УДК: 72.007. ББК: 85.113
К.Г. Латышева, г. Красноярск Научный руководитель В.И. Царев
Архитектура главных железнодорожных мастерских станции Красноярск на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Аннотация
В статье рассмотрены этапы проектирования и строительства технических комплексов зданий железной дороги в городе Красноярске в 1890-1920-х гг. Проведен анализ проектных материалов, характеризующих архитектурно-планировочные особенности основных корпусов здания главных железнодорожных мастерских. Выявлены архитектурно-композиционные принципы формирования заводских производств Центральной Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Ключевые слова: железная дорога, мастерские, строительство, проект, план, архитектура.
История архитектуры промышленных предприятий сибирских городов дореволюционного периода изучена мало, но является важной составной частью отечественного зодчества. В данной статье рассматриваются особенности архитектурно-планировочного формирования производственных сооружений Великой Сибирской железной дороги в начале двадцатого столетия.
Исследователи отмечали, что рубеж Х1Х-ХХ вв. связан в Красноярске с появлением первых крупных зданий промышленно-производственного назначения. В их числе был комплекс объектов железнодорожных мастерских станции Красноярск [1, с. 502].
Сохранившийся в архиве комплект чертежей проекта больших мастерских для ремонта подвижного состава на станции Красноярск, составление которого следует отнести к концу XIX в., дает представление о планировочных особенностях некоторых производственных зданий, например таких как «медницко-рессорное отделение и кузница» (рис. 1). Железнодорожные пути проходят через внутреннее пространство мастерских, объединяющее литейное, рессорное, бандажное отделения и кузницу, в которых размещено различное оборудование: грузоподъемные краны, верстаки, прессы, плавильные печи, вентиляционные устройства, паровые молоты.
Другим чертежом, характеризующим следующий этап формирования производственного комплекса, является план расположения путей и зданий на станции Красноярск, который был составлен в 1903 г. (рис. 2). На нем представлено месторасположение основных объектов железнодорожного узла. Наиболее крупными из них являлись вагонные и паровозные мастерские, депо, пассажирское здание, железнодорожное училище, хозяйственные и складские строения, которые размещались вдоль железнодорожных путей.
Здание больших мастерских являлось сложным в планировочном отношении, объединяющим несколько производственных блоков. Вдоль линии железной дороги размещался корпус механического отделения, к нему примыкали блоки кузнечного, медно-рессорного, бандажного, литейного и машинного отделений. На рассматриваемом плане зафиксированы происходившие изменения: увеличение размеров здания механического отделения и объединение
его с новым корпусом паровозо-сборочной мастерской.
Завершенные преобразования первого десятилетия нового столетия представлены в проекте развития главных Красноярских мастерских, который был составлен в 1913 г. (рис. 3). В структуре железнодорожного здания выделялись три основных функциональных зоны: механическое отделение, паровозо-сборочная мастерская для ремонта подвижного состава и вспомогательные производства.
В 1916 г. осуществлялось дополнительное строительство, о чем свидетельствует план пристройки болтового отделения к мастерским на станции Красноярск (рис. 4). На чертеже представлены план, фасад и разрез нового производственного блока, наглядно отразившие архитектурно-конструктивные особенности промышленных зданий начала XX в.
Применение в местных условиях новых конструктивных элементов, таких как большие арочные оконные проемы и фонари верхнего света, обеспечивавшие естественное освещение помещений любой площади, металлические фермы, перекрытия и лестницы, позволили создавать оригинальные пространственные сооружения. Стилеформирующая основа цехов железнодорожных мастерских укрепила положение кирпичного стиля в градостроительстве Красноярска. Их возведение дало новый толчок развитию промышленности в городе и губернии.
Список использованных источников
1. Градостроительство Сибири / [В.Т. Горбачев, д-р архит., Н.Н. Крадин, д. ист. н., Н.П. Кра-дин, д-р архит., В.И. Крушлинский, д-р архит., Т.М. Степанская, д-р искусств., В.И. Царев, д-р архит.; под общ. ред. В.И. Царева]; Рос. акад. архит. и строит. наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. НИИТИАГ РААСН. — СПб.: Коло, 2011. — 784 с.
2. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 157. Проект больших мастерских для ремонта подвижного состава на ст. Красноярск. б/д Л. 2.
3. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 225. План расположения путей и зданий на ст. Красноярск. 1903-1911 гг. Л. 10.
4. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 260. Красноярские и Омские главные мастерские. Таблица дея-тельности в 1903 г., расположение водопроводных труб и труб парового отопления, схема проводов электрического тока. 1913 г. Л. 1.
5. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 263. Шпалопропиточный завод на ст. Красноярск. Общий вид и детали котла. б/д. Л. 1.
мдечшн. ж,д.
ГЬц^НГ^Щ'*^ .ИИ.ЬнШЦКР- ^НТП'ПШ1!' , нлшсйт'г
й-
иднищш Р.ЕЙМРНСЕ :-тдьлен: » дааиш.
ллЩ
о
<М
и^ 1.." :.. р.«-.
Рис. 1. Проект больших мастерских для ремонта подвижного состава на станции Красноярск. Конец XIX в. РГИА [2]
Рис. 2. План расположения путей и зданий на станции Красноярск II класса. 1903 г.
Фрагмент. РГИА [3]
Рис. 3. Проект развития главных Красноярских мастерских. 1913 г. Фрагмент. РГИА [4]
к» и)
сЛ,ш кг.
У
- •—■■■'Г'Г- , " ... 04л\л\сЪо:с ¿-»со Чъ.с. и/Ь
■ Г* ]1 ш»
& • 10 I 8
О; !
Я Я
'И и.ии^^п
1 ;Н»Щ Р.1В1 3 ? [
и^ЛцШШ Г^ТЧ В-----:
■ Н ГГ
Чьи»
Й : |!
1
1С«»«,» ^
| .Л- 1 !—Г- 1 _ ; " г ! I
«у у у «да; к_| /
Л
йЬ
ЙЙЙ? фШ
а
а ' ***
I
ЛЯ
и*
в
Ш-- I •• -г 1|'1 !
... » г - ;
......
"•У 1 Жт I
ЯШ г 1ШШ рй ".......1 !|'Н4< Г : Г
1Ш±1
I
: г
Рис. 4. План пристройки болтового отделения к мастерским на станции Красноярск. 1916 г. РГИА [5]