Научная статья на тему 'Архипастырское служение митрополита Симферопольского и Крымского Гурия (Егорова) в годы советской власти'

Архипастырское служение митрополита Симферопольского и Крымского Гурия (Егорова) в годы советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
227
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ ГУРИЙ (ЕГОРОВ) / МИТРОПОЛИТ ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ ИОАНН (ВЕНДЛАНД) / АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЕ БРАТСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / Л.Н. ПАРИЙСКИЙ / ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ ЛЕСНЯК / METROPOLITAN GURIY (YEGOROV) / METROPOLITAN OF YAROSLAVL AND ROSTOV JOHN (WENDLAND) / ALEXANDER NEVSKY FRATERNITY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / COMMISSIONER OF COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH UNDER USSR COUNCIL OF MINISTERS IN CRIMEA / CHAIRMAN OF COUNCIL FOR RUSSIAN ORTHODOX CHURCH UNDER USSR COUNCIL OF MINISTERS / PERSONAL ARCHIVE OF JOHN'S (WENDLAND'S) YAROSLAVL & ROSTOV METROPOLITAN'S SPIRITUAL DAUGHTER / INSPECTOR OF LENINGRAD THEOLOGICAL ACADEMY LEV PARIYSKIY / ARCHPRIEST OF A.NEVSKY MONASTERY'S HOLY TRINITY CATHEDRAL VASILIY LESNYAK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна

Статья посвящена жизненному пути и архипастырскому служению митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова), кандидата богословия, прошедшего лагеря и ссылки от Ледовитого океана и Боломорканала до Средней Азии, Ашхабада и Ташкента; основателя и одного из руководителей Александро-Невского братства в Ленинграде, тайно сохранявшего традиции русского монашества и богословско-пастырские знания. Научную значимость статьи представляет фактологический материал из личного дела митрополита Крымского и Днепропетровского Гурия (Егорова) из Государственного архива Российской Федерации, фонда «Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР (1943-1965 гг.)», раскрывающий период пребывания Владыки Гурия на Саратовской, Минской, Ленинградской и Крымской кафедрах, начиная с 1953 года. В статье описан исповеднический подвиг митрополита Гурия, и через личность Владыки показаны особенности выстраивания государственно-церковных отношений в 1950-1960-е гг. Материал статьи может быть полезен для исследователей в области истории Русской Православной Церкви, церковной истории и истории России новейшего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новоторцева Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archpastoral service of Guriy (secular surname - Yegorov), Metropolitan Simferopol and the Crimea under Soviet power

The article is devoted to the life and archpastoral service of Metropolitan of Crimea and Simferopol Guriy (Yegorov), Candidate of Theology, who passed through prison camps and deportations from the Arctic Ocean and the White Sea-Baltic Canal to Central Asia, Ashkhabad and Tashkent; the founder and one of the leaders of Alexander Nevsky fraternity in Leningrad, who secretly preserved the traditions of Russian monasticism and theological and pastoral knowledge. The scientific significance of the article is represented by factual material from the personal file of Guriy (Yegorov), Metropolitan of Crimea and Dnepropetrovsk, from the State Archives of the Russian Federation, the fund of the Council on the Affairs of the Russian Orthodox Church under the Council of Ministers of the USSR (1943-1965), revealing the clergyman's stay in Saratov, Minsk, Leningrad and Crimean departments, since 1953. The article reveals the confessional feat of Metropolitan Guriy and shows the features of forming of state-church relations in the Soviet period (in the 1950s and the 1960s). Article material may be of interest of researchers in the field of the Russian Orthodox Church history, as well as of church history on the whole and of history of Russia of modern times.

Текст научной работы на тему «Архипастырское служение митрополита Симферопольского и Крымского Гурия (Егорова) в годы советской власти»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-60-66 УДК 271.2

Новоторцева Анна Михайловна

кандидат исторических наук Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

АРХИПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ МИТРОПОЛИТА СИМФЕРОПОЛЬСКОГО И КРЫМСКОГО ГУРИЯ (ЕГОРОВА) В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена жизненному пути и архипастырскому служению митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова), кандидата богословия, прошедшего лагеря и ссылки от Ледовитого океана и Боломоркана-ла до Средней Азии, Ашхабада и Ташкента; основателя и одного из руководителей Александро-Невского братства в Ленинграде, тайно сохранявшего традиции русского монашества и богословско-пастырские знания. Научную значимость статьи представляет фактологический материал из личного дела митрополита Крымского и Днепропетровского Гурия (Егорова) из Государственного архива Российской Федерации, фонда «Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР (1943-1965 гг.)», раскрывающий период пребывания Владыки Гурия на Саратовской, Минской, Ленинградской и Крымской кафедрах, начиная с 1953 года. В статье описан испо-веднический подвиг митрополита Гурия, и через личность Владыки показаны особенности выстраивания государственно-церковных отношений в 1950-1960-е гг. Материал статьи может быть полезен для исследователей в области истории Русской Православной Церкви, церковной истории и истории России новейшего времени.

Ключевые слова: митрополит Гурий (Егоров), митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд), Алек-сандро-Невское братство, Русская православная церковь, Л.Н. Парийский, протоиерей Василий Лесняк.

Самим праведникам не нужна слава, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование о них - для подражания.

Свт. Василий Великий

В конце 1980-х гг. в связи с наметившимися тенденциями изменения социально-экономической, а затем и политической жизни страны в 1990-е гг. в исторической науке возник бурный интерес к ранее не изученным или малоизученным объектам исследования и, прежде всего, темам, проблематика которых не укладывалась в рамки марксистко-ленинской методологии или тенденциозно представлялась в работах советских ученых в соответствующем времени идеологическом контексте. В связи с этим в центре внимания исследователей с конца прошлого века в первую очередь оказался институт Церкви: в этот период издавалось много статей и книг, защищались кандидатские и докторские диссертации (ярким примером может служить личность министра просвещения Российской Федерации О.В. Васильевой, тема ее докторской диссертации в 1998 году была как раз «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг.»).

Следует отметить, что наибольший интерес в рамках церковной истории (или истории Церкви) представляло именно взаимодействие церкви и государства, раскрывающее политику Советского государства по отношению к деятельности данного социального института в ХХ веке. В 2000-е гг., в основном среди книг, рекомендованных к изданию Русской православной церковью, было много

Многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.

Митрополит Сурожский Антоний

- и биографических исследований, посвященных

- жизненному пути и духовному подвигу ряда выдающихся церковных деятелей и мирян, пострадавших за Веру в годы гонений, их подвижнической и исповеднической жизни. В результате, доступными для широкого круга читателей стали книги

- о святителе Афанасии (Сахарове) и митрополите I Вениамине (Милове), архимандрите Павле (Груз- деве) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко),

- святителе Луке (Крымском) и священномученике : Вениамине (Воскресенском), священноисповедни-1 ке митрополите Николае (Могилевском) и митропо-г лите Иосифе (Чернове) (все книги основаны на глу-

- боком изучении и анализе архивных документов).

- Несмотря на обилие информации, а также широ-1 кие современные возможности доступа к неопубли-

- кованным и даже ранее засекреченным архивным г материалам, совершенно не изученными или мало- изученными по-прежнему остаются личности многих выдающихся церковных и духовных деятелей

; ХХ века, среди них можно назвать, прежде всего,

- личность митрополита Ярославского и Ростовского I Иоанна (Вендланда), ученого, богослова и церковного дипломата, - духовного сына и сподвижника

- митрополита Симферопольского и Крымского Гу, рия (Егорова), а также других выдающихся членов

- Александро-Невского братства, таких как митро-) полит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков)

60

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

© Новоторцева А.М., 2019

и архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров). Знаменательным научным событием в плане продвижения биографической и церков-но-государственной проблематики стала защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук М.В. Лит-винко 16 ноября 2018 года в Краснодаре по теме «Государственная власть и Русская Православная Церковь в СССР в зеркале персональной истории (на примере общественной и церковной деятельности митрополита Гурия (Егорова)» [14-16].

В целом историография жизненного пути и служения митрополита Гурия (Егорова) совсем невелика. К основным и самым известным трудам следует отнести прежде всего очерк о нем его духовного сына - митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда), написанный в 1980 году и изданный в 1999 году в Ярославле уже его духовными детьми; книги по истории деятельности Александро-Невского братства, опубликованные последним его представителем С. А. Зег-ждой (ныне покойным) и профессором, доктором исторических наук М. В. Шкаровским, а также статьи В. Антонова и Д. Карпука [1, с. 37-56; 2, с. 5776; 7; 8; 10; 11, с. 218-227, 22-24]. Среди последних и самых современных работ следует назвать статьи Н.П. Годлевского «Епископат восточно-украинских епархий в отчетах уполномоченных по делам Русской православной церкви в 1958-1962 гг.» и бывшего аспиранта Кубанского государственного университета М.В. Литвинко «Митрополит Гурий (Егоров) в истории взаимоотношений Русской Православной Церкви и советской власти на Украине в середине 1950-х - середине 1960-х гг.» [4, с. 138-144, 14-16].

Среди источников по церковной и общественной деятельности митрополита Гурия (Егорова) в социально-историческом контексте развития церковно-государственных отношений в СССР М.В. Литвинко выделил следующие четыре группы: 1) нормативные документы: постановления ВКП(б)/КПСС и правительства СССР, а также документы Русской православной церкви, регламентирующие ее деятельность; 2) материалы делопроизводства; 3) материалы личного происхождения; 4) материалы периодической печати. К третьей группе источников им были отнесены воспоминания, дневники и письма митрополита Гурия, воспоминания о нем, а также переписка патриарха Алексия I (Симансакого), в которой нашли отражение церковно-государственные отношения и упоминания о деятельности митрополита. Однако автор не мог воспользоваться обширным личным архивом духовной дочери духовного сына митрополита Гурия (Егорова), который представляет собой особую научную ценность и уникальность.

Так, в личном архиве духовной дочери митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Венд-

ланда), журналиста Эльвиры Леонидовны Меженной, содержатся несколько десятков писем Владыки Иоанна своему духовному отцу митрополиту Гурию (Егорову) из самых разных мест своего служения, в том числе заграничного. Частичное, но очень трогательное содержание этих, по сути, бесценных исторических памятников личного происхождения было представлено в двух юбилейных биографических работах о митрополите Иоанне (Вендланде) - С.А. Зегжды и Э.Л. Меженной, вышедших в 2000-е годы [9, 17].

Кроме того, в январе 2019 года в Москве произошло уникальное знакомство и общение с живым свидетелем церковной истории и современником жизни многих выдающихся людей, лично знавшим некоторых представителей Александро-Невского братства (одним из основателей которого был будущий митрополит Крымский и Симферопольский Гурий (Егоров)) и лично Владыку Гурия, - ученым, кандидатом исторических наук, археологом, старшим научным сотрудником Института всеобщей истории РАН С. А. Беляевым, поделившимся воспоминаниями о своем пребывании в Крыму по приглашению Владыки Гурия приблизительно в 1955 году и рассказавшим, таким образом, интересные и не введенные еще в научный оборот факты.

В плане архивных документов особо интересным и информативным по-прежнему можно считать личное дело митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова) на 72 листах из фонда Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР в Государственном архиве Российской Федерации в Москве. Материалы данного дела, с которым в полном объеме была возможность лично ознакомиться в 2018 году, не только включают информацию о персональной истории митрополита, но и иллюстрируют особенности взаимоотношений церковных и государственных органов [3].

В целом о том, что значило быть епископом Русской православной церкви в советские годы, говорил еще Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. При этом следует отдельно отметить, что епископат Русской православной церкви, высшее духовенство перед смертью подвергали особым мучениям и убивали со звериной жестокостью: так, заживо закопали в землю архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского), бросили в реку с камнем на шее епископа Тобольского Гермогена (Долганёва), архиереев оскопляли, обливали ледяной водой, расчленяли, предавали страшным мукам и пыткам, соизмеримым разве только с подобными истязаниями в первые века гонения на христиан. В 1920-е годы было репрессировано и уничтожено уже % всего епископата, а «где нет епископа, там нет Церкви» (по словам священномученика древней Церкви Игнатия Богоносца).

Вот в такое время проходила жизнь и служение будущего митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова), кандидата богословия, проведшего около 10 лет в лагерях и ссылках от Ледовитого океана и Беломорканала до Средней Азии, Ашхабада и Ташкента, основателя и одного из руководителей Александро-Невского братства в Ленинграде, тайно сохранявшего и передававшего традиции русского монашества и богослов-ско-пастырские знания в надежде и безоговорочной вере на то, что «и это пройдет» (как гласит надпись на кольце царя и мудреца Соломона). В 1945 году архимандрит Гурий (Егоров) стал первым наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры после длительного периода ее разорения в советские годы и участвовал в ее открытии после долгих лет пребывания в так называемой «мерзости и запустении»; 22 августа 1946 года состоялось его наречение во епископа Ташкентского, а 25 февраля 1952 года он был награжден саном архиепископа [5; 6].

В январе 1953 года, по воспоминаниям духовного сына митрополита Гурия, будущего митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Венд-ланда), совершенно неожиданно пришел указ Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода о том, что архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий переводится на Саратовскую кафедру с титулом Саратовского и Сталинградского. Митрополит Иоанн даже спустя уже много лет старался на все произошедшее и происходящее смотреть оптимистично, избегая какой-либо оце-ночности и острых политических углов, учитывая также что свой очерк о митрополите Гурии он писал в 1980 году, когда Церковь еще испытывала на себе серьезные притеснения.

В этой связи митрополит Иоанн пишет, что в Саратове тогда была духовная семинария, и поэтому перевод Владыки Гурия можно было понимать даже как некое повышение. Однако здесь же митрополит Иоанн вспоминает, что именно в Саратове у Владыки случился инфаркт миокарда, и лишь через месяц он начал вставать и отслужил первую после болезни литургию на праздник Преображения Господня, а перед этим все лето был длительный период восстановления [10, с. 142143]. Вообще Саратовскую кафедру в 1950-е годы можно было с уверенностью назвать особой территорией риска для жизни возглавлявших ее в то время архиереев (в прямом смысле этого слова). Чуть больше года, до июля 1954 года, прослужил на ней архиепископ Гурий, затем в течение нескольких месяцев после него там вообще никто не мог даже продержаться, и в конце концов на верную гибель туда отправили не прославленного еще пока, но, без сомнения, святой мученической и исповед-нической жизни епископа Вениамина (Милова), который прибыл в Саратов 1 февраля 1955 года,

а скончался там 2 августа того же года (точные обстоятельства кончины еще предстоит выяснить).

После Саратова архиепископ Гурий был переведен в Чернигов, потом Днепропетровск, наконец, 21 мая 1959 года он был возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. Будучи Митрополитом Белоруссии, Владыка много пережил всевозможных напастей, неприятностей, клеветы, досаждений и от внешних (государственных деятелей), и от «своих же» (священнослужителей-доносителей). Это были хрущевские времена давления на Церковь. В качестве примера: «в Крестовой церкви, которая была рядом с архиерейским домом, служили назначенные священники и среди них иеромонах Николай, который по наваждению врага нашего спасения восстал против Владыки, настроил людей до такой степени, что однажды, когда Владыка шел на службу в свою Крестовую церковь, возбужденные иеромонахом люди закрыли входные двери, Владыку тянули за рясу. Митрополит, спокойно улыбнувшись, ничего не отвечая на крики взбесившихся, прошел к двери, которую открыли к тому времени иподиаконы, и спокойно совершил Богослужение» [6].

Митрополит Иоанн (Вендланд) также вспоминал в своем очерке, что когда он, приехав в отпуск к Владыке Гурию, переступил порог архиерейского дома в Минске, сразу почувствовал, что здесь было гораздо хуже, чем в предыдущих епархиях: «теснота помещения... а главное - нервозность митрополита оставляла тяжелое впечатление» [10, с. 146]. Вообще, на всех кафедрах после Ташкентской митрополита Гурия преследовали бесконечные доносительства, травля и клевета, а также на всех тех, кто его окружал и был духовно близок. В 1960 году митрополита Гурия переводят в Ленинград, где он стал постоянным членом Священного синода. Поначалу у тех, кто хорошо знал Владыку, создалось даже такое относительно радостное впечатление, что он снова попал в родные места, где протекало его детство и юношество, однако на деле все оказалось иначе, собственно, как и везде, где он служил. Далее последовал Крым.

Из Ленинграда в Крымскую епархию митрополит Гурий прибыл 27 ноября 1961 года. По словам уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Крымской области А. Глухова (в подробной характеристике, которую он давал Владыке в 1964 году), за время нахождения в Ленинграде с сентября 1960-го по ноябрь 1961 года митрополит Гурий зарекомендовал себя отрицательно (с точки зрения интересов политики советского государства). В чем это выражалось по мнению уполномоченного: во-первых, несмотря на внешнюю лояльность к мероприятиям органов власти в отношении Церкви, в практический деятельности митрополит Гурий уклонялся от их выполнения (за что уполно-

моченные, в силу своего «кругозора», считали его двуличным) [3].

Во-вторых, митрополит Гурий всячески стремился удержать на приходах так называемых «реакционно настроенных священников» (что в переводе означало наиболее деятельных и по-настоящему преданных Церкви людей), оправдывая даже такие их поступки, которые, по мнению уполномоченного А. Глухова, «осуждаются самой Церковью». Речь шла в данном случае о таком церковном чине, сложной духовной практике, как отчитка. В качестве примера А. Глухов приводил личность священника Свято-Троицкого собора Александро-Не-вской лавры отца Василия Лесняка, которому, как представлялось уполномоченным, покровительствовал митрополит Гурий, будучи митрополитом Ленинградским и Ладожским [3]. В 1957 году отец Василий был назначен в штат Свято-Троицкого собора лавры, где за четыре года службы снискал уважение и любовь прихожан, особенно молодежи, на что обратили внимание представители государственной безопасности, и в 1961 году он был уволен за штат с формулировкой: «...в связи с сокращением причта». В целом вся жизнь отца Василия Лесняка - это было молитвенное противостояние злу, борьба за спасение человеческих душ, и многие люди имели в его лице не только духовника, но и опытного духовного врача. Поэтому не случайно так много скорбей, болезней и наветов ему пришлось перенести за свою жизнь.

Наконец, в-третьих, митрополит Гурий всячески поощрял распространение среди верующих «культа известной в Ленинграде Ксении блаженной», взяв под защиту часовню в честь Святой на Смоленском кладбище, и «оправдывал обманные действия духовенства, пропагандировавшего веру в "чудеса" и "исцелительную" силу молитв Ксении блаженной».

Следует отметить, что если личным качествам Владыки Гурия уполномоченные в разных епархиях давали порой весьма противоречивые оценки, так же как и его деятельности, то относительно следующей его черты практически все государственные наблюдатели за делами Русской православной церкви на местах были едины: митрополит Гурий очень болезненно относился к вопросам о закрытии церквей и даже таких, как указывают уполномоченные, в которых из-за плохих материальных условий отсутствовало духовенство. В целом уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Крымской области А. Глухов делает вывод, что митрополит Гурий среди ленинградского духовенства авторитетом не пользовался [3]. Почему?

Примечательно воспоминание инспектора Ленинградской духовной академии Л.Н. Парийско-го, давно знавшего Владыку, который в 1961 году говорил будущему митрополиту Иоанну (Венд-

ланду), что «он очень огорчен тем, что хорошо известный "отец Гурий", находящийся теперь на высоком положении митрополита Ленинградского, выглядит не так, как это было бы желательно. Он служит в валенках, недостаточно представителен» [10, с. 147]. Но тот же Парийский говорил, что в личной беседе митрополит Гурий озарял собеседника такой светлой улыбкой, как Преподобный Серафим» [10, с. 147].

По мнению того же уполномоченного Глухова, с прибытием в Крымскую епархию митрополит Гурий не изменил своих взглядов на церковную жизнь, но в характеристике, которую он дает митрополиту в 1964 году, и в его оценке личности Владыки в целом встречаются явные противоречия, а также указание на взаимоисключающие друг друга качества и поступки правящего архиерея. С одной стороны, Глухов пишет, что митрополит Гурий «считает себя в отношениях с уполномоченным и местными органами власти как сторону, стоящую на противоположном полюсе, видит цель своей деятельности в противодействии мероприятиям местных властных органов». В этом направлении он действительно оказывал влияние на верующих, в частности, в городах Алуште и Судаке, где были изъяты церковные здания как клубные, что привело к тому, что прихожане тех храмов, набравшись мужества (не без благословения, очевидно, Владыки Гурия) направили даже жалобы в различные правительственные инстанции с просьбами о возврате им церквей [3].

Да и сам Владыка Гурий не раз лично обращался к самому В. А. Куроедову, председателю Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР, сменившему на этом посту Георгия Карпова с целью, как это известно, значительного усиления активности директивных и контролирующих органов СССР, направленных на удушение религиозной деятельности (подготовку к хрущевскому «показу последнего попа») и установлению более жесткого контроля над духовенством и руководством Московской Патриархии. Чего только стоила организация им созыва Архиерейского собора в июле 1961 года, на котором были приняты антиканонические поправки в «Положение об управлении РПЦ» (1945 года). Но и эти шаги Владыки Гурия, требовавшие особой решительности и мужества, и которые, кстати, имели положительные итоги в решении ряда принципиальных вопросов (в том числе связанных с возможным закрытием храмов), рассматривались весьма невысоко - как жалобы, кляузы «немного поприжатыми» уполномоченными на местах из центра.

В этой связи горькую улыбку и сочувствие к тем, кто это писал, вызывают такие характеристики митрополита Гурия, как «безынициативный и безвольный архиерей, уклоняющийся от решения любых вопросов» (это на Ленинградской кафед-

ре); «не знает положения дел, в работу глубоко не вникает, на местах бывает редко, решение всех вопросов перекладывает на секретаря епархии протоиерея Виталия Карвовского» (который, следует сказать, служил в этой должности еще при архиепископе Крымском Луке (Войно-Ясенецком)) - это относительно управления Крымской кафедрой. При этом уполномоченным отмечается также, что митрополит Гурий был недоверчив к людям и ряд дел, в частности касавшихся деловой переписки, он вел сам лично, всю входящую почту также вскрывал только сам и скрывал это от секретаря. Наверное, более осторожным Владыке Гурию надо было бы быть и с настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Днепропетровске протоиереем Ананием Корнейчуком, активно сотрудничавшим с органами. Многое теперь, спустя годы, становится известным [3].

Испытывая на себе последствия доносов, Владыке Гурию при этом ставилось в упрек, что он «недоброжелательно относится к этим прогрессивно настроенным священникам», как их тогда называли представители власти. И напротив, отмечалось, что он окружает себя приближенными: «при перемене места службы, как правило, тянет за собой "хвост" из преданных ему лиц». Но самым тяжким и беспрецедентным проступком митрополита Гурия, кроме попыток настраивания духовенства против уполномоченных и писем-жалоб в Москву, уполномоченный Глухов явно считал тот факт, что, будучи в Днепропетровске, митрополит Гурий сам причащал детей школьного возраста, в то время как другие священники этого не делали. С большой радостью принимая молодежь, отдельных из них (следуя стилю и риторике уполномоченного) «он в прошлом склонил к пострижению в монашество или поступлению в духовную семинарию» [3].

Кроме этого, митрополит Гурий (по словам доносителей) имел дерзость не поминать за Богослужением в храме на великом входе, как это принято, «власть и воинство ее» и якобы дал указание, в частности, в Свят-Троицком соборе г. Днепропетровска поминать только духовных лиц. Вообще, в чем только не обвиняли митрополита Гурия -в роскошестве (домах и автомобилях) и даже гареме, какие низкие пасквили по злобе и зависти на него ни писали, подписываясь при этом в конце -«верующие» или «православные».

В завершении несколькостраничной, отпечатанной на машинке характеристики митрополита Крымского и Симферопольского Гурия уполномоченный по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Крымской области А. Глухов пишет: «в проповеди призывает верующих быть стойкими и мужественными в своей православной вере и до смерти стоять за Веру Христову, распространять по всему миру Слово Бо-жие...» [3]. 6 декабря 1961 года митрополит Гурий

посетил Свято-Троицкий собор г. Днепропетровска. Во время своей вступительной речи в соборе он сказал: «Я никогда не думал быть с вами в храме сам как ваш правящий архипастырь, я только мог рассчитывать на то, что когда-нибудь, может только проездом в Крым, заеду поглядеть, а пришлось по Воле Божией еще с вами встретиться. Но ничего, на то Воля Божия. Дорогие мои, любите храм свой, посещайте его всегда, молитесь усиленно, и еще говорю - усиленно молитесь и только через молитву будет мирная хорошая жизнь» [3].

В целом митрополит Симферопольский и Крымский Гурий (Егоров) по своей жизни и служению Церкви Русской проявил себя как исповедник Веры Христовой, собравший вокруг себя столько выдающихся и высокодуховных людей, оказавших большое влияние на последующие поколения верующих, - это и митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд), и архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров), протоиерей Феодор Семененко и архимандрит Борис (Холчев) и др. Митрополит Гурий (Егоров), безусловно, являлся личностью очень значительной в церковной и отечественной истории, но в то же время в высокой степени тенденциозно искаженной и неоднозначно представленной в оценках его современников - не только представителей органов власти (прежде всего, уполномоченных по делам Русской православной церкви на местах), но и духовенства, жившего в советское время. Эти «штампы» и «стереотипы» в оценках личности Владыки Гурия, претерпев некоторые метаморфозы, перекочевали из советской эпохи и в современное нам время (примером может служить серия передач на радио «Радонеж» в 2018 году).

Следует отметить, что на динамично сменявших друг друга церковных кафедрах в относительно короткие хронологические периоды митрополит Гурий (Егоров) в отношениях с уполномоченными и местными административными органами проявил себя как представитель высшей церковной власти неодинаково: от открытого «противодействия» мероприятиям местных властей (когда он препятствовал закрытию храмов, лично крестил детей, привлекал к церковной жизни молодежь, старался проводить более самостоятельную кадровую политику - это в Крыму) до «безынициативности и уклонения от решения любых вопросов» (перед этим на Ленинградской кафедре). Все это свидетельствовало прежде всего не о слабости и непоследовательности Владыки в выстраивании церковно-государственных отношений, а, напротив, о глубокой мудрости архипастыря.

Библиографический список

1. Антонов В.В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е гг.) // Антонов В.В. Вера против безбожия: Петроград - Ленинград

в 1920-1930-е: историко-церковный сборник. -СПб.: Лики России, 2011. - С. 37-56.

2. Антонов В.В. Тайные монашеские общины в Петрограде и Александро-Невское братство // Антонов В.В. Вера против безбожия: Петроград -Ленинград в 1920-1930-е: историко-церковный сборник. - СПб.: Лики России, 2011. - С. 57-76.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 6991: Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, 1943-1965 гг. - Оп. 7: Личные дела высших служителей культа, 1944-1974. - Д. 145: Личное дело митрополита Крымского и Днепропетровского Гурия (Егорова) от 9 мая 1947 по 6 февраля 1964 гг.

4. Годлевский Н.П. Епископат восточно-украинских епархий в отчетах уполномоченных по делам Русской Православной Церкви в 1958-1962 гг. // Вестник Пермского государственного университета. Сер.: История. - 2016. - № 3 (34). - С. 138-144.

5. Гурий [Электронный ресурс] // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - Режим доступа: pravenc.ru (дата обращения: 31.08.2018 г.).

6. Гурий (Егоров) [Электронный ресурс] // Древо: Открытая православная энциклопедия. -Режим доступа: drevo-info.ru (дата обращения: 30.08.2018 г.).

7. Зегжда С.А. Александро-Невское братство. -СПб., 2009. - 28 с.

8. Зегжда С.А. Александро-Невское братство: добрым примером, житием и словом: (документальный очерк). - Набережные Челны: Новости мира, 2009. - 487 с.

9. Зегжда С.Г. Митрополит Иоанн (Вендланд): биографический очерк, 1909-1989. - Ярославль: Ярославская епархия, 2009. - 175 с.

10. Иоанн, митрополит (Вендланд К.Н.). Князь Федор (Черный); Митрополит Гурий (Егоров): историч. очерки / Книга подготовлена к изданию духовными чадами митрополита Иоанна (Венд-ланда) по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. - Ярославль: Изд-во «ДИА-пресс», 1999. - 180 с.

11. Карпук Д.А. Александро-Невская Лавра -центр ученого монашества в начале ХХ века // «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры»: сб. материалов конференции / под ред. проф. М.В. Шкаровского. - СПб., 2013. - С. 218-227.

12. Катунин Ю.А. Православная церковь Крыма в 1958-1963 гг. // Культура народов Причерноморья. - 2001. - № 22. - С. 89-95.

13. Колымагин Б.Ф. Крымская экумена: религиозная жизнь послевоенного Крыма. - СПб., 2004. -346 с.

14. Литвинко М.В. Государственная власть и русская православная церковь в СССР в зеркале персональной истории (на примере общественной и церковной деятельности митрополита Гурия Его-

рова) [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. - Краснодар: Издательский дом «ХОРС». - 2017. - № 5. - Режим доступа: dom-hors.ru (дата обращения: 31.08.2018 г.).

15. Литвинко М.В. Митрополит Гурий (Егоров) в истории взаимоотношений Русской Православной Церкви и советской власти на Украине в середине 1950-х - середине 1960-х гг. [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. - Краснодар: Издательский дом «ХОРС». -2017. - № 10. - Режим доступа: dom-hors.ru (дата обращения: 31.08.2018 г.).

16. Литвинко М.В. Митрополит Гурий (Егоров) в Белоруссии: вехи персональной истории в зеркале государственно-церковных отношений [Электронный ресурс] // Общество: философия, история, культура. - Краснодар: Издательский дом «ХОРС». - 2017. - № 8. - Режим доступа: dom-hors.ru (дата обращения: 31.08.2018 г.).

17. Меженная Э.Л. Митрополит Иоанн: «Будем делать дела любви!»: Дневники. Письма. Воспоминания. - Ярославль: Изд. Александр Рутман, 2013. - 504 с.

18. Митрополит Гурий (Егоров). Патриарх Сергий как богослов / предисл. архимандрита Ма-кария (Веретенникова) // Альфа и Омега. - 2001. -№ 1 (27). - С. 116-148.

19. Митрополит Гурий (Егоров). Проповеди, сказанные в кафедральном соборе г. Днепропетровска // Альфа и Омега. - 2001. - № 2 (28). -С. 5-11.

20. Митрополит Гурий (Егоров). Проповеди и беседы // Альфа и Омега. - 2005. - № 3 (44). -С. 87-95.

21. Северин Г., прот. Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове) [Рукопись]. - Симферополь. - 2005 (23 дек.). - 287 с.

22. Шкаровсий М.В. Александро-Невское братство, 1918-1932 годы: Новомученикам Российским посвящается: (исторический очерк) // Православный летописец Санкт-Петербурга. - СПб.: Православный Санкт-Петербург, 2003. -Прил. 3.

23. Шкаровский М.В. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра: 1913-2013: в 2 т. Т. 1 / рук. проекта еп. Назарий (Лавриненко); Св.-Троиц. Александро-Нев. Лавра. - СПб., 2012. - С. 459541.

24. Шкаровский М.В. Сто лет Александро-Не-вского братства: история и современность. - СПб.: Свято-Троицкая Александро-Неская Лавра, 2018. -352 с.

References

1. Antonov V.V. Prihodskie pravoslavnye bratstva v Petrograde (1920-e gg.) // Antonov VV. Vera protiv bezbozhiya: Petrograd - Leningrad v 19201930-e: istoriko-cerkovnyj sbornik. - SPb.: Liki Rossii, 2011. - S. 37-56.

2. Antonov V.V. Tajnye monasheskie obshchiny v Petrograde i Aleksandro-Nevskoe bratstvo // Antonov V.V. Vera protiv bezbozhiya: Petrograd - Leningrad v 1920-1930-e: istoriko-cerkovnyj sbornik. - SPb.: Liki Rossii, 2011. - S. 57-76.

3. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). - F. 6991: Sovet po delam Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi pri Sovete Ministrov SSSR, 1943-1965 gg. - Op. 7: Lichnye dela vysshih sluzhitelej kul'ta, 1944-1974. - D. 145: Lichnoe delo mitropolita Krymskogo i Dnepropetrovskogo Guriya (Egorova) ot 9 maya 1947 po 6 fevralya 1964 gg.

4. Godlevskij N.P. Episkopat vostochno-ukrainskih eparhij v otchetah upolnomochennyh po delam Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v 1958-1962 gg. // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoriya. - 2016. - № 3 (34). - S. 138-144.

5. Gurij [Elektronnyj resurs] // Pravoslavnaya Enciklopediya pod redakciej Patriarha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla. - Rezhim dostupa: pravenc.ru (data obrashcheniya: 31.08.2018 g.).

6. Gurij (Egorov) [Elektronnyj resurs] // Drevo: Otkrytaya pravoslavnaya enciklopediya. - Rezhim dostupa: drevo-info.ru (data obrashcheniya: 30.08.2018 g.).

7. Zegzhda S.A. Aleksandro-Nevskoe bratstvo. -SPb., 2009. - 28 s.

8. Zegzhda S.A. Aleksandro-Nevskoe bratstvo: dobrym primerom, zhitiem i slovom: (dokumental'nyj ocherk). - Naberezhnye CHelny: Novosti mira, 2009. - 487 s.

9. Zegzhda S.G. Mitropolit Ioann (Vendland): biograficheskij ocherk, 1909-1989. - YAroslavl': YAroslavskaya eparhiya, 2009. - 175 s.

10. Ioann, mitropolit (Vendland K.N.). Knyaz' Fedor (CHernyj); Mitropolit Gurij (Egorov): istorich. ocherki / Kniga podgotovlena k izdaniyu duhovnymi chadami mitropolita Ioanna (Vendlanda) po blagosloveniyu arhiepiskopa YAroslavskogo i Rostovskogo Miheya. - YAroslavl': Izd-vo «DIApress», 1999. - 180 s.

11. Karpuk D.A. Aleksandro-Nevskaya Lavra -centr uchenogo monashestva v nachale XX veka // «300 let Svyato-Troickoj Aleksandro-Nevskoj Lavry»: sb. materialov konferencii / pod red. prof. M.V. SHkarovskogo. - SPb., 2013. - S. 218-227.

12. Katunin YU.A. Pravoslavnaya cerkov' Kryma v 1958-1963 gg. // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. -2001. - № 22. - S. 89-95.

13. Kolymagin B.F. Krymskaya ekumena: religioznaya zhizn' poslevoennogo Kryma. - SPb., 2004. - 346 s.

14. Litvinko M.V. Gosudarstvennaya vlast' i russkaya pravoslavnaya cerkov' v SSSR v zerkale personal'noj istorii (na primere obshchestvennoj i cerkovnoj deyatel'nosti mitropolita Guriya Egorova) [Elektronnyj resurs] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - Krasnodar: Izdatel'skij dom «HORS». - 2017. - № 5. - Rezhim dostupa: dom-hors.ru (data obrashcheniya: 31.08.2018 g.).

15. Litvinko M.V. Mitropolit Gurij (Egorov) v istorii vzaimootnoshenij Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i sovetskoj vlasti na Ukraine v seredine 1950-h - seredine 1960-h gg. [Elektronnyj resurs] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - Krasnodar: Izdatel'skij dom «HORS». - 2017. - № 10. - Rezhim dostupa: dom-hors.ru (data obrashcheniya: 31.08.2018 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Litvinko M.V. Mitropolit Gurij (Egorov) v Belorussii: vekhi personal'noj istorii v zerkale gosudarstvenno-cerkovnyh otnoshenij [Elektronnyj resurs] // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. -Krasnodar: Izdatel'skij dom «HORS». - 2017. - № 8. -Rezhim dostupa: dom-hors.ru (data obrashcheniya: 31.08.2018 g.).

17. Mezhennaya E.L. Mitropolit Ioann: «Budem delat' dela lyubvi!»: Dnevniki. Pis'ma. Vospominaniya. - YAroslavl': Izd. Aleksandr Rutman, 2013. - 504 s.

18. Mitropolit Gurij (Egorov). Patriarh Sergij kak bogoslov / predisl. arhimandrita Makariya (Veretennikova) // Al'fa i Omega. - 2001. - № 1 (27). -S. 116-148.

19. Mitropolit Gurij (Egorov). Propovedi, skazannye v kafedral'nom sobore g. Dnepropetrovska // Al'fa i Omega. - 2001. - № 2 (28). - S. 5-11.

20. Mitropolit Gurij (Egorov). Propovedi i besedy // Al'fa i Omega. - 2005. - № 3 (44). - S. 87-95.

21. Severin G., prot. Vospominaniya o mitropolite Gurii (Egorove) [Rukopis']. - Simferopol'. - 2005 (23 dek.). - 287 s.

22. SHkarovsij M.V. Aleksandro-Nevskoe bratstvo, 1918-1932 gody: Novomuchenikam Rossijskim posvyashchaetsya: (istoricheskij ocherk) // Pravoslavnyj letopisec Sankt-Peterburga. - SPb.: Pravoslavnyj Sankt-Peterburg, 2003. -Pril. 3.

23. SHkarovskij M.V Svyato-Troickaya Aleksandro-Nevskaya Lavra: 1913-2013: v 2 t. T. 1 / ruk. proekta ep. Nazarij (Lavrinenko); Sv.-Troic. Aleksandro-Nev. Lavra. - SPb., 2012. - S. 459-541.

24. SHkarovskij M.V Sto let Aleksandro-Nevskogo bratstva: istoriya i sovremennost'. - SPb.: Svyato-Troickaya Aleksandro-Neskaya Lavra, 2018. -352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.