Научная статья на тему 'Архитектура и история строительсва храма всемилостового Спаса в Улале'

Архитектура и история строительсва храма всемилостового Спаса в Улале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ / АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИИ / ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА В УЛАЛЕ / ARCHITECTURE OF ORTHODOX TEMPLES / ALTAI SPIRITUAL MISSION / VSEMILOSTIVY SPAS TEMPLE IN ULALA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крейдун Ю. А., Шарова Е. В.

В статье исследован один из наиболее выразительных памятников архитектуры Горного Алтая конца XIX века храм Всемилостивого Спаса в Улале (совр. г. Горно-Алтайск). В середине ХХ столетия храм был утрачен, однако по сохранившимся фотографиям, архивным документам и воспоминаниям старожилов удалось воссоздать его облик и важнейшие архитектурные черты. Архитектуре этого храма было свойственно отсутствие «чистоты» стиля и одновременное возвращение к истокам русской архитектуры (в деталях), что было характерно для того времени. Несмотря на то, что строительство храма производилось без участия профессиональных инженеров, пропорции храма практически соответствуют золотому сечению, хотя и просматривается, что в проектировании не участвовал архитектор. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что архитектура данного храма вполне соответствует концу XIX века, когда чистота русско-византийского стиля нарушалась сочетание разнохарактерных традиций, приемов и форм, эклектических вкраплений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION OF VSEMILOSTIVY SPAS TEMPLE IN ULALA

The article deals with the research of one of the most expressive architectural monuments of Gorny Altai of the end of the 19th century the Temple of Vsemilostivy Spas ( Merciful Savior) in Ulala (mod. Gorno-Altaisk). In the middle of the 20th century the temple was lost, but remained photos, archive materials and reminiscences of old residents helped mush in the reconstruction of its appearance and the most important architectural traits. The architecture of this temple distinguished itself by the absence of the style 'clearness' and simultaneously by the turning to the sources of Russian architecture (in details), and it was typical of those times. In spite of the fact that the temple was buld not by the professional engineers, its proportions were practically equal to the golden section, though the absence of a professional architect on the stage of projecting is clearly seen. The results of research work lead to the conclusion the architecture of the temple correspond to the end of the 19th century when the clearness of Russian-Byzantium style was broken by various traditions, forms and modes and eclectic impregnations.

Текст научной работы на тему «Архитектура и история строительсва храма всемилостового Спаса в Улале»

согласно идейно-социалистической направленности того периода. Разворачивается повсеместное строительство административных, культурно-общественных и жилых зда-ний несущих в своем образе идеи неоклассицизма и русского модерна [3]. Но следует отметить, что именно в южных регионах республики принцип сохранения исторически сложившихся структурных художественных элементов казахского этноса был одним из превалирующих. На месте ветхих саманных сооружений возводились новые монументальные, при этом наблюдается сохранение и закрепление первоначальной планировочной идеи исторического ядра.

Особенности архитектурно-художественного формирования пространственной среды городов Южного и Западного Казахстана характеризуются:

1. Агрессивным горным рельефом - ритмическая застройка жилых кварталов с высотными доминантами культурно-общественных сооружений.

2. Пустынным и полупустынным ландшафтом - целостные доминирующие объемы монументальных зданий в сочетании с группированной жилой застройкой.

3. Социально-функциональным содержанием, формирующимся в два этапа - до и после присоединения Казахстана к России и что соответствует делению на:

- Среднеазиатскую полиструктурную модель функционального зонирования,

Библиографический список

- Поочередно - фортификационную, капиталистическую, социалистическую объемно-планировочную модели.

4. Архитектурно-объемным и планировочным синтезом среднеазиатской, русской и казахской культуры в различных отношениях в зависимости от исторических периодов.

5. Выразительностью контрастирующих природных и антропогенных элементов в двух основных аспектах.

Стилевая направленность городской архитектуры Казахстана на протяжении разных исторических периодов была взаимосвязана с общероссийскими тенденциями художественного развития зодчества. Влияние национальных традиций русской школы отражались в пространственной среде в различной степени воздействия в зависимости от регионально-территориальных границ. В целом эклектика развития двух культур, обусловленная тесными социально-политическими и экономическими связями, и вносит своеобразные решения в архитектурно-пространственную среду всех крупных городов Казахстана. В архитектуре городов (конец XIX -XX вв.) наблюдается процесс поиска национального казахского художественного направления с опосредованными, более или менее устойчивыми стилистическими особенностями, входящими в рамки общероссийского истории-ческого развития пространственной среды.

1. Глаудинов, Б. А. Архитектура советского Казахстана // М.: Стройиздат, 1987.

2. Байпаков, К. Древние города Казахстана // Алматы: Аруна ЬМ., 2006.

3. Беккер, А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие // М.: Стройиздат, 1989.

Статья поступила в редакцию 24.06.09

УДК 751.1+293

Ю.А. Крейдун, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, Е-mail: krey70@mail.ru Е.В. Шарова, доцент АлтГТУ, г. Барнаул, Е-mail: krey70@mail.ru

АРХИТЕКТУРА И ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСВА ХРАМА ВСЕМИЛОСТОВОГО СПАСА В УЛАЛЕ

В статье исследован один из наиболее выразительных памятников архитектуры Горного Алтая конца XIX века - храм Всемилостивого Спаса в Улале (совр. г. Горно-Алтайск). В середине ХХ столетия храм был утрачен, однако по сохранившимся фотографиям, архивным документам и воспоминаниям старожилов удалось воссоздать его облик и важнейшие архитектурные черты. Архитектуре этого храма было свойственно отсутствие «чистоты» стиля и одновременное возвращение к истокам русской архитектуры (в деталях), что было характерно для того времени. Несмотря на то, что строительство храма производилось без участия профессиональных инженеров, пропорции храма практически соответствуют золотому сечению, хотя и просматривается, что в проектировании не участвовал архитектор. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что архитектура данного храма вполне соответствует концу XIX века, когда чистота русско-византийского стиля нарушалась сочетание разнохарактерных традиций, приемов и форм, эклектических вкраплений.

Ключевые слова: архитектура православных храмов, алтайская духовная миссии, храм Всемилостивого Спаса в Улале.

-объект,

название

-время

Самой значительной по величине и красоте постройкой Улалы конца XIX века являлся храм Всемилостивого Спаса. Восстановление его облика, анализ архитектурных деталей позволит оценить, насколько удалось развить строительное и архитектурное мастерство в регионе в дореволюционный период. Прежде чем анализировать архитектурное сооружение, необходимо задать алгоритм по которому можно было бы наиболее подробно и комплексно выявить все его стилистические закономерности или особенности.

Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в структуре, которая характеризует эту систему. Подход к изучению архитектурного объекта, как к системе, позволяет оценить механизм взаимодействия компонентов в конкретной системе, значение отдельных требований, которые обусловливают решение в связи с пониманием целого, и гарантирует раз-

носторонность и полноту рассмотрения объекта во взаимодействии с окружающей средой. Формально метод структурного анализа можно заключить в следующую схему.

1 блок 2 блок 3 блок

исторический градостроительный объемно

-автор

(фуппа)

-история

-географическое

расположение

-описание ситуации, ландшафта

-видовые кадры

-значение объекта в застройке

-общая объемная КОМПО- ЗИЦИЯ •пласти- ческая структура

описание плана -описание фасадов

4блок

детальный

-купол

-колокольня

-кровля

-оконные

проемы

графическое

изображение

выводы

Схема структурного архитектурного анализа

1 блок. Исторический

Первая Улалинская церковь даже после ремонта 1863 г. часто не вмещала всех желающих попасть на богослужение. Новый храм хотели строить с конца 1860-х гг. Но заложили его в 1873 г., когда в старом храме произошел пожар. Пока шло строительство, богослужебные нужды исполнялись в только что построенной (в 1872 г.) домовой церкви святителя Иннокентия Иркутского при доме начальника Миссии.

Символично то, что храм строился на месте, где жил первый крещеный основателем Миссии алтаец - Элеска-Иоанн. По каким-то причинам он достаточно рано почил. Дети его, повзрослев стали жить самостоятельно. К ним переселился тесть Иоанна - крестьянин Евфимий и таким образом дом Иоанна оказался пустующим и весьма ветхим. Тогда было решено на этом месте строить храм, поскольку территория стана постепенно расширялась. Ефимий умер в возрасте 110 лет, незадолго до окончания строительства нового храма [1, с. 78].

Ход строительства, архитектура и убранство храма достаточно детально описаны архимандритом Владимиром (Петровым) [2, с. 15-17]. Ограниченность в средствах, отсутствие местных техников-архитекторов “вынудили начальника миссии сим делом заняться самому, пользуясь местными мастеровыми и руководя их лично”. “Церковь выстроена, применяясь к Высочайше утвержденному для сибирских церквей № 5му [проекту], с нужными по местным причинам” размерами. Высота колокольни - 33,5 аршина (23,5 м) - “по числу лет земной жизни Спасителя, ширина центральной части храма -17 аршин (12 м), ширина трапезной части и алтаря - 12 аршин (8,5 м), диаметр купола - 12 аршин (8,5 м). Данный план был разработан самим начальником Миссии. С северной стороны алтаря пристроена кадильная комната. В колокольне на первом ярусе располагалась сторожка, на втором - хоры, на третьем - колокола

Церковь увенчивалась семью “главами” с крестами, сделанными из дерева, обитыми железом и позолоченными. На фронтонах трех крыльцев - евангельские надписи на русском и алтайском языках. Церковь была покрыта железом и обшита тесом. Колокольню (по воспоминаниям П.С. Чевалкова) обшили плахами. Внутренние стены были тщательно прокана-пачены, зашпатлеваны и оклеены холстом. Изнутри и снаружи церковь выкрасили масляной краской. Для предотвращения течи от подоконников сделали тонкие железные трубки. Пол был устроен паркетный.

Отапливалась церковь тремя печами-калориферами (по системе Собольщикова). Они устроены были таким образом, что во время топки обогревали храм посредством духовых проводов и труб. Главная же из печей находилась вне стен церкви и обведена была каменной стеной с железной кровлей [1, с. 78]. Эта же комната служила “пономаркой”, здесь разжигали кадило.

Вокруг церкви сделали ограду из штакетника, окрашенную в два цвета (белый и коричневый).

Роспись храма осуществил безвозмездно миссионер иеромонах Антоний (Петров), брат начальника Миссии архимандрита Владимира. Ему помогал один из улалинских школьников, внук М. В. Чевалкова, тогда еще диакона. Именно иеромонах Антоний одним из первых в Горном Алтае стал обучать детей иконописи и живописи.

Внутренний вид храма Всемилостивого Спаса

Под куполом церкви была изображена Святая Троица в окружении шестнадцати ликов ангелов в рост. Временный иконостас составляли в основном иконы, пожертвованные московским благотворителем Цуриковым и настоятельницей московского Страстного монастыря, имя которой в документах не указано. Полотно иконостаса было обито “мишурным глазетом и малиновым полубархатом с украшениями”.

В алтаре на горнем месте помещались иконы больших размеров. Они были столь велики, что им не нашлось подходящего места в прежнем храме, благодаря чему они не пострадали во время пожара. В средней части храма на стенах находились иконы новозаветных праздников, а под ними -

изображения Страстей Господних. В трапезной части церкви на стенах были иконы ветхозаветных пророков.

Имелся комплект святцев, напечатанный на золотом фоне метахромотипом академиком Солнцевым и пожертвованный М. А .Дубовицкой.

Над северной и южной дверями помещались написанные на холсте лики четырех составителей чина литургии. На потолке алтаря было изображение Святого Духа в сиянии, а над трапезной частью - скрижали с десятью заповедями Моисея на славянском и алтайском языках. Престол храма изготовили из сибирского кедра и обшили палестинским кипарисом. Это подарок священника Алексея Петрова, брата начальника Миссии.

Ризница старого Улалинского храма утрачена при пожаре в 1873 г. Но сохранились золототканные риза и стихарь, дар “Ея Императорского Величества” в Алтайскую миссию. Новая ризница была собрана в основном на пожертвования с помощью Совета Православного Миссионерского Общества.

Вел строительство архимандрит Владимир лично. К этой работе были привлечены местные мастера. Основным подрядчиком был “не аттестованный и некрупный..., выбранный из простых плотников”. Начальник Миссии обучил его грамоте и некоторым навыкам строительства. Речь идет об А. Борзенкове.

Архимандрит Владимир был опытный строитель архитектор [3, с. 19]. Сам подбирал кадры. “Лучшие здесь плотники и печники, как Архип Алексеевич Борзенков, Лукиан Петрович Панов, все вспоминают добрым словом архимандрита Владимира. Первые постройки Борзенкова под наблюдением архимандрита Владимира были дом начальника Миссии с мезонином, помещение для первой двуклассной Филаретов-ской школы (перестроено из дома архимандрита Макарий, перевезенного из Маймы), с квартирой для наставников и других членов школы. В Улале - большой храм Всемилосиво-го Спаса [3, с. 21]. Архип Борзенков стал впоследствии главным подрядчиком Миссии и исполнял ее заказы вплоть до революции.

Постройка этого благолепного храма окончилась в 1875 г. Параллельно его строительству были проведены работы по укреплению русел рек Маймы и Улалы. Средства на постройку поступили от Совета Православного Миссионерского Общества и митрополита Московского Иннокентия [4, с. 7].

Торжественное освящение нового храма Всемилостивого Спаса состоялось 21 сентября 1875 г. Возглавил богослужение по благословению правящего архиерея начальник Миссии архимандрит Владимир. Ему сослужили 12 священников и три диакона. Несмотря на слабую информированность, на освящение собралось около 3000 верующих.

После литургии в день освящения был отслужен благодарственный молебен. Крест по окончании богослужения из-за многолюдства пришлось давать на западном крыльце храма. Затем всем желающим был предложен праздничный обед под открытым небом.

Так сложилось, что с истоков Миссии постоянным ее благотворителем являлся митрополит Московский Филарет (Дроздов), день памяти 2 декабря нов. ст. В честь него было названо центральное Улалинское миссионерское училище. А позднее таким же благотворителем стал другой митрополит -Иннокентий (день памяти 6 октября нов. ст.). В память об этом в новом храме предполагалось освятить два придела: во имя Филарета Милостивого и святителя Иннокентия Иркутского. Однако в связи с увеличением числа прихожан решили не уменьшать внутреннюю площадь храма, и он остался однопрестольным.

Улалинский храм имел богатый для региона набор колоколов. Большой праздничный колокол с надписью на алтайском языке весил 61 пуд 31 фунт (примерно 1 тонна). Он был отлит в Москве на средства, собранные на Алтае. Его называли “Царь-колокол”. Будничный “был отлит на пожертвования, собранные протоиереем Николаем Лавровым и назывался “Дар Москвы Алтаю””, весил он 20 пудов (326 кг). Остальные колокола были перенесены со старого храма. Великопостный

весил пять пудов. Были также колокола весом в 3 пуда и 17 фунтов, 2 пуда и 20 фунтов, 1 пуд и 20 фунтов [5, с. 26].

С 1879 г. в этом храме находилась чудотворная икона великомученика и Целителя Пантелеимона с частицей мощей, присланная с Афона. Периметр лика украшали изображения из жизни святого. В 1880 г. на икону была сделана подобающая риза. На это московским протоиереем Н.Д. Лавровым и купцом В. Д. Аксеновым были пожертвованы 260 р. [6, с. 279]. Хотя оклад не выглядел роскошным, для иконы сделали специальную площадку с петлями. В них продевались жерди и во время частых крестных ходов ее носили четыре человека. Высота иконы была примерно 1,6 м, а располагалась она в храме, по воспоминаниям П.С. Чевалкова, перед одним из клиросов.

В 1881 г. к боковым крыльям были сделаны пятигранные пристройки [6, с. 263].

На смену временному иконостасу впоследствии был изготовлен постоянный. В 1882 г. на его устройство по завещанию покойного инородца Василия Карповича Параева, его вдова пожертвовала 3000 р. [7, с. 447]. Позднее, уже в начаде XX века иконостас был обновлен резьбой и золочением. 1 октября 1910 г. был открыт подписной лист для сбора пожертвований “на обновление иконостаса Улалинской церкви Всемилостивого Спаса” [8, с. 12]. По воспоминаниям

П. С. Чевалкова, фамилия мастера была Красиков. Резьба получилась столь изящной и тонкой, что после окончания работы, как говорит народное предание, резчик потерял зрение.

2 блок. Градостроительный анализ расположения объекта

Силуэт Xрама прекрасно вписывается в холмистый ландшафт. На снимках можно увидеть, что данное архитектурное сооружение является самым значимым в городской панораме, что характерно для храмостроения, особенно, если речь идет о небольших поселениях, в которых Xрам играет наиважнейшую роль, как социальную, так и пространственную.

Способ расположения - преимущественный для Xрама -выделение «кармана» сбоку улицы или площади, что способствовало созданию относительно замкнутой зоны, прилегающей к церкви. Во время торжеств и праздников эта зона играла роль главной площади города.

Исследуемый архитектурный объект располагался среди жилых домов, возле реки. В непосредственной близости находился комплекс миссионерского стана со всеми необходимыми постройками. Расположение по сторонам света соответствует канонам русской православной архитектуры - алтарь направлен на восток.

3 блок. Объемно пространственное решение

В архитектуре Xраме Всемилостивого Спаса без труда можно узнать постройку конца XIX века. Отсутствие «чистоты» стиля, одновременное возвращение к истокам русской архитектуры (в деталях), византийской и европейской было характерно для того времени.

В последних десятилетиях XIX века и в начале XX множество храмов строится в так называемом «русском», затем «неорусском» и «византийском» стилях (обращение к стилям православной храмовой архитектуры XV-XV[I вв., затем XII-XIV в., и, наконец, V[-X вв. соответственно) (рис. 1).

Признаки русско-византийского стиля можно найти и в архитектуре Xрама Всемилостивого Спаса. Здесь можно обратиться к 4 блоку архитектурного анализа (таблица 2), так как речь пойдет о деталях. Например, шлемовидный купол тради-ционен для византийской архитектуры. Луковичные купола, украшающие кровлю характерны более для русского стиля. Всего Xрам венчают 7 куполов, что знаменует семь таинств Церкви и семь Вселенских Соборов.

К основному объему прилегает высокая шатровая колокольня, увенчанная таким же луковичным куполом. Такая композиция была характерна скорее для архитектуры эпохи классицизма - крестообразный план главного объема вместе с колокольней представляют прямоугольник с выдвинутым на восток выступом, в котором располагается алтарь.

Собор Вознесения Христова. Санкт-Петербург

Церковь первоверховных апостолов во имя Казанской иконы Божьей Матери. Санкт-Петербург.

Рис.1. http://www.sibupk.nsk.sU/New/04/chairs/c_regional/Pivovarov/7.html

Так же, как и главный вход, выступающий вперед стилизованным портиком с треугольным завершением. Сухость и строгость декора тоже характерна была эпохи классицизма, однако и в традиционной русской архитектуре такое присутствовало.

Общая композиция подчинена идее иерархического соподчинения частей и целого. Этот закон тоже очень сильно проявлялся в классицизме, так как каждый отдельный фасад является законченным целым. Структура композиции проста. Господствует зеркальная симметрия. Это характерно компо-

зиционным правилам академических проектов начала XIX века .

В Xраме присутствует вертикальный динамизм, что несвойственно византийскому стилю.

Барабан, цилиндрической формы с прорезанными оконными проемами опять-таки возвращает нас к традиционной русской архитектуре.

Удивительно, что пропорции Xрама практически соответствуют золотому сечению (рис. 2), хотя понятно, что в проектировании не участвовал архитектор. Возможно, это объясняется ранее упомянутой в исторической части системой «нормирования» размеров, установленной для сибирского храмостроения.

Но в целом можно сделать вывод, что архитектура вполне в духе времени конца XIX века - чистота русско-византийского стиля не соблюдается, присутствует сочетание разнохарактерных традиций, приемов и форм, эклектических вкраплений.

Таблица 2

______Архитектурные детали храма Всемилостивого Спаса

Изображение архитектурной детали (чертеж или фрагмент фотографии)__________________

.

Я

Краткое описание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий вид, фасад Храма.

Градостроительная ситуация. Расположение в среде.

На данном изображение можно увидеть характерное доминирование Xрама над другими постройками, что соответствует канонам русского православного зодчества всех времен.

План Храма.

Композиция совмещенная.

Колокольня.

Шатровая, вертикальная, увенчана луковичным куполом.

Купол.

Шлемовидный.

Купола.

Луковичной формы. Всего Xрам украшают семь подобных куполов.

Оконные проемы. Конфигурация и декоративное оформление окон (характерно для русской архитектуры).

Кровля.

На данном изображении можно увидеть фрагмент фигурной кровли.

Вход.

Рис. 2. Графическое исследование пропорций Храма по Золотому сечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.