Научная статья на тему 'Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника'

Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архимандрит Иов (Кундря): жизненный путь и благословенные труды подвижника»

Юрий ДАНИЛЕЦ

АРХИМАНДРИТ ИОВ (КУНДРЯ): ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И БЛАГОСЛОВЕННЫЕ ТРУДЫ ПОДВИЖНИКА

История православной церкви в Закарпатье богата жертвенными примерами благочестия. После принятия унии в XVII в. за православную веру страдали о. Михаил Андрелла (Оросвиговский), епископ Досифей (Федорович), о. Иоанн Раковский и другие. В начале XX в. на Закарпатье началось широкое крестьянское движение за возвращение к вере предков - православию. Главным очагом православного движения стали села Иза возле Хуста и Великие Лучки возле Мукачева. Село Иза в XX в. дало матери- церкви большое количество праведников и подвижников. Среди них наиболее известны игуменья Параскева (Прокоп, в схиме Нина), архимандрит Матфей (Вакаров), архимандрит Амфилохий (Кеминь), архимандрит Викентий (Орос). В последнее время в научной и богословской среде идет полемика о канонизации другого пра-ведника-изянина - архимандрита Иова (Кундря).

Деятельность архимандрита Иова интересовала журналистов и ученых еще с советских времен. Однако не всегда они писали об о. Иове правду, в основном это были небольшие статьи критического и фаль-сификационного характера. Более объективно писали о нем церковные издания: ЖМП и «Православный вестник». После развала СССР в периодике и Интернет-изданиях появилось несколько научных попыток изучить жизненный путь старца. Коротко рассмотрим некоторые статьи и заметки, посвященные деятельности архимандрита Иова (Кун-

дря).

Во второй половине 1950-х гг. на Закарпатье стартовала новая кампания против монашества и монастырей. О. Иов категорически выс-

тупил против ликвидации скитов и монастырей, поэтому на него началась травля в периодике. В марте 1959 г. газета «Советское Закарпатье» опубликовала серию статей под заглавием «Черная паутина», автор «большое внимание» уделил деятельности Городиловского СвятоТроицкого скита, где настоятелем был о. Иов1. Например, 12 марта 1959 г. газета писала о том, что в монастырь по почте приходит большое количество денежных переводов, посылок с продуктами и вещами и т.д. В вину о. Иову также ставилось распространение фоторепродукций с видами Городиловского скита и принятие на ночлег паломников. Безусловно, главным заданием статьи было опорочить доброе имя о. Иова и подготовить общественность к закрытию святыни.

После смерти о. Иова о. Ефрем (Молнар) в ЖМП опубликовал некролог, где впервые комплексно но кратко рассматривалась биография подвижника2. В 1993 г. Борис Споров в этом же издании на девяти страницах разместил статью об о. Иове. К сожалению, Б. Споров использовал для написания статьи только воспоминания людей, которые знали старца, и не соизволил их проверить3. Поэтому в публикации встречаются неточности и грубые ошибки. Эти проблемы характерны и для публикации Дмитрия Трибушного в журнале «Живой родник» (2003, № 9)4. Во-первых, он утверждает что о. Иов принял монашество в 12 лет, что не отвечает действительности. Во-вторых, автор не знает истории Закарпатья, иначе он не утверждал бы, что «до 1919 г. Закарпатская Русь находилась в составе Австро-Венгрии. Православные христиане в ней были лишены всех прав, монастыри разорялись, священников истребляли. Известны случаи, когда монахов и монахинь закапывали живыми в землю». Здесь сразу несколько неточностей: так, Австро-Венгрия прекратила свое существование в 1918 г.; православные монастыри не могли разорятся, так как их не было с XVIII в.; безусловно, православное движение в 1901-1918 гг. преследовалось венгерскими властями, но в документах не зафиксировано истребление духовенства.

Несколько слов надо сказать и о публикациях в Интернете. Например, на сайте «Колымские мученики» Нина Соболева пишет о том, что Городиловский скит был сожжен немцами до основания и восстановлен в 1945 г.5. На другом сайте, «Духовный Собеседник», в 2005 г. Галина Пыльнева также повторяет эту версию, но датирует 1946 г. 6. Следует отметить, что братский корпус Городиловского скита действительно сгорел в 1945 г., но в это время Закарпатье было давно освобождено Красной армией. Кроме того, немецкие части не проводили на Закарпатье какие-то серьезные военные действия, здесь господствовала в 1939-1944 гг. венгерская администрация. В 2005 г. в 20-ю годовщину смерти о. Иова на страницах закарпатских газет по-

явилось сразу несколько статей разных авторов7. В 2007 г. появились статья «Архимандрит Иов (Кундря)»8 Олександра Монича, которая является плагиатом с работ Г. Пыльневой и Н. Соболевой. Об этом неприятном факте мы писали в статье от 9 июня 2007 г.9

Праведник благочестия Иван Кундря родился 18 мая 1902 г. в селе Иза в многодетной семье Георгия Кундри и Анны Мадяр10. В детстве Иван с братом Георгием активно следили за православным движением в родном селе, стремились помочь взрослым в борьбе за веру предков, так как венгерская власть преследовала православных. В с. Иза Иван окончил 8 классов народной школы, а в 1920 г. и хозяйственные курсы. В 1924-1925 гг. он служил в чехословацкой армии в Михайловцах (Словакия)11.

В 1920-х гг. в Свято-Пантелеймоновском русском монастыре на Афоне подвизалось значительное количество закарпатцев. Именно туда и решил отправиться после военной службы Иван Кундря. Но в поступлении в монастырь им, закарпатцам, отказали. Главной причиной этого стала политика греческих властей, направленная на эллинизацию Афона. 10 сентября 1926 г. правительство Греции приняло закон, согласно которому все монахи, независимо от их национальности, считались греческими подданными. Этим законом в афонские монастыри запрещалось принимать лиц, которые не имели греческого гражданства, что давало возможность отказывать в оформлении виз и пас-портов12.

После этого случая Иван Кундря еще один раз сделал попытку попасть на Афон, но и она закончилась неудачей. В это время в с. Иза уже действовал Свято-Николаевский мужской монастырь, где Иван окончил в 1928 г. пастырско-богословские курсы. После письма настоятеля Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрита Ми-саила Иван Кундря с несколькими друзьями решили построить монастырь у себя на родине - недалеко от с. Иза, в Городилове. В 1930 г. Иван Кундря, Василий Орос, иеромонах Пантелеймон (Кундря) и другие взамен своих земельных участков в Изе выкупили небольшой участок в Городилове. Первым настоятелем созданного в честь Святой Троицы скита стал архимандрит Алексий (Кабалюк, канонизованый УПЦ в 2001 г.), после него эту миссию исполнял архимандрит Амфи-лохий (Кеминь). 22 декабря 1938 г. архимандрит Алексий рукоположил Ивана Кундрю в монахи с именем Иов.

С оккупацией Закарпатья венграми в 1939 г. о. Иов решил эмигрировать в СССР. В 1940 г. он осуществил свою идею, но на советской границе был арестован и осужден как шпион на 25 лет лагерей. Старца переводили из лагеря в лагерь, некоторое время он отсидел в Воркуте, потом на Колыме и в Норильске.

В 1942 г. о. Иова как гражданина Чехословацкой республики забрали на фронт в корпус Людовика Свободы. На войне о. Иов служил в артиллерии, подносил снаряды. После войны некоторое время охранял чехословацкое посольство в Москве. В 1945 г. о. Иов вернулся в родную обитель. В письме от 14 ноября 1945 г. к епископу Мукачево-Ужгородскому Нестору (Сидоруку) архимандрит Алексий (Кабалюк) писал: «Прошу рукоположить в иеродьяконы монаха о. Иова (Кунд-рю), который есть моим заместителем в ските Городилово»13. Епископ исполнил просьбу архимандрита 16 ноября 1945 г. 10 декабря

1945 г. братия Городиловского скита просила епископа рукоположить о. Иова уже в сан иеромонаха14. Рукоположение состоялось 7 мая

1946 г.15. На монастырском собрании братия избрала его настоятелем.

Во время руководства о. Иова обитель стала расширяться и богатеть. Монахи построили трапезную, братский корпус, кухню. За заслуги перед церковью о. Иов получил в 1947 г. сан игумена. Архимандрит Ефрем (Молнар), который хорошо знал о. Иова, так описывал его деятельность: «Возглавляя скит в 1946-1958 гг., он был для монахов и простых мирян примером. О. Иов почти никогда не использовал административные приказы. Каждый день служил в церкви сам. По окончании литургии и трапезы сообщал братии о послушании и сам присоединялся к работе. В свободное от работы время братия собиралась в трапезной, где один из монахов читал монашеский устав, а о. Иов давал соответствующие разъяснения, как нужно использовать монашеские правила в повседневной жизни. Иногда он рассказывал о тех событиях, современником которых ему приходилось быть. Его человеческими качествами были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность...».

Архимандрит Матфей (Вакаров) как благочинный монастырей и скитов в 1951 г. так характеризовал о. Иова: «Человек весьма скромный и братиею любимый...»16. Епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) в 1955 г. писал: «Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, мо-литвенностью и трудолюбием. Ввиду этих своих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита он неутомимо заботится о всех нуждах скита и его насельников»17.

В 1950 г. архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужго-родский Макарий (Оксиюк) обязывает старца быть духовником не только для Городиловского скита, но и для Мукачевского монастыря, который незадолго перед этим вернули православным. В 1951 г. новый епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) снимает о. Иова

с этой должности и поручает ему обслуживать Свято-Ильинскую церковь села Велятино Xустского района и благочиния Закарпатья, при обязанности регистрации у уполномоченного по делам религий Русской православной церкви.

Во время правления епископа Варлаама (Борисевича) в Мукачевс-ко-Ужгородской епархии начинается планомерное наступление на права монастырей и скитов. О. Иов выступил против этой политики, даже подписался под коллективным письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I - жалобе на епископа Варлаама с прошением сместить его. После этого случая епархиальное начальство сместило его с должности настоятеля, а скит был закрыт.

В 1958-1959 гг. он находился в Свято-Николаевском монастыре в с. Иза-Карпутлаш Xустского района. 17 марта 1959 г. о. Иов обратился с прошением к епископу Варлааму, в котором просил перевести его в другую епархию. Но епископ отказал подвижнику в просьбе18.

В 1959-1960 гг. о. Иов находился в Спасо-Преображенском монастыре в с. Теребля Тячевского района, где некоторое время исполнял послушание настоятеля19. В 1960-1961 гг. он - настоятель храма в с. Угля Тячевского района, а в 1961-1962 гг. служит в с. Монастырец Xустского района. В 1962-1985 гг. был священником храма Святого Дмитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

Старец был бескорыстным человеком, это мы видим из многих документов его собственного архива, которые старательно хранит в храме с. Малая Уголька о. Иоанн Коньовший. В одном из заявлений на имя архиепископа Григория (Закаляка) от 22 июля 1966 г. читаем: «Узнал что Вы хотите рукоположить меня в архимандриты, прошу оставить меня в сане игумена, потому что считаю себя не достойным такого большого сана»20.

О. Иова как благочестивого пастыря верующие многих сел области приглашали для освящения престолов, иконостасов, церквей. С такими миссиями он побывал: в Xустскому районе - в селах Стебливка, Бороняво, Сокирниця; в Вел. Кривом, Диброве, Билине на Тячевщине, в Среднем Водяном, Квасах на Рахивщине, в Межгорье и т.д. Кроме того он часто посещал Чумалевский и Мукачевский монастыри.

За пять лет до своей смерти, 25 февраля 1980 г. о. Иов составил завещание, в котором писал: «Я, нижеподписавшийся архимандрит Иов, 20 лет прожил в Малой Угольке при храме Святого Дмитрия, моя жизнь подходит к концу, скоро мне исполнится 80 лет. Неизвестный день моей смерти. Много священников завещают похоронить их в монастыре или в родных селах, а я запрещаю куда-нибудь увозить мое грешное тело. Завещаю отпеть монашеским чином и похоронить возле креста на середине кладбища»21.

0. Иов за свои заслуги перед Богом получил прекрасный дар - прозорливость и умение исцелять больных. Воспоминания об исцелении тяжело больных и бесноватых публиковались на страницах разных изданий в Украине и России.

28 июля 1985 г. архимандрит Иов умер. В день своей смерти, в воскресенье, отслужил литургию, произнес длительную речь и выполнил все необходимые требы для верующих. В тот же день, около 10 часов вечера, ему стало плохо, и с молитвой на устах он закончил свой земной путь. Похороны состоялись 31 июля. Службу возглавил архимандрит Ефрем (Молнар). С речами выступали протоиерей Г. Келемен, архимандрит Евфимий (Шутак). Молитвы пели монахини Чумалевского и Мукачевского монастырей и многие миряне, что пришли провести в последний путь своего наставника.

Таким образом, жизнь старца Иова была тяжелой и поучительной. Он всегда пытался исповедовать слово Божье и помогать людям. Считаем, что замысел канонизации архимандрита Иова является вполне правильным и заслуживает воплощения в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Билинец С. Черная паутина // Советское Закарпатье. - 1959. 12, 17 марта.

2. Архимандрит Иов (Кундря) // ЖМП. 1986. N° 3. С. 29.

3. Споров Б. Уголька, или Отец Иов // ЖМП. 1993. № 5. С. 75-83.

4. Трибушный Д. Архимандрит Иов (Кундря) - старец из Малой Угольки // Живой родник. 2003. № 9. С. 32-35.

5. Соболева Н. Архимандрит Иов (Кундря) // Собор Колымских святых // Интернет.

6. Пътльнева Г. Оазис молитвы // Духовный Собеседник. 2005. № 2 // Интернет.

7. Химинец Т. Живет в сердцах память о святом человеке // Дружба. 2005. 23 июля; Стан Т. Добросовестный, богословский труд творца человеческого счастья, духовного спасителя архимандрита Иова // Тячев. - 2005. 23 июля; ДанилецЮ. Архимандрит Иов (Кундря): жизнь отдана служению Богу и людям // Старый Замок Паланок. 2005. 1-7 сентября.

8. Монич О. Архимандрит Иов (Кундря) // Срибна Земля. 2007. 19 апреля.

9. ДанилецЮ. Архимандрит Иов (Кундря): мифы и реалии // Трибуна. 2007. 9 июня; Архимандрит Иов (Кундря): мифы и реалии // Православие в Украине // http://orthodoxy.org.ua/uk/node/8316

10. Иов (Кундря). Жизнеописание от 15.11.1935 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

11. Данилец Ю. Православные монастыри Xустского района. (XX век): Издание второе / Предисловие проф. Данилюка Д. Ужгород: Гражда, 2005. С. 105.

12. Данилец Ю. Закарпатцы и Афон // Карпатская Украина. Красне Поле. 2006. 29 июля. С. 5.

13. Алексий (Кабалюк), архимандрит. Прошение к епископу Нестору (Си-дорук) от 14.11.1945 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

14. Прошение братии Городиловского скита к епископу Нестору (Сидорук) от 10.12.1945 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

15. Нестор (Сидорук), епископ. Грамота иеромонаху Иову (Кундря) от 24.04.1946 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

16. Матфей (Вакаров), архимандрит. Xарактеристика игумена Иова (Кун-дря) от 26.01.1951 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

17. Илларион (Кочергин), епископ. Xарактеристика на игумена Иова (Кундря) от 8.08.1955 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

18. Иов (Кундря), игумен. Прошение к епископу Мукачево-Ужгородскому Варлааму (Борисевич) от 17.03.1959 г. // Архив храма святого Димитрия Солун-ского в с. Малая Уголька Тячевского района.

19. Чопик-Микунда С. Спасо-Преображенский мужской монастырь возле села Теребля (1921-2001). Ужгород: Гражда, 2007. С. 61.

20. Иов (Кундря), игумен. Заявление к архиепископу Мукачево-Ужгородско-му Григорию (Закаляк) от 22.07.1966 г. // Архив храма святого Димитрия Солун-ского в с. Малая Уголька Тячевского района.

21. Иов (Кундря), архимандрит. Завещание от 24.02.1980 г. // Архив храма святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.