Научная статья на тему 'Археологическое наследие г. Омска: проблемы исследования, сохранения, презентации'

Археологическое наследие г. Омска: проблемы исследования, сохранения, презентации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Археологическое наследие г. Омска: проблемы исследования, сохранения, презентации»

Веденин Ю.А. Информационная парадигма культурного ландшафта // Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 68-81.

Гарбер М.И. Из опыта музеефикации памятников археологии за рубежом // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Сб. науч. тр. №109. М.: НИИ культуры, 1982. С. 115-128.

даушев д. Искусство фандрайзинга, или как продать моральное удовлетворение // Музей. 2007, №9. С. 18-24.

Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурных и природных объектов // Музейное дело России. М.: Издательство «ВК», 2005. С. 363-426.

Николаева Н.С. Особенности музеефикации археологических памятников // Музей в современной культуре. СПб.: Санкт-Петербургская Академия культуры, 1997. Т. 147. С. 204-210.

Тихонов В.В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. Иркутск: Издательство ИП «Макаров С.Е.», 2003. 180 с.

Хартия по охране и использованию археологического наследия // Советская археология. 1991, №3. С. 293-296.

Чибезкова О.Г. Функционирование памятников архитектурной археологии в городской среде // Памятники в контексте историко-культурной среды: Сб. науч. тр. М.: НИИ культуры, 1990. С. 87-121.

С.в. калугина

Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук, Омск

археологическое наследие г. омСкА: проблемы исследования, сохранения, презентации

Празднование 300-летия г. Омска накладывает огромную ответственность и нагрузку на социальную, экономическую и туристическую сферы самого города и всей области. Особое место здесь принадлежит культурному и природному наследию региона, в которое входят уникальные археологические памятники, историко-культурные и храмовые комплексы, памятники природы.

Современное общество как никогда ранее ощущает себя тесно связанным с глубоким прошлым человечества и рассматривает ранние фазы развития как очень важные и неотъемлемые этапы своей истории, через которые осуществляется преемственность и неразрывная связь прошлого с настоящим и будущим. Это делает проблему сохранения и использования археологического наследия одной из актуальных как в разработке культурной политики на федеральном и региональных уровнях, так и в период подготовки к празднованию 300-летия г. Омска.

Памятники археологического наследия неразрывно связаны с окружающей средой, и концепция их охраны, изучения, использования не может строиться особенно в условиях города без учета антропоген-

ного фактора. Особым направлением при формировании культурной политики, ее мероприятий на региональном уровне выступает исследование и музеефикация памятников археологического наследия.

К началу 1960-х гг. краеведом А.Ф. Палашенковым в Омске было зарегистрировано свыше 30 памятников древности (Павлова Г.А., Новоселова Л.В., Сизова С.Г., 2009, с. 9). С расширением и застройкой территории города многие из них попали в ее черту, вероятно, разрушены и уничтожены.

Среди памятников археологического наследия г. Омска, которые могут и должны стать объектами туризма и широкого экскурсионного посещения во время празднования 300-летия, нужно, прежде всего, отметить памятники археологии - «Омская стоянка», «Большой лог» и историко-культурный комплекс «Омская крепость», расположенные непосредственно на территории города.

Комплекс памятников «Омская стоянка» расположен на левом берегу Иртыша в районе Ленинградского моста и профилактория «Восход». Точно очертить территорию нельзя, так как она в основном скрыта современной застройкой. Омская стоянка открыта в 1918 г. врачом и краеведом Сергеем Александровичем Ковлером (1881-1960) (Коников Б.А., 1996, с. 5). В 20-е гг. XX века стоянку изучал омский краевед, минеролог, метеоролог Петр Людовикович Драверт (1879-1945). Первые научные раскопки стоянки провела Е.И. Липеровская, выпускница исторического факультета МГУ в 1927 году. В 1928 году на памятнике работала В.П. Левашова, которая предположила, что местное население наряду с железными изделиями продолжало пользоваться каменными орудиями труда (Палашенков А.Ф. 1960, с. 6).

С конца 30-х по 50-е гг. XX в. стоянку исследовал краевед, директор Омского краеведческого музея с 1943 по 1959 годы Андрей Федорович Палашенков (Коников Б.А., 1998, с. 9). В 1945 году по приглашению Па-лашенкова в Омск приезжает археолог В.Н. Чернецов, который обследовал памятники на территории города, в том числе Омскую стоянку. В 60-70-е гг. XX в. с коллекцией Омская стоянка в ОГИК музее работали В.И. Матющенко и А.И. Петров (Коников Б.А., 1998, с. 11).

В 1988 году на месте комплекса памятников «Омская стоянка» началось строительство здания профилактория, при котором, как считается, были разрушены значительные площади памятника. Параллельно строительству (а можно сказать - и вопреки ему) археологи Омского педагогического института и Омского государственного университета вели охранно-спасательные раскопки, в ходе которых впервые удалось открыть часть неолитического жилища и неолитический могильник - один из древнейших некрополей на омской земле (Коников Б.А., 1996, с. 8).

К сожалению, богатая история изучения и известные фамилии в ряду исследователей не спасли стоянку от «погребения» под современ-

ными постройками: ныне на месте стоянки, а если точнее, над стоянкой, высится здание профилактория (Коников Б.А., 1998, с. 7).

В 2008 г. Государственный исторический музей и Омское производственное объединение «Радиозавод имени A.C. Попова» в рамках реализации задач по сохранению и пропаганде культурного исторического наследия на условиях государственно-частного партнерства подписали Соглашение о сотрудничестве по изучению и сохранению памятника культурного археологического наследия «Омская стоянка» (Официальный сайт Радиозавода имени A.C. Попова: [сайт]. URL: http:// www.relero.ru).

Соглашением предусмотрено проведение научно-исследовательских работ на памятнике археологического наследия «Омская стоянка», оказание научной, методической и консультационной помощи, организация совместных выставок и экспозиций, издание сборников научно-исследовательских материалов о памятниках Сибирского археологического наследия.

В 2011 г. сотрудниками Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН были проведены разведочные работы с целью поиска культурного слоя и установление местонахождения памятника Омская стоянка. В результате под двухметровым слоем строительного мусора на территории санатория «Восход» был найден культурный слой, мощностью 40 см.

В 2012 г. были продолжены работы по дальнейшему изучению найденного культурного слоя сотрудниками и студентами Омского государственного педагогического университета. Исследователям удалось найти около 500 артефактов, датированных VI-V - I тысячелетиями до н.э.

С учетом подготовки к празднованию 300-летия со дня основания Омска, данный историко-культурный комплекс может, и должен быть, подвергнут музеефикации. Здесь было бы целесообразным создать музей под открытым небом. Нахождение подобного музея в черте города является еще одним его уникальным преимуществом. Научная реконструкция и музеефикация комплекса памятников «Омская стоянка» приведет к широкому общественному резонансу, он, безусловно, станет объектом постоянного интереса туристов а, особенно, школьников и студентов.

При правильном планировании всех этапов музеефикации памятника и использовании современных средств презентации археологического наследия, можно будет рассчитывать, что музей станет элементом культурного ландшафта, а не статичной ее частью, которая будет развиваться только благодаря вливанию средств государства. Необходимо завоевать интерес горожан и туристов, путем применения технологий, которые ранее не были задействованы в городе. Это технологии активного вовлечения посетителя, которые применяют в экспозиционной

практике, когда изменение или корреляция экспозиции происходит в результате учета мнения посетителей. Использование новых подходов при создании музея и в дальнейшей его работе позволит избежать проблемы функционирования музея после празднования 300-летия. Существует опасность, что после юбилея музей перестанет быть нужен бизнесу и ему придется существовать самостоятельно.

Омская стоянка, расположенная по соседству с памятником природы «Птичья гавань» (Русакова В.Н., 2010, с. 252), мемориалом Победы, вместе может и должны составить единую уникальную историко-культурную зону.

Другим брендом Омской области может стать памятник археологии - городище «Большой Лог», расположенное в черте города, в 12 километрах от устья Оми. Памятник открыт благодаря случайным находкам школьника Ивана Калугина в 1937 году. При осмотре А.Ф. Па-лашенковым (1960, с. 13) места находки керамики было установлено наличие здесь городища.

В августе 1949 г. Экспедиция ИИМК Академии Наук СССР в составе В.Н. Чернецова и В.И. Мошинской при участии школьников-краеведов произвела раскопки городища (Палашенков А.Ф., 1960, с. 13). Данные раскопки позволили установить многослойность данного памятника. По имеющимся ныне данным, первыми заселили ирменцы городище Большой Лог в III тыс. до н.э. В ирменскую эпоху городище было застроено крупными наземными прямоугольными жилищами с бревенчатыми стенами и земляным полом, по центру находился очаг, возле стен - земляные ямы для хранения припасов. Существует предположение, что на рубеже перехода от бронзового века к раннему железному веку (Х-УШ вв. до н.э.) в пределах одного поселка сосуществовали ирменцы и красноозерцы. На городище Большой Лог собрана коллекция глиняных лепных сосудов, украшенных крестовым орнаментом (хранятся в Музее археологии и этнографии Омского государственного педагогического университета). В эпоху раннего железного века (VII - ГУ-У вв. н.э.) территорию городища заселяли представители сар-гатской культуры. В конце I тыс. до н.э. на территорию нынешнего города пришли кулайцы с северо-востока Западной Сибири. И, как считают некоторые исследователи, наиболее крупным кулайским поселением на этой территории было городище Большой Лог. Кулайцы обжили мыс и прилегающую территорию, возвели с угрожаемых сторон земляной вал и ров, построили жилые прямоугольные постройки с земляным полом. Во второй половине I тыс. н.э. территорию городища заселяли представители потчевашской культуры (Коников Б.А., 2007, с. 41-51, 248). Найдены археологические свидетельства пребывания барабинских татар (ХТУ-ХУ! вв.). На Большом Логу В.Ф. Генингом и его коллегами из Уральского государственного университета вскрыты остатки наземных

жилищ и хозяйственных ям. Здесь же изучены глинобитные печи, возведенные на специально подготовленных площадках. Существует гипотеза, что в рассматриваемое время Большой Лог был одним из многочисленных городков сибирского ханства.

В 1990-е годы территорию памятника распахали, вокруг возведены дачные кооперативы. В результате изменений конфигурации памятника его площадь сократилась и составляет ныне около 2500 кв.м, хотя прежде она оценивалась в 3000 кв.м (Чернецов В.Н., Мошинская В.И., 1951, с. 78) и даже в 6000 кв.м (Генинг В.Ф., Голдина Р.Д., 1967, с. 145).

К сожалению, этот памятник не вошел в план сохранения культурного наследия г. Омска, а также не нашел своего покровителя. Для сохранения памятника необходимо провести исследование современной территории и границ памятника, и выполнить комплекс мероприятий по постановке его на государственную охрану. В дальнейшем при выборе способа музеефикации данного памятника необходимо учесть технологические возможности реставрации объектов на нем и последствия их применения. При сохранении археологического памятника в условиях естественного ландшафта необходимо учитывать возможность его длительного, управляемого, безаварийного существования.

Городище можно будет реконструировать, разместить там музей археологических находок ирменской, кулайской, потчевашской. При музеефикации памятника можно применить комплекс технических средств, созданный для виртуальной реконструкции «Ворота времени». Первая очередь этой интерпретационной системы «временные рамки» была установлена в археологическом музее Энама (Бельгия) в 1997 г. (автор концепции - Дж. Сандерленд, технический проект IBM, научно-информационное обеспечение - Институт археологического наследия Фландрии). При помощи системы производится виртуальная реконструкция церкви бенедектинского аббатства на разные исторические периоды ее существования (Каллебаут Д., Сандерленд Д., 1998, с. 53). Такой метод представляется оптимальным вариантом при сложной му-зеефикации многослойного памятника. Для воплощения в жизнь данной идеи необходимо провести полномасштабные раскопки, создать маршрут по раскопу и в определенных точках маршрута поставить кабинки, которые будут защищать саму систему и посетителей. Система состоит из камеры, компьютерной системы, двух мониторов и сенсорного экрана. Камеру необходимо будет направить на раскоп, и она будет передавать изображение на экран. Посетитель увидит изображение раскопа в режиме реального времени, на которое накладываются планы, рисунки и оживленные виртуальные изображения. Использование данной технологии позволит посетителям представить, как выглядело городище в разные эпохи, а ученым даст возможность для широкой реконструкции и интерпретации прошлого.

В настоящее время известна незначительная часть точного местонахождения археологических памятников города. Проблема в том, что и эта часть сейчас разрушается, так как хозяйственное освоение территорий идет достаточно быстрыми темпами, особенно в центральной части города. Следить за всеми работами, которые ведутся по подготовки празднования 300-летия города, их археологической «аккуратности» достаточно сложно, в первую очередь по причине отсутствия археологической карты города. Наличие такой карты позволило бы ускорить процесс музеефикации археологического наследия, усовершенствовать существующие проекты.

Библиографический список

Энциклопедия города Омска: Т. 1: Омск: от прошлого к настоящему (период с 1716-го по 2008 год) / под ред. Г.А. Павлова, Л.В. Новоселовой, С.Г. Сизова. Омск: Издат. дом «ЛЕО», 2009. С. 920.

Генинг В.Ф., Голдина Р. Д. Поселение Большой Лог у г Омска // V Уральское археологическое совещание. Сыктывкар, 1967. С. 145-148.

Герасимов Ю.В., Калугина С.В., Корусенко М.А., Павлов Д.Н. Историко-культурное (археологическое) обследование северо-западного сектора историко-архитектурного комплекса «Омская крепость» // Омская крепость: историко-культурное наследие: сб. материалов Омской городской науч.-практ. конф. (Омск, 25 ноября 2010 г.) / отв. ред. А.П. Сорокин, Н.А. Томилов. Омск: Издат. дом «Наука», 2011. С. 28-32.

Демченко В.М. Современное состояние и перспективы развития историко-культурного общественного комплекса «Омская стоянка» // Омская крепость: историко-культурное наследие: сб. материалов Омской городской науч.-практ. конф. (Омск, 25 ноября 2010 г.) / отв. ред. А.П. Сорокин, Н.А. Томилов. Омск: Издат. дом «Наука», 2011. С. 7-12.

Коников Б.А. Городище Большой Лог и история исследования кулайских древностей в Омском Прииртышье // Третьи исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Часть первая. Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. С. 49-52.

Коников Б.А. Омская стоянка - выдающийся памятник Среднего Прииртышья // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1996, №4. С. 340.

Коников Б.А. Комплекс памятников «Омская стоянка»: археологические открытия и находки. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 42.

Коников Б.А. Омское Прииртышье в раннем и развитом средневековье. Омск: Изд-во ОмГПУ; Издат. дом «Наука», 2007. С. 466.

Палашенков А.Ф. Материалы к археологической карте Омска // Известия омского отдела географического общества союза ССР. Омск, 1959, №3 (10). С. 3-23.

Лебедева Н.И. Омская крепость: этапы застройки северо-западного сектора // Омская крепость: историко-культурное наследие: сб. материалов Омской городской науч.-практ. конф. (Омск, 25 ноября 2010 г.) / отв. ред. А.П. Сорокин, Н.А. Томилов. Омск: Издат. дом «Наука», 2011. С. 16-21.

Чернецов В.Н., Мошинская В.И. Городище Большой Лог // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XXXVII. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 78-87.

Энциклопедия Омской области: в 2 т. / под общ. ред. В.Н. Русакова. Омск: Омское книжное изд-во, 2010. С. 592: ил., цв. вклейки.

Официальный сайт Радиозавода имени А.С. Попова: [сайт]. URL: http:// wwwrelero.ru (дата пересмотра: 16.01.2012).

Каллебаут Д., Сандерленд Д. Энам: новые технологии увековечивают прошлое // Museum. М., 1998, №4. С. 50-54.

и.г. минов

Государственное автономное учреждение Новосибирской области

«Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области», Новосибирск

башни казымского (ЮильСкого) острога: практический опыт исследования и использования объекта культурного наследия

Казымский (Юильский) острог был расположен в нижнем течении реки Вон-Вошьюган левого притока реки Казым, вниз по течению реки Казым от современного поселка Юильск (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ).

Первые упоминания о «хантском граде» Казыме встречаются в летописном первоисточнике XVI в. и в архивных документах, сохранившихся от XVII в. Например, о попытке покорения в марте 1582 г. казымских городков Ермаком сообщает «Краткая сибирская летопись», а в государевой грамоте 1607 г. в Березов воеводе Петру Черкасскому есть упоминание о том, что «кунная самоядь приходит с нашим ясаком в Казым». Это значит, что уже в начале XVII в. на Казыме существовал сборный ясачный пункт.

Самое раннее сохранившееся свидетельство о Казымском-Юиль-ском остроге - рисунок, сделанный Н. Шаховым, скорее всего в первые десятилетия XIX в. На нем видны постройки острога, окруженные тыновой оградой, посредине которой возвышается проезжая башня, крытая тесом. Ворота башни, изображенной на рисунке, имеют полуциркульное завершение, что соответствует воротам северной башни. Но сам острог изображен таким образом, что он как бы стоит на правом, северном, берегу Казыма (в действительности же острог был расположен на левом, южном, берегу реки, причем довольно далеко от основного русла - в 15-20 км), а к реке, тем не менее, обращена именно башня с арочными воротами. Вокруг крепости располагаются многочисленные одноэтажные строения (Курилов В.Н., 2005, с. 10).

Следующее свидетельство относится к началу 1840-х гг., когда Ка-зымский «городок» посетил чиновник Шершеневич, опубликовавший затем два описания уже опустевшего к тому времени острога. В одном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.