УДК 902.01, 903, 23
АРХЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕРОКОНИЧЕСКИХ СОСУДОВ ИЗ РАСКОПА ^ БОЛГАРСКОГО ГОРОДИЩА
© 2018 г. Р. Х. Храмченкова, В. Н. Бахматова, М. В. Сивицкий
В работе изучены 26 фрагментов сфероконических сосудов из материалов Болгарского городища (Р.200 исследования 2014 г. под руководством М.В. Сивицкого и А.Г. Ситдикова). В аналитическую выборку вошли сосуды из культурных напластований городища, преимущественно позднего золотоордынского времени (середина XIV - начало XV вв.). Внутренние, средние и внешние слои керамических фрагментов были исследованы на предмет химического состава эмиссионным спектральным анализом и масс-спектрометрией. По основному составу образцы разделились на три группы, один артефакт имеет совершенно отличающийся состав, что свидетельствует об особом происхождении сосуда. Интерпретация аналитических данных показала повышенные содержания ртути в средних и внутренних слоях для большинства фрагментов. Для этих же образцов отмечается обратная корелляция между ртутью и мышьяком. Согласно литературным данным, алхимики использовали соединения мышьяка в экспериментах со ртутью для получения «философского камня». Возможно этим можно объяснить зафиксированную обратную корелляцию. В нескольких фрагментах зафиксировано повышенное содержание серебра, что также может свидетельствовать об алхимических опытах.
Ключевые слова: археология, средневековье, Болгарское городище, сфероконусы, археометрия.
Несмотря на многочисленные находки сфероконических сосудов в поселениях Булгарского региона (Халиков, 1986; Ситдиков, 2015; Шакиров, 2002; Нурет-динова, 2015), загадка этих необычных керамических изделий остается нераскрытой. Считается, что большая часть материала с Болгарского городища, относящаяся к золотоордынскому периоду, имеет местное происхождение, о чем свидетельствуют находки сферокону-сов в гончарных мастерских (Хованская, 1954). Первый опыт археометрических изысканий небольшой группы сфероконических сосудов с Болгарского городища опубликован (КЬгатсИепк^а, 2014). С целью выявления возможного функционального назначения сосудов, а также определения потенциальных сырьевых источников были проведены междисциплинарные исследования, включающие стратиграфический, минералогический, технико-технологический анализы и анализ химического состава 26 образцов из раскопа СС Болгарского городища (руководители - А.Г. Ситдиков, М.В. Сивицкий). В ходе исследований один из образцов был определен как продукт импортного производства.
Стратиграфия
В 2014 году на раскопе СС Болгарского городища были выявлены многочисленные фрагменты сфероконусов. Раскоп общей площадью 1512 м2 был заложен в 100 м южнее здания музея Болгарской цивилизации, вдоль улицы Мухамедьяра, для проведения археологических охранно-спасательных работ. Мощность спокойных культурных отложений в этой части Болгарского городища варьировала от 60 до 120 см и доходила до 340 см в сооружениях. Раскопом изучены культурные напластования Именьковской культуры (1У-УП вв.), домонгольского времени (Х1-Х11 вв.), золотоордынского времени (ХШ-ХУ вв.) и периода русского села и современности (Х1Х-ХХ вв.). В процессе работ выявлено 165 объектов, которые представлены сооружениями различного хозяйственного назначения (хозяйственные ямы, остатки жилых или хозяйственных построек, остатки печи). Большинство найденных фрагментов сфероконусов (за исключением обнаруженных в переотложенном состоянии) происходят из напластований золотоордынского времени. Культурный слой этого времени выделяется наибольшей мощностью 40-80 см
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ
239
и наибольшим количеством объектов и найденных в нем артефактов. По данным этого раскопа и ряда раскопов в непосредственной близости, эта территория в золо-тоордынское время представляла собой ремесленно-жилой район.
Технико-технологический анализ
Технико-технологический анализ образцов произведен по методике А. А. Бобринского (Бобринский, 1978) - изучение образцов под бинокулярным стереоскопическим микроскопом при увеличении от х10 до х60 раз. Глина разной степени ожелезненности и качества выступает в качестве исходного сырья во всех проанализированных образцах. В качестве исходного сырья был использован один вид глины, за исключением одного образца, для изготовления которого использована смесь из двух глин (во влажную глину добавлена сухая дробленая). Два фрагмента образцов изготовлены из слабо-ожелез-ненной глины, в то время как глина остальных образцов относится к ожелезненному материалу. Для приготовления формовочной массы использовалась глина в естественно увлажненном состоянии, кроме образца, для которого была использована сухая дробленая глина. Примесными компонентами в исходную глину выступают минеральные и органические добавки. Самый распространенный рецепт - это глина + органический раствор, который идентифицирован как выжимка из навоза крупного рогатого скота. В двух случаях фиксируется использование песка как специально введенной примеси только, один образец изготовлен по моносырьевому рецепту без искусственных примесей.
Информация о конструировании была получена путем анализа функциональных частей сфероконических сосудов: верхние части с плечиком и горлом, придонные части, крупные фрагменты тулова. Для всех сосудов фиксируется неполный начин, выполненный по донно-емкостной программе. В ходе исследований выделены два основных способа скульптурной лепки: составной из двух частей (отдельно конструируются придонная конусовидная часть и верхняя часть с горлом,
затем соединяются в местах наибольшего расширения) и зональный налеп (к придонной части в месте наибольшего расширения наращивается плечико и горловина). В качестве строительного элемента использовался жгут, который наращивался по спиралевидной траектории. В случаях с применением зонального налепа верхняя часть сосуда вытягивалась из жгута, приложенного к наибольшему расширению конусовидного тулова. Следы обработки на круге фиксируются на внутренней поверхности для всех проанализированных сосудов. Выделяется несколько приемов обработки внешней поверхности сосудов: машинное заглаживание верхних частей сосудов, обстругивание придонных частей в вертикальном направлении, лощение, и один фрагмент не имеет каких-либо следов обработки.
Для реконструкции условий обжига сфероконических сосудов были исследованы цветовые характеристики сколов и внешних поверхностей образцов, а также проведен ряд экспериментальных исследований: тест на остаточную пластичность и тест на температуру обжига. По полученным данным, большая часть образцов изготовлена из сильно ожелезненных глин и обожжена в окислительной газовой среде при температуре от 650-700 С до 900 С в режиме длительной выдержки. В результате теста на остаточную пластичность все образцы сохранили свою структуру, что свидетельствует о том, что во время их обжига была достигнута температура каления глины.
Особенности химического состава
При изучении химического состава сфероконусов раскопа СС были учтены возможные изменения химического состава внешних и внутренних слоев. Такие исследования дали возможность выявить различия по микроэлементам, входящим в состав внешнего, срединного и внутреннего слоев стенок сфероконусов. Определение элементных концентраций проводилось методом количественного эмиссионного спектрального анализа, что позволило установить содержания микропримесей. Один из образцов по химиче-
скому составу существенно отличается от всех остальных по высокой концентрации кальция, магния и калия, а также по низкой концентрации алюминия. Вероятнее всего, он может быть отнесен к импорту. В двух образцах зафиксировано различие по содержанию на порядок серебра в центральном слое керамики, что может свидетельствовать о том, что в данном сосуде хранили серебросодержащий материал.
Важным результатом явились показания для ртути и мышьяка. Концентрация этих микроэлементов в наружном слое многих фрагментов была существенно ниже, чем в центральном и внутреннем слоях. Исследования показали, что для этих образцов существует обратная корреляция между концентрацией ртути и мышьяка. Эти данные были подтверждены масс-спектрометрическим анализа, проведенным влаборатории «Центра трансфера технологий» Инновационном технопарке «Идея» (г. Казань). В средневековой алхимии ртуть входила в состав «философского камня», а с помощью соединений мышьяка алхимики ХШ века пытались получить из нее золото. Возможно, эта обратная зависимость подтверждает данный факт, поскольку чем больше мышьяка добавлялось в сосуд, тем меньше ртути в ней оставалось.
Сырьевые источники.
Для идентификации сырьевых источников был проведен анализ химического состава керамики, результаты которого были сопоставлены с базой образцов
глинистого сырья, сформированной по итогам обследования Болгарского городища и его близлежащих территорий в радиусе 10 км (Бахматова, 2017). В итоге анализа химического состава аналитической выборки были определены районы потенциальной сырьевой базы для изготовления сфероконических сосудов гончарами золотоордынского Болгара: подгорная часть, в бывшей пойме рч. Меленки, о. Очки в Куйбышевском водохранилище - образцы глинистого сырья, территория в береговой зоне Куйбышевского водохранилища, примыкающей к западной окраине Болгарского городища и нагорная часть городища в районе современного Речного Вокзала.
В результате комплексных изысканий получены новые сведения по технологии изготовления глинистого сырья, а также о возможном функциональном назначении сфероконических сосудов, найденных на территории Болгарского городища. Результаты исследовательских работ подтвердили наличие местного производства такой специфической керамики, как сфероконические сосуды. Наличие неоднородных культурных традиций в производстве свидетельствует о неоднородном этнокультурном составе гончаров, имеющих разный уровень производственных навыков. Обратная корелляция между важными в алхимическом мире элементами ртутью и мышьяком могут свидетельствовать об использовании части сфероконусов средневековыми алхимиками в экспериментах с «философским камнем».
ЛИТЕРАТУРА
Бахматова В.Н., Ситдиков А.Г. Районы и места отбора исходного сырья в гончарном производстве Болгара: источники и проблемы идентификации // ПА. 2017. №2(20). С. 255-281.
Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы: источники и методы изучения. М.: Наука. 1978. 275с.
Нуретдинова А.Р. Сфероконические сосуды Суварского городища. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 52 с.
Ситдиков А.Г., Бочаров С.Г., Валеев Р.Р., Масюта Д.А., Иожица Д.В., Куликов А.В., Лесная Е.С., Яворская Л.В. Раскоп CXCVI // Археологические исследования 2014 г.: Болгар и Свияжск / Авторы-сост.: А.Г. Ситдиков, Р.Р. Валиев, А.С. Старков. Казань: ЗАО «Издательский дом «Казанская недвижимость», 2015. С. 13-15.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ
241
Халиков А.Х. Сфероконические сосуды // Посуда Биляра / Под ред. А.Х. Халиков, Ф.Ш. Хузин. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР, 1986. С. 72-83, 138-141.
Хованская О. С. Гончарное дело города Болгара // Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. 1. / МИА. № 42. Москва: Изд-во АН СССР, 1954. С. 358-359.
Шакиров З.Г. Склад сфероконусов с Билярского II селища // Проблемы древней и средневековой истории Среднего Поволжья. Материалы Вторых Халиковских чтений. 29-30 мая 2002 г. / Отв. ред. П.Н. Старостин. Казань: Школа, 2002. С. 172-174.
R. Khramchenkova, A.Sitdikov Interdisciplinary research of spherical cones from Volga Bulgaria. Conference proceeding SGEM 2014, pp. 371-380.
Информация об авторах:
Храмченкова Резида Хавиловна, кандидат физико-математических наук, заведующий отделом, Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); rkhramch@gmail.com
Бахматова Вера Николаевна, младший научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); lyna-87@yandex.ru.
Сивицкий Максим Владимирович, научный сотрудник, Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия); m1213@mail.ru
ARCHAEOMETRIC STUDY OF SPHERICAL CONES FROM EXCAVATION 200 OF BOLGAR SETTLEMENT
R. Kh. Khramchenkova, V. N. Bakhmatova, М. V. Sivitskiy
This paper studied the 26 fragments of the spheroconical vessels from the materials of the Bol-gar settlement (P. 200 research 2014, under the leadership of M. V. Savickogo and A. G. Sitdikova). In the analytical sample included vessels from the cultural layers of the settlement, mainly of the late Golden Horde period (the middle of XIV - beginning of XV centuries). The inner, middle and outer layers of ceramic fragments were investigated for chemical composition by emission spectral analysis and mass spectrometry. According to the basic composition of the samples were divided into three groups, one artifact has a completely different composition, which indicates a special origin of the vessel. Interpretation of the analytical data showed elevated mercury levels in the middle and inner layers for most fragments. For the same samples, there is an inverse correlation between mercury and arsenic. According to the literature, alchemists used arsenic compounds in experiments with mercury to produce the "philosopher's stone". That may explain the inverse correlation are recorded. In several fragments, an increased content of silver was recorded, which may also indicate alchemical experiments.
Keywords: archaeology, Middle Ages, Bolgar settlement, sphero-conic, archaeometry. About the Authors:
Khramchenkova Rezida Kh. Candidate of Phisics-Mathematics Sciences. Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov, Tatarstan Academy of Sciences. Butlerov St., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; RezidaHram@mail.ru
Bakhmatova Vera N. Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Tatarstan Academyof Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; lyna-87@yandex.ru
Sivitskiy Maxim V. Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Tatarstan Academyof Sciences. Butlerov Str., 30, Kazan, 420012, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; m1213@mail.ru