Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ'

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
346
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА БАРОККО / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бессонова Алла Владимировна, Щукин Роман Александрович, Буцких Дарья Романовна

Статья посвящена архитектурному стилю Барокко. В данной статье описываются характерные черты, а также особенности стиля в таких странах как Италия, Англия, Испания, Франция, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAROQUE ARCHITECTURE IN EUROPE

The article is devoted to the Baroque architectural style. This article describes the characteristic features, as well as the peculiarities of style in countries such as Italy, England, Spain, France, Russia.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ»

УДК 72:7.034.7

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ БАРОККО В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Алла Владимировна Бессонова

кандидат сельскохозяйственных наук старший преподаватель allaisava@mail. т Роман Александрович Щукин кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

roman-shchukin@list.ru Дарья Романовна Буцких

студент

ЬШзкШ. dasha43 @gmail. com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена архитектурному стилю Барокко. В данной статье описываются характерные черты, а также особенности стиля в таких странах как Италия, Англия, Испания, Франция, Россия.

Ключевые слова и словосочетания: эпоха Барокко, архитектура.

Европейское барокко - это архитектурный стиль в Европе, расцвет которого пришелся с конца 16-го до конца 18-го веков. Зародившись в Италии, этот стиль широко распространился по Европе, Америке и России. Зодчество в каждой стране формировалось с учетом национальных традиций, политических и социальных условий, в следствии чего Европейское барокко в разных странах приобретало особые характерные элементы на основе общих черт стиля. [1]

В барочной архитектуре каждый элемент был призван производить впечатления пышного богатства, театральной зрелищности, притягивать взгляды прохожих. Такую сложную и торжественную стилистику использовали для возведения монастырей, городских дворцов и резиденций.

Одной из главных особенностей барокко можно назвать создание ритмичного чередования вогнутых и выпуклых линий стен. Таким образом старались передать движение, не свойственное для статичной архитектуры.

Нельзя не отметить насыщенность фасада и внутреннего убранства различными лепнинами, росписями и резными элементами. Именно в этом архитектурном стиле находится место для слияния архитектуры, скульптуры и живописи. На первый взгляд избыток декораций может показаться обычной безвкусицей, но в своей мере излишество раскрывает замысел этого стиля: благодаря насыщенности предать свою идею.

От остальных стилей барочные здания отличает нарушение привычных пропорций в ордерной системе. Отдельные части ордера растягиваются, накладываются друг на друга. Прежняя гармония сменяется на рванный ритм.

Место в этом стиле находит и игра со светом и тенью. Благодаря чередованию освещенных и затемненных зон создаются оптические эффекты расширения пространства, а цветовая палитра (золотой, голубой, розовый и белый цвета) задают торжественную атмосферу.

Первоисточником и вдохновителем в мировом наследии принято считать итальянское барокко. Ведущую роль в развития взяла на себя Католическая церковь. В 16 веке начинается активное строительство храмов и соборов,

которые были не столько внушительными по масштабу, сколько величественными и эмоционально заряженные по оформлению. [3]

Известным примером итальянского церковного барокко можно по праву назвать площадь Святого Петра в Риме, признанную шедевром архитектуры. Форма самой площади с высоты напоминает замочную скважину. По замыслу создателя, Д.Ж. Бернини, ключ от скважины находится в главном соборе мира.

Из особенностей итальянского барокко можно выделить следующее:

• Изображение группы человеческих скульптур в энергичном движении;

• Использование белого мрамора;

• Изобилие скульптурных фигур на фасадах зданий.

В искусстве Англии 17-18 вв. замечалось смешение стилей в следствии позднего прихода в страну. Поэтому некоторые здания могли иметь одновременно черты барокко и классицизма.

Собор Святого Павла, возведённый в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена, можно считать необычным в архитектуре сочетанием средневекового собора с классическим куполом, сам фасад собора выполнен в стиле барокко.

Отличительными чертами стиля считается:

• сложные, вычурные и даже несколько театральные украшения;

• изобилие куполов, свойственных эпохе Возрождения.

Французское барокко имеет более уравновешенный характер за счет

сочетания с классицизмом. Во внешнем виде строгость ценилась больше, нежели художественная фантазия. [4] Самый яркий пример такого подхода -Версаль Франсуа Мансара. Он был приверженцем лаконичности, элегантности и четкости в работах. Одним из примеров его построений может быть дворец Мезон-Лаффит.

Главным отличием испанского барокко является большее воздействие на чувстве, нежели на разум. Оно сочетает в себе характерную украшенность элементов с традиционными мотивами.

Вершиной архитектуры барокко в Испании принято считать творчество Хосе Бенито де Чурригера (1665-1725). Хосе Бенито стал основоположником стиля чурригереск. Его стиль приобрел популярность как национальное испанское барокко. Фасады зданий, выполненные в этом стиле, отличаются живописностью, сложными декоративными извилистыми формами. Криволинейные очертания сооружений придавали интерьеру неповторимый образ. Примером стиля барокко является дворец маркизов Дос Агуас в Валенсии. Украшение фасадов этого дворца несло характер изящности, роскоши и богатства.

Все величие русского барокко можно увидеть в Петергофе, а также многих городских усадьбах Санкт-Петербурга. Архитектура настроена на мажорный лад - она яркая, золоченая, контрастная.

В самом начале появления русского барокко была свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. В 17 в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине 18 в. [5]

Список литературы:

1. Бессонова А. В., Осинкина Н.А. Искусство и ландшафтная архитектура // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. - EDN OYTBEO.

2. Вельфлин Г. Перевод: Е. Лундберг, Е. Козина Ренессанс и барокко, 2004г.

3. Томан Р. Барокко, Архитектура, Скульптура, Живопись, 2000г.

4. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990 г.

5. Аркин Д.Е. Архитектура эпохи Французской буржуазной революции, 1940г.

6. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. Москва, «Наука»,

1978г.

UDC 72:7.034.7

BAROQUE ARCHITECTURE IN EUROPE

Alla V. Bessonova

Candidate of Agricultural Sciences

senior lecturer allaisava@mail .ru Roman A. Shchukin Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

roman-shchukin@list.ru Daria R. Butskikh

student

butskih. dasha43 @gmail .com Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the Baroque architectural style. This article describes the characteristic features, as well as the peculiarities of style in countries such as Italy, England, Spain, France, Russia. Keywords: the Baroque era, architecture.

Статья поступила в редакцию 12.09.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 12.09.2022; approved after reviewing 10.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.