А. А. Поповкин (Лиски, Воронежская обл.)
Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель
Имя архиепископа Виталия (Василий Максименко, 1873-1960) хорошо известно церковным историкам, исследователям русской эмиграции. Начальник Почаевской Типографии, глава Почаевского Трудового Типографского братства, вождь Волынского крестьянства, участник I Всероссийского монашеского съезда {-1909), кандидат в члены Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне (1917), узник временного правительства, Петлюры и «Второй Речи Поспо-литой», устроитель «Нового Почаева» в Закарпатье, епископ Детройтский, основатель семинарии и книгопечатни св. Иова Почаевского в Джорданвилле, член Синода Русской Православной Церкви за границей — таков жизненный путь приснопоминаемого владыки Виталия.
Служение архиепископа Виталия было многогранным: он трудился на поприще духовного образования (Джорданвилль) и воспитания детей (Почаев, Ладомирово), на посту председателя Почаевского отдела Союза Русского Народа решал экономические и политические вопросы жизни Волыни, принимал участие в дискуссиях о реформе монастырской жизни в начале XX в., в 1930-1940-е гг. занимался урегулированием отношений различных русских церковных юрисдикции в США. И все же наибольшую известность ему принесла миссионерская и книгоиздательская деятельность в восточнославянских землях, объединенных понятием «Наследие Святого Владимира» — Волыни и Карпатской Руси.
Эта деятельность может рассматриваться как часть истории духовной культуры особого восточнославянского этноса — русинов, но не только — она связала воедино усилия Сербской Церкви, Чешской и Словацкой Православной Церкви, Русской Православной Церкви за границей, усилия русинов на Родине и в рассеянии. Усилия эти были отданы на воплощение идеи православного славянского единства, идеи восстановления «прадедовской Веры» в униатском обществе Закарпатья. Деятельность эта может рассматриваться и в межславянском, и во всеславянском контексте, причем под первым нами подразумеваются прагматические отношения славянских народов, а под вторым — проявление вековечного стремления «все языки славянские утвердити в Православии и единогласии» (Тропарь свв. Кириллу и Мефодию, глас 5) и через то проявить их онтологическое единство.
70
А. А. Поповкин
Служение владыки Виталия как всеславянского деятеля можно разделить на три периода. Первый период (1902-1917) включает в себя миссионерскую работу на Волыни и землях Галичины и Угорщины, которая выражалась в печатании апологетических книг и листков (в 1902 г. в Почаевской типографии был издан огромный труд выходиа из Кенигсберга Адама Зерникова «О Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви», середина XVII в., в котором на основании творений св. отцов древности опровергались католические и протестантские заблуждения), а также в тайной помощи проповеднику православия на Прешовшине св. Алексию (Кабалюку. скончавшемуся в 1947 г.), в храмовом строительстве (Троицкий собор московской архитектуры в Почаеве 1912-1913 гг.) и в учреждении скита в православной чешской колонии Здолбуново. Во время Первой мировой войны архимандрит Виталий посылает в освобожденные русской армией области Галичины и Закарпатья иноков-миссионеров (среди них — св. Тихон (Шарапов)). Революция и захват власти петлюровцами прерывают многостороннюю деятельность Виталия — главы Почаевского Типографского Братства (1902—1917 гг.), а в 1919 г. он не по своей воле покидает Россию. Фактически Виталий не беженец и не эмигрант, поскольку был взят в плен польскими войсками и увезен в подводный каземат Иван-городской крепости. После освобождения из плена архимандрит Виталий уезжает в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (1920), где пытается воссоздать типографию.
Второй период всеславянского служения начинается для него в 1923 г. основанием монастыря св. Иова Почаевского в Ладомиро-во (Словакия) и завершается в 1934 г. с отбытием в США. В рамках миссионерского проекта Сербского Патриарха Димитрия (Павловича) в Чехословакии архимандрит Виталий организует в Ладоми-рове монашескую типографию, где печатает «Орган Православного Движения на Карпатской и Пряшевской Руси» — газету «Православная Карпатская Русь», создает приходы и школы. Благодаря Виталию протягиваются нити старческой преемственности от Старого Валаама через Сербию в Карпатскую Русь. Благотворное воздействие «Нового Почаева» в Ладомирово преодолевает границы и ощущается и на Лемковщине, с 1921 г. бывшей под властью Польши. В период епископского служения в США (1934—1960 гг.) и третий период всеславянского служения Виталий становится одним из воз-главителей кампании поддержки православной церкви в Повисле-нье — против «антиславянской и антибратской» политики II Речи Посполитой. Он подписывается под обращением к польскому правительству Общерусского собрания 8 марта 1936 г., под резолюцией XVI Конвенции Русского (Русинского) объединенного общества взаимопомощи в Северной Америке (сентябрь 1938 г.). содержащими
Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель
71
острое осуждение гонений на православие в Польше. В августе 1938 г. на II Всезарубежном соборе в Сербии именно архиепископ Витаний настоял на осуждении гонений в Польше, хотя первоначально этот вопрос не были склонны рассматривать так остро.
В 1938 г. в штаб-квартире Русского объединенного общества взаимопомощи в Северной Америке (РООВА) в Кесвилле архиепископ Виталий освятил храм св. равноапостольного князя Владимира в память 950-летия крещения Руси, что послужило напоминанием о «наследии св. Владимира» уже в рассеянии.
После Второй мировой войны братия Ладомирова в основном переместилась в Джорданвилль, старием, «аввой» которого стали называть Виталия. Он до конца жизни остался не ре нх по им убеждениям и после кончины был погребен у храма св. Владимира в Кесвилле.
Все начинания Виталия на всеславянском поприще увенчались успехом. Монастырь Ладомирово и приходы, в которых он служил на Прешевщине, ныне входят в состав автокефальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Действует Почаевская типография и книгопечатня св. Иова, где издается «Православная Русь» — преемница «Православной Карпатской Руси». Все это свидетельствует о жизнеспособности идеи православного славянского единства, о том, что она соответствует глубинным стремлениям народного духа, замыслу Божию о славянском мире.