Научная статья на тему 'Архетип культурного героя как основа образа Геда в цикле «Земноморье» Урсулы ле Гуин'

Архетип культурного героя как основа образа Геда в цикле «Земноморье» Урсулы ле Гуин Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
688
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
URSULA LE GUIN / EARTHSEA / FANTASY / ARCHETYPE / CULTURAL HERO / ФЭНТЕЗИ / УРСУЛА ЛЕ ГУИН / АРХЕТИП / ЗЕМНОМОРЬЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наумчик О.С., Суркова К.В.

В статье анализируются произведения из цикла «Земноморье» Урсулы Ле Гуин с целью выявления мифопоэтической основы образов главных героев. Отмечается, что деятельность главных героев цикла направлена на поддержание мирового баланса, развитие культуры и социальной организации, что соотносится с функциями культурного героя. Наиболее ярко архетип культурного героя воплощается в образе главного героя цикла волшебника Геда. Рассматривается, в частности, использование и трансформация в цикле о Земноморье сюжета о похищении культурным героем огня, мотивов героического детства и драконоборчества. Используется сравнительно-исторический метод исследования. Выявляются особенности построения Урсулой Ле Гуин образов антигероев. Делается вывод, что в основе образов главных героев цикла «Земноморье» лежит архетип культурного героя, на базе которого строится характер персонажей. Опора на архетипы и мифопоэтические образы сочетается у Урсулы Ле Гуин с психологической разработкой характеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURAL HERO’S ARCHETYPE AS A BASIS OF GED’S IMAGE IN URSULA LE GUIN’S ‘EARTHSEA’

The article discusses the way Ursula Le Guin uses mythological tradition to create image’s system of in the “Earthsea” cycle. The main heroes of “Earthsea” cycle support world balance, develop culture and social organization of the world. Such activities correlate with cultural hero’s functions. The most vivid embodiment of the cultural hero’s archetype is the image of the protagonist magician Ged. A comparative research method is used. In particular, the stories of the hero’s childhood, stealing of fire, fight against dragons, etc. are regarded. The work considers features of antiheroes in the “Earthsea” cycle. In conclusion the authors underline that the basis of the of the main characters’ images in the “Earthsea” series is the archetype of the cultural hero. The hero’s character is built on the archetype’s basis. Ursula Le Guin uses archetypes as well as the psychological development of characters.

Текст научной работы на тему «Архетип культурного героя как основа образа Геда в цикле «Земноморье» Урсулы ле Гуин»

3. Зайцева К.Б. Английская стилистическая ономастика. Тексты лекций. Одесса, 1973.

4. Дорофеева И.В. Английское обращение в системе языка и в дискурсе. Диссертация ... кандидата филологических наук. Тверь, 2005.

5. Гаджиахмедов Н.Э. Личные имена кумыков: традиции имянаречения, происхождение, семантика и грамматика. Maхaчкaлa: ООО Дагпресс Meдиa, 2008.

References

1. Podol'skaya N.V. Slovar'russkoj onomasticheskoj terminologii. Moskva: Nauka, 2008: 30 - 155.

2. Ermolovich D.I. Imena sobstvennye: teoriya ipraktika mezh'yazykovojperedachi: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Valent, 2005.

3. Zajceva K.B. Anglijskaya stilisticheskaya onomastika. Teksty lekcij. Odessa, 1973.

4. Dorofeeva I.V. Anglijskoe obraschenie vsistemeyazyka i vdiskurse. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 2005.

5. Gadzhiahmedov N.'E. Lichnye imena kumykov: tradicii imyanarecheniya, proishozhdenie, semantika i grammatika. Mahachkala: OOO Dagpress Media, 2008.

Статья поступила в редакцию 04.06.19

УДК 821.111(73).0

Naumchik O.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (N. Novgorod, Russia), E-mail: hylda@list.ru

Surkova K.V., MA student, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (N. Novgorod, Russia), E-mail: Gnomik_29@mail.ru

THE CULTURAL HERO'S ARCHETYPE AS A BASIS OF GED'S IMAGE IN URSULA LE GUIN'S "EARTHSEA". The article discusses the way Ursula Le Guin uses mythological tradition to create image's system of in the "Earthsea" cycle. The main heroes of "Earthsea" cycle support world balance, develop culture and social organization of the world. Such activities correlate with cultural hero's functions. The most vivid embodiment of the cultural hero's archetype is the image of the protagonist - magician Ged. A comparative research method is used. In particular, the stories of the hero's childhood, stealing of fire, fight against dragons, etc. are regarded. The work considers features of antiheroes in the "Earthsea" cycle. In conclusion the authors underline that the basis of the of the main characters' images in the "Earthsea" series is the archetype of the cultural hero. The hero's character is built on the archetype's basis. Ursula Le Guin uses archetypes as well as the psychological development of characters.

Key words: Ursula Le Guin, Earthsea, fantasy, archetype, cultural hero.

О.С. Наумчик, канд. филол. наук, доц., Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,

г. Нижний Новгород, E-mail: hylda@list.ru

К.В. Суркова, магистрант, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,

г. Нижний Новгород, E-mail: Gnomik_29@mail.ru

АРХЕТИП КУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ КАК ОСНОВА ОБРАЗА ГЕДА В ЦИКЛЕ «ЗЕМНОМОРЬЕ» УРСУЛЫ ЛЕ ГУИН

В статье анализируются произведения из цикла «Земноморье» Урсулы Ле Гуин с целью выявления мифопоэтической основы образов главных героев. Отмечается, что деятельность главных героев цикла направлена на поддержание мирового баланса, развитие культуры и социальной организации, что соотносится с функциями культурного героя. Наиболее ярко архетип культурного героя воплощается в образе главного героя цикла - волшебника Геда. Рассматривается, в частности, использование и трансформация в цикле о Земноморье сюжета о похищении культурным героем огня, мотивов героического детства и драконоборчества. Используется сравнительно-исторический метод исследования. Выявляются особенности построения Урсулой Ле Гуин образов антигероев. Делается вывод, что в основе образов главных героев цикла «Земноморье» лежит архетип культурного героя, на базе которого строится характер персонажей. Опора на архетипы и мифопоэтические образы сочетается у Урсулы Ле Гуин с психологической разработкой характеров.

Ключевые слова: фэнтези, Урсула Ле Гуин, архетип, Земноморье, культурный герой.

Идеи о единых универсальных мифологических основах литературных произведений были высказаны ещё в работах учёных мифологической школы, а затем получили новое осмысление в связи с развитием этнографии и психоанализа. Немецкий этнограф А. Бастиан говорил о содержащихся в мифах одинаковых «элементарных идеях», а психоаналитик О. Ранк описал типичные признаки героического мифа [1]. Термин архетип в научный оборот был введён основателем аналитической психологии К.П Юнгом. Под архетипом К. Г Юнг понимает врождённые психические структуры, схемы образов, характерные для человечества в целом и хранящиеся в коллективном бессознательном. В результате мифотворчества архетипы воплощаются в конкретные образы, отображающие процесс становления личности человека в процессе индивидуализации. К.П. Юнгом описаны индивидуальные архетипы, характерные для личности человека, такие, как персона, эго, самость, тень, анима/анимус, мудрый старец и хтоническая мать и т. д. [2; 3].

Идеи, схожие с понятием архетипа, высказывал, независимо от К. Юнга, П.А. Флоренский, писавший в работе «Столп и утверждение истины» о «схемах человеческого духа» [4]. На единство сюжетных схем и образов героев фольклорных и литературных произведений, берущее начало в мифологических представлениях, указывает О.М. Фрейденберг в своём исследовании «Поэтика сюжета и жанра». В литературных произведениях мифологическая семантика трансформируется, по мнению О.М. Фрейденберг в языковые метафоры, из которых затем вырастают литературные типы и маски [5].

Теория архетипов оказала значительное влияние на концепции таких авторов, как К. Кереньи, М. Элиаде, Н. Фрай, М.Л. Фон Франц и др. Изучению архетипа героя посвящены работы антрополога Пола Радина, психолога Эриха Ноймана, филолога Джозефа Кэмпбелла и др. Дж. Кэмпбелл вводит понятие мономиф, понимая под ним универсальную схему странствий и путешествий главного героя, отражающую этапы становления личности героя [6]. Идеи Дж. Кэмпбелла получают развитие в работах таких его последователей, как К. Воглер [7], М. Мёрдок [8] и др. К. Воглер рассматривает архетипические образы в литературных и кинематографических произведениях с двух точек зрения: во-первых, вслед за К.П Юнгом и Д. Кэмпбеллом, как воплощение определён-

ной грани человеческой личности; во-вторых, опираясь на работы В.Я. Проппа, создавшего типологию героев волшебной сказки [9], с точки зрения роли в развитии сюжета литературного произведения. В работах Е. Мелетинского, посвящённых изучению литературных архетипов, указывается на то, что архетипические образы и сюжеты являются выражением процесса социализации и воплощением «основного мифа» творения (посвящённого практическому освоению мира человеком) [10].

Универсальность архетипов и их опора на глубинные психические структуры обуславливает силу их воздействия на читателей. Рассмотрим, каким образом архетип героя используется в творчестве американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Объектом исследования являются произведения в жанре фэнтези, входящие в цикл «Earthsea» - «Земноморье» («A Wizard of Earthsea» [11] - «Волшебник Земноморья» [12] (1968), «The Tombs of Atuan» [13] - «Гробницы Атуана» [14] (1971), «The Farthest Shore» [15] - «На дальнем берегу» [16] (1972), «Tehanu: The Last Book of Earthsea» [17] - «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье» [18] (1990)).

Центральным героем цикла «Земноморье» является волшебник Гед, действующий во всех книгах цикла. В первой книге «Волшебник Земноморья» он является главным героем, тогда как в последующих происходит совмещение повествования о подвигах Геда с историей становления личности другого персонажа. В «Гробницах Атуана» это девушка-жрица Тенар, в книге «На дальнем Берегу» - будущий король Аррен, в «Техану» девочка Терру.

Образы главных героев цикла базируются на архетипе культурного героя, трансформируемом писательницей исходя из задач, решаемых ею в произведении.

Культурный герой - мифический персонаж, который «добывает или впервые создаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит определённую социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники» [19, c. 25]. То есть основой деятельности культурного героя является устройство человеческого мира, в том числе с помощью добывания (из хтонического или небесного мира) культурных объектов.

Несомненно, деятельность главных героев цикла о Земноморье направлена на поддержание мирового баланса (Гед борется с воплощениями мирового зла, древних хтонических сил, становится Повелителем драконов), защиту мира от разрушающих сил (Гед и Тенар воссоединяют кольцо Эррет-Акбе, являющееся символом мира и культуры Земноморья; Гед борется с волшебниками, несущими несправедливость и разрушение во имя своих личных интересов), укрепление социальной организации общества (Аррен проходит инициацию для того, чтобы затем стать мудрым и справедливым правителем), развитие культуры (волшебники сохраняют знания и мудрость, способствуют развитию хозяйства, культуры, занимаются исцелением людей и животных).

Один из ключевых сюжетов, связанных с архетипом культурного героя - похищение огня - трактуется в творчестве У. Ле Гуин метафорически. В мифологии культурный герой (тотемные предки племён Австралии, полинезийский Мауи, индейский Ворон, древнегреческий Прометей и др.) похищает огонь у первоначального хранителя, в роли которого могут выступать духи-прародители, небесные боги, хозяйка царства мёртвых и т. д. В книге «Гробницы Атуана» Гед отправляется в подземные лабиринты храмов бессмертных Богов Близнецов. Культ Безымянных основан на поклонении древним хтоническим силам земли, причем боги невидимы, вечны, они обитают в глубинах земли, являются воплощением древнего хаоса, что выражается и в запутанности погружённого во тьму лабиринта, и в экстатических богослужениях, и в кровавых человеческих жертвах Богам. Гед, воплощающий космические, созидательные силы, противостоящие древнему хтоническому началу, отправляется в Лабиринт для поиска половинки кольца Эррет-Акбе, символа мира и гармонии. Герой достигает цели благодаря помощи жрицы Ары и оказывается способен изменить её мировоззрение, освободить её от догм культа, убедить девушку последовать в мир Земноморья и посвятить свою дальнейшую жизнь служению свету. Такое изменение героини становится возможным потому, что это соответствует её внутренней, истинной сущности, скрытой в течении долгого времени. Волшебник понимает эту сердцевину личности героини, угадывает её истинное имя - Тенар, которое означает свет. Таким образом метафорически герой похищает свет, огонь у древних сил, но это не похищение предмета или артефакта, а своеобразное «похищение» личности. Под похищением здесь подразумевается воздействие на личность другого героя, в результате которого происходят изменения в его характере и кардинальная переоценка ценностей.

Урсула Ле Гуин подчёркивает, что герои живут и действуют не в мифологические времена, о которых рассказывается в сказаниях и преданиях Земноморья (сказания о том, как Сегун поднял острова Земноморья с морских глубин, подвигах Морреда, волшебника Эррет-Акбе и др.). Безусловно, Гед - герой эпических сказаний, но Урсула Ле Гуин изначально предлагает иной взгляд на его историю и судьбу. «О жизни его повествуется в эпическом сказании «Подвиг Геда» и во многих героических песнях, но эта наша история - о тех временах, когда слава ещё не пришла к нему и не были ещё сложены о нём песни» [12, с. 7]. Это взгляд на эпического героя как на конкретного человека, восприятие и анализ его подвигов с точки зрения изменения личности героя, преодоления им своих негативных черт.

Беря за основу биографии Геда схему жизненного пути эпического героя (выступающего в первую очередь как представитель и защитник своего рода), писательница надстраивает психологический уровень, трактуя героические события через призму личностного развития конкретного человека. События и поступки анализируются и оцениваются с точки зрения современных понятий об этике и морали, подчёркивается двойственность, неоднозначность личности, сочетающей в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Герой испытывает угрызения совести, сомнения и колебания, а его поступки и подвиги становятся результатом сознательного и непростого выбора. Писательница напоминает, что в эпических сказаниях подвиги выглядят более просто и однозначно, в них не отражается мучительная внутренняя работа, проделанная героями: «Сказание «Подвиг Геда» даже не упоминает об этом путешествии и о встрече Геда с Тенью, происшедшей в самом начале его жизненного пути; там рассказывается о том, как он невредимым вернулся с острова Драконьи Бега, как потом вернул в Хавнор знаменитое Кольцо Эррет-Акбе, половинка которого хранилась в Гробницах Атуана, и как он возвратился на остров Рок и стал Верховным Магом Земноморья» [12, с. 178].

В соответствии с этим переосмыслению подвергаются и некоторые черты архетипа культурного героя. Так, важным качеством архетипического героя является его неистовость, определяющая также и строптивый характер. Неистовство отражается в личности главных героев «Волшебника Земноморья», но оно не является однозначно положительным качеством, помогающим в борьбе с антагонистами. Напротив, герои должны обуздать свой нетерпеливый, страстный характер для того, чтобы получить истинную силу. Гед стремится стать поскорее могущественным волшебником, повелевающим силами природы на благо людей; он вступает в противостояние с Джаспером, чтобы доказать свою силу, но поединок приводит к трагическим последствиям (злые силы проникают в мир, погибает верховный маг Неммерль, а сам Гед вынужден долго скитаться, спасаясь от тени).

Е.М. Мелетинский трактует строптивость эпического героя как проявление личностного аспекта, некоторую эмансипацию личности, но подчёркивает, что «транс- и суперперсональность всё равно доминирует, коллективистские дей-

ствия героя столь же непосредственны, а о рефлексии или долге не может быть и речи» [10, с. 9]. Для героев Урсулы Ле Гуин каждый героический поступок становится результатом нелёгкого решения. При первой встрече с драконом Йеводом Гед с помощью своих знаний одерживает над ним победу и дракон обязуется выполнить один приказ молодого волшебника, при этом изначально Гед решился на поединок для того, чтобы обезопасить жителей близлежащих островов от нападения драконов, но мудрый и хитрый Йевод предлагает Геду взамен сделки (запрета на полёты над островами) имя его тени: «У Геда ёкнуло сердце, и он стиснул свой посох, застыв в неподвижности, как и дракон. Мгновение он боролся с неожиданно возникшей надеждой на спасение. Но он заключал сделку с драконом не ради спасения своей собственной жизни. Только один-единственный раз он мог одержать верх над этим чудовищем. И он подавил страстное желание спасти себя, сделав то, что должен был сделать» [12, с. 94].

При создании образа Геда используется традиционный для героического нарратива мотив детских подвигов. Мальчик спасает жителей родной деревни от отряда захватчиков, вызвав при помощи своих волшебных способностей туман. Этот поступок уже намечает такие черты в характере юного волшебника, как способность к самопожертвованию, сила духа, стремление к гармонизации окружающего мира на благо людей - это и определяет направление его развития как культурного героя, несущего благо людям. Урсула Ле Гуин показывает, что врождённых способностей и личностных устремлений недостаточно для становления подлинно героического характера. Гед, истратив на свой детский подвиг все имеющиеся силы, может вернуться к жизни только с помощью могущественного волшебника Огиона, после чего будущему Верховному Магу приходится пройти долгий и тяжёлый путь внутренней эволюции, предполагающий упорную работу над собой, ведь служение людям требует самопожертвования. Характерно, что персонаж выбирает свой путь и принимает судьбоносные решения в одиночку, оказавшись один на один со смертью или трагедией, но начало движения всегда связано с архетипом наставника. Герой обязательно имеет учителя-друга, который влияет на его систему ценностей и помогает своей безусловной верой и поддержкой. Волшебник Огион становится таким наставником для юного Геда и Тенар, Гед - для Тенар и Аррена, а Тенар - для девочки Терру.

Одним из главных дел героев в мифе и архаических формах эпоса является борьба с чудовищами и драконами, которые символизируют хтоническое начало, стихийные природные силы, которые герой побеждает и подчиняет человеку, способствуя тем самым гармоничному упорядочению мира. Деятельность по преодолению изначального хаотического состояния, его космизация и является одной из главных задач культурного героя. Урсула Ле Гуин активно использует в цикле о Земноморье мотив драконоборчества, но образ дракона и способы взаимодействия человека с драконами меняются от книги к книге. В первых произведениях о Земноморье драконы - представители более древних, чем люди, существ, связанных с силами земли. Древность драконов обуславливает их мудрость (знание истинной речи и понимание сущности мировых законов), а их хтоническая сущность выражается в разрушающей силе, которую они несут людям. Так, дракон Йевод захватывает остров Пендор, уничтожив правителя и жителей и поселившись в полуразрушенном замке, а миссия великих волшебников заключается в победе над драконами во имя обеспечения безопасности жителей Земноморья и демонстрирует торжество космических созидательных сил, воли человека над древним хаосом. В более поздних произведениях образы драконов трактуется иначе - в романе «На последнем берегу» драконы Орм Эмбар и Калессин становятся союзниками Геда в борьбе со вселенским злом и выступают за восстановление утерянной гармонии мира, то есть способствуют его космизации, в романе «Техану» возникает легенда о том, что драконы и люди - две ветви, произошедшие от древних, более гармоничных и могущественных существ. Драконы свободны и могущественны, они понимают законы мироздания, но лишены созидательной силы. В то же время люди способны к упорядочению окружающего мира, к творчеству, но отрыв от древних стихийных сил ведёт к потере подлинного величия и знаний о мире, к замыканию в узких рамках общественного устройства (не всегда разумного и гармоничного). Вместо противостояния древним силам появляется идея о необходимости соединения человека с природными и стихийными силами, и хотя драконы внушают страх героям, но взаимодействие с ними (соединение свободы и стихийности с творческим человеческим началом) становится необходимым для гармонизации мира. Речь идёт не о противостоянии созидательной деятельности человека хаотическому состоянию мира (что было характерно для мифологического сознания), а о балансе между ними.

Двойственность героя, сочетание в нём созидательных и разрушительных черт основывается на близнечном мифе, когда созидательные и деструктивные черты распределялись между двумя братьями (один представлял собой героя, а другой - трикстера). В цикле «Волшебник Земноморья» двойственность героя выражает идею о том, что в любом человеке в потенциале содержатся как положительные, так и отрицательные качества (здесь мы видим несомненное влияние идей К.Г Юнга). Сочетание этих противоположных характеристик обуславливает сложность и неоднозначность характеров главных героев и их способность к развитию (в первую очередь через осознание героем как светлых, так и тёмных сторон своей личности).

Е.М. Мелетинский в работе «О литературных архетипах» отмечает, что в позднем героическом мифе и особенно в сказке речь идёт уже о своеобразном

творении личности, но всё же это не столько пробуждение личного сознания, сколько инициация, связанная с социализацией [10].

В цикле о Земноморье личностное становление является первичным по отношению к социализации, именно осознание героем себя делает возможным его становление как члена социума. Смещение акцента с социализации на процесс становления характера персонажей обуславливает и возраст главных героев. Исследователи отмечают, что в героическом мифе характер только намечается, и это соответствует образу героя-старца, шамана. В героическом эпосе уже начинает складываться характер героя и возникает образ богатыря-воина, ищущего применение своим силам, занятого поиском противника. Для Урсулы Ле Гуин главным является изображение характера в становлении, демонстрация внутренних коллизий персонажей, и в качестве главных героев выбираются дети и подростки.

Традиционно архетип героя связан с архетипом антигероя, который часто совмещается с героем в одном лице. Разделение на серьёзного культурного героя и его демонически комический негативный вариант (космический шут) соответствует в религиозном плане этическому дуализму, а в поэтическом -дифференциации героического и комического (ещё не совсем отделённого от демонического начала). Несмотря на то, что образы героев в фэнтези Урсулы Ле Гуин имеют мифопоэтическую основу, в них отражаются тенденции дегероизации, характерные для литературного процесса 20 века. Сверхспособности героев основываются на понимании мировых законов и могут быть трактованы как осо-

Библиографический список

бая духовная сила. Черты антигероев в «Земноморье» воплощаются в персонажах антагонистах, однако они не являются трикстерами в полном смысле этого слова и не несут в себе комической составляющей. Мотивацией их поступков является не вредительство, а стремление к воплощению некой идеи или достижению личного благополучия (как правило, стремление к власти, личному могуществу, бессмертию). Деятельность героев, напротив, направлена на сохранение мирового порядка во имя всеобщего блага. В отличие от сложной структуры характеров главных героев, образы антагонистов основываются на какой-то одной преобладающей черте характера, являющейся, в свою очередь воплощением той или иной идеи. Антагонисты противостоят главным героям, образуя пары, в основании которых лежит базовая оппозиция между тьмой и светом. Такие пары образуют Гед и Джаспер, Гед и волшебник Бендереск, Гед и Коб (Паук), Тенар и Коссил и др. В то же время антагонисты являются и двойниками протагонистов, представляя собой возможный вариант развития их личности.

Таким образом, использование Урсулой Ле Гуин архетипа культурного героя обусловлено тем, что ведущей социальной функцией главных героев цикла о Земноморье является укрепление космической организации, обустройство и развитие человеческого мира. Основой образов является тождество демиургу, однако опора на традиционные архетипы и мифопоэтические образы сочетается у Урсулы Ле Гуин с психологической разработкой характеров. Это позволяет рассматривать становление героев и как путь социализации и как процесс личностного становления героев.

1. Ранк О. Миф о рождении героя. Москва, 1997.

2. Юнг К. Архетип и символ. Москва, 1991.

3. Юнг К. Структура психики и архетипы. Москва, 2015.

4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Москва, 1914.

5. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Москва, 1997.

6. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Санкт-Петербург: Питер, 2016.

7. Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино; пер. с англ. Москва, 2017.

8. Мёрдок М. Путешествие героини. Москва, 2018.

9. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Москва: Лабиринт, 2001.

10. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. Москва, 1994.

11. Le Guin U. A Wizard of Earthsea. Available at: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/A_Wizard_of_Earthsea.html

12. Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. Санкт-Петербург: Азбука, 2017: 7 - 178.

13. Le Guin U. The Tombs of Atuan. Available at: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/The_Tombs_of_Atuan.html

14. Ле Гуин У. Гробницы Атуана. Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. Санкт-Петербург: Азбука, 2017: 183 - 314.

15. Le Guin U. The Farthest Shore. Available at:: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/The_Farthest_Shore.html

16. Ле Гуин У. На последнем берегу. Ле Гуин, У. Волшебник Земноморья. Санкт-Петербург: Азбука, 2017: 317 - 503.

17. Le Guin U. Tehanu The Last Book of Earthsea. Available at: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/Tehanu_The_Last_Book_of_Earthsea.html

18. Ле Гуин У. Техану. Ле Гуин У. На иных ветрах. Санкт-Петербург: Азбука, 2017: 7 - 212.

19. Мифы народов мира: энциклопедия. Т. 2. Под редакцией С.А. Токарева; репринт изд. Москва: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 2008. References

1. Rank O. Mif o rozhdenii geroya. Moskva, 1997.

2. Yung K. Arhetip i simvol. Moskva, 1991.

3. Yung K. Struktura psihiki i arhetipy. Moskva, 2015.

4. Florenskij P.A. Stolp i utverzhdenie istiny. Moskva, 1914.

5. Frejdenberg O.M. Po'etika syuzheta izhanra. Moskva, 1997.

6. K'empbell D. Tysyachelikij geroj. Sankt-Peterburg: Piter, 2016.

7. Vogler K. Puteshestvie pisatelya. Mifologicheskie struktury v literature i kino; per. s angl. Moskva, 2017.

8. Merdok M. Puteshestvie geroini. Moskva, 2018.

9. Propp V.Ya. Morfologiya volshebnoj skazki. Moskva: Labirint, 2001.

10. Meletinskij E.M. O literaturnyh arhetipah. Moskva, 1994.

11. Le Guin U. A Wizard of Earthsea. Available at: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/A_Wizard_of_Earthsea.html

12. Le Guin U. Volshebnik Zemnomor'ya. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2017: 7 - 178.

13. Le Guin U. The Tombs of Atuan. Available at: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/The_Tombs_of_Atuan.html

14. Le Guin U. Grobnicy Atuana. Le Guin U. Volshebnik Zemnomor'ya. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2017: 183 - 314.

15. Le Guin U. The Farthest Shore. Available at: : https://royallib.com/book/le_guin_ursula/The_Farthest_Shore.html

16. Le Guin U. Na poslednem beregu. Le Guin, U. Volshebnik Zemnomor'ya. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2017: 317 - 503.

17. Le Guin U. Tehanu The Last Book of Earthsea. Available at: https://royallib.com/book/le_guin_ursula/Tehanu_The_Last_Book_of_Earthsea.html

18. Le Guin U. Tehanu. Le Guin U. Na inyh vetrah. Sankt-Peterburg: Azbuka, 2017: 7 - 212.

19. Mify narodov mira: 'enciklopediya. T. 2. Pod redakciej S.A. Tokareva; reprint. izd. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya; Drofa, 2008.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 82

Mutaeva S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Natural Sciences Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

Ibrahimova L.I., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Foreign Languages, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: uzlipat066@mail.ru

A COMPARATIVE ANALYSIS OF LEXICO-THEMATIC GROUPS OF COMPARATIVE PHRASIOLOGICAL UNITS IN THE DARGIN AND ENGLISH LANGUAGES. The article investigates types of stable comparisons in terms of lexico-semantic meaning, which is of interest not only the proper linguistic, but also socio-linguistic. The aim of the article is a lexical and semantic study of stable comparatives of the Dargin and English languages. The very selection of objects and phenomena, images, carried out over the centuries and entrenched from generation to generation in the language, reveals many aspects of the historical development of the people, its national culture, spiritual outlook. Sustainable comparison is so diverse in their inherent comparative values and expressive-emotional nuances that a semantic classification may not be completely satisfactory or exhaustive. Comparative idioms, having the equivalent in the matching languages constitute a sufficiently large number of units. This suggests that many comparisons reflect the life of a person, etc., that is, based on human practice, and therefore found in a number of languages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.