Научная статья на тему 'Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель'

Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
125
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — А. А. Поповкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель»

А. А. Поповкин (Лиски, Воронежская обл.)

Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель

Имя архиепископа Виталия (Василий Максименко, 1873-1960) хорошо известно церковным историкам, исследователям русской эмиграции. Начальник Почаевской Типографии, глава Почаевского Трудового Типографского братства, вождь Волынского крестьянства, участник I Всероссийского монашеского съезда {-1909), кандидат в члены Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне (1917), узник временного правительства, Петлюры и «Второй Речи Поспо-литой», устроитель «Нового Почаева» в Закарпатье, епископ Детройтский, основатель семинарии и книгопечатни св. Иова Почаевского в Джорданвилле, член Синода Русской Православной Церкви за границей — таков жизненный путь приснопоминаемого владыки Виталия.

Служение архиепископа Виталия было многогранным: он трудился на поприще духовного образования (Джорданвилль) и воспитания детей (Почаев, Ладомирово), на посту председателя Почаевского отдела Союза Русского Народа решал экономические и политические вопросы жизни Волыни, принимал участие в дискуссиях о реформе монастырской жизни в начале XX в., в 1930-1940-е гг. занимался урегулированием отношений различных русских церковных юрисдикции в США. И все же наибольшую известность ему принесла миссионерская и книгоиздательская деятельность в восточнославянских землях, объединенных понятием «Наследие Святого Владимира» — Волыни и Карпатской Руси.

Эта деятельность может рассматриваться как часть истории духовной культуры особого восточнославянского этноса — русинов, но не только — она связала воедино усилия Сербской Церкви, Чешской и Словацкой Православной Церкви, Русской Православной Церкви за границей, усилия русинов на Родине и в рассеянии. Усилия эти были отданы на воплощение идеи православного славянского единства, идеи восстановления «прадедовской Веры» в униатском обществе Закарпатья. Деятельность эта может рассматриваться и в межславянском, и во всеславянском контексте, причем под первым нами подразумеваются прагматические отношения славянских народов, а под вторым — проявление вековечного стремления «все языки славянские утвердити в Православии и единогласии» (Тропарь свв. Кириллу и Мефодию, глас 5) и через то проявить их онтологическое единство.

70

А. А. Поповкин

Служение владыки Виталия как всеславянского деятеля можно разделить на три периода. Первый период (1902-1917) включает в себя миссионерскую работу на Волыни и землях Галичины и Угорщины, которая выражалась в печатании апологетических книг и листков (в 1902 г. в Почаевской типографии был издан огромный труд выходиа из Кенигсберга Адама Зерникова «О Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви», середина XVII в., в котором на основании творений св. отцов древности опровергались католические и протестантские заблуждения), а также в тайной помощи проповеднику православия на Прешовшине св. Алексию (Кабалюку. скончавшемуся в 1947 г.), в храмовом строительстве (Троицкий собор московской архитектуры в Почаеве 1912-1913 гг.) и в учреждении скита в православной чешской колонии Здолбуново. Во время Первой мировой войны архимандрит Виталий посылает в освобожденные русской армией области Галичины и Закарпатья иноков-миссионеров (среди них — св. Тихон (Шарапов)). Революция и захват власти петлюровцами прерывают многостороннюю деятельность Виталия — главы Почаевского Типографского Братства (1902—1917 гг.), а в 1919 г. он не по своей воле покидает Россию. Фактически Виталий не беженец и не эмигрант, поскольку был взят в плен польскими войсками и увезен в подводный каземат Иван-городской крепости. После освобождения из плена архимандрит Виталий уезжает в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (1920), где пытается воссоздать типографию.

Второй период всеславянского служения начинается для него в 1923 г. основанием монастыря св. Иова Почаевского в Ладомиро-во (Словакия) и завершается в 1934 г. с отбытием в США. В рамках миссионерского проекта Сербского Патриарха Димитрия (Павловича) в Чехословакии архимандрит Виталий организует в Ладоми-рове монашескую типографию, где печатает «Орган Православного Движения на Карпатской и Пряшевской Руси» — газету «Православная Карпатская Русь», создает приходы и школы. Благодаря Виталию протягиваются нити старческой преемственности от Старого Валаама через Сербию в Карпатскую Русь. Благотворное воздействие «Нового Почаева» в Ладомирово преодолевает границы и ощущается и на Лемковщине, с 1921 г. бывшей под властью Польши. В период епископского служения в США (1934—1960 гг.) и третий период всеславянского служения Виталий становится одним из воз-главителей кампании поддержки православной церкви в Повисле-нье — против «антиславянской и антибратской» политики II Речи Посполитой. Он подписывается под обращением к польскому правительству Общерусского собрания 8 марта 1936 г., под резолюцией XVI Конвенции Русского (Русинского) объединенного общества взаимопомощи в Северной Америке (сентябрь 1938 г.). содержащими

Архиепископ Виталий (Максименко) как всеславянский деятель

71

острое осуждение гонений на православие в Польше. В августе 1938 г. на II Всезарубежном соборе в Сербии именно архиепископ Витаний настоял на осуждении гонений в Польше, хотя первоначально этот вопрос не были склонны рассматривать так остро.

В 1938 г. в штаб-квартире Русского объединенного общества взаимопомощи в Северной Америке (РООВА) в Кесвилле архиепископ Виталий освятил храм св. равноапостольного князя Владимира в память 950-летия крещения Руси, что послужило напоминанием о «наследии св. Владимира» уже в рассеянии.

После Второй мировой войны братия Ладомирова в основном переместилась в Джорданвилль, старием, «аввой» которого стали называть Виталия. Он до конца жизни остался не ре нх по им убеждениям и после кончины был погребен у храма св. Владимира в Кесвилле.

Все начинания Виталия на всеславянском поприще увенчались успехом. Монастырь Ладомирово и приходы, в которых он служил на Прешевщине, ныне входят в состав автокефальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Действует Почаевская типография и книгопечатня св. Иова, где издается «Православная Русь» — преемница «Православной Карпатской Руси». Все это свидетельствует о жизнеспособности идеи православного славянского единства, о том, что она соответствует глубинным стремлениям народного духа, замыслу Божию о славянском мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.