Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2009. Вып. 11:4 (33). С. 147-150
Архиепископ Макарий (Миролюбов) — монах-аскет и выдающийся ученый XIX столетия. Рец. : Тихон (Затёкин), архим. Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный пастырь. Нижний Новгород : Издательский отдел Нижегородской епархии; Вознесенский Печерский мужской монастырь, 2009. 248 с., ил.
По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия нижегородский историк в священном сане архимандрит Тихон опубликовал книгу о выдающемся архиерее Русской Церкви XIX столетия. Это комплексное, творческое исследование, опирающееся на солидную источниковую базу. В книге использованы оригинальные, в том числе впервые публикуемые, документы восьми архивных учреждений, шести музеев-заповедников, целого ряда отечественных библиотек. Среди архивных учреждений следует назвать Российский Государственный архив древних актов, государственные архивохранилища Нижегородской, Рязанской, Орловской, Кировской, Свердловской и Ростовской областей. Автор в полной мере использовал материалы Архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, работал с документами Отдела рукописей Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург).
Благодаря такой насыщенной источниковой базе в научный оборот впервые введен целый ряд документов. Среди них: метрическая книга Ильинской церкви села Большое Ухолово Рязанского уезда за 1817 г. (там родился будущий архиепископ Макарий), архивные дела, относящиеся к деятельности Рязанской и Нижегородской духовной семинарий, Формулярный список о службе высокопреосвя-щеннейшего Макария, архиепископа Донского и Новочеркасского, послужной список бывшего ректора Новгородской духовной семинарии архимандрита Макария. Особую ценность представляют письма иеромонаха, затем игумена, архимандрита, епископа, архиепископа Макария к своим родным, к духовным и светским лицам. Автор книги опубликовал также относящиеся к теме Указы Святейшего Синода. Впервые использована рукопись А. Снежницкого «Летопись Нижегородского Печерского Вознесенского Первоклассного мужского монастыря». Перед читателем раскрывается богатая на события, порой противоречивая панорама жизни владыки Макария. Будущий святитель (в миру Николай) родился в день Великой субботы 24 марта 1817 г. в Рязанской губернии в с. Большое Ухолово в семье священника Кирилла Подлесенского. У них в доме 20 лет жил местный юродивый Якуня, который говорил маленькому Николаю Подлесенскому:
«торжиться будем у Макарья (на Нижегородской ярмарке) и дважды и трижды». Пророчество Якуни сбылось: Николай (в монашестве Макарий) трижды служил в Нижегородской епархии.
В 1827 г. Николай поступил в Сапожковское духовное училище, где по обычаю того времени ему дали новую фамилию — Миролюбов. Через 5 лет Николай Миролюбов поступил в Рязанскую духовную семинарию, где проявил успехи при изучении философских, богословских, словесных, исторических наук. Молодому семинаристу удалось прекрасно освоить древние языки — еврейский, латинский, греческий и современный немецкий. Как один из лучших учеников, Н. Миролюбов был отправлен учиться в Московскую духовную академию. Следует заметить, что в 1830-е гг. Московская духовная академия находилась под пристальным вниманием и попечением митрополита Московского Филарета (Дроздова). Порядки в академии были строгие. Товарищами Николая Миролю-бова по академии были Иван Соколов, будущий епископ Смоленский, и Василий Полисадов, ставший протоиереем Санкт-Петербургского Петропавловского собора и профессором Петербургского университета.
Н. Миролюбов окончил Московскую духовную академию по первому разряду и указом Святейшего Синода 1842 г. был определен наставником в Нижегородской духовной семинарии по классу логики, психологии и латинского языка. Но уже в 1845 г. Н. Миролюбов становится профессором патристики в Нижегородской духовной семинарии. На страницах книги мы читаем о жизни будущего владыки в Нижнем Новгороде. Н. Миролюбов жил очень скромно, если не замкнуто, все свободное время посвящал книгам. Именно в Нижнем Новгороде раскрылся талант Миролюбова-историка. Обращение к изучению истории и старины совпало с важным духовным событием в жизни Миролюбова. В июне 1846 г. в Благовещенском монастыре Николай был пострижен в монашество с именем Макарий, в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца.
С тех пор монах Макарий (Миролюбов) полюбил Благовещенскую обитель, которая впоследствии стала последним приютом его земной жизни. Через несколько дней после пострига о. Макарий был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1866 г. о. Макарий был хиротонисан во епископа Балах-нинского, викария Нижегородской епархии. Местопребыванием викария был определен тот самый Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь, наместником которого является автор книги архимандрит Тихон. В книге дана исчерпывающая информация об исторических исследованиях святителя Макария. На Нижегородчине о. Макарий изучал древности края, описывал археологические находки, писал биографии архипастырей, служивших на Нижегородской кафедре.
Не будет преувеличением сказать, что классическим трудом в области написания биографий архиереев до сих пор остается книга о. Макария «История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 года» (1857). Однако и в других епархиях, где бы ни служил о. Макарий (епископ Макарий), он проводил активные исследования истории. Святейший Синод в 1853 г. высоко оценил усилия нижегородского иеромонаха
и специальным указом командировал его для обозрения церковных хранилищ в Вологодской, Ярославской, Костромской и Владимирской епархиях. Всего же о. Тихон обнаружил 65 сочинений и публикаций архиепископа Макария. Превосходный количественный уровень для историка XIX века!
Автор книги изучает важную сторону жизни владыки Макария — его окружение. Кто был духовным другом, коллегой по историческим изысканиям, кто помогал архиерею в его нелегком служении? В этом смысле рецензируемая книга сообщает новое знание. Изучая старину, историю, владыка Макарий сотрудничал с В. И. Далем, П. И. Мельниковым-Печерским, И. П. Сахаровым, М. П. Погодиным, И. И. Срезневским и другими. Особое место в жизни владыки занимали его отношения с епископом Иеремией (Соловьевым), в схиме Иоанном. С владыкой Иеремией епископ Макарий вел переписку. Затворник Иеремия (^1884 г.) поистине был духовным наставником и утешающим отцом для владыки Макария. Еще со времени своего ректорства в Новгородской духовной семинарии владыка Макарий также искренне дружил с новгородским губернатором Эдуардом Васильевичем Лерхе. «Эти отношения, — считает о. Тихон, — дали возможность архимандриту Макарию при содействии губернатора стать впоследствии викарным епископом Балахнинским в Нижегородской епархии», куда о. Макарий всегда стремился.
Архимандрит Тихон близко подходит к раскрытию внутреннего мира, духовной жизни и настроения владыки Макария. Основатель и строитель храмов, богаделен и приютов, человек прекрасной эрудиции, владыка был верен монашескому образу жизни. «Любитель угостить других, сам преосвященный Макарий был великий постник, — читаем мы о его служении на Вятской кафедре, — и питался только ухою из простой мелкой рыбы, вина никакого почти не пил, а водки не брал и в рот. Любил лишь хороший чай, который был у него действительно превосходен».
Владыка вел непрестанную брань со страстями. Так, его нередко посещало уныние и вот в связи с чем. Мечтавший о долголетнем служении в любимом им Нижнем Новгороде, владыка перемещался согласно указам Священного Синода, с кафедры на кафедру. Достаточно взглянуть на хронологию его архиерейских назначений. 1866—1867 гг. — викарный епископ Нижегородской епархии. 1867—1876 — управляющий Орловской епархией. 1877—1879 гг. — управляющий Архангельской епархией. 1879—1885 гг. — правящий архиерей на Нижегородской кафедре. 1885—1887 гг. — епископ Вятский и Слободский. 1888—1894 гг. — архиепископ Донской и Новочеркасский.
Практика частых перемещений архиереев имела место в синодальный период. Будучи сердечным человеком, владыка сильно переживал каждое прощание с паствой, которую полюбил, и унывал. В книге часто и вполне уместно цитируются письма владыки Макария, в которых он в связи с новым назначением искренне болезнует и размышляет, не уйти ли ему на покой. И вот архимандрит Тихон, автор книги, приводит конкретный пример монашеского отношения владыки к своим перемещениям. О. Тихон считает, что с Орловской кафедры владыка был перемещен по доносу недоброжелателей. Однако, прощаясь с Орловской паствой, епископ Макарий как истинный монах произнес покаянное
слово: «Скорблю о том, что при всех моих стараниях я не мог доставить духовенству указываемых мною средств к воспитанию детей и к поддержанию вдов и сирот. Скорблю о том, что не мог ввести в пастырях Церкви истинной любви к постоянному проповеданию Слова Божия и к распространению грамотности в больших и малых селениях. Особенно скорблю и не перестану скорбеть о том, что я и сам, поставленный возвещать мир другим, не мог сохранить его у себя самого с лицами, близкими мне по управлению и облагодетельствованными мною».
А владыка Иеремия (Соловьев), услышав о назначении владыки Макария из Орла в Архангельск, написал владыке так: «молю вас, брате, примите его, как подобает принять христианину, иноку и Архипастырю» и упрекал свое духовное чадо в «постыдном малодушии».
Архиепископ Макарий предстает в книге многогранной личностью. Он со тщанием милосердствует ради бедных, сирот, вдов, духовных лиц старческого возраста. Владыка организует помощь сербским повстанцам Боснии и Герцеговины 1870-х гг., русским солдатам в войне 1877—1878 гг. против Турции. Владыка непрестанно благовествует, произносит проповеди (часть проповедей опубликована в книге). И, как показывает рецензируемая монография, владыка неутомимо трудился на ниве исторической науки, которую он ставил выше всех прочих наук. Он был членом целого ряда обществ, среди них Императорское Русское Географическое общество, Императорское Православное Палестинское общество.
В жизни владыки Макария было много промыслительных событий. Одним из последних был его переезд (владыка уже сильно болел) в Нижний Новгород, его кончина и погребение в любимом Благовещенском мужском монастыре в декабре 1894 г. Православные могут теперь придти в монастырь и поклониться праху святителя. Промыслительно также, что рядом с гробницей владыки Макария находится усыпальница его духовного отца, схиепископа Иоанна (Соловьева). Книга архимандрита Тихона имеет еще одно неоспоримое преимущество. Текст книги обильно украшен, говоря языком XXI в., видеорядом. Текст многоцветен, потому что сопровождается и обогащается фотографиями, рисунками, портретами, чертежами храмовой архитектуры, изображениями икон, хоругвей, церковной утвари, текстами оригинальных документов различного жанра. Происходит чудо. Через биографическое описание с помощью видеоряда автор вводит нас в пространство русской церковной жизни XIX столетия. Читатель видит, ощущает и, если хотите, «дышит» синодальной эпохой позапрошлого века. И мы проникаемся духом эпохи и получаем целостное представление о том, в какой церковной и общественной атмосфере возрастал и созидал архиепископ Макарий (Миролюбов). Все вышесказанное свидетельствует, что книга о. Тихона — явление исключительное по своей научной ценности и важности.
А. А. Корнилов