ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2011 История Выпуск 1 (15)
АРХЕОЛОГИЯ УРАЛА. К ЮБИЛЕЮ КАМСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
УДК 902:378:001.891(470.53)
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА - 65 ЛЕТ
Р. Д. Голдина
Представлен очерк деятельности научной археологической школы и Камской археологической экспедиции Пермского государственного университета, основанной выдающимся археологом, организатором науки и педагогом О. Н. Бадером.
Ключевые слова: археологическая школа, Камская археологическая экспедиция, археология Урала, Пермский государственный университет.
Шестьдесят пять лет - это продолжительность среднестатистической человеческой жизни в России. Много ли может успеть за это время обычный человек? А если это время жизни научного коллектива - ученых-единомышленников, связанных одной целью и мощным стремлением к познанию, то результаты оказываются впечатляющими. Именно столько лет существует археологическая школа в Пермском государственном университете - самая первая научная школа в области археологии на провинциальном Урале. Пришло время объективно оценить ее достижения, что, думаю, будет сделано в ближайшее время.
Этот научный коллектив был создан одним из выдающихся российских археологов -О. Н. Бадером (1903-1979 гг.). Расцвет творческой деятельности О. Н. Бадера пришелся на военные и послевоенные годы. Во время войны (1941-1945 гг.) он был сослан в спецотряд советских немцев в г. Нижний Тагил и только в 1946 г. получил разрешение на переезд в г. Пермь. При огромной поддержке тогдашнего ректора Пермского государственного университета профессора
A. И. Букирева Бадер был принят в университет на должность доцента, где и создал первую на Урале археологическую школу [Мельникова, 2003]. Основой этой школы стала созданная им Камская археологическая экспедиция (КАЭ), изучающая археологические памятники Пермского края.
Следует отметить, что Пермский край - уникальное место России, где на протяжении многих тысячелетий отложились оригинальные древности, созданные поколениями коми-пермяков, позже
- русских, татар, башкир и других народов. Количество памятников поражает специалиста, практически на каждом удобном месте можно найти объекты и не одной, а нескольких эпох.
В экспедиции О. Н. Бадером был сформирован коллектив увлеченных археологией студентов, которые и стали ядром кружка археологии, первыми слушателями спецкурсов по археологии в рамках специализации, затем авторами уникальных научно-исследовательских работ. О. Н. Бадер сделал многое для воспитания их как профессионалов высокого класса. Не случайно многие из них создали свои школы в других городах и научных центрах России: Самаре (к.и.н., доц. Г. И. Матвеева, 1933-2008 гг.), Уфе (д.и.н., проф. Н. А. Мажитов), Перми (д.и.н., проф.
B. А. Оборин, 1929-1995 гг., к.и.н. Ю. А. Поляков, 1932-1992 гг.), Свердловске и Киеве (д.и.н., проф. В. Ф. Генинг, 1924-1993 гг.). Некоторые из его учеников стали известными учеными в области археологии и этнографии - З. П. Соколова (д.и.н., проф., Институт этнографии РАН, г. Москва), В. А. Могильников (д.и.н., проф., Институт археологии РАН, 1932-2002 гг.), Б. Г. Тихонов (к.и.н., Институт археологии РАН, г. Москва, 1923-1995 гг.), А. Д. Вечтомов (III У, 1923-1991 гг.),
В. П. Денисов (Пермский областной краеведческий музей).
Со многими из них я была знакома лично: с Н. А. Мажитовым, Г. И. Матвеевой,
В. А. Могильниковым, З. П. Соколовой, Б. Г. Тихоновым, Ю. А. Поляковым, В. П. Денисовым. С
А. Д. Вечтомовым и И. С. Поносовой в 1959 г. я впервые в своей жизни участвовала в раскопках Гремячанского святилища в Осинском районе Пермского края, с Ю. А. Поляковым работала в 1960 г. на Махонинском городище в Частинском районе, с И. С. Поносовой была в разведке по ле-
© Р. Д. Голдина, 2011
вому берегу р. Камы, в Чердынском районе. Во время моей учебы на историческом факультете Пермского университета одна из учениц О. Н. Бадера, Т. А. Медведева, работала методистом заочного отделения, и я встречалась с ней ежедневно. Всех этих людей объединяла интеллигентность, трудолюбие и особое внимание к выходцам из Перми. О своих личных встречах с О. Н. Бадером я уже писала [Голдина, 2003, с. 6-8].
После отъезда О. Н. Бадера в 1955 г. в Москву Камской экспедицией и всей археологией в ПГУ стал руководить Владимир Антонович Оборин, любимый ученик Отто Николаевича. Он стоял во главе пермской археологии 40 лет - с 1955 по 1995 г. - и воспитал не одно поколение пермских археологов, подавая пример безграничной преданности любимой науке [Голдина, 2006, с. 131-144].
Уже в студенчестве определился интерес В. А. Оборина к древностям 1Х-ХУ вв. (роданов-ская культура). Именно на тему «Коми-пермяки в 1Х-ХУ вв.» в 1957 г. в Институте археологии АН СССР им была успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этой работе впервые на широкой источниковой базе он осветил проблемы этногенеза, древней материальной и духовной культуры, генезиса феодальных отношений коми-пермяков. С присущей ему обстоятельностью В. А. Оборин уточнил датировку родановской культуры, ее периодизацию.
Исследование коми-пермяцких древностей Х-ХУ вв. позволило В. А. Оборину успешно разработать комплекс проблем, связанных с освоением русскими Урала и их взаимодействием с местным населением. В 1987 г. В. А. Оборин защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук «Заселение и освоение Урала в конце XI - начале ХУШ вв.» Это исследование было основано на многочисленных архивных (более 500 дел из 20 архивохранилищ), археологических материалах, данных ономастики и антропологии. В. А. Оборин создал периодизацию колонизации Урала, по-новому осветил ее ранний этап, обосновал более раннее, чем считалось прежде, вхождение Перми Великой в Русское государство.
В. А. Оборин - один из родоначальников городской археологии. В 1980-1990 гг. он исследовал исторические города Урала - Чердынь, Соликамск, Усолье, Кунгур, Верхотурье. Его организаторская и преподавательская деятельность во многом способствовала распространению знаний о коми-пермяцком народе Приуралья.
После смерти В. А. Оборина в археологии Пермского университета интенсивно работали молодые ученые: к.и.н. А. Ф. Мельничук, С. Н. Коренюк, Н. В. Соболева, В.П.Мокрушин, к.и.н. Г. П. Головчанский, к.и.н. П. А. Корчагин, А. Н. Лепихин (1963-2002 гг.), Э. Ю. Макаров (19622002 гг.) и др. Из школы В. А. Оборина вышел крупный организатор археологической науки в Перми - А. М. Белавин, ныне д.и.н., профессор, проректор по научной работе Пермского государственного педагогического университета, директор Пермского филиала Института истории и археологии УрО РАН. Уже успешно включились в работу ученики учеников В. А. Оборина -М. Л. Перескоков, Д. А. Майстренко, С. В. Шатунов, Э. В. Чурилов и др. Неоценимую помощь и поддержку оказывали и продолжают оказывать археологическому коллективу заведующий кафедрой древней и новой истории России, д.и.н., профессор Г. Н. Чагин, а также декан историкополитологического факультета д.и.н., профессор И. К. Кирьянов.
За годы работы археологического коллектива ПГУ были сделаны многие открытия, имеющие принципиальное значение для воссоздания дописьменной истории населения Пермского края. К числу их относится исследованная О. Н. Бадером в 1945-1948 и 1950-1952 гг. Островская стоянка эпохи позднего палеолита возле г. Перми. Для того времени это был самый северный памятник в Восточной Европе. Открытием европейского уровня является выявление и исследование десятков местонахождений и стоянок эпохи палеолита в Верхнем и Среднем Прикамье (В. П. Денисов, Э. Ю. Макаров, А. Ф. Мельничук, П. Ю. Павлов, С. Н. Коренюк, Е. П. Близнецов, Ю. Ю. Цыганов и др.). Среди них обнаруженное А. Ф. Мельничуком Ельниковское местонахождение на р. Сылве костей трогонтериевого слона вместе с кварцитовым орудием типа чоппинга, существовавшее 240380 тыс. лет назад.
Благодаря работам Камской археологической экспедиции стали известны памятники раннего этапа верхнего палеолита: Заозерье на р. Чусовой - 33-35 тыс. лет назад (П. Ю. Павлов) и поселение Гарчи I, где зафиксированы остатки двух наземных жилищ и многочисленный (около 6 тыс. экз.) каменный инвентарь (Э. Ю. Макаров, П. Ю. Павлов). К памятникам позднего этапа позднего палеолита относятся стоянки Ганичата I и II недалеко от устья р. Обвы (В. П. Денисов,
Археологической школе.
П. Ю. Павлов, А. Ф. Мельничук) и стоянка Шированово II в устье р. Иньвы (Э. Ю. Макаров, П. Ю. Павлов). Общая площадь последней стоянки - не менее 2 тыс. кв. м, коллекция материала насчитывает около 5 тыс. предметов, из них около 700 изделий с обработкой. Многочисленные кости животных принадлежат лошадям, северным оленям, мамонтам и носорогам.
Материалы, собранные Камской экспедицией, позволили детально охарактеризовать финальный этап верхнего палеолита (А. Ф. Мельничук). Одними из опорных памятников этого времени являлись стоянка Горная Талица, расположенная в низовьях р. Чусовой (А. Ф. Мельничук, П. Ю. Павлов) и серия памятников у д. Усть-Пожва Юсьвинского района Пермского края. На протяжении более километра на правобережье р. Камы располагались стойбища охотников, приходивших сюда в сезон охоты (Э. Ю. Макаров). Таким образом, сейчас достоверно известно, что памятники верхнего палеолита в Прикамье довольно многочисленны, они относятся к разному времени и представлены как пещерными (гроты Столбовой, Близнецова) или открытыми (Ганичата, Гарчи, Островская и др.) поселениями, так и святилищами (грот Большой Глухой) и местонахождениями (Усть-Пожва VI, Слудка II, Чубарки I и др.).
Следующая эпоха - мезолит - среднекаменный век (УШ-У! тыс. до н. э.) была выделена в Прикамье О. Н. Бадером типологически по материалам стоянок Нижне-Адищевской, Кама-Жулановской, Огурдино и др. Дальнейшие исследования подтвердили верность выделения эпохи. Начиная с 1961 г. несколько стоянок этого времени были выявлены на севере Пермского края и изучены В. А. Обориным, Ю. А. Поляковым, В. П. Денисовым, А. Ф. Мельничуком,
С. Н. Коренюком, К. М. Русановой, В. П. Мокрушиным, Г. А. Бординских и др.
С 1978 г. по настоящее время работу по выявлению и изучению памятников мезолитической поры ведет А. Ф. Мельничук. Им раскопан целый комплекс выразительных объектов - поселений Новожиловское, Монинское, Чашкинское Озеро У, Косинское I, Голый Мыс, продолжены раскопки стоянки Огурдино. В общей сложности на различных поселениях эпохи мезолита А. Ф. Мельничуком исследовано более 3000 кв. м культурных слоев, содержащих тысячи каменных предметов. Полученные материалы позволяют определить особенности домостроительных традиций населения Прикамья, характер производства каменных орудий, их эволюцию, достаточно полно реконструировать историческую картину жизни этой эпохи.
В 1947-1960 гг. изучением памятников следующей эпохи - нового каменного века - неолита (У-ГУ тыс. до н. э.) активно занимался О. Н. Бадер. Им были раскопаны классические неолитические объекты: стоянки Боровое Озеро I и II, Верхнеадищевская, Базов Бор, Сенная, поселение Бой-цово I и др. В. П. Денисов исследовал классическое поселение эпохи неолита - Хуторское возле г. Березники, а также многочисленные поселения у деревень Заюрчим и Заосиново возле г. Перми, памятники на Чусовском Озере, на севере Пермского края, в бассейне р. Вишерки. В разные годы неолитические объекты изучали А. Ф. Мельничук (Хуторская стоянка, Чашкинское Озеро УЕ, Усть-Залазнушка I и II, Мокино и др.), С. Н. Коренюк (Заюрчим и Заосиново), В. П. Мокрушин (Усть-Букорок) и другие. В последнее двадцатилетие число выявленных памятников неолита неуклонно растет. Сейчас в Верхнем и Среднем Прикамье известно более 100 памятников неолитического времени, которые размещались как на крупных, так и на мелких реках и озерах. Были заселены достаточно плотно не только южные, но и северные районы края.
Бум открытий и исследований памятников последующего времени - эпохи энеолита (середина III - первая половина II тыс. до н. э.) - падает на конец 1940-х-1950-е гг. В этот период О. Н. Бадером и его учениками было раскопано 55 поселений этого времени, около 30 тыс. кв. м культурного слоя и 163 жилища [Бадер, 1964]. Опираясь на эти уникальные материалы, О. Н. Бадер обосновал выделение энеолитической культуры в Прикамье, разработал ее хронологию, определил локальные районы - чусовской и осинский, рассмотрел вопросы развития хозяйства и происхождения культуры. В 1960-х гг. и позже материалы этого времени продолжали накапливаться: были выявлены и изучены стоянки Корепинская (В. П. Денисов и В. Ю. Лещенко), Ташкинская II (К. М. Русанова, Ю. А. Поляков), Красное Плотбище (В. П. Денисов), поселения Усть-Очер I, Зве-рево (А. Ф. Мельничук) и др. Богатейшие материалы энеолитических поселений Прикамья дают возможность составить представление о многих деталях жизни населения этого времени.
Велики заслуги КАЭ и в изучении памятников эпохи бронзы (ХУ-К вв. до н. э.). В 19581960 гг. О. Н. Бадер продолжил раскопки уникальных могильников Турбинское I и II [Бадер, 1961, с. 10]. На первом он раскопал 5118 кв. м и обнаружил 101 захоронение с оригинальным инвентарем
- бронзовыми изделиями: металлическими кельтами, наконечниками копий, топорами, украшениями, а также каменными скребками, наконечниками стрел, ножами превосходной выделки. Этот памятник мирового значения определен в российской археологии как сейминско-турбинский феномен. Позже последовали открытия еще нескольких разрушенных могильников подобного типа -Бор-Ленва в Добрянском районе и Заосиново ]У возле г. Перми (В. П. Денисов).
Поселения эпохи бронзы в Верхнем и Среднем Прикамье известны науке под названием «ер-зовская культура». Их открыто более 100. Особенно успешно они изучены В. П. Денисовым,
С. Н. Коренюком, А. Ф. Мельничуком. Наиболее крупные из раскопанных - Ерзовка, Заосиново УТ Половинное I.
Большое значение для понимания истории населения Прикамья имеет исследование памятников раннего железного века - ананьинской культурно-исторической общности. На конец 60-х гг. их насчитывалось около 120, сейчас - около 200. Наиболее значителен вклад в их изучение О. Н. Бадера, В. А. Оборина, А. Д. Вечтомова, В. П. Денисова, А. Ф. Мельничука и др. Долгое время на этой территории Прикамья могильники ананьинской эпохи не были известны, за исключением четырех могил некрополя Скородум (О. Н. Бадер), и только многолетняя настойчивость
С. Н. Коренюка привела к открытию им в Оханском районе Пермского края Оханского и Першин-ского могильников с уникальным материалом, происходящим из почти 250 захоронений. Замечательным памятником, раскопанным КАЭ, является Гремячанское святилище, на котором А. Д. Вечтомовым, В. А. Обориным, С. Н. Коренюком и А. Ф. Мельничуком собран богатейший материал.
Нельзя не отметить и роли КАЭ в спасении известного ученым-археологам с конца XIX в. Гляденовского костища. Его продолжали исследовать А. Д. Вечтомов, А. Н. Лепихин, А. Ф. Мельничук. При этом с помощью современных методов были получены принципиально новые факты, позволяющие должным образом оценить характер этого памятника.
Много внимания Камская археологическая экспедиция уделяла объектам I - начала II тыс. Памятники гляденовской, ломоватовской, неволинской и родановской культур особенно многочисленны в Прикамье. Их более 1000, и большинство найдено студентами и сотрудниками ПГУ. В изучении этих памятников преуспели В. А. Оборин, В. Ф. Генинг, Ю. А. Поляков, Р. Д. Голдина, А. Ф. Мельничук, С. Н. Коренюк, Н. В. Соболева и мн. др. Эталонными для своего времени являются Осинское, Бутырское, Горюхалихинское, Опутятское городища, Мокинский, Неволинский, Деменковский, Плесинский и другие могильники. В этой области активно работает дочерняя, выросшая из КАЭ, экспедиция Пермского педагогического университета (руководитель - д.и.н. Н. Б. Крыласова).
Важно, что именно Пермскому университету принадлежит инициатива археологического изучения старинных городов Урала: Перми, Кунгура, Соликамска, Усолья, Чердыни, Верхотурья (В. А. Оборин, П. А. Корчагин и др.), позволяющего корректировать и дополнять письменные источники археологическими.
Трудно представить современное состояние исторического знания о народах Приуралья без мощного пласта многообразных и удивительно богатых информацией археологических источников, собранных трудами энтузиастов - студентов и ученых археологической школы Пермского государственного университета - первой научной и долгое время единственной на Урале.
Мои поздравления с юбилеем и пожелания новых открытий в этой трудной, но очень необходимой для людей, живущих в Пермском крае, работе.
Библиографический список
Бадер О. Н. Древнейшие металлурги Приуралья. М., 1964.
Бадер О. Н. Поселения турбинского типа в Среднем Прикамье // МИА. М., 1961. Вып. 99.
Голдина Р. Д. О Владимире Антоновиче Оборине // Оборинские чтения. Пермь, 2006. Вып. 4. Голдина Р. Д. О. Н. Бадер и уральская археология // Междунар. (XVI Урал.) археол. совещание. Пермь, 2003.
Мельникова О. М. Пермская археологическая школа О. Н. Бадера (1946-1955). Ижевск, 2003.
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.03.2011