Научная статья на тему 'Архитектор Евгений Борисович Яшунский. Основные этапы жизненного и творческого пути'

Архитектор Евгений Борисович Яшунский. Основные этапы жизненного и творческого пути Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ ЕВГЕНИЯ БОРИСОВИЧА ЯШУНСКОГО / ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДИСИ (ПГАСА) / БіОГРАФіЯ ЄВГЕНА БОРИСОВИЧА ЯШУНСЬКОГО / ДНіПРОПЕТРОВСКИЙ ПЕРіОД ТВОРЧОСТі / ПЕДАГОГіЧНА ДіЯЛЬНіСТЬ У ДІБІ (ПДАБА) / PEDAGOGICAL ACTIVITY IN DIBI (PSAСEA) / BIOGRAPHY OF EVGENIY BORISOVICH YASHUNSKIY / PERIOD OFCREATIVE ACTIVITY IN DNIPROPETROVSK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подолинный С.И., Ходченко М.О.

Показаны основные биографические данные и достижения творческой и педагогической деятельностиизвестного украинского архитектора Е. Б. Яшунского, руководителя АПМ Днепргражданпроекта. Приведены наиболее яркие примеры проектных решений, выполненных под его руководством, а также раскрыты этапыпедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architect Evgeniy Borisovich Yashunskiy. Basic stages of life and creative development

The paper shows the basic biographical data and the main achievements of career and pedagogical activity of thefamous Ukrainian architect E. B. Yashunskiy, head of the APM of Dnieprcivilproject. The most striking examples of design decisions made under his leadership and the main stages of pedagogical activity are given here.

Текст научной работы на тему «Архитектор Евгений Борисович Яшунский. Основные этапы жизненного и творческого пути»

АРХ1ТЕКТУРА

УДК 72 (092)(477.63)

АРХИТЕКТОР ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ ЯШУНСКИЙ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

С. И. Подолинный, ст. преп., М. О. Ходченко, студ.

Ключевые слова: биография Евгения Борисовича Яшунского, проектная деятельность, Архитектурно планировочная мастерская Днепрогражданпроекта, Днепропетровский период творчества, педагогическая деятельность, конкурс «Античернобыль - XXI век. Конкордия»

Введение. В 1960-е годы Днепропетровск получил мощный импульс развития за счет наращивания промышленного потенциала. Флагман этого процесса - Южный машиностроительный завод - становится одним из самых крупных мировых центров по созданию ракетно-космической техники. В город поступают значительные ресурсы из союзного бюджета. Появляется потребность в высококвалифицированных специалистах разного профиля, в том числе архитекторах, способных преобразить развивающийся город в благоустроенную среду проживания современного человека.

В числе архитекторов, которые были приглашены руководством города, был молодой, но уже прекрасно проявивший себя специалист Евгений Борисович Яшунский. Будучи неординарной личностью с широким философским подходом к осмыслению жизни, он в короткое время стал одним из лидеров архитектурного цеха города. Выполненные под его руководством проекты стали основой значительных изменений градостроительной структуры Днепропетровска.

Постановка проблемы. В украинской архитектуре лауреат Государственной премии СССР Евгений Борисович Яшунский - известная фигура, прежде всего как градостроитель-новатор и замечательный педагог. В период расцвета своего творчества он публиковал много статей, часто выступал на различных форумах. Но после его ухода из жизни оказалось, что широкой общественности и в профессиональной среде о его творческом и жизненном пути известно мало. В том числе это отразилось в неточностях и противоречивых данных, которые встречаются в посвященных Евгению Борисовичу немногочисленных публикациях.

Наиболее значительны статьи в научных сборниках, подготовленные В. С. Внуковым [10] и В. В. Воробьевым [4]. Определенная информация содержится в статье книги «Днепропетровск. Архитекторы» [6], в книге А. Г. Быстрякова «Евреи Екатеринослава» [1], в публикациях газет «Днепр Вечерний» [12] и «Шабат Шалом» [2]. В настоящее время, переломное во многих аспектах, очевидна необходимость более полного освещения творческого пути архитектора-новатора, который может послужить уроком, а в чем-то и примером для современного поколения архитекторов и градостроителей.

Рис. 1. Евгений Борисович Яшунский Рис. 2. Экспериментально-показательное село

(2.08.1929 - 18.01.2002) Коробки. Застройка центра

Цель статьи. Уточнить и систематизировать основные биографические данные, представить знаковые для различных периодов творчества проектные разработки, выделить основные этапы педагогической деятельности.

Материалы и методы. Источниками информации служили как различного рода печатные материалы, так и устные свидетельства знавших Е. Б. Яшунского коллег. Также изучены любезно предоставленные родственниками Евгения Борисовича авторские рукописи (в том числе автобиографии различного периода), фото, графические и другие материалы.

Основная часть. Евгений Борисович Яшунский (рис. 1) родился 2 августа 1929 г. в Харькове, в семье служащих Бориса Наумовича и Елизаветы Ефимовны.

В июле 1944 года поступил в Харьковский архитектурно-строительный техникум. После окончания первого курса в 1945 году, принят на подготовительное отделение, а в 1946-м году на 1-й курс архитектурного факультета Харьковского инженерно-строительного института (ныне Харьковский национальный университет строительства и архитектуры). В 1951 г. с отличием окончил институт и был распределен в город Щучинск (Казахская ССР). Там работал начальником строительства учебного корпуса и преподавателем строительного дела Щучинского Горно-металлургического техникума. Свою практическую архитектурную деятельность Евгений Борисович начал на Урале в г. Свердловск (ныне Екатеринбург), в 1952 году. Там он работал в строительном отделе института УралГипрозолото (УНИпромедь). В период с 1952 по 1964 г. в должности старшего инженера участвовал в проектировании десятков проектов - поселки, жилые, общественные и производственные здания на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири и Средней Азии. По совместительству работал в Свердловском Горпроекте (Свердлоблпроект), где участвовал в работе над проектом публичной библиотеки им. Белинского и застройки улиц и районов Свердловска. А в 1958 году был приглашен туда на работу главным архитектором проектов. Уже в новой должности руководил несколькими проектами, включая разработку генпланов Свердловска, Невьянска и Режи.

Наряду с проектной деятельностью Евгений Борисович с 1960 по 1963 г. (по другим данным, с 1956 по 1964 г.) работал по совместительству преподавателем на архитектурном факультете Уральского политехнического института (УПИ). В 1956 году Евгений Борисович принят в Союз архитекторов СССР. Летом 1957 г. участвовал в Первом Всесоюзном совещании молодых архитекторов [3; 10; 11].

Многогранность деятельности (строитель, проектировщик, педагог) и активная общественная позиция создавали фундамент для новаторских идей и стремление к расширению сферы приложения своих сил. Появлялась уверенность в возможности решения архитектурных и градостроительных задач более высокого уровня.

Весной 1964 г. Е. Б. Яшунский переезжает в Херсон по приглашению местного филиала ГИПРОГРАДА на должность главного архитектора, позже становится руководителем АПМ-1 (Архитектурно-планировочная мастерская). Там Евгений Борисович, в качестве руководителя творческих коллективов, работает над проектированием крупных жилых комплексов и общественных зданий как в самом Херсоне, так и в Каховке, Новой Каховке, Аскании-Нова, Скадовске. Он разработал десятки генеральных планов степных и приморских сел. Наиболее значительной работой в этот период стал проект экспериментально-показательного села Коробки близ Каховки (рис. 2), а также курирование этого строительства [3].

Работа в Херсоне дала Евгению Борисовичу ценнейший опыт организации деятельности крупного проектного подразделения, которое решало масштабные градостроительные задачи. Должность руководителя АПМ предполагала необходимость принятия ответственных самостоятельных решений, умелое руководство творческим коллективом. Судя по результатам, ему удалось не только реализовать свой творческий потенциал, но и проявить яркие лидерские качества.

Следующей ступенью профессионального роста стало приглашение Евгения Борисовича на работу в днепропетровский филиал Государственного проектного института «Укргорстройпроект» Госстроя УССР (ныне ГПИ «Днепрогражданпроект»). В своей автобиографии Е. Б. Яшунский отмечает: «Мне повезло: первые два десятилетия в Днепропетровске отмечены небывалым прогрессом города, вышедшего по размаху и эффективности градостроительно-архитектурной деятельности на ведущее место в Украине и, по авторитетным оценкам, в СССР. Усилиями энергичных и, как теперь стало понятно, мудрых администраторов здесь был собран работоспособный коллектив мастеров-архитекторов, которые сумели создать благоприятную творческую среду» [11].

В 1970 году по инициативе Евгения Борисовича создается инженерно-градостроительная служба АПМ при ГПИ «Днепрогражданпроект». АПМ под его руководством выполняла практически все наиболее важные и ответственные градостроительные проработки, в том числе десятки конкурсных проектов: Запорожского планировочного района, района II, III и IV городских холмов, района Красноповстанческой балки, жилого района «Петровский» и «Фрунзенский», реконструкции района «Амур», застройки жилых комплексов прибрежной зоны («Коммунар», «Парус», «Воронцовский») и других районов [3; 10; 11].

Но наиболее значительной стала многолетняя непрерывная работа по реализации Генплана г. Днепропетровск. В результате появилась концепция нового генплана, основанная на освоении прибрежной зоны и переходе к открытой линейно-узловой структуре. Эта работа одержала победы в двух всесоюзных конкурсах на реконструкцию центрального района и прибрежной части центра Днепропетровска (рис. 3), была положительно оценена выездным Комитетом Госгражданстроя СССР в 1980 г. и положена в основу ТЭО последней редакции генплана [11].

Рис. 3. Проект прибрежной части центра Днепропетровска

Много АПМ работала над проектированием объектов ландшафтной архитектуры, таких как парки им. Т. Г. Шевченко, им. Л. О. Глобы, сад «Красный Камень», Театральный бульвар, набережной Днепра и другими. Свое логическое завершение получили начатые еще в 1930-е годы разработки проектировщиков, направленные на освоение прибрежных территорий. Город «выходит» к реке не локальными участками, а крупными жилыми образованиями. Река становится «главным проспектом» города. Эта идеология реализуется в проекте Большого Днепровского Ансамбля (БДА) (рис. 4) - ландшафтно-архитектурного феномена национального значения, который был выполнен под руководством Е. Б. Яшунского [3; 5; 10].

Рис. 4. Концепция Большого Днепровского Ансамбля

Значительным достижением творчества Евгения Борисовича было участие в комплексной разработке и строительстве жилого района «Победа» (рис. 5) в Днепропетровске (1969 - 1981 гг.), за создание которого он, вместе с другими членами авторского коллектива (О. Г. Хавкин, П. Р. Ниринберг, Н. Т. Розанов, С.В. Зубарев, М. Б. Кудрявский, А. С. Щербакова, В. Г. Сотников, А. П. Воловик, В. К. Гудзь) был удостоен в 1983 г. высокого звания лауреата Государственной премии СССР. За работу над реконструкцией здания Музыкально-драматического театра им. Т. Г Шевченко в Днепропетровске (совместно с архитектором Л. П. Халявским и другими), в 1979 г. он получил медаль ВДНХ СССР [3; 5].

Рис. 5. Генплан жилого района «Победа»

Начиная с 1972 года Евгений Борисович был руководителем нескольких студенческих дипломных проектов на кафедре архитектурного проектирования Днепропетровского инженерно-строительного института (с 1994 г. Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры). А в 1974 году начал преподавать там по совместительству. С 1985 по 1989-й - руководитель филиала кафедры архитектурного проектирования в ГПИ «Днепрогражданпроект». В 1987 году был избран на должность доцента кафедры архитектурного проектирования [7].

Днепропетровск стал для Евгения Борисовича «второй родиной и поприщем, которому отдал свои лучшие, зрелые годы» [11]. Накопленный за долгие годы проектной деятельности опыт он стремился передавать подрастающему поколению молодых архитекторов [3; 11].

С начала 1990-го, после фактической ликвидации АПМ ГПИ «Днепрогражданпроекта», Евгений Борисович полностью посвятил себя научно-педагогической деятельности и стал работать доцентом на кафедре архитектурного проектирования ДИСИ. С 1993 года он -профессор этой кафедры. В том же году Е. Б. Яшунский был избран членом-корреспондентом Украинской академии архитектуры. Во время работы в вузе был одним из ведущих лекторов кафедры, руководил курсовым и дипломным проектированием, принимал участие в научно-организационной работе кафедры по методическому обеспечению учебного процесса, разработал несколько методических пособий к курсовым проектам, которые до сих пор используются в педагогической практике [3; 7; 12].

Особый интерес для понимания направленности творческой деятельности Е. Б. Яшунского представляет конкурсный проект «Античернобыль-ХХ1 век. Конкордия», в котором он принимал участие в составе команды преподавателей ДИСИ. Конкурс проводился в 1992 году под эгидой Международной академии архитектуры и Министерства Украины по делам строительства и архитектуры при поддержке ООН. Целью его было «создание гармоничной, экологически стабильной среды, способствующей раскрытию новых возможностей духовного, интеллектуального и физического развития человека». Предполагалось, что город Конкордия будет Экологической столицей мира и будет располагаться в месте слияния Буга и Днепра в Николаевской области (Украина) с предполагаемой численностью населения около 150 000 жителей. Финансирование проектирования и дальнейшей реализации предполагалось осуществить за счет ООН [4].

Важно отметить, что впервые в градостроительном проекте такого уровня методологической основой стало использование скрытых энергоинформационных свойств ландшафта. Сеть магистралей, улиц и массивов застройки формировалась с учетом силового каркаса Земли (инновационная идея о существовании иерархической системы регулярных

геобиологических сетей Земли, которую адаптировал к решению градостроительных задач к. арх В. В. Воробьев). На тот момент — малоизвестная концепция, в которой, тем не менее, Евгений Борисович увидел большие перспективы [4; 8; 10].

Проект команды преподавателей ДИСИ (рис. 6) (Е. Б. Яшунский, Г. К. Клопко, В. В. Воробьев) на этом конкурсе признан победителем, но так и не был реализован из-за различных проблем в Украине. Тем не менее, сотрудники кафедры получили уникальный опыт, который впоследствии был использован в научно-проектной программе «Экополис «Днепровские пороги». В то время такого рода начинания не были оценены по достоинству, а сейчас подобные проекты имеют исключительное значение для современного общества [4].

Рис. 6. Сохранившийся чертеж промежуточного этапа разработки города Конкордия команды преподавателей ДИСИ на конкурсе «Античернобыль-XX век. Конкордия»

Наиболее яркие достижения профессора Яшунского последних лет - совместные со студентами работы, неоднократно удостаивавшиеся дипломов высших степеней на смотрах-конкурсах дипломных проектов архитектурных школ Украины.

Среди учеников Евгения Борисовича есть те, кто получили ученые степени: В. М. Вадимов - доктор архитектуры, лауреат государственной премии в области архитектуры, А П. Ковальчук - кандидат архитектуры. Студенты, которые выполняли под его руководством дипломные проекты, становились лауреатами всесоюзных и украинских смотров-конкурсов (Р. Г. Лукьяненко, С. М. Мытиков, И. А. Швец и многие др.), а также дипломантами других творческих конкурсов (О. М. Переверзев, С. М. Деревянчук, А. В. Долинский и др.). Соратниками и коллегами Е. Б. Яшунского по практической деятельности и по работе на кафедре архитектурного проектирования ПГАСА называют себя: М. П. Смирнов — лауреат государственной премии Украины в области архитектуры, Г. К Клопко - кандидат архитектуры, В. В. Воробьев - кандидат архитектуры, действительный член Академии экологических наук Украины, преподаватели кафедры архитектурного проектирования ПГАСА О. И. Бондаренко, А. Г. Пестрикова. Долгие годы плодотворно сотрудничал с ним доктор архитектуры А. А. Мирошниченко. Последователями творчества Евгения Борисовича называют себя его бывшие студенты: С. Л. Филимонов, И. А. Швец и Е. И. Шулык [7; 9; 11; 12].

Выводы. В ходе исследования были изучены материалы, связанные с биографией Евгения Борисовича Яшунского, уточнены данные о его достижениях как архитектора и педагога. В итоге были выделены основные периоды его деятельности: 1951 - 1964 гг. - работа в качестве начальника строительных работ в Казахстане и старшего инженера, а позже главного архитектора проектов на Урале (работа над проектом Публичной библиотеки (г. Свердловска)

им. В. Г. Белинского, разработка генплана Свердловска); 1964 - 1968 гг. - главный архитектор и руководитель АПМ-1 в Херсонском филиале Гипрограда (проект экспериментально-показательного села Коробки).

Наиболее значимым было время практической работы в Днепропетровске (1968 - 2002). АПМ Днепргражданпроекта под руководством Евгения Борисовича (1970 - 1986) выполнила большое количество проектов. Среди них работа над Генпланом центральной и прибрежной части центра города, концепция Большого Днепровского Ансамбля, жилой район «Победа», реконструкция здания музыкально-драматического театра им. Т. Г. Шевченко и др..

К основным этапам педагогической деятельности можно отнести работу преподавателем по совместительству: 1951 - 1952 гг. - в Щучинском горно-металлургическом техникуме, 1956 - 1964 гг. - в Уральском политехническом институте, в 1974 - 1990 гг. в ДИСИ, а также на постоянной основе (1990 - 2002) - в ДИСИ (ПГАСА). С именем Е. Б. Яшунского также связано знаковое событие для архитектурного факультета — участие команды преподавателей ДИСИ в уникальном эколого-градостроительном конкурсе «Античернобыль-ХХ1. Конкордия» (1992), в котором они смогли одержать победу благодаря перспективным инновационным идеям.

Последующая работа над этой темой подразумевает необходимость раскрыть творческий метод мастера и формы его реализации в практической и педагогической деятельности, а также его влияние на формирование архитектурной школы, более подробно и глубоко осмыслить, каким образом в достаточно короткий период он существенно повлиял на ход градостроительных преобразований в городе.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Быстряков А. Г. Евреи Екатеринослава — Днепропетровска. - Д. : Арт-Пресс, 2001. -С.122 - 123.

2. Быстряков А. Г. Навстречу 225-летию Днепропетровска. Зодчие // Газета «Шабат Шалом». — 2001. — № 5.

3. Внуков В. С. Профессор Евгений Борисович Яшунский (1929 — 2002) // Наук.-тех. зб. «Сучасш проблеми архггектури та мютобудування». - К. : КНУБА, 2003. - Вып. 11 - 12. — С.39 — 44.

4. Воробьев В. В. История научных исследований кафедры архитектурного проектирования (часть вторая) // Вюник Придшпр. держ. акад. будiв. та арх. - Д. : ПДАБА, 2011. — № 8. - С. 48 — 55.

5. Кудряшов Н. Гудок над Днепром / Наука и жизнь. - М. : Правда, 1982. — № 3. — С. 22 — 31.

6. Днепропетровск. Архитекторы / Андрущенко Н. П., Кавун М. Э., Лопатюк Н. А. и др.; Под общ. ред. Н. Н. Кондель-Перминовой. - К. : Изд-й Дом А+С, 2006. - С. 292 - 293.

7. Довщка про присвоення Яшунському Свгену Борисовичу вченого звання професора по кафедрi аритектурного проектування, 1993 р.

8. Материалы по проведению открытой выставки международного конкурса на проект нового города в Украине - экополиса «Античернобыль-ХХ1» (Конкордия), 1993 г.

9. «Полтавсью досягнення Дншропетровсько! архтектурно! школи» / Молодий будiвельник. - Д. : ПДАБА, 2000. — № 1 (1606). - С. 2.

10.Список творческих работ Яшунского Евгения Борисовича за период с 1952 по 1996 г.

11.Яшунский Е. Б. Автобиография.

12.Яшунский Евгений Борисович / Днепр Вечерний. — 2003. — № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.