Научная статья на тему 'Архитектоника административного знания и условия его создания'

Архитектоника административного знания и условия его создания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RESOURCES / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ADMINISTRATION / ADMINISTRATIVE SKILLS / CORPORATE CULTURE / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкратова Т. А.

Стратегия инновационного развития экономики России обусловливает актуальность инновационного развития образовательных учреждений и поиска новых управленческих ресурсов, обеспечивающих этот процесс. Вместе с тем актуальность проблемы усиливается тем, что интенсивное развитие хозяйственного комплекса страны предъявляет высокие требования к компетентности молодых специалистов носителей опережающего знания. В последнее время в экономической науке большое внимание уделяется управлению знаниями. Признано, что знания создают решающее конкурентное преимущество, поэтому задача состоит в обосновании способов организации использования такого управленческого ресурса, как административные знания в инновационном развитии вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectonics of administrative knowledge and conditions of its creation

The strategy of innovative development of Russian economy stipulates the significance of innovative development of educational institutions and search for new managerial resources to ensure this process. However, the significance of the problem is intensified by the fact that the fast development of economic complex of the country has high requirements for the competence of young specialists the holders of advanced knowledge. Recently, in the economic science, much attention has been paid to knowledge management. It is recognized that knowledge creates a decisive competitive advantage, so the purpose is to establish ways of organizing the use of such managerial resource as administrative knowledge in the innovative development of the university.

Текст научной работы на тему «Архитектоника административного знания и условия его создания»

4. Programme Spécification: MEng Engineering Science. -http://www.eng.ox.ac.uk/admissions/undergraduate/engps.pdf (дата обращения: 29.08.2011).

5. Струмилин С. Г.: Биография. - http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/biograf52.html (дата обращения:12.09.2011)

6. Петров В. И. Сбалансированный учебный план. - http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2001/6/1669.html (дата обращения: 29.08.2011).

7. Чехов А. П. Палата № 6. - М.: Художественная литература, 1968.

8. Грекова И. Кафедра. - OCR: Василий Зацепин. - http:// lib.ru/PROZA/GREKOWA/kafedra.txt (дата обращения: 29.08.2011).

9. Маршрутное обучение в сфере НАНО. - http://www.nano-obr.ru/ (дата обращения 12.09.2011).

10. Wikiversity. - http://ru.wikiversity.org/wiki/Заглавная_страница (дата обращения: 29.08.2011).

11. Тьюторская ассоциация. - http://www.thetutor.ru/ (дата обращения: 29.08.2011).

12. Евдокимов Ю. К. и др. Инновационный подход к проведению производственной практики студентов инженерных специальностей на основе технологии виртуальных приборов и мультимедиа // Открытое образование, 2010. № 6. С. 34-39.

13. Персональная страница Guy Houlsby, Department of Engineering Science, University of Oxford. -http://www.eng.ox.ac.uk/civil/people/gth (дата обращения 29.08.2011).

14. Преамбула Закона об образовании (действующая редакция). -http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 29.08.2011).

АРХИТЕКТОНИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗНАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО СОЗДАНИЯ

Т. А. Панкратова, проректор по экономике и финансам Тел.: 442-83-23, e-mail: TPankratova@mesi.ru

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

www.mesi.ru

The strategy of innovative development of Russian economy stipulates the significance of innovative development of educational institutions and search for new managerial resources to ensure this process. However, the significance of the problem is intensified by the fact that the fast development of economic complex of the country has high requirements for the competence of young specialists - the holders of advanced knowledge. Recently, in the economic science, much attention has been paid to knowledge management. It is recognized that knowledge creates a decisive competitive advantage, so the purpose is to establish ways of organizing the use of such managerial resource as administrative knowledge in the innovative development of the university.

Стратегия инновационного развития экономики России обусловливает актуальность инновационного развития образовательных учреждений и поиска новых управленческих ресурсов, обеспечивающих этот процесс. Вместе с тем актуальность проблемы усиливается тем, что интенсивное развитие хозяйственного комплекса страны предъявляет высокие требования к компетентности молодых специалистов - носителей опережающего знания. В последнее время в экономической науке большое внимание уделяется управлению знаниями. Признано, что знания создают решающее конкурентное преимущество, поэтому задача состоит в обосновании способов организации использования такого управленческого ресурса, как административные знания в инновационном развитии вуза.

Ключевые слова: инновационное развитие образовательного учреждения, ресурсы инновационного развития, администрирование, административные знания, корпоративная культура, мотивация.

Key words: innovative development of educational institutions, resources, innovative development, administration, administrative skills, corporate culture, motivation.

Стремление образовательного учреждения к получению преимуществ в конкурентной борьбе, к созданию условий для проявления творческого потенциала личности через формирование общедоступной и современной образовательной среды актуализирует проблему таких управленческих ресурсов, как административные знания, которые на сегодняшний день являются малоизученным феноменом. Это подтверждается позицией ведущих специалистов по управлению знаниями. Так, академик В. Л. Макаров пишет: «В этом надо искать и находить одно из самых главных конкурентных преимуществ, которые будут определять развитие нашей страны в дальнейшем» [1].

Многие известные специалисты, в том числе П. Друкер, Э. Тоффлер, Дж. Б. Куинн и Р. Рич, независимо друг от друга провозгласили вступление человечества в новую экономику, или новое общество, названное П. Друкером «информационное общество» и отличающееся от предшествующих формаций тем, что основную роль в нем играет знание. П. Друкер доказывает, что в новых экономических условиях знание является главным имеющим значение ресурсом, а не еще одним ресурсом того же порядка, что и традиционные факторы производства - труд, капитал и земля. Тот факт, что знание стало единственным ресурсом, делает новую формацию уникальной [2].

Э. Тоффлер, разделяя мнение П. Друкера, называет знание мощнейшей силой и ключом к грядущему сдвигу власти, обращая осо-ТШШпапкуатовШ бое внимание на ИИИ^к^--превращение знания из дополнения к силе денег и силе мышц в их квинтэссенцию, что объясняет разгорающуюся по всему миру войну за контроль над информацией и средствами коммуникации [3].

Дж. Б. Куинн считает, что экономическая и производительная силы современных корпораций заключены в основном в интеллектуальной сфере и в сфере производства услуг, нежели в материальных активах, т. е. в земле, заводах и оборудовании, утверждая, что стоимость большей части продуктов и услуг в первую очередь определяется воз-

можностью развития основанных на знании нематериальных активов, таких как технологические ноу-хау, дизайн продукции, маркетинговые исследования, понимание клиента, способность персонала к производительному труду и инновации [4].

По мнению Р. Рича, единственное истинное конкурентное преимущество переходит на сторону тех, кого он определяет как «аналитики символов», и тех, кто вооружены знаниями, достаточными для постановки вопроса, его решения и получения из этого выгоды [5].

Теория конкурентоспособности организаций базируется на представлениях о ресурсах организации, являющихся факторами конкурентоспособности, которые могут быть как материальными, так и нематериальными, включая административное знание, которое придает импульс инновационному развитию.

Административное знание мы трактуем как мыслительное предвидение траектории будущего, как сущностную характеристику, заключающую в себе потенциал инновационного развития. Неявное административное знание невозможно представить в виде текста. Оно находится в головах сотрудников в специфическом организационном контексте. Формой его проявления являются: субъективное понимание; идеалы, разделяемые ценности и испытываемые эмоции; предчувствия, прозрения и догадки; личные убеждения, точки зрения и мнения; интеллектуальные модели: сформулированные и высказываемые убеждения, мнения и точки зрения, схемы, парадигмы, подходы к решению общих проблем и задач; ноу-хау, умения, технологические навыки, компетенции. Восточные мыслители постоянно настаивают на том факте, что высшая реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия [6].

Как показывает теория и практика управления, прогнозирование будущего образовательного учреждения и его осуществление через инновационное развитие требует интенсивного генерирования неявного административного знания. Прежде всего, нам необходимо рассмотреть основные этапы жизненного цикла знаний, среди которых выделяются этапы: создания, преобразования, распространение и использования знаний (табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика жизненного цикла знаний

Этапы жизненного цикла Характеристика

Создание Генерирование знаний рассматривается как целенаправленный процесс создания благоприятных условий с целью инновационного развития образовательного учреждения. Создание новых знаний происходит при возникновении определенных условий. Одной из ключевых задач создания административного знания является выявление, предупреждение, устранение или снижение негативного влияния барьеров обмена знаниями через использование методов организационно-стабилизирующего воздействия, направленных на создание корпоративной основы совместной работы. Мотивация определяет вектор накопления различных сведений, создания новых знаний, т. е. очерчивается проблемная область и источники сведений для формирования новых знаний. После этого и происходит само создание новых знаний, их извлечение из накопленных сведений

Преобразование Изначально сформированные знания могут быть неточными, ошибочными, неполными и т. д., а зависимости между ними могут носить случайный характер. Это может служить причиной принятия несовершенных и даже неверных решений. Для предотвращения подобных случаев или хотя бы их сокращения осуществляется опытное применение этих знаний. Опыт с использованием формируемых знаний может проводиться в ограниченной области образовательной деятельности, например на каком-то отдельном подразделении, изучении закона или инструкции. После использования формируемых знаний происходит оценка полученных результатов (принятых и реализованных решений, технологий, планов). Если оценка является допустимой, то формируемые знания подкрепляются (усиливается их значимость) после каждого удачного использования. Когда значимость неявных административных знаний достигнет определенного уровня, они могут считаться сформированными, преобразуются в явные формализованные административные знания и переносятся в корпоративную память для общего использования. При неудовлетворительной оценке неявных административных знаний происходит уменьшение их значимости. Если за период принятия (в ходе экспертизы) получена оценка ниже допустимой, то неявные административные знания модифицируются или исключаются как ошибочные

Распространение Даже самые совершенные знания могут быть обесценены, если они ненадежно хранятся, если их очень сложно получить для работы в любом месте, любому преподавателю, студенту и их сложно найти, если преподаватель, студент не знают об их существовании. Это делает актуальным организацию хранения административных знаний образовательного учреждения таким образом, чтобы: - сотрудники, преподаватели, студенты могли их получить всегда и везде, если возникнет потребность, и одномоментно потребителей знаний может быть несколько; - при возникновении потребности в новых знаниях находились бы все имеющиеся, релевантные запросу пользователя, даже если в запросе нет явной ссылки на эти знания

Использование Для исключения случаев некачественного использования интеллектуального запаса образовательного учреждения система управления административными знаниями должна обеспечивать эффективное использование знаний вуза. В данном случае можно говорить о знаниях для работы со знаниями. Этот класс (тип) знаний представляет собой множество моделей, методов и процедур их применения в ходе образовательной деятельности, отдельных образовательных процессов вуза. Основными задачами в этом случае могут быть: - задача принятия (т. е. формирования и исполнения) решений; - задача поддержки формирования (принятия) решений; - задача выработки мотивации для формирования новых знаний

При формировании решений в образовательном учреждении должен быть получен лучший план достижения цели. Этот план выбирается из множества сформированных с учетом значений критериальной функции. Для получения необходимого плана, система управления административными знаниями либо ищет необходимый план среди имеющихся, либо формирует множество возмож-

ных планов и выбирает среди них лучший. При решении этой задачи система управления административными знаниями должна обеспечивать поиск готового решения, релевантного требуемой цели из текущей ситуации, и формирование такого решения, если возникшая задача является новой.

Существуют различные подходы к классификации ресурсов инновационного разви-

тия, среди которых нам интересен (в связи со своим содержанием) институциональный подход. Нами определено, что в существующих классификациях не уделяется должного внимания административному ресурсу как ресурсу инновационного развития. В связи с чем мы упорядочили ресурсы инновационного развития, классифицируя их на экономические, организационные, социокультурные и административные. В контексте нашей работы важно обратить особое внимание на административный ресурс. Ресурсы, отнесенные к этому типу, определяют в значительной мере успех инновационного развития образовательного учреждения.

Рассмотрев классификацию ресурсов инновационного развития на основе институционального подхода (рис. 1), можно сделать ряд выводов. Во-первых, административные ресурсы находятся во взаимосвязи с информационными ресурсами. Информационный ресурс представлен в трех состояниях - информация, данные, знания. Отметим, что по уровню объективизации знания принято разделять на две большие группы: явные и неявные знания как ресурсы инновационного развития. Во-вторых, в организационных ресурсах неявные ресурсы представлены в виде методов формализации неявного знания и, в-третьих, в социокультурных ресурсах - в виде знаний и опыта непосредственно носителя знания - персонала и

среды, которая создает условия для полной реализации его профессиональных знаний и способностей.

1ШТСЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ*

Финансовый ресурс Материально-технический. ресурс Технологический ресурс

Экономнческ не ресурсы

Ортаннзацно иные ресурсы

Адмннн страт нвные ресурсы

Социокультурные ресурсы

• Организационная структура нее ком^гунжкацин

• Корпоративная культура

• Персонал

• Комшетеитносп.

Административные знания Нормативно-правоеон ресурс \1етоднческое обеспечение формирования неявного административного знания

МсГГИЕ ГТ1ГТ:Т

Зиання п опыт Коммуникативный ресурс Образ ов ательный ресурс Корпоративная этика

Данные

Информация

Знания [явные и неявные)

Рис. 1. Классификация ресурсов инновационного развития

Для характеристики ресурсов инновационного развития рассмотрим практически существующую их форму, соответствующую ее информационному виду и типу знаний, которые востребованы каждым классом ресурсов.

Таблица 2.

Ресурсы инновационного развития

Вид ресурса Форма существования ресурса Информационная форма ресурсов Тип знаний

Экономические ресурсы Финансовый Данные Явные

Материально-технический Данные Явные

Технологический Данные Явные

Управленческие ресурсы Нормативно-правовой статус Данные. Информация Явные

Административные знания Информация. Знания Явные. Неявные

Организационные ресурсы Организационная структура Данные Явные

Компетентность Данные Явные

Персонал Данные. Информация. Знания Явные. Неявные

Информационные ресурсы Профессиональные знания Данные. Информация Явные

Социокультурные ресурсы Корпоративная этика Знания Явные. Неявные

Образовательный Знания Явные. Неявные

Коммуникативный Знания Явные. Неявные

При этом очевидно, что ресурсы инновационного развития имеют различную ка-

чественную основу. Различия в качественной основе следует разделить на две боль-

шие, причем внутри разнородные, группы: явные формализованные и неявные ресурсы.

Средства вычислительной техники, компьютеры, персонал - это явные ресурсы. Сюда мы можем отнести и методическое обеспечение решений как методы обработки информации - это общеизвестный набор, но в силу того, что методическое обеспечение нельзя потрогать, а можно увидеть только результаты применения, то они, по сути, выступают как полуявные или смешанные. Сам по себе персонал - это явный ресурс, однако персонал владеет неявным ресурсом инновационного развития. В связи с чем рассмотрим данный ресурс более подробно. Персонал - класс ресурсов инновационного развития, включающий специалистов, которые владеют комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессиональной подготовки и опыта.

Без персонала, обладающего определенным уровнем знаний, навыков и умений, информация, содержащаяся на остальных видах носителей всех остальных классов

информационных ресурсов, превращается в ничто. Потеря некоторых специалистов приводит к утрате огромных массивов знаний, восстановить которые невозможно. «Повторное» введение их в оборот занимает десятилетия, при этом никто не может гарантировать полноты восстановления информации и ее адекватности утраченному знанию.

Без наличия требуемого количества персонала, обладающего необходимым уровнем квалификации и объединенного теми или иными организационными формами в научные коллективы и образовательные организации, невозможен процесс инновационного развития.

Мы выделяем три ключевых условия инновационного развития (табл. 3):

- администрирование как мысленное опережение реального события, не обязательно связанное с формальным планированием;

- корпоративная культура как среда создания административного знания;

- мотивация как инструмент администрирования инновационного развития.

Таблица 3.

Условия актуализации ресурсов инновационного развития и их характеристика

Условия актуализации ресурсов Характеристика ресурсов Способ реализации

Администрирование как мысленное опережение реальных событий не обязательно связанное с формальным планированием Администрирование как способность справиться с неопределенностью в хозяйственной и образовательной деятельности, ориентированной на инновационное развитие Интуитивная оценка целесообразности принятия новации к ее конструктивной разработке с целью обеспечения баланса между различными приоритетами инновационного развития

Корпоративная культура как среда создания административного знания Корпоративная культура должна обладать системой мотивации инновационного развития, вовлеченностью персонала, адаптивностью (открытостью к инновациям), доверительным взаимодействием между сотрудниками Создание уникального конкурентного преимущества через создание неявных знаний

Мотивация как инструмент администрирования инновационного развития Показатели материального поощрения персонала должны быть результатом декомпозиции инновационного развития Стимулирование участия персонала в инновационном развитии

Генерирование административных знаний рассматривается как система, что позволяет нам определить элементы, дать характеристику процесса обмена, рассмотреть виды контекста обмена и параметры внешней и внутренней среды, влияющие на него.

Факторы, влияющие на создание административных знаний, мы определяем на основе системного подхода, который требует рассмотрения проблемы с точки зрения ее внешней и внутренней среды. Внешняя среда определена субъектами его деловых отношений, внутренняя среда определена кор-

поративной культурой, системой мотивации, действующими в этой организацион-

ными структуре и уровнем использования информационных технологий как в организации учебного процесса, так и в управлении образовательным учреждением.

Если генерирование знаний рассмотреть как систему, т. е. комплекс взаимосвязанных элементов, то основным активным элементом, способным создавать административные знания, являются руководители и специалисты в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Именно в

повседневном взаимодействии происходит процесс обмена их профессиональными знаниями. Физически процесс обмена можно представить как обсуждение, аргументацию позиций, обоснование целесообразного варианта административного решения, доказательство. Следовательно, процесс обмена знаниями происходит каждый раз в конкретном контексте, который определен конкретной административной функцией.

Административные знания имеют сложную структуру, она определена в двух аспектах: составом и содержанием административных функций и предметной областью их приложения.

Таким образом, системное представление процесса создания административных знаний позволяет сформулировать основные факторы, на него влияющие:

1. Источником знания является человек. Поэтому на создание неявных административных знаний влияют в первую очередь личностные, мотивационные и психологические факторы.

2. Обмен знаниями представляет собой коммуникационный акт. Следовательно, коммуникационные барьеры являются важным аспектом генерирования административных знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Среда обмена административными знаниями - корпоративная культура. Она играет важную роль в процессе создания административного знания.

4. Процессы, сопровождающие генерирование знания внутри образовательного учреждения, поддерживают технологии. Поэтому важно рассматривать технологические условия образовательного учреждения как фактор влияния на генерирование административного знания.

5. Обмен знаниями происходит в условиях конкретного образовательного учреждения. Здесь барьеры продуцируются организационной структурой.

6. Предмет обмена - знания. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения в качестве барьеров таких показателей, как характеристика знания и контекст обмена.

7. Процессы, связанные с административными знаниями, не ограничиваются только внутренней средой образовательного учреждения. В ходе осуществления своей деятельности образовательное учреждение взаимодействует с элементами своего внешнего окружения, получая, преобразовывая и передавая различного рода информацию и знания.

Отсюда вытекает необходимость рассмотрения факторов внешней среды в качестве барьеров генерирования административных знаний.

Генерирование неявных административных знаний осуществляется как взаимодействие людей, т. е. через общение, или коммуникации сотрудников.

Теорией управления знаниями уже определены виды обмена знаниями и определена интенсивность. Рассмотрим характеристику каждого вида обмена и факторы его интенсивности:

1. Между отдельными работниками -формирование и использование знаний в рамках индивидуальной компетенции, отвечает на вопрос «Каким образом происходит обмен знаниями между работниками, как повышается их компетенция и как она используется в целях реализации миссии образовательного учреждения?». В данном случае на процессы обмена влияют такие факторы, как обучение сотрудников и формирование организационной культуры, нацеленной на обмен знаниями между сотрудниками, психологические факторы - недоверие, нежелание обмениваться знаниями и др.

2. Между отдельными элементами внутренней структуры - «Каким образом используется обмен знаниями между отдельными элементами внутренней структуры предприятия с целью реализации миссии?». Элементы внутренней структуры -информационные системы, базы данных, оргструктура, авторские права, патенты, ноу-хау, лицензии и пр. На данный вид обмена знаниями большое влияние оказывают формирование прогрессивной организационной структуры, ориентированной на интенсивный обмен знаниями, и технологические условия.

3. Между элементами внешней структуры и работниками образовательного учреждения - «Каким образом происходит обмен знаниями между сотрудниками и внешним окружением?». Важное место здесь принадлежит налаживанию обратной связи с внешней средой.

4. Между элементами внутренней структуры и работниками - «Как индивидуальная компетенция сотрудников содействует построению элементов внутренней структуры и, соответственно, как можно повысить индивидуальную компетенцию с помощью элементов внутренней структуры?». Данный вид обмена знаниями в основном предполагает извлечение индивидуальных знаний

сотрудников, их формализацию и хранение в корпоративных базах данных с целью широкого использования другими сотрудниками. К факторам, влияющим на данный вид обмена знаниями, можно отнести организационную структуру, технологические условия.

5. Между элементами внутренней и внешней структуры - «Как осуществляется поток знаний из внешних во внутренние структуры и, наоборот, из внутренних структур во внешнюю среду предприятия?». Обмен знаниями с внешними структурами предполагает активное взаимодействие предприятия с его окружением, которое зависит как от инициативных действий самого предприятия, так и от восприятия этих действий противоположной стороной. На данный вид обмена знаниями влияют такие факторы, как внутренние - личностные, мо-тивационные, и внешние - реакция внешнего окружения.

6. Одновременно между всеми выше рассмотренными элементами. Такой вид обмена знаниями предполагает влияние всех факторов, рассмотренных нами в пунктах 1-5.

Административные или организационно-распорядительные знания имеют следующие особенности: оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта; носят безвозмездный характер; требуют наличия и использования контроля исполнения; требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

Преимущества административных знаний заключаются в их эффективности в примитивных ситуациях: они позволяют установить строгую дисциплину и обеспечивают выбранную технологию управления.

К недостаткам относится требование обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации и часто негативно оцениваются персоналом.

Явные административные знания можно подразделить на организационные; распорядительные; дисциплинарные.

1. Организационные административные знания ориентированы на использование в типичных ситуациях.

Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил и критериев оценки дея-

тельности объекта регламентирования. В качестве объекта регламентирования может рассматриваться:

- организация в целом (основной регламентирующий документ - устав образовательного учреждения);

- структурное подразделение (положение о подразделении);

- должность в аппарате управления (должностная инструкция);

- отношения между образовательным учреждением и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу);

- технология выполнения управленческих работ (схемы документооборота в вузе и подразделениях).

Нормирование как метод управления знаниями использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.

Выделяют следующие основные виды нормирования:

1) численности, т. е. определения количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;

2) выработки и обслуживания, т. е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;

3) управления, т. е. определения количества подчиненных у одного руководителя;

4) расхода ресурсов, т. е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.

Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Видами инструктирования являются: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование можно подразделить на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.

2. Распорядительные административные знания используются при необходимости вмешаться в процесс управления для устранения существующих отклонений или для реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формализованных знаниях:

- приказа - документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее испол-

нение; издает ректор образовательного учреждения или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;

- постановления, которое принимается на уровне всего вуза администрацией и профсоюзной организацией;

- распоряжения - устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня);

- указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.

3. Дисциплинарные административные знания регламентируется Трудовым кодексом. Административное воздействие применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только ректор образовательного учреждения, выступающий в роли работодателя.

Факторы, влияющие на каждый вид обмена знаниями, могут иметь двоякое проявление - или тормозить интенсивность обмена, или активизировать его. Это зависит в первую очередь от компетентности руководства образовательного учреждения.

Знания, навыки, опыт и профессиональная интуиция сотрудников представляют собой неформализуемую или слабофор-мализуемую информацию; их практически невозможно оценить и сложно спрогнозировать их влияние на результаты деятельности организации. Но, тем не менее, управлять этим видом интеллектуальных активов возможно. Если корпоративная культура вуза построена на поощрении социальных взаимодействий и обмене опытом среди сотрудников, то «неявные» знания будут передаваться от более опытных сотрудников новичкам. Для этого необходимы, с одной стороны, соответствующая психологическая атмосфера и система мотивации/поощрений, а с другой стороны - средства коммуникации (в том числе и информационно-компьютерные технологии), с помощью которых сотрудники могут оперативно обмениваться информацией, давать друг другу советы, обсуждать возникшие проблемы. Важной характеристикой специалиста становится не только хорошее знание своей профессии, но и понимание необходимости постоянного повышения своего профессионального уровня. От сотрудника требуется как наличие новых идей, так и умение использовать приобретенный образовательным учреждением опыт, способный повысить

качество и производительность его работы. Повсеместное распространение средств телекоммуникаций, Интернета позволяет создать единую глобальную сеть структурированного хранения информации, что значительно увеличивает эффективность ее поиска и усвоения.

Передача знаний происходит в процессе совместной работы. Поэтому формирование коллектива как среды людей, объединенных общим профессиональным интересом и конкретной целью, является важнейшей задачей в процессе создания неформализованных административных знаний и управления административным знанием. Эта среда должна позволять установить контакт между теми, кто ищет знания, и источником знаний в условиях доверия. Важно отметить, что существуют определенные условия того, чтобы административные знания стали явными: они, во-первых, должны существовать, а во-вторых, их владелец должен быть настроен ими поделиться [7].

Поэтому немаловажное значение для процесса создания административного знания образовательного учреждения имеет его корпоративная культура, которая представляет собой среду создания административного знания. Культура оказывает прямое влияние на процесс обмена знаниями. Административная культура может обеспечивать активный обмен знаниями, а может тормозить этот процесс, тем самым тормозя процессы создания административного знания.

К условиям, формирующим корпоративную культуру, обеспечивающую эффективное генерирование административного знания, относятся:

- стиль отношений, заведенный порядок, когда работникам нравится делиться знаниями, опытом, поскольку им известно, что в результате обмена они наверняка получат больше, чем предложат сами;

- делегирование полномочий специалистам для создания возможностей творческой реализации своего потенциала, даже если по общепринятым представлениям это увеличивает риск принятия неэффективных решений;

- целевая ориентация на коллективное обсуждение наиболее проблемных ситуаций, которая позволяет в процессе этого обсуждения вырабатывать нестандартные решения;

- создание атмосферы доверия для стимулирования обмена знаниями;

- проведение профессиональных тренингов с целью формирования навыков обмена неявными знаниями;

- активное участие в обмене знаниями гарантирует профессиональный и служебный рост

сотрудника.

При корпоративной культуре, которая создает условия, поощряет сотрудничество, обучение, инновации и развитие, процессы генерирования административного знания происходят интенсивно.

Таким образом, можно выделить следующие условия генерирования административного знания:

1. Условия, ориентированные на активизацию создания административного знания - формирование позитивной корпоративной культуры, обеспеченной системой материальных и нематериальных мотивов.

2. Условия, ориентированные на торможение создания административного знания - возникновение барьеров обмена знаниями.

Другими словами, генерирование административного знания происходит во взаимодействии диаметрально противоположных, но диалектически связанных факторов: корпоративной культуры и барьеров обмена знаниями.

Административное знание может эффективно создаваться в том случае, когда культура образовательного учреждения не содержит или минимизирует воздействие барьеров, мешающих активному обмену знаниями, и, напротив, обеспечивает среду общения, заинтересованности и открытости. В таком случае административное знание будет наиболее полно способствовать эффективному и устойчивому развитию вуза и реализации его миссии.

Для обеспечения эффективного создания административного знания образовательного учреждения необходимо:

1. Изучить среду генерирования административных знаний и обосновать способы оценки ее состояния.

2. Рассмотреть мотивацию как инструмент администрирования инновационного развития.

3. Обосновать процедуру диагностики барьеров на пути генерирования административных знаний.

Решить сложные задачи, возникающие в инновационном развитии современным вузом без использования информационных систем невозможно. Современная информационная система управления становится незаменимым инструментом руководителя в обеспечении инновационного развития образовательного учреждения и позволяет не только повысить эффективность управления за счет автоматизации различных областей

деятельности, но и поднять управленческую культуру вуза на современный уровень.

Для оперирования знаниями, представленными в электронной форме, вполне достаточно применять ставшие уже традиционными информационные технологии электронного документооборота, интернет-порталы для централизованного хранения и обмена документами. Поисковые системы заметно облегчают жизнь сотрудникам, поскольку процедура поиска нужных знаний значительно упрощается, а время, затрачиваемое сотрудником на поиск нужного документа, сокращается.

В некоторых случаях знания и опыт сотрудников можно подвергнуть частичной формализации, например, внедрив информационную систему, позволяющую формировать и использовать базы «лучших практик». База «лучших практик» представляет собой базу данных, в которой сохраняются описания удачных решений каких-либо производственных проблем (это своего рода база данных внутрифирменных ноу-хау). Подобные базы «лучших практик» позволяют сохранить и повторно использовать идеи сотрудников даже после их ухода, а также сократить время сотрудников на поиск решений (если проблема уже возникала в образовательном учреждении раньше и была каким-то образом решена, то в базе «лучших практик» уже существует описание решения и его не надо изобретать заново). Наравне с созданием собственных баз «лучших практик» организации могут приобрести специализированные базы данных (например, информационные системы нормативных документов, различные справочные базы данных) или экспертные системы, которые содержат в себе информацию и знания, сформулированные независимыми экспертами в предметной области, интересующей организацию.

Таким образом, представлена авторская версия ключевых ресурсов инновационного развития образовательного учреждения, которая позволяет сделать заключительный вывод рядом утверждений.

Во-первых, уточнено представление о сущности администрирования и административного знания, актуализировано понимание администрирования как способности справиться с неопределенностью хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Показано, что функциональная роль администрирования в инновационном развитии образовательного учреждения со-

стоит в мысленном опережении реальных событий, не обязательно связанного с формальным планированием, обеспечении баланса между различными приоритетами инновационного развития.

Во-вторых, выделены отличительные особенности административного знания, рассмотрена связь административного знания с контекстом деятельности сотрудника.

В-третьих, анализ точек зрения о процессе создания административного знания и представление об условиях его генерирования сделали возможным подтвердить рабочую гипотезу по следующим пунктам:

- дополнительно аргументировано положение о том, что создание, распределение (об-Литература

мен) и использование неявного административного знания образовательного учреждения представляет собой непрерывный процесс, а главная составляющая этого процесса - генерирование административного знания;

- генерирование административного знания образовательного учреждения обеспечивается предупреждением и преодолением барьеров обмена знаниями в условиях корпоративной культуры, благоприятствующей инновационному развитию.

Данные постулаты делают возможным продолжить исследование в направлении разработки методического обеспечения инновационного развития образовательного учреждения.

1. Интеллектуальный капитал: состояние, проблемы, перспективы // Интеллектуальный капитал организации - ключ к развитию и росту экономики: Сборник материалов научной конференции / Сост. и научный редактор Т. М. Орлова. - М.: ЦЭМИ РАН, 2004. С. 70-71.

2. Друкер П. Задачи менеджера в XXI веке / Пер. с англ. - М.: Вильяме, 2000. 272 с.

3. Баранчеев. В. Управление знаниями. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005. 144 с.

4. Нонака И., Такеучи X Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. 384 с.

5. Петелин Д. Свалки данных или системы управления знаниями. - http://www.pcweek.ru

6. Методология и организация управления производством. - М.: Экономика, 1973.

7. Панкратова Т. А. Система управления финансами в электронном распределённом университете // Открытое образование, 2010. № 6. С. 132-140.

8. Тихомирова Н. В. Проблемы оценки качества электронного образования // Открытое образование, 2004. № 1. С. 27-32.

9. Тихомирова Н. В., Мальченко С. Н. Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями // Открытое образование, 2008. № 5. С. 69-74.

ДАЙДЖЕСТ

Новый этап разработки международных стандартов по Е-1еагт^ (Б. М. Позднеев, Ю. А. Ко-

сульников, М. В. Сутягин)

С 9 по 17 сентября 2011 г. в г. Шанхай (КНР) состоялось 24-е Пленарное заседание и заседание рабочих групп Подкомитета 36 «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке» Первого совместного технического комитета Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ИСО/МЭК СТК1/ПК36). В настоящее время членами ИСО/МЭК СТК1/ПК36 являются 44 страны (23 действительных и 21 ассоциированных члена): Австралия, Алжир, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Гана, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кения, Китай, Колумбия, Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словакия, США, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Африка, Южная Корея, Япония. Председатель ПК 36— Брюс Пиплз (США), секретарь — Чани Ли (Южная Корея). От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа ИСО/МЭК СТК 1/ПК 36 исполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» (см. фотографии на 3-ей стр. обложки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.