами, написанными местными мастерами. Так, в посаде Клинцы - деревянная церковь Вознесения Господня (1778 г.) и Троицкая (1787 г.), в слободе Зыбкая -деревянная Никольско-Рождественская церковь (1782 г.), которая строилась на средства злынковского купца Осипова. «Типичность этих церквей заключалась главным образом в их внешнем виде. Этот тип деревянных церквей, которые в XVIII в. встречаются на севере России, в Вологодской, Новгородской, Тверской, Ярославской, а также Иркутской и Красноярской губерниях. Этот весьма своеобразный архитектурный мотив северных храмов не имеет в себе чисто северно-русского самостоятельного направления, и, без сомнения, в северно-русских церковных сооружениях сказалось влияние украинского деревянного зодчества.

В посаде Злынка сложился своеобразный облик застройки, состоявший из домов, богато украшенных пропильной резьбой. Сюда переселялись купцы-старообрядцы из Орла и Коломны, что и определяло внешний облик посада, в центре которого располагались деревянные особняки с мезонинами. В конце XVIII в. в этом посаде были построены три старообрядческие деревянные церкви с колокольнями. Четвертый храм находился на торговой площади, однако сведений о наличии колокольни при нем не сохранилось» [Свод памятников... 1998: 237]. На рубеже Х1Х-ХХ вв. старообрядческие поселения в Стародубье стали крупными торгово-ремесленными поселениями, даже городами (уездный город Новозыбков). Дореволюционные исследователи относили их к поселениям городского типа. Например, посад Клинцы представлял собой компактное образование, к которому примыкал ряд селений, впоследствии вошедших в городскую черту (Стодолы, Дурни). Окружавшие посад сосновые леса вклинивались в застройку, сливаясь с садами, в зелени которых утопали Клинцы. Застройка была в основном одно-двухэтажная, деревянная, усадебного типа. В начале XX в. центральные улицы были застроены каменными жилыми домами и общественными зданиями. Активизация промышленного развития, рост числа суконных фабрик отразились на росте посада. В нем развивалась промышленная архитектура и росло количество каменных гражданских сооружений. В 90-е гг. Х1Х в. здесь возводится целый ряд жилых купеческих зданий с торговыми лавками на первом этаже. В 1894 г. было образовано «Товарищество Стодольской мануфактуры Василия Барышникова с сыновьями», построены промышленные корпуса, жилье для рабочих, дома владельца фабрики и управляющего. Общее число домов к этому времени достигло 2000, население составляло около 12,5 тысяч человек. Мастеровых, ремесленников и рабочих в посаде насчитывалось 5000 человек [Там же: 301].

В начале ХХ в., строя свои здания, старообрядцы могли показать «цену своих капиталов», возможность найма иностранных архитекторов для создания проектов зданий и сооружений. Так, в посаде Клинцы возводится ряд общественных зданий в стиле модерн: здания женской гимназии, купеческого собрания. Единоверцы Барышниковы возводят фабрику по производству сукон по немецкому типовому проекту. В центральной части города продолжается строительство купеческих домов с лавками на первом этаже. Для клинцовского фабриканта Д. Сапожкова в 1910-1912 гг. строится вилла по проекту итальянского архитектора. Строительство вел инженер А. В. Соловьев, но имя итальянского архитектора не сохранилось. Вилла представляла собой загородный усадебный комплекс, архитектура которого была целиком выдержана в духе подражания готике. Он был расположен в местечке Вьюнки и находился на берегу пруда. Усадебный комплекс окружал живописный парк [Городков 2006: 139]. Следовательно, старообрядцы владели значительными капиталами, которые щедро вкладывали в промышленное и гражданское строительство: дома и целые комплексы зданий, построенные на их средства, были украшением старообрядческих поселений.

Украшением посада Клинцы были и его старообрядческие и единоверческие храмы: Спасо-Преображения (1823 г.), Петра и Павла (2-я четверть XIX в.) (единоверческая), часовня церкви Вознесения (церковь Николая Чудотворца) начала ХХ в. Освещение посада было преимущественно газовое: 28 посадских фонарей из 50 были газовыми. Посад имел систему канализации. В большинстве других населенных пунктов была организована вывозка нечистот, причем для этого существовали специальные ассенизационные обозы. В менее крупных населенных пунктах нечистоты зарывались непосредственно в землю. В посаде имелись пожарные команды. В 1911 г. было построено здание городской управы с примыкавшей к нему пожарной каланчой, помещением для пожарного обоза. При фабрике Барышниковых была также создана пожарная команда.

Уездный город Новозыбков имел с 1826 г. генеральный план застройки. Новозыбков был крупным торговым центром, торговля размещалась в 143 лавках, часть которых находилась на Базарной площади. Развитие спичечного производства, а также других предприятий города способствовало росту городского населения. По данным 1897 г., в г. Новозыбкове насчитывалось 1597 дворов, домов в городе было 1811, из них 119 - каменные. В городе насчитывалось 8 церквей, из которых были две каменные. Вместе с тем, на рубеже XIX-XX вв. в городе появляются новые каменные здания, в частности отделение Орловского банка как образец уездного общественного здания этого периода. В городе был свой синематограф, театр.

Однако большая часть домов была построена старообрядцами из дерева. Купцы Абросимовы, владельцы спичечной фабрики Волковы украшали их в русском стиле, с резным декором фасадов. До 1860-х гг. в городе не было единоверческих церквей и храмов официальной православной церкви. На протяжении 1867-1898 гг. шло строительство каменного собора Чуда Архангела Михаила в русско-византийском стиле. Этот храм возводился как собор официальной церкви в противовес старообрядческим храмам - Никольско-Рождественской церкви (1782 г., полностью перестроена в 1818 г.). В 1911 г. на средства старообрядца Дмитрия Кублицкого был сооружен деревянный старообрядческий храм Спасо-Преображения. 21 октября 1912 г. был торжественно освящен старообрядческий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по инициативе председателя новозыбковской старообрядческой общины В.Е. Петухова и прихожан. Эти храмы являлись не только центрами духовной жизни старообрядцев, но и украшением уездного города Новозыбкова. На здании храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы была установлена мемориальная доска с надписью: «.храм устроен в память дарования старообрядцам манифестом 17 апреля 1905 г. религиозной свободы и в память царствующего Государя Императора Николая Александровича» [Кочергина 2011: 305].

В конце XIX - начале ХХ в. в застройке посада Злынка появляются кирпичные одно- и двухэтажные дома, в убранстве которых прослеживается влияние деревянного зодчества (купеческое подворье на торговой площади, бревенчатые фасады которого облицованы кирпичной кладкой и напоминают декор деревянных построек).

Во второй половине XIX - начале ХХ в. развивающееся спичечное производство способствовало росту посадского населения. В 1897 г. в Злынке насчитывалось 1 053 двора и 4 209 жителей. В XIX - начале ХХ в. она входила в Людковскую волость Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Украшением посада являлись каменная церковь Вознесения Господня, созданная во второй половине XIX в., каменная церковь Святого Николая Чудотворца, построенная на средства фабриканта Ф. Осипова в конце XIX в., деревянная единоверческая церковь во имя Святого Великомученника Никиты, деревянный моленный дом старообрядцев-федосеевцев (Покровская беспоповская моленная). Церковь Святого Великомученика Никиты была

построена «тщанием и усердием злынковского общества», освящена в 1844 г. В храме имелись два клироса резной позолоченной работы. Четырехъярусный иконостас «столярной работы» был позолочен в 1890 г. Большой колокол храма весил сто один пуд и 10 фунтов. Он был пожертвован мещанином Афанасием Ивановичем Шведовым и его женой Анастасией Павловной. Вес второго колокола составлял 80 пудов 33 фунта, третьего - 20 пудов, 14 фунтов. Вес четвертого, пятого и шестого колоколов был неизвестен.

Памятниками архитектуры деревянного и каменного зодчества начала XX в. являлись особняки Осиповых. Рядом с этими домами и были построены на средства Осиповых два храма - Вознесения (летний) и Николая Чудотворца (зимний). В Злынке сложилась собственная школа резчиков по дереву, каменщиков. Они принимали участие как в строительстве зданий на территории своего посада, так и в составе артелей, работавших на отхожих промыслах. Среди резчиков по дереву - Корягин С.Ф., Сычев А.И, их ученики и сотрудники - Гарбузов Я.М., Корягин К.С., Силин И.П., Силин П.И., Силин Ф.Р., Овчинников И.В., Осипов И., Сальников И.Г., Кашеваров П.Е., Новиков Ф.К. Их имена, как и имена мастеров-каменщиков, выявили злынковские краеведы и выдающийся исследователь истории архитектуры Брянской области В.Н. Городков. По его мнению, «последняя треть XIX века - период развития и расцвета Злынковской школы зодчества. Это развитие шло одновременно в строительстве каменных, кирпичных зданий и деревянных, украшенных резьбой домов. Примечательно, что мастера, строившие их, нередко были мастерами-универсалами, работали и в кирпиче, и в дереве. Весь комплекс узора - деревянного, каменного и металлического - рождался умом и сердцем одного мастера. Поэтому созданные ими произведения органично и художественно убедительно сочетают архитектурные формы, выполненные в разных материалах». Среди мастеров-каменщиков -Титов Ф.И., Матреничев М.П., Бобылев Ф.М. с сыновьями, Погудины И.Н. и Я.Ф., Колесников Ф., Сычев А. с сыном; кузнецы Рубцов А. с тремя сыновьями, Любимов П., братья Умновы, Смирнов Д., братья Артемовы, Титов П.Ф. и др. [Свод памятников... 1998: 237]. Архивные документы подтверждают, что старообрядцы-строители имели несколько смежных специальностей. Например, Михаил Михайлович Чернышев, 1867 г.р., с 13-летнего возраста, в 1880 г. начал работать вместе со своим отцом и занимался кровельным и малярным делом. Принимал участие в строительстве Иван-городской, Ковенской, Варшавской и Брест-Литовской крепостей. После установления советской власти работал на спичечной фабрике и в артели имени 1 Мая в Злынке. До конца своей жизни состоял уставщиком в молитвенном доме старообрядцев-беспоповцев [Кочергина 2011: 307].

Ветка славилась своими мастерами - строителями, краснодеревщиками, резчиками по дереву, золотильщиками, иконописцами, чеканщиками. До революции их приглашали строить соборы и украшать дома в Киеве, Петербурге, Москве.

Монастыри, скиты, обители влияли на планировочную структуру слобод и посадов. Они были размещены на фоне красивого природного ландшафта, являлись значительными хозяйственно-экономическими комплексами, так как владели большим количеством земли, церковными зданиями и различными сооружениями. Монастыри располагались либо на территории посада (Успенская женская обитель в Клинцах, «монашеские кельи» в центре посада Елионка, Климовский Казанский девичий монастырь в центре посада Климов), либо в непосредственной близости от него (Покровский Климовский монастырь, Новопокровский Свяцковский монастырь, монастырь во имя Иоанна Предтечи близ посада Клинцы). Монастыри воплощали образ «райского сада». На территории монастырей и скитов располагались

монастырские сады и огороды, красиво дополняя архитектурно-художественные комплексы зданий и сооружений.

Следовательно, на рубеже XIX-XX вв. старообрядческие поселения Стародубья и Ветки имели высокий уровень развития, здесь существовали генеральные планы застройки, поселения старообрядцев (города, посады и слободы) отличала высокая морально-бытовая культура. Улицы, на которых проживали старообрядцы, отличались большей благоустроенностью, чем районы, где проживало еврейское, украинское и белорусское население. Старообрядцы отличались более высоким уровнем материально-бытовой культуры, чем окружающее население. Об этом свидетельствуют дореволюционные исследователи.

Воздействие старообрядчества на общественный, семейный быт и культуру было значительно. Лучшие черты культурно-бытового уклада старообрядцев -хозяйственность, чистота, отсутствие пьянства, грамотность женщин и детей. Активизация промышленного развития, рост числа фабрик отразился на росте населения посадов Стародубья и их внешнем облике. Храмы являлись не только центрами духовной жизни старообрядцев, но и украшением уездного города Новозыбкова и старообрядческих посадов Стародубья. Одним из наиболее красивых посадов Стародубья была Злынка. В ней сложился своеобразный облик застройки, состоявшей из домов, богато украшенных пропильной резьбой. Дореволюционные исследователи утверждали, что в местечке Ветка «лучшие улицы те, на которых живут старообрядцы».

В период полевых исследований старообрядческих поселений Стародубья и Ветки авторы провели фотофиксацию внешнего облика старообрядческих поселений. Фотодокументы являются доказательством того, что на протяжении XX в. внешний облик старообрядческих поселений практически не претерпел изменений. Потомки старообрядцев во второй половине XX в. строили свои дома и обустраивали подворья в соответствии со сложившимися традициями. Во дворах можно увидеть беседки, оплетенные виноградом, кусты роз, бережно укрываемые на зиму еловыми ветками, цветущие ирисы, нарциссы, пионы. Словом, за глухой калиткой, отгораживающей жилище от «суетного мира», старообрядцы создают свой «образ райского сада». Это характерно как для старообрядцев-поповцев, так и для старообрядцев-беспоповцев. Обязательным украшением домов являются горшки с комнатными цветами на подоконниках. Дома, как и прежде, разделены на две половины. В них поддерживается чистота и опрятность. Сохранение традиционного облика поселений прослеживается и в обязательном наличии ставен, закрывающих окна домов. До настоящего времени облик дореволюционного посада сохраняется в таких поселениях, как Злынка, Воронок.

К сожалению, разрушение традиционного облика поселений идет на территории Клинцов, Новозыбкова. Некоторое исключение составляет г. Злынка. Однако в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС и этот город теряет свой традиционный облик старообрядческого посада. Создание здесь крупных промышленных зон застройки в советский период нанесло урон традиционному облику этих поселений, разрушило единство деревянной архитектуры зданий и окружающей среды. Отсутствие в настоящее время комплексной программы по сохранению наследия старообрядцев влечет за собой окончательную утрату старообрядческого духовного наследия. Силами только одних старообрядческих общин это сделать невозможно. Необходима поддержка органов государственной власти по реставрации и сохранению традиционного облика старообрядческих поселений.

Библиографический список

Городков В.Н. Очерки архитектуры Брянского края. Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2006. 239 с.

Городков В.Н. Памятники деревянного зодчества Брянского края. Приглашение к изучению памятников деревянной архитектуры. Брянск: ООО «Буквица», 2015. 144 с.

Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. III. Архитектура. М.: Изд-во И. Кнебеля, [1913]. 584 с.

КочергинаМ.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760— 1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Брянск, 2011. 451 с.

Полное географическое описание нашего отечества - настольная и дорожная книга для русских людей: в 19 т. СПб.: Изд-во А.Ф. Девриена, 1905. Т.9. 642 с.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства: Брянская область. М.: Наука, 1998. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.