Научная статья на тему 'Архитектура главных железнодорожных мастерских станции Красноярск на рубеже XIX-ХХ вв'

Архитектура главных железнодорожных мастерских станции Красноярск на рубеже XIX-ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
311
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / МАСТЕРСКИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТ / ПЛАН / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Латышева Кристина Геннадьевна

В статье рассмотрены этапы проектирования и строительства технических комплексов зданий железной дороги в городе Красноярске в 1890-1920-х гг. Проведен анализ проектных материалов, характеризующих архитектурно-планировочные особенности основных корпусов здания главных железнодорожных мастерских. Выявлены архитектурно-композиционные принципы формирования заводских производств Центральной Сибири на рубеже XIX-XX вв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of the Main Railway Workshops of the Krasnoyarsk Railway Station at the Turn of the XIXth - the XXth Centuries

The article deals with the stages of design and construction of technical complexes of railway buildings in the city of Krasnoyarsk in the 1890-s 1920-s. There is carried out the analysis of project materials, which describes architectural features and plans of the most important buildings of the main railway workshops. The architectural and compositional principles of formation of factory indus-tries in Central Siberia at the turn of the XIXth the XXth centuries are revealed.

Текст научной работы на тему «Архитектура главных железнодорожных мастерских станции Красноярск на рубеже XIX-ХХ вв»

УДК: 72.007. ББК: 85.113

К.Г. Латышева, г. Красноярск Научный руководитель В.И. Царев

Архитектура главных железнодорожных мастерских станции Красноярск на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Аннотация

В статье рассмотрены этапы проектирования и строительства технических комплексов зданий железной дороги в городе Красноярске в 1890-1920-х гг. Проведен анализ проектных материалов, характеризующих архитектурно-планировочные особенности основных корпусов здания главных железнодорожных мастерских. Выявлены архитектурно-композиционные принципы формирования заводских производств Центральной Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова: железная дорога, мастерские, строительство, проект, план, архитектура.

История архитектуры промышленных предприятий сибирских городов дореволюционного периода изучена мало, но является важной составной частью отечественного зодчества. В данной статье рассматриваются особенности архитектурно-планировочного формирования производственных сооружений Великой Сибирской железной дороги в начале двадцатого столетия.

Исследователи отмечали, что рубеж Х1Х-ХХ вв. связан в Красноярске с появлением первых крупных зданий промышленно-производственного назначения. В их числе был комплекс объектов железнодорожных мастерских станции Красноярск [1, с. 502].

Сохранившийся в архиве комплект чертежей проекта больших мастерских для ремонта подвижного состава на станции Красноярск, составление которого следует отнести к концу XIX в., дает представление о планировочных особенностях некоторых производственных зданий, например таких как «медницко-рессорное отделение и кузница» (рис. 1). Железнодорожные пути проходят через внутреннее пространство мастерских, объединяющее литейное, рессорное, бандажное отделения и кузницу, в которых размещено различное оборудование: грузоподъемные краны, верстаки, прессы, плавильные печи, вентиляционные устройства, паровые молоты.

Другим чертежом, характеризующим следующий этап формирования производственного комплекса, является план расположения путей и зданий на станции Красноярск, который был составлен в 1903 г. (рис. 2). На нем представлено месторасположение основных объектов железнодорожного узла. Наиболее крупными из них являлись вагонные и паровозные мастерские, депо, пассажирское здание, железнодорожное училище, хозяйственные и складские строения, которые размещались вдоль железнодорожных путей.

Здание больших мастерских являлось сложным в планировочном отношении, объединяющим несколько производственных блоков. Вдоль линии железной дороги размещался корпус механического отделения, к нему примыкали блоки кузнечного, медно-рессорного, бандажного, литейного и машинного отделений. На рассматриваемом плане зафиксированы происходившие изменения: увеличение размеров здания механического отделения и объединение

его с новым корпусом паровозо-сборочной мастерской.

Завершенные преобразования первого десятилетия нового столетия представлены в проекте развития главных Красноярских мастерских, который был составлен в 1913 г. (рис. 3). В структуре железнодорожного здания выделялись три основных функциональных зоны: механическое отделение, паровозо-сборочная мастерская для ремонта подвижного состава и вспомогательные производства.

В 1916 г. осуществлялось дополнительное строительство, о чем свидетельствует план пристройки болтового отделения к мастерским на станции Красноярск (рис. 4). На чертеже представлены план, фасад и разрез нового производственного блока, наглядно отразившие архитектурно-конструктивные особенности промышленных зданий начала XX в.

Применение в местных условиях новых конструктивных элементов, таких как большие арочные оконные проемы и фонари верхнего света, обеспечивавшие естественное освещение помещений любой площади, металлические фермы, перекрытия и лестницы, позволили создавать оригинальные пространственные сооружения. Стилеформирующая основа цехов железнодорожных мастерских укрепила положение кирпичного стиля в градостроительстве Красноярска. Их возведение дало новый толчок развитию промышленности в городе и губернии.

Список использованных источников

1. Градостроительство Сибири / [В.Т. Горбачев, д-р архит., Н.Н. Крадин, д. ист. н., Н.П. Кра-дин, д-р архит., В.И. Крушлинский, д-р архит., Т.М. Степанская, д-р искусств., В.И. Царев, д-р архит.; под общ. ред. В.И. Царева]; Рос. акад. архит. и строит. наук, НИИ теории и истории архит. и градостроит. НИИТИАГ РААСН. — СПб.: Коло, 2011. — 784 с.

2. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 157. Проект больших мастерских для ремонта подвижного состава на ст. Красноярск. б/д Л. 2.

3. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 225. План расположения путей и зданий на ст. Красноярск. 1903-1911 гг. Л. 10.

4. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 260. Красноярские и Омские главные мастерские. Таблица дея-тельности в 1903 г., расположение водопроводных труб и труб парового отопления, схема проводов электрического тока. 1913 г. Л. 1.

5. РГИА. Ф. 350. Оп. 48. Д. 263. Шпалопропиточный завод на ст. Красноярск. Общий вид и детали котла. б/д. Л. 1.

мдечшн. ж,д.

ГЬц^НГ^Щ'*^ .ИИ.ЬнШЦКР- ^НТП'ПШ1!' , нлшсйт'г

й-

иднищш Р.ЕЙМРНСЕ :-тдьлен: » дааиш.

ллЩ

о

и^ 1.." :.. р.«-.

Рис. 1. Проект больших мастерских для ремонта подвижного состава на станции Красноярск. Конец XIX в. РГИА [2]

Рис. 2. План расположения путей и зданий на станции Красноярск II класса. 1903 г.

Фрагмент. РГИА [3]

Рис. 3. Проект развития главных Красноярских мастерских. 1913 г. Фрагмент. РГИА [4]

к» и)

сЛ,ш кг.

У

- •—■■■'Г'Г- , " ... 04л\л\сЪо:с ¿-»со Чъ.с. и/Ь

■ Г* ]1 ш»

& • 10 I 8

О; !

Я Я

'И и.ии^^п

1 ;Н»Щ Р.1В1 3 ? [

и^ЛцШШ Г^ТЧ В-----:

■ Н ГГ

Чьи»

Й : |!

1

1С«»«,» ^

| .Л- 1 !—Г- 1 _ ; " г ! I

«у у у «да; к_| /

Л

йЬ

ЙЙЙ? фШ

а

а ' ***

I

ЛЯ

и*

в

Ш-- I •• -г 1|'1 !

... » г - ;

......

"•У 1 Жт I

ЯШ г 1ШШ рй ".......1 !|'Н4< Г : Г

1Ш±1

I

: г

Рис. 4. План пристройки болтового отделения к мастерским на станции Красноярск. 1916 г. РГИА [5]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.