Научная статья на тему 'Архетипические концепты в астрологическом дискурсе'

Архетипические концепты в астрологическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
421
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ТЕОНИМИЧЕСКИЙ ТЕРМИН / ДЕРИВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОПЛОЩЕННЫЕ ИМЕНА / ARCHETYPAL CONCEPT / THEONYMICAL TERM / DERIVATIONAL ACTIVITY / INCARNATED NAMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Азначеева Елена Николаевна

Рассматривается функционирование теонимических терминов в астрологическом дискурсе на примере толкования гороскопов в лекциях Т. Ринга, выявляются архетипические концепты различных уровней и условия их порождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Archetypal Concepts in the Astrological Discourse

The article discusses the functioning of theonymical terms in the astrological discourse on the example of the interpretation of the horoscopes in T. Ring’s lectures, identifies the archetypal concepts of different levels and conditions of their formation.

Текст научной работы на тему «Архетипические концепты в астрологическом дискурсе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 11-13.

ПРОБЛЕМЫ ДИСКУРСА, ЖАНРА И СТИЛЯ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Е. Н. Азначеева

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ В АСТРОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 12-04-00045, проект «Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире»

Рассматривается функционирование теонимических терминов в астрологическом дискурсе на примере толкования гороскопов в лекциях Т. Ринга, выявляются архетипические концепты различных уровней и условия их порождения.

Ключевые слова: архетипический концепт, теонимический термин, деривационная активность, воплощенные имена.

Астрологический дискурс, наряду с мифологией и фольклором, является благодатной почвой для порождения и функционирования архетипических концептов. Астрология насчитывает, по разным данным, от четырех до нескольких десятков тысяч лет, поэтому ее истоки неразрывно связаны с мифологическим мышлением. Архаический характер основных единиц астрологического языка проявляется в названиях знаков зодиака и планет, символическое значение которых восходит к шумеро-вавилонским астральным мифам и к греко-римской мифологии; в них запечатлены корреляции космических объектов с мифологическими фигурами и присущими им сюжетами. Параллелизм между набором функций знаков зодиака и планет и качествами, ассоциированными с мифологическими персонажами в мифах и сказках разных народов, объясняется наличием общечеловеческих архетипических моделей поведения.

Концепция архетипов была разработана К. Г. Юнгом. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они составляют содержание коллективного бессознательного и обусловливают поведение множества людей. Но если архетипы, исследованные Юнгом (анима, анимус, тень, персона и др.), представляют глубинную структуру психики универсального человека и осознаются личностью по мере ее продвижения на пути к индивидуации, то архетипы, описываемые последователями ученого, в частности в

рамках направления архетипической психологии, составляют основу для психологической типологизации. Так, в работах Дж. Ш. Болен анализируются архетипические качества, присущие богам и богиням древнегреческого пантеона, и особенности их реализации в жизни и поведении современных людей. По мнению исследовательницы, древнегреческие боги и богини представляют определенные качества в человеческой психике; в виде архетипов в каждом из нас присутствует весь пантеон греческих божеств - как мужских, так и женских, но один из архетипов является доминантным, что и определяет различия между психотипами разных людей [2; 3].

Семантика теонимов не исчерпывается апеллятивной функцией, она является результатом проецирования представлений людей о земной жизни, в том числе и о внутренней реальности человека, на персонифицированные сверхчувственные объекты, соотносящиеся не с единичными явлениями, а с целыми классами явлений. В мифологии теонимы представляют собой концепты с условными экстенсионала-ми, но с широким интенсиональным значением. В астрологии собственные имена-теонимы подвергаются терминологизации, но, как модификации одних и тех же инвариантных сущностей, во многом сохраняют функциональную преемственность со своими мифологическими первоисточниками. Астрологические теонимы имеют значения качества, приложимого к множеству объектов и получающего дифференциацию в зависимости от типа объекта и контекста карты.

Глубинное сходство между архетипами, персонифицированными в образах мифологических богов и богинь, и значениями астрологических символов, обусловлено тем, что они отражают врожденные свойства, определяющие базовые психофизические особенности и подсознательные реакции человека. Названия знаков зодиака и планет являются средствами объективации концептов базового уровня макроконцепта «Человек». Классификация по знакам зодиака представляет собой наиболее древнюю и фундаментальную типологию человеческих психотипов, а символы светил и планет воплощают в гороскопах парциальные свойства, субличности, олицетворяющие определенные аспекты индивидуальности - такие, как интеллект, воля, чувства и проч. Другие подсистемы гороскопа также обладают сте-реотипизированным набором архетипических значений.

Таким образом, компоненты астрологического языка могут быть рассмотрены как знаки, основу содержания которых составляют архетипические концепты. Их архетипический характер проявляется в таких особенностях, как универсализм, связь между индивидуальной жизнью и глобальным уровнем, интуитивная узнаваемость, стереотипизированность, аксиологическая амбивалентность, наличие множества индивидуальных ассоциаций и коннотаций. Каждый из элементов астрологического языка указывает на широкую сферу качественных признаков, ассоциируемых с названиями знаков зодиака и планет.

Архетипические свойства элементов астрологического языка эксплицитно проявляются в стереотипизированных характеристиках астрологических предсказаний в СМИ. Знаки зодиака и планеты в астрологии имеют характер прототипов, близость к которым определяется выраженностью типических или индивидуальных свойств человека - носителя определенных качеств. Динамический аспект функционирования архетипических концептов разных уровней реализуется в астрологической практике в процессе творческой интерпретации.

Примером могут служить стенографические записи семинарских занятий немецкого астролога Т. Ринга [4], их преимуществом является индивидуальный и процессуальный характер интерпретаций, а также спонтанность реакций преподавателя и слушателей, что позволяет проследить за механизмами концептуализации. Концептуализация происходит в ре-

зультате обобщения и языковой объективации наблюдений над человеческими характерами и событиями жизни. С одной стороны, общеизвестные термины направляют поток ассоциаций, с другой, оязыковление данных смыслов в конкретных контекстах способствует появлению окказиональных обозначений, которые при определенных условиях могут войти в идиолект или речевую практику астролога.

Инвариантный характер значений астрологических теонимических терминов, высокая степень их абстрагированности проявляется в рекуррентном использовании абстрактных существительных, субстантиваций, а также окказиональных неологизмов, обозначающих качество в чистом виде (skorpionenhaft, uranushaft, marsisch, ganzwassermännisch, Plutonisches, das Venushafte), что подчеркивает обобщенность представлений, связанных со знаками зодиака и планетами. Эти значения раскрываются в текстах через ассоциации, толкования и иллюстрации (dieses Neptunische, Atmosphärenhafte, Schwingende; wenn man marsisch ein Vorhaben so anspannt, daß es ein Krampf wird; Skorpion? -nun, das Zweiflerische ja? ...also da bezweifelt man alles, man möchte alles umwälzen). Использование окказиональных субстантиваций при наличии соответствующих существительных в языке (Saturn... als Element der Depression, des Depressiven; Jupiter: die Rechtlichkeit, also Rechtsfragen. Es ist natürlich nicht der Anspruch vor dem Rechtsanwalt, sondern das Rechtliche, das Recht) подчеркивает более широкий и неконвенциональный набор смыслов, вкладываемых в эти обозначения.

В отличие от стереотипных характеристик, использующихся в прогнозах СМИ, в индивидуальных гороскопах обобщенные представления в процессе толкования подвергаются детализации и спецификации. При трактовке гороскопа происходит индивидуализация и конкретизация качеств человека, отраженных основными архетипическим концептами. Синтез качеств знаков зодиака, планет, аспектов и других характеристик дает новые, более индивидуализированные значения, которые в ряде случаев можно рассматривать как архетипи-ческие концепты более низкого порядка (поскольку они известны меньшему кругу людей) или потенциальные концепты, находящиеся в процессе своего становления.

В качестве одной из особенностей архетипа К. Г. Юнг отмечает его свойство вызывать в сознании каждого человека индивидуальные

ассоциации. Так, асцендент в Весах у Т. Ринга и его слушателей вызывает представления о чем-то раскачивающемся, расслабленном, равномерном, упорядоченном, плавном; связывается с любезным и предупредительным отношением к людям; ассоциируется с Австрией и Веной, легкостью и восприимчивостью - и все это концептуализируется как «Tanzmeisterstil» (танцевальный стиль). Слабый пораженный Нептун, по Рингу, имеет свойство «парфюми-рованного», что означает смешение реального и туманного. Такие окказиональные концепты являются промежуточной ступенью для формирования стереотипизированных прототипических концептов субординатного уровня.

При толковании астролог проводит параллели между положением планеты в гороскопах известных личностей, имена которых при восприятии вызывают в сознании ряд ассоциаций. Например, расположение Солнца и Луны в Тельце во втором поле у Маркса, по мнению Т. Ринга, коррелирует с его особым отношением к деньгам, которое в молодости выразилось в его расточительности (Meistverbraucherseiner Generation), а в зрелом возрасте в интересе к вопросам собственности на средства производства. Положение Венеры в Овне астролог связывает с плохими отношениями клиента с матерью и с пресловутым эдиповым комплексом. Большое количество проводимых параллелей и примеров является особенностью учебных астрологических текстов, связанных с эмпирическим характером астрологической практики, и является основой для формирования новых архетипов.

Прецедентные имена, служащие для иллюстрации особенностей характера или судьбы в астрологии, также как и в психологии, можно, вслед за Н. Э. Арутюнян [1], назвать воплощенными. В художественной литературе, по мнению исследователя, воплощенные имена, в отличие от говорящих имен, выделяющих

какой-то признак литературного героя, связаны с определенными событиями в их жизни или поступками. Исследователь отмечает, что такими же особенностями обладают имена не только литературных персонажей, но и реальных людей, сыгравших значительную роль в истории или культуре общества. Эти ассоциации, являющиеся общими для части говорящего сообщества, несут в себе моменты стереотипизации и, следовательно, обладают потенциалом для формирования новых концептов. При повторяемости связь между определенным положением астрологических показателей и качествами их носителей закрепляется и кон-венционализируется, представляя архетипиче-скую ситуацию или архетипическое свойство-характера человека.

Таким образом, астрологическая практика и астрологический контекст являются зоной повышенной деривационной активности для образования концептов, связанных с характеристикой человека.

Список литературы

1. Арутюнян, Н. Э. Имя собственное как концепт // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах : сб. ст. участников IV Между-нар. науч. конф. Т. 2. Челябинск, 2008. С. 2125.

2. Болен, Дж. Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин / пер. с англ. Е. Мирошниченко. М., 2008. 400 с.

3. Болен, Дж. Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины Архетипы богинь / пер. с англ. Г. Бахтияровой и О. Бахтиярова. М., 2008. 352 с.

4. Ring, Th. Dierevidierte Astrologie: Seminarin Kopenhagen [Электронный ресурс]. URL: http://www.astro.com/astrologie/in_ring74_ teilhor_g.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.