Научная статья на тему 'Архетипическая динамика зависимого нарциссического паттерна характера'

Архетипическая динамика зависимого нарциссического паттерна характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
749
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРЦИССИЗМ / НАРЦИССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА / ПАТТЕРНЫ ОТНОШЕНИЙ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА / АНАЛИЗ ЛИЧНОГО МИФА / NARCISSISM / NARCISSISTIC BEHAVIOR PATTERN / RELATIONSHIP PATTERNS / COLLECTIVE UNCONSCIOUS / ARCHETYPICAL DYNAMICS / PERSONAL MYTH ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова В. И., Лю Е. И.

В статье рассматриваются теоретические вопросы анализа архетипической динамики зависимой нарциссической структуры характера; на материале анализа личного мифа исследуются закономерности архетипического ландшафта нарциссической личности, использующей ищущий паттерн отношений для защиты от грандиозной самости; затрагиваются прикладные аспекты аналитической диагностики и терапии. Теоретическая концепция исследования, описанного в статье, является синтезом современных взглядов на феномен нарциссизма представителей архетипической школы и школ развития, использующих в своих подходах клинический опыт селф-психологии и британской школы объектных отношений. В публикации приводятся результаты эмпирического исследования и примеры анализа личного мифа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHETYPICAL DYNAMICS OF DEPENDENT NARCISSISTIC BEHAVIOR PATTERN

Theoretical analytical issues of archetypical dynamics of dependent narcissistic behavior pattern are discussed in the article; narcissistic personality archetypical landscape regularities using seeking pattern of relationships for protection of gigantic selfhood are considered on the material of personal myth analysis; applied aspects of analytical diagnostics and therapy are affected. Theoretical concept of investigation described in the article was formed by American analytical psychologists Nancy J. Dougherty, Jacqueline J. West. It is a synthesis of modern views towards narcissism phenomenon of representatives of archetypical school and development schools using clinical experience accumulated by Self Psychology and British school of object relationships in its approaches. There is a seeking relationship pattern in the basis of dependent narcissistic behavior pattern. This pattern may be used constructively and appear in the peculiarity to experience deep sincere devotion towards other people. If narcissistic dynamics forms rigid protections, then the seeking pattern appears in aspiration to use communications with other people for self-worth. Jungian method for personal myth analysis was used in synthesis with psychological interview for investigation of psychological peculiarities of dependent narcissistic behavior pattern in archetypical dimensionality. Description of basic investigation stages is provided in the article, detailed examples of personal myth analysis are introduced. Results of empirical investigation educe psychological peculiarities of dependent narcissistic behavior pattern in the field of interpersonal relationships, determine collective unconscious dynamics regularities which are general for this narcissistic pattern. This investigation expands ideas of narcissism phenomenon, peculiarities of its appearance in the field of interpersonal relationships, illustrates diversity of narcissistic behavior pattern constellations in personal field and archetypical dimensionality. Results of investigation may be used in psychological diagnostics and mental therapy of persons with narcissistic behavior patterns in the personal myth analysis and archetypical dynamics of narcissistic clients.

Текст научной работы на тему «Архетипическая динамика зависимого нарциссического паттерна характера»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 48-59.

УДК: 159. 964. 28

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ЗАВИСИМОГО НАРЦИССИЧЕСКОГО

ПАТТЕРНА ХАРАКТЕРА

Колесникова В. И.1, Лю Е. И.2

12Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: vikolesn@ya.ru1

В статье рассматриваются теоретические вопросы анализа архетипической динамики зависимой нарциссической структуры характера; на материале анализа личного мифа исследуются закономерности архетипического ландшафта нарциссической личности, использующей ищущий паттерн отношений для защиты от грандиозной самости; затрагиваются прикладные аспекты аналитической диагностики и терапии. Теоретическая концепция исследования, описанного в статье, является синтезом современных взглядов на феномен нарциссизма представителей архетипической школы и школ развития, использующих в своих подходах клинический опыт селф-психологии и британской школы объектных отношений. В публикации приводятся результаты эмпирического исследования и примеры анализа личного мифа.

Ключевые слова: нарциссизм, нарциссическая структура характера, паттерны отношений, коллективное бессознательное, архетипическая динамика, анализ личного мифа.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. На протяжении последних пятидесяти лет нарциссическое расстройство продолжает занимать одну из ведущих позиций в списке психологических проблем современного человека. С одной стороны, это объясняется широким распространением мифа о безграничных возможностях и перспективах развития личности, породившего культуру вечных подростков и ставшего одним из факторов роста нарциссических проблем. С другой, влиянием на современное мировоззрение устойчивых стереотипов, характеризующих нарциссизм прежде всего как деструктивный феномен, что не только не способствует решению проблемы, но и формирует дополнительные препятствия и для индивидуации нарциссической личности, и для ее успешной социальной адаптации [1].

Неоднозначность и амбивалентность нарциссических явлений создают сложности в выборе эффективного терапевтического подхода и методов диагностики. В связи с этим некоторые из современных аналитических психологов пришли к выводу о необходимости использования клинического опыта лечения нарциссизма, накопленного представителями различных психоаналитических направлений и его творческой трансформации с целью формирования более

48

полного, не привязанного к психологическим стереотипам взгляда на возникновение, развитие и терапию нарциссических расстройств.

Примером реализации такого подхода к изучению особенностей нарциссической личности является концепция американских аналитических психологов Ненси Догерти и Жаклин Вест, которые, опираясь на идеи архетипической школы и школ развития, разработали собственную теорию нарциссических структур характера, положив в ее основу представления об особенностях доэдипального развития и формирования базовых паттернов отношений [2].

H. Догерти и Ж. Вест выделили три типа нарциссических структур характера, каждой из которых присущи определенные психологические особенности, проявляющиеся, прежде всего, в сфере межличностных отношений, и описали закономерности динамики коллективного бессознательного для каждого из трех нарциссических паттернов.

Целью данного исследования является изучение психологических особенностей и архетипического ландшафта зависимой нарциссической структуры характера в сфере межперсональных отношений.

Основные задачи исследования: рассмотреть психологические аспекты зависимой нарциссической структуры характера в сфере межличностного общения, представленные в концепции Н. Дж. Догерти и Ж. Дж. Вест; провести экспериментальное психологическое исследование особенностей межличностного поведения лиц с зависимым нарциссическим характером; на материале анализа личного мифа рассмотреть закономерности проявления архетипической динамики у лиц с данной структурой характера.

I. ЗАВИСИМАЯ НАРЦИССИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА В КОНЦЕПЦИИ

МАТРИЦЫ ХАРАКТЕРОВ Н. ДОГЕРТИ И Ж. ВЕСТ

Матрица характеров Догерти-Вест содержит девять структур, привязанных к этапам раннего развития и базовым паттернам отношений. Описывая стадии развития, авторы используют представления классической аналитической психологии о дифференциации сознания и бессознательного и формирования оси эго-Самость [3].

На нарциссической стадии развития, соответствующей возрасту от 1,5 до 2,5 лет и характеризующейся переживанием эксгибиционизма и чувства грандиозной значимости, особое значение приобретает фактор материнской эмпатии. Родительское отзеркаливание и идеализация значимых других становится основой для формирования здорового нарциссизма, при котором происходит гармоничное взаимодействие между эго и Самостью.

При недостаточной согласованности в детско-родительской паре и недостатке материнского зеркала любви нарциссическая динамика превращается в жесткую защиту, эго подвергается инфляции, раздуваясь до грандиозного образа и идентифицируя себя с архетипическими всемогуществом Самости [4].

Кроме защит эго и ранних архетипических защит психика, по мнению Догерти и Вест, использует для сохранения своей целостности базовые паттерны

49

отношений: ищущий, избегающий и антагонистический. В основе зависимой нарциссической структуры характера лежит ищущий паттерн отношений. Данный паттерн может быть использован конструктивно и проявляться в способности формировать глубокую искреннюю привязанность к другим людям. Если же нарциссическая динамика формирует ригидные защиты, то ищущий паттерн проявляется в стремлении использовать связи с другими людьми для ощущения собственной значимости. «Подпитываемый сильным аффектом, свойственным ищущему паттерну отношений, человек с зависимой нарциссической структурой характера склонен хвататься то за одного, то за другого человека в своем отчаянном поиске недостающего «другого». Этот поиск обычно направлен вовне и имеет своей целью некий конкретный объект, в то время как то, чего действительно не хватает, таинственным образом сокрыто внутри» [2].

Человек с подобным характером проявляет зависимое и покорное поведение, конечной целью которого является внимание и любовь другого. Постоянная потребность чувствовать себя любимым, неспособность принимать разноплановость реальных отношений толкают на поиск новых партнеров, в которых, как думают зависимые нарциссы, находится источник необходимых им чувств.

Данной структуре характера присущи стремление идеализировать и обесценивать других, перепады от возвеличивания до самоуничижения, скрывающиеся под маской эмоциональности. Сталкиваясь с влиятельным человеком, зависимый нарцисс испытывает беспомощность и уязвимость, переходящие в зависть и агрессию.

Поскольку люди с данной структурой характера используют признание и восхищение со стороны других как средство поддержания своей самооценки, их поведение можно описать в форме историй о простых и неприметных внешне героях, которые достигают успеха через служение другим и волшебную помощь со стороны могущественных покровителей.

Догерти и Вест используют для иллюстрации зависимого нарциссизма сказки о Госпоже-Метелице и Золушке [2]. Всем известная Золушка - девушка, лишенная материнского тепла и вынужденная выполнять поручения своей эгоистичной мачехи и ее дочерей. Недостаток материнской опеки компенсирует волшебница, превращающая чумазую простушку в хорошенькую принцессу. Но даже в этом случае Золушка должна точно выполнять указания своей крестной, иначе волшебство потеряет свою силу. Обстановка бала и фигура принца символизируют грандиозную фантазию зависимой нарциссической личности. Юноша влюбляется в Золушку, но вынужден отправиться на поиски и принести ее родственникам хрустальную туфельку. Лишь когда доказательство предъявлено на всеобщее обозрение, героиня предстает во всем своем великолепии и возвращает себе утерянную силу.

Волшебная туфелька символизирует здесь связь с Самостью. Без этой связи нарциссическая личность не в состоянии реализовать свой потенциал. Для зависимого нарцисса главным средством восстановления утерянной связи со своим

50

личностным духом необходимы другие люди, чье либидо компенсирует дефицит родительской любви, а восхищение отзеркаливает его внутренний мир.

Если нарциссическая личность проработает свой зависимый паттерн и научится использовать его созидательно, она сможет испытать по-настоящему глубокую привязанность к партнеру и приобрести уверенность в собственных силах.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ПАТТЕРНОВ ОТНОШЕНИЙ ЛИЦ С ЗАВИСИМОЙ

НАРЦИССИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ ХАРАКТЕРА

Эмпирическое исследование проводилось в период с июля 2015 по февраль 2016 года и подразделялось на три этапа, на каждом из которых решались специфические задачи.

Первый этап - дифференциация первичной выборки на экспериментальные группы по нарциссическому признаку. Для участия в исследовании были приглашены лица мужского и женского пола в возрасте от 21 до 53 лет, испытывающие затруднения в сфере межперсональных отношений. Первичная выборка составила 146 человек. Из них мужчин - 69 человек (47%), женщин - 77 человек (53%).

В качестве инструментария был использован «Я-структурный тест» Г. Аммона (О. Лшшоп) - русскоязычная версия, разработанная Ю. А. Тупициным, В. В. Бочаровым, Т. В. Алхазовой, Е. В. Бродской [5]. Нарциссизм в контексте данной методики рассматривается как одна из шести центральных Я-функций и дифференцируется по трем шкалам - конструктивной, деструктивной и дефицитарной [6].

Второй этап - сравнительно-сопоставительный анализ выделенных на первом этапе экспериментальных групп по следующим семи параметрам: потребность включения в отношения, потребность в контроле, потребность в аффекте, деструктивная агрессия, внешнее ограничение деструктивное, внешнее ограничение дефицитарное, склонность к манипулятивному поведению. На этом этапе были использованы методики: «Опросник межличностных отношений» В. Шутца (ОМО), «Шкала манипулятивного отношения» Т. Банта, шкалы агрессии и внешнего ограничения теста Г. Аммона.

Третий этап - исследование архетипических констелляций в экспериментальных группах и их сравнительно-сопоставительный анализ. В качестве инструментария были использованы методика анализа личного мифа К. Г. Юнга и метод психологического интервью.

Результаты данного исследования показали, что зависимая нарциссическая структура характера наблюдается у лиц с выраженным дефицитарным нарциссизмом по классификации Г. Аммона. Ими оказались 23 человека из первоначальной выборки, из них мужчин - 26%, женщин - 74%.

Средние значения исследуемых признаков в этой группе выглядят следующим образом:

Потребность включения - 4,13 (средний уровень)

Потребность контроля - 2,26 (низкий уровень)

51

Потребность аффекта - 5,17 (высокий уровень) Деструктивная агрессия - 4 (средний уровень) Внешнее ограничение деструктивное - 5,22 (средний уровень) Внешнее ограничение дефицитарное - 7,04 (высокий уровень) Склонность к манипулятивному поведению - 63,9 (повышенный уровень) Таким образом, лица с зависимой нарциссической структурой характера проявляют в области межперсональных отношений следующие психологические особенности поведения: стремление использовать эмоциональную близость для создания контактов с другими людьми, ориентация на внешние критерии и оценки, стремление к завоеванию одобрения и доверия к себе, слабая способность отличать свои чувства от чувств других людей, использование манипулятивного поведения в отношениях с партнерами, низкий уровень рефлексии, ощущение незащищенности и уязвимости, склонность к идеализации и обесцениванию.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ ЗАВИСИМОГО НАРЦИССИЧЕСКОГО ПАТТЕРНА ХАРАКТЕРА

Для исследования психологических особенностей зависимой нарциссической структуры характера в архетипической размерности был применен юнговский метод анализа личного мифа. В рамках данной работы обращалось внимание не только на то, какие архетипические образы и сюжеты использует рассказчик для репрезентации своего Я, но и на то, какие базовые паттерны отношений проявляются в сюжетных линиях, какова динамика этих паттернов, на какие изменения в личном мифе настроен испытуемый.

В процессе анализа личного мифа в группе состоящей из 23 человек, были получены следующие результаты. Наиболее частыми у лиц с зависимой нарциссической структурой характера выступают сюжеты о трансформации с помощью волшебной силы и обретении таких новых качеств как храбрость, красота, богатство, умение любить и дружить, самоотверженность. Ведущий паттерн отношений - ищущий.

В поисках личностного Духа герои мифов прибегают к помощи волшебников и волшебниц, могущественные свойства которых часто обесцениваются или подвергаются сомнению. Среди повторяющихся мотивов - ситуации со злыми мачехами, обрекающими на тяжелые испытания; родными братьями и сестрами, на которых были наложены злые чары. Значимыми и необходимыми считаются такие качества как любовь, дружеская поддержка, уважение в обществе, честность, справедливость. Конечной целью - достижение личного счастья, создание семьи, отношений, подтверждение собственной значимости, усиление эго.

В личных мифах данной группы часто повторяется мотив идеализации-обесценивания, нарциссической зависти и соперничества, которые в архетипической размерности проявляются как идентификация эго с грандиозным аспектом Самости или негативным аспектом Анимуса. Фантазия о сильном преобразующем внешнем факторе - архетипическом Мудром Старце или Духе, вытесняет веру в собственные силы и признание своих реальных достижений. Архетипы Сенекса и Духа констеллируется в образах волшебника или волшебницы,

52

чудесных помощников, которые через некоторое время приобретают черты черного мага или обманщика.

Еще одним распространенным мотивом личного мифа выступает противостояние эго негативным аспектам архетипа Великой Матери и почти полное отсутствие переживания поддерживающей энергии позитивного аспекта этого архетипа.

Преобладающей формой выражения коллективного бессознательного в данной группе является аффект.

Примеры анализа личного мифа

Пример 1. Исмаил, 31 год, работает в сфере интернет-маркетинга, холост, увлекается музыкой, шахматами, занимается бодибилдингом. Исмаил считает себя застенчивым, но не замкнутым человеком, творческим и увлекающимся, но остерегающимся опасностей и авантюр.

Его отношения в коллективе складываются неплохо, однако, как он считает, сотрудники не всегда учитывают его интересы, часто не понимают и даже подшучивают над ним. Исмаил считает, что причины непонимания скрыты в его характере, которому присущи изменчивость и некоторый инфантилизм.

Несложно увидеть в межличностном поведении и самоощущении Исмаила элементы нарциссической динамики. Потребность в эмоциональной близости сменяется у него переживанием неудовлетворенности собой, обидой на окружающих и подавленностью. «Бывают дни, - рассказывает он, - когда я чувствую в себе активность и легко - устанавливаю коммуникации с другими людьми. Но на следующий день на меня вдруг нападает уныние, испытываю какое-то невидимое давление и становлюсь заторможенным, пессимистичным. В такие дни я чувствую себя овощем. И такое ощущение, что шутя надо мной, люди меня пинают».

Исмаил не очень охотно идет на участие в анализе личного мифа, поскольку любая история, считает он, не способна достаточно точно описать его жизнь. Он тщательно оберегает свою уникальность и соглашается на анализ лишь тогда, когда ему предлагается возможность выбора из музыкальных и песенных образов. Исмаил останавливает свое внимание на герое известной песни «Nature boy», написанной в 1947 Иденом Ахбезом (настоящее имя Джорж Макгру) и входящей в репертуар многих популярных исполнителей. Приводим здесь большую часть ее текста. There was a boy... A very strange enchanted boy. They say he wandered very far, very far Over land and sea, A little shy and sad of eye But very wise was he. And then one day, A magic day, he passed my way. And while we spoke of many things, Fools and kings, This he said to me,

53

"The greatest thing you'll ever learn Is just to love and be loved in return." Перевод (автор Инна Заикина): Жил-был парень...

Очень странный невероятный парень. Говорили, что он странствовал далеко, далеко, За моря и чужие страны, Немного застенчивый, с грустью в глазах, Но он был очень мудр. А потом однажды,

В волшебный день, я встретил его на своём пути, И хотя мы говорили о многом, О глупцах и королях, Он сказал мне это:

"Самое прекрасное, что когда-либо узнаешь, Это просто то, каково любить и быть любимым"

Образ простого парня, одиноко путешествующего по чужим странам, близкого к природе и далекого от взрослых проблем и споров глупцов и королей, содержит в себе пуэрильные черты, присущие в целом американской культуре двадцатого столетия. Он дитя природы, грустный мечтатель, его мудрость лишена прагматичности взрослой личности, а представление о прекрасном связано с любовью.

Простой парень напоминает Маленького Принца Экзюпери, но его речь лишена философских поисков. Появление этого героя в сюжете песни связано с волшебством, но лишено сказочных декораций, он прост и бесхитростен как ребенок. Стремление быть любимым говорит о ведущей роли чувствующей функции, задумчивая мудрость - об интровертной установке сознания.

Кроме типичных черт Пуэра в образе простого парня можно увидеть фемининные качества, выражающиеся в мягкости и тонкой нежности, которыми наполнена мелодия песни. Однако сам Исмаил считает такие аспекты недостатком и хотел бы, чтобы герой песни проявлял большую мужественность и решительность в поисках счастья. Вероятно, данный аспект вытесняется и отторгается его сознанием как причина собственных слабостей и неудач в отношениях с девушками.

Так же, как и Nature boy, Исмаил еще не встретил свою любовь. Он утверждает, что ему нравятся женщины двух совершенно противоположных типов - умные, сильные характером, доминантные в отношениях и инфантильные милые девочки, о которых нужно заботиться. «Во мне есть черты психологического садомазохизма. -Считает Исмаил. - Мне нравится, когда конкретная женщина способна оказывать на меня влияние, вместе с тем я сам могу упиваться властью над какой-нибудь другой женщиной». Подобная дилемма власти в интимных отношениях является типичной для нарциссов и была описана Н. Шварц-Салантом в книге «Нарциссизм и трансформация личности» как зависть к противоположному полу, причиной которой является недостаточная развитость половых комплементарных

54

компонентов - мужской Анимы и женского Анимуса, существенно ассимилированных грандиозно-эксгибиционистской формой Самости [7].

Исмаил также сообщил нам о том, что его отношения с девушками очень быстро расстраиваются по причине его разочарования в них. Стремление к эмоциональной близости и идеализация партнерши быстро сменяются у него обесцениванием. Идеализация образа партнерши не позволяет принимать отношения в их реальном состоянии, а нарциссическая зависть заставляет эго прибегать к обесцениваю, чтобы защититься от переживания слабости и неудачи. Также как и простой парень из песни, Исмаил вынужден вновь и вновь отравляться в путешествие в поисках истинной любви и счастья.

Анализируя личный миф клиента, мы пришли к выводу, что определяющим паттерном его отношений является ищущий паттерн, а главной формой проявления коллективного бессознательного - аффект, что позволило отнести структуру данной личности к зависимо-нарциссическому типу. Учитывая динамику данного нарциссического паттерна и обнаруженные в ходе работы с клиентом архетипические констелляции, можно предположить, что дальнейшая проработка фемининных аспектов его личности, а также проблем, связанных с комплексом Пуэра, позволят в будущем ослабить напряжение на оси эго-Самость и будут способствовать выработке более гибких стратегий взаимоотношения с окружающими, способных формировать по-настоящему теплую интимную привязанность, приносящую удовлетворение и наслаждение жизнью.

Пример 2. Людмила, 52 года, работает переводчиком на крупном предприятии, замужем, увлекается академическим вокалом. Людмила любит свою работу, которой посвятила много лет жизни, она очень ответственна и старательна. Ее квартира - предмет нескрываемой гордости, в ней всегда царит порядок и уют, каждый уголок жилища свидетельствует о хорошем вкусе и трудолюбии хозяйки. Людмила в целом довольна своей семейной жизнью, ее сын хорошо устроен, и совсем недавно они с супругом отметили свой серебряный юбилей.

Несмотря на то, что эта целеустремленная и трудолюбивая женщина добилась значительных успехов в карьере и сумела сохранить прочную благополучную семью, ее мучает неудовлетворенность собой и отношением к себе других людей. Людмила называет себя слабохарактерной и мягкотелой, трусливой и не умеющей постоять за себя.

Со своими проблемами Людмила обращалась несколько раз на психологические форумы, где получала профессиональную консультацию психологов и эмоциональную поддержку от других пользователей. Однако советы психолога ее разочаровали, а попытки открытого диалога с другими людьми на форуме неизменно заканчивались конфликтами и, как говорит она сама, рыданиями и глубокими переживаниями обиды и предательства. Тем не менее, Людмила продолжает анонимное общение на различных виртуальных площадках, так как в реальной жизни опасается доверять кому-либо свои проблемы и не хочет выглядеть слабой. Она считает, что сотрудники часто недооценивают ее как личность и хочет понять, как добиться расположения окружающих.

55

Людмила выбирает для своей символической биографии сказку Волкова «Волшебник изумрудного города». По ее мнению, самым близким ей персонажем волшебной повести является Лев. Лев, так же как и наша клиентка, считает себя слабым и трусливым, несмотря на то, что выглядит он внушительно и грозно. Его путешествие к волшебнику Гудвину инициировано фантазией о могучей силе, способной изменить всю его жизнь и сделать настоящим царем зверей.

На вопрос, что для нее означает быть сильной, Людмила приводит в пример своего начальника, который строг и великодушен одновременно. Он умеет быть властным и непреклонным, умело отстаивать свои личные и профессиональные интересы и принимать сложные решения. Клиентка явно идеализирует образ этого человека, но в то же время в ее отношении к нему заметен элемент соперничества и нарциссической зависти. Такая особенность, как и в случае с Исмаилом, вызвана негативной констелляцией Анимуса и грандиозных аспектов Самости, с которыми идентифицируется эго.

Людмила, как и ее сказочный герой, пытается заслужить уважение окружающих, совершая сильные и полезные поступки. Их одобрение важно и нужно, оно поддерживает на необходимом уровне неустойчивую самооценку клиентки. В ее отношениях с сотрудниками и родственниками доминирует зависимо-нарциссический паттерн, заставляющий вновь и вновь искать сближения с людьми, но не приносящий истинного удовлетворения. Людмила жалуется на отсутствие подруг и равнодушие мужа, чтобы поддержать свой эмоциональный настрой и защититься от надвигающейся депрессии она один или два раза в неделю прибегает к помощи алкоголя, который, как она считает, заменяет ей психотерапию.

Стремление выполнять свою работу как можно лучше порой граничит у клиентки с жертвенностью. Так, например, она описывает следующий случай: «Как-то мы поехали в Германию посетить одно производство. В общем, я знала, что это очень важно и не хотела подвести директора. Но я заболела, была высокая температура. Причем таблеток у меня с собой не было никаких. Целый день пришлось провести на ногах. Смотрю, а ногти у меня синие... В общем, никто особенно на меня внимания не обратил. Вечером в ресторане тоже переводила за столом. Чувствую, что тошнит. Пошла в туалет, а там впереди лестница. И все, больше ничего не помню... Потеряла сознание, упала. Очнулась, помню, что меня кто-то тянет за руку, поднимает.... Меня положили на заднее сидение машины, и я

до гостиницы терпела с высокой температурой..... Но директор, кажется, так и не

придал этому особого значения».

Как и герой ее сказки, Людмила готова пройти через различные испытания, назначаемые авторитетными людьми. Так же как и Лев, она не замечает, что ее характер становится сильным и наделенным навыками преодоления жизненных трудностей. Однако, если сказочный лев в конце повести все же обретает свое счастье, подобное чувство не дано испытать нашей клиентке. В ответ на вопрос о том, что бы она хотела изменить в своем мифе, клиентка говорит, что хочет, чтобы Лев встретил настоящего волшебника, и тот сделал его храбрым. Таким образом, фантазия о сильном преобразующем внешнем факторе, архетипическом Мудром Старце, вытесняет веру в собственные силы и признание своих реальных

56

достижений. Эта фантазия заставляет Людмилу вновь и вновь отправляться на поиски сильного помощника, чтобы получить от него то, что не в состоянии дать ни один человек - способность черпать внутренние силы из собственного источника. Каждая такая встреча неизменно заканчивается неудачей и обесцениванием другого.

Для восстановления связи с трансформирующим личностным духом нашей клиентке показана терапия, основанная на эмпатии и поддержке. Ослабление негативной констелляции Анимуса и разотождествление с грандиозным аспектом Самости в процессе психотерапии позволят ей принять и укрепить свою фемининность, переориентироваться на ценности реальной жизни. Навязчивая деятельность, свойственная зависимо-нарциссическому характеру,

трансформируется в рефлексивную, а пустота и неудовлетворенность сменятся чувством наполненности бытия и радостью общения.

ВЫВОДЫ

Результаты проделанного нами эмпирического исследования позволили выявить и описать психологические особенности зависимой нарциссической структуры характера в области межличностных отношений. На основе анализа архетипического материала личных мифов были определены общие для этого нарциссического паттерна закономерности динамики коллективного бессознательного: идентификация с архетипом Пуэра и грандиозными аспектами Самости, расщепление архетипических образов Мудрого Старца и Великой Матери на негативный и позитивный полюса, недостаточность развития комплиментарных архетипов Анимы и Анимуса, проецирование архетипа Духа на партнеров с целью возмещения дефицита любви и исцеления нарциссической травмы.

Сильной стороной лиц с зависимой нарциссической структурой характера является способность к формированию идеализирующего переноса и в дальнейшем - к интернализации положительных черт аналитика, что является путем к психической трансформации нарциссизма и формированию функциональной оси эго-Самость.

Данное исследование расширяет представления о феномене нарциссизма, особенностях его проявления в сфере межличностных отношений, дает наглядное представление о разнообразии констелляций нарциссических паттернов характера в индивидуальной сфере и в архетипической размерности.

Результаты исследования могут быть использованы в психологической диагностике и психотерапии лиц с нарциссическими структурами характера, в анализе личного мифа и архетипической динамики нарциссических клиентов.

Список литературы

1. Дмитриева А. Б. О рассмотрении нарциссического типа личности как отдельного типа личности в психологическом консультировании / А. Б. Дмитриева // Психология и психотехника. - 2010. -№ 9. - С. 41.

57

2. Догерти Н. Дж. Матрица и потенциал характера: С позиций архетипического подхода и теорий развития: В поисках неиссякаемого источника духа. / Н. Дж. Догерти, Ж. Дж. Вест. Пер. с англ. -М.: Когито-Центр, 2014. - 400 с.

3. Эдингер Э. Архетип и Эго / Э. Эдингер. - М.: «Инфра-М», 2001. - 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бриттон Р. Нарциссизм и нарциссические расстройства / Р. Бриттон // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - № 4. - С. 34.

5. Кабанов М. М. Очерки динамической психиатрии / М. М. Кабанов, Н. Г. Незнанов. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2003. - 292 с.

6. Аммон Г. Динамическая психиатрия / Г. Аммон. - СПб.: Речь, 2005. - 238 с.

7. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности / Н. Шварц-Салант. - М.: Класс, 2007. -296 с.

8. Калшед Д. Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа / Д. Калшед - М., Академический Проект. - 2001.

9. Клепикова Н. М. Нарциссизм как объект психодифференциальной психометрики / Н. М. Клепикова // Вестник НГПУ. - 2013. - № 4. - С. 45.

10. Кохут X. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / X. Когут. - М.: Когито-центр, 2003. - 368 с.

11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика: понимание структуры личности к клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - М.: Класс, 2003. - 480 с.

ARCHETYPICAL DYNAMICS OF DEPENDENT NARCISSISTIC BEHAVIOR PATTERN

Kolesnikova V. I.1, Liu E. I.2

12V.I. Vemadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: vikolesn@ya.ru1

Theoretical analytical issues of archetypical dynamics of dependent narcissistic behavior pattern are discussed in the article; narcissistic personality archetypical landscape regularities using seeking pattern of relationships for protection of gigantic selfhood are considered on the material of personal myth analysis; applied aspects of analytical diagnostics and therapy are affected. Theoretical concept of investigation described in the article was formed by American analytical psychologists Nancy J. Dougherty, Jacqueline J. West. It is a synthesis of modern views towards narcissism phenomenon of representatives of archetypical school and development schools using clinical experience accumulated by Self Psychology and British school of object relationships in its approaches.

There is a seeking relationship pattern in the basis of dependent narcissistic behavior pattern. This pattern may be used constructively and appear in the peculiarity to experience deep sincere devotion towards other people. If narcissistic dynamics forms rigid protections, then the seeking pattern appears in aspiration to use communications with other people for self-worth.

Jungian method for personal myth analysis was used in synthesis with psychological interview for investigation of psychological peculiarities of dependent narcissistic behavior pattern in archetypical dimensionality. Description of basic investigation stages is provided in the article, detailed examples of personal myth analysis are introduced.

58

Results of empirical investigation educe psychological peculiarities of dependent narcissistic behavior pattern in the field of interpersonal relationships, determine collective unconscious dynamics regularities which are general for this narcissistic pattern.

This investigation expands ideas of narcissism phenomenon, peculiarities of its appearance in the field of interpersonal relationships, illustrates diversity of narcissistic behavior pattern constellations in personal field and archetypical dimensionality.

Results of investigation may be used in psychological diagnostics and mental therapy of persons with narcissistic behavior patterns in the personal myth analysis and archetypical dynamics of narcissistic clients.

Keywords: narcissism, narcissistic behavior pattern, relationship patterns, collective unconscious, archetypical dynamics, personal myth analysis.

References

1. Dmitrieva A.B., On consideration of the narcissistic type of personality as an individual personality type in psychological counseling, Psychology and psycho, 9, 41 (2010).

2. Dougherty N.J., Vest J.J., Matrix and the potential of nature: From the standpoint of the archetypal approach and theories of development: In search of the inexhaustible source of the spirit, Trans. from English, 400 p. (Kogito Center, M., 2014).

3. Edinger E., Ego and Archetype, 184 p. ("Infra-M", M., 2001).

4. Britton R. Narcissism and narcissistic disorders, Journal of Applied Psychology and Psychoanalysis, 4, 34 (2008).

5. Kabanov M.M., Neznanov N.G., Essays on dynamic psychiatry, 292 p. (NIPNI them. Spondylitis, SPb., 2003).

6. Amon G., Dynamic Psychiatry, 238 p. (Rech, SPb., 2005).

7. Schwartz-Salant N. Narcissism and the transformation of the individual, 296 p. (Class, M., 2007).

8. Kalshed D., The inner world of the injury. Archetypal protection ofpersonal spirit, (Academic Project, M., 2001).

9. Klepikova N.M., Narcissism as an object psihodifferentsialnoy psychometrics, Herald NSPU, 4, 45 (2013).

10. Kohut X., Analysis of the self: A systematic approach to the treatment of narcissistic personality disorders, 368 p. (Cogito Centre, M., 2003).

11. McWilliams N., Psychoanalytic psychodiagnostics: Understanding personality structure in the clinical process, 480 p. (Class, M., 2003).

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.