Научная статья на тему 'Архитектор ханс Хопп (1890-1971): у истоков формирования центра современного Калининграда'

Архитектор ханс Хопп (1890-1971): у истоков формирования центра современного Калининграда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
444
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕНИГСБЕРГ / КАЛИНИНГРАД / АРХИТЕКТОР ХАНС ХОПП / ВОСТОЧНАЯ ЯРМАРКА / КИРПИЧНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ДОМ ТЕХНИКИ / ТОРГОВЫЙ ДВОР / KOENIGSBERG / KALININGRAD / ARCHITECT HANS HOPP / EAST FAIR / BRICK EXPRESSIONISM / SYNTHESIS OF ARTS / HOUSE OF TECHNOLOGY / SHOPPING YARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белинцева И.В.

Статья посвящена сооружениям архитектора Карла Густава Ханса Хоппа (1890-1971), активно строившего в 1920-е годы в столице Восточной Пруссии Кенигсберге (совр. Калининград). Х. Хопп принадлежал к числу немногочисленных приверженцев авангарда, работавших в отдаленной консервативной провинции Германии. Созданные им сооружения маркируют центр города, сместившийся от территории бывшего кенигсбергского замка и возведенного на его месте в 1974 году Дома Советов (архитектор Ю. Шварцбрейм) на современную площадь Победы, занявшую место Восточной ярмарки. Как руководитель технического отдела ярмарки, игравшей важную роль в возрождении экономических связей между Германией и Россией, архитектор возвел в трудные годы после окончания Первой мировой войны целый ряд сооружений. Здания в стиле сдержанного экспрессионизма с элементами ар-деко Торговый двор для фирм-участников ярмарки (современное здание мэрии) и Дом Техники (современный торговый центр «Эпицентр») определяют границы и образный строй центральной части столицы Калининградской области. Мастер придерживался радикальных новаторских взглядов на формальную природу современного ему художественного творчества, организовал в своей квартире-галерее выставку представительницы раннего экспрессионизма П. Модерзон-Беккер, дружил с автором исследования «Абстракция и вчувствование» В. Воррингером, преподававшим в 1928-1944 годах в Кенигсбергском университете. Монументальные строения архитектора украшают экспрессионистические работы скульптора Г. Брахерта (1890-1972). В конце 1920-х годов архитектор увлекся формальными приемами школы Баухаус и украсил Кенигсберг необычными для города зданиями (ремесленная школа для девушек, Парк-отель и другие).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECT HANS HOPP (1890-1971): AT THE SOURCES OF FORMATION OF THE CENTER OF MODERN KALININGRAD

The article is devoted to the constructions of the architect Karl Gustav Hans Hopp (1890-1971), who was actively building in the 1920s in the capital of East Prussia Konigsberg (modern Kaliningrad). H. Hopp was one of the few adherents of the avant-garde who worked in the remote conservative province of Germany. The structures created by him mark the center of the city, which has shifted from the territory of the former Koenigsberg castle and built in its place in 1974 by the House of Soviets (architect J. Schwarzbreim) to the modern Victory Square, which took the place of the Eastern Fair. As the head of the Technical Department of the fair, which played an important role in the revival of economic relations between Germany and Russia, the architect erected a number of structures in difficult years after the end of the First World War. Buildings in the style of restrained expressionism with elements of Art Deco Torgovy Dvor for the companies participating in the fair (modern city hall building) and the Technique House (modern shopping center “Epicenter”) determine the boundaries and the imagery of the central part of the capital of the Kaliningrad region. The master adhered to radical innovative views on the formal nature of contemporary art, organized in his apartment gallery an exhibition of the representative of early expressionism P. Moderson-Becker, was friends with the author of the study “Abstraction and Feeling” V. Warringer, who taught in Koenigsberg from 1928-1944 university. The monumental buildings of the architect are decorated with expressionist works of the sculptor G. Brachert (1890-1972). In the late 1920s, the architect became interested in the formal techniques of the Bauhaus school and decorated Koenigsberg with unusual buildings for the city (Craft School for Girls, Park Hotel and others).

Текст научной работы на тему «Архитектор ханс Хопп (1890-1971): у истоков формирования центра современного Калининграда»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.005

УДК 7.036.7

АРХИТЕКТОР ХАНС ХОПП (1890-1971): У ИСТОКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРА СОВРЕМЕННОГО КАЛИНИНГРАДА

Белинцева Ирина Викторовна

Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

Статья посвящена сооружениям архитектора Карла Густава Ханса Хоппа (1890— 1971), активно строившего в 1920-е годы в столице Восточной Пруссии Кенигсберге (совр. Калининград). Х. Хопп принадлежал к числу немногочисленных приверженцев авангарда, работавших в отдаленной консервативной провинции Германии. Созданные им сооружения маркируют центр города, сместившийся от территории бывшего кенигсбергского замка и возведенного на его месте в 1974 году Дома Советов (архитектор Ю. Шварцбрейм) на современную площадь Победы, занявшую место Восточной ярмарки. Как руководитель технического отдела ярмарки, игравшей важную роль в возрождении экономических связей между Германией и Россией, архитектор возвел в трудные годы после окончания Первой мировой войны целый ряд сооружений. Здания в стиле сдержанного экспрессионизма с элементами ар-деко — Торговый двор для фирм-участников ярмарки (современное здание мэрии) и Дом Техники (современный торговый центр «Эпицентр») определяют границы и образный строй центральной части столицы Калининградской области. Мастер придерживался радикальных новаторских взглядов на формальную природу современного ему художественного творчества, организовал в своей квартире-галерее выставку представительницы раннего экспрессионизма П. Модерзон -Беккер, дружил с автором исследования «Абстракция и вчувствование» В. Воррингером, преподававшим в 1928 — 1944 годах в Кенигсбергском университете. Монументальные строения архитектора украшают экспрессионистические работы скульптора Г. Брахерта (1890—1972). В конце 1920-х годов архитектор увлекся формальными приемами школы Баухаус и украсил Кенигсберг необычными для города зданиями (ремесленная школа для девушек, Парк -отель и другие).

Ключевые слова: Кенигсберг; Калининград; архитектор Ханс Хопп; Восточная ярмарка; кирпичный экспрессионизм; синтез искусств; Дом Техники; Торговый двор.

Для цитирования:

Белинцева И.В. Архитектор Ханс Хопп (1890—1971): у истоков формирования центра современного Калининграда / / Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 82-98. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.005. URL: https://readymag.com/u50070366/1914029/12/

Благодарн о сти

Исследование выполнено за счет средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 -2020 гг. в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема 1.2.23.

Информация об авторе:

Белинцева Ирина Викторовна — кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, г. Москва, Российская Федерация. Email: belinceva@bk.ru

Архитектор Ханс Хопп (1890—1971) прожил долгую творческую жизнь, пережил две мировые войны, застал кайзеровскую Германию, Веймарскую республику, период национал-социализма, успешно строил в Германской демократической республике [13; 14]. Один из плодотворнейших этапов его деятельности приходится на 1920-е годы. Мастер жил в это время в столице Восточной Пруссии — Кенигсберге и оказал значительное влияние на формирование архитектурного образа города.

Ханс Хопп принадлежал к числу немногочисленных приверженцев авангарда, работавших в этой отдаленной и довольно консервативной провинции Германии. Созданные им сооружения и сейчас выделяются среди городской застройки. В частности, они маркируют современный центр города Калининграда в районе площади Победы и на прилегающих территориях.

В послевоенном Калининграде произошло постепенное смещение центра, который в Кенигсберге располагался вокруг Королевского замка. К началу XX века территория вокруг замка была освобождена от старых строений, в результате чего возникло несколько обширных площадей, украшенных зеленью и скульптурами (рис. 1). В конце Второй мировой войны здания на этой территории были практически полностью разрушены, в 1967 г. были взорваны и постепенно разобраны руины замка. На месте бывшего форбурга в 1974 г. начали строить Дом Советов (арх. Ю. Шварцбрейм). Рядом с Домом Советов запланировали парадную площадь и комплекс общественных зданий, создав предпосылки для организации центра общественной жизни. Но концепция оказалась нежизнеспособной, и значительная территория вблизи Дома Советов осталась пустынной и невостребованной (рис. 2). Оживленный центр города переместился на место скрещения Ленинского проспекта и улицы Черняховского — на площадь Победы.

До Первой мировой войны территорию, где сейчас расположены центральная площадь, мэрия, храм Христа Спасителя (арх. О. Копылов, 2006 г.), торговые центры «Акрополь» и «Эпицентр», занимал массивный крепостной вал, сквозь который из города в предместья вели Штайндаммские и Трагхаймские ворота. Сооружения земляного оборонительного вала в начале XX в. утратили функциональное значение, так как в конце XIX столетия в радиусе 5-7 км был возведен защитный комплекс из 12 фортов и межфортовых сооружений. Бургомистр Кенигсберга Зигфрид Керте (1861—1919), управлявший городом с 1903 по 1918 год, долгое время вел переговоры с военным ведомством о продаже городу территорий, занятых оборонительным валом. В 1910 году городские власти Кенигсберга выкупили у военного финансового ведомства

302 га северных крепостных укреплений за 29 миллионов марок. «Город считал, что покупка и обустройство земли может окупиться только в том случае, если он все сооружения, включая ворота, снесет, и все свободные участки, за исключением нескольких игровых площадок и водоемов, отдаст под застройку. Он начал со сноса ворот Трагхаймер Тор и Штайндаммер Тор, некоторых бастионов и валов, заложив городскую магистраль, ведущую в Хуфен (Кайзер -Вильгельм-Дамм, Ганзаринг, Адольф-Гитлер-Штрассе). Начало войны приостановило снос укреплений» [2, 8. 206]. После Первой мировой войны здесь появились сооружения Восточной ярмарки, с которой началась история пространственного развития современного центра города Калининграда.

Во времена Веймарской республики (1919—1933) Кенигсберг, более чем остальная Германия, ощутил последствия проигранной войны. Согласно Версальскому договору 1919 г. восточнопрусская провинция оказалась отделена от империи так называемым Данцигским (другое название — Польский) коридором — полосой земли, соединившей независимую Польшу с Балтийским морем. Польский коридор отрезал далекую островную провинцию от остального государства, затруднил хозяйственные связи с родиной и поставил ее в трудное экономическое положение. «Ввиду этого беспрецедентно бедственного положения, Восточная Пруссия заявила о своих претензиях на особое отношение к провинции со стороны империи и Пруссии и в экономическом, и в административном аспектах» [6, с. 94].

Благодаря помощи метрополии, а также активности магистрата Кенигсберга город и провинция получили средства для строительства целого ряда общественно необходимых зданий и сооружений. Практически все важные постройки города в 1920 -е

годы были возведены по проектам Х. Хоппа. Островное положение Восточной Пруссии потребовало создания кенигсбергского аэропорта, и в 1922 г. на месте бывшего военного плаца в районе Девау по проекту Х. Хоппа было построено здание для приема и встречи пассажиров (рис. 3).

Рис. 3. Кенигсберг. Аэропорт Девау. Арх. Ханс Хопп. 1922 г. Источник: [8].

Крупным хозяйственным предприятием города стала Восточная ярмарка, которую называли «окном на восток», так как ее предназначением было возобновление торговли с новой, Советской Россией, соседними (Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей) и более отдаленными странами (Венгрией, Финляндией, Турцией). Ярмарка занимала площадь 11 га на месте бывшего крепостного вала. Планировочная конфигурация выставочной территории повторяла сложный криволинейный абрис снесенных вальных укреплений XVII века. В печати 1920-х гг. отмечали, что «город Кенигсберг предоставил для строительства помещений выставки отличную территорию размером около 60 000 кв. метров с наилучшим транспортным сообщением» [11; цит. по: 12, с. 27]. Появление и функционирование ярмарки было заслугой бургомистра города Ганса Ломейера (1881—1968, бургомистр в 1919—1933), преодолевшего сомнения коммерсантов в ее успешности. Необходимые средства для организации выставки выделило правительство Германии, а также различные акционерные общества.

«Создание Ярмарки-выставки Востока ("Остмессе") соответствовало традиционному кенигсбергскому стремлению к преодолению границ и расстояний. Торгово -промышленный центр Кенигсберга подчеркнул таким образом свою роль пункта скрещения торговых трасс и товарообмена между странами восточной и западной Европы» [3, с. 80]. «Наряду с Лейпцигской ярмаркой, "Остмессе" была единственной официальной широкомасштабной немецкой ярмаркой и признанным торговым посредником между Германией и Восточной Европой» [1, с. 109], причем особые надежды возлагались на налаживание торговых отношений с Россией. «Россия является для Европы страной безграничных возможностей, и нигде, по праву можно сказать, нет таких отличных условий для обмена товарами, как здесь. Русское и немецкое хозяйство взаимно дополняют друг друга» [11; цит. по: 12, 8. 25]. Выставка представляла широкий круг товаров, а со временем она была дополнена специализированными ярмарками по продаже древесины (лесная ярмарка, с 1922 г.), сельскохозяйственных машин, породистого скота (сельскохозяйственная выставка). В русскоязычном рекламном проспекте было записано: «Первая сельскохозяйственная выставка в Кенигсберге состоялась с 24 июня по 30 июня 1923 г. и вполне оправдала возложенные на нее ожидания ввиду ее приспособленности к условиям русского рынка» [5, с. 7]. Следует

заметить, что местная сельскохозяйственная выставка проходила чуть ранее Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (открытой 19 августа 1923 г.), которую посетил в составе иностранной делегации и архитектор Х. Хопп.

Строительство Восточной ярмарки осуществлял архитектор Карл Густав Ханс Хопп — руководитель технического отдела ярмарочного ведомства1. Помимо деревянных павильонов (не сохранились) архитектор возвел в 1921 г. входной портал на выставку (не сохранился) и главный выставочный ресторан (сохранился). В 1922—1923 гг. напротив входа на ярмарочную территорию был построен Торговый двор (перестроен в 1927 г.), в 1925 г. огромный выставочный комплекс завершил Дом Техники (оба здания сохранились с частичными изменениями).

Рис. 4. Кенигсберг.

Входной павильон Восточной ярмарки. Арх. Ханс Хопп. 1921 г. Источник: [13].

Выставочные сооружения демонстрируют стремительную эволюцию творческих приемов молодого архитектора. Входная часть выставки представляет собой классицистически упорядоченный протяженный арочный фасад, центром которого служит обширный павильон, перекрытый вальмовой крышей (рис. 4). Боковые крылья входной части ярмарки представляют собой корпуса, расчлененные вертикалями лизен, чередующимися с вытянутыми окнами служебных помещений. Центральная часть выходила на широкую улицу Штайндамм пятью высокими арками на тонких опорах. Подобные аркады были издавна присущи торговым заведениям Европы. Выставочные павильоны в виде одно-двухэтажных зданий располагались параллельно друг другу вдоль центральной улицы ярмарки и выходили на нее узкими торцами, образуя своего рода двойной планировочный гребень. Ф. Гаузэ пишет о семи выставочных павильонах площадью 23 000 кв. метров [9, 8. 47]. В отличие от новаторских, хотя и временных художественных сооружений московской выставки 1923 г., деревянные павильоны в Кенигсберге были однотипны, художественно невыразительны и сугубо функциональны.

На периферии восточнопрусской выставки -ярмарки был построен выставочный ресторан (рис. 5). Он считался одним из главных пунктов встречи участников выставки, поэтому вход в него находился со стороны города, однако из-за небольших размеров в силуэте современного центра города он роли не играет. Бывший ресторан имеет вид трехэтажного двенадцатигранника, перекрытого шатровой крышей. Низкий верхний этаж сделан меньшего диаметра, его стены почти сплошь прорезаны окнами, что способствует лучшему освещению центрального помещения с плоским куполом. Б. Кестер пишет об экспрессионистической декорации интерьера в «духе времени» (не сохранилась) [10, 8. 148].

/ \л Кенигсберг,

у" Здание ресторана

Арх. Х Хопп. 1921 г. Фото: И.В. Белинцева, 2018.

Круглящийся объем ресторана не имеет наружных украшений, лишь большие оконные проемы оживляют стены со стороны города. Мастер использовал в нижнем этаже вертикальные, часто поставленные окна, разделенные широкими лизенами. Второй этаж он оживил полуциркульными окнами, расположенными непосредственно над окнами первого яруса. Рамы в верхней части окон сделаны в виде расходящихся лучей. Наиболее живописно оформлена входная грань ресторана: широкие двери с мелкой расстекловкой занимают центральную часть фасадной поверхности, над которой протянут узкий козырек. Над горизонталью козырька выделяются оригинальные круглые окна второго этажа с оконными переплетами в виде расходящихся солнечных лучей. В целом же здание ресторана напоминает скорее техническое строение, нежели заведение для отдыха.

В 1922—1923 гг. для фирм, постоянно принимавших участие в Восточной ярмарке, Х. Хопп построил большой Торговый двор, расположив его напротив входа на ярмарку (рис. 6). Первые переделки в здании были сделаны в 1927 г., когда Торговый двор приспособили для размещения городских властей. Во время войны магистрат не пострадал, большой пожар случился уже после победы [4]. В послевоенные годы бывший Торговый двор стоял выгоревшим, но в 1960-е годы его восстановили (рис. 7). Долгое время здание существовало внешне почти в первоначальном виде, но впоследствии претерпело столь существенные изменения, что в современной городской мэрии почти невозможно узнать авторский замысел: здание оштукатурили, убрали декоративные элементы, сделали далеко выступающий козырек (рис. 8).

Рис. 6. Кенигсберг. Торговый двор. Арх. Х. Хопп. 1922-1923 гг. Источник: [8].

Рис. 7. Калининград. Здание городской администрации. Арх. Х. Хопп. 1922-1923 гг. 1960-е гг. Фото: Б. Штерн. Государственный архив Калининградской области (далее - ГАКО). Оп. 10. № 0-12501.

Рис. 8. Калининград. Здание городской администрации. Арх. Х. Хопп. 1922-1923 гг. Фото: Е. Мосиенко, 2019.

Как и многие другие общественные сооружения столицы Восточной Пруссии (например, здание бывшего страхового общества «Северная звезда», современная гостиница «Москва», арх. З. Зассник, Б. Ляйдинг, 1936 г.) и крупных городов провинции (здание полицейского управления в Тильзите, современном Советске, арх. К Фрик, 1930 г.), Торговый двор имел в плане квадрат. Внутренний двор окружали четыре пятиэтажных флигеля, образующих массивный объем сооружения. Подобная композиция восходит к планировке средневековых замков Тевтонского Ордена, возведенных на этой территории и хорошо известных в довоенное время знатокам архитектуры края. Монументальность исторических сооружений, несомненно, оказала влияние на образный строй зданий, построенных Х. Хоппом в начале 1920 -х гг., когда провинция переживала не лучшие времена и требовалась опора на традиции героических времен истории этой земли.

Главному фасаду Торгового двора архитектор придал симметричный облик, подчеркнутый широкими угловыми выступами — ризалитами, а также дополнительным верхним этажом центральной части. Это здание носит традиционалистский облик в духе пропагандируемого накануне Первой мировой войны «стиля Родины», заключающегося в использовании узнаваемых местных архитектурных традиций. В архитектуре Торгового двора Х. Хоппа сохранялись характерные для балтийского региона поверхности кирпичных стен с выявленными швами, венчала строение высокая черепичная крыша с многочисленными мансардными окнами. О давних традициях напоминали треугольные арки торговых помещений нижнего яруса, окна с мелкой расстекловкой, фронтоноподобные завершения оконных проемов среднего этажа, выделенного горизонтальными тягами. При этом мастер включил нетипичные для региона скульптурные вставки (скульптор Г. Брахерт) и орнаментальные детали.

Традиционные приметы архитектурного решения были преодолены Х. Хоппом в Доме Техники, построенном в 1924—1925 гг. на восточной части ярмарки (рис. 9). Здание выполнено в стиле кирпичного экспрессионизма, сочетающегося с четко спланированной объемно-пространственной и планировочной структурой. Основанная на классицистических принципах композиция здания напоминает мощную машину — трактор или танк. В его основу положен огромный зал для демонстрации технических новинок длиной 121 м и шириной 46 м, разделенный опорами на три нефа (рис. 10) [8]. Размеры зала превышали «Зал московитов» в Королевском замке, который традиционно считался самым большим помещением провинции (рис. 11). К четырем углам выставочного зала примыкали более низкие кубические объемы, создавая симметричную композицию с боковыми ризалитами фасадов. Здесь размещались помещения управления ярмаркой, кинотеатр, ресторан и квартиры для руководства.

Для членения крупных объемов Дома Техники мастер использовал немногочисленные приемы — оконные проемы прямоугольной формы разного размера, декоративные выступающие ряды кирпичной кладки. Для достижения живописного эффекта Х. Хопп ввел светлые элементы из бетона с рваной поверхностью, выделяющиеся на фоне темного клинкерного кирпича. Здание простояло в руинированном состоянии до 2000 года, в настоящее время ему вернули внешний облик, близкий к первоначальному, полностью изменив внутреннюю планировку

(рис. 12-13).

Рис. 9. Кенигсберг. Дом Техники (совр. торгово-развлекательный центр «Эпицентр»). Общий вид. Арх. Х. Хопп. 1924—1925 гг. Источник: [8].

Рис. 10. Кенигсберг. Дом Техники (совр. торгово-развлекательный центр «Эпицентр»). План здания. Арх. Х Хопп. 1924-1925 гг. Источник: [8].

Рис. 11. Кенигсберг. Дом Техники (совр. торгово-развлекательный центр «Эпицентр»). Демонстрационный зал. Арх. Х Хопп. 1924-1925 гг. Источник: [8].

Рис. 12. Калининград. Бывший Дом Техники (совр. торгово-

«Эпицентр»). Арх. Х. Хопп.

1924-1925 гг.

1989 г. Фото: А. Бахтин.

ГАКО. Фотофонд.

Оп. 12. № 0-16326.

Рис. 13. Калининград. Бывший Дом Техники (совр. торгово-

«Эпицентр»). Арх. Х. Хопп. 1924-1925 гг. Фото: Е. Мосиенко, 2019.

Характерной чертой сооружений «кирпичного экспрессионизма» было включение пластики в виде рельефов или полновесных скульптурных изображений размерами в человеческий рост и более. Введение скульптуры и орнаментальных деталей сближает эти сооружения со стилем ар-деко. В Кенигсберге в межвоенные годы сложилось так, что почти каждый архитектор имел «своего» скульптора, с которым он тесно сотрудничал. Для зданий Х. Хоппа пластическое убранство выполнял обычно его друг и соратник Герман Брахерт (1890-1972)2. У входа в юго-восточную пристройку Дома Техники выделяется горельеф «Рабочий с шестеренкой» работы Г. Брахерта. Массивная коленопреклоненная мужская фигура, с книгой в одной руке и шестеренкой в другой, словно сдавлена горизонтальными карнизами сверху и снизу (рис. 14—15). Другой рельеф, представляющий собой образец экспрессионистической скульптуры, выполнен учеником Г. Брахерта — Эрнстом Филитцем (1891—1945). Две короткие плотные фигуры также зажаты карнизами. Молот в руках мужской фигуры и механизм на коленях женской символизируют промышленное производство (рис. 16).

Рис. 14. Калининград. Бывший Дом Техники (совр.

центр «Эпицентр»). Арх. Х. Хопп. 1924-1925 гг. Рельеф. Ск. Г. Брахерт. Фото: Е. Мосиенко, 2019.

Рис. 15. Калининград. Бывший Дом Техники (совр. торгово-развлекательный центр «Эпицентр»). Арх. Х Хопп. 1924-1925 гг. Рельеф. Ск. Г. Брахерт. Фото: Е. Мосиенко, 2019.

Рис. 16. Калининград. Бывший Дом Техники (совр. торгово-развлекател центр «Эпицентр»). Арх. Х. Хопп. 1924-1925 гг. Рельеф. Ск. Э. Фото: Е. Мосиенко, 2019.

Х. Хопп получил в Доме Техники обширное жилье, о котором он писал впоследствии, что никогда более не имел столь большой и прекрасной квартиры. В 1926 г. он организовал здесь выставку представительницы раннего экспрессионизма Паулы Модерзон-Беккер (1876-1907), продемонстрировав тем самым свою приверженность художественному авангарду (рис. 17). Эта выставка предшествовала строительству оригинального здания музея картин П. Модерзон-Беккер в Бремене на Беттхер-штрассе (1926-1927), которое поклонник рано умершей художницы Людвиг Розелиус заказал архитектору Бернхарду Хетгеру (1874-1949) [7, 8. 120-122]. В 1928 г. Х. Хопп познакомился и дружил много лет с приехавшим в Кенигсберг автором нашумевшего исследования «Абстракция и вчувствование» (1908) Вильгельмом Воррингером (1881-1965), до 1944 г. преподававшим в Институте истории искусства Кенигсбергского университета. Историк искусства и архитектор, несомненно, имели общие взгляды на художественные формы современности.

Рис. 17. Кенигсберг. Дом Техники (совр. торгово-развлекательный центр «Эпицентр»). Выставка картин П. Модерзон-Беккер в служебной квартире архитектора. Арх. Х. Хопп. 1924—1925 гг. Источник: [13]

Рис. 18. Калининград. Здание бывшей ремесленной школы для девушек. Арх. Х. Хопп (совместно с Г. Лукасом). 1928-1930 гг. Фото: И.В. Белинцева, 2017.

Рис. 19. Калининград. Здание бывшей ремесленной школы для девушек. Арх. Х. Хопп (совместно с Г. Лукасом). 1928-1930 гг.

Фото: И.В. Белинцева, 2017.

Новаторские по замыслу и исполнению Дом Техники и бывший Торговый двор определили облик и современные границы центральной части Калининграда. Молодость архитектора прошла в годы быстрого развития Германии под знаком веры в прогресс, технику, науку. В своих воспоминаниях Х. Хопп писал: «Мы верили, что будем жить в лучшем из миров и что мы принадлежим к народу, в бытии которого должен заключаться этот мир» [13, S. 17]. Будучи увлечен стилем школы Баухаус, в конце 1920-х годов он возвел или перестроил в исторической части города такие по тем временам остросовременные здания, как ремесленная школа для девушек (совместно с Г. Лукасом, 1928—1930, рис. 18—19), Парк-отель для гостей ярмарки (1929— 1930), Дом Радио, основанный по частной инициативе и перешедший в ведение ярмарочного комитета (1925—1927), и другие частные и общественные сооружения (торговый дом Фридлендер, 1928; кинотеатры «Капитолий», 1927; «Призма», 1928).

Примечания

1. Ханс Хопп (1890—1971) родился в Любеке, учился в Карлсруэ и Мюнхене. Среди его мюнхенских учителей был также известный немецкий архитектор Теодор Фишер (1862—1938). В 1913 г. Х. Хопп приехал как дипломированный инженер сначала в Мемель (совр. Клайпеда), а затем перебрался в столичный Кенигсберг, где перед Первой мировой войной работал свободным архитектором. Вернувшись с войны в 1918 г., он служил в городском строительном бюро Кенигсберга, с 1920 г. стал руководителем технического отдела, а также строительного бюро Восточной ярмарки. В годы национал-социализма строил только по частным заказам. В 1945 г. работал в ГДР в высшей школе в Дрездене и других учреждениях. В 1951—1957 гг. возглавлял Союз немецких архитекторов, был членом Германской академии архитектуры, получил национальную премию ГДР.

2. Герман Брахерт (1890—1972) родился в Штутгарте, там же изучал архитектуру. Переехав в 1919 г. в Кенигсберг, Г. Брахерт стал профессором Школы искусств и ремесел, вел классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела. В течение десяти лет Брахерт был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кенигсберге. Не разделявший взглядов нацистов, в 1933 г. скульптор получил запрет на профессиональную и преподавательскую деятельность, его творения, объявленные «дегенеративным искусством», разбивали и уничтожали. После 1945 г. жил в Штутгарте и работал в Государственной Академии изобразительных искусств. Большинство работ Г. Брахерта не сохранилось.

Литература

1. Гальцов В.И., Бабенко Н.Г., Шкуркина Ю.А. Калининград. Российский город с немецкой историей / / Мир русского слова. 2008. № 4. С. 107—116.

2. Гаузэ Фритц. Кенигсберг в Пруссии. История одного европейского города / Пер. с нем. В. Хердта и Н. Конрад. Реклингхаузен: Биттер, 1994. 316 с.

3. Глински Г., Верстер П. Кёнигсберг. Conigsberg — Königsberg — Калининград: Прошлое и современность / Пер. с нем. Т. Фрост. Берлин; Бонн: Весткройц Ферлаг, 1996. 180 с.

4. Дунаевский Д. Прогулка по Кенигсбергу Ханса Хоппа [Электронный ресурс]. URL: http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=22088 (дата обращения 16.02.2019).

5. Кенигсберг — город восточно-европейских ярмарок. Б. м.: Б. и., 1924. 16 с.

6. Шиндо Р. Расширение компетенции обер-президента провинции Восточная Пруссия в период Веймарской республики // Калининградские архивы: материалы и исследования. Научный сборник. Вып. 8. / отв. ред. В.Н. Маслов. Калининград: Изд -во БФУ им. И. Канта, 2008. С. 92-101.

7. Borrmann N. "Kultur-Bolschewismus" oder "Ewige Ordnung". Architektur und Ideologie im 20. Jahrhundert. Graz: Ares Verlag, 2009. 198 S.

8. Fischer E.K. Hanns Hopp, Architekt in Ostpreußen. Berlin; Leipzig; Wien: Friedrich Ernst Hübsch Verlag, 1929. 69 S.

9. Gause Fritz. Die Geschichte der Stadt Königsberg. Bd. III. Vom ersten Weltkrieg bis zum Untergang Königsbergs. Köln; Wien: Böhlau Verlag, 1971. 327 S.

10. Köster B. Königsberg. Architektur aus deutscher Zeit. Husum: Husum Druck- und Verlagsgesellschaft, 2000. 256 S.

11. Ostpreussen — seine Entwicklung und seine Zukunft. Berlin-Charlottenbug: LimaVerlag GmbH, 1922. 392 S.

12. Westenberger H. Die Deutsche Ostmesse Königsberg Pr. / / Unser schönes Samlan d. Folge 147. Sommer 2000. II. S. 25—28.

13. Wiesemann G. Hanns Hopp. 1890—1971. Königsberg, Dresden, Halle, Ost-Berlin. Eine biographische Studie zu moderner Architektur. Schwerin: Thomas Helms Verlag, 2000. 312 S.

14. Wiesemann G. Hanns Hopp: Ein Baukünstler der Avantgarde in Königsberg // Beiträge zur Kunstgeschichte Ostmitteleuropas / Hg. von Hanna Nogossek und Dietmar Popp. Marburg: Verlag Herder-Institut, 2001. Heft 13. S. 280—295.

Статья поступила в редакцию 19.12.2019.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.005

ARCHITECT HANS HOPP (1890-1971): AT THE SOURCES OF FORMATION OF THE CENTER OF MODERN KALININGRAD

Belintseva, Irina Viktorovna

Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning,

Moscow, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the constructions of the architect Karl Gustav Hans Hopp (1890-1971), who was actively building in the 1920s in the capital of East Prussia Konigsberg (modern Kaliningrad). H. Hopp was one of the few adherents of the avant-garde who worked in the remote conservative province of Germany. The structures created by him mark the center of the city, which has shifted from the territory of the former Koenigsberg castle and built in its place in 1974 by the House of Soviets (architect J. Schwarzbreim) to the modern Victory Square, which took the place of the Eastern Fair. As the head of the Technical Department of the fair, which played an important role in the revival of economic relations between Germany and Russia, the architect erected a number of structures in difficult years after the end of the First World War. Buildings in the style of restrained expressionism with elements of Art Deco — Torgovy Dvor for the companies participating in the fair (modern city hall building) and the Technique House (modern shopping center "Epicenter") determine the boundaries and the imagery of the central part of the capital of the Kaliningrad region. The master adhered to radical innovative views on the formal nature of contemporary art, organized in his apartment gallery an exhibition of the representative of early expressionism P. Moderson-Becker, was friends with the author of the study "Abstraction and Feeling" V. Warringer, who taught in Koenigsberg from 1928—1944 university. The monumental buildings of the architect are decorated with expressionist works of the sculptor G. Brachert (1890—1972). In the late 1920s, the architect became interested in the formal techniques of the Bauhaus school and decorated Koenigsberg with unusual buildings for the city (Craft School for Girls, Park Hotel and others).

Keywords: Koenigsberg; Kaliningrad; architect Hans Hopp; East Fair; brick expressionism; synthesis of arts; House of Technology; Shopping yard.

For citation:

Belintseva I.V. Architect Hans Hopp (1890—1971): at the sources of formation of the center of modern Kaliningrad. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2020, no. 2 (17), pp. 82—98. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.005. Available at:

https://readymag.com/u50070366/1914029/12/ (In Russian).

Acknowledgments

The study was carried out at the expense of the State Program of the Russian Federation "Development of Science and Technology" for 2013—2020 according to the Basic Research Plan of the Ministry of Construction of Russian Federation and the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, research theme 1.2.23.

Information about the author:

Belintseva, Irina Viktorovna — Cand. Sc. (Art History), Associate Professor, Leading Researcher, the Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning (branch of the Central Research and Design Institute of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation), Moscow, Russian Federation. Email: belinceva@bk.ru

1. Galtsov V.I., Babenko N.G., Shkurkina Yu.A. Kaliningrad. Rossiyskiy gorod s nemetskoy istoriyey [Kaliningrad Russian city with German history]. Mir russkogo slova — World of the Russian word, 2008, no. 4, pp. 107-116. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gause F. Kenigsberg v Prussii. Istoriya odnogoyevropeyskogo goroda [Koenigsberg in Prussia. History of a European city]. Transl. from German by W. Herdt and N. Conrad. Recklinghausen, Bitter, 1994. 316 p. (In Russian).

3. Glinsky G. v., Wörster P. Konigsberg. Conigsberg — Königsberg — Kaliningrad: Proshloye i sovremennost' [Königsberg. Conigsberg — Königsberg — Kaliningrad: The Past and the Present]. Transl. from German by T. Frost. Berlin; Bonn, Westkreuz Ferlag, 1996. 180 p. (In Russian).

4. Dunaevsky D. Progulka po Kenigsbergu Khansa Khoppa [Hans Hopp walk along the Königsberg]. 2013. Available at: http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=22088 (accessed 16.02.2019). (In Russian).

5. Kenigsberg — gorod vostochno-yevropeyskikhyarmarok [Koenigsberg is a city of East European fairs]. Unknown publisher, 1924. 16 p. (In Russian).

6. Shindo R. Rasshireniye kompetentsii ober-prezidenta provintsii Vostochnaya Prussiya v period Veymarskoy respubliki [Expansion of the competence of the President of East Prussia during the Weimar Republic]. Maslov V.N. (ed.) Kaliningradskiye arkhivy: materialy i issledovaniya. Nauchnyy sbornik. Vyp. 8 [Kaliningrad Archives: materials and studies. Scientific collection. Vol. 8]. Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University Publ., 2008, pp. 92—101. (In Russian).

7. Borrmann N. "Kultur-Bolschewismus" oder "Ewige Ordnung". Architektur und Ideologie im 20. Jahrhundert. Graz, Ares Verlag, 2009. 198 S. (In German).

8. Fischer E.K. Hanns Hopp, Architekt in Ostpreußen. Berlin; Leipzig; Wien, Friedrich Ernst Hübsch Verlag, 1929. (In German). 69 S. (In German).

9. Gause F. Die Geschichte der Stadt Königsberg. Bd. III. Vom ersten Weltkrieg bis zum Untergang Königsbergs. Köln; Wien, Böhlau Verlag, 1971. 327 S. (In German).

10. Köster B. Königsberg. Architektur aus deutscher Zeit. Husum, Husum Druck - und Verlagsgesellschaft, 2000. 256 S. (In German).

References

11. Ostpreussen — seine Entwicklung und seine Zukunft. Berlin-Charlottenbug, LimaVerlag GmbH, 1922. 392 S. (In German).

12. Westenberger H. Die Deutsche Ostmesse Königsberg Pr.. Unser schönes Samland. Folge 147, 2000. Sommer 2000, II, S. 25-28. (In German).

13. Wiesemann G.Hanns Hopp. 1890-1971. Königsberg, Dresden, Halle, Ost-Berlin. Eine biographische Studie zu moderner Architektur. Schwerin, Thomas Helms Verlag, 2000. 312 S. (In German)

14. Wiesemann G.Hanns Hopp: Ein Baukünstler der Avantgarde in Königsberg. Beiträge zur Kunstgeschichte Ostmitteleuropas. Hg. von Hanna Nogossek und Dietmar Popp. Marburg, Verlag Herder-Institut, 2001. Heft 13, S. 280-295. (In German)

Received: December 19, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.