Научная статья на тему 'Архитектура и современные технологии информационных систем поддержки развития открытых инноваций1'

Архитектура и современные технологии информационных систем поддержки развития открытых инноваций1 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1165
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-СРЕДА / АРХИТЕКТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шишаев М. Г., Маслобоев А. В.

В статье рассматривается задача информационно-аналитического обеспечения процессов развития открытых инноваций. Представлены результаты исследований и разработок в области создания методов и информационных технологий построения и функционирования одноранговых распределенных агентных систем поддержки инновационной деятельности. Приводится описание структуры и функциональных возможностей открытой мультиагентной виртуальной бизнес- среды инноваций. Рассмотрены архитектура и современные технологии информационных систем поддержки развития открытых инноваций. Представлены области применения полученных результатов исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шишаев М. Г., Маслобоев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура и современные технологии информационных систем поддержки развития открытых инноваций1»

Архитектура и современные технологии

информационных систем поддержки

V -I

развития открытых инновации1

М. Г. Шишаев,

к. т. н., с. н. с., зав. лабораторией Региональных информационных систем Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН (ИИММ КНЦ РАН) e-mail: shishaev@iimm.kolasc.net.ru

А. В. Маслобоев,

к. т. н., н. с., Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН (ИИММ КНЦ РАН)

e-mail: masloboev@iimm.kolasc.net.ru

В статье рассматривается задача информационно-аналитического обеспечения процессов развития открытых инноваций. Представлены результаты исследований и разработок в области создания методов и информационных технологий построения и функционирования одноранговых распределенных агентных систем поддержки инновационной деятельности. Приводится описание

структуры и функциональных возможностей открытой мультиагентной виртуальной бизнес-среды инноваций.

Рассмотрены архитектура и современные технологии информационных систем поддержки развития открытых инноваций. Представлены области применения полученных результатов исследований.

Ключевые слова: открытые инновации, виртуальная бизнес-среда, архитектура, информационная система, агентные технологии.

Развитие инновационной деятельности является одним из путей преодоления последствий мирового экономического кризиса, как на национальном, так и на региональном уровне. Поэтому научные исследования, направленные на совершенствование управления инновационными процессами, имеют высокую практическую значимость.

Нарастание процессов экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, увеличение мобильности работников, занятых научноисследовательскими разработками, рост доступности венчурного капитала, развитие глобализации и появление новых информационно-коммуникационных возможностей — все эти факторы, согласно работе [1], значительно повлияли на снижение эффективности инновационной деятельности, основанной на использовании закрытых инновационных процессов,

1 Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 08-07-00301-а «Разработка информационной технологии и распределенной информационно-аналитической среды поддержки инновационной деятельности»).

и ускорили процесс смещения деятельности компаний в пользу открытых инноваций. Появление новой парадигмы — открытых инноваций, значительный вклад в разработку которой внес Г. Чесбро [2], связано с переходом от традиционной вертикальной интеграционной модели развития инновационной деятельности к открытой инновационной модели. Согласно Г. Шварцу, для эффективного функционирования открытой инновационной модели требуется создание партнерств (инновационных структур) для совместного проведения исследований и разработок. Использование партнерств позволит создать оптимальную бизнес-модель, снизить издержки на НИОКР, увеличить объемы выпуска, а также создавать принципиально новые рынки инновационной продукции.

Открытый распределенный характер инновационных процессов, транскорпоративная модель ведения инновационного бизнеса, отсутствие жестких вертикальных организационных связей среди их участников (преобладание горизонтальных связей), и другие характерные признаки бизнес-процессов, связанных

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

с созданием открытых инноваций, определяют необходимость использования современных достижений в сфере информационных технологий и компьютерного моделирования для информационно-аналитической поддержки их развития с целью повышения эффективности инновационной деятельности, основанной на модели открытых инновационных процессов. В связи с этим, на сегодняшний день актуальной представляется задача разработки методов и информационных технологий построения и функционирования информационной среды развития инноваций, которая должна быть многофункциональной, открытой, расширяемой, безопасной и наделенной потенциалом к саморазвитию. Данная задача является комплексной и многоаспектной.

Специфические особенности открытых инновационных процессов ограничивают возможность создания адекватных средств информационно-аналитической поддержки на основе существующих методов и технологий, апробированных и хорошо себя зарекомендовавших в корпоративных информационных системах. Поэтому задачи информационного обеспечения процессов развития открытых инноваций требуют развития существующих и разработки новых подходов для их решения. Одним из примеров подобных систем является разработанная в ИИММ КНЦ РАН распределенная мультиагентная система информационной поддержки инноваций [3] и соответствующие информационные технологии [4]. Разработанная муль-тиагентная система реализует виртуальную бизнес-среду развития инноваций (ВБС), в рамках которой реальные бизнес-процессы, связанные с зарождением, развитием и реализацией инновационных идей отображаются на соответствующие информационные процессы поиска и обработки информации.

Система информационной поддержки открытых инноваций обеспечивает единое информационное пространство для плодотворного взаимодействия субъектов инновационной деятельности. Эффективной технологией реализации распределенных информационных систем данного класса является технология мобильных программных агентов [5]. При этом субъекты инновационной деятельности представляются в виде программных агентов, взаимодействующих друг с другом в виртуальной бизнес-среде в интересах своих владельцев, образуя открытую мультиагентную систему с децентрализованной архитектурой. Потенциальными пользователями системы могут быть не только отдельные субъекты инновационной деятельности, но и целые научные, промышленные и коммерческие организации, а также компании, специализирующиеся в области продвижения и коммерциализации новых научных разработок: инжиниринговые фирмы, центры трансфера технологий, инновационнотехнологические центры, инновационные инкубаторы, технопарки и т. п.

Виртуальная бизнес-среда развития открытых инноваций

Основной функцией виртуальной бизнес-среды инновационной деятельности является формирование потенциально эффективных инновационных структур

(онлайновых сообществ открытых инноваций) на основе описаний инновационных предложений в рамках единого информационного пространства инноваций. При этом синтез потенциальных инновационных структур не является некой «разовой» задачей, требующей всеобъемлющего, но однократного решения. Напротив, для обеспечения инновационного развития экономики процессы формирования и развития инновационных идей (и, соответственно, реализующих их экономических структур) должны быть перманентными и эффективными. Это значит, что виртуальная бизнес-среда должна быть жизнеспособной и минимально зависящей от внешних воздействий, подталкивающих ее к развитию, то есть — саморазвивающейся.

Для инноваций характерно, так называемое, основное экономическое противоречие инновационной деятельности — финансовая и организационная обособленность участников инновационного процесса. В создание инновационного продукта вовлечены субъекты хозяйственной деятельности, относящиеся не только к юридически и финансово обособленным организациям, но и к разным отраслям экономики. Следствием этого факта является отсутствие, в общем случае, единого, централизованного управления процессом создания инновационного продукта, функциональная и организационная разнородность участников.

При проецировании таких разнородных структур и систем управления на задачи администрирования в плоскости информационного обеспечения инноваций, заметно сужается круг потенциально применимых архитектур информационных систем. Централизованное управление, жестко регламентированные процедуры оперирования информацией, характерные для корпоративных информационных систем, не подходят для информационного обеспечения инновационных процессов, отличающихся большим разнообразием и разнородностью состава участников, решаемых на различных фазах жизненного цикла инновации частных задач информационной поддержки, используемых для этого информационных ресурсов и технологий.

Разнородность и территориальная распределенность участвующих в инновационном процессе субъектов, вкупе с динамичностью их состава и параметров, обусловливает необходимость того, чтобы информационная среда развития инноваций была открытой, расширяемой, способной развиваться на протяжении длительного времени в условиях полного отсутствия или минимального объема внешнего управления, то есть саморазвивающейся.

Архитектура виртуальной бизнес-среды развития открытых инноваций

При выборе архитектуры построения открытой расширяемой виртуальной бизнес-среды (ВБС) принимались во внимание следующие основные факторы, определяющие специфику требований к ее функциональным возможностям и эксплуатационным характеристикам:

• территориальная распределенность и организационная разнородность участников инновационных

процессов;

Рис. 1. Архитектура с централизованным сервером

• симметричность информационных взаимодействий субъектов инноваций;

• существование большого количества разнородных систем информационной поддержки инновационной деятельности (унаследованных систем). Территориальная распределенность субъектов

инноваций естественным образом заставляет использовать при построении системы комплексной информационной поддержки инновационной деятельности некоторую распределенную архитектуру. При этом, какая бы конкретно архитектура распределенных информационных систем (ИС) не использовалась, инноватор должен иметь возможность с собственного рабочего места получать доступ ко всем (или, по крайней мере, большей части) функциям распределенной информационной среды, то есть, в информационной системе должен быть реализован распределенный доступ к информационно-вычислительным ресурсам.

Наиболее распространенной архитектурой, реализующей распределенный доступ, является архитектура с централизованным (выделенным) сервером (рис. 1). К данному типу относятся архитектура веб-систем, клиент-серверная и файл-серверные архитектуры [6], различающиеся внутренней организацией серверов, используемыми коммуникационными протоколами, содержанием запросов и откликов.

Одной из важных особенностей архитектур с централизованным сервером является функциональная асимметричность компонентов системы. Роли сервера и клиентов различны: первый — предоставляет некоторый ресурс, последние — генерируют запросы к серверу и используют полученные от него ресурсы.

Централизованная архитектура характеризуется рядом достоинств, среди которых можно отметить относительно невысокую стоимость реализации, простоту администрирования, более простые, в сравнении с децентрализованными системами, алгоритмы функционирования системных служб и, как следствие, более высокую надежность.

Основными проблемами систем подобного типа являются:

• уязвимость центрального звена (при отказе сервера нарушается работоспособность всей системы);

• высокая нагрузка на серверные компоненты при большом количестве клиентов и, как следствие — ограниченная масштабируемость;

• централизованное администрирование подразумевает полный контроль над ресурсами на стороне сервера, что не всегда приемлемо, если ресурсы принадлежат разным организациям.

Для решения первой проблемы чаще всего используется такой распространенный прием, как дублирование программно-аппаратных и коммуникационных компонентов системы. Для обеспечения работоспособности централизованной системы при возрастании количества клиентов используют похожий прием, основанный на избыточности — зеркалирование (создание идентичных работоспособных копий) серверов. Данный прием наиболее распространен в веб-среде и представляет собой, по сути, переход к распределенному хранению данных. Если же основным используемым ресурсом является не данные, а процедуры их обработки, то есть вычислительный ресурс, то решением проблемы возрастания нагрузки становится использование той или иной архитектуры распределенных вычислений [7]. В результате, современные информационно-вычислительные системы эволюционируют от автономных программных комплексов к более сложным, интегрированным системам, основанным на взаимодействии распределенных компонентов [8, 9].

Расширение функциональности и областей применения современных информационных систем привело к тому, что многие из них «переросли» по своим масштабам границы корпораций. Этим обусловлена третья из обозначенных проблем централизованных систем. «Транскорпоративный» характер современных крупных информационных систем увеличивает требования к модульности построения системы. Дабы обеспечить гибкие политики использования информационновычислительных ресурсов, с одной стороны, и увеличить степень их повторного использования — с другой, компоненты информационной системы должны быть все более независимы друг от друга. Это требование нашло отражение в современной тенденции к использованию слабосвязанных (loosely-coupled) архитектур распределенных информационных систем. Практика показывает, что сложные системы могут быть построены только на принципах слабой связанности между компонентами [10]. Технологическую основу слабосвязанных архитектур составляет программное обеспечение промежуточного слоя, ориентированное на сообщение (message-oriented middleware — MOM). Наиболее популярной современной разновидностью МОМ являются веб-сервисы (веб-службы) — программные системы, идентифицируемые строкой URI, чьи общедоступные интерфейсы определены на языке XML. Описание этих программных систем может быть найдено другими программными системами, которые могут взаимодействовать с ними согласно этому описанию посредством сообщений, основанных на XML [11].

Главное достоинство слабосвязанных архитектур заключается в возможности свободно изменять или замещать компоненты системы без необходимости внесения изменений в другие компоненты. Еще одним следствием слабой связности является то, что отказ одного из компонентов практически не влияет на работоспособность других компонентов. Это также позволяет строить взаимозаменяемые подсистемы, способные «подменять» друг друга в случае отказов для обеспечения работоспособности системы в целом

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

[12]. Использование же для реализации веб-служб открытых стандартов и протоколов обеспечивает основанным на них системам свойства интероперабельности и переносимости.

На основе технологии веб-служб могут реализовываться как системы с распределенной обработкой данных, так и с распределенным доступом и хранением информации. В последнем случае обеспечивается децентрализованное администрирование серверных компонентов информационной системы, что позволяет решать проблему организационной разнородности пользователей ИС. В частности, для каждого отдельно взятого компонента могут применяться специфические политики регулирования доступа к ресурсам.

Поскольку инновационная деятельность характеризуется территориальной распределенностью и организационной разнородностью субъектов, слабосвязанные, в частности, сервис-ориентированные архитектуры являются эффективным способом реализации соответствующих проблемно-ориентированных распределенных систем информационной поддержки.

Вместе с тем, технология веб-сервисов затрагивает лишь вопросы организации эффективного взаимодействия между компонентами распределенной системы, и не затрагивает вопросы логики функционирования самих компонентов.

Важным аспектом, который необходимо учитывать при выборе архитектуры реализации информационной среды поддержки инноваций является симметричность информационных функций и продолжительный характер информационной активности субъектов инновационного бизнеса. Под информационными функциями в данном случае понимается следующее. С точки зрения системы обработки информации, любой использующий ее субъект является либо поставщиком (сервером), либо потребителем данных (клиентом). В традиционных клиент-серверных системах эти роли пользователей четко разграничены, что находит отражение и в архитектуре информационной системы, состоящей из узлов двух типов — клиентских и серверных. При этом узлы — или пользователи — серверы размещают в некотором хранилище данные и пассивно ожидают их использования. Узлы — или пользователи — клиенты, напротив, активны: в некоторые моменты времени порождают запросы на использование имеющихся у серверов данных.

Информационный запрос, например, может иметь следующий смысл: «найти коммерческое предложение по продаже технологии изготовления высокопрочных отделочных материалов из отходов обогащения апатит-нефелиновых руд». При этом сам по себе запрос, по сути, является коммерческим предложением по покупке соответствующей технологии. Однако, в рамках ассиметричной по природе клиент-серверной технологии, запрос не может быть предметом поиска. Более того, «скрывающийся» за данным запросом субъект «виден» в рамках системы лишь в течение весьма непродолжительного времени обслуживания запроса. Это совершенно не соответствует положению дел в реальной бизнес-среде: реальный субъект инноваций не только предлагает какой-либо продукт или услугу (пассивно), но и активно ищет ее потребителя.

И наоборот: поисковой активности субъекта может быть поставлено в соответствие «пассивное» предложение о приобретении продукта или услуги. Таким образом, с этой точки зрения функции субъектов симметричны — они выступают как в роли серверов, так и в роли клиентов.

Подобную симметричную функциональность обеспечивают одноранговые или пиринговые (от англ. peer-to-peer) информационные системы. В отличие от архитектур с выделенным сервером, логика функционирования всех узлов одноранговой системы (пиров) одинакова, а информационно-вычислительные ресурсы (в том числе системная информация), напротив, распределены. Отличительными особенностями пиринговых систем являются [13]:

• отсутствие централизованной координации узлов;

• отсутствие централизованных баз управляющей информации;

• ни один отдельно взятый узел не имеет полного представления о структуре всей системы;

• поведение системы в целом определяется взаимодействиями отдельных узлов;

• все имеющиеся в системе данные и службы доступны любому узлу;

• узлы автономны;

• узлы сами по себе, а также соединяющие их коммуникации априори ненадежны.

Перечисленные особенности делают одноранговые

системы максимально открытой, легко масштабируемой и наращиваемой архитектурой информационных систем. Общепризнанными преимуществами одноранговых архитектур являются потенциально бесконечное возможное количество пиров, высокая надежность из-за отсутствия (или минимизации) централизованных системных служб, открытость для свободного подключения/отключения новых узлов.

Таким образом, одноранговая архитектура с одной стороны обеспечивает высокие эксплуатационные показатели функционирования распределенных информационных систем, а с другой — органично соответствует симметричному характеру информационного взаимодействия субъектов инновационной деятельности.

Возвращаясь к особенностям информационного взаимодействия субъектов инноваций, следует отметить такое важное обстоятельство, что интерес субъекта к некоторому бизнес-предложению не исчезает сразу же по окончании обработки соответствующего информационного запроса. В приведенном ранее примере, после просмотра объявлений о продаже технологии интерес субъекта в ее приобретении, как правило не исчезает. Время жизни этого «интереса» зависит от многих параметров, но, в любом случае, оно на порядки выше времени обслуживания запроса. В этом проявляется еще одно несоответствие клиент-серверной модели организации информационной системы особенностям информационных процессов в реальной бизнес-среде.

Такому симметричному продолжительному во времени характеру информационного взаимодействия наилучшим образом соответствует агентная модель

организации информационной системы [14]. Наиболее значимыми, в контексте задачи построения открытой расширяемой виртуальной бизнес-среды, свойствами программных агентов являются:

• автономность — агенты могут выполнять свои задачи без непосредственного вмешательства пользователя или других агентов;

• реактивность — агенты реагируют на изменения среды в реальном времени;

• проактивность — способность изменять состояние среды функционирования в ходе решения задачи; в отличие от реактивных, агенты, обладающие данным свойством, не просто реагируют на изменения среды, но и сами ее опрашивают и изменяют;

• способность существовать как постоянно выполняющийся процесс;

• способность выполняться от имени некоторого владельца;

• взаимодействие — при возникновении соответствующей потребности агенты взаимодействуют с другими агентами или людьми с целью получения или оказания помощи в решении задачи;

• мобильность — способность перемещаться между различными узлами сети во время выполнения; агенты, не обладающие этим свойством, называются статическими;

• гибкость и обучаемость — логика поведения агентов не фиксирована жестко и может изменяться как в результате вмешательства пользователя, так и в результате деятельности самого агента и его взаимодействия с другими агентами.

Агент, таким образом, способен инкапсулировать в себе как функции поиска, так и функции предоставления информации, реализуя, тем самым, симметричную схему информационного взаимодействия. В этом отношении агенты являют собой аналог пиров одноранговой информационной системы. Можно также сказать, что агентная система реализует одноранговую модель взаимодействия на уровне прикладной логики.

Создав, в виде агента, собственного представителя в виртуальной бизнес-среде инноваций, пользователь освобождается от необходимости многократно повторять действия по формированию, отправке и обработке информационных запросов. Симметричная функциональность агентов создает предпосылки для более эффективного формирования возможных инновационных структур, а их реактивность, проактивность и автономность делает распределенную систему «живой», активно функционирующей при минимальном участии пользователя. Таким образом, агентный подход является адекватным средством создания открытой расширяемой саморазвивающейся информационной среды инновационной деятельности.

Еще одним обстоятельством, важным с точки зрения потенциальной архитектуры виртуальной бизнес-среды инноваций, является существование так называемых «унаследованных систем» — разнородных не взаимосвязанных информационных систем поддержки инноваций: различного рода веб-порталов и отдельных Интернет-ресурсов инновационной тематики. Эти ресурсы интегрируют в себе большой объем информации о различных инновационных предложениях,

идеях, продуктах, научных разработках. При этом, кроме естественного отличия в информационном наполнении, информационные ресурсы характеризуются технологической, семантической и организационной разрозненностью, которая затрудняет их эффективное использование в задачах информационной поддержки инновационных процессов. Технологическая разнородность выражается в различных форматах хранения данных, различных технологиях создания ресурсов и, как следствие, различных способах организации пользовательской работы с ними. Семантическая разнородность заключается в использовании в рамках ресурсов различных семантических моделей, определяющих смысл содержащегося в них контента. В результате, внешне (синтаксически) одни и те же понятия могут иметь различную смысловую нагрузку и наоборот — одно понятие может обозначаться формально различными синтаксическими конструкциями, что затрудняет возможность унификации приемов оперирования информацией, содержащихся в данных ресурсах. Наконец, организационная разнородность подразумевает различную организационную принадлежность информационных ресурсов, что порождает специфические проблемы регулирования доступа к информации.

Однако, несмотря на сложности эффективного совместного использования существующих информационных ресурсов инноваций, полный отказ от них в пользу создания новых коллекций инновационных проектов и бизнес-предложений не представляется разумным: это заметно усложнит задачу обеспечения высокого уровня «полезности» информационной среды поддержки инноваций на начальных этапах ее эксплуатации, снизит ее гибкость и адаптируемость.

Таким образом, архитектура открытой распределенной среды информационной поддержки инноваций должна обеспечивать использование в ее рамках унаследованных информационных систем. Для этого необходимо обеспечить унифицированный доступ к информационным ресурсам инноваций как к единому целому. Логическая интеграция ресурсов позволит, с одной стороны, обеспечить пользователя свободным доступом к семантически разнородным данным, хранящимся на различных технологически и организационно разнородных информационных серверах и обеспечить прозрачный доступ к разнородным территориально распределенным данным в рамках проблемно-ориентированных процедур автоматизированной обработки информации — таких, как синтез и оценка потенциально эффективных инновационных структур.

Существует несколько путей решения этой задачи, один из которых — это сознание централизованного Интернет-портала, инкапсулирующего в себе все возможные информационные ресурсы инновационной тематики, или содержащего ссылки на них. Примером такого подхода может служить интегрированный портал информационно-аналитической поддержки малого инновационного предпринимательства, создание которого предложено в работе [15].

Альтернативой централизованной является распределенная система интеграции веб-ресурсов, кото-

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

Рис. 2. Обобщенная архитектура виртуальной бизнес-среды инноваций

рая позволяет объединить множество независимых, разрозненных как географически, так и логически информационных ресурсов в логически цельное информационное пространство. Логическая интеграция разнородных территориально распределенных информационных ресурсов является более сложной задачей, в сравнении с их непосредственной интеграцией на некотором едином сервере. Однако, в условиях организационной разнородности субъектов инновационной деятельности и требования свободной расширяемости информационной среды, подход к интеграции ресурсов на базе единого централизованного портала инновационной деятельности не применим.

Исходя из вышесказанного, обобщенная архитектура открытой распределенной среды информационной поддержки инноваций имеет вид, приведенный на рис. 2.

Основная функциональность системы реализуется узлами одноранговой сети (на рис. 2 — peer), выполняющими также роль агентной платформы. Взаимодействие между агентами, дислоцирующимися на пирах, симметрично: каждый из них может быть как источником информационного запроса, так и играть роль сервера, обслуживающего запрос со стороны другого агента.

Серверы 1-го и 2-го типов представляют в составе ВБС существующие системы информационной поддержки инноваций. К первому типу относятся системы, не допускающие инсталляции на стороне сервера дополнительных программных модулей, реализующих агентов доступа к серверным данным. Для работы с

серверами такого типа используются обычные механизмы и протоколы передачи запросов и получения результатов их обработки, например, протокол НТТР. Согласование общесистемных форматов запросов и откликов, а также используемых схем данных осуществляется на стороне пира в рамках интерфейса доступа к разнородным веб-ресурсам. Такой подход к интеграции унаследованных систем, очевидно, наиболее гибок, однако сопряжен с потенциально большей нагрузкой на коммуникационную сеть, так как исключает возможность предварительной обработки извлеченных данных на стороне сервера и отправки, в рамках отклика, более компактного результата. Второй тип сервера, напротив, допускает инсталляцию программного обеспечения агента доступа, осуществляющего все необходимые преобразования форматов данных и используемых схем локально, на стороне сервера, и взаимодействующего с другими агентами с использованием общесистемных коммуникационных протоколов и форматов данных.

Заключение

Ключевым фактором антикризисного экономического развития в современных условиях становится активность инновационного бизнеса. Поэтому на сегодняшний день открытые инновации являются критическим элементом развития современных экономических систем. Информационная поддержка инновационной деятельности, основанной на открытой инновационной модели, является комплексной и

многоаспектной задачей, имеющей свою специфику. Проблема информационного обеспечения процессов развития открытых инноваций требует разработки принципиально новых подходов для ее решения, базирующихся на применении передовых информационных технологий и математического моделирования.

Мультиагентная виртуальная бизнес-среда развития открытых инноваций, основанная на предложенных в работе методах и технологиях построения и функционирования проблемно-ориентированных одноранговых распределенных агентных систем, обеспечивает информационную поддержку и автоматизацию обработки информации на всех этапах жизненного цикла инноваций, включая начальные этапы, связанные с зарождением и развитием инновационных идей.

С точки зрения общей организации виртуальная бизнес-среда развития инноваций представляет собой открытую расширяемую информационную среду инновационной деятельности, обладающую свойствами самоорганизации и способной эффективно функционировать в условиях разнородности и динамичности состава субъектов инновационной деятельности, решаемых ими задач, а также создаваемых и используемых ими информационных ресурсов. Широкие функциональные возможности и гибкость использования виртуальной бизнес-среды обеспечиваются за счет применения современных технологий одноранговых распределенных мультиагентных систем.

Полученные в ходе исследований результаты были реализованы в рамках комплекса программных систем, нашедших применение в правительственных и некоммерческих организациях Мурманской области, профиль деятельности которых связан с решением задач управления региональным инновационным развитием. Сформированная виртуальная бизнес-среда информационной поддержки инновационного развития Мурманской области развернута на базе Мурманского регионального инновационного бизнес-инкубатора и некоммерческого партнерства «Технопарк - Апатиты», при поддержке Министерства экономического развития Мурманской области.

Список использованных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. А. А. Андреев. Открытые инновации//Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансовоэкономических условиях: реалии и перспективы развития: сб. науч. ст. Вып. 5. СПб.: Институт бизнеса и права, 2008.

2. Г. Чесбро. Открытые инновации. М.: Поколение, 2007.

3. А. В. Маслобоев, М. Г. Шишаев. Одноранговая распределенная мультиагентная система информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности//Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, № 4. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.

4. А. Г. Олейник, Ю. С. Попков, В. А. Путилов, М. Г. Шишаев. Информационные технологии поддержки инноваций. М.: Едиториал УРСС, 2010.

5. M. Bouguerra,J. Duggan. The State of the Art of Software Agents: Technical Report NUIG-IT-270902. http://www.it.nuigalway.ie.

6. В. И. Артемьев. Обзор способов и средств построения информационных приложений/ZDBMS, № 5-6, 1996.

7. А. П. Афанасьев и др. Современные технологии построения распределенных программных систем//Проблемы системного анализа и управления: сб. тр. ИСА РАН. М.: Едиториал УРСС, 2001.

8. А. П. Афанасьев. Использование информационно-алгоритмических ресурсов для организации распределенных вычисле-ний//Проблемы вычислений в распределенной среде: сб. тр. ИСА РАН. Т. 8. М.: Едиториал УРСС, 2004.

9. В. Е. Марлей и др. Автоматизация распараллеливания программ на основе анализа информационных связей//Программные продукты и системы, № 1, 2005.

10. Л. Черняк, Дж. Гослинг. Влюбленный отец//Открытые системы, № 4, 2006.

11. Википедия: Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org.

12. D. Linthicum. SOA — Loosely Coupled...what?//SOA World Magazine. http://soa.sys-con.com/node/439723.

13. K. Aberer, M. Hauswirth. Peer-to-peer information systems: concepts and models, state-of-the-art, and future systems. http://lsirpeople.epfl.ch/hauswirth/papers/ICDE2002-Tutorial.pdf.

14. А. Н. Швецов, С. А. Яковлев. Распределенные интеллектуальные информационные системы. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.

15. В. А. Филиппов. Информационно-аналитическая поддержка малого инновационного предпринимательства. М.: УРСС, 2006.

Information systems for support of open innovations development: architecture and state-of-the-art technologies

M. G. Shishaev, candidate of technical sciences, senior researcher, head of Regional Information Systems Laboratory Institute of Informatics and Mathematical Modeling of Technological Processes of the Kola Science Center RAS.

A. V. Masloboev, candidate of technical sciences, researcher, Institute of Informatics and Mathematical Modeling of Technological Processes of the Kola Science Center RAS.

In this paper the information-analytical support problem of open innovations development processes is considered. The research and working out results in the field of methods and information technologies development used for innovation business support open peer-to-peer distributed agent-based systems design and implementation. The structure and functions description of the open multiagent virtual business environment of innovations is given. The information systems for support of open innovations development architecture and state-of-the-art technologies are considered. Application fields of the obtained research results are represented.

Keywords: open innovations, virtual business environment, architecture, information system, agent-based technologies.

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.