Научная статья на тему 'Архимандрит Тихон (Беллавин) и иеромонах Антонин (Грановский) в 1897 г'

Архимандрит Тихон (Беллавин) и иеромонах Антонин (Грановский) в 1897 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
246
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИХОН (БЕЛЛАВИН) / АНТОНИН (ГРАНОВСКИЙ) / ЦЕРКОВНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / МОСКОВСКАЯ СИНОДАЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ / БИБЛЕИСТИКА / КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ПЕРЕПИСКА / КОНФЛИКТ / ПУБЛИКАЦИЯ / МАГИСТР БОГОСЛОВИЯ / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ / TICKHON (BELLAVIN) / ANTONIN (GRANOVSKY) / CHURCH PUBLISHING / MOSCOW SYNODAL PRINTING HOUSE / BIBLICAL STUDIES / BOOK OF BARUCH / SEMINARY / CORRESPONDENCE / CONFLICT / PUBLICATION / MASTER OF THEOLOGY / SCHISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семененко-басин Илья Викторович

Впервые публикуется письмо архимандрита Тихона (Беллавина), будущего Патриарха Московского и всея России, в поддержку библеиста иеромонаха Антонина (Грановского), будущего главы обновленческого раскола. Иеромонах Антонин был сотрудником архимандрита Тихона в стенах Холмской духовной семинарии; позднее их разделили события церковного раскола 1920-х гг. Публикация основана на документах дела об издании научной монографии иеромонаха Антонина «Книга Варуха», хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (Ф. 1184). Благодаря этому издательскому делу мы знаем, что в трудную минуту руку помощи ученому иеромонаху Антонину протянул его ректор, архимандрит Тихон. Выясняется значение данного источника в контексте истории дореволюционной русской библеистики и в связи с историей расколов в Русской Церкви 1920-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archimandrite Tikhon (Bellavin) and hieromonk Antonin (Granovsky) in 1897

The letter of archimandrite Tickhon (Bellavin), who later became Patriarch of Moscow and All Russia, in support of bible scholar hieromonk Antonin (Granovsky), appears for the first time. Bible scholar Antonin was Tikhon’s employee at the Kholmskaya Spiritual Seminary; later they were separated by the Church dissent of 1920s.This article is based on documents regarding the case of publication of the Antonin’s academic monography «The book of Baruch», which is now housed in the Russian State Archive of Ancient Acts, f. 1184. Thanks to this publication case we know that in the hour of need the book-wise hieromonk Antonin got a helping hand from his rector archimandrite Tikhon. The meaning of this source is also claryfied in the context of pre-revolutionary Bible studies history and in connection with the history of dissents in the Russian Church in 1920s.

Текст научной работы на тему «Архимандрит Тихон (Беллавин) и иеромонах Антонин (Грановский) в 1897 г»

Илья Викторович Семененко-Басин, д-р ист. наук, проф. Российского государственного гуманитарного университета ars.longa@mail.ru

Архимандрит Тихон (Беллавин) и иеромонах Антонин (Грановский) в 1897 г.

Впервые публикуется письмо архимандрита Тихона (Беллавина), будущего Патриарха Московского и всея России, в поддержку библеиста иеромонаха Антонина (Грановского), будущего главы обновленческого раскола. Иеромонах Антонин был сотрудником архимандрита Тихона в стенах Холмской духовной семинарии; позднее их разделили события церковного раскола 1920-х гг. Публикация основана на документах дела об издании научной монографии иеромонаха Антонина «Книга Варуха», хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (Ф. 1184). Благодаря этому издательскому делу мы знаем, что в трудную минуту руку помощи ученому иеромонаху Антонину протянул его ректор, архимандрит Тихон. Выясняется значение данного источника в контексте истории дореволюционной русской библеистики и в связи с историей расколов в Русской Церкви 1920-х гг.

Хорошо известно противостояние святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России, и лидеров «обновленчества» в контексте событий церковного раскола первой половины 1920-х гг. Известно также, что с некоторыми из будущих лидеров «обновленчества» святитель Тихон был лично знаком еще задолго до революции 1917 г. и Гражданской войны; в частности, его сотрудником в стенах Холмской духовной семинарии был библеист иеромонах Антонин (Грановский) (1865—1927)1. В нашем распоряжении имеется документ, проливающий свет на взаимоотношения будущего Патриарха и иеромонаха Антонина в конце XIX в.

В Российском государственном архиве древних актов (далее — РГАДА) в фонде 1184 (Московская синодальная типография) хранится дело «О напечатании по заказу преподавателя Холмской духовной семинарии иеромонаха Антонина рукописи под заглавием “Книга Варуха”»2. Дело содержит документы на 92 листах за период с 5 августа 1897 г. по 12 октября 1912 г.

Исследуя в 1890-х гг. «Книгу пророка Варуха», Антонин написал обстоятельное исследование, доказывающее авторство Варуха (УП—У1 вв. до н. э.), ученика пророка Иеремии, и содержащее реконструкцию несохранившегося древнееврейского оригинала, выполненную с опорой на греческий и сирийский пере-

1 См.: [Евлогий (Георгиевский), митр.] Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Ев-логия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 99—101 (Материалы по истории Церкви; 3).

2 РГАДА. Ф. 1184 (Московская синодальная типография). 1897 г. Оп. 3. Ед. хр. 13.

воды. Далеко не все аргументы иеромонаха Антонина в пользу аутентичности «Книги пророка Варуха» были впоследствии приняты библеистами, тем не менее данный труд заслужил высокую оценку специалистов3.

Из документов архивного дела известно, что к 1897 г. рукопись научного труда уже некоторое время находилась на рассмотрении в цензурном комитете и в Святейшем Синоде. 19 сентября 1897 г. Хозяйственное управление при Синоде выслало рукопись в Московскую Синодальную типографию, сообщив управляющему типографии С. Д. Войту распоряжение товарища обер-прокурора Синода — выполнить смету расходов по напечатании книги в количестве 200 экземп-ляров4.

Вскоре управляющий типографией получил письмо из Холма от ректора Холмской духовной семинарии архимандрита Тихона, готовившегося тогда к епископской хиротонии (публикуется ниже). Выступив покровителем молодого одаренного ученого, архимандрит Тихон просил С. Д. Войта посодействовать скорейшему опубликованию книги иеромонаха Антонина. В письме Тихон упоминает свою речь, посланную Войту в подарок; вероятно, имеется в виду речь при наречении в епископа Люблинского, позднее опубликованная в «Прибавлениях к Церковным ведомостям»5.

3 октября 1897 г. С. Д. Войт в ответном письме пообещал архимандриту Тихону «посодействовать печатанию труда о. Антонина», насколько это будет от него зависеть6.

Здесь надо пояснить, что монография иеромонаха Антонина печаталась на правах частного заказа, а типография не имела возможности отвлекать силы от исполнения синодальных поручений. Смету расходов управляющий Синодальной типографии закончил составлять только в апреле 1898 г.7, работа над изданием велась с сентября 1898 по май 1901 г. В деле сохранились в высшей степени эмоциональные письма Антонина к С. Д. Войту, посвященные в основном медленным, с точки зрения автора, темпам работы типографии. 14 сентября 1899 г. иеромонах Антонин, к тому времени уже переменивший службу в Благовещенске на место в духовно-цензурном комитете в Санкт-Петербурге, писал Войту: «Бежал я из Сибири, спасая Варуха, выпросил себе место поближе к Москве, тихое, спокойное, чтоб делом меньше развлекаться и иметь возможность всецело корректуре Варуха отдаться»8.

Управляющий типографией оправдывался отсутствием эфиопского и коптского шрифтов, которые пришлось заказывать за границей специально для набора книги Антонина, обилием корректурных исправлений, поступавших от

3 См.: Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. [М., 1992]. С. 45; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1: А-И. С. 72, 183-184.

4 РГАДА. Ф. 1184. 1897 г. Оп. 3. Ед. хр. 13. Л. 5-6, 11-11 об.

5 См.: Речь архимандрита Тихона при наречении его во епископа Люблинского // Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1897. № 43. 25 октября. С. 1560-1562.

6 РГАДА. Ф. 1184. 1897 г. Оп. 3. Ед. хр. 13. Л. 10. Здесь и далее при цитации архивных документов сохранена орфография оригинала.

7 Там же. Л. 13, 14.

8 Там же. Л. 26.

автора9. Набор сирийских и арабских текстов в книге осуществлялся по договоренности в типографии О. О. Гербека в Москве10. Автор ученого труда продолжал засыпать С. Д. Войта письменными сетованиями на медлительность типографии. Например, пасхальное письмо к Войту от 30 апреля 1900 г. архимандрит Антонин начал словами: «Все мертвецы воскресением христовым ожили, только Варуха Вы засадили в такой каземат, что и Божия сила не могла оживить его»11.

Письмо от 13 мая 1901 г. Антонин закончил словами: «Бисмарк говорил, что боится хоть Бога, а тут попал к таким людям, которым, кажись, сам сатана брат. Проклинающий день [и] час [,] когда нога моя преступила порог Синодальной Типографии, арх[имандрит] Антонин»12.

Такое обхождение вывело из себя управляющего Московской Синодальной типографией; 16 мая 1901 г. он направил докладную записку на имя обер-прокурора Синода. Изложив всю историю своих взаимоотношений с архимандритом Антонином, рассказав о технических трудностях, с которыми столкнулась типография, готовя набор монографии, Войт просил разрешить ему прекратить работы по печатанию заказа архимандрита Антонина: «Я не имею сил продолжать какие-либо сношения с человеком, который, будучи духовным лицом и занимая такое ответственное место, позволяет себе оскорбления, которыя недопустимы даже среди диких и малообразованных людей»13.

В мае 1901 г. Московская Синодальная типография завершила печатание первой части «Книги Варуха» тиражом 200 экземпляров14. Вторую часть напечатала петербургская типография Императорской Академии наук, которая указана на титульном листе книги15.

В 1902 г. за исследование о «Книге пророка Варуха» совет Киевской духовной академии удостоил архимандрита Антонина степени магистра богословия. В 1903 г. архимандрит Антонин был хиротонисан в епископа. В 1922 г. он присоединился к «обновленчеству», возглавив обновленческое «Высшее церковное управление», оспаривая у Патриарха Тихона московскую архиерейскую кафедру; вскоре отложился от лидеров раскола и до своей смерти в 1927 г. возглавлял схизматическую религиозную группу «Союз церковного возрождения»16.

Благодаря издательскому делу, сохранившемуся в фонде Московской Синодальной типографии, мы знаем, что в трудную минуту руку помощи ученому иеромонаху Антонину протянул его ректор, будущий Патриарх Московский, Тихон.

Публикация, вступ. ст. и примеч. И. В. Семененко-Басина

9 РГАДА. Ф. 1184. 1897 г. Оп. 3. Ед. хр. 13. Л. 27-27об., 52-52 об.

10 Там же. Л. 55, 76 а, 90 об.

11 Там же. Л. 49.

12 Там же. Л. 71.

13 Там же. Л. 73 об. — 74.

14 Там же. Л. 76-79.

15 См.: Антонин, архим. Книга пророка Варуха: Репродукция. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1902.

16 См.: Цыпин В., прот., Иннокентий (Павлов), игум. Антонин // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 682-684.

Письмо архимандрита Тихона (Беллавина) управляющему Московской Синодальной типографии С. Д. Войту

+

Ваше Высокородие,

Достоуважаемый Сергей Дмитриевич.

Приношу Вам глубокую благодарность за внимание ко мне и присылку изящных изданий Московской Синодальной Типографии.

Благоволите принять и от меня «малое приношение сие» — мою речь. Вместе с сим приемлю смелость обратиться к Вам с покорною просьбою: в Холмской Семинарии есть преподаватель Иеромон[ах] Антонин; он написал сочинение о книге Пророка Варуха и просит напечатать его на казенный счет или же пособия для напечатания; кажется, сочинение это препровождено в Вашу типографию на предмет, во что обойдется напечатание его. Будьте добры «двигнути» сие дело и посодействовать ученому иноку.

С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Высокородия покорнейшим слугою,

Ректор Архим[андрит] Тихон.

№ 59.

28 Сент[ября] 1897.

г. Холм Любл[инской] г[убернии].

РГАДА. Ф. 1184. 1897 г. Оп. 3. Ед. хр. 13. Л. 9. Рукописный черновой подлинник, автограф.

Ключевые слова: Тихон (Беллавин), Антонин (Грановский), церковное книгоиздание, Московская Синодальная типография, библеистика, Книга пророка Варуха, духовная семинария, переписка, конфликт, публикация, магистр богословия, церковный раскол.

Archimandrite Tikhon (Bellavin) and HIEROMONK ANTONIN (GRANOVSKY) IN 1897

I. Semenenko-Basin

The letter of archimandrite Tickhon (Bellavin), who later became Patriarch of Moscow and All Russia, in support of bible scholar hieromonk Antonin (Granovsky), appears for the first time. Bible scholar Antonin was Tikhon’s employee at the Kholmskaya Spiritual Seminary; later they were separated by the Church dissent of 1920s.This article is based on documents regarding the case of publication of the

ll2

Antonin’s academic monography «The book of Baruch», which is now housed in the Russian State Archive of Ancient Acts, f. 1184. Thanks to this publication case we know that in the hour of need the book-wise hieromonk Antonin got a helping hand from his rector archimandrite Tikhon. The meaning of this source is also claryfied in the context of pre-revolutionary Bible studies history and in connection with the history of dissents in the Russian Church in 1920s.

Keywords: Tickhon (Bellavin), Antonin (Granovsky), church publishing, Moscow Synodal Printing House, Biblical Studies, Book of Baruch, seminary, correspondence, conflict, publication, Master of Theology, schism.

Список литературы

1. Антонин, архим. Книга пророка Варуха: Репродукция. СПб., 1902.

2. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. [М., 1992].

3. [Евлогий (Георгиевский), митр.] Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евло-гия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994 (Материалы по истории Церкви; 3).

4. Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1: А—И.

5. Речь архимандрита Тихона при наречении его во епископа Люблинского // Прибавления к Церковным ведомостям. 1897. № 43. 25 окт. С. 1560—1562.

6. Цыпин В., прот, Иннокентий (Павлов), игум. Антонин // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 682-684.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.