Научная статья на тему 'Архетипический образ круга в русской литературе'

Архетипический образ круга в русской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2164
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / КЛАССИФИКАЦИЯ АРХЕТИПОВ / ОПЕРАЦИОННЫЕ АРХЕТИПЫ / КОНСТРУКЦИОННЫЕ АРХЕТИПЫ / МИКРООБРАЗ / ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ / ARCHETYPE / CLASSIFICATION OF ARCHETYPES / OPERATIONAL ARCHETYPES / CONSTRUCTIONAL ARCHETYPES / MICRO IMAGE / IMAGES SYMBOLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Анна Ивановна

В предложенной статье на материале произведений русской и советской литературы рассматривается особенность воплощения образа Круга как древнейшего архетипа. Опираясь на предложенную классификацию архетипов, автор доказывает, что образ Круга соотносится как с операционными, так и с конструкционными архетипами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Archetypical Image of the Circle in Russian Literature

The article outlines the special features of the circle image embodiment as the most ancient archetype and illustrates them with the examples taken from Russian and foreign literature. Basing on the classification of archetypes suggested in the article the author proves that the circle image corresponds with both operational and constructional archetypes.

Текст научной работы на тему «Архетипический образ круга в русской литературе»

УДК 008 Д- 17

Данилова Анна Ивановна

старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Новороссийского филиала ГОУ ВПО

«Пятигорский государственный лингвистический университет» ann7466@yandex.ru

Архетипический образ круга в русской литературе

Аннотация:

В предложенной статье на материале произведений русской и советской литературы рассматривается особенность воплощения образа Круга как древнейшего архетипа. Опираясь на предложенную классификацию архетипов, автор доказывает, что образ Круга соотносится как с операционными, так и с конструкционными архетипами.

Ключевые слова: архетип, классификация архетипов, операционные архетипы, конструкционные архетипы, микрообраз, образы-символы.

Впервые попытка объяснить понятие «архетип» была предпринята в работах швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип в его понимании - основное, хотя и бессознательное средство передачи наиболее ценного и важного человеческого опыта из поколения в поколение. Архетипами он называл не поддающиеся объяснению сложные состояния сознания, своего рода форму без содержания (отпечаток), передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы. «Следует отказаться от мысли, что архетип можно объяснить... Всякая попытка объяснить окажется не чем иным, как более или менее удачным переводом на другой язык» [1, с. 166].

Столь же сложно классифицировать архетипы. Сам К.Г. Юнг наиболее важными считал Тень (центр личного бессознательного), Анима и Анимус (представление о себе как о мужчине или женщине), Самость (воплощение целостности и гармонии), причем в формировании Самости участвуют четыре архетипических круга: магический - связанный с творчеством и вдохновением, героический -отвечающий за интеллект, инициативу, альтруизм, расчет, юношеский - характеризующийся любовью, теплотой, самопожертвованием, семейный - символизирующий уют, защиту, закон, порядок [2].

Помимо названных, в число важных входили такие архетипы, как Мать, Ребенок, Старик. Менее значимыми были названы архетипы Отца, Троицы, Антропоса.

Представитель американского мифологического литературоведения Н. Фрай, развивая теорию жанра, связывал жанровые

271

формы и времена года, которым соответствуют ритуальномифологические архетипы [3].

Интересную классификацию предложил В.В. Корона, выделивший «врожденные» и «благоприобретенные» архетипы, подразделив первые на операционные и конструкционные. Если операционные архетипы связаны с механизмом порождения образа, то конструкционные можно представить опредмеченными. К этой группе архетипов В.В. Корона относил такие многозначные образы-символы, как Дом, Сад, Крест, Круг. Привлекательность архетипа Круг обусловлена, вероятно, тем, что он связан с такими природными прототипами, как солнце и круги на воде [4].

Однако нельзя согласиться с утверждением, что Круг - только конструкционный архетип. Приведем несколько примеров из произведений русской литературы.

Так, в прологе к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» Круг соотносится с образом Мирового Древа и становится символом бесконечности времени, Вселенной: «кот ученый» ходит вокруг дуба «и днем и ночью», то есть беспрерывно. Микрообраз «златой цепи», которая замыкает круговое движение, усиливает образ Круга. Оп-редмечены составляющие вечного движения - дуб, цепь, кот - а Круг, участвуя в создании этого образа, выступает в данном контексте как операционный архетип.

Круг - характерная фигура в поэзии А. Ахматовой. Форму круга имеют церковь («И несказанным светом сияла / Круглая церковь»), окна, крыльцо в доме лирической героини. Соотношение окна дома и Солнца, как «окна» небесного Дома, подчеркивает значимость света для лирической героини. Быть может, поэтому источники света и входы для него тоже имеют форму круга:

И солнца бледный тусклый лик -

Лишь круглое окно.

Круг, как конструкционный архетип, приобретает форму реального предмета, выступая в образах венка или венца («А голову в веночке темном клонит.»), кольца или перстня («И черное мое опять ношу кольцо.»), луга («Все мне видится Павловск холмистый, / Круглый луг.»). Однако в поэзии А. Ахматовой Круг может рассматриваться и как операционный архетип, поскольку и «затверженные прогулки», и ощущения от происходящего в мире, в собственной жизни, в творчестве воплощены в образе Круга: «Сжимается какой-то тайный круг.»

Образ круга, воспринимаемый как операционный архетип, лежит в основе рассказа А. Платонова «Возвращение», повествующего о наших духовных истоках. Уже в названии рассказа прослеживается цепь ассоциаций, связанных с витками спирали: каждый виток соответствует более точному пониманию смысла: возвращение -обретение себя - преображение - новое понимание жизни. Эти ас-

272

социации заложены в составе слова, в его звучании: возвращение -круг - вечное движение - вечные истины.

Мотив возвращения звучит с первых строк рассказа при описании проводов Иванова из части. Он дважды уезжал на вокзал и дважды возвращался в часть. Долгожданное возвращение затягивается, причем препятствия, мешающие ему, кажутся случайными, досадными, на первый взгляд. «Поезд, который должен был увезти отсюда домой и Машу и Иванова, находится неизвестно где в сером пространстве» [5, с. 517]. И хотя капитан еще из части послал жене и детям телеграмму о выезде домой, он «откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей» [5, с. 518]. Чувству душевного сиротства героев созвучен осенний пейзаж: «В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час» [5, с. 517].

Мотив возвращения усилен образом-архетипом Дома, который противопоставлен образу жилища: «Он дышал устоявшимся родным запахом дома. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было свойства родного дома» [5, с. 521]. «Дом-очаг», предназначенный дать человеку не только приют и отдых, защиту и пропитание, но и «общение и право быть собой» [6, с. 38], принимает Алексея, но сам он не вполне готов войти в него. Кроме того, относительное равновесие Алексея нарушено исповедью жены. Кульминация рассказа - ночной разговор Алексея и Любы. Каждый из героев отстаивает свою правду, которая тоже соотносится с мотивом возвращения, с архетипом Круга.

Алексей Иванов остался при своем мнении. Еще ночью он задумал «новое возвращение» - к Маше, «новому близкому человеку». Драматичен последний эпизод рассказа, когда бегущие вслед за поездом дети отчаянно стремятся возвратить отца. Финал рассказа обнаруживает важнейшую смысловую составляющую многомерного понятия «возвращение» - прозрение, обретение себя, избавление от «ложной мудрости» (А.С. Пушкин), новое открытие жизненной истины. Платонов пишет: «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Он «сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети» [5, с. 538].

Трагедия войны, которая всегда есть столкновение жизни и смерти, «большой истории» и «обыкновенного человека», разрушения и созидания, показана через архетипические образы круга и дома-очага, который преобразится для героев в «дом-как-любовь», дающий «возможность ощутить радость бытия» [6, с. 39].

На интуитивном ощущении взаимозависимости судеб - а в основе этого ощущения лежит архетип Круга - построен небольшой рассказ Ю. Трифонова «Вечные темы» из цикла «Опрокинутый дом. Семь путешествий»: «.человек не понимает своей судьбы в тот час, когда судьба творится, понимание является задним числом» [7,

273

с. 196] - слова эти являются основополагающими в развитии сюжета. Молодой писатель принес в редакцию знаменитого журнала несколько рассказов, которые были «первым произведением после долгого перерыва» [7, с. 196]. Однако рассказы не были приняты: «Лицо судьбы было невзрачно: желтовато-пегое со впалыми щеками, седоватым бобриком, со взглядом печальным и одновременно безжалостным.

- Все какие-то вечные темы.

.Вид у него был скучливый, презрительный.» [7, с. 197].

Человек, с презрением отмахнувшийся от «вечных тем», не предполагал, что они могут коснуться и его. Люди оставались чужими: «Он находился в какой-нибудь третьей сотне моих знакомых, а я в пятой сотне его».

Архетип Круга, воплощенный в микрообразе знаменитого журнала, появляется внезапно: «Но кое-что нас все-таки связывало -знаменитый журнал, где он когда-то работал, а я когда-то печатался» [7, с. 197]. Через двадцать два года в далеком Риме теперь уже известный писатель, судьба которого когда-то была почти перечеркнута с таким безразличием, оказался единственным, кто смог выслушать, помочь, спасти.

Архетип Круга входит в рассказ вместе с микрообразом площади в Луке: «Его лицо было по-прежнему пегое, дряблое, презрительное, но что-то важное в лице исчезло. Это было лицо как бы о п у с т е в ш е е, как может опустеть старая площадь в час сумерек. Мы видели такую площадь в Луке.: она была круглая, тихая, пепельная., все вокруг было какое-то оцепенелое, уставшее жить.» [7, т. 4, с. 199]. Небольшой рассказ «Вечные темы» - своего рода напоминание о связи, существующей между людьми. И здесь Круг предстает и как конструкционный архетип, и как операционный.

Таким образом, проведенный анализ лишь нескольких художественных произведений позволяет утверждать, что архетип Круга может воплощаться как на уровне осязаемых предметов (конструкционный архетип), так и на уровне ощущения, интуиции, которые способствуют рождению художественного образа (операционный архетип), что еще раз доказывает сложность проведения классификации архетипов.

Ссылки:

1. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994.

2. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. М., 1991.

3. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

4. Корона В.В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций. Екатеринбург, 1999.

5. Платонов А.П. Взыскание погибших: Повести. Рассказы. Пьеса. Статьи. М., 1995.

6. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005

7. Трифонов Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. М., 1987.

274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.