Научная статья на тему 'АРХЕТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С.Г. КОЗЛОВА "ЕЖИК В ТУМАНЕ"'

АРХЕТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С.Г. КОЗЛОВА "ЕЖИК В ТУМАНЕ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
641
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ПУТЕШЕСТВИЕ / МИФОЛОГИЯ / ТРАКТОВКА / СИМВОЛ / САМОСОЗНАНИЕ / ПОТУСТОРОННИЙ МИР / КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даутова Л.Р.

В работе речь идет об основных архетипах, встречающихся в широко известном произведении С.Г. Козлова «Ежик в тумане». Автор анализирует основные архетипы данного произведения, давая им краткую характеристику. В качестве вывода автор подытоживает, что несмотря на тот факт, что сказка «Ежик в тумане», а также широко известный мультфильм, основной которого послужила данная сказка, любим многими поколениями детей, история, рассказанная в данном произведении, не в полной мере предназначена для детской аудитории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХЕТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С.Г. КОЗЛОВА "ЕЖИК В ТУМАНЕ"»

УДК 882

Даутова Л.Р.

учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 161» (Россия, г. Уфа), студент-магистрант кафедры русской литературы Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет им. М.

Акмуллы (Россия, г. Уфа)

АРХЕТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С.Г. КОЗЛОВА «ЕЖИК В ТУМАНЕ»

Аннотация: в работе речь идет об основных архетипах, встречающихся в широко известном произведении С.Г. Козлова «Ежик в тумане». Автор анализирует основные архетипы данного произведения, давая им краткую характеристику. В качестве вывода автор подытоживает, что несмотря на тот факт, что сказка «Ежик в тумане», а также широко известный мультфильм, основной которого послужила данная сказка, любим многими поколениями детей, история, рассказанная в данном произведении, не в полной мере предназначена для детской аудитории.

Ключевые слова: архетип, путешествие, мифология, трактовка, символ, самосознание, потусторонний мир, контекст.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что критики продолжают спорить о том, для какой аудитории предназначено произведение С.Г. Козлова «Ежик в тумане», которое можно отнести к жанру философской сказки. Несмотря на то, что язык и особенности повествования в данном произведении рассчитаны, безусловно, на детскую аудиторию, те вопросы, которые поднимаются в нем, доступны для анализа и осмысления только взрослым людям. Кроме того, дети в подавляющем большинстве случаев в силу своего возрасте неспособны проследить все аллюзии, которыми переполнено данное произведение. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать основные архетипы, которые встречаются в произведении «Ежик в тумане» С.Г. Козлова.

В качестве оси данного произведения выступает как бы переправа в иное царство (иной мир, иное измерение). Эта переправа представляется собой один из наиболее ярких моментов движения героя (Ежика) в пространстве произведения. Если внимательно читать произведение, то можно почувствовать округлость земли, по которой идет Ежик, в связи с чем вместе с его движением движется и сама земля под ним. Здесь можно видеть пример потрясающей космогонической точности, которая обладает огромной важностью в исследуемом контексте [5, с. 13].

Действие данного произведения происходит осенью, то есть тогда, когда все живое замирает перед зимой. Ежик, как можно предположить, тоже должен умереть, однако, не в прямом смысле, а

как бы символически, совершив переход в царство смерти для того, чтобы постичь главную истину. После такого откровения, которое представляется практически экстатическим, его ждет перерождение и жизнь в новом качестве. В данном случае хорошо прослеживается символ цикличности природы и постоянной смены ее состояний в нашем мире.

Именно в силу того, что автор хотел показать природную сторону бытия, Ежик и Медвежонок, а также иные животные, были выбраны в качестве героев произведения. Однако, у вдумчивого читателя может возникнуть вопрос о целесообразности такого выбора, поскольку в рамках множества религий и верований путешествовать в царство мертвых может только человек, и только ему могут открываться высшие откровения, поскольку только человек способен их осознать. В данном случае необходимо принимать во внимание, что Ежик, как и все остальные звери в данном произведении - это исключительно символы сочетания природного начала и духовного самосознания [1, с. 2]. А такое качество присуще только одному существу на планете - человеку.

Итак, как уже было сказано выше, композиция произведения С.Г. Козлова «Ежик в тумане» выстраивается вокруг пространственного перемещения главного героя по самой границе двух миров - реального и потустороннего. Ежик отправляется в дорогу в сумерках, в тот период, когда дневной свет постепенно сменяется ночной тьмой.

Самое главное существо, ради которого Ежик спускается в туман, - Лошадь, утонувшая в тумане по грудь, имеет белую масть, что сразу переводит ее в систему образов загробного мира. Здесь необходимо отметить, что конь не только в религии, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная функция коня - посредничество между двумя царствами. Поэтому стремление Ежика узнать, что происходит с лошадью, можно оценивать как интерес к явлениям потустороннего мира, а само путешествия героя сказки - как Путь познания, проходящий через границу двух миров [4, с. 187].

Символом такого знания становится встреченное Ежиком дерево - огромный Дуб. Это огромное дерево представляет собой яркий и хорошо узнаваемый образ Мирового Древа, которое топографически проходит сквозь границы трех миров - хтонического, земного и небесного, являя собой структуру Космоса. Величие встреченного дерева так потрясает Ежика, что он теряет узелок с малиновым вареньем, которое он нес для Медвежонка - волшебный предмет, символизирующий связь героя с реальным миром. Находит и приносит узелок Собака - существо, являющееся проводником в царство мертвых (в данном случае хорошо прослеживается параллель с египетским Анубисом).

На пути в тумане Ежику также встречается Река - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Ежик падает в воду, переживая своего рода смерть (его понесло по течению). Но и в реке обнаруживается добрый дух - безмолвно говорящая невидимая рыба, которую можно рассматривать как некий эквивалент Нижнего мира, царства мертвых. Рыба выносит Ежика на другой берег, на землю - Средний мир, центр космоса и начало жизни.

В качестве цели путешествия Ежика была встреча с Медвежонком для того, чтобы вместе посчитать звезды, которые, в свою очередь, являются символом Верхнего мира в архаической мифологии. В этом можно усмотреть мотив познания, который одновременно выступает в качестве подтверждения другого сакрального знания, а именно - знания о бессмертии. В качестве яркого подтверждения этого знания можно назвать постоянно сгорающие в огне веточки можжевельника, которые Медвежонок использует для того, чтобы поставить самовар. Интересно отметить, что с можжевельником в мифологических представлениях прочно связана символика смерти и ее преодоления для того, чтобы начать вечную жизнь [2, с. 65]. Ежик настолько потрясен той картиной вселенной, которая открылась перед ним, что остается практически безучастным к действиям Медвежонка, продолжая размышлять о том, что же Белая Лошадь делает в тумане. Иными словами, его сознание продолжает пребывать на границе двух миров, балансируя на зыбкой грани сознательного и бессознательного осмысления бытия.

Таким образом, хорошо видно, что в данном произведении С.Г. Козлова имеется большое количество наиболее значительных общечеловеческих архетипов, которые человек представляет себе в виде символов. Именно в силу данной причины люди, обладающие определенным мироощущением и складом ума, чувствуют, что в данном произведении имеется нечто очень близкое их персональному человеческому бытию. Интересно отметить, что Юнг, описывая архетип, говорил о том, что он представляет собой один из особенно глубоких уровней бессознательного, то есть, такого, что выходит за пределы отдельно взятой человеческой личности [3, с. 136]. В сказке «Ежик в тумане» данные архетипы выражены посредством загробного (потустороннего) мира. Необходимо также отметить тот факт, что данные архетипы имеют прямую соотнесенность с образами и персонажами, вполне укладываясь в традиционную трактовку мифологии данного произведения.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать общий вывод о том, что в данном произведении поднимаются философские проблемы, над которыми размышляют взрослые люди, а не дети. Соответственно, можно говорить о том, что философская сказка С.Г. Козлова «Ежик в тумане» является, скорее, произведением для взрослой аудитории, однако, в «детской» подаче.

Список литературы:

1. Рощин М. Кажется, нет теперь человека, который не знает «Ёжика в тумане»... // Козлов С.Г. Поющий Поросёнок. М.: Искусство, 1988. С. 2.

2. Тихомирова А.В. Поэтика философской сказки в современной литературе (на примере сказок С. Козлова и Т. Теллегена // Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2 Ч. Ч. 2. Нижний Тагил, 2008. С. 63-68.

3. Тихомирова А.В. Сюжетная экспликация коммуникативных девиаций в современной литературной сказке // Ярославский педагогический вестник. Т. 1. (Гуманитарные науки). 2010. №3. С. 135-138.

4. Тихомирова А.В. Нарративная стратегия современной философской сказки // Ярославский педагогический вестник. Т. 1 (Гуманитарные науки). 2011. №1. С. 186-189.

5. Тихомирова А.А. Жанровые особенности философской сказки в русской литературе второй половины XX - начала XXI в.: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Ярославль, 2011. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.