Научная статья на тему 'Археологический комплекс гора Хрустальная как объект музеефикации'

Археологический комплекс гора Хрустальная как объект музеефикации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНЫЙ АЛТАЙ / ХРУСТАЛЬНАЯ / КОМПЛЕКС / НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ / КУРГАНЫ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савицкая Юлия Станиславовна

Гора Хрустальная с древними наскальными изображениями в Онгудайском районе Республики Алтай основной памятник окружающего историко-культурного ландшафта, который содержит большое количество неисследованных курганов от эпохи бронзы до средневековья, культовую площадку, поминальники. Созданный природой и человеком археологический комплекс представляет интерес как объект музеефикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Савицкая Юлия Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL COMPLEX CRYSTAL MOUNTAIN AS OBJECT MUSEUMIFICATION

Crystal Mountain with ancient petroglyphs in Ongudaisky district of the Altai Republic the main monument of the surrounding historical and cultural landscape, which contains large amounts of unexplored mounds from the Bronze Age to Middle Ages, cult site, remembrance place. Created by nature and human archeological complex is interest as an object of museification.

Текст научной работы на тему «Археологический комплекс гора Хрустальная как объект музеефикации»

УДК

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ГОРА ХРУСТАЛЬНАЯ КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЕФИКАЦИИ

Савицкая Юлия Станиславовна,

студент, кафедра археологии ИИГУиМОКемГУ (Кемерово, Российская Федерация).

Гора Хрустальная с древними наскальными изображениями в Онгудайском районе Республики Алтай - основной памятник окружающего историко-культурного ландшафта, который содержит большое количество неисследованных курганов от эпохи бронзы до средневековья, культовую площадку, поминальники. Созданный природой и человеком археологический комплекс представляет интерес как объект музеефикации.

Ключевые слова: Горный Алтай, Хрустальная, комплекс, наскальные изображения, культурно-исторический ландшафт, курганы, музеефикация.

ARCHAEOLOGICAL COMPLEX CRYSTAL MOUNTAIN AS OBJECT MUSEUMIFICATION

SavitskayaYuliaStanislavovna,

Student of the department of archeology IIGUiMOKemSUKemSU (Kemerovo, Russian federation)

Crystal Mountain with ancient petroglyphs in Ongudaisky district of the Altai Republic - the main monument of the surrounding historical and cultural landscape, which contains large amounts of unexplored mounds from the Bronze Age to Middle Ages, cult site, remembrance place. Created by nature and human archeological complex is interest as an object ofmuseification.

Keywords: Altai Mountains, Crystal, complex rock art, cultural and historical landscape, mounds, museumification.

Археологический комплекс гора Хрустальная расположен в центральной части Республики Алтай, в Онгудайском районе, в трех километрах восточнее с. Иня, на правом берегу р. Катуни. Он включает гору и прилегающую к ней высокогорную террасу, на которой находятся группы курганов, поминальники и большой округлый скальный выступ с западной стороны террасы.

Исследования проводились археологической экспедицией Кемеровского государственного университета (лаборатория практической археологии) и музеем-заповедником «Томская Писаница», под руководством А. И. Мартынова, в 2011-2016 годы с участием автора настоящей публикации. Основные работы были направлены на изучение наскальных изображений и их копирование. Одновременно проводилось обследование всей территории, прилегающей к горе: обмер террасы, осмотр курганов, круглых поминальников, выложенных из камней и обмер каменной площадки. В результате было установлено, что мы имеем дело с созданным природой ландшафтом, состоящим из горы Хрустальной и высокогорной долины, с археологическими памятниками, которые представляют определенную природную и культурно историческую (археологическую) ценность. Гору Хрустальную

вряд ли можно рассматривать как отдельный памятник наскального искусства.

Памятник наскального искусства гора Хрустальная вытянут по направлению З-В на 2,7 км и представляет собой три соединенные конусообразные возвышенности. Она прикрывает долину с севера и северо-востока. Долина перед горой является второй надпойменной террасой правого берега р. Катунь с запада и устья р. Иня с юга. С восточной стороны долина ограничена межгорным ущельем, по которому проходит дорога в высокогорную долину, к горе Хрустальная. Долину с севера закрывают четыре горных выступа, образующих сплошной горный массив. На западе долина сужается, поворачивая. Южная оконечность в виде полукруга, в широкой ее части образует край надпойменной террасы, за которым расположены постройки с. Иня (рис.1).

Гора Хрустальная - центральная в цепи гор, закрывающих прилегающую долину. Она заметно выступает в сторону долины (рис. 2), создавая впечатление отдельного образования. Прилегающая высокогорная долина шириной 900 м относительно ровная и плавно поднимается к горам. У подножия гор, на поверхности, много каменных расколотых плит и крупных блоков различной величины. В восточной части памятника, около

ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

55

горы, встречаются друзы горного хрусталя, давшего название горе.

Гора имеет пирамидальную форму. Её высота достигает 935 м, широта 50°27,7' и долгота 86°38,9'. По своей структуре она весьма своеобразна. На обращенной к югу стороне хорошо выделяются ряды обнаженного монолита камня, обращенные плоскостями к югу и юго-востоку и образующего ступени (уступы). Насчитывается 12 таких уступов разной величины, вытянутых по направлению З-В под углом в 10-12°. Вершина горы с юга выглядит возвышающейся над долиной шапкой. Скальная поверхность памятника изрядно повреждена. Камень, представляющий собой красноватый плитняк с вкраплениями горного хрусталя, трескается, разрушается и откалывается вместе с наскальными изображениями [1].

Изображения нанесены на обращенные к югу блоки. Плоскости покрыты темно-коричневым загаром.

1-й ряд. Наиболее разрушенный нижний ярус выхода камня. Он простирается на 752 м. Представлен фрагментами светлого сланцевого камня, подверженного естественному разрушению, он трескается на почти ровные кирпичеобразные фрагменты и отслаивается. Весь склон усыпан фрагментами разрушенного камня различной величины. На некоторых кусках камня заметна выбивка и прочерченные линии разрушенных изображений. Сохранившиеся плоскости покрыты лишайником, заросли травой и мелким кустарником (рис. 3).

2-й ряд. Самые большие и, к сожалению, сильно разрушенные плоскости составляют второй ряд-уступ. На нем сохранилось мало изображений. В основном это фигуры животных, выполненные выбивкой и некоторые изображения, выполненные графикой.

3-й ряд. Образует узкий уступ в 50-70 см. Над ним возвышается вертикальная длинная стена, поднимающаяся под углом в восточном направлении. Выходы камня в среднем высотой около 2 м. Скальный выход коричнево-черного цвета. На нем наибольшее скопление изображений, выполненных в технике мелкой сплошной выбивки. Однако законченных изображений мало (рис. 4).

4-й ряд. С запада ряд начинается весьма большим выходом камня, высотой примерно 4 м, который одновременно является начало 5-го ряда.

5-й ряд. Он представляет собой переход к вершине горы и поросший кустарником уступ, сильно поврежденный выветриванием (рис. 5).

На сохранившихся участках камня, в ряде мест имеются отдельные разновременные изображения: выбитые, прочерченные и совсем поздние, нанесенные сплошной грубой выбивкой или мелкими ударами по камню с последующей зачисткой поверхности рисунка.

В западной части долины расположен каменный выступ площадью 20х25 м и высотой 6 м. Его образует монолит плотного известнякового сланца. Выступ противостоит горе и на вершине имеет удобную горизонтальную площадку, с которой открывается вид на все памятники комплекса и окружающий ландшафт.

На краю террасы, с западной стороны, находится большой поминальник в виде круга, выложенный из камней, диаметром 2 м. Внутри круга находятся камни горного хрусталя, а с боку каленная стела. На поле зафиксированы еще несколько круглых и четырехугольных поминальников.

На поверхности террасы заметно большое количество курганов, расположенных группами и цепочками по 5-8 курганов. Круглые оградки с могильными плитами внутри, выступающими на поверхности. По всей вероятности, эти курганы разновременные - начиная с каракольской культуры и заканчивая тюркским средневековьем. Цепочки курганов скифского времени расположены в западной части поля (6-8 курганов). К востоку от них еще одна цепочка из 9 курганов. В центре террасы находится группа из 12-15 курганов, расположенных двумя цепочками. Курганы заметны и в южной части террасы.

Таким образом, долина около горы Хрустальной представляет археологический комплекс со всеми атрибутами, соответствующими этому определению: священная гора, выступ-площадка, пригодная для ритуальных действий, поминальник, курганное поле, состоящее из курганов па-леометаллического периода раннего железного века и средневековья, т. е. на протяжении около 5000 лет высокогорная долина на правом берегу р. Катуни при впадении в нее р. Иня была некрополем в центральной части Горного Алтая. Всего, по приблизительным данным, насчитывается не менее 250 отдельных курганов разной конструкции. В центральной части могильного поля несколько отдельно стоящих курганов раскопано в наше время. Заметны следы разметки, плиты от погребальных ящиков, фрагменты оградок. Однако никаких сведений в научной литературе о раскопках нет.

Наибольшее количество изображений сохранилось в западной части горы. Всего было зафиксировано 32 плоскости, содержащих примерно 250 отдельных изображений (рис. 1-8. см. цв. вкл.).

Проведенные исследования показали, что местонахождение, условно названное Гора Хрустальная, представляет природно-исторический (археологический) комплекс, включающий особенности исторического ландшафта: обширная, ровная, полукруглая по форме терраса правого берега реки, защищенная с севера цепочкой горных образований, среди которых центральное место занимают гора Хрустальная и стоящий отдельно в западной части террасы обширный каменный

выступ с плоской вершиной. Вероятно, весь этот природный комплекс приобрел в конце эпохи бронзы священный смысл и на протяжении длительного времени воспринимался как сакральное место, где совершались погребения, возводились курганы, устраивались поминальники и наносились рисунки на священной горе.

Находящиеся здесь наскальные изображения разных эпох: самые ранние из них относятся к бронзовому периоду, ко II тыс. до н.э., а самые поздние к современности.

В наше время большую научную и практическую ценность представляет определение археологических комплексов как объектов музеефикации и тем самым возможности их современного цивилизованного использования в регионах в целях развития туризма. Эта исследовательская работа должна включать исследование основного и сопутствующих археологических памятников, определение территории исторического ландшафта, его природные особенности, привлекательность, научную ценность памятников, их доступность для осмотра, коммуникативность.

В целях дальнейшей реализации проектов музеефикации большое значение имеет научное

обоснование, предложение по типу музеефикации, используя имеющийся зарубежный и некоторый отечественный опыт музеефикации памятников археологического наследия [3, 4].

В данном случае можно предложить самую простую (Шведскую) форму музеефикации, которая заключается в следующем. Определяется территория археологического ландшафта, что уже сделано органами власти, объявляется заповедной территорией историко-культурного наследия. Местными органами власти проводятся самые необходимые работы: подъезд, стоянка, оборудование мест осмотра. Назначается ответственный за памятник из числа живущих в рядом расположенном поселении, в данном случае в с. Иня. На первых порах не надо никаких специальных построек. Организационным центром может служить магазин, кафе или просто личный дом ответственного за памятник. Он же может реализо-вывать сувениры, проспекты, брать установленную плату за посещение памятников. Все это можно сделать без особого труда на археологическом комплексе «Гора Хрустальная».

Литература

1. Савицкая, Ю. С. Гора Хрустальная - памятник наскального искусства в Горном Алтае/Ю. С. Савицкая // Материалы докладов LIII Региональной (IX Всероссийской с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Владивосток, 2013. - C. 153-156.

2. Кубарев, В. Д., Маточкин, Е. П./В. Д. Кубарев, Е. П. Маточкин Петроглифы Алтая. - Новосибирск, 1992. - 123 с.

3. Мартынов, А. И. Современные вопросы музеефикации археологических памятников/А. И. Мартынов // Наука, образование, музеи: формы освоения наследия. Барнаул-Новосибирск, 2016, C. 131-135.

4. Мартынов, А. И. Особенности и проблемы музеефикации культурно-исторического наследия России/А. И. Мартынов // Музеи-заповедники - музеи будущего. Материалы и доклады Международной научно-практической конференции (Елабуга, 18-22 ноября 2014 г.), Елабуга, 2015, C. 35-44.

References

1. Savitskaya, Y. S., Gora Khrustalnaya - pamyatniknaskalnogoiskusstva v GornomAltae [Crystal Mountain - a mon-

ument of rock art in the Altai Mountains]. - Materialydoladov LIII Regionalnoy (IX Vserossiyskoy s mejdunarod-nymuchastiem) archeologo- etnograficheskoyconferenciistudentov, aspirantov I molodyhuchenyh [Proceedings of the Regional LIII (IX All-Russia with international participation), archaeological and ethnographic conference of students, graduate students and young scientists]. - Vladivostok, 2013, P. 153-156. (in Russ.)

2. Kubarev, V. D., Matochkin E. P. PetroglifyAltaja [Petroglyphs of Altai]. - Novosibirsk, 1992. - 123 p. (in Russ.)

3. Martynov A. I. Sovremennye voprosy muzeefikaccii arheologicheskih pamjatnikov [Current issues of museumification

archaeological monuments] -Nauka, obrazovanie, muzei: formyosvoenijanasledija [Science, education, museums: the forms of development legacy]. Barnaul-Novosibirsk, 2016, P. 131-135. (in Russ.)

4. Martynov A. I. Osobennosti iproblemy muzeefikacii kul'turno-istoricheskogo nasledija Rossii [Features and problems

museification cultural and historical heritage of Russia] - Muzei-zapovedniki - muzei budushhego. Materialy i doklady Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Elabuga, 18-22 nojabrja 2014 g.) [Museum-Reserve - the future of museums. Articles and reports of the International scientific-practical conference (Elabuga, 18-22 November 2014)]. - Elabuga, 2015, P. 35-44.

Рис. 1. Гора Хрустальная. Вид с севера: 1 - план местонахождения;

Рис. 2. Выбитые сплошь изображения.

ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

59

Рис. 3. Изображение 1 - плоскость 1: 2 - плоскость 3.

Рис. 4. Изображения 1 - плоскость 4; 2 - плоскость 7.

Рис. 7. Изображения 1 - плоскость 19; 2 - плоскость 22, 3 - плоскость 23.

Рис. 8. Изображения 1 - плоскость 25; 2 - плоскость 26, 3 - плоскость 24.

ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

65

I

Рис. 9. Изображения 1 - плоскость 28; 2 - плоскость 29, 3 - плоскость 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.